Как научить ребенка говорить буквы не “проглатывая” и правильно выговаривать буквы Р и Л ?
Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах ,а также – полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.
Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника – как научить ребенка выговаривать буквы правильно. Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать “заковыристые” буквы Р и Л. И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв. После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.
“Сложная” буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв . Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться, на этапе базового становления. Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.
Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л, важно правильно организовать занятия : Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно; Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме; Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.
Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:
ШАГ ПЕРВЫЙ
Подготовка к занятиям: массаж лица
Перед тем,как научить ребенка говорить буквы правильно,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших. Делаем массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя … » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем : «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик …» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем – в обратную сторону. Приговаривайте при этом : «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке ! Рот наш роток, он совсем не молчунок ! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»
ШАГ ВТОРОЙ
Разминочные упражнения
Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям.
Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза – на уровне ваших.
Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка.
Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки, то верхние (30-40 раз).
Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов, одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения.
Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух , при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта.
ШАГ ТРЕТИЙ
Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р
* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры. Попросите ребенка показать свой язычок – пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование – кто из вас высунет свой язык дальше.
* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.
* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом ? Отличное упражнение – малыш двигает в разные стороны большим пальчиком,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).
* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка “почистить” зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны. Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.
ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ
Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р ? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
– Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки. На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик – на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок “крепким” секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).
– Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его ,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л. Выполнение упражнения заключается в следующем – малыш как бы “присасывается” поверхностью зыка к нёбу,а затем “отрывает” его от неба с характерным щелчком. Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).
– Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)
– Заключительное упражнение для укрепления мышц языка – малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.
ШАГ ПЯТЫЙ
А теперь переходим от “физкультурных” упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.
Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге – ро,ра. Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами – др,тр. Когда малыш закрепит эти навыки, переходите к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами. Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р .
ШАГ ШЕСТОЙ
Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка.
Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её “зажевывает” или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками.
Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом “оттачивания” артикуляции разных звуков.
Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками. Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно – сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно. При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию. Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и “сложную” букву Р :
5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л
Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р
Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс – 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)
Упражнение 1
Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка. Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту.
Упражнение 2
“Оттачиваем” у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка. Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем – положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.
Упражнение 3
Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка. Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)
Упражнение 4
Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными – У,А,О,Ы
ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.
Упражнение 5
Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу ) даже лучше петь ,а не произносить. После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами. Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.
Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать “сложные” буквы, в том числе – буквы Р и Л. Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв : упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились.
Важность исправления логопедических нарушений
Существуют разные нарушения извлечения звука С, но чаще всего логопеды фиксируют такие:
— сигматизм – кроха искажает звук С, например, произносит его как СЬ;
— парасигматизм – замена свистящего звука на другие, например, шипящие.
Процесс постановки любого звука в логопедии является особым, так как направлен на одновременное развитие зрения, ЦНС и мелкой моторики. Методики постановки звука С не исключение, так как направлены на то, чтобы малыш автоматически произносил этот свистящий и в разных сочетаниях, и изолированно.
Очень важно научить ребенка правильно выговаривать букву C, так как любые речевые отклонения негативно влияют на центральную нервную систему. В частности, проблемы со звукоизвлечением могут вызвать такие заболевания:
— дислексия – расстройство чтения. Ребенок не понимает, как можно сложить буквы в связной текст;
— дисграфия – расстройство письменной речи, перестановка или замена букв по время написания слов;
— дислалия – серьезные логопедические нарушения произношения звуков.
Почему дети неправильно выговаривают Р?
- Обратите внимание на речь людей, с которыми контактирует ваш ребенок.
Возможно, малыш подражает неправильному произношению.
- Укороченная уздечка или подъязычная связка.
Если вы не связаны с медициной, обратитесь за консультацией к специалистам, которые подскажут методы коррекции.
tonguetie.net
В несложных случаях уздечку можно растянуть при помощи артикуляционных упражнений. Процесс трудоемкий и длительный. Возможно, вам порекомендуют подрезать укороченную связку. Процедура неприятная, но безопасная.
- Наличие аденоидов и другие физиологические проблемы.
- Нарушения со стороны фонематического слуха.
Возможно, малыш просто не дифференцирует злосчастный звук среди других. Поиграйте в игру: Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь Р.
Артикуляция звука С
Чтобы правильно произнести данный звук необходимо языковой мускул ставить в правильное положение. Правильная артикуляция звука С состоит в следующем:
— расслабленный язык, губы слегка растянуты в легкой улыбке;
— зубы немного разомкнуты (зазор между ними не должен превышать 2 мм);
— боковые края языка прижаты к зубам;
— середина языковый мышцы приподнята к твердому небу;
— мягкое небо слегка приподнято и перекрывает носоглотку;
— языковой кончик упирается в передние резцы нижней челюсти;
— связки расслаблены, голосовая вибрация отсутствует;
— подача воздушного потока. Делать это нужно с усилием, ощущая, как воздух двигается по впадинке на языке.
Чтобы проверить правильность артикуляции, достаточно поднести ладонь к области рта. Если все сделано правильно, то на ладони ощущается прохладное дуновение воздуха.
В правильном артикуляционном положении язык приобретает бугорок по серединке и ложбинку вблизи резцов. Если кроха долго не мог расстаться с пустышкой или бутылочкой, то, скорее всего, его язык будет более плоским со слабо выраженной ложбинкой. В этом случае, а также, если ложбинки нет вообще, воздушная струя не появляется, и у ребенка наблюдаются логопедические нарушения свистящих звуков.
Причина картавости
Выделяют несколько причин неспособности правильно произносить звук «р», на наличие которых стоит обратить внимание для последующего устранения проблемы:
Низкий уровень подвижности речевого аппарата. Что это значит? Такое состояние может возникать при низком или, наоборот, чрезмерном тонусе лицевых мышц. Скорее всего, вы не наблюдали, чтобы ваш малыш сильно гримасничал. И в таком случае данное занятие как раз поможет вам! Кривляния послужат своего рода «гимнастикой» для лица – поскручивайте с ним губы и язык трубочкой, широко растяните улыбку «до ушей», проверьте, насколько длинны ваши языки, попробовав достать ими до своего носа и подбородка, подвигайте челюстями, да и просто побалуйтесь друг перед другом или перед зеркалом.
- Короткая подъязычная уздечка. Из-за нее язык просто не дотягивается до неба, чтобы иметь возможность производить рычание. Это явление диагностирует логопед или хирург. Для устранения проблемы могут назначить специальную гимнастику для языка, которая поможет растянуть ее, или же немного ее подрезают.
- Фонематический слух, а именно – его нарушение. Неправильное восприятие ребенком взрослой речи приводит к ее искажению в собственном исполнении. Как пример, слово «любовь» на слух воспринимается как «любофь», «палка» как «балка» и наоборот, ну и т. д. Также этому может способствовать намеренное неправильное произношение взрослых, когда они «смягчают» твердые звуки, как бы копируя смешное и нелепое произношение малыша.
- Неправильное речевое дыхание. Этот тип дыхания нарушается при насморке, увеличенных аденоидах, иммунных заболеваниях и болезнях сердечно-сосудистой системы. В таком случае, помимо логопедических упражнений, назначаются индивидуальные физические упражнения.
- Горловое «р». При попытках правильно произносить слова у малыша мог получиться более легкий вариант произношения через дрожание гортанного язычка (на французский манер). В этом случае необходимо переучивание.
Разобравшись с причиной неправильного произношения и выяснив, что она не имеет серьезных истоков, требующих обязательного врачебного вмешательства, вы можете попробовать помочь малышу самостоятельно, следуя определенной схеме действий.
- Не ставьте перед крохой сразу сложновыполнимую задачу. Для начала тренируйтесь выговаривать саму букву, предварительно проделав так называемую артикуляционную гимнастику, описанную ниже. Когда первый этап будет закреплен, переходите к следующему – произносите букву в слогах, затем в словах, и после можете учить скороговорки для тренировки речи.
- Занятия со своим чадом проводите регулярные, иначе эффект проделанной работы будет равен нулю.
Маленьких детей трудно заставить что-то выполнять против их воли, особенно систематически. Превратите ваши тренировки в игру, тогда и достигнете положительного результата гораздо быстрее, так как малыш будет учиться с энтузиазмом. Пусть также кривляется перед зеркалом. Будьте терпимы. В данной кропотливой работе к вам придет успех не сразу. Для его достижения могут понадобиться многие недели и месяцы
Важно не отбить у ребенка желание вовсе что-то делать своим нетерпением и раздражительностью. И тем более, не дай Бог запугать его!
Как научить ребенка выговаривать звук С
Упражнения на развитие фонематического слуха позволяют научить ребенка выговаривать букву C. Правильно подобрать задания для этого поможет квалифицированный логопед. Помимо этого, квалифицированный специалист сделает заключение готов ли ребенок к занятиям или нет. Чтобы кроха произносил звук С, он должен различать такие звуки, как Д, Т, В, Ф.
Чаще всего логопед рекомендует развивать фонематический слух с помощью звукоимитирующих упражнений. Суть задания состоит в следующем: ребенку предлагается несколько изображений:
— душ;
— проколотая автомобильная шина;
— воздушный шарик, с которого спускается воздух.
Кроха должен воспроизвести звуки, которые ассоциируются у него с картинками. Изображения нужно подбирать с учетом возрастной категории ребенка. Все изображенные предметы должны быть привычны и понятны малышу. Это простое упражнение доступно показывает малышу отличие звуков: твердого С и мягкого СЬ.
На подготовительном этапе потребуется отработка упражнений, которые тренируют навык выпускать воздушный поток с усилием. Для этого кроха должен набрать как можно больше воздуха, сложить губы в трубочку и с усилием подуть. В младшем возрасте ребенок может контролировать воздушную струю с помощью кусочка ваты или перышка, а старшие дети – ладонью.
После овладения умением контролировать поток воздуха, нужно научить ребенка чувствовать языковую мускулу, какое положение она занимает при произношении звука С и звука СЬ. Для этого подойдут упражнения, тренирующие гибкость и подвижность языковой мышцы, например, такое:
— выдвинуть язык вперед и уложить его на нижнюю губу;
— на место канавки вдоль языка уложить спичку или небольшую палочку и надавливать на нее до тех пор, пока не появится желобок.
Выполняя это упражнения необходимо широко открывать рот и округлять губы. Можно попробовать усложнить задание, например, в таком положении с усилием выпустить воздушный поток или выполнить упражнение без палочки. Закрепить результат поможет системное и длительное повторение упражнений.
Если у ребенка после выполнения подготовительных упражнений не получается правильно произносить звук С, то необходимо снова проконсультироваться с логопедом, повторно выполнять подготовительные упражнения и только после этого можно переходить к упражнением на автоматизацию звукоизвлечения.
Как организовать логопедические занятия в домашних условиях: 5 советов родителям
- Перед тем как предлагать ребёнку выполнить упражнение, тщательно отрепетируйте его самостоятельно перед зеркалом. Вы должны чётко понимать, какое положение губ и языка является правильным, а какое надо исправлять.
- Занятия тем эффективней, чем регулярней они проходят. По возможности занимайтесь каждый день, предпочтительно в одно и то же время. Конечно, необходимо подобрать такой момент в распорядке дня малыша, когда кроха будет бодр, весел и готов к работе, требующей определённой сосредоточенности.
- Занятия должны заинтересовать ребёнка. Принуждать карапуза нельзя так вы не добьётесь положительных результатов. Придумывайте на основе озвученных упражнений новые сюжеты, которые близки вашему малышу. Привлекайте к упражнениям его любимые игрушки. Проявите педагогическое творчество!
- Будьте аккуратны! Неправильная работа над звукопроизношением может обернуться развитием дефектов речи. Если ваши занятия не приносят ожидаемых плодов или, что ещё хуже, приводят к регрессу, обратитесь за профессиональной помощью грамотного логопеда.
- Добившись хорошего, правильного произношения, не забывайте о необходимости автоматизировать поставленные звуки. Без этого этапа речь ребёнка может вернуться к уровню до начала занятий. Разучивайте с малышом логопедические стишки и песенки, читайте специальные сказки и играйте в словесные игры, делая акцент на звуках, требующих особого внимания.
Счастливого вам родительства, друзья!
Постановка звука С методом подражания
При незначительных логопедических нарушениях произношения свистящих звуков можно попробовать метод подражания. Зачастую дети повторяют звуки, которые издают взрослые или животные, поэтому весьма эффективным методом научить ребенка выговаривать С может оказаться подражание. Необходимо усадить ребенка возле зеркала и показать ему как двигаются органы артикуляционного аппарата во время звукоизвлечения твердого С и мягкого СЬ. Пусть кроха повторит все действия взрослого и попробует самостоятельно произнести звуки. Частое повторение упражнения на подражание поможет поставить сложновыговаривыемые звуки.
Диагностика произношения Д у дошкольников
Артикуляционный аппарат у маленьких детей еще недостаточно развит, из-за этого возникают сложности с выговариванием. Дети путают буквы Д и Т, Д и Б, Д и Г, искажают звучание или не умеют выговаривать звуки совсем.
Речевые навыки закладываются в возрасте от 2 до 5 лет. После этого периода разговор ребёнка приобретает уверенный характер и переобучение происходит сложнее. Поэтому важно своевременно выявить сложности в произношении и поработать над их устранением.
Диагностику дома можно провести следующим образом:
- Показать ребёнку картинки, на которых изображены слова с проблемными буквами: торт, тигр, телефон, туча, тележка, дыня, дорога, дети, дерево, домик, белка;
- Пусть малыш повторяет за вами слова, в которых есть буква Д;
- Также можно попросить его найти из предложенных картинок те, которые называет взрослый.
С помощью этого нехитрого тестирования вы определите, в каких словах у малыша четко произносится Д, и путает ли он звуки на самом деле. После этого можно обратиться к логопеду или начинать тренировки самостоятельно.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука С
Выполнение этой части занятий является очень важным для правильного произношения трудных звуков, так как это позволяет укрепить артикуляционный аппарат крохи и быстрее достичь желаемого результата.
Логопеды предлагают следующие упражнение на развитие артикуляции:
— широкая улыбка, как при произнесении звука И – губы растянуты, зубы разомкнуты;
— свист – зажать зубы, вытянуть губы в трубочку и с усилием пустить воздушный поток. Со временем можно ритмично чередовать широкую улыбку и свист. Это позволит лучше контролировать речевой аппарат;
— чистим зубы – растянуть губы в разомкнутой улыбке, кончиком языка поводить сразу по верхнему ряжу зубов, затем по нижнему ряду. Водить нужно снизу-вверх, затем влево-вправо;
— маятник часов – разомкнуть губы в улыбке и кончиком языка совершать маятниковые движения к уголкам рта, при этом нижняя челюсть должна быть неподвижной;
— качели – язык расслабить и максимально пытаться достать кончика носа, а после – подбородка. При этом важно следить за тем, чтобы язык оставался плоским, а губы не натягивались. Это упражнение тренирует высокую подвижность языковой мускулы.
Анализ речи ребенка и упражнения по её развитию
Нужно иметь хорошо сформированный речевой аппарат, чтобы правильно и красиво говорить. Это дело наживное, и чем раньше начнете занятия по его развитию, тем лучше получите результат.
Хорошего показателя произношения буквы «Р» можно добиться, выполняя упражнения с ребенком в возрасте 5-6 лет. В 12 уже сложнее: понадобится профессиональная помощь логопеда, но занятия дома всегда приветствуются.
Затем переходите к «Л». Ее нужно выговаривать твердо. От твердой «Л» легче всего перейти к «Р», так как язык в нёбе размещается практически одинаково. Только буква «Р» требует вибрации кончика языка.
Отучить картавить поможет упражнение по растяжке подъязычной «уздечки».