Развитие ручного праксиса у детей дошкольного возраста


Формирование праксиса и диспраксия у детей


Диспраксия развития у детей является несформированностью произвольных предметных движений, а также действий при сохранном интеллектуальном уровне. Когда мы говорим про взрослых, то подобное нарушение, возникающее после инсульта либо черепно-мозговой травмы, называют термином — апраксия (то есть утрата уже сформированных навыков).

Давайте перечислим детские этапы развития двигательной сферы:

  • Рефлексы новорожденного;
  • Формирование постуральных реакций, то есть удержание равновесия и постепенная вертикализация (ребенок учится держать голову, переворачиваться, садиться, ползти, стоять у опоры, начало ходьбы и бега);
  • Включение двигательных программ (ползание и ходьба – движения неосознанные, двигательный паттерн, а, вот, подойти к предмету, взять его и целенаправленно им манипулировать – называется праксис);
  • Деятельность предметно-манипулятивная (вначале неосознанная, далее все более произвольная);
  • Имитация (от инстинктов до произвольных действий);
  • Интеграция стимулов получаемых от сенсорных систем (проприоцептивная, вестибулярная и кинестетическая информация).

Итак, в основе праксиса (или произвольных движений), лежат: восприятие, а также сенсорная интеграция. С двух лет можно уже говорить о формировании первичного праксиса. По мнению профессора Т.Г. Визель (доктора психологических наук), пальцевый, мануальный праксис оценивать можно с двух с половиной лет. Праксис оральный – с трех лет. С четырех лет — артикуляторный.

Виды нарушений двигательной сферы у детей

Нарушение первичной моторной функции (это нарушение элементарного уровня организации движений, а не диспраксия);

  • Парез — снижение мышечной силы;
  • Нарушение на уровне рефлексов;
  • Нарушение тонуса (гипо-, гипер-, дистония);
  • Нарушение равновесия, координации, атаксия;
  • Гиперкинезы (атетоз, хорея, тики, тремор).

Нарушение функции сенсомоторной (речь идет уже об уровне выше, в котором необходимо совмещать несколько информационных потоков и движение, то есть имеется цепочка реакций «сенсорный вход» и «моторный выход»):

  • Сложности зрительно-моторной координации (к примеру, поймать мяч);
  • Нарушения сенсорной интеграции (к примеру, недоразвитие крупной моторики, гравитационная неуверенность);
  • Нарушение перехода средней линии тела;
  • Синкинезии (непогашенные рефлексы, ведущие к отсутствию дифференцированных, четких движений);
  • Нарушение билатеральной координации (нарушения в межполушарном взаимодействии);
  • Дизритмия.

Диспраксия. Это уже высший уровень в организации двигательной сферы. По механизму:

  • Диспраксия кинестетическая (нарушение уклада позы, к примеру, артикуляторной позы на какой-либо конкретный звук или позы пальцев руки) – говорит о том, что чаще в работу вовлечена нижняя теменная область левого полушария;
  • Кинетическая или же динамическая (выражается в нарушении двигательной мелодии, проблема наблюдается в переключении между собой элементов движения: переключение при воспроизведении звуков, слогов, переключение движений рук (к примеру, в пробе «кулак-ребро-ладонь) – чаще вовлечена левая премоторной области коры. Чарльз Ньокиктьен — голландский невролог называет указанные уровни «мелокинетическая диспраксия» и говорит, что это не в полном смысле диспраксия, а отражение более «низких» трудностей в мозговой организации.
  • Диспраксия идеомоторная – «диспраксия истинная», по-Ньокиктьену. Здесь проблема другая: «Как сделать?», а именно программа действий. Локализация – также как и в прошлом случае — премоторная область, но спереди по отношению к кинетической+теменно-затылочные области обоих полушарий (в зависимости от типа деятельности).
  • Идеаторная диспраксия – «Зачем делать?», а именно замысел действия, содержащий намерение. Задействована префронтальная кора + все требуемые уровни организации праксиса, которые описаны выше, с учетом содержания действия.

Можно также выделить диспраксии по типам деятельности: графомоторная, конструктивная, дипраксия еды, диспраксия выражения эмоций и т.п., но это уже из частных случаев.

Виды диспраксии по локализации:

  • Артикуляторная, вербальная;
  • Аксиальная/постуральная;
  • Орально-лицевая;
  • Диспраксия конечностей, пальцевая, мануальная.

Рекомендации для родителей при диспраксии у детей

Диспраксией называют нарушение формирования навыков. Тренируя определенный навык, будь то езда на велосипеде или произнесение звуков, диспраксию не устранить. Однако необходимо формировать жизненно важные навыки, а также очень важно преодолевать у ребенка психологическую установку неуспешности. Родителям необходимо многократно повторять вместе с ребенком действия, при этом ободряя его и снимать фокус внимания с самого выполняемого действия, дабы не делать акцент на том, что у него не получается. Не ругать ребенка и, конечно, не сравнивать с другими. Очень важно закладывать предпосылки для формирования праксиса, заниматься теми видами активности, которые приведут в порядок «нижние уровни» по организации моторной сферы (ствол — вестибулярные ядра – мозжечок — кора).

Примеры занятий: полусферы, ортоковрики, прыгуны, различные балансиры, батут, беговел, игры с мячом, «жмурки», «классики», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мячиками и мешочками, бассейн, ролики, коньки, АФК, ЛФК, логоритмика, кинезиология, барабаны, игры на подражание движениям («попробуй, повтори», «зеркало»), действия по устной инструкции (сложное действие дробим на части и проговариваем пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста), развитие новых способов использования вещей и игрушек.

Особенности исследования праксиса

Исследование предполагает выполнение различных заданий. Человеку предлагается совершить несколько простых манипуляций с окружающими его предметами. Также специалист проверяет узнавание этих предметов по чувственным восприятиям.

  1. Перво-наперво специалист устанавливает наличие возможности осуществлять простейшие манипуляции. Человека могут попросить закрыть глаза или высунуть кончик языка. Также специалист может попросить больного выполнить пальцами рук ту или иную фигуру.
  2. После этого следуют задания посложнее. Специалист просит своего клиента расчесаться, зажечь спичку или насыпать соль на кусок хлеба. Затем наступает время еще более сложных тестов. Больной обязуется имитировать ловлю мух или забивание гвоздей.
  3. Затем специалист приступает к исследованию транзитивных действий. Для этого больного просят указать пальцем на собственный глаз или ухо. На последнем этапе больного просят построить несложную конструкцию из кубиков или спичек.

Исследование конструктивного праксиса

Проблема исследования трудовой деятельности конструктивного праксиса становится все более актуальной. Это объясняется тем, что количество людей с апраксиями становится все больше.

Ранняя диагностика способствует как успешности терапии, так и купированию вторичных наслоений.

Специалист, желающий исследовать конструктивный праксис, обычно прибегает к методикам «Сложи пирамидку». Также используется доска Сегена. Почти всегда доска эксплуатируется в модифицированном варианте, предполагающем наличие следующих этапов:

  • свободный режим;
  • знакомство с фигурками;
  • рассаживание фигурок по гнездам (это делается только одной рукой).

Исследование проводится с закрытыми глазами. Перед выполнением заданий специалист фиксирует время выполнения каждого мини-задания. Немаловажное значение имеет то, какую стратегию выберет испытуемый.

Этот вариант позволяет специалисту оценить, как по ходу стереогностической деятельности взаимодействуют между собой оба полушария головного мозга.

Также для исследования конструктивного праксиса специалист прибегает к складыванию картинок. Тест предполагает собирание картинки из 2 или 3 частей, разрезанных по вертикали.

Если испытуемый благополучно справляется с заданием, исследователь предлагает ему собрать рисунок из частей, разрезанных по диагонали.

Немного сложнее кажется следующее задание. Испытуемому предлагается сложить рисунок по образцу из двух-четырех палочек. Возможно выполнение этого задания по памяти.

Специалист сам складывает рисунок, просит своего подопечного запомнить порядок действий, а затем убирает палочки и предлагает выполнить работу по памяти.

Исследование кинестетического праксиса

Кинестетическая апраксия образуется на фоне поражения средних и нижних зон постцентральной извилины. При этом происходит нарушение афферентного синтеза произвольного двигательного акта. Поэтому больной лишается возможности корректного воспроизведения поз верхних конечностей.

Без зрительного контроля человек не имеет возможности самостоятельно продемонстрировать, как нужно правильно застегиваться или расчесываться.

Исследование кинестетического праксиса происходит следующим образом. Доктор просит испытуемого:

  • сжать кисть в кулак;
  • оскалиться;
  • вытянуть в трубочку губы;
  • поднять язык и надуть щеки.

После этого специалист предлагает испытуемому произвести кистью несколько манипуляций. При этом предполагается последовательная смена позы кисти.

Процедура чем-то напоминает известную детскую игру «Камень — ножницы — бумага». Больной должен сперва показать ребро ладони, затем ладонь, а потом кулак. После тестирования одной руки наступает очередь второй.

Следующее упражнение немного проще. Исследователь предлагает своему подопечному несколько раз согнуть и разогнуть пальцы сначала на левой руке, а потом и на правой. Таким образом проверяется реципрокная координация.

Используются и иные методики. При помощи ОКД врачи могут дифференцировать ребят с задержкой психического развития от детей с нарушенным интеллектом.

Оцените статью:

(голосов: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Loading …

Записи по теме:

  • Неврологические болезни — виды апраксии и причины их возникновения
  • Кинестетическая (афферентная) апраксия- вид апраксии Липманна
  • Краткое описание апраксий и их классификация
  • Артикуляционная (речевая) апраксия — вариант афферентной апраксии
  • Апраксия у детей- как проявляется данное заболевание?
  • Лечение апраксии- основные врачебные мероприятия

Введение

В последние десятилетие сохраняется тенденция к снижению физического и психического здоровья населения нашей страны, и такая тенденция растет, что в свою очередь не может не отразиться на нарушении физического и психического развития детей.

Существуют несколько причин данной проблемы, к ним относятся социальные, экономические, экологические факторы, но наиболее характерной причиной снижения здоровья детей является новейшие современные медицинские разработки и технологии.

Развитие медицинских технологий дает возможность снизить смертность числа новорожденных и увеличить в несколько раз возможность выхаживания недоношенных младенцев. Количество детей с каждым годом растет, и в то же время растет количество детей с нарушением физического и психического здоровья, в том числе нарушений возникающих при повреждении головного мозга или являются отдельными последствиями повреждений на ранних этапах онтогенеза, например в следствии гипоксии. Дети, получавшие медикаментозную (искусственную) помощь внутриутробно с первых месяцев зачатия и/ или в период родов, в дальнейшем попадают в группу риска неблагополучного развития.

В дальнейшем развитии дети группы риска испытывают трудности в обучении и успеваемости в школе (чтения, письма, решения математических примеров и задач и т.д.), трудности адаптации в детском саду, школе, семье, сложности в коммуникации в среде сверстников. И как показывает диагностирование детей дошкольников, детям группы риска неблагополучного развития необходима помощь нейропсихологов, психологов, неврологов.

Клинический случай

Дата обследования: 17.07.2015г.

Даниэль И., 6 лет 4 месяца, старший ребенок в семье, живет с родителями и младшей сестрой, посещает детский сад с 3,5 лет, старшую группу. Оба родителя имеют высшее образование. К моменту рождения матери и отцу было по 23 года. Семейное левшество у бабушки (со стороны матери). Даниил переучен на правую руку бабушкой. Беременность протекала с осложнениями: токсикоз, анемия, угроза выкидыша 9 и 27 недель. Роды в срок, самостоятельные, головное предлежание, слабая родовая деятельность, родовспоможение: внутривенная стимуляция. Выписан из роддома в срок.

Развитие в течение первого года характеризовалось общим беспокойством,

нарушением сна. На первом году жизни наблюдался у невролога по поводу общего гипертонуса, в два года появились тики. До года четыре раза переболел ОРВ и кишечной инфекцией.

Головку начал держать 2,5 месяца, сидеть в 6 месяцев, ползать с 9 месяцев, ходить самостоятельно в 11 месяцев. Речевое развитие: мама не помнит когда появился лепет, первые слова с 15 месяцев, фразы с 2,5 лет.

Жалобы родителей при обращении: отвлекаемость, рассеянность, тревожность, не удерживает внимание на занятиях в саду, плохой аппетит, тики.

На обследовании Даниил контактен, критичен, проявляет заинтересованность в результатах теста, чувствителен к одобрению, на критику проявляет тревожность, слегка заторможен; знает, где живет, в какую группу детского сада ходит; правильно отвечает на вопрос о возрасте, именах родителей; сообщил улицу и этаж своего адреса, но не смог назвать номер дома и квартиру; правильно назвал время года. Из 10 вопросов (проб) на исследование мануальных и сенсорных предпочтений 7 выполнил по левополушарному типу.

В ходе экспериментального нейропсихологического обследования были выявлены следующие особенности психического развития:

Умственная работоспособность и устойчивость внимания в пределах возрастной нормы, при выполнение корректурной пробы (вариант для дошкольников) испытуемый за 1 минуту верно нашел 11 фигур, допустив при этом 2 ошибки, что является нормой для данного возраста.

При исследовании движений и действий выявлены трудности удержания заданной программы, нарушение последовательности порядка элементов, слабость функции переключения как на двигательном, так и графическом уровне, несформированность плавного перехода действий от одного элемента к другому.

Исследование межполушарного взаимодействия: при выполнении пробы «реципрокная координация» — напряженность, инертное воспроизведение задания, что не соответствует возрастной норме.

Зрительно-предметное восприятие характеризуется единичными, но устойчивыми ошибками в опознании и назывании отдельных предметов, что указывает на недостаточную сформированность сферы образов-представлений и номинативной функции речи.

В акустическом восприятии нарушения распознавания и воспроизведения ритмичного рисунка.

Спонтанная речь в диалоге и при описании картинок характеризуется нарушением плавности, поиском слов, бедностью словарного запаса. В автоматизированной (рядовой) речи выявлены трудности обратного счета.

Слухоречевая память характеризуется трудностями включения в программу, неуверенное воспроизведение, неоднократное повторение (персеверации) одних и тех же слов, кривая заучивания 7 слов имеет следующий вид: 3,2,6,6,5, отсрочено ч\з 45 мин.- 5.

Зрительная память соответствует возрастным нормативам, из 6 запоминаемых изображений испытуемый после первого предъявления запомнил 6.

Пространственно-временные представления не сформированы, испытуемый путает последовательность времен года, месяцев и дни недели.

Мыслительные операции развиты по возрасту, мальчик правильно выполняет задания конструктивного характера, также ему доступны операции обобщения, сравнения и аналогии.

Таким образом, в ходе проведенного исследования на фоне нормативно для данного возраста развитого интеллекта, зрительной памяти, умственной работоспособности выявлены:

— слабость программирования и контроля,

— трудности пространственного восприятия и пространственно-временных представлений,

— слабость развития межполушарного взаимодействия,

— слабость серийной организации движений и действий,

— дефицит кинетического и кинестетического восприятия,

— дефицит энергетического компонента психической активности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]