Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста
Диалог — это обмен репликами между собеседниками. Без диалогических навыков невозможен познавательный процесс, затрудняется усвоение социальных норм. Развитию понимания речи, навыкам построения диалога обязательно учат, начиная с младших групп ДОУ. Для этого используют различные методики:
- неподготовленный диалог;
- чтение литературы, в которой персонажи общаются друг с другом;
- подвижные, сюжетно-ролевые, театральные игры.
Уголок развития речи в детском саду
Особенно важны беседы со старшими. Диалоги, в которых взрослые проявляют интерес к рассказам ребенка, лучше всего развивают коммуникативные навыки. В отличие от общения со сверстниками, в ходе которого практически не усваиваются новые словесные образования, регулярные разговоры с воспитателями и родителями помогают научиться эффективному диалогу.
Садик должен не только давать знания, но и контролировать соответствие уровня развития существующим нормам. Помимо внешней диагностики, которая ежегодно проводится во всех ДОУ на государственном уровне, сотрудники обязаны проводить сквозной контроль. В конце каждого занятия следует задавать вопросы ученикам и фиксировать уровень их ответов. Если возникают затруднения при усвоении правил диалога, воспитатели ДОУ должны использовать разные пути решения проблемы: от дополнительных занятий до направления к логопеду или психологу.
Основные способы развития речи
Важная составляющая коммуникации: диалогическая речь дошкольников
Диалог является не просто обменом слов. В ходе его построения происходит передача информации, усвоение новых знаний. Собеседники воспринимают точку зрения друг друга, учатся уважать чужое мнение. Все это ложится в основу грамотной коммуникации.
Если не развивать диалогическую речь, ребенок окажется ограничен в средствах коммуникации. Он не сможет ни задать вопрос, ни попросить помощь, ни ответить на вопросы преподавателя. Сильны пострадают межличностные отношения с родителями, одногруппниками, воспитателями.
Диалог важен не только для построения социальных связей. Он лежит в основе коммуникации с преподавателями и влияет на усвоение материала. Развитие диалогической речи у дошкольников входит в обязательную подготовительную программу, необходимую для поступления в школу.
Дополнительная информация! Нормами ФГОС установлено, что перейти к обучению в школе можно только при условии грамотного владения языком.
Какие умения развиваются в диалоге у дошкольников
Исследователи спорят, какие умения развиваются в диалоге у дошкольников младшего, среднего и старшего возраста. Навыки могут отличаться в зависимости от возраста. Далее представлены базовые умения для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Игры для детей 5 лет для развития речи и советы родителям
Умение слышать
Ребенок реагирует на обращения, отвлекается от своих занятий, чтобы выслушать сверстника или взрослого. Он не прерывает диалог в середине предложения и не перебивает.
Умение понимать
Дошкольник не просто слушает собеседника, а вникает в смысл его слов. Это позволяет ему правильно подбирать ответы, выполнять просьбы, продолжать диалог. Ребенок старается придерживаться темы разговора, а не уходить к собственным рассуждениям.
Умение формулировать ответ
Ученик ДОУ развивает навык краткого и развернутого ответа. При его формулировке он следует нормам логики и стилистики, обращает внимание на социальный статус собеседника.
Пример игр, помогающих освоить умение отвечать
Виды связной речи
Связная речь используется в двух формах — в монологических и диалогических высказываниях.
Диалог и монолог в связной речи дошкольников
При диалогической речи надо уметь четко задавать вопросы, чтобы побудить собеседника отреагировать развернутым ответом, восклицанием или междометьем.
Если предмет разговора интересен собеседнику, тогда и он подает в ответ реплику, чтобы поддержать и продолжить диалог. Возможны при диалоге споры, дискуссии, отстаивание своей точки зрения.
Монологическая речь исходит от одного лица. Предмет разговора должен быть понятен, а рассказ был связным, логически выстроенным, с нужными деталями и эмоционально окрашено. Или монолог рискует превратиться в монотонное изложение.
В бытовом общении встречается крайне редко, но дошкольника необходимо учить этим навыкам. Монологи бывают повествовательными: простой рассказ о последовательности событий, обычно с глаголами и прилагательными).
У монолога-рассуждения присутствуют причинно-следственные связи, изъяснительные конструкции и пр. Монологи-исповеди представляет симбиоз повествования и рассуждения). Внутренний монолог — ежедневное размышление, которое человек строит у себя в мыслях.
Монолог — организационная речь. Человеку, для грамотного изложения необходимо построить в голове примерный план своего повествования. А в профессиях,как лектор, учитель планы излагаются на бумаги или в цифровом формате.
Речь дошкольника, как правило, стихийна и ситуативна. Она не планируется, а формируется по ходу высказывания, находится под действием и под влиянием коммуникативных связей между членов социума, от тематической направленности разговора, от степени вовлеченности в предмет разговора.
Развитие речи в дошкольном возрасте в рамках психологии и логопедии
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста изучается не только в рамках педагогической деятельности. Этому вопросу уделяют внимание в рефератах по психологии, логопедии,
Нормы речевого развития дошкольников по возрасту
Преподаватель логопед Полтавская О. А., основываясь на исследовательские и дипломные работы в сфере образования и психологии, выделяет несколько периодов речевого развития. Каждому соответствуют свои нормы, на основе которых составляет план преподавания в ДОУ. Далее будут рассмотрены этапы с 9 месяцев до 7 лет.
Подготовительный
С 9 месяцев ребенок начинает усваивать первые слова. В речи используются простые звуки: а, м, б, и, у. К 12 месяцам словарный запас включает от 2 до 10 слов.
Ранний
Этап с 1 до 3 лет. Ребенок начинает активно подражать взрослым, пытаясь повторять за ними слова. Поначалу большинство звуков искажается. Первые предложения составляют к 1,5 годам, в этом же возрасте запас слов должен составлять уже около 100 шт. В 2 года значительно расширяется диапазон произносимых звуков: появляются к, г, ф, о, мягкие согласные. Такие звуки, как мягкая л, э, й употребляются с 3 лет. К концу раннего этапа дошкольник должен уметь составлять сложные предложения с использованием союзов.
Дошкольный
Речевое развитие дошкольников с 3 до 6 лет. Словарный запас расширяется до 3000 единиц. Полностью осваиваются звуки: к 4 годам — ы, ц, з, к 5 — шипящие, р. Недостатки произношения считаются в норме до 7 лет. Если к 1 классу сохраняется неправильное звучание р или других звуков, необходимо обратиться к логопеду.
Важно! Отклонения от перечисленных норм могут свидетельствовать о ЗПР, общей задержке речевого развития, ДЦП.
Речь как часть общего развития ребенка
Речевое развитие способствует общему росту личности. Овладение родным языком, в первую очередь, помогает наладить коммуникацию. Правильно выстроенные связи со сверстниками и взрослыми обеспечивают социальную адаптацию и усвоение общественных норм. Неслучайно дети с ОНР, отстающие от сверстников только по степени освоения языка, даже после успешной терапии нередко проявляют агрессию, застенчивость, не могут найти друзей.
Место речи в общем сенситивном развитии ребенка
Устная речь лежит в основе мыслительной деятельности. Курсовые и серьезные научные исследования показывают, что дети с богатым словарным запасом лучше осваивают арифметику, чтение, письмо. Они проявляют больше мотивации во время изучения новых предметов.
Развитие речи в младшей группе — нормы речевого развития детей к весне
Если развитию речи в дошкольном возрасте уделять недостаточно внимания, ребенок будет сталкиваться с проблемами не только при обучении на следующей ступени, но и в других сферах жизни.
Приемы развития связной речи
Из приемов развития связной речи выделяют три.
- Словесный — речевой образец, указание, разъяснение, вопрос — все то, что может использоваться педагогом для подражания. Главное — доступность по форме и содержании . Необходимо громко и четко, особенно в младших группах, произносить задания или образцы. Уместно повторение, как взрослым, так и детьми. Также в данном приеме хорошо бы использовать вопросы: наводящие и уточняющие.
- Наглядный. Использование дидактического материала и иллюстраций, показ артикуляционной гимнастики, наблюдение за речевым аппаратом, при обучении правильному произношению.
- Комбинированный. Чаще всего, для улучшения результатов обучения связной речи используют комбинированные методы и приемы.
Исходя из практики логопедов и воспитателей существует несколько конкретных приемов, которые с успехом помогают развить связную речь.
Требования к речи воспитателей детского сада
К речи воспитателей дошкольных учреждений предъявляются высокие требования. Педагог должен не только правильно излагать свои мысли и следовать литературным нормам, но и уметь строить диалог в соответствии с уровнем развития воспитанников. Основные требования, которым должна соответствовать устная речь сотрудника:
- Правильность. Следование нормам языка.
- Точность. Употребление слов в правильном значении.
- Логичность. Правильное использование внутритекстовой связи.
- Чистота. Отсутствие нелитературных слов и выражений.
- Выразительность. Владение интонацией, высотой, силой и громкостью голоса для привлечения внимания учеников.
- Богатство. Образность речи, широкий словарный запас.
- Уместность. Соответствие стиля речи текущей ситуации.
Педсовет, посвященный обучению диалогу в ДОУ
Если присутствуют отклонения от перечисленных требований, воспитателю следует улучшить свою речь путем самообразования или повышения квалификации. Для устранения ошибок также используются презентации для педагогических советов, содержащие контрольные тесты и инструкции для воспитателей.
Приемы для развития связной речи дошкольников
Сенситивным периодом в развитии связной речи является дошкольный возраст. Основной метод, который используется педагогами — наглядный. Это экскурсии, рассматривание предметов, игрушек, картин, фотографий, составление по ним рассказов.
Такой способ расширяет словарный запас, закрепляет знания понятий. Словесный метод применяется у дошкольников немного реже, он основан на составлении рассказа без предмета или картинки, пересказа.
Практический метод дополнительно развивает и совершенствует навыки связной речи. Это могут быть дидактические игры, любая театральная деятельность — инсценировки, этюды, хороводы, драматизации, пантомимы.
Развитие связной речи с опорой на картинки
Чтобы связная речь формировалась более эффективно, педагоги активно используют картинки и иллюстрации. Дети составляют описательные рассказы, а им предлагают алгоритм. Учат выделять существенные признаки предмета или основной его части (Девочка с косичками, на которых яркие бантики.
Подробная характеристика цвета волос, бантиков и т.д.) Предлагает синонимы, сравнения и речевые обороты, которые более точно опишут картинку.
В итоге получается грамотный рассказ-описание. Здесь важна умственная работа дошкольника. Ведь необходимо сначала выделить самое главное , наделить признаками и свойствами, вспомнить что-то из личного опыта о таком же предмете.
Педагогу необходимо показать пример от своего лица, от лица игрушки, которая пришла в гости к детям. Деятельность со взрослым, и групповая детей друг с другом только приветствуется.
Формирование связной речи с помощью сочинения историй
Связная речь успешно развивается в процессе сочинительской деятельности ребенка.
Оговоримся сразу — дети обожают сочинять. Чего только стоят придуманные ими слова. Задача взрослых, направить дар сочинительства в нужное русло.
Предложить тему, рассказать какие новые обороты можно использовать. Именно этот метод подходит для внедрения новых слов в речь ребенка.
Можно познакомить с основными литературными приемами известных авторов-сказочников. Вместе узнать, что бывают истории фантастические или сказочные, а бывают истории из жизни. В таких сочинениях ребенок может очеловечить любой персонаж, наделить его различными качествами.
Предложить к самой интересной истории придумать другой финал.