Что исследует методика «Пиктограмма» и как её применять?


Описание теста «Пиктограмма» по методу А.Р. Лурии

Александр Романович Лурия — последователь Льва Семёновича Выготского, один из основоположников отечественной нейропсихологии. Тест «Пиктограмма», разработанный им в рамках развития этого направления науки, позволяет выявить особенности запоминания через ассоциативные связи. Целями исследования является:

  • выявление нюансов опосредованного запоминания;
  • оценка продуктивности памяти;
  • определение характера мыслительной деятельности;
  • изучение уровня развития образного мышления.

Методика не используется для диагностики дошкольников и младших школьников, а годится только для проведения тестирования среди испытуемых, имеющих как минимум 6–7 классов образования.


Тестирование можно проводить только среди детей, достигших возраста 12 лет

Применение методики для тестирования школьников

Стимульный материал для теста представляет собой набор из 15–20 слов или словосочетаний конкретного («голодный ребёнок») или абстрактного содержания («сомнение»):

  • весёлый праздник;
  • тяжёлая работа;
  • развитие;
  • вкусный ужин;
  • смелый поступок;
  • болезнь;
  • счастье;
  • разлука;
  • ядовитый вопрос;
  • дружба;
  • тёмная ночь;
  • печаль;
  • справедливость;
  • сомнение;
  • тёплый ветер;
  • обман;
  • богатство;
  • голодный ребёнок.

Причём методика не предполагает использование стандартизированного списка слов, экспериментатор может составить собственный набор или заменить лишь несколько предложенных вариантов. Таким образом, тест можно проводить столько раз, сколько того требует работа с конкретным испытуемым.


Организатору теста под силу придумать собственный набор несложных фраз для диагностики

Диагностика организуется как в групповой форме, так и в индивидуальной. Для проведения исследования испытуемому потребуется выдать лист бумаги и ручку или карандаш.

Инструкция для школьников 12–16 лет:

  1. Экспериментатор озвучивает условия проведения исследования: «Мы будем исследовать вашу зрительную память. Я начну называть слова, а ваша задача — нарисовать картинку, которая потом поможет вспомнить услышанное. Записывать, а также изображать отдельные буквы нельзя».
  2. Затем взрослый чётко и громко называет слова, оговаривая перед этим порядковый номер каждого выражения. Интервал между произнесением не должен быть более 1 минуты.
  3. В процессе рисования ребёнку можно задавать наводящие вопросы («Что ты рисуешь?» или «Как это поможет тебе вспомнить слово?»).
  4. Через 40–60 минут после окончания теста, во время которых экспериментатор разрешает школьникам заниматься другими делами, испытуемым предоставляются бланки с их ответами.
  5. После этого взрослый предлагает детям самостоятельно воспроизвести все услышанные слова, глядя на изображённые картинки (при групповой форме проведения теста школьникам потребуется подписать свои пиктограммы, а при индивидуальной ребёнку рекомендуется называть понятия не по порядку).

Для испытуемых более старшего возраста слова следует зачитывать с интервалом всего лишь в 30 секунд.

В процессе работы экспериментатор обязательно должен обратить внимание учащихся на то, что результаты теста не зависят от уровня их изобразительных способностей.

Примеры пиктограмм

Пиктограммы можно увидеть в правилах дорожного движения (дорожные знаки), на различных схемах, табло, навигационных указателях и даже в ребусах для детей.


Пиктограмма на дорожном знаке «Тоннель»


В месте, где расположена данная пиктограмма, можно принять душ


Пиктограммы с обозначением спортивных дисциплин


Пиктограммы в аэропорту для обозначения туалетов и комнаты матери и ребёнка


Пиктограмма, которая обозначает, где находится выход


Пиктограммы для перевозки грузов

Обработка и интерпретация результатов


Если испытуемый рисует человечков в качестве иллюстраций ко всем понятиям, то это говорит о его общительности

Содержание рисунков отображает запас знаний испытуемого, а также некоторые особенности его жизненного опыта, способность к абстрагированию. Пиктограммы классифицируются по 5 типам:

  • А — абстрактные (нарисованные линии не оформлены в отдельный образ);
  • З — знаковые или символические (изображения представляют собой стрелки, квадраты, трапеции и так далее);
  • К — конкретные (представлены вполне определённые предметы);
  • С — сюжетные (нарисованные картинки объединены конкретной ситуацией);
  • М — метафорические (рисунки являются художественным вымыслом испытуемого; например, для понятия «радость» изображён подпрыгивающий человек).

Экспериментатор отмечает тип каждого рисунка, а затем подсчитывает частоту использования каждого из типов:

  • Если преобладают абстрактные и знаковые изображения (более 55%), то человек может быть отнесён к группе «мыслителей», которые нацелены на синтез получаемой информации, обобщение. Такие люди обладают высокой степенью развития абстрактно-логического мышления.
  • При часто встречающихся сюжетных и метафорических рисунках можно сделать вывод о творческом мышлении школьника. Подобных испытуемых называют «художниками». Такой результат характерен в основном для детей 12–14 лет.
  • Когда изображения в большинстве своём представлены определёнными предметами окружающего мира, это говорит о преобладании конкретно-действенного способа мышления. Такие люди стремятся к решению всех вопросов подходить с точки зрения рациональности. Их называют «практиками». Но обычно подобные результаты наблюдаются лишь у взрослых людей (чаще всего у учителей и руководящих работников).

Сделать заключение об уровне сформированности понятийного аппарата можно по тому, как свободно испытуемый воспроизводит слова по изображениям в финале тестирования.

Ещё один дополнительный параметр, который можно определить, — общительность. Если испытуемый рисует человечков и без заминок вспоминает слова, то он, вероятно, любит находиться в окружении людей. А вот когда по рисункам-человечкам ребёнку трудно сориентироваться, это говорит об инфантильности тестируемого.

Автор методики, кроме диагностики качества запоминания, предложил ещё оценивать истощаемость внимания. Для этого полагается проанализировать твёрдость нажима, а также нарастающую небрежность в выполнении задания. Чем ярче выражены изменения в этих характеристиках, тем выше истощаемость.

Оценка качественных показателей мышления проводится по 4 критериям:

  • Адекватность. Для понимания этого свойства достаточно посмотреть на 1–2 рисунка. Иногда требуется обратить внимание и на комментарий автора. Если заметна логичная и обоснованная связь между понятием и изображением, то экспериментатор отмечает пиктограмму знаком «+», при отсутствии таковой – «-». Нормой считается более 70% положительных отметок.
  • Умение восстанавливать образы спустя определёное количество времени. Оценивается количество правильно названных слов в финале тестирования. Норма — больше 80% слов и словосочетаний.
  • Соответствие пиктограммы реальному объекту. Конкретные рисунки оцениваются в 1 балл, абстрактные — в 3 балла. Если изображение сложно классифицировать, то засчитывается 2 очка. Затем определяется средний показатель. Норма — больше 2 баллов.
  • Оригинальность. При совпадении сюжета рисунков у нескольких тестируемых изображение оценивается в 1 балл, что говорит о заурядности подхода к выполнению поставленной задачи. Если пиктограмма уникальна, то за неё ставится 3 балла. Промежуточный вариант заслуживает 2 баллов. Нормой, как и в предыдущем случае, считается результат в 2 балла.

Пиктограмма Лурии позволяет оценить не только качество и скорость запоминания информации, но также составить представление о способности выстраивать ассоциативные связи между понятием и его образом и о таком важном показателе внимания, как истощённость. Таким образом, за короткий промежуток времени экспериментатор получает полную картину развития основных свойств мышления тестируемого.

Приложение №1 «Методика пиктограмм»

Методика, предназначенная для исследования опосредованного запоминания (пиктограмма), включает в себя предъявление испыту­емому для запоминания 10-15 понятий, которые он должен нарисо­вать так, чтобы впоследствии по рисунку вспомнить заданные по­нятия. Через час испытуемому предлагается по рисункам воспроиз­вести заданные слова. Примерный ряд понятий: 1) веселый празд­ник, 2) глухая старушка, 3) сердитая учительница, 4) девочке холодно, 5) болезнь, 6) разлука, 7) развитие, 8) побег, 9) на­дежда, 10) зависть. Интерпретация сходна с тестом десяти слов.

Расстройства памяти также как и расстройства внимания чаще входят в структуру экзогенно-органического типа психического ре­агирования. Нередко они сопутствуют невротическим нарушениям.

Для астенических состояний различного генеза (чаще других со­матического) типичными оказываются явления истощаемости и ос­лабление способности к запоминанию к концу исследования. При олигофрении наблюдается равномерное снижение непосредственной и оперативной памяти. При деменции в пожилом возрасте, как пра­вило, нарушается механическая и ассоциативная память, резко вы­ражены расстройства запоминания. Для шизофрении мнестические нарушения не типичны. Гипермнезии типичны для маниакальных состояний.

Данный метод также используется для диагностики нарушений мышления и позволяет судить о характере ассоциаций испытуемого. В этом проективном тесте оценивается: 1) техника исполнения рисунка (величина, завершен­ность, их обрамление, подчеркивание, наличие уточняющих ли­ний, отличия и сходство рисунков, относящихся к различным по­нятиям); 2) расположение рисунков на листе; 3) принцип, поло­женный в основу ассоциативного ряда для запоминания; 4) степень оригинальности или стандартности.

Заключения по тесту отражают особенности ассоциативной дея­тельности и выражаются следующими типичными словосочетаниями:

Преобладание стандартных образов

— в случаях, когда рисунки совпадают с теми, которые использует большинство лиц данной культуры (например, изображение флагов, шаров, елок для запо­минания понятия «веселый праздник»).

Преобладание атрибутивных образов

— в случаях, когда при изоб­ражении заданных понятий используется принцип принадлежности к чему-либо, т.е. доминируют рисунки, отражающие предметы или явления, являющиеся неотъемлемой частью заданного понятия (на­пример, изображение тяжестей, ассоциирующихся с «тяжелой ра­ботой»).

Преобладание конкретных образов —

в случаях, когда рисунки содержат предметы или явления, непосредственно связанные с си­туацией (например, лежащий в постели человек при изображении понятия «болезнь»).

Преобладание метафор —

в случаях, когда при изображении за­данного понятия используются конкретные образы, прямо с ним не связанные и использующие абстрагирование (например, туча, закрывающая солнце при изображении «болезни»).

Преобладание персонифицированных и индивидуально значимых об­ разов

— в случаях, когда при изображении заданных понятий используются индивидуально-значимые образы (например, ребенок на понятие «счастье»).

Преобладание органической графики

— в случаях, когда в рисун­ках преобладает незавершенность линий в тех образах, которые тре­буют завершенности (к примеру, круг), повторное или неоднократ­ное проведение линий.

Грубая органическая графика —

в случаях, когда доминируют макрографические образы, отмечается подчеркивание, обрамление рисунков, чрезмерная стереотипия рисунков.

Преобладание геометрических фигур —

в случаях, когда понятия изображаются преимущественно геометрическими фигурами.

Стереотипия человеческими фигурами

— в случаях, когда в ри­сунках преобладает изображение человеческих фигур.

Считается, что при психической норме в пиктограмме преобла­дают конкретные, атрибутивные, стандартные упорядоченные об­разы. При органических поражениях головного мозга — чрезмерная стереотипия, упорядоченность, аккуратность в изображениях и чет­кое нумерование рисунков, их низкая дифференпированность, не­завершенность линий, подчеркивание, обрамление изображений. При шизофрении доминируют абстрактные образы, возможна стереоти­пия, буквенное изображение и геометрические фигур, а также атипичное (несимметричное, негар­моничное) расположение рисунков на листе.

Примеры некоторых образов испытуемых.

Выхолощенные бессодержательные символы.

Символы больных шизофренией.

Выхолощенные типы пиктограмм нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные символы, что либо символизируют, в основном же, крестики, линии, галочки, лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания, попытки вспомнить обозначения символов оказываются безуспешными.

Следует привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления.

Стереотипии человеческими фигурами.

Пиктограмма здоровой девушки.


Заданные словаРисунокОбъяснениеВоспроиз­ ведение
Веселый праздникЦветы+
Тяжелая работаТопор+
Смелый поступокЗверьНе испугался его+
НадеждаДевичьи косичкиВсе в будущем+
РазвитиеКривая с подъемом+
БолезньБольная+
Теплый ветерХолмЕго обвевает ветер+
Ядовитый вопросЗначок яда и вопросЯд и вопрос+
СомнениеВопросительный знак+
Больной ребенокФигура ребенка+
РазлукаДва крестика+
БогатствоДоллар+
СчастьеСолнце+
СправедливостьПрямая линияпрямо­ линейность+
ПечальОпущенный книзу нос+
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]