ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель: Рассказать детям о многогранности русского народного творчества. Познакомить с русским народным костюмом. Развивать память, внимание, воображение, речь. Воспитывать уважение к творчеству своего народа.
Предварительная работа: беседа «Русский костюм. Особенность внешнего вида», «История костюма».
Развивающая среда: кукла Маша, аудиозапись «Ах вы, сени, мои сени», плакат русский костюм (при наличии), дидактический материал: «Окружающий мир», «Национальные костюмы», издательство «Страна Фантазий», презентация «Народный костюм», цветные карандаши, альбом.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, что мы называем русским национальным костюмом?
Ответ детей: сарафан, рубаха, кафтан, шаль, сорочка и т.д.
Воспитатель: Правильно ребята. Русский национальный костюм используется с древних времён и по наши дни.
Основная мужская одежда –сорочка или нижняя рубаха. Мужской костюм по всей России был однотипным. С младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой. Посмотрите на экран и обратите внимание, как выглядел старинный русский мужской костюм. (Показ слайда).
Рубахи шились из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Штаны заправляют в сапоги или онучи при лаптях.
На территории России выделяют четыре комплекса женской одежды –с сарафаном, с понёвой (шерстяной юбкой), с юбкой –андараком, с кубельком — распашным платьем. А теперь посмотрим, как выглядел женский старинный национальной костюм. (Показ слайда.)
Основой женского костюма была длинная подпоясанная рубаха. Ее украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи –горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. (Показ слайда).
И мужская, и женская одежда была украшена узорами – орнаментом. Каждый элемент орнамента имел определённый смысл:
Знак солнца означал плодородие, благополучие;
Знак воды, похожий на волну, означал веселье, радость;
Знак засеянное поле – счастье, богатство, достаток.
В орнаменте использовали в основном четыре цвета, каждый из которых имеет тоже определённое значение:
Красный – благополучие; Жёлтый – тепло, ласку; Синий – радость; Чёрный – богатство.
(Показ слайдов)
В гости приходит кукла в русском народном костюме.
Маша: Здравствуйте, ребята. Я — Машенька из сказки. Как вы думаете, из какой сказки я к вам в гости пришла?
Дети отвечают ( «Маша и медведь»)
Маша: Молодцы, ребята. Вы знаете, эта сказка называется народной потому, что ее сочинил народ. В копилке русского народа есть много чудесных сказок. Давайте вспомним их названия (дети называют). -Молодцы, вы знаете много русских народных сказок. Народ наш полон талантов, и кроме сказок создал много красивого и интересного. Например, русские народные песни. Предлагаю поплясать под одну из них.
Физминутка. Дети танцуют под песню «Ах вы, сени, мои сени».
Маша: Ребята, обратите внимание на мой костюм. Он тоже создан нашим великим народом. -Хотели бы вы носить такие костюмы?
Ответ детей: Да. К сожалению, в наше время народные костюмы носят только артисты, исполняющие русские народные песни и пляски, играющие в оркестрах русских народных инструментов, в качестве сценических костюмов.
У меня с собой есть сундучок непростой. В нём загадки живут и ответов ваших ждут.
Отгадаете загадки, он покажет вам отгадки.
(Загадывает загадки о русском костюме)
Каждый день поутру Надеваю я трубу. Ну не догадаться вам? Она зовётся… (Сарафан)
Он украшает голову, На цветок похож. Весь расшит узорами, Уж очень он хорош. (Кокошник)
Головной убор крестьянки Выбирали себе сами: И работать, и гулять — Что же нужно повязать?
Собирали в узелок Из материи… (Платок)
Что же это за одежда: С четырьмя отверстиями. В одно входишь, А в три выходишь. (Рубаха)
Тепла не даёт, А без него холодно. (Пояс)
(Маша достаёт из сундука картинки-отгадки, но они рассыпаются)
Маша: Ой, ребята, пока сундучок я сюда к вам несла.
С отгадками моими случилась беда.
Рассыпались отгадки.
Скорей составьте их, ребятки.
(Игра «Разрезные картинки». Дети составляют элементы русской одежды6 сарафан, кокошник, платок, рубаху, пояс и называют их).
Маша: Вот спасибо, молодцы, порадовали от души.
За это подарю я вам подарки, А вы украсите их сами, ребятки. Девочкам кокошники, а мальчикам – пояса. Принимайтесь за работу, друзья.
(Воспитатель раздаёт детям кокошники и пояса, а дети украшают их узорами по своему усмотрению, используя основные элементы и цвета орнамента русского костюма).
Следующая > |
Конспект логопедического занятия «Одежда и обувь» подготовительная группа
1- й ребенок. Я хочу рассказать о куртке. Она красивая, ярко-красная, теплая, непромокаемая. У нее есть синий капюшон и карманы. Куртка и карманы застегиваются на молнию. На рукавах кургки синие манжеты. Манжеты тоже застегиваются на молнию. У куртки желтая подкладка и желтые светоотражатели на рукавах. Такую куртку носят осенью в сырую холодную погоду.
2- й ребенок. А я расскажу о брюках. Они синие, теплые, непромокаемые. Они застегиваются на молнию. У них есть карманы. Карманы тоже застегиваются на молнию.
3- й ребенок. Я буду рассказывать о шапочке. Она желтая, непромокаемая, теплая. У шапочки длинные ушки с застежкой-«липучкой» и козырек. Подкладка у шапочки красная. Такую шапочку можно надеть в сырой холодный осенний день.
4-й ребенок. А я расскажу о сапожках. Они резиновые, желтые, теплые. У них красная подошва и красные каблучки. А еще их украшает красная меховая опушка. Их носят в сырую холодную погоду осенью.
Логопед помещает на коврограф перед детьми плоскостное и поражение ма/1ьчика.
Логопед. Помогите Сереже собраться на прогулку. Оденьте его.
Лети с помощью «липучек», которые подклеены к основе, закрепляют изображения одежды на мальчике. Логопед тоже прикрепляет плоскостное изображение клетчатого красно-сине-жатого шарфа.
4. Упражнение «Подбери схему». (Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов.|
Логопед помещает на коврограф звуковую схему слова.
Рис. 53
Логопед. Посмотрите внимательно на Сережу и на схему слова. К названию какого из предметов ею одежды подходит эта схема?
Дети. Схема подходит к слову шарф,
потому что в этом слове четыре звука. Первый, третий и четвертый звуки — твердые согласные, а второй звук — гласный.
Логопед. Произнеси четвертый звук. Маша, и расскажи о нем.
1-й ребенок. |Ф|. Это согласный твердый глухой звук.
Далее логопед предлагает остальным детям произнести по одному звуку из данного слова и рассказать о них.
5. Подвижная игра «Ботинки». [Координация речи с движением.) (Повторение. См. занятие 1. Тема «Одежда, обувь, головные уборы».)
Логопед предлагает детям пройти на ковер и сделать знакомое упражнение.
6. Домино «Одежда, обувь, головные уборы». (Развитие фонематических представлений. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности]
Логопед предлагает детям сесть на ковер и раскладывает перед ними картонки для игры в домино, на которых изображены следу-ющие предметы: куртка — берет, блузка — шляпа, валенки — рубашка, трусы — шорты, бриджи — шарф, футболка — сарафан, кроссовки — ииепанцы, свитер — туф! и. Логопед перемешивает карточки и раздает им детям по две.