Есть много вокальных диапазонов и типов голоса у мужчин в музыке, которые ранжируются по диапазону высоты тона, уникальных тональных характеристиках, а также по отличиях тесситур и другим факторам. Следует отметить важный момент: термины «вокальный диапазон» и «типы мужских голосов» – не одно и то же. Диапазон голоса относится к нотам, которые он может достигать или воспроизводить, а тип классифицируется с использованием определенных критериев, таких как тесситуры, точки перехода регистров, тембр, вокальный вес и т.д. Узнайте, какие бывают голоса у мужчин в описании ниже.
Какие бывают тембры мужских голосов
Мужской бас
Как называется самый низкий мужской голос? В многоголосой музыкальной фактуре это бас. В полифонии, которая процветала в эпоху Возрождения, он составлял одну из нескольких относительно независимых или контрапунктических мелодий.
В гомофонических, в основном хордовых, музыкальных стилях конца 18 и 19 веков бас имел решающее структурное значение как самая низкая из частей и, следовательно, основа гармонии.
Типичный диапазон – от второго E ниже среднего C до F♯ выше; вариации тембра Basso profundo – низкий и богатый, а basso cantante более легкий и лиричный.
Мужской баритон
У большинства мужчин вокальный диапазон подобен баритону, так как это самый распространенный тип, средний мужской голос между тенором и басом, с некоторыми характеристиками обоих.
Тембр баритона переходит в средний голос где-то около ноты A или B чуть ниже середины C (A3 или B3), и становится главным в ноте D или E чуть выше середины C (D4 или E4).
Кроме того, тесситура баритона находится между тесситурами тенора и баса, а голос будет наиболее сильным в средних тонах.
На практике классификация мужских певческих голосов определяется не только диапазоном, но также качеством или цветом голоса. В оперных партиях более жесткие требования для тенора, и тогда он посредством профессиональных занятий может развить свой диапазон баритона.
Мужской тенор
Теноровый голос называется самым высоким из основных мужских вокальных типов. Как правило, исполнители имеют диапазон, аналогичный сопрано, но только на октаву ниже, примерно между средней C (C3) до ноты на октаву выше (C5). Тесситура будет находиться между контртенором и баритоном. Но голос имеет аналогичные характеристики, то есть может с легкостью петь самые высокие ноты и озвучивать их с силой и яркостью! Часто делится на драматические, лирические или героические.
Тенорам стоит избегать некоторых распространенных проблем пения, таких как сжатие челюстей при переходах голосовых регистров, так как это повлияет на переходимые ноты и тембр голоса!
Их иногда обвиняют в создании слегка гнусавого звука, особенно на громкости, но теноры способны использовать так называемый «головной голос» для создания мягкого и теплого тона в верхнем диапазоне.
Мужской альт (контр-тенор)
Как описать голос, обычно поющий линию альта в вокальном консорте? Контр-тенор – самый высокий по звучанию мужской голос.
Термин существовал в хорах в разных формах на протяжении многих веков, но как сольный инструмент пришел в моду только во второй половине 20 века.
Часто мужские и женские альты поют вместе одну композицию, чтобы сбалансировать текстуру. Мужской диапазон аналогичен женскому, хотя женские голоса имеют более широкий естественный диапазон на обоих концах.
Натуральный голос контр-тенора лучше всего работает в октаве от середины C и выше! Он использует так называемый «фальцет» – вокальную технику, при которой мужчины задействуют верхнее расширение своего естественного певческого голоса, заметно превышающее их речевой диапазон.
Фактически, контр-теноры чаще всего являются естественными баритонами (иногда тенорами).
Можно ли изменить тембр
Голосовой тембр не закладывается генетически, а потому поддается коррекции во время занятий со специалистом по вокалу. Анатомические же качества связок (это складки в области звукообразующего центра) консервативно поменять человек не может, так как они закладываются анатомически с момента формирования генетических качеств. Для этого существуют особые хирургические операции, в ходе которых исправляют возникшие дефекты.
Между голосовыми связками располагается щель, которая также участвует в формировании голоса, речевой тональности и тембра.
Зарождение звука начинается в гортани, но окончательное формирование и придание ему тембра происходит в резонаторных полостях (ротовая, носовая, горло). Поэтому различная корректировка постановки и напряжения тех или иных мышц речевого аппарата может влиять и на тембр.
Как определить тембр голоса
Еще никогда не было так просто определить свой тип голоса. Если уже знаете, как называется низкий или очень высокий мужской голос, а под рукой есть пианино, синтезатор или просто компьютер, можете узнать свой вокальный диапазон. Нужно играть по нотам и смотреть, сможете ли вы их пропеть. Также есть книги и сайты, которые помогут определить, где находится ваш голос с точки зрения традиционных вокальных диапазонов. Фактически, есть онлайн-инструменты и ресурсы для определения типа.
Но прежде желательно познакомиться с системой нумерации. Говоря о нотах как о «второй A над средней C», можно сбиться с толку, поэтому широко используемый метод – сопровождать названия нот их заданным номером октавы на клавиатуре. Средняя C называется C4, потому что это 4-я C (начиная с баса) на клавиатуре.
Запомните, какие особенности имеют разные виды мужских голосов.
- Бас находится между E2 и E4. В нижних и верхних регистрах некоторые басы могут петь от C2 до G4.
- Баритон является вторым по величине диапазоном пения, расширяясь от A2 до A4 (может доходить до F2 или до C5).
- Тенор комфортно петь от C3 до C5. Лучше владеет фальцетом (головным голосом), что позволяет им вводить ноты в женский регистр.
- Контр-тенор поет от середины C и выше.
Основные шаги для постановки голоса
На самом деле, чтобы положительно повлиять на характеристики и свойства голоса, нужно освоить всего несколько важных вещей. Они универсальным образом влияют на основные характеристики голоса и, если вы освоите их полностью, то улучшите абсолютно все.
Что влияет на характеристики голоса:
- Дыхание и опора.
- Дикция и артикуляция.
- Работа с резонаторами.
Кроме того, нужно обязательно работать над избавлением от зажимов – любых неприятных ощущений в области груди, челюсти, горла, шеи, скул и других частей тела. Если дискомфорт возникает, когда вы начинаете говорить, это верный признак зажима. Более подробно о борьбе с зажимами мы поговорим в разделе «Дикция и артикуляция», где дадим простейшие упражнения на снятие зажимов.
Отметим, что все предлагаемые в данном курсе упражнения – это симбиоз рекомендаций профессионалов, так или иначе работающих с голосом: врачей, лекторов, дикторов, артистов, вокалистов и т.д. Мы упростили все советы до уровня, когда ими сможет воспользоваться любой человек, в том числе и не имеющий ораторских способностей и никогда не занимавшийся развитием голоса.
Дыхание и опора
На любых курсах по ораторскому мастерству, в любой школе вокала обучение начинается с постановки дыхания. Иногда можно встретить оборот «правильное дыхание», но мы его использовать не будем. По сути, не бывает дыхания правильного или неправильного – бывают те или иные задачи, которые стоят перед вами в данный момент.
Дыхание, необходимое просто для снабжения организма кислородом, отличается от дыхания, которое нужно с целью правильного красивого звукоизвлечения. Вот как раз для того, чтобы голос был красивым, нужно освоить правильное звукоизвлечение. А добиться этого можно лишь тогда, когда у вас будет тренированное дыхание и опора для звука.
Что дает тренированное дыхание и опора для голоса:
1 | основу красивого звучания; |
2 | доступ к высоким нотам (для певцов; |
3 | легкость и полетность голоса; |
4 | профилактику зажимов связок и других частей тела; |
5 | выносливость голосового аппарата. |
Как этого всего добиться? Рассмотрим пошаговый алгоритм постановки дыхания и поиска опоры для голоса с тем, чтобы он звучал красиво и ярко.
Шаги по постановке дыхания и опоры голоса:
- Глубокий быстрый вдох через нос в нижнюю часть легких – так, чтобы раздувался живот и бока в нижней части. Важно: плечи не должны подниматься!
- Задержка дыхания таким образом, чтобы живот и бока остались в зафиксированном раздутом состоянии, т.е. удержание воздуха за счет мышц брюшного пресса.
- Постепенный выдох с минимальным расходом воздуха, без резкой потери воздуха.
Это и есть принципиальные отличия дыхания, необходимого просто для жизнедеятельности организма, и дыхания, необходимого для уверенного звукоизвлечения. Если в обычном режиме мы вдыхаем в верхнюю часть легких, то для чтения лекции или любого другого публичного выступления воздухом нужно заполнять бОльшую часть легких.
Есть еще один нюанс: вдыхать желательно столько воздуха, чтобы его хватило на произносимую фразу, не больше и не меньше. Если вы вдохнете меньше, окончание фразы прозвучит невнятно и зажато, т.к. у вас не хватит воздуха для нормального звучания. Если вы вдохнете больше и по окончании фразы опять начнете добирать воздух, произносимые фразы тоже начнут звучать невнятно, а вам будет сложно контролировать поток воздуха так, чтобы он выходил постепенно, без резких рывков. Навык контроля объема вдыхаемого воздуха приходит с тренировкой и практикой.
Упражнения на постановку дыхания и опоры:
- Расслабить верхнюю часть тела – встать прямо, опустить плечи, сделать глубокий вдох и выдох, медленно покрутить головой вправо-влево, потрясти или покачать опущенными руками, затем слегка округлить спину и наклониться чуть-чуть вперед, еще немного потрясти или покачать опущенными руками, вернуть в исходное положение.
- Сделать глубокий быстрый вдох через нос в нижнюю часть легких – так, чтобы раздувался живот и бока в нижней части. Можно помочь себе, если наклониться чуть-чуть вперед, округлив спину. Так вы дадите воздуху более свободный путь в легкие. Задержите дыхание на сколько сможете. Если сможете задержать хотя бы на 30 секунд, это хороший результат. Повторите 3 раза.
- Сделать глубокий быстрый вдох через нос в нижнюю часть легких – так, чтобы раздувался живот и бока в нижней части. Можно помочь себе, если наклониться чуть-чуть вперед, округлив спину. Задержите дыхание на мгновенье и начинайте медленно выдыхать воздух со звуком «с-с-с-с-с», продолжая держать бока и живот раздутыми. Если сможете продержаться хотя бы 30 секунд, это хороший результат. Повторите 3 раза.
Во время выполнения упражнений смотрите в зеркало и контролируйте положение живота и боков (они должны быть раздуты) и положение плеч (они должны быть опущены и не должны подниматься).
При правильном выполнении упражнений у вас не должно быть никакого дискомфорта в шее, плечах, челюсти, голосовых связках. Возможна лишь небольшая усталость брюшного пресса, если вы не слишком тренированный человек и не особо дружите со спортом.
Если же при выполнении упражнений 2 и 3 вы ощущаете дискомфорт в шее, плечах, челюсти, голосовых связках, немедленно прекратите их выполнять и вернитесь к упражнению 1 на расслабление верхней части туловища.
Обращаем ваше внимание на важный нюанс: предлагаемые в курсе упражнения помогают не всем, а только тем, кто их делает! Настоятельно рекомендуем освоить вышеприведенные упражнения с тем, чтобы в последующих уроках вы смогли перейти к заданиям более высокого уровня сложности, также необходимым для развития красивого голоса и речи.
Продолжим тему. О расслаблении, раскрепощении, вдохе и выдохе для лучшего звучания голоса можно много узнать из опыта действующих и уже достигших успеха артистов. Для примера можем предложить посмотреть уроки, которые дала российская певица Полина Гагарина в рамках благотворительного проекта «Поколение М». В уроке №1 затронута тема расслабления, раскрепощения и свободы голоса:
А в уроке №2 Полина Гагарина подробно разъясняет и демонстрирует вышеописанную технику дыхания:
Для достижения нужного эффекта – тренировки дыхания и нахождения опоры для голоса – нужно выполнять эти упражнения ежедневно на протяжении 2 недель. Далее можно возвращаться к этим упражнениям 1-2 раза в неделю, чтобы не терять наработанную форму. Более подробно о дыхании и поиске опоры для голоса вы можете почитать в работе итальянского хирурга, отоларинголога и фониатра Франко Фусси La respirazione e l’appoggio nel canto («Дыхание и поддержка в пении») [F. Fussi, 2017].
Уточним, что принципы звукоизвлечения для пения и устной речи сходны. Отличия лишь в глубине необходимой проработки: если в повседневной жизни мы можем сами решать, нужно ли нам звучать красиво и убедительно, то у певцов это входит в профессию по умолчанию. Поэтому если вы освоите технику дыхания, которую практикуют оперные и эстрадные исполнители, устное выступление перед большой аудиторией вам будет даваться вообще без труда.
Дикция и артикуляция
Следующий важный шаг в постановке голоса – это дикция и артикуляция. Эти понятия не зря стоят рядом. Они настолько тесно взаимосвязаны, что одно без другого попросту невозможно. Без четкой артикуляции невозможна хорошая дикция. В то же время избыточно активная артикуляция может делать звуки более грубыми.
Артикуляция – это совокупность работы органов речи при образовании звуков речи. Четкая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных органов речи, прежде всего, языка и губ.
Дикция – это четкое произнесение гласных и согласных звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, на котором вы говорите или поете в данный момент. От дикции напрямую зависит то, насколько понятна и энергична наша речь.
Работа над дикцией и артикуляцией, помимо самоочевидных результатов в виде четких понятных звуков, имеет еще один весомый бонус. Это снятие зажимов с горла, которые являются распространенным явлением в нашу эпоху всеобщего сидения за компьютерами и гаджетами.
Что дает хорошая дикция и артикуляция:
1 | четкость и понятность произношения звуков; |
2 | выразительность и энергетика в голосе; |
3 | доступ к длинным нотам (для певцов; |
4 | более живую мимику; |
5 | избавление от зажимов в области горла. |
Про зажимы следует сказать отдельно. Без устранения зажимов невозможна хорошая артикуляция, но, в то же время, работа над артикуляцией позволяет постепенно начать избавляться от зажимов. Заметим, что артикуляционный аппарат достаточно сложен и, помимо языка и губ, в артикуляции участвует большое количество мышц.
Устройство артикуляционного аппарата:
Схема расположения мышц, участвующих в артикуляции:
Зажим в любой из этих мышц может свести на «нет» все ваши усилия по развитию четкой выразительной речи, поэтому, если не можете локализовать проблему самостоятельно, обратитесь к логопеду либо выполняйте универсальные упражнения по снятию зажимов, улучшению дикции и артикуляции.
Упражнения по снятию зажимов:
- Расслабьте лицо, шею, все артикуляционные мышцы. Для этого слегка покачайте головой вправо-влево, вперед-назад. Важно: избегайте резких движений и не пытайтесь добиться максимальной амплитуды движений. Если вы ощущаете дискомфорт или слышите какие-то щелчки и прочие звуки, пропустите это упражнение. Если дискомфорт в шее и артикуляционных мышцах – это ваше перманентное состояние, найдите возможность обратиться к неврологу или хирургу.
- Тренируйтесь держать шею и голову прямо. Проверьте, насколько хорошо вам это удается, положив книгу на голову. Если закрытая книга держится плохо, пока тренируйтесь с открытой книгой, положив ее открытыми страницами поверх головы. После того как вам удалось удержать книгу на голове в состоянии покоя, попробуйте удержать ее, когда говорите. Подойдет любой текст, для которого не нужно наклоняться, чтобы прочитать его с листа или компьютера.
Больше упражнений на расслабление и снятие зажимов вы сможете увидеть в уроках Полины Гагариной. Они одинаково пригодны для артистов, певцов, лекторов и всех людей, кому приходится много говорить:
Упражнения по улучшению дикции и артикуляции (выполнять перед зеркалом):
- Тренировка подвижности языка – вытягивайте его максимально вперед, пытайтесь как бы «достать» языком кончик носа и подбородок.
- Тренировка положения рта – откройте рот так, чтобы в него поместились 2 пальца, сложенные один над другим. Язык должен оставаться плоским и упираться в нижние зубы. Произнесите звуки «а-а» так, чтобы рот не закрылся, язык не выгнулся и не «ушел» назад. Также полезно тренировать звуки «нга-нго-нгы-нге-нгу-нгя» и следить, чтобы рот оставался широко открытым.
- Тренировка взаимодействия челюсти и языка – откройте рот, опустив и отодвинув чуть назад челюсть. Для контроля положения приложите палец к губам, будто хотите сказать «т-с-с, тише». Нижняя губа не должна касаться пальца, когда рот открыт. Произнесите гласную «а». Язык должен оставаться плоским и упираться в нижние зубы. Следите, чтобы язык не выгнулся и не «ушел» назад.
- Тренировка формирования звука по верхнему небу – включите диктофон, сделайте улыбку-оскал и попробуйте произнести какие-либо слова (стихотворение, текст презентации, ответ на экзаменационный билет) в таком положении. Если вы все сделали правильно, звук станет более чистым, ярким и объемным, чем обычно.
- Тренировка формирования звука по верхнему небу плюс тренировка произношения согласных – включите диктофон, сделайте улыбку-оскал, расслабьте челюсть и зажмите в зубах карандаш. Попробуйте произнести какой-либо текст в таком положении. Вытащите карандаш и повторите этот же текст, просто удерживая улыбку-оскал. Если вы все сделали правильно, при сравнении аудиозаписей вы услышите, что последний вариант текста прозвучал лучше, чем первый.
К слову, как заверяет врач из Великобритании Леонард Джейн, сжатие карандаша между зубами может помочь расслабить мышцы челюсти и уменьшить интенсивность головной боли [Dailymail, 2016]. Так что если у вас есть головные боли, тренировка голоса даст дополнительный бонус в виде улучшения самочувствия.
И, конечно же, развитию дикции и артикуляции помогают скороговорки. Не стремитесь сразу проговаривать их быстро, не беритесь сразу за длинные и сложные. Лучше для начала возьмите по 2-3 простые скороговорки на русском и английском языках и отработайте их в медленном темпе, затем в среднем, и только потом – в быстром.
К теме развития дикции и более развернутым рекомендациям по ее развитию мы вернемся в отдельном уроке. А сейчас изучим еще один мощный способ влиять на характеристики голоса и управлять его звучанием на свое усмотрение.
Что влияет на тембр голоса
Эти пять ингредиентов определяют тембр:
- возраст – многим певцам присваивается тип в молодости, но голоса меняются и развиваются с возрастом;
- опыт пения – у начинающих исполнителей обычно более короткий диапазон, потому что высокие или низкие ноты становятся сильнее с практикой;
- регистр – серия смежных нот, которые звучат одинаково, воспроизводятся аналогичным образом и имеют одинаковое качество звука (переходы между регистрами помогут определить типы голосов более точно);
- тесситура (диапазон, в котором певец чувствует себя наиболее комфортно) – решающим фактором является понимание того, где ваш голос наиболее удобен, а где – наименее;
- тон голоса (определенное тональное качество) – описывающие слова включают «резкий, темный, яркий, металлический, звонкий, пронзительный» (например, тон тенора часто намного ярче, чем баса);
- сила голоса – сопрано и теноры имеют более сильный головной голос, чем меццо и басы, а у них сильнее и мясистее средний голос.
Тембр голоса у мужчин – это серия ингредиентов, смешанных вместе для создания десерта с уникальным вкусом. Для пения ингредиенты объединяются, чтобы возник голос с неповторимым звучанием.
Доверяйте своим ощущениям
Многие профессиональные коллективы переполнены исполнителями, где певческие голоса соответствуют уровню меццо-сопрано, способных воплощать свои таланты в других категориях, и это зависит от качества техники, уровня образования.
Ощущение напряженности в пении сигнализирует о том, что неправильно выбран диапазон, и такое исполнение разрушительно действует на связки. Когда певец испытывает чувство легкости, свободы, удовольствия от собственного исполнения — это означает, что исполнитель на верном пути, и ему подвластны далекие горизонты.
Дикция или вокализация
Дикция связана со способностью быть понятым и с его желанием быть понятым.
Четкая дикция: ясность ума, открытость к общению. Неточная: обман или путаница. Очень ясная: нарциссизм, напряжение. Запинающаяся: агрессивность, торможение.
Скорость
Скорость разговора говорит об эмоциональном состоянии человека.
Медленно: отсутствие интереса, отключение от мира. Быстро: напряжение, желание скрыть информацию. Регулярно: сдерживание, неестественность. Нерегулярно: растерянность, беспокойство, нарушение связи.
Заказать звонок
Голос — это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.
Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.
Тембр голоса — неповторимая индивидуальная окраска, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.
Благозвучность голоса — чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.
Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять c благозвучием речи.
Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.
Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: «в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри»; нанизывание слов c несколькими согласными подряд: «всех чувств взор есть благороднее»; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: «и у Иоанна». Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.
Полетноcть голоса — это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.
Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.
Тон голоса — эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего, его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создаётся c помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузами, ускорением или замедлением темпа речи.
Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения
Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».
Интонация — это ритмомелодический строй речи. Интонация включает: высоту тона, силу звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности интонации условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности интонации является логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива.
При эмоциональной интонации слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда должным образом оценивается мысль, проявляется своё отношение к ней. При этом в интонации появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.
Типы певческих женских голосов
Женские голоса делятся на две группы – сопрано и контральто. Высокие голоса (сопрано) делятся на:
- Колоратурное, или лирико-колоратурное – самый высокий из женских певческих голосов;
- Лирическое – голос мягкого, нежного тембра, часто встречающийся тип, некоторые называют его «основным» для группы сопрано;
- Лирико-драматическое – голос, имеющий большую подвижность и вариативность в исполнении, обладательницы которого могут «вытягивать» как партии лирического, так и драматического сопрано;
- Драматическое – редкий голос, имеющий диапазон от меццо-сопрано до колоратурного;
- Меццо-сопрано – характеризуется насыщенным, глубоким звучанием, его порой путают с драматическим сопрано, тип голоса, вобравший в себя характерные особенности как контральто, так и сопрано.
Примеры звучания сопрано
- Оперное
- Эстрадное
- Меццо-сопрано
- Контральто – самый низкий их женских певческих голосов, насыщен глубоким звучанием на всём диапазоне.