Особенности работы с родителями в условиях дошкольного логопункта
Статья посвящена взаимодействию логопеда с родителями в условиях дошкольного логопункта.
Дошкольный возраст – лучший период для коррекции речевых дефектов. Поэтому логопункт, как и игровая комната или музыкальный зал, должен быть в каждом детском саду.
Под чутким наблюдением профессионала в области логопедии малейшие нарушения речи ребят будут выявлены своевременно. Логопед точно определит, кому и над какими звуками нужно поработать, и создаст для каждого систему эффективных упражнений.
Однако вся эта эффективность будет сведена на нет, если в коррекционный процесс не включатся родители малыша. Но как объяснить папам и мамам, устающим после работы и домашних дел, огромную значимость занятий по коррекции речи ребёнка?
Сегодня мы расскажем, как сделать взаимодействие логопеда с родителями максимально продуктивным.
Знакомство.
Сформировав группу ребят с нарушениями речи, логопеду стоит индивидуально познакомиться с родителями каждого из них. Лучше, если при знакомстве будут присутствовать и мама, и папа малыша. Ведь если значимость коррекции речи поймёт лишь один из них, то есть риск, что второй будет постоянно «охлаждать его пыл» со словами: «Не так уж это и важно», «Как-нибудь само исправится». Задачу лучше донести до обоих родителей, чтобы в дальнейшем они не пререкались, а наоборот объединили свои усилия на благо ребёнка.
При знакомстве нужно быть предельно деликатным и употреблять поменьше профессиональных терминов. Многие чересчур чувствительные мамы воспринимают попадание ребёнка в логопедическую группу как трагедию. Лучше объяснить всё простыми словами, избегая выражений «патология», «дефект» и т.д.
Общее родительское собрание.
Когда контакт со всеми родителями налажен, нужно собрать их вместе в спокойной, дружественной обстановке.
Родительское собрание можно провести в два этапа:
I этап: Мотивация.
Можно предложить взрослым пофантазировать: кем станут их дети, когда вырастут? А затем обратить их внимание на то, какое огромное количество профессий требует чёткой дикции и хорошо поставленной речи: журналист, педагог, актёр, политический деятель и т.п. И даже если будущее занятие их сыновей и дочерей никак не будет связано с ораторским мастерством, всё же правильное выговаривание слов – это уверенность в себе и высокая самооценка. Конечно, и люди, не обладающие гладкой красивой речью, добиваются успеха. Но если есть возможность заранее устранить препятствие, почему бы не сделать это?
Затем специалист логопункта может подчеркнуть, что данный возраст – самый благодатный момент для формирования правильной речи. Сейчас звукопроизношение малыша можно сравнить с гибким молодым деревцем, пока ещё способным принять нужную форму. Но когда ребёнок покинет детский сад, «деревце» станет крепче и прочнее, и коррекция речи сильно затруднится.
II этап: Объяснение деталей.
Нужно рассказать родителям про упражнения в домашней тетради и порядок их выполнения. Важно подчеркнуть: домашняя тетрадь для занятий не должна ассоциироваться у малыша с мучениями или скукой. В упражнения можно внести элемент игры. Не стоит ругать ребёнка за то, что у него не получается. Зато поощрять за успехи нужно почаще.
Периодический контроль.
На этом взаимодействие логопеда с родителями не заканчивается. Специалист логопункта детского сада ни в коем случае не должен пускать домашние занятия «на самотёк». Родители должны чувствовать, что их усилия не напрасны. Как и самих детей, их стоит постоянно поощрять за успехи. Позвонив по телефону, можно рассказать им о замеченных улучшениях в речи малыша со словами «Вам уже есть чем гордиться», «Поздравляем с ещё одним «побеждённым» звуком».
Содействие воспитателей.
Воспитатель детского сада, являющийся авторитетом для родителей, способен сыграть важную роль в их взаимодействии с логопедом. Он может выступить своеобразным посредником между ними. Маме, пришедшей забрать ребёнка, он может ненавязчиво передать советы логопеда по работе с домашней тетрадью. И наоборот: родители могут в доверительной беседе поведать воспитателю о сложностях, о которых стесняются напрямую сказать логопеду. А обратную связь воспитатель позже передаст им в той же мягкой, ненавязчивой форме. Так удастся избежать типичного страха перед «врачом в белом халате» – образ, с которым часто ассоциируется логопед.
Ольга Владимировна Соколова, учитель-логопед, ГБОУ детский сад №605, г. Москва
- Коррекционно-логопедическая работа с детьми-билингвистами в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения
- Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы
- Реализация комплексного подхода к преодолению речевых нарушений в условиях логопункта ДОУ
- Речевая карта для дошкольного логопункта
- Инновационные формы работы с родителями: Родительский клуб «Школа логопеда»
(4 понравилось, средний балл: 4,75 из 5)
Loading …
Примерное положение о логопункте в ДОУ
ПОЛОЖЕНИЕ
о логопедическом пункте МОУ Название учреждения.
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение о логопедическом пункте МОУ Название учреждения
(далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014; приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10.
1.2. Положение регламентирует организацию работы логопедического пункта в МОУ Название учреждения
(далее – Учреждении), основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности, гарантирует возможность получения логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи, обеспечение условий для их личностного развития, педагогической реабилитации.
1.3. Логопедический пункт открывается руководителем Учреждения при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально- технических, программно-методических и кадровых условий с целью раннего выявления и преодоления отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
1.4. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание Учреждения вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 20 детей с легкими речевыми нарушениями, в возрасте 3 – 7 лет на одну ставку).
1.5. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации по решению Учредителя или руководителя Учреждения.
2. Основные задачи логопедического пункта
2.1. Основными задачами логопедического пункта являются:
— осуществление диагностики речевого развития детей 3-7 лет;
— определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей;
— взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями (далее — ПМПК);
— организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
— распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
3. Организация деятельности логопедического пункта в Учреждении
3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу из числа обучающихся 3-7 лет с нарушениями речи, посещающих Учреждение.
3.2. Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется в порядке живой очереди согласно журналу регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи (Приложение № 1), преимущество при зачислении отдается детям 5-7 лет.
3.2.1. Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, составляется на основе логопедического обследования, которое проводиться учителем-логопедом Учреждения ежегодно с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, результаты обследования фиксируются в журнале логопедического обследования (Приложение № 2)
3.2.2. Список детей, зачисленных на логопедический пункт, разрабатывается учителем-логопедом, согласуется старшим воспитателем, утверждается руководителем Учреждения (Приложение № 3). Зачисление на логопедический пункт возможно только с письменного заявления родителей (законных представителей) (Приложение № 4). Родители (законные представители) имеют право отказаться от зачисления на логопедический пункт, в таком случае отказ должен быть зафиксирован в письменном виде (Приложение №5).
3.2.3. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заполняется речевая карта (Приложение № 6 и №7) и индивидуальный план коррекционной работы (Приложение №8).
3.3. На логопункт зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонетические, фонематические, фонетико-фонематические. Допускается пребывание на логопункте детей с не осложненной формой общего недоразвития речи (далее — ОНР) 4 уровня речевого развития (далее — ур.р.р.), (по Р.Е. Левиной).
3.3.1. Общее количество детей зачисленных на логопункт не должно превышать 20 человек, одновременно логопедическую помощь получают 12-15 детей.
3.3.2. Не подлежат приему на дошкольный логопедический пункт дети с тяжелыми, стойкими нарушениями речи, имеющие логопедическое заключения: ОНР (1,2 ур. р.р.); ОНР (3 ур.р.р.); ОНР (3 ур.р.р.), дизартрия; ОНР (3 ур.р.р.), ринолалия; заикание; системное недоразвитие речи; системное нарушение речи; афазия.
3.3.3. Если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет имеет вышеперечисленные сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ПМПК с целью решения вопроса о его переводе в дошкольное учреждение, в котором функционируют логопедические группы, для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. В случае отказа от прохождения ПМПК необходимо получить с родителей (законных представителей) письменный отказ (Приложение №9).
3.3.4. В случае если ПМПК рекомендует специализированное учреждение, но родители (законные представители) отказываются от перевода в специализированное учреждение, то необходимо взять с родителей (законных представителей) письменный отказ (Приложение №10).
3.3.5. В исключительных случаях ребенок с тяжелым нарушением речи или дети с другими ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) могут быть зачислены на логопедический пункт в рамках инклюзивного образования, но в таком случае количество зачисленных на логопункт снижается из расчета 1:2 или 1:3 в зависимости от тяжести диагноза. На каждого ребенка с ОВЗ ПМПк составляет адаптированную образовательную программу (Приложение №11)
3.4. Выпуск детей из логопедического пункта производиться в течение всего учебного года после устранения у них нарушений речевого развития.
3.5. Прием новых детей на логопедический пункт производится по мере освобождения места в течение всего учебного года.
3.6. Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на логопедическом пункте являются индивидуальные занятия. Подгрупповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста обучающихся и составляет от 2-х до 6-ти детей.
3.6.1. Занятия с детьми на логопедическом пункте проводятся ежедневно, как в часы свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, согласно циклограмме, утвержденной руководителем Учреждения.
3.6.2. Продолжительность занятий не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» 2.4.1 2660-10. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий зависит от характера нарушения речевого развития и должна составлять не менее 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.
3.6.3. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе Учреждения.
3.6.4. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей.
3.7. Ответственность за обязательное посещение занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатель и руководитель Учреждения.
3.8. Распределение рабочего времени учителя-логопеда составляется следующим образом: 85% — работа с детьми, 15% — организационная и методическая работа.
4. Руководство работой логопедического пункта
4.1. Контроль над работой всех логопедических пунктов при Учреждениях ЯМР осуществляет управление образования администрации ЯМР.
4.2. Непосредственный контроль над работой логопедического пункта осуществляет руководитель Учреждения.
4.3. Руководитель Учреждения обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционной и педагогической работы; подбирает педагогов для коррекционной работы.
4.3.1.Учителем-логопедом назначаются лица с высшим педагогическим или дефектологическим образованием с квалификацией учитель-логопед, владеющие методами нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
4.3.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством РФ.
5. Права и обязанности участников коррекционно-образовательного процесса
5.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопедическом пункте являются: ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель, администрация Учреждения.
5.2. Ребенок, с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о правах ребенка, законодательством Российской Федерации и ФГОС ДО.
5.3. Родители (законные представители) создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.
5.4. Учитель-логопед проводит обследование речевого развития детей Учреждения, регистрирует список обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.
5.4.1.Подготавливает список детей, зачисленных на логопедический пункт на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п. 3.3.1. настоящего Положения.
5.4.2.Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий на логопедическом пункте. 5.4.3.Планирует, проводит коррекционную работу с детьми, зачисленными на логопедический пункт по исправлению нарушений в развитии устной речи.
5.4.4.Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.
5.4.5.Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений обучающихся, зачисленных на логопедический пункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.
5.4.7. Взаимодействует с педагогическими работниками Учреждения, родителями (законными представителями):
— Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями), информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.
— Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) детей, посещающих Учреждение в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. 5.4.8.Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. 5.4.9.Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по речевому развитию детей, зачисленных на Логопедический пункт. 5.4.10.Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы (Приложение №12). 5.4.11.Представляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы логопедического пункта руководителю Учреждения до 30 мая по форме (Приложение №13).
5.4.12. Участвует в работе методического объединения учителей-логопедов ЯМР.
5.4.13.Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.
5.4.14. На учителя-логопеда логопедического пункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей сельских образовательных учреждений.
5.5. Воспитатель создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи детей всей группы.
5.5.1. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы дошкольного образования детьми, зачисленными на логопедический пункт.
5.5.2. Наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи.
5.5.3. Планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию детей, зачисленных на логопедический пункт.
5.5.4. Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, зачисленных на логопедический пункт.
5.5.5. Осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на логопедический пункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.
5.5.6. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) Учреждения по вопросам освоения образовательной программы детей, зачисленных на логопедический пункт.
5.5.7. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) детей, зачисленных на логопедический пункт. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
5.6. Администрация Учреждения обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы.
5.6.1. Подбирает педагогов для коррекционной работы.
5.6.2. Обеспечивает логопедический пункт специальным оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы согласно рекомендуемому списку (Приложение №14).
6. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопедического пункта
6.1. Для логопедического пункта в Учреждении выделяется кабинет, отвечающий требованиям СаНПиН.
6.2. На администрацию Учреждения возлагается ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и ремонт.
6.3. Логопедический пункт финансируется Учреждением, на базе которого он создан.
Логопункт. Логогруппа. Различия. Специфика.
— индивидуальным планом коррекционной работы;
— примерным графиком работы логопеда;
— графиком проведения индивидуальных занятий;
— планом подгруппового занятия;
— отчетом о работе, проделанной за учебный год;
— протоколами по приему и выпуску детей.
Планы на следующий учебный год составляются в мае и утверждаются заведующим ДОУ.
1. Годовой план работы логопеда на логопункте
В годовом плане определены три основных направления работы специалиста логопункта: с детьми, воспитателями и родителями детей, проходящих обучение. Отдельным перечнем приведен список мероприятий, проводимых логопедом в течение всего года и не имеющих привязку к конкретным срокам. Приведенный ниже годовой план работы логопункта выполнен в виде таблицы. Однако логопед может оформить его в виде списков по отдельным направлениям работы.
2. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»
У детей данной группы помимо нарушений звукопроизношения могут быть и элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи, недостаточно сформирована связная речь. С учетом этого был разработан комплекс занятий, носящих комбинированный характер. На них помимо развития моторики речевого аппарата, навыков звукового анализа и активизации высших психических функций проводится работа по обогащению словаря и коррекции грамматического строя речи.
Коррекционная работа по плану рассчитана на полгода. Занятиям основного этапа предшествует цикл из 12 подготовительных занятий (логотренинг). Продолжительность этих занятий составляет 30 минут. Они проводятся 4 раза в неделю в строгой последовательности.
Затем логопед 2 раза в неделю проводит тематические занятия основного этапа. Каждая тема отрабатывается в течении 1-2 недель и закрепляется на индивидуальных занятиях. Тематика занятий основного этапа может меняться в зависимости от того, какие темы вызывают сложности у детей. Занятия основного этапа не требуют строгой последовательности выполнения.
Планом также предусмотрено проведение четырех занятий по развитию связной речи. Итоговое занятие проводится в форме праздника.
3. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»[1]
У детей данной группы помимо нарушений звуковой стороны речи отмечается несформированность фонетико-фонематического восприятия. С такими детьми должна проводиться планомерная работа по развитию фонематического слуха. План предусматривает систему поэтапного формирования фонематической стороны речи. На занятиях логопед знакомит детей со звуками и буквами, проводит работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза. На каждом занятии дошкольники упражняются в правильном произношении новых звуков, учатся их дифференцировать, знакомятся с буквами, которые обозначают эти звуки.
Индивидуальные занятия с детьми с ФФНР проводятся дважды в неделю. Планом предусматривается проведение восьми занятий по развитию связной речи (один раз в месяц). Итоговое занятие проводится в форме праздника, на который приглашаются родители.
4. Индивидуальный план коррекционной работы (составляется на каждого ребенка)
Индивидуальный план коррекционной работы и речеваякарта являются базовыми документами, опираясь на которые логопед проводит коррекционную работу с каждым конкретным ребенком.
В индивидуальном плане должны быть указаны исходный уровень состояния речи ребенка, формы и виды необходимой коррекционной работы. Ведение этого документа позволяет проследить динамику состояния звукопроизношения и речи ребенка по месяцам. Осуществляя подобный контроль, логопед может более эффективно проводить коррекционную работу.
Примерный график работы логопеда и циклограмма рабочего времени
Документы, приведенные под номерами 5-8, являются организационными: они помогают логопеду планировать и проводить работу на разных этапах коррекционного процесса.
График работы логопеда составляется ежегодно, утверждается заведующей дошкольного образовательного учреждения и хранится в руководящих документах логопеда. Циклограмма позволяет проанализировать, как используется рабочее время логопеда.
7. График проведения индивидуальных занятий
В графике отражена информация:
— о дате и времени проведения каждого занятия;
— о том, на какой стадии закрепления находится автоматизируемый у ребенка звук;
— о содержании коррекционной работы с детьми. Графики проведения индивидуальных занятий можно хранить в папке или оформить для их заполнения специальную тетрадь.
План подгруппового занятия
Приведенным планом подгруппового занятия удобно пользоваться при проведении комбинированных логопедических занятий. При желании логопед может оформить занятие в виде конспекта.
Оформление уголка логопеда и памятки для родителей
После того как группы для зачисления на логопункт будут окончательно сформированы, логопеду рекомендуется провести первое родительское собрание (как правило, это происходит в середине сентября). На этом собрании логопед должен объяснить родителям, почему их детям необходимо посещать логопедические занятия, рассказать о том, как они проводятся, напомнить о необходимости своевременного выполнения домашних заданий. Также родителям нужно разъяснить, что нарушения устной речи ребенка могут привести к нарушениям письменной речи в школе, и это может в значительной мере сказаться на успеваемости. Именно поэтому и возникает необходимость проведения коррекционных логопедических занятий в дошкольном возрасте.
Для осуществления контроля за выполнением домашних заданий родителями в папку для индивидуальных занятий вкладывается обычный школьный дневник, на обложку которого наклеивается фото ребенка. В нем логопед делает соответствующие записи, а родители могут записывать возникающие по ходу выполнения заданий вопросы к логопеду. Такой дневник способствует поддержанию контакта родителей и логопеда в течение всего периода пребывания ребенка на логопункте.
Рекомендуется также организовать на логопункте специальную доску почета. На ней помещаются фото детей — выпускников логопункта.
Для информирования родителей о ходе коррекционного процесса в группе оформляется Уголок логопеда. Чтобы напомнить родителям о том, как правильно провести домашнее занятие с ребенком, используются специальные памятки.
Также в Уголке логопеда указываются фамилии детей, чьи родители должны прийти на консультацию, и время для логопедических консультаций. Консультации проводятся во второй половине дня (с 16 до 18 часов) — время, наиболее удобное для родителей.
Родителям должны быть известны обязанности логопункта и свои обязанности по отношению к детям. Эта информация помещается в Уголке логопеда.
Если педагоги логопункта сочтут необходимым, они могут оформить представленные сведения в виде соглашения и заключить такое соглашение с родителями каждого ребенка.
Работа с воспитателями
Особое внимание следует обратить на организацию работы с воспитателями во всех группах детского сада, начиная со второй младшей группы.
Опыт показывает, что организация профилактической работы способствует снижению количества фонетических нарушений у детей. Сначала логопед проводит подгрупповые занятия с детьми, а затем воспитатели по заданиям логопеда проводят аналогичные занятия самостоятельно. На занятиях логопед предлагает различные упражнения по развитию речевого дыхания и голоса, артикуляционной и мелкой моторики.
Для осуществления взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя рекомендуется использовать листок взаимодействия и карту обследования мелкой моторики Листок взаимодействия логопеда и воспитателя по автоматизации поставленных звуков поможет воспитателю увидеть, над какими звуками работает логопед с каждым ребенком группы, и проконтролировать правильное произношение этих звуков детьми в режимных моментах.
Диагностику мелкой моторики детей проводит логопед. Анализ полученных результатов позволит разработать ряд упражнений для детей, у которых мелкая моторика отстает от возрастной нормы. Эти упражнения воспитатель выполняет с детьми в рамках своих занятий.
Логопедическое обследование
Речевая карта
На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются особенности фонетической стороны речи ребенка (общее звучание речи, состояние фонематического слуха, особенности звукопроизношения); состояние лексико-грамматического строя и связной речи.
Логопункт. Логогруппа. Различия. Специфика.
Логопункт | Логопедическая группа | |
Организуется | в общеразвивающем, комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, или как дополнительная услуга на договорной основе | в комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, является основной образовательной деятельностью, финансируемой за счет бюджетных средств |
Основание к зачислению | диагностика логопеда ДОУ с 1 по 15 сентября | направление ПМПК |
Охват (из расчета 1 ставки) | несколько общеразвивающих групп | одна коррекционная группа |
Контингент детей преимущественно | с нетяжелыми речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР), но в силу рядя факторов (отдаленность от места жительства ДОУ с реч. группами, нехватка мест в реч. группах и др.), дети со сложными или сочетанными речевыми дефектами могут быть зачислены на логопункт | со сложными речевыми нарушениями (ОНР I, II, III уровень, осложненные формы ФФНР, заикание) |
Наполняемость | максимальная – 35 человек, минимальная – 20 в зависимости от расположения (город, сельская местность) | для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – 10 человек; для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – 12 человек; для заикающихся детей – 12 человек |
Возраст | 5-7 лет | 3-7 лет |
Формы работы | индивидуальная, индивидуально-подгрупповая | групповая (фронтальная), подгрупповая, индивидуальная |
Длительность занятия | 10-15 минут | фронтальные – 25-30 мин., индивидуально-подгрупповые – 15-20 мин. |
Частота посещений | 3-5 раз в неделю | 1-2 раза в день, определяется тяжестью нарушения речевого развития, вариативность форм занятий |
Основные задачи коррекционного процесса | преодоление фонетических и фонематических недостатков речи; предупреждение нарушений чтения и письма | Кор-ция нарушений устной речи: формирование прав. произношения, усвоение лексич. и грамматич. средств языка, развитие навыков св. речи; предупреждение наруш-й чтения и письма; активизация познават. деят-ти детей; коррекция недостатков эмоционально-личност. и соц-го развития; пропаганда логоп. знаний среди педагогов, родителей (закон. предст-лей) |
Длительность пребывания | зависит от тяжести речевого дефекта и колеблется от 1,5 месяцев до 1 года | зависит от тяжести речевого дефекта и времени поступления, колеблется от 1 года до 4 лет |
Пропускная способность | 20-35 воспитанников в год | зависит от срока коррекционно-развивающего обучения |
Выпуск | осуществляет логопед или ПМПк ДОУ | осуществляется ПМПК |
Взаимосвязь | преимущественно родители (лица их заменяющие), воспитатели | воспитатели, педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (лица их заменяющие) |
Тарифные надбавки | ——————- | педагогическим работникам на 20%; врачам, младшему медицинскому персоналу на 15% |
Дошкольный логопедический пункт
♦ Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в научно-методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы профилактики и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы.
♦ При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются:
♦ — перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;
♦ механизма зачисления;
♦ — количества одновременно занимающихся в логопункте детей;
♦ — рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта;
♦ — перечня документации учителя-логопеда.
Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.
Логопедический пункт при дошкольном образовательном учреждении (учреждениях) может быть открыт по решению администрации дошкольных образовательных учреждений и при согласовании с местными органами управления образованием на основании данных обследования детей и выявления тех, кто нуждается в логопедической помощи.
В основе работы логопедического пункта лежит «кустовой» принцип, в соответствии с которым логопедом могут обслуживаться одно (базовое) или базовое и несколько рядом расположенных (прикрепленных к нему) ДОУ, а также дети, воспитывающиеся в семье и проживающие рядом с логопедическим пунктом.
Обязательным условием для открытия логопедического пункта при дошкольном образовательном учреждении является наличие в базовом (или в базовом и прикрепленных к нему) учреждении не менее 10 групп детей в возрасте от 3 до 6—7 лет.
Логопедический пункт может быть организован при ДОУ вида:
— общеразвивающего
— комбинированного
— компенсирующего
Организация логопедического пункта при общеразвивающих ДОУ возможна только при наличии в базовом учреждении специально выделенного помещения — логопедического кабинета, площадью не менее 15 м2, отвечающего педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособленного для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. Логопедический пункт должен быть оборудован необходимым инвентарем, игрушками и пособиями в порядке, установленном для компенсирующих групп дошкольных образовательных учреждений
Если логопедический пункт организуется при ДОУ комбинированного или компенсирующего вида, помещением для него может служить ранее созданный и оснащенный кабинет логопеда, но лишь при наличии отдельного, изолированного от групповых помещений входа в него и только в те часы, когда логопед компенсирующей группы не проводит там занятий с детьми.
Рабочее время, размер заработной платы, длительность ежегодного отпуска и другие условия труда логопеда определяются нормативами, соответствующими компенсирующим группам дошкольных образовательных учреждений. Недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15—16 часов отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 4—5 часов — на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом ДОУ и родителями.
Зачисление детейна коррекционные занятия проводит сам логопед по результатам обследования детей всех возрастных групп базового (базового и прикрепленных к нему) ДОУ в начале и конце учебного года. При зачислении детей необходимо учитывать характер, степень тяжести речевых нарушений, возраст детей, в первую очередь оказывая коррекционную помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному включению в процесс систематического школьного обучения, а также детям младшего и среднего дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, заикание, фонетико-фонематическое ее недоразвитие). В том же порядке на логопедические занятия принимаются дети, не посещающие ДОУ и воспитывающиеся в семье.
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20—25 человек. Для оптимизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5—7 детей) или подвижные микрогруппы (2—3 ребенка). Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимальный объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН (п.12.10).
Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет с детьми 6-го года жизни — 25 минут, 7-го года жизни — 30 минут, индивидуальных — 10—20 минут.
Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. (2—3 раза в неделю). Занятия с детьми проводятся в дневное время, а 1 раз в неделю — вечером, для того чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые рекомендации, советы, консультацию.
В том случае, если у Вас сформировалась группа детей с общим недоразвитием речи или с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, то с ними осуществляется фронтальная работа со всей группой, а также подгрупповая и индивидуальная работа. С детьми 5-6 лет с нарушениями речи обязательно проводятся занятия по подготовке детей к школе (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. ). Вопросы по времени организации занятий решаются с администрацией дошкольного учреждения. |
Сроки логопедической работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 2—3 месяцев до 1,5—2 и более лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившиеся места зачисляются дети младших возрастных групп. По окончании занятий с ребенком или при выпуске его из дошкольного образовательного учреждения логопед при необходимости дает родителям рекомендации по организации условий его дальнейшего обучения (например, продолжение коррекционно-речевых занятий с логопедом в начальной школе, обучение в специальной (речевой) школе и др.).
Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от 1,5 до 6 месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более. Дети с тяжелыми, стойкими нарушениями в речевом развитии (общее недоразвитие речи, заикание) могут посещать логопедические занятия до 1,5—2 и более лет.
Решение о прекращении систематических занятий с ребенком логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам, степенью успешности овладения им дошкольной образовательной программой и лишь тогда, когда уверен, что близкие взрослые ребенка — педагоги и родители — достигли определенной степени независимости в оказании ему необходимой помощи и владеют достаточно широким репертуаром приемов развития детской речи и профилактики ее недостатков.
Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле внимания логопеда, чтобы он мог при необходимости оказать им консультативную помощь. На освободившиеся места зачисляются другие дети, нуждающиеся в логопедической помощи.
Ответственностьза порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация базового и прикрепленных к нему дошкольных образовательных учреждений.
Таким образом, даже достаточно краткая характеристика организационной и содержательной составляющих работы логопеда в условиях логопедического пункта при дошкольном образовательном учреждении (учреждениях) убеждает в том, что новая модель коррекционно-речевой поддержки не подменяет собой уже существующие формы специальной логопедической работы с дошкольниками, а эффективно и органично дополняет их, позволяя оказывать необходимую и своевременную помощь значительному числу остро нуждающихся детей с разной степенью выраженности речевых нарушений. Кроме того, она помогает уже сегодня дать определенный ответ на чрезвычайно актуальный для современной практики дошкольного образования вопрос о том, как обеспечить поддержку детей с разными отклонениями в развитии в рамках сложившейся системы образовательных учреждений и без дополнительных финансовых затрат, предоставляя широкие перспективы для конструирования на ее основе моделей организации коррекционной психолого-педагогической поддержки других категорий детей с отклонениями в сенсорном, интеллектуальном и двигательном развитии.
Однако гарантированное качество и высокая результативность при их разработке и внедрении будут обеспечены только при соблюдении следующих базовых условий:
♦ индивидуализированное, комплексное и систематическое воздействие на все стороны развития и личность ребенка-дошкольника с нарушениями в развитии;
♦ наличие квалифицированного специалиста-дефектолога в качестве главного организатора и координатора коррекционной поддержки детей;
♦ вовлечение близких взрослых ребенка (педагогов ДОУ, родителей) в коррекционно-педагогический процесс на правах его активных субъектов и организация преемственности ДОУ и семьи в работе по профилактике и коррекции отклоняющихся вариантов в детском развитии.
Направления коррекционно-развивающей работы:
· формирование полноценных произносительных навыков;
· развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
· развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
· обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально- оценочному значению слов;
· воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
· развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
· формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
1Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
- Информация
- Родителям
- О логопункте МАДОУ д/с № 4
О логопункте МАДОУ д/с № 4
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР), фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР). Поэтому основная задача учителя-логопеда ДОУ помочь детям, имеющим нарушения речи в условиях детского сада общеразвивающего вида. Занятия с такими детьми проводятся на логопункте ДОУ.
Что же такое логопункт?
Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы.
А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено время на занятия с учителем-логопедом. Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой.
Каких детей берут на логопункт?
На логопедический пункт в первуюочередь зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических групп, специализированных садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной группы, а также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом учебном году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в очередь.
С каким логопедическим заключением можно попасть на логопункт?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
v нарушение произношения отдельных звуков — ФНР;
v фонетико-фонематическое недоразвитие речи — ФФНР;
v общее недоразвитие речи — ОНР третьего уровня;
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Дети с ФНР зачисляются на логопедический пункт для логопедической работы на 6 месяцев. Индивидуальные занятия с ними проводятся 2 раза в неделю (первый месяц), далее 1 раз в неделю. Подгрупповые занятия (5-6 детей) — 1 раз в неделю. Всего: 52 занятия.
Дети с ФФНР зачисляются на логопедический пункт для логопедической работы на 8 месяцев. . Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю (первые два месяца), далее 1 раз в неделю. Подгрупповые занятия — 1 раз в неделю. Всего:72 занятия.
Дети с ОНР 3 уровня зачисляются на логопедический пункт для логопедической работы на 2 учебных года (16 месяцев). Первый год обучения — индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю (первые 2 месяца), далее – 1 раз в неделю. Подгрупповые занятия — 1 раз в неделю.Всего:72 занятия. Второй год обучения — индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю, подгрупповые занятия также 1 раз в неделю. Всего:64 занятия.
Индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10-15 минут, подгрупповые – 25-30 минут.
Мы стараемся в нашем детском саду оказать логопедическую помощь всем детям, нуждающимся в ней.
Какую же работу выполняет логопед? Это:
— коррекция звукопроизношения;
— формирование фонематического восприятия;
— расширение лексического запаса;
— развитие грамматической стороны речи;
— развитие связной речи;
— развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
— совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
Сколько детей зачисляется на логопункт?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20 -25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых нарушений, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться, но не могут превышать количество занятий, предусмотренное «Положением о логопедическом пункте МАДОУ д/с № 4». Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения, а на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди.
Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело, поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю.
Советы логопеда
Вместе весело дышать
Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики 1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение. 2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Нужно, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводят натощак. 3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. 4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи и груди. Техника выполнения упражнений — Следите за правильным вдохом — через нос; — плечи не поднимать; — выдох должен быть длительным, плавным; — необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать ладошками); — каждое упражнение необходимо выполнять не более 3-5 раз (многократное выполнение может привести к головокружению). Футбол. Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота —два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков. Перышко. Легко поддувать перо, лежащее на столе. Чей пароход лучше гудит? Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, другой дает ребенку. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он6 касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посредине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает какие то из требований. Шторм в стакане. Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посредине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы не надувались щеки, а губы были неподвижны. Снегопад. Сделайте рыхлые комочки из ваты — «снежинки». Объясните ребенку, что явление, когда идет снег, называется снегопадом. Предложите ему устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее. Морские волны. Ребенок держит губами соломинку и выдыхает медленно и легко на поверхность воды, так чтобы по воде шли слабые волны. Надуй шарик. Ребенок делает вдох через нос и выдыхает весь объем воздуха в воздушный шарик.
Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики желательно выполнять 1-2 упражнения на дыхание. Желаем успеха!
Почему важно отвечать на детские вопросы
Нет нужды доказывать, что ответы взрослого дают ребенку новые знания о природе, обществе, моральных нормах и пр. Только взрослые могут объяснить, почему идет дождь, рассказать, какие бывают машины, чем питаются разные звери, из чего делают пирожные и пр. Такие знания обогащают представления ребенка об окружающей его действительности, расширяют границы его существования. Отвечая на вопросы ребенка, взрослый обогащает представления ребенка о мире, который он не может взять в руки, потрогать, рассмотреть, но в котором он начинает жить. Разговаривая с ребенком, взрослый не только отвечает на поставленные им вопросы, но и вызывает появление новых. Ведь вопросы могут возникнуть только тогда, когда уже что-то известно. И чем больше знаешь о каком-нибудь предмете или явлении, тем больше появляется интересных вопросов, на которые хочется получить ответ. Поэтому речевое познавательное общение с ребенком не только дает ему новые знания, но и развивает любознательность ребенка, его стремление понять и объяснить все вокруг. Между тем, как ни странно, задавая взрослому познавательные вопросы, ребенок стремится не только к знаниям об окружающем его мире. В ходе такого взаимодействия не менее, а иногда и значительно более важным является удовлетворение потребности в уважении взрослого. Потребность в уважении не сводится к простому уходу и заботе – эта потребность является важным свидетельством развивающегося у малыша общения с окружающими и потому нуждается в особых способах удовлетворения. Потребность в уважении проявляется в том, что дети сильно обижаются, если взрослый считает их размышления глупыми, если он ругает их за надоедливость, излишнюю болтливость, если папе и маме некогда отвечать на его бесконечные «почему». И наоборот, всякая похвала взрослого, положительная оценка его действий или высказываний вызывает радость, уверенность в себе. Оказалось, что в разные периоды дошкольного возраста дети по-разному воспринимают замечания взрослого. В одном из наших исследований мы выяснили, как относятся дети разных возрастов к оценкам взрослых. И для этого дошкольникам 3, 5 и 7 лет предлагали выполнить простые задания (построить домик из кубиков, разложить картинки и пр.), а взрослый, наблюдая за действиями детей, время от времени хвалил их или делал замечания в очень вежливой форме. В 3 года эти замечания особенно не волновали детей – они спокойно продолжали интересное для них занятие, не беспокоясь о том, как оценивает их действия взрослый. У детей 5 лет, напротив, появилась обостренная чувствительность к оценкам взрослого. Каждое его замечание вызывало обиду – дети хмурились, отворачивались от взрослого, а если таких замечаний было слишком много, вообще отказывались выполнять задание. К 6-7 годам отношение к оценкам старшего становилось более спокойным и деловым, дети уже не обижались на замечания взрослого, а стремились что-то изменить в своих действиях. Таким образом, потребность в похвале взрослого наиболее остро проявляется в середине дошкольного возраста, и удовлетворить эту потребность можно только серьезным, уважительным отношением к интересам ребенка и подробным ответом на его вопросы.
Итак, отвечать на вопросы дошкольников важно, потому что: во-первых, ответы на вопросы ребенка обогащают его представления о мире, дают новые знания. во-вторых, ответы взрослого развивают ум и любознательность ребенка; в-третьих, отвечая на вопросы дошкольника, взрослый удовлетворяет его потребность в уважении. Однако ответы взрослого не просто отпечатываются в сознании ребенка, а подвергаются определенной обработке. Малыши выделяют в сообщениях взрослых только то, что отвечает их интересам, уровню их понимания, и по-своему преломляют эти сообщения. Кроме того, дети разного возраста воспринимают сообщения взрослого с разной степенью критичности.
Праздник правильной речи
Ребенок седьмого года жизни правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно составляет фразы; но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи в зависимости от содержания высказывания, четко произносит слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности. Свои возможности дошкольник сможет показать в разнообразных речевых играх. Скажи наоборот. Взрослый произносит различные слоги, а ребенок произносит слоги наоборот. Например: ау — уа, ры — ыр, ос — со…. Сигнальщики. У ребенка карточки, на одной из которых изображен колокольчик, на другой колокольчик зачеркнут. Если слово начинается с глухого согласного, ребенок показывает зачеркнутый колокольчик, если со звонкого — обычный колокольчик. Заколдованное слово. Взрослый предлагает ребенку «спасти» слово, проговорив все звуки из которых оно состоит. Сначала следует подбирать односложные легкие слова, например слово «дом», а потом усложнять. Телеграфист. Ребенок отстукивает слоговой рисунок слова с помощью карандаша: мар-ме-лад, дом, че-ре-па-ха… Звуковая цепочка. Взрослый называет первое слово, далее ребенок называет слово, начинающееся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово. Например: весна – автобус – слон – нос — сова-…. Архитектор. Ребенок называет слово с заданным звуком и берет одну деталь конструктора. Чем больше правильно названных слов, тем больше и красивее постройка. Отыщи слово, отыщи звук. 1. Землю роет старый к…от (крот), Под землею он живет. 2. Нам темно. Мы просим папу Нам включить поярче ла…пу (лампу). 3. На арену вышли …игры (тигры), Мы от страха все притихли.
Подобные игры и упражнения по развитию фонематического восприятия облегчат дошкольнику процесс освоению правильного звукопроизношения, а в дальнейшем — чтения и письма.
Как пополнять словарный запас у детей
Вашему ребёнку 6 лет, идёт последний предшкольный год. Слово “школа” почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребёнок был готов не хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основной дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребёнка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребёнка с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты. Очень важна роль словарного запаса и при овладении в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное – правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими. Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребёнок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря. По дороге домой. Взрослый предлагает ребёнку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: « Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка». Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок». Загадай – мы отгадаем. Составление ребёнком загадок-описаний. При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя по лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребёнка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса. Большое значение в обогащении детского словаря является работа по словообразованию. Ребёнок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детёнышей животных, некоторых слов (почему цветок – подснежник, а гриб – подберёзовик). Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы) Скажи наоборот. Взрослый называет слово, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый, стоять – идти, война – мир и т.д. Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слово, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища — еда-корм — продукты; жилище — дом – квартира — здание; идти – шагать -топать-шлёпать; весёлый – озорной -смешной. Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).
Уважаемые родители! Занимаясь с ребёнком, вы не только расширяете его представления об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и воображение.
Гласные и согласные
Вы уже знаете, что есть гласные и согласные звуки, почему их так назвали и чем они отличаются друг от друга. Продолжим знакомство с согласными звуками. — Послушайте и скажите, одинаково ли звучат эти согласные звуки [п] — [п’], [т] — [т’]. — Как произносится первый звук? Твердо. -А второй? Мягко. Можно послушать, как произносятся твердые и мягкие звуки в словах пушинка — перышко. Твердые согласные звуки мы обозначим синим цветом, они произносятся твердо, они такие же твердые, как лед. Мягкие звуки мы произносим мягко, они такие же мягкие, как травка, обозначим их зеленым цветом. Поиграйте с этими звуками. Вспомните слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом — мягкий (лук — люк). Задания и вопросы. — Послушайте звуки, закрыв ушки ладошками [т] — [д], [п] — [б], [с] — [з]. — Когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что слышишь? Ничего. — Мы знаем, что он согласный, твердый, теперь знаем, что он еще и глухой звук. — Когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь? — Правильно, как будто звенит колокольчик. Мы знаем, что он согласный, твердый, а теперь узнали, что он звонкий, как колокольчик. Когда ребенок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков. Задания и вопросы. — Легко ли понять друг друга, если будем говорить так: «М-е-н-я з-о-в-у-т Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи звуки «дружат», «держатся» друг за друга: «Меня зовут Рита». Поэтому, когда мы читаем, звуки у нас не рассыпаются. Обучение чтению начинается с чтения слогов. Если это закрытый слог, объясняйте так: «Произнеси первый звук и, потянув его, произнеси сразу второй — АП». При открытом слоге: «Сложи губки, как будто захочешь произнести первый звук, и сразу произнеси второй — ПА». Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на). Запомните: — звуки [ш],[ж], [ц] — всегда твердые; — звуки [ч],[щ] — всегда мягкие; — звук [й] — мягкий согласный. Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребенку, как с помощью гласных согласные из твердых превращаются в мягкие и наоборот. Кроме перечисленных выше звуков. Соединяя слоги в слова, обратите внимание на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги. Читая с ребенком первые слова, не забывайте о смысловой стороне прочитанного. Обучая детей чтению, учитывайте важный момент— развитие мелкой моторики необходимо для успешного обучения ребенка письму.
Готовим руку к письму
Наверное ( и многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее всего приходится на уроках обучения грамоте. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Ребёнку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная пятёрка. Задача пап имам – помочь малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним ещё до школы. К шести годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить детям разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы. Точность и ловкость движении пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Малыши разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручиваются в виде бусины, конец её проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить. Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а так же вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников(проследите только, чтобы ножницы были с тупыми закруглёнными концами, достаточно острыми и не заминали края бумаги). Очень полезны для развития пальцев ребёнка рисование и раскрашивание. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребёнка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдавайте предпочтение простым и цветным карандашам. Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть ребёнок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Бывают картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку. Или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко, — некоторым детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку. Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать. Попросите ребёнка обвести свою руку или ногу. Потом следы и ладошки можно вырезать и украсить ими комнату. Или разложите такие следы по квартире, чтобы, пройдя по ним, ребёнок нашёл в конце пути приз. Если ребёнку неинтересно обводить картинки просто так – продемонстрируйте ему волшебство копирки. Малыш даже однообразные закорючки согласится чертить, лишь бы посмотреть, как получится копия работы. Возьмите простую картинку (например, из раскраски для самых маленьких) и наметьте узор для каждой её части. Пусть малыш украсит весь рисунок нужными узорами. Так, если на картинке у вас цветок – серединку можно заполнить крестиками, лепестки – точками, землю – вертикальными штрихами, небо – горизонтальными. Терпения и успехов вам и вашему малышу в трудном деле подготовки к обучению письму!
Учим буквы
Родители хотят видеть ребенка умным, одаренным, способным покорить воображения знакомых, близких, умением читать и считать чуть ли не с младенчества. Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма?
Вот несколько советов. Учить ребенка читать и писать можно с 4 лет. 1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и называют — гласные. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся согласные. Попробуйте пропеть, протянуть звуки [п], [н]. Эти звуки нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, что их не пели, не кричали, их так и называют — согласные. Называя буквы произносите коротко, как звуки — Б [б], П [п], а не Бэ, Пэ. 2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков. Задания и вопросы. — Хлопни, когда услышишь звук [а], среди других звуков. — Хлопни, когда услышишь в слоге заданный звук. — Найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук. — Хлопни, когда услышишь в слове заданный звук. — Какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах? — Кто больше назовет слов на звук [а]? — Что могли бы рассказать о себе звуки [а], [о], а что расскажут о себе звуки [п], [б], при встрече друг с другом? И так со всеми звуками. 3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим и пишем [А-А-А]. Задания и вопросы. — Какой звук я произнесла? — Как ты определил, что это звук [а]? — Да, ты его услышал. Это буква А, которая обозначает произнесенный звук. На что похожа эта буква? — Давай, слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек. — Сколько и каких палочек нужно для буквы А. Одинаковой или разной длины? -Найди и покажи эту букву среди других букв. Зачеркни все буквы А. И так со всеми буквами. 4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова). Гласный звук можно обозначить красным квадратиком. Задания и вопросы. — Произнеси слово автобус. — Какой первый звук в этом слове? Звук [а]. — Какой это звук? Гласный. — Обозначим его красным квадратиком. Куда мы положим квадратик в нашем слове? В начале слова. И так со всеми звуками. О согласных звуках мы поговорим в следующий раз. Надеемся, что наши советы окажутся для вас полезными.
Развитие фонематического восприятия
Все родители хотят, чтобы ребенок правильно произносил все звуки, но это произойдет только в том случае, если он их слышит, различает. Часто бывает, что малыш испытывает специфические трудности при овладении фонематической системой языка: — неверно произносит звуки: не различает на слух в произношении близкие по артикуляционным и акустическим признакам фонемы (с-ш, з-ж, т’-ч, с’-ш, л-р и др.); — искажает слоговую структуру и звуконаполняемость слов (фотография — агафи, магнитофон — митафон и т.п.); — не может воспроизвести ряд слов близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, па-ба-па). В связи с этим можно сказать, что у ребенка не развито фонематическое восприятие — это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Зачастую эти проблемы делают очень трудным, а порою и невозможным овладение грамотой, навыками чтения. Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, просты в использовании и очень нравятся детям, они не требуют специальных условий — в них можно играть во время прогулки с ребенком по улице, в общественном транспорте и даже на кухне во время приготовления пищи. Вот некоторые из них: — выделение обусловленного звука среди других звуков (в ряду слогов, слов). Например, «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с]»; — определение наличия или отсутствия звука в слове: «Засели домик буквой М, назови картинки, скажи, слышится ли в их названии звук [м]»; — подбор слов с обусловленным звуком («Вот домик для буквы К, назови слова, в которых слышится звук [к]. Кто больше вспомнит слов со звуком [к]? По пути домой назови все предметы, в названии которых есть звук [к]»); — определи положение звука в слове (в начале, середине, конце). Подбор слов с определенным положением звука, например, «Назови слова, которые начинаются на звук [ж]»; — деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Слова на слоги можно делить ритмично шагая, затем назвать количество шагов-слов (МА-ШИ-НА); — слоговой синтез слов. Игра «Веселая математика» («Что получится, если прибавить ЛУ и ЖА?); — звуковой синтез слов. «Сидели в стручке-слове горошины — звуки, стручок лопнул и звуки рассыпались. Собери их. Что получилось? М А М А»; — различение фонем близких по артикуляционным и акустическим качествам. «Покажи, где КРЫША? А где КРЫСА»; «Подскажи словечко КАЛИНА или ГАЛИНА: зреет красная …, соберет ее …».