Игры с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста

Если Вы думаете, что Ваш ребенок еще не дорос до того, чтобы осваивать азы математики, то глубоко заблуждаетесь. Различные методики раннего развития и разнообразные дидактические материалы не только способствуют развитию у малышей математических способностей, но и прививают им любовь к «царице точных наук». Одной их таких методик является разработка Джорджа Кюизенера, который заставил по новому взглянуть на хорошо знакомые нам счетные палочки.

Если Вы думаете, что Ваш ребенок еще не дорос до того, чтобы осваивать азы математики, то глубоко заблуждаетесь. Различные методики раннего развития и разнообразные дидактические материалы не только способствуют развитию у малышей математических способностей, но и прививают им любовь к «царице точных наук». Одной их таких методик является разработка Джорджа Кюизенера, который заставил по новому взглянуть на хорошо знакомые нам счетные палочки.

Примечательно, что Джорджу Кюизенеру удалось создать многофункциональный дидактический материал, позволяющий не только учить детей математике, но и оказывающий положительное влияние на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости, наглядно-действенного мышления, фантазии, конструкторских и комбинаторных способностей. При этом палочки Кюизенера можно использовать и как самостоятельный обучающий инструмент, и как дополнительный материал к основной методике раннего развития.

Цель и задачи методики

Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики. Задачи ее многогранны:

  • обучение числам в процессе игры;
  • развитие представлений о счете и цвете;
  • формирование устойчивого интереса к математике как науке;
  • развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно;
  • объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания.

Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).

Суть методики

Идея одновременно проста и интересна. Детки прекрасно с палочками играют и параллельно осваивают полезные навыки, нежели скучное и нудное заучивание. В дальнейшем ребенку будет интересно заниматься математикой.

По мере внедрения и использования палочек их цвета были немного изменены. Но смысл от этого не изменился.

Принципы методики:

  1. Помочь ребенку освоить территориальные понятия пространства такие как: больше — меньше, выше — ниже, право — лево, между.
  2. Учимся делить целое на составные части.
  3. Развиваем воображение, самостоятельность, визуальную и слуховую память, стимулируем речь.
  4. Учимся анализировать, делать выводы, сравнивать.
  5. Учимся простые математическим действиям: сложение, вычитание, подходим к делению и умножению, дробям.

Описание набора

Палочки Кюизенера представляют собой дидактический набор, состоящий из брусочков, окрашенных в 10 различных цветов и имеющих размер от 1 см до 10 см. Общее количество брусочков, входящий в набор, может быть различным:

  • в наиболее простом варианте их всего 116.
  • «классический» набор включает в себя 241 палочку.

Чтобы иметь возможность предложить малышу огромное количество игр, следует выбрать набор с большим числом брусочков.

Возрастные особенности

Палочки могут использоваться от 1 года до 7 лет, хотя на коробке указано: от трех лет. Вы наверное замечали, что на подобного рода играх всегда указывается возраст от трех лет, так как набор включает в себя мелкие детали.

На мой взгляд можно использовать от года. Хотя, смотрите по своему малышу: кого-то заинтересует, кого-то нет, но если купили и не понравилось ребенку, ничего страшного — полежит немного и все равно пригодится.

Для годовалых малышей, конечно же, это игровой материал. Не рекомендуется давать мелкие детали, либо пристально наблюдать за игрой, так как в этом возрасте детки все хотят попробовать на вкус.

Можно использовать соску, чтобы малыш не тащил палочки в рот. Развиваем мелкую моторику и тактильные ощущения, строим простые фигурки, можно по схемам или просто, все зависит от заинтересованности малыша.

Затем к трем годам уже свободно можно работать по схемам и брошюрам с заданиями, изучать цвета и строить из них геометрические фигуры и другие постройки.

История методики

Цветные палочки для счета появились благодаря трудам Джорджа Кюизенера, чьим именем и названа методика. Этот бельгийский педагог работал с учениками начальной школы и заметил, что многие из них испытывают трудности при знакомстве с арифметическими действиями, не понимают, как их производить. Он пришел к мысли, что помочь в решении этих проблем может наглядное дидактическое пособие, позволяющее представить абстрактный материал в конкретной форме. Так и появились палочки Кюизенера, которые стали использовать даже в работе с дошкольниками.

Педагог предложил не просто применять пособие, но и активно обращаться к игре, чтобы процесс обучения проходил легко и весело, а малыши занимались с удовольствием. Во многом в своей концепции Кюизенер опирался на работы Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Результатом трудов педагога стали не только палочки, но и подробные рекомендации по их использованию – схемы. Описаны они в книге «Числа и цвета», представляют собой комплекс упражнений и игр, выполняя которые, ребенок с головой погружается в увлекательный мир математики, получает и базовые умения, и удовольствие. Работать рекомендуется сначала под чутким руководством родителей, а потом – самостоятельно.

Несколько слов о Джордже Кюизенере

Бельгийский педагог Джордж Кюизенер – автор уникальной методики раннего развития детей, практически всю свою жизнь проработавший в школе. Работа простым учителем в начальных классах позволила Кюизенеру применять на практике различные методики и обучающие программы, сравнивать их и «брать на вооружение» наиболее действенные и эффективные. Некоторые методики он доработал, опираясь на собственный опыт, и подробно описал получившийся результат в своих практических рекомендациях по обучению детей музыке, географии, искусству и биологии.

Знаменитые сегодня на весь мир цветные деревянные палочки Кюизенера также являются результатом тщательной доработки. Используя при обучении детей математике методику своего немецкого коллеги Фридриха Фребеля, Кюизенер отметил заинтересованность детей и, как следствие, высокую эффективность данной методики. Наработки Фребеля и легли в основу авторской методики Кюизенера, которая получила название «Цветные числа».

Лучший возраст

На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе. Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей. Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.

Недостатки методики Кюизенера

Практически все специалисты единогласно утверждают, что недостатков у палочек Кюизенера нет. На сегодняшний день этот дидактический материала является одним из самых лучших и действенных пособий, позволяющих с самого раннего возраста приобщать детей к математике. Мнение специалистов подтверждают и многочисленные восторженные отзывы родителей, которые уже практикуют занятия по методике Кюизенера в домашних условиях.

Но, как известно, даже в меде можно найти ложку дегтя. Не стали исключением и «цветные числа». Пресловутой «ложкой дегтя» можно считать необходимость систематических совместных (родители с ребенком) занятий со счетными палочками. В противном случае эффект будет практически не заметен.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Правила работы

Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.

  • Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
  • Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
  • Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
  • Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
  • Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.

Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.

На какой возраст ребенка рассчитаны палочки Кюизенера?

Вообще-то, на коробке написано от 3-х лет… Но лично мне кажется, что начинать можно с любого возраста, было бы такое желание у Вас, родителей.

Вообще, я считаю что как раз это одно из главных преимуществ цветных палочек Кюизенера. Что они практически идеально подходят для детей разного возраста – от малышей до младших школьников.

Для самых маленьких – это просто занимательный игровой материал. А деточкам постарше они помогут в освоении законов математики.

Плюсы тренировки

Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:

  • помогает развивать мелкую моторику.
  • способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
  • стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
  • учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя.

Несмотря на большое количество плюсов, следует отметить, что методика узкоспециализированная – она направлена исключительно на развитие математических умений, поэтому обязательно дополнять ее развивающими играми иной направленности.

Плюсы и минусы методики

Регулярное занятие по палочкам Кюизинера поможет вашему малышу раньше других карапузиков развить творческо — интеллектуальную жилку. Поможет малышу лучше концентрироваться и сосредотачиваться, быть более внимательным.

На занятиях задействована мелкая моторика и воображение, конструктивное мышление. Ваш малыш будет понимать и ориентироваться в основных математических понятиях, будет легко решать простые примеры на сложение и вычитание.

Самостоятельной методикой ее конечно же сложно назвать, так как включает в себя не комплексное развитие, а одностороннее -математический уклон.

Но является отличным дополнением и прекрасным полезным, интересным времяпровождением для ребенка. и не вступает в конфликт ни с одной из известных методик развития. Может быть самостоятельно использоваться как дома, так и в дошкольных и школьных учреждениях, в чем и завоевала свою популярность.

Лучшие упражнения

Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.

Составление лестницы

Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.

Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат. Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее. В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.

Построение дома

Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Не стоит ограничивать детскую фантазию, малыши могут возводить дома для кукол так, как удобно именно им – расставляя бруски горизонтально и вертикально. Но если допущена ошибка (например, дом для большой куклы получился явно меньше, чем домик для маленькой), то на нее надо деликатно указать и помочь исправить.

Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.

Кроватка для мышат

Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй. После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки. Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.

Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.

Составление квадрата

Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:

  1. сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
  2. постепенно переходит к собственному творчеству.

Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.

Состав восьмерки

Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.

  1. Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
  2. Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.

После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.

Горизонтально и вертикально

Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.

После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

Методические аспекты использования счётных палочек Кюизенера в ДОУ

Развивающее пособие придумано педагогом Джорджем Кюизенером из Бельгии (его фамилия и стала названием). Оно представляет собой комплект брусочков разных цветов и размеров, объединённых в группы. Каждая является параллелепипедом с поперечным сечением 1 кв. см и длиной от 1 до 10 см.

В комплект входят группы брусочков разного цвета и длины

Эта комплектация — не случайность, а продуманное математическое множество: в нём каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. К примеру, белая палочка — куб со сторонами 1 см — символизирует число 1, а розовая (длиной 2 см) – число 2 и т. д. Комплект имеет различные цветовые модификации. Однако брусочки, тождественные по длине, всегда имеют один цвет.

Каждая палочка соответствует определённому числу от 1 до 10

Палочки отличаются ещё одной интересной особенностью: различные цвета можно объединить в «семейства». Так, к семейству красного (его оттенки — это сам красный, розовый, малиновый, бордовый и др.) относятся числа, которые кратны двум, — 2, 4, 8. К семейству синих относятся числа, делящиеся на 3 — это 3, 6, 9. Оттенки жёлтого делятся на 5.

В состав классического варианта набора входит 241 элемент. Однако в работе с детьми дошкольного возраста часто используют упрощённый вариант, представленный 144 деталями: 36 белых палочек плюс по 12 элементов прочих цветов.

Счётные палочки Кюизенера могут быть представлены и в плоском варианте. Воспитатель или родители могут изготовить набор своими руками из плотного картона. При этом элементы можно вырезать более крупными (начиная от палочки 2х2 см и заканчивая 2х20 см). Однако детали нельзя помечать цифрами: дошкольники должны сами соотносить размер брусочка и число.

Развивающий набор можно изготовить самостоятельно из плотного картона

Джордж Кюизенер большую часть своей жизни проработал в начальной школе, где применял на практике различные методики и обучающие программы, дорабатывал наиболее действенные и эффективные. Авторская методика Кюизенера обучения детей математике получила название «Цветные числа».

Сущность методики Кюизенера для дошкольников

Комплект Кюизенера предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как для малышей раннего возраста, так и для будущих учеников: каждому возрасту соответствует свой уровень заданий. В мышлении ребёнка находит отражение всё то, что изначально совершается путём практических манипуляций. Работа со счётными палочками даёт возможность перевести внешние действия во внутренний план.

Набор Кюизенера — это множество, с его помощью детям легко продемонстрировать отношения порядка и эквивалентности. Здесь скрыты самые разные математические ситуации. Поскольку число в комплекте моделируется из цвета и величины, то и в мышлении ребёнка начинают формироваться абстрактные понятия. И это является закономерным следствием его самостоятельных практических действий. Ребята осваивают количественный и порядковый счёт.

Пособие Кюизенера даёт возможность наглядно показать дошкольнику числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом малыши лучше понимают понятие «больше-меньше»: к примеру, что 5 больше 3 (одна палочка длиннее другой). Набор счётных палочек — замечательный способ объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части: дошкольник легко запомнит, что число 2 получается из сложения двух единиц (в этом отношении палочка длиной 2 см соответствует двум палочкам по 1 см). Такое пособие подойдёт и для обучения более сложным действиям в математике — умножению и делению.

Счётные палочки совершенствуют и измерительные умения. Наглядно наблюдая, что один элемент длиннее или выше другого, малыш учится сравнивать их, усваивает понятия «короче», «длиннее», «разные», «одинаковые». Также на этом дидактическом материале можно отрабатывать понятия «правый-левый» и «масса» предмета.

Детали набора интересны тем, что работать с ними дети могут и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости. Таким образом, созданную модель можно рассматривать по-разному. Развивающее пособие Кюизенера помогает не только в изучении математики. Данная методика позволяет складывать из палочек буквы, различные фигуры (своеобразная мозаика), объёмные конструкции. Для этого существуют специальные схемы, которые можно найти в интернете или разработать самостоятельно.

Из палочек можно выкладывать различные изображения на плоскости

Для формирования прочных знаний и навыков задания по методике Кюизенера нужно предлагать дошкольникам регулярно (не реже 1 раза в неделю).

Достоинства и недостатки методики

Главное преимущество методики Кюизенера — возможность её применения при работе с ребятами разного возраста (как младшими, так и старшими школьниками). Для малышей это увлекательный игровой материал, который позднее поможет освоить математические законы без скучного заучивания. Он привлекает своей красочностью, многофункциональностью.

В продаже и в свободном доступе в сети существует довольно большой ассортимент альбомов, схем для занятий, можно найти готовые сценарии игр. Достоинство методики ещё и в том, что она развивает не только познавательную деятельность, но и мелкую моторику, воображение, зрительное и пространственное восприятие. Объёмность палочек и их различия по цвету и длине позволяют ребёнку освоить сенсорные эталоны (размер и цвет).

Очевидно, что пособие Кюизенера является универсальным, удачно дополняет другие существующие методики обучения математике. Тем не менее некоторые родители недостатком пособия считают тот факт, что заниматься со счётными палочками с детьми нужно непременно систематически, иначе упражнения не принесут заметного результата.

Задачи использования счётных палочек в ДОУ

Использование в педагогическом процессе ДОУ пособия Кюизенера помогает решению многих задач:

  • Образовательные: Формирование понятий числа и количества, представлений об их соотношении.
  • Закрепление количественного и порядкового счёта.
  • Освоение понятия «состав числа», обучение навыкам сложения, вычитания.
  • Формирование измерительных умений (в частности, сравнение предметов по их длине, ширине и высоте).
  • Закрепление знаний геометрических фигур (путём складывания их из элементов набора).

    В подготовительной к школе группе в рамках углубленного изучения математики (это может быть кружковая работа) с помощью набора Кюизенера можно познакомить ребят с арифметической прогрессией (так называемой цветной алгеброй).

  • Развивающие. Деятельность с набором Кюизенера базируется на активном размышлении, поиске правильных способов действий. Поэтому пособие развивает детский интеллект, познавательную активность, а также мелкую моторику, конструктивные навыки, ориентировку в пространстве, внимание, воображение и фантазию.
  • Воспитательные. Занятия с данным дидактическим материалом формируют такие черты характера, как настойчивость, терпение, усидчивость, наблюдательность.
  • Приёмы работы

    Палочки Кюизенера — это полифункциональный дидактический материал. Для обучения по данной методике педагог использует различные приёмы, прежде всего игровые. Однако, чтобы деятельность была успешной, они должны соответствовать возрасту детей и уровню их развития.

    Так, младших дошкольников вначале просто нужно познакомить с набором. Пусть малыши поиграют с палочками, по желанию сложат из них разные узоры. Можно предложить ребятам соорудить из элементов какую-нибудь постройку. В дальнейшем дошкольники могут задействовать детали в сюжетно-ролевых играх (например, в качестве товара в магазине или помады в салоне красоты).

    Малышам очень нравится играть с цветными палочками

    Вполне возможно, что в ходе подобных игр ребята сами сделают определённые открытия: к примеру, что палочек много, но среди них есть элементы одинакового цвета и размера, или если сложить 2 брусочка одного цвета, то по длине мы получим палочку иного цвета и т. д. Важно постоянно предлагать малышам обследовать детали, отсчитывать их по одной, прикладывать друг к другу — таким образом, познавательное развитие сочетается с сенсорным.

    Постепенно педагог вводит задания и упражнения (опять-таки игровые) со счётными палочками. Выполняя их, дети приходят к пониманию того, что каждый предмет в наборе имеет своё постоянное число. Упражнения должны быть разноплановыми: направленными на совершенствование представлений о величине, закрепление понятия числа и др. Они могут носить и комплексный характер: решать сразу ряд задач. При подборе заданий нужно учитывать их взаимосвязь (включение общих и усложняющихся моментов), сочетаемость с упражнениями, где задействованы прочие дидактические средства.

    Поскольку работа с набором Кюизенера носит наглядно-действенный характер, то в младшем и среднем дошкольном возрасте основным приёмом обучения будет являться показ способа действия воспитателя одновременно с объяснением. В старшем же звене будет достаточно схемы или словесной инструкции.

    Помощь воспитателя в процессе выполнения заданий должна носить косвенный характер: педагог предлагает ребёнку ещё раз подумать, попробовать другой вариант действий. Нужно стремиться к тому, чтобы дети проявляли самостоятельность в выборе решений, высказывали предложения и сами их проверяли.

    Для поддержания интереса дошкольников к познавательной деятельности воспитатель продумывает различные сюрпризные моменты занятия, элементы занимательности. Например, на занятие к малышам приходит самое настоящее солнышко (игрушка), к которому надо проложить дорожку. Игровые моменты выполняют мотивационную роль (построить будку для собачки, лестницу для куклы и т. д.). В старшем же дошкольном возрасте уже можно заинтересовать детей соревнованием (составление на скорость цифр из палочек и т. п.).

    Игровые персонажи помогают создать у дошкольников мотивацию к любой деятельности

    Ещё один важный приём, сопровождающий манипуляции со счётными палочками, — вопросы к дошкольникам. Это является актуальным в любом возрасте. Вопросы делают восприятие детей более активным, развивают их речь, помогают осмыслить материал.

    Что касается форм работы с набором Кюизенера, то обычно ребята упражняются индивидуально. Можно объединять их в подгруппы по несколько человек.

    Преимущество методики «Палочки Кюизенера»

    С палочками удобно выполнять очень много разных заданий и упражнений, даже порой далеко не связанных с математикой. Как я уже выше упомянула, их можно использовать для формирование творческого потенциала, представлений о цвете и т.п.

    Таким образом, ни один ребёнок с палочками Кюизенера точно не заскучает. Скажу по секрету, они мне и самой очень помогают справиться с различными стрессово-жизненными ситуациями. Начинаешь с ними заниматься, и сразу все тревожные мысли куда-то улетучиваются. А перед тобой появляется возможность творить и удивлятся, восхищаться и радоваться.

    Палочки кюизенерастатья по теме

    Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему учебному пособию.

    Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

    Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

    Игровые задачи цветных палочек

    Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

    На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

    На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

    Счётные палочки позволяют ребёнку не только развивать абстрактное мышление, но и вычленять логические связи в умозрительных понятиях. Что касается конкретных практических целей, то среди них наиболее значимыми являются:

    формирование понятий конкретизации счёта и вычислений в виде числа;

    понимание системы «больше-меньше»;

    отработка навыка деления и измерения, прибавления и убавления;

    усвоения сути понятий «равный», «правый», «левый», «середина» и т.д.;

    развитие креативности, умений моделировать и конструировать;

    формирование активности познавательного характера и наглядно-действенного способа мышления, а также всех видов внимания и детального восприятия окружающей действительности;

    улучшение мелкой моторики.

    Возраст для начала проведения «уроков» определяется индивидуально, что связано с разными темпами развития малыша. Но средним возрастом для начала обучения в психолого-педагогической литературе называется 3 года. Между тем некоторые методисты по обучению малышей допускают, что своеобразные уроки с линеечками можно начинать проводить уже с 1 года.

    Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в содержание математического занятия. Воспитатель берёт какую-то тему и обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине). В подарок зверюшкам малыши выкладывают красивые коврики из набора Кюизенера.

    Моделирование сказок

    Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.

    Анализируя русскую народную сказку «Теремок», воспитатель предлагает символически обозначить её героев с помощью блоков Дьенеша, а затем творчески видоизменяет финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем — из палочек Кюизенера.

    После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка»), репка («Репка»), овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров. С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев

    Занятия по обучению грамоте

    Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова. С помощью развивающего набора можно выкладывать буквы и целые слова За границей этот дидактический материал используется на уроках английского языка для выделения ударных и неударных слогов. Такую работу вполне можно практиковать и в наших дошкольных учреждениях на занятиях в подготовительной к школе группе.

    Проведение игр с палочками Кюизенера в детском саду

    Развитие математических представлений предполагает планомерную систематическую работу. Поэтому игровые упражнения предлагаются детям в продуманном порядке — от более простого к сложному. За счёт этого у ребят постепенно формируются всё более сложные навыки, стимулируется интерес к познанию новой информации.

    Игры для дошкольников младшего и среднего возраста

    В первом полугодии во второй младшей группе воспитатель проводит ознакомительные игры и занятия с палочками Кюизенера. После этого (второе полугодие младшей группы и средняя группа) дошкольникам предлагаются более сложные игры, многие из них уже имеют конкретный сюжет. Игры на ознакомление с дидактическим материалом: «Возьми в ручку как можно больше палочек» (сначала в правую, а затем в левую). «Назови цвета брусочков» (перед малышом выкладывается не весь набор, а определённое количество). «Отыщи такую же палочку» (по цвету либо форме). «Покажи самую длинную палочку (либо короткую)».

    Игры основного этапа (после ознакомления): «Подбери пояс к платью». Перед ребёнком раскладывают картинки с изображениями кукол в красивых платьях. Нужно подобрать к платью пояс — палочку конкретного цвета. «Построй квадраты». Дошкольнику предлагается выложить 2 квадрата — каждый из палочек своего цвета. В результате следует вывод: чем длиннее брусочек, тем больше будет квадрат. Как более сложный вариант — можно построить треугольники, домики для маленького зайчика и большой лисы. Заполнение силуэтных фигур. Задача малыша — заполнить палочками картинку. Там обозначен цвет и длина элемента. В дальнейшем задание усложняется: на картинке только очертания фигуры, не указан её цвет и размер.

    Последний этап — схема висит на доске, а дети выполняют задание на столе. «Что изменилось?». Педагог выкладывает перед дошкольником несколько палочек, малыш запоминает их, затем закрывает глаза. Взрослый в это время убирает или заменяет один элемент. «Продолжи узор». Ребёнку предлагается продолжить узор по образцу (украсить шарфик или полотенце для мамы, соткать красивый коврик котёнку, построить заборчик и т. д.). Для этого он должен понять закономерность в расположении элементов (вначале по цвету или размеру, затем эти свойства комбинируются).

    «Построй лесенку для игрушки». Особенность задания в том, что малыши должны выложить объёмную лестницу, располагая брусочки друг над другом. Число деталей может быть любым, главное, чтобы они располагались по длине в убывающем порядке. В постройке конструкции из 10 деталей детям помогает воспитатель. «Высокая и низкая лесенка». Детям предлагаются карточки с изображениями домиков разной высоты. Рядом с ними нужно построить лестницы из палочек соответствующего размера.

    «Нарисуй предмет». Взрослый зачитывает коротенькое двустишие и показывает соответствующую картинку, а малыш должен его проиллюстрировать с помощью палочек Кюизенера. Например: «По красненькой дорожке бегут друзья к Серёжке» (нужно изобразить дорожку из брусочков красного цвета).

    «Четвёртый лишний». Взрослый кладёт 3 одинаковых палочки и 1 другого цвета и длины. Дошкольник определяет лишнюю. «Составь поезд». Воспитатель просит ребёнка составить поезд из вагончиков для игрушечных зверюшек (маленькие фигурки). Но вагончики должны располагаться от самого короткого к самому длинному. Картинки дети составляют по схемам, которые им предлагает воспитатель.

    «Сложи лесенку». Аналогично складывается лесенка, только палочки располагаются друг над другом. Размер лесенки должен быть пропорционален размеру домика Задача малышей — построить объёмную лестницу из произвольного количества деталей (строить из большого количества палочек помогает воспитатель. Картинки дети составляют по схемам, которые им предлагает воспитатель.

    Игры для старших дошкольников

    Игры для детей 5–7 дет объединены в один блок, поскольку многие воспитанники уходят в школу после окончания старшей группы (в 6 лет). И хорошо, если к этому возрасту они будут обладать необходимыми навыками, которые пригодятся для дальнейшей учёбы.

    Примеры игр: «Покажи число». Палочки раскладываются по возрастанию (10 шт.). Воспитатель показывает карточку с изображением числа, а дети выбирают соответствующую палочку. С закрытыми глазами дошкольник должен найти в наборе 2 элемента одинаковой длины (затем 3 или 4).

    «Измерь дорожки». Кошка и котёнок решили измерить длину дорожки шагами. У кошки получилось 5 шагов, а у котёнка — 10, хотя расстояние было одинаковым. Задача детей — изобразить с помощью палочек шаги обоих персонажей (осваивается понятие условной меры).

    «Домики для матрёшек». Воспитатель демонстрирует силуэты трёх разноцветных матрёшек разного размера и раздаёт каждому ребёнку их набор. Дом красной матрёшки ниже, чем дом синей, а дом синей ниже, чем дом жёлтой. Ребята должны выложить из палочек соответствующие картинки.

    «Мосты для зверюшек». По такой же словесной инструкции строятся мостики для животных, чтобы они смогли перебраться через речку: у медведя мост шире, чем у зайца, а у зайца шире, чем у мышонка.

    «Сложи фигуру по описанию». По указанию педагога дети выкладывают на столе ромб, пирамиду, бантик, снежинку, ворота, равнобедренный треугольник и даже «рисуют» палочками целую картину. Создание из палочек объёмных построек, например, пирамиды, колодца, башни, избушки Бабы-яги и пр. Достраивание симметричных картинок. Дошкольнику предлагается картинка, где схематически изображена половина какого-либо предмета, например, бокала. Задача ребёнка — дополнить изображение в той же цветовой гамме. Выкладывание на скорость букв и цифр с помощью набора Кюизенера.

    «Разложи яблочки в корзинки». На яблоне выросли красивые сочные яблочки, их 10. Их необходимо разложить в две корзины разными способами (закрепляется состав числа 10). Дети выполняют задание — составляют число 10 из двух счётных палочек, каждая из которых соответствует определённому числу (например, жёлтая и жёлтая — 5 и 5 или синяя и белая — 9 и 1 и т. д.). Выясняется, в каком случае яблоки будут разложены поровну.

    «Сплети коврик из палочек». Ребятам предлагается сплести коврик по определённым правилам: все ряды должны быть разными, каждый ряд состоит из палочек, которые по длине суммарно равны красной, заканчивается коврик белой бахромой

    Возраст 4-5 лет с палочками Кюизенера

    Средний, а затем и старший дошкольный возраст — благодатный период знакомить дошколят с математикой. Теперь палочки Кюизенера превращаются лёгким движением руки в настоящий обучающий дидактический материал, с помощью которого педагог знакомит детей со счётом и арифметическими действиями.

    Похожие записи:

    1. Сенсорные представления детей о цвете Сенсорные представления детей дошкольного возраста, этапы формирования сенсорных представлений о…
    2. Реализация условий проектирования развивающего образовательного пространства средствами современных игровых технологий Условия проектирования образовательного пространства в детском саду посредством игровых технологий….
    3. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
    4. Сенсорные эталоны Сенсорные эталоны в психологии развития ребенка. Какие эталоны необходимо формировать…
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]