Имидж оратора. Часть 1.Основные рекомендации
Как должен внешне выглядеть человек, чтобы вызывать доверие у слушателей буквально с первых минут?
В этой статье мы поговорим о том, насколько важен внешний вид человека, выступающего перед аудиторией.
Читайте и применяйте эти простые, но очень эффективные рекомендации.
Итак. Все в каждом из нас должно быть гармонично. Поэтому и внутреннее состояние, и внешний вид всегда связаны и люди интуитивно это понимают. Невозможно обмануть своих слушателей, если главное внимание выступающего будет сосредоточено на том – «Как я выгляжу?»
Но и пренебрежение собственным видом тоже сыграет в минусе. Я сама много раз в своей жизни на презентациях, которые проводили компании иногда даже с мировым именем, наблюдала, как несоответствующий имидж выступающего просто разрушал все его слова.
Подобающий внешний вид, имидж оратора способен творить чудеса. Недаром такое развитие получила профессия имиджмейкера.
Хотя на внешности никогда нельзя зацикливаться и считать ее основной. Без внутренней работы человека над собой по очищению души, никакая внешняя атрибутика не скроет напряженного лица, неискренних глаз и жесткого выражения лица.
Одежда – это лишь часть общей гармонии человека, личности, которая себя уважает.
Люди формируют свое мнение о вас в течение первых секунд, просто бросив взгляд, даже до того, как оратор откроет рот. В первые 2 минуты люди оценивают человека более чем по 70-ти параметрам.
Одежда говорит очень о многом, и прежде всего о том, что вы сами о себе думаете, насколько воспитаны, образованы и к чему стремитесь. Привлекательной и уместной внешностью можно склонить аудиторию на свою сторону еще до 1-го слова, или оттолкнуть ее, если внешний вид неуместен.
Тон всему предстоящему дню вы задаете утром, во время выбора одежды из гардероба.
Вы – это лицо вашей фирмы. Люди не имеют возможности видеть центральный офис или огромные заводы компании, но вас – да, представителей этой фирмы (недаром многие компании вводят униформу).
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ
Внешний вид должен соответствовать ситуации: месту, теме и аудитории.
Если вы выступаете с научным докладом в своем научно-исследовательском институте, где каждый день коллеги видят вас с курчавой бородой, в клетчатой рубашке и мягких удобных мокасинах, им будет странно видеть вас гладко выбритым, в строгом костюме, белоснежной рубашке и черных классических ботинках.
Если же вас пригласили для вручения Нобелевской премии, то вполне логично, если вы, произнося благодарственную речь, будете одеты в соответствии с официальным дресс-кодом церемонии.
Для разных тем выступления — разный дресс-код для оратора.
Чтобы не запутаться, нужно легко запомнить два варианта: строгий и демократичный дресс-код.
Самый строгий дресс-код на конференциях, связанных со здоровьем и деньгами. Это темный костюм, однотонная светлая рубашка, галстук для мужчин, скромные аксессуары для женщин и классическая обувь.
В творческой, IT-сфере или если мероприятие проводится за городом, вы можете выглядеть более демократично: джинсы, рубашка, пуловер или пиджак, удобная обувь, для женщин – платье, брюки прямого силуэта.
Развитие ораторского искусства и образ оратора в России на современном этапе
В наши дни стремительно развивается митинговое, а также парламентское красноречие, в котором отражается столкновение различных суждений, борьба мнений. В последние годы развиваются и частные риторики, на основании которых возможно совершенствование речевого общения в так называемых «сферах повышенной речевой ответственности» (таких как дипломатия и медицина, педагогика и юриспруденция, административная и организаторская деятельность, социальная помощь, журналистика, торговля, услуги и прочее.).
С. Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» [71] выявила индивидуальные речевые типы ораторов
:
Рационально — логический
. Ораторы ϶ᴛᴏго типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности ϲʙᴏих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать ϲʙᴏю речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чᴛᴏбы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.
Эмоционально — интуитивный
. Представители ϶ᴛᴏго типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая ϲʙᴏю речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План ϲʙᴏих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.
Для данного типа оратора главное, очевидно, — увлечь аудиторию: он вихрем влетает к слушателям, буквально с порога. Энергично жестикулируя (по А. Пизу [158] – признак излишней эмоциональности или неуверенности в своих силах), образно рассказывает, как важен предмет его изложения для нас. Он безупречно одет, знания его огромны (что одних слушателей восхищает, других раздражает, третьи воспринимают его иронично), он приводит интересные и действительно новые факты. Экспрессия столь велика, что взгляд его «мечется» по аудитории, мимика выражает сильнейшую увлеченность и переживание. О таких лекторах принято говорить, что они нашли себя в слове. Их желание донести информацию не выдерживает сравнения с отвлекающими приемами — резкими движениями, резкостью интонирования. Он не захватывает аудиторию, его эмоциональное состояние не передается слушателям. Ни о желаниях, ни интересах аудитории оратор не задумывается и при всей экспрессивности своей речевой манеры он кажется так и не услышанным. Он оставил за собой право «не видеть» слушателя, утратил объективный учет темпа, интонации, громкости речи, жесты нередко немотивированны. А сама взволнованная речь на поверку оказывается лишь формой специфической «риторической атаки», не дающей аудитории возможности как-либо выразить свое отношение к говорящему или задать вопрос. Именно поэтому, педагогу, никогда не стоит пускать вход все имеющиеся риторические резервы одновременно.
Философский.
Ораторы — «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в ϲʙᴏей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта — стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в ϶ᴛᴏт процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.
Лирический, или художественно — образный
. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность — черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его — характер утонченный, меланхолический.
Можно выделить и еще один тип —
«начинающих» ораторов, которые еще только пытаются овладеть искусством красноречия и в школьной среде также встречаются такие педагоги.
Неуверенный тип.
Оратор выходит на кафедру, словно стесняясь чего-то. Он готов радоваться предстоящему общению, однако смущенность чувствуется во всем: мимика и жест «скованны». Походка и интонирование фраз слишком аффектированы. Возможно, это действительно начинающий преподаватель и особого доверия к нему не испытываешь, да и он сам не очень доверяет себе. Каждое положение он стремится подкрепить цитированием, разложив перед собой лист, испещренными необходимыми ссылками. Аудитория ловит его взгляд и чувствует, что от ее реакции будет многое зависеть для него. Стоит кому-то задуматься или начать перешептываться, как преподаватель почти запинается, увидев это. Чем отчаянней положение преподавателя, тем более аудитория непримирима в своей негативной оценке говоримого им. В результате речь оратора становится менее яркой, он сбивается, допускает неточности, гул в аудитории нарастает, педагог повышает голос и переходит на крик.
Образ ритора складывается как отношение его индивидуального стиля к представлению общества о риторическом идеале и проявляется в аспектах пафоса, логоса и этоса.
Пафос
— эмоционально-волевой аспект образа ритора. Мысль-воление образует замысел высказывания: ритор усматривает проблему, предлагает ее решение и стремится обосновать и реализовать его. Пафос направляет и организует волю аудитории к решению, поэтому тематика творчества ритора в сочетании с эмоционально-оценочным образом предмета речи, который ритор создает в аудитории, составляет пафос.
Логос
— интеллектуальный аспект образа ритора. Для реализации замысла в слове ритор использует радикальные средства убеждения, совокупность которых создает представление о его индивидуальной культуре и интеллектуальных ресурсах. Богатство и разнообразие словаря, состав общелитературной, книжной, специальной, научной, философской или просторечно-разговорной лексики, определенность и точность понятий, использование синтаксических конструкций письменно-литературной или разговорно-бытовой речи, правильность, чистота, лаконичность, связность и плавность речи, владение композиционно-речевыми формами описания, повествования, рассуждения, логическая правильность, определенность, последовательность, доказательность аргументации, композиционная стройность и целесообразность, уместность и завершенность высказывания — все это составляет логос ритора. Высокий логос создает авторитет ритора и организует аудиторию, ориентируя ее на компетентную оценку речи.
Этос
— этический аспект образа ритора. Поступки и высказывания ритора должны соответствовать нравственным идеалам общества к требованиям, которые аудитория предъявляет к уместности, замыслу, содержанию и форме публичной речи с точки зрения своего мировоззрения, целей и интересов. Этос ритора складывается как соответствие речи нормам духовной нравственности, права, общественной морали и профессиональной этики, обычаями этнической морали, правилам речевого этикета. Но важнейшей составляющей риторического этоса является соответствие ритора представлениям аудитории о собственной безопасности, которая и проявляется в так называемых ораторских нравах. Слово — инструмент власти, и чем оно совершеннее, тем эффективнее (Волков А. А. [30]).
Владимир Владимирович Путин
— один из самых известных российский политических ораторов современности. Он говорит легко, используя в своей речи немного юмора. Выступления его всегда хорошо продуманы, не содержат ничего лишнего. Жестикуляция рук плавная, которая нисколько не отвлекает внимание людей, лишний раз подчеркивает уверенность. Этот политический деятель отличается сдержанностью и спокойствием во время общения с народом или коллегами, не позволяя себе сказать резкое или грубое слово. На вопросы людей он всегда отвечает четко, так как хорошо разбирается во многих сферах жизнедеятельности.
Владимир Вольфович Жириновский
отличается тем, что его речь всегда сопровождается эмоциональной окраской, она непредсказуема и даже иногда обладает некоторой агрессивностью. Его выступления больше похожи на шоу. Он нередко оказывает своими словами давление на собеседника, использует энергичную жестикуляцию.
Жириновский обладает харизмой. Но он непросто великий оратор, а очень умный и справедливый политический деятель. Владимир Вольфович легко может развернуть спор, так как разбирается в любой теме. Он не отличается сдержанностью, всегда говорит то, что думает, выражает свои эмоции, зачастую может позволить сказать себе лишнего для заострения внимания на своей персоне [35].
Как можно охарактеризовать его, как оратора? Экспрессивный и агрессивный, склонный к хлестким, провокационным фразам и необдуманным действиям, громкий почти до крикливости и всегда активно жестикулирующий – в собственных глазах Владимир Вольфович наверняка предстает громогласным обличителем, но, увы, при всей популярности, его мало кто воспринимает всерьез. Он стал заложником своей манеры и своего амплуа, с вечным ореолом скандальности, превратился в главного «персонажа» политической сцены, за которым интересно наблюдать, потому что он непредсказуем и эпатажен, и в этом смысле всегда оправдывает ожидания публики. Осталось добавить, что, по мнению, некоторых политологов, многие из избирателей голосуют за Жириновского именно из протеста всей политической системе, не столько поддерживая его позицию, сколько выбирая наиболее контрастный вариант, из нелюбви к остальным (Сотников К. [188]).
В качестве противоположного примера политического оратора прекрасно подходит нынешний президент России Дмитрий Медведев
. Он является образцом современной ораторской манеры на отечественной политической сцене, особенно в последнее время. Никакой экспрессии – он сдержан и спокоен, его речь всегда правильно и логически выстроена, определения, которые он подбирает в свободном диалоге, максимально точно передают смысл. Он всегда предельно корректен и не допускает неоднозначных формулировок. Такая манера не производит сильного впечатления на большинство людей, речь слишком слажена и спокойна, порой это способствует даже расфокусировке внимания. Отсутствует фактор прямого эмоционально взаимодействия со слушателем, это ключевой момент – все взаимодействие лежит в поле действия разума и рационального постижения смысла речи. Подобную манеру лучше всего воспринимают люди науки, особенно юристы, к которым относится и сам Дмитрий Анатольевич, простым же людям такая манера может представать невзрачной, расплывчатой, неубедительной. Это, пожалуй, единственный серьезный недостаток подобной манеры.
В нашем обществе ораторское искусство охватывает практически все сферы, а не только политику и юриспруденцию. Достаточно много ярких представителей красноречия и в области культуры и науки. Это недавно почивший искусствовед, переводчик, теле- и радиоведущий, критик, Виталий Яковлевич Вульф
, историк, драматург, сценарист и телеведущий
Эдвард Станиславович Радзинский
и профессор МГУ, доктор биологических наук и телеведущий
Николай Николаевич Дроздов.
Эти люди – образцовые ораторы культуры и науки. В манере каждого из них есть некое своеобразие, своя харизма, и у всех она настолько самобытна, что не раз становилась объектом пародии. Их рассказы увлекают слушателя, заставляя его по-настоящему сопереживать историям. Вообще, в речах талантливых ораторов культуры и науки есть какая-то магия, обусловленная, наверное, самими явлениями, о которых они ведут рассказ, и их ощущением, которое дано им в полной мере (Сотников К. [188]).
Среди педагогов также немало ораторов, умеющих выстроить урок таким образом, что он пролетает как одно мгновение.
Ильин Евгений Николаевич—
педагог-новатор, учитель литературы из г. Санкт-Петербург, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности. По Ильину, литература не просто учебный предмет, а «постижение жизни», а анализ произведения сопровождается «трудом души». Список программных произведений содержит перечень важнейших нравственных проблем, не решив которые невозможно воспитать Человека. Урок-проблема характеризуется постановкой актуального, злободневного, личностно-значимого вопроса, на который ученик и учитель совместно ищут ответ.
Обсуждение прочитанного произведения выливается в выработку жизненной позиции, а личностное отношение к героям произведений проясняет мировоззренческие нравственно-этические принципы. Активное участие в полемике всех учеников класса обеспечивается реализацией учителем «закона трех О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем». Одна узловая деталь стать точкой «развертывания» всего произведения, а ответ на вопрос, обращенный к данному конкретному классу и даже конкретной личности, требует досконального знания произведения, критических материалов, биографии писателя. Уроки Е. Н. Ильина – это «художественный анализ художественного произведения». Артистизм, экспрессию, эмоциональное воздействие он считает одними из важных педагогических техник. Е. Н. Ильин – автор книг «Урок продолжается», «Искусство общения», «Как увлечь книгой», «Давайте соберемся», «Шаги навстречу», «Рождение урока», «Из блокнота словесника», «Путь к ученику» и др. (Ильин Е.Н. [77]).
Вопросы для самопроверки
1. Как развивалось ораторское искусство в России в период Киевской Руси и Московского царства?
2. Какие первые труды по риторике появились в XVII – XVIII вв., кто был их автором?
3. Какой вклад в развитие риторики как науки внес М. В. Ломоносов?
4. Расскажите об учебниках по риторике Н. Ф. Кошанского, А. Ф. Мерзлякова, И. А. Галича. Что нового они внесли в становление риторики как учебной дисциплины?
5. М. М. Сперанский, И. С. Рижский – вклад ученых в развитие науки риторика.
6. Когда в России началась формироваться школа политического красноречия, назовите ее основных представителей.
7. Перечислите роды и виды красноречия в соответствии со сферами коммуникации.
8. Как исторически складывался жанр академического красноречия в России. Какие вы знаете жанры академического красноречия? Кто из ученых и практиков внес определенный вклад в становление данного ораторского стиля?
9. Расскажите о научно-лекторской деятельности В. О. Ключевского, Т. Н. Грановского А. А. Ухтомского. Какие ораторские качества позволили им снискать уважение у студенческой аудитории?
10. Какие типы ораторов вы знаете, дайте характеристику каждому из типов.
11. Дайте определение пафосу, логосу и этосу. Как эти категории риторики реализуются в ораторской речи?
12. Перечислите известных ораторов Российской действительности. Попытайтесь определить, к какому типу ораторов они относятся. Аргументируйте свой ответ.
Практикум
1. Существуют различные подходы к толкованию риторики. Сравните данные определения, что их объединяет?
Платон:
«Искусство красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами не только в судах и других общественных местах, но и в чистом быту… Красноречие – мастер убеждения; в этом вся его сущность и вся забота».
Аристотель:
«Определим риторику как способ находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
Квинтилиан:
«Риторика – искусство говорить хорошо».
Ломоносов М. В.:
«Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми представлять и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости её удостоверить».
Рижский И. С.
: «Силою слова проницать душу других, повелевать их умами, растрогать их чувствительность разительным выражением нравственного, восхитить их воображение живейшим выражением естественного изящества есть искусство красноречия, составляющее предмет риторики».
Кошанский Н. Ф.
: «Риторика (вообще) есть наука изобретать, располагать и выражать мысли и (в особенности) руководство к познанию всех прозаических сочинений. В первом случае называется общею. Во втором – частною. Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других…»
Сперанский М. М.
: «Красноречие есть дар потрясать души. Переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий».
Галич А. И.
: «Теория красноречия, риторика научает систематически обрабатывать сочинения на письме и предлагает изустно так, чтобы они и со стороны материи и со стороны формы, то есть и по содержанию, и по отделке, нравились читателю или слушателю, производя в его душе убеждение, растроганность и решимость удачным выбором и размещением мыслей, а равно и приличным выражением мыслей с помощью слов»
Лабрюйер Ж.
: «Красноречие – это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать или внушать ему все, что нам угодно».
Паскаль Б.
: «Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в неё вникнуть»
Мурашов А. А.
: «Риторика в настоящее время – это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определенным образом воздействующей речи».
2. Прочитайте выше приведенный раздел:Академическое красноречие и его жанры. Выступите перед аудиторией в роли педагога, объясняющего новый материал ученикам (перескажите данный фрагмент).
3. Отметьте негативные стороны, присущие «плохому» оратору на основе юмористического текста «Советы плохому оратору». Используйте ниже приведенный текст, дополните его своими наблюдениями.
«Никогда не начинай с начала, а всегда за семь вест от него. Например, так: «Уважаемые дамы и господа! Прежде чем я перейду к теме сегодняшнего вечера, позвольте мне вкратце остановиться на..»
Теперь у тебя есть все, что необходимо для хорошего начала: штампованное обращение, начало перед началом, сообщение о том, что и как ты намереваешься говорить. Обещание быть кратким. Тем самым ты мгновенно завоевываешь сердца и уши слушателей.
Слушатель ведь очень любит, когда для него живая речь оказывается чем-то вроде трудного школьного урока, когда ты грозишь ему тем, что ты скажешь. Говоришь и уже сказал. И все это так обстоятельно.
Не говори экспромтом — это вызывает беспокойство. Лучше всего, если ты прочтешь свою речь. Это безопасно, надежно, а кроме того – каждого радует, когда оратор, читая, после каждого третьего слова бросает тревожный взгляд в зал: все ли ещё здесь?
Но если ты не прислушаешься к этому дружескому совету и захочешь непременно импровизировать … О ты, профан! Ты, доморощенный Цицерон! Бери пример с наших записных ораторов, заседающих в рейхстаге. Ты слышал когда-нибудь, чтобы они говорили экспромтом? Они наверняка дома помечают даже то, когда им нужно добавить патетики. Впрочем, если тебе все же приходится говорить экспромтом, говори так, как ты пишешь. А как ты пишешь — известно. Говори длинными-длинными предложениями, такими, какие ты конструируешь дома, в спокойной (несмотря на проказы твоих детей) обстановке, столь необходимой тебе, и о которых ты только сам, нанизывая один оборот на другой, знаешь, где они оканчиваются, так что слушатель, временами впадая в дрёму на своем стуле, снова видит себя в колледже, где ему так хорошо спалось, и нетерпеливо ждет конца этих периодов … Уф! Вот тебе пример: так должен говорить и ты.
Начинай всегда с Древнего Рима и постоянно, о чем бы ты ни говорил, воссоздай исторический фон. Это не только в немецком духе. Так делают все эрудиты. Однажды в Сорбонне я слышал речь одного китайского студента. Он гладко говорил по-французски, но к всеобщему веселью начал так: «Позвольте мне коротко затронуть историю моей китайской родины, начиная с двухтысячного года до нашей эры …» Он был страшно удивлен тем, что люди так смеются.
Так поступай и ты. И ты будешь прав, ведь иначе никто ничего не поймет. Да и как можно что-нибудь понять без исторического фона! Совершенно верно! Люди пришли на твое выступление не затем, чтобы услышать про живую жизнь сегодня, про сегодняшний день, а затем, чтобы узнать то, что они и без того могут узнать из книг… Абсолютно верно! Насыщай свою речь историей, побольше истории!
Не заботься о том, чтобы волны, которые катятся от тебя к публике, возвращались назад,- это вздор. Говори, не думая о результате, о людях, об атмосфере в зале, говори – и все, мой милый. И бог воздаст тебе.
Излагай все придаточными предложениями. Никогда не говори: «Налоги слишком высоки». Это чересчур просто. Гораздо лучше так: « Я хотел бы к тому, что я уже сказал, ещё заметить, что, как мне кажется, налоги далеко не …». Вот так.
Почаще демонстрируй, как ты пьешь воду. Это нравится.
Если ты собрался пошутить, сначала засмейся сам, чтобы всем было ясно, где соль.
Речь – иначе и быть не может – монолог. Поэтому говори один. И после многолетнего краснобайства тебе ни к чему знать, что речь – не только диалог, а целая симфония, в которой все время участвует безмолвствующая масса. И ты должен слышать её. Но нет, тебе слушать её незачем. Говори, читай, громыхай, блистай эрудицией!
К тому, что я выше сказал о технике речи, я хотел бы ещё коротко добавить, что придает солидность обилие статистических данных. Они успокаивают необыкновенно, ведь любому ничего не составляет запомнить десяток различных цифр, и это всех забавляет. Обязательно возвещай о том, что скоро заканчиваешь, иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости… Объяви о конце, начни сначала и витийствуй ещё полчаса. Все это можно проделывать много раз.
Составляй план не только для себя, излагай его людям. Это придаёт речи особый аромат.
Никогда не говори менее полутора часов, иначе не стоит и начинать.
Когда ты говоришь, другим приходится слушать. Насладись же этим правом!
Курт Тухольский (Германия)
4. Подготовьте сообщения:
1. Ораторский талант Т. Н. Грановского (Мурашов А. А. Основы педагогической риторики [Текст] / А. А. Мурашов — гл. 9, Риторика высшей школы. — М., 1996. – С. 159 – 184;
2. Кохтев Н. Н. Риторика [Текст] / Н. Н. Кохтев — гл. 3 Из воспоминаний о публичных выступлениях Т. Н. Грановского. — М.: Просвещение,1994. – С. 42).
3. В. О. Ключевский – мастер академического красноречия. (Мурашов А. А. Основы педагогической риторики [Текст] / А. А. Мурашов / – гл. 9, Риторика высшей школы. – М., 1996. – С. 159 – 184)
4. А. А. Ухтомский как преподаватель своей эпохи. (Каткова Е. А. Педагогические идеи А. А. Ухтомского как ресурс становления профессиональной культуры педагога // [Электронный ресурс]. – Вестник ВятГУ. – 2012. – №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-idei-a-a-uhtomskogo-kak-resurs-stanovleniya-professionalnoy-kultury-pedagoga (дата обращения: 29.07.2017).
Литература
Основная
1. Иванчикова, Т. А. Речевая компетентность в педагогической деятельности : учеб. пособие [Текст] / Т. В. Иванчикова. — М. : Флинта: Наука, 2010. — 223 с.
2. Михальская, А. К. Педагогическая риторика: учеб. пособие [Текст] / А. К. Михальская. — 2-е изд. — Ростов н /Д: Феникс, 2015. — 380 с. — (Высшее образование).
3. Михальская, А. К. Педагогическая риторика: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. К. Михальская. — Ростов на Дону: Феникс, 2013. — 380 с. — (Высшее образование).
4. Педагогическая риторика в вопросах и ответах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Ипполитова [и др.]. — М.: Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2011. — 254 с. on-line.
дополнительная
1. Авдеева, М. В. Неориторика Сб. конф. НИЦ Социосфера [Текст] / М. В. Авдеева — 2012. — С. 127—129.
2. Аннушкин, В. И. История русской риторики. Хрестоматия: [Электронный ресурс] учеб. пособие – 3-е изд., стереотип, Наука; М.: Флинта, 2011. — Режим доступа: https://nashaucheba.ru/v24312/аннушкин_в.и._история_русской_риторики._хрестоматия (дата обращения 12.05. 2017)
3. Аннушкин, В. И. Русская риторика. Исторический аспект Учеб. пособие [Текст] / В. И. Аннушкин. — М.: Высшая школа, 2003. — 397 с.
4. Баева, Е. В. Историко-педагогический анализ развития риторики в России [Текст] / Е. В. Баева // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2014. — № 3. — С. 71— 74.
5. Волков, А. А. Основы риторики. Учеб. пособие для вузов [Текст] / А. А. Волков — М.: Академический Проект, 2003. — 304 с.
6. Волков, А. А. Курс русской риторики [Текст] / А. А. Волков. — М.: Изд-во храма св. муч. Татианы, 2001. — 480 с.
7. Вомперский, В. П. Риторики в России XVII – XVIII в.в. [Текст] / В. П. Вомперский – М.: Наука, 1988. — 180 с.
8. Каменская, Н. Е. Проблемы риторики в современной России: [Электронный ресурс] // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. — 2004. — №12. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ritoriki-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 16.06.2017).
9. Лощенкова, Р. Х. Ораторское искусство как социальное явление [Текст] / Р. Х. Лощенкова // Вестник Башкирского университета. — 2009. —Т.14 — № 3 — С. 913 — 914.
10. Тимонина, И. В. К вопросу о месте риторики в системе речеведческих дисциплин: [Электронный ресурс] // Записки Горного института. — 2005. — №1. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-meste-ritoriki-v-sisteme-rechevedcheskih-distsiplin (дата обращения: 11.05.2017).
ПРАВИЛО ВТОРОЕ
Вы не должны быть ни чрезмерно нарядны, ни вызывающе просты.
Запомните:
- Не надевайте костюмы с люрексом, синтетическим блеском или металлическим отливом, лаковые туфли с загнутыми носами и пряжками, во всем этом вы будете слишком ослепительны, чтобы вас можно было еще и слушать.
- Женщинам не стоит надевать для выступления юбки с воланами, обтягивающие юбки и платья, использовать элементы вечерних нарядов в одежде (например, бархат, мех, кружева, парчу), многочисленные украшения, туфли с каблуками выше 7 см. Не нужно надевать на выступление блузы с глубоким декольте, если вы все-таки хотите донести до слушателей информацию. Ваш наряд не должен быть чересчур радостным и фееричным. Крупный белый горох на красной юбке – это чУдно, но в случае, если вы оратор – это чуднО.
- Чем выше сцена, тем длиннее должна быть юбка. В идеале это должна быть юбка до середины икр или ниже. Разрез на юбке допустим только сзади.
- В одежде не должно быть ярких и блестящих деталей, а женщина не должна быть одета в трикотажный свитер или платье и туфли совсем без каблука, даже если ситуация предполагает демократичный дресс-код. Такая одежда может создать «домашний» образ и снизит ваш статус и, как следствие, доверие к вашим словам.
- Ни в коем случае нельзя выходить на сцену в короткой (выше колена юбке) и сапогах (особенно зимних).
- Аксессуары должны быть в тему и не должны затмевать ваше выступление — сережки не должны спускаться до плеч, сверкать и нежным шелестом или звоном сопровождать вашу речь, колье на шее не должно лишать вас равновесия и создавать риск упасть в зрительный зал. Платки, шарфы и палантины уместны, если вписываются в общую картину и не отвлекают вас от главного — вашего выступления.
- Макияж должен обрисовывать ваши глаза и губы, чтобы их было видно из зала, но не так, чтобы зрителю казалось, что ваше лицо находится прямо перед ним.
- Профессиональная укладка волос перед мероприятием необязательна, но, если сами вы умеете только расчесываться, то очень желательна.
- Кеды, помятая рубашка или поношенный свитер также не вызовут положительных эмоций у ваших слушателей в случае, если вы выступаете не в клубе перед тинейджерами.
В бизнесе лучшее – это дорогой, классический и личный стиль.
Консервативный костюм женщина может менять и освежать разными дорогими шарфиками, блузами и мелкими деталями, типа нитки жемчуга, хотя бы и речного.
Блузы должны подходить по тону к обеим костюмам. Пиджаки от костюмов можно носить с различными юбками.
Итак, в этой статье мы поговорили об общих рекомендациях, которые составляют имидж оратора.
Продолжение статьи о цветовой гамме и аксессуарах читайте здесь.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ
Оратор должен быть опрятен и свеж.
Даже если накануне вы легли спать поздно и даже, возможно, в одежде, вы должны успеть привести себя в порядок перед выступлением. Легкая небритость и слегка помятое лицо, равно как и одежда, может вызвать чувство солидарности только у тех, кто пришел слушать вас в таком же состоянии. И ни в коем случае не надевайте темные очки, даже если состояние ваших глаз не исправить макияжем и чайными пакетиками.
У вас должны быть чистые волосы, чистые ботинки и чисто выбритое или аккуратно накрашенное лицо, ухоженные руки. Одежда всегда должна быть выглаженной и чистой. Одежда должна быть вам впору — это значит, что рубашка не расходится в разные стороны между пуговицами, пиджак не сборит, брюки не оттопыриваются в карманах. У женщин и из-под одежды нигде не должно просвечивать, торчать и врезаться белье.
И еще небольшое дополнение: если вы носите очки, используйте очки с антибликовыми стеклами, чтобы люди могли видеть за ними ваши глаза.
Итак, основные рекомендации по имиджу:
Одежда должна быть такая, чтобы вы чувствовали себя комфортно, и эта уверенность предается людям. Вы сами должны получать удовольствие от своего вида.
Наряд должен быть изящным и свободным, простая, сдержанная одежда, так, чтобы о ней можно было совершенно забыть, сосредоточившись только на работе, встрече, выступлениях. Лучше пусть вещь будет чуть более свободна, чем тесна. Если есть поперечные складки, то человек кажется еще толще, особенно мужчины в тесных рубашках.
Никогда нельзя выходить на публику и в 1-й раз надевать новый наряд. Его надо попробовать в повседневной жизни, чтобы привыкнуть как вам в нем сидится, ходится и так далее.
Одежда не должна привлекать к себе внимание, она должна помогать вам, а не подавлять.
Следует встать пред большим зеркалом и «сфотографироваться» в полный рост, осмотрев себя со всех сторон. Не надо лукавить себе, а просто понять и знать, что идет вам, а что нет.
Не полениться и провести полную инвентаризацию гардероба, и обновить его, опираясь на новые цели в жизни. Спокойно избавиться (не хранить, так как это застойная энергия в доме) от устаревших, не по размеру вещей, а также от тех, которые не соответствуют вашему новому положению бизнесмена, руководителя, оратора и т.п.
Избавляясь от старого, мы всегда освобождаем место для нового. Это касается всего – вещей, мыслей, качеств, установок ума и так далее.
Нельзя думать: «Вот заработаю, тогда и буду выглядеть классно!» Все происходит наоборот. Сначала вы вкладываете в свой имидж деньги – в себя, как в фирму. Вкладываете все, что только возможно, а потом это вложение работает на вас. Только отдав, вложив сначала, можно что-то получить.
В одежде должны присутствовать качества: деловитости, женственности ( соответственно – мужественности для мужчин)и гармонии всего одетого между собой.
Есть варианты ситуаций, когда не надо выглядеть супер официально.
Например: на мужчине одет костюм, но с джемпером мягкой расцветки под пиджаком. Такой вид говорит человеку: «Я пришел к тебе по делу, но как к другу». Или на женщине одет классический деловой костюм, но с женственными украшениями и блузой, шарфиком. Это смягчает строгость классики и создает уважительное, но и душевное состояние.
5. Следует очень тщательно отбирать теперь каждую новую вещь для покупки. Она должна быть самого лучшего качества, которое вы только можете себе позволить. Из ткани подходящего цвета и отлично сидеть на вас. Никакой погони за модой!
6. Обдуманно отобрав 2 базовых цвета, которые больше всего идут вам, можно создать до 40-ка сочетаний, имея под рукой всего 12 вещей.