Типы речи в русском языке
У каждого текста есть тема или основная мысль, то, что хотел сказать автор. Сделать это — выразить свою позицию — он может в разнообразных формах. В зависимости от того, в каком ключе он строит свою мысль, формируются типы речи.
Типы речи — это функциональные разновидности текстов.
Всего мы можем выделить три типа речи:
- повествование;
- описание;
- рассуждение.
Повествование — самый распространенный тип речи, причем как устной, так и письменной. Его назначение — рассказать какую-то историю. В рассказе все события должны быть логически связаны, у него обязаны быть четкие начало и конец. Слушатель или читатель должен хорошо понимать основную мысль истории, с кем она происходит, где и когда. Главная особенность этого типа речи — большое количество глаголов.
Описание же, как понятно из названия, нужно для того, чтобы описывать какой-либо предмет или ситуацию. Его главная цель — передать читателю или слушателю образ, который видит автор. Обычно описания насыщены прилагательными и наречиями.
Рассуждение — тип речи, который встречается реже всего. Во время рассуждений человек объясняет причины, выражает свои мысли и взгляды по поводу какой-то проблемы.
Разновидности речи очень сложно перепутать между собой. Все они несут конкретную, четко определенную функцию. Если человек не может понять, какой тип речи перед ним, ему просто следует ответить на вопрос, — с какой целью текст был написан? Если для того, чтобы рассказать историю — то это повествование. Если с целью показать какой-то предмет или явление, то описание. Если же для того, чтобы донести до читателя свежую идею, то рассуждение.
Отличие типов речи от стилей речи
Типы речи очень часто путают со стилями речи. На деле же это два совершенно разных явления.
Стили речи — набор речевых элементов, характерных для той или иной ситуации.
Всего их пять:
- разговорный;
- художественный;
- публицистический;
- научный;
- официально-деловой.
Так, например, в разговорном стиле можно использовать жаргонизмы и просторечия, тогда как в остальных стилях это недопустимо. А научный стиль характеризуется общей сухостью, логичностью и точностью.
Типы речи — это совсем другое. Это способ изложения того или иного материала в зависимости от его назначения.
Стили и типы речи никак напрямую не соотносятся. Так, например, в тексте, написанном в художественном стиле, могут быть любые предложения: и повествовательные, и описательные, а также присутствовать рассуждения. То же самое можно сказать и про публицистический, и про разговорный стили. В научном и официально-деловом все же больше преобладают описания.
Нарушения речи.
Нейропсихолог А.Р. Лурия описал пять основных нарушений устной речевой деятельности, которые получили название афазий.
Каждый вид афазий связан с нарушением функций соответствующих механизмов речевой деятельности. Так, при
моторной афазии
нарушается способность к осуществлению членораздельной звуковой речи. При
сенсорной афазии
происходит распад фонематического слуха, вследствие чего человек не может установить связь между звуковым составом слова и его смысловым значением. При
семантической афазии
возникают затруднения в понимании смысловых отношений между словами. В результате этого больной понимает значение отдельных слов, но не может их связать вместе. Например, понимает значение слов “брат” и “отец”, но не может уяснить кто такой “брат отца”. Возможны нарушения и других видов речевой деятельности. Нарушение письменной речи называется
аграфией
. В этом случае человек теряет способность воспроизводить графические образы слов, хотя звуковая речь у него сохраняется.
Примеры похожих учебных работ
По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения …
… деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития … людей … слово, · лексико-грамматические игры и упражнения, · закрепление лексики и грамматики в связной речи, · игры на развитие … средств языка 1. …
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой …
… в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли [19]. Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью. Л. С. Выготский [3] подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального …
МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
… РЕЧИ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВИДЫ РЕЧИ, МЕХАНИЗМЫ ПОРОЖДЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ 16 15. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ. ФУНКЦИИ РЕЧИ 17 16. РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЧИ 18 17. РАЗВИТИЕ РЕЧИ … мышления человека; 2) … предметов внешнего мира. … знаки, язык и …
Л.С.Выготский о соотношении мысли, речи и языка и о психологической организации порождения …
… присвоения опыта речевой деятельности и перехода этого опыта извне вовнутрь. В результате такого процесса появляется возможность внутреннего программирования действий человека и внутренней регуляции его поведения: человек обретает способность …
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в …
… развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству — это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, … деятельность человека, направленная либо на порождение внешнего произведения …
Описание. Структура и Особенности
Как уже было сказано ранее и как понятно из самого названия данного типа речи, описание создано для того, чтобы что-то описывать, давать наиболее полные характеристики. Неважно, что именно: предмет, явление или событие. Обычно этот жанр используют в художественной литературе, чтобы как можно глубже погрузить читателей в мир, который создает автор.
Не брезгуют описаниями и авторы коммерческих текстов. Чем ярче, красочнее и выгоднее будет описан тот или иной товар, тем больше вероятность спроса на него.
Также описания могут встречаться и в научной литературе. Но если в художественных произведениях они будут более яркими и образными, то в учебниках и монографиях — более строгими, обычно в виде характеристик. Описание может быть представлено в абсолютно разных формах.
Описывать можно разные объекты: как какие-то конкретные предметы, так и картину либо атмосферу в общем. Очень часто встречаются описания внешности людей, словесные портреты. Также авторы периодически дают оценку описываемому объекту.
К разновидностям описания можно отнести:
- описание внешности человека (или портрет);
- описание состояния человека;
- описание характера человека;
- описание окружающей среды (чаще всего — природы);
- описание местности (города, села, местности);
- описание предмета.
Данный тип речи богат прилагательными, наречиями и различными средствами художественной выразительности: эпитетами, метафорами, гиперболами или литотами. Также в описаниях часто встречаются ряды однородных членов предложения. Глаголы в описаниях минимальны, как и любые действия в принципе. Если они и есть, то преимущественно в форме настоящего времени и в несовершенном виде. Иногда их вводят для того, чтобы у читателя сформировалась более полная картина, однако стараются этим не злоупотреблять.
Примеры текста с описанием
Чтобы еще лучше разобраться в данном типе речи, стоит рассмотреть конкретные примеры.
Портрет:
Она была невысокого роста, но при этом очень стройная, женственная и обаятельная. Её волосы были светло-русыми, глаза голубыми, а губы немного припухшими. В целом Анна выглядела весьма премиленько.
Описание природы:
Нарядна рябина с весны до осени. С каждым днем все оранжевее и ярче становятся ягоды на ней. Пока, наконец, не вспыхнут на лесной опушке рябиновые костры. Долго будут гореть они, озаряя лес своим холодным пламенем, пока не налетят на них шумные и шустрые ватаги дроздов на веселый пир.
…и виды
Ориентируясь на реакцию слушателей, произносящий может выделить наиболее важные моменты, использовать комментарии, уточнения и повторы. Данные особенности больше всего характеризуют неподготовленную устную речь. Классификация речи по этому признаку противопоставляет ей другую — подготовленную, существующую в виде лекций либо докладов.
Для этой формы характерна четкая структура, продуманность. В спонтанно произносимом тексте, характерном для неподготовленной устной речи, много пауз, повторений отдельных слов и звуков, не несущих никакого смысла (типа «э-э-э», «вот», «значит»), намеченные к произнесению конструкции порой срываются. В такой речи больше речевых ошибок, коротких, неполных и не всегда правильных предложений, меньше причастных и деепричастных оборотов.
По функциональным разновидностям виды устной речи также различаются. Она может быть научной, публицистической, художественной, разговорной, а также применяемой в официально-деловой сфере.
Повествование. Особенности оформления
Повествование — тип речи, с помощью которого можно рассказывать о каких-либо событиях. Рассказ может идти от любого лица: как от первого, так и от третьего (может и от второго, но обычно так делают ради литературного эксперимента).
Повествование должно вестись логично и последовательно. У любой истории обязательно должны быть все три базовые стадии: завязка, кульминация и развязка. Читатель обязательно должен понять суть рассказа, то, что хотел сказать ему автор.
В повествовании обычно присутствует большое количество глаголов, которые способствуют развитию действия. В целом подобный тип речи очень динамичен, в этом и заключается его основное отличие от двух других.
Представленный тип речи можно разделить на два подвида: на изобразительное повествование, для которого характерны сменяющиеся образы, чья цель — «показать» событие, и на информативное. В этом случае текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты.
Примеры повествовательного текста
Повествовательные тексты встречаются повсюду. Большая часть любых книг состоит именно из них. Вот один из примеров текста повествования:
Я стал гладить кота и подумал, как же все-таки хорошо мне живется! Дома тепло, уютно, пахнет выпечкой, кот мурлычет. Век бы так и сидел!
Монолог и диалог. Примеры и суть понятий
Классификация речи по количеству участников была предпринята еще в древние времена. Деление на диалоги и монологи применялось в таких сферах, как логика, риторика, философия. Термин «полилог» возник в конце 20 века и обозначает разговор с участием числа лиц больше двух.
Такой форме, как диалог, свойственно попеременное высказывание обоих собеседников в непосредственной связи с конкретной ситуацией. Сами высказывания при этом называются репликами. По смысловой нагрузке диалог представляет собой обмен мнениями, зависящими от друг от друга.
Диалог целиком и любая из его частей может восприниматься как отдельный текстовый акт. Структура диалога включает в себя части, именуемые зачином, основой и концовкой. В качестве первого из них используются общепринятые формы речевого этикета, приветствие или вводная реплика в виде вопроса или суждения.
Рассуждение
Тексты-рассуждения достаточно сложные по своей конструкции. В первую очередь следует понять, зачем их изначально нужно писать.
Основная задача подобных текстов — донести до читателя какую-то мысль, взгляды автора на ту или иную проблему. Поэтому он должен изначально сформулировать тезис — основную мысль своего текста, то, о чем пойдет речь дальше, потом развернуто ее аргументировать, приводя доказательства. В конце автор должен сделать выводы, закрепить все, что было сказано ранее.
Тексты-рассуждения можно условно поделить на три базовые категории:
- Доказательства.
- Объяснения.
- Размышления.
Однако все же главная задача рассуждений — убедить в чем-то читателя, показать ему другую точку зрения. Для рассуждений характерны перечисления, повторы и уточнения.
Примеры текста с рассуждением
В качестве примера текста-рассуждения можно привести философские заметки Льва Николаевича Толстого.
Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждый отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев.
Каким бывает диалог
Основная часть может быть от совсем краткой до очень длинной. Любой диалог имеет свойство быть продолженным. В качестве концовки используются реплики согласия, ответа или стандартного речевого этикета («до свидания» или «всего доброго»).
В сфере разговорной речи диалог считается бытовым и ведётся с использованием разговорной лексики. Тут допускается не самый удачный выбор слов, повторы, отступление от литературных норм. Такому диалогу свойственны эмоции и экспрессия, неровность, разнообразие тем, отклонение от основной линии обсуждения.
В литературных источниках также встречается диалог. Примеры — общение героев, роман в письмах или подлинная переписка исторических лиц.
Он может быть, как информативным, так и не очень. В последнем случае — состоит преимущественно из речевых форм и не содержит полезных сведений. Для информативного диалога характерна потребность в общении с целью получения новых данных.
Тест. Чем отличаются типы речи друг от друга
- Какая часть речи чаще всего встречается в описаниях?
- а) прилагательное;
- б) наречия;
- в) глаголы.
- Чем характерно рассуждение?
- а) динамикой и обилием действий;
- б) наличием многочисленных характеристик;
- в) постановкой тезиса и его подробным разбором, выражением мыслей автора по поводу той или иной темы.
- Какая часть речи чаще всего встречается в повествовательных текстах?
- а) существительное;
- б) прилагательное;
- в) глаголы.
Литература:
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. М., 1989.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1982.
3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
4. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.
5. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
6. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.
7. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
8. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
9. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989.
Полилог — что за зверь?
Классификация стилей речи с недавних пор (конец прошлого столетия) пополнилась понятием полилога. Даже среди лингвистов оно еще не вошло в широкий обиход. Это разговор нескольких лиц сразу. Ситуативно он ближе к диалогу, так как объединяет слушающих и говорящих. Существует полилог в формах дискуссий, бесед, игр, собраний. В нём происходит обмен информацией, вносимой каждым, и все в курсе того, о чём идёт речь.
Правила, по которым строится полилог, следующие: говорить участникам предписывается убедительно и достаточно кратко, все, кто составляет его, обязаны следить за сюжетом обсуждения и быть внимательными, принято задавать вопросы и уточнять непонятные моменты, а также вносить необходимые возражения. Вестись полилог должен в корректной и дружелюбной форме.