Первое упоминание о свистящих языках встречается в «Истории» Геродота, датированной V веком до н. э. «Их речь не похожа ни на какую другую в мире: она напоминает писк летучих мышей» — так он описывал пещерных жителей Эфиопии. Не существует достоверных данных о том, какие именно племена общались подобным образом, но в долине Омо в Эфиопии до сих пор можно услышать свистящие языки.
В древних китайских текстах, датированных VIII веком н. э, встречается описание даосской практики, название которой можно перевести как «Принципы свиста». Это одна из самых ранних работ по фонетике: она описывает, какие упражнения нужно выполнять, чтобы научиться правильно свистеть, а также дает двенадцать конкретных техник свиста, с указаниями относительно расположения языка и губ, контроля дыхания и т. д. Считалось, что насвистывание стихов погружает человека в медитативное состояние. На юге Китая до сих пор существуют свистящие общины народностей хмонгов и акха.
Первое бесспорное историческое доказательство существования свистящей формы языка встречается в труде двух францисканских священников, сопровождавших французского исследователя Жана де Бетанкура, который отправился покорять Канарские острова в 1402 году.
В своем дневнике, опубликованном под названием «Канарец», священники Бонтье и Ле Верьер упоминают, что жители островов говорили «двумя губами, как будто у них не было языка».
Благодаря более поздним исследованиям стало известно, что они столкнулись со свистящей формой берберского языка.
На американском континенте самое первое свидетельство о практике свиста относится к 1755 году, когда иезуитский историк сообщил о свистящей форме речи у народа айгуа в Парагвае: «Они используют язык, который трудно выучить, потому что они скорее свистят, нежели разговаривают».
Это свойство — сложность изучения свистящих языков не привыкшими к людям за пределами общин — позже использовалось в военных операциях. Во время Второй мировой войны австралийская армия наняла носителей языка Вам из Папуа-Новой Гвинеи, чтобы те насвистывали радиосообщения, которые не смогли бы расшифровать подслушивающие японцы. Похожую тактику использовали американцы во время Первой мировой — для коммуникации они использовали кодовое письмо индейцев навахо.
Как видно, свистящие языки существовали на протяжении длительного периода истории и проявлялись по всему свету. Может ли эта необычная форма общения, в которой переплетается язык и музыкальность, помочь нам узнать больше о происхождении языка? Чарлз Дарвин предполагал существование своего рода «музыкального протоязыка». Согласно этой точке зрения, люди начали петь еще до того, как научились говорить — возможно, в качестве своеобразного ритуала ухаживания.
Подобно птицам, люди могли продемонстрировать свою виртуозность, укрепить социальные связи и отпугнуть соперников, даже если свист не нес в себе практической информации.
Однако со временем эта практика заставила бы нас точнее управлять голосовыми связками, что заложило бы основу для более осмысленных высказываний.
Один из самых авторитетных исследователей в области свистящих языков, Жюльен Мейер, предполагает, что свист стал одним из этапов развития языка, который подтолкнул людей к более сложному общению. Он отмечает, что хотя нечеловеческие приматы не могут научиться говорить, некоторые из них научились свистеть.
Бонни, орангутанг из Национального зоопарка в Вашингтоне, округ Колумбия, научилась подражать простым мелодиям своей смотрительницы Эрин Стромберг, а дикие орангутаны приспособились выдавать высокочастотный свист, втягивая воздух через лист.
Такие проявления говорят о том, что свист требует меньше усилий, чем речь, что делает его идеальной ступенькой на пути к языку. Если это так, то свистящие сигналы могли начинаться как музыкальный протоязык, а по мере усложнения и наполнения смыслом они превратились в способ координации на охоте.
Исследование Мейера предполагает, что свист был явным преимуществом для выживания наших предков: они могли общаться на расстоянии, не привлекая внимания хищников и добычи. Позже люди научились управлять голосовыми связками, но свистящие языки продолжали оставаться небольшим, но важным элементом языкового репертуара человечества.
Узнавание и обучение
Необходимо понимать, что свистящие языки — это не отдельные единицы, а скорее другие формы привычных языков. Изменению подвергается только форма общения — голосовой регистр речи, — а семантическое наполнение остается прежним. Таким образом, свистящая речь — это фонетическая адаптация естественного языка, которая появилась для коммуникации на дальних расстояниях, когда нет возможности увидеться с глазу на глаз или природные особенности ландшафта не позволяют этого сделать.
Принцип свистящей речи прост: во время свиста люди слог за слогом упрощают и трансформируют привычные слова в свистящие мелодии.
Свистуны даже подчеркивают, что они свистят именно так, как думают на своем языке, и что получаемые ими свистящие сообщения мгновенно интерпретируются как обычная речь. В большинстве случаев опытные носители языка могут просвистеть любую информацию и распознать нестандартно выстроенные предложения.
Другой важной особенностью, которая выделяет свист на фоне шепота или крика, становится его неразборчивость для людей со стороны. Его нельзя назвать совсем уж уникальным — в конце концов, даже на своем родном языке бывает тяжело разобрать оперное пение. Но в случае свиста люди часто воспринимают его не как общение, а скорее как шутку. Возможно, именно этот аспект секретности позволил свистящим языкам «выживать» так долго. В то же время эта тайна значительно ограничила возможные исследования: свистящие языки обнаруживали случайно, а количество носителей с каждым годом уменьшается.
Обучаются свисту так же, как и любому языку. Дети подсознательно привыкают к свистящим речевым сигналам, если слышат их достаточно часто, однако их освоение требует немного больше времени. Ребенок, который заговорил в 3 или 4 года, понимает свистящий язык в 5–6 лет, но достаточно хорошо овладевает им только к 10–12 годам. Еще один важный момент — словарный запас свистунов настолько же богат и многогранен, что и в обычной речи. Другое дело, что свистящие обычно используют ограниченный набор слов, который соответствует их повседневной деятельности.
Свистящие языки хоть и встречаются на многих континентах, но сохраняются только в отдаленных или изолированных общинах.
Они не ограничены конкретной территорией, языковой семьей или структурой. В зависимости от особенностей ландшафта формируются закономерности общения: для каких нужд используется свист и какую технику выбирают местные жители.
В лесах Португалии и Бразилии свистят обычно во время охоты. Как правило, люди находятся не очень далеко друг от друга, для свиста используются губы и руки. В случае мексиканских гор с густыми лесными массивами местные жители координируют ведение сельского хозяйства: расстояния становятся больше, а для общения используются губы и зубы.
Если же говорить об отвесных скалах со скудной растительностью в Греции, Турции, Испании или в Африке, то там преобладает пастушество, расстояния очень велики, и для свиста прибегают к помощи пальцев. Свистящая речь становится своеобразным показателем сохранения традиций: техника свиста требует передачи навыков из поколения в поколение, продолжения традиционного уклада жизни и наличия той же экосистемы, что и прежде. Образ жизни меняется очень медленно из-за изолированности общин: горы и густые леса замедляют проникновение цивилизации и ограничивают доступ людям извне.
Свистящие звуки С – СЬ, З – ЗЬ и звуки ТЬ – ДЬ
Эти звуки по месту образования являются переднеязычными.
Кончик языка касается основания нижних резцов.
При образовании звуков С – СЬ, З – ЗЬ боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струи по бокам.
При образовании звуков ТЬ – ДЬ в мягкой позиции спинка языка должна подниматься к твердому небу.
В тренировке этих звуков, мы призываем студентов, не растягивать в улыбке губы и при необходимости, во избежание механического «оскала», просим их придерживать щеки большим и указательным пальцем одной руки.
Во время тренировки свистящих звуков мы утрированно опускаем вниз нижнюю губу.
Звук «Ц»
После того, как поставлена позиция языка при произнесении этих звуков, можно приступить к звуку «Ц».Он относится к группе аффрикат (сложносоставной звук). Он образуется в результате слияния двух звуков: Т и С.
Следовательно, язык выполняет два последовательных движения, сначала касается корней верхних зубов, затем соскакивает вниз и касается корней нижних зубов.
Шипящие согласные Ш – Ж – Щ
Эти звуки по месту образования являются переднеязычными. По способу артикуляции они почти не различаются.
Звук «Ч»
Более сложным является звук «Ч», который состоит из последовательно произносимых ТЬ и ШЬ. Этот звук целесообразно тренировать в упражнении «цоканье»
, т.е. «подсасывать» язык к альвеолам, после чего резко расслаблять.
При образовании шипящих звуков, боковые края языка прижимаются к верхним боковым зубам, не пропуская по бокам воздух.
Артикулируя эти звуки, мы стремимся не очень активно выдвигать губы вперед и особенно следим за верхней губой, которая, по нашему глубокому убеждению, не должна очень активно приподниматься вверх. В отдельных случаях мы предлагаем студентам придержать верхнюю губу положенным на нее горизонтально карандашом.
Для правильной работы языка при образовании этих звуков мы предлагаем также сильно нажать указательными пальцами в щеки на уровне коренных зубов. Это движение волшебным образом сгруппирует язык в нужную для нас позицию. Важно, убрав руки, повторить звук, сохраняя позицию языка.
Результативным является следующее упражнение: так прикусить коренными зубами с двух сторон язык, чтобы свободной осталась только его передняя часть. Затем, удерживая боковые части языка зубами, многократно произносим звук и расслабляем язык. Важно удерживать рот от «растягивания» в горизонтальную позицию.
Особое мнение: все звуки следует организовывать в большей степени языком, чем губами.
Звук «Р»
При произнесении сложного звука «Р», нужно заставить кончик языка вибрировать. Иногда, в сложных случаях, мы просим студента приподнять кончик языка гладким и округлым концом зубной щетки и, совершая быстрые движения влево и вправо, произносить «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д».
Это упражнение мы называем «Пулемет».
Оно часто используется в логопедической практике и, практически, всегда помогает студентам.
Особенно сложно произносить звук «Р» в сочетании с звуками «Ж»
и
«Ш»
. Поэтому мы рекомендуем обратить на эти сочетания более пристальное внимание и чаще их использовать в дикционных разминках.
Звук «РЬ»
Отдельной работы требует тренировка произнесения«РЬ». Начинать нужно с соединения звука «Р» с таблицей йотированных гласных: РИ – РЕ – РЯ – РЕ – РЮ – РИ.
Затем усложняем произношение за счет добавления мягкого знака: РЬИ – РЬЕ – РЬЯ – РЬЕ – РЬЮ – РЬИ.
После этого имеет смысл усложнить упражнение следующим образом: РЬ – РЬ – РЬИ, РЬ – РЬ — РЬЕ, РЬ – РЬ – РЬЯ, РЬ – РЬ – РЬЕ, РЬ – РЬ – РЬЮ, РЬ – РЬ – РЬИ.
Для тренировки звуков «Р» и «РЬ» мы используем такие упражнения: прокручиваем двумя руками перед собой воображаемый огромный руль и произносим звук «Р». Затем поочередно то одной, то другой вытянутыми вперед руками начинаем ввинчивать воображаемые маленькие винтики «РЬ – РЬ – РЬ – РЬ…».
Или такое упражнение. Представляем, что мы берем одной рукой вверху плотную резиновую ленту и, протягивая с усилием ее вниз, произносим «Р». Затем быстрым движением протягиваем эту ленту слева направо, произнося «РЬ».
Звук «Л»
Существует несколько видов недостатков произношения звука«Л»:замена его на «Ы», «В» и «У». Например: вместо «слово»
произносят
«сыово», «свово»,«суово».
Самым простым способом постановки этого звука является следующее упражнение: прикусить кончик языка и тянуть звук «Ы». Потом нужно произносить АЛ – АЛ – АЛ, ЛА – ЛА – ЛА, ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ, ЛЫ – ЛЫ –ЛЫс прикусыванием языка на звуке «Л». Затем нужно перенести язык в зазубное положение, крепко прижать его к альвеолам и повторить произнесение всех слогов.
Так же полезно максимально вытягивать язык изо рта, прикусывая его по всей длине и произнося долгий звук «Л».
При замене звука на «У» и «В» нужно карандашиком придержать в первом случае уголки рта, во втором – нижнюю губу.
Работая над этим разделом, мы практически не придумываем ничего нового, полагая, что существующие в русской театральной школе традиционные упражнения по дикции вполне результативны. Существуют замечательные технологии, которые разработали и описали такие известные педагоги московской школы как Козлянинова, Серова, Саричева, Чарелли, Промтова, Петрова, Запорожец и петербургские педагоги: Савкова, Куницын, Галендеев, Васильев, Латышева, Филиппова, Черная, Алферова.
Мы так же, как и другие педагоги, отдаем предпочтение тренировочным дикционным таблицам, скороговоркам, чистоговоркам, долгоговоркам и пословицам.
Новизна нашего подхода заключается в том, что мы не занимаемся чистым выговариванием. При выполнении любого упражнения по дикции мы переключаем внимание студентов с речеголосового аппарата на другие объекты.
Если студент полностью сосредоточен на той или иной мышце своего речеголосового аппарата, то, как нам кажется, он непременно зажмет ее. Мы ведь знаем, что если человек сосредоточит внимание на горле, то оно непременно заболит, а большинство актеров сипнут именно перед премьерой, опасаясь потерять голос. Мы обратили внимание на тот факт, что, занимаясь тренировкой дикционных таблиц без подкладывания параллельного действия, студенты начинают очень стараться и мгновенно превращаются в среднестатистических исполнителей с нивелированной индивидуальностью. Очевидно, что в упражнениях необходимо переключать их внимание или нагружать параллельным действием, или ставить перед ними творческие задачи, или устраивать соревнования и т.д. Одним словом, в дикционном тренинге целесообразно работать по принципу игры.
Исходя из данных заключений, мы стремимся к импровизации на каждом уроке, бесконечно моделируя новые формы дикционной игры. Действия, которыми мы сопровождаем упражнения, придумываются каждым студентом самостоятельно и никогда не повторяются дважды.
Если конкретизировать нашу идею, то становится очевидным стремление к побуждению студентов в дикционном и орфоэпическом тренинге задействовать в полной мере творческий актерский потенциал. Поэтому упражнения, которые мы описываем, являются одним из множества вариантов проведения дикционного тренинга.
В ходе подобных занятий (где речевые упражнения сопровождаются другим действием), используя в тренинге трудные для выговаривания сочетания гласных и согласных звуков, составленных в слоговые цепочки, мы максимально нагружаем речевые мускулы, развивая их активность и подвижность.
Слоговые цепочки строятся на сочетании согласных звуков с линейкой гласных: У – О – А – Э – И – Ы.
Йотированные гласные строятся в следующем порядке: Ю – Е – Я – Е – И – И.
Эта линейка принята и используется в Санкт-Петербургской театральной школе. Она характерна тем, что отстраивается, исходя из следующего положения гортани: от самой низкой позиции на звуке «У», до самой высокой позиции в звуке «И», с небольшим опусканием в финальном звуке «Ы».
В Московских школах используют линейку гласных в следующем порядке: И – Э – А – О – У – Ы. Она характерна тем, что начинается со смыкания голосовых складок на звуке «И», потом следует опускание гортанных мышц до самой низкой позиции на звуке «У»
и возвращение в верхнюю позицию на «Ы».
Мы используем в тренинге обе цепочки гласных, хотя предпочтение отдаем Петербургскому построению, полагая, что она более целесообразна и удобна в тренинге.
Согласные звуки распределяем по парам, на звонкие и глухие:«П – Б»(губные), В – Ф (губно-зубные), К – Г (заднеязычные), Т –Д (переднеязычные), Ш – Ж, Ч – Щ (шипящие), С – З (свистящие). Отдельно тренируем звуки Ц(свистящий), Х (заднеязычный) и Л,
М, Н, Р(сонорные).
Принципиально важно, что тренируя речевой аппарат на слоговых цепочках, мы одновременно занимаемся улучшением физического и психологического состояния студентов, предлагая соединить эти слоговые цепочки с активным массажем кистей и стоп. (см. Приложение стр.).
Упражнения
«Лепка»
Представляем себе, что мы держим в руках эластично податливый кусочек глины. Медленно и активно проговариваем скороговорку, одновременно вылепливая из глины красивый цветок. Каждый лепесток нашего воображаемого цветка соответствует одному слову из скороговорки.
«Печатная машинка»
Первый вариант.
Представляем, что перед нами стоит печатная машинка старого образца (клавиатура у нее тяжелая и для того, чтобы отпечатать текст, нужно работать пальцами с некоторым усилием). Начинаем печатать скороговорку таким образом, чтобы движение одного пальца совпадало с одним словом из скороговорки. Слово произносится на удар пальцем. Например: Ткет (удар) ткач (удар) ткани (удар) на (удар) платки (удар) Тане (удар).
Второй вариант.
Усложняем упражнение, начиная «печатать» каждую букву скороговорки. Следим за тем, чтобы артикуляция была такой же активной, как и пальцы рук.
Это упражнение очень полезно для развития внутренней координации и внимания обучающихся.
Мы уже говорили о том, что стремимся максимально корректировать наши занятия относительно занятий по актерскому мастерству. Поэтому в первом семестре, когда на занятиях по мастерству проходят упражнения на память физических действий (ПФД), мы просим студентов совмещать речевые слоговые цепочки с этими упражнениями. Например, произнося звуки, студент забивает воображаемые гвозди. Или пришивает пуговицу. Или готовит яичницу. Или чистит зубы и т.д. При выполнении этого речевого упражнения мы пристально следим за точностью исполнения упражнения с позиции актерского мастерства. Мы не допускаем никакой приблизительности и абстрактности в выполнении физического действия.
В занятиях, буквально с первого дня, мы уделяем отдельное место темпо-ритму произнесения текста. Начинаем мы с простых упражнений, хорошо известных и широко применяемых в педагогической практике разных театральных школ.
Студенты очень любят выполнять следующие задания.
Нужно пропеть речевую слоговую цепочку звуков на известную всем мелодию. Например, укладываем цепочку ТПИ – ТПЭ – ТПА – ТПО – ТПУ – ТПЫ – ТПИ на мотив песенки «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам».
Простые и всем известные мотивы мы поем всей группой.
Затем начинаем усложнять упражнение, предлагая ребятам петь более сложные цепочки. Например, пропеть звуковую цепочку ПИБИВИНИПИФИ – ПЭБЭВЭНЭПЭФЭ – ПАБАВАНАПАФА – ПОБОВОНОПОФО – ПУБУВУНУПУФУ – ПЫБЫВЫНЫПЫФЫ – ПИБИВИНИПИФИ на тот же мотив. Это сделать значительно труднее, чем предыдущий вариант упражнения.
Затем предлагаем им придумать свои варианты. А затем придумать их в парах, в тройках или небольшими группами. Сделать это нужно в режиме домашней работы. Интересные варианты этого упражнения мы выносим в открытый урок.
Развивая речевой темпо-ритм, мы сочли уместным совмещение упражнений по речи с упражнениями по ритмике.
Студенты стоят в шахматном порядке, вперед выходит один из них и начинает придумывать на каждое слово скороговорки отдельное и простое физическое движение. Таким образом, скороговорка сопровождается простым ритмическим танцем, который студенты запоминают и начинают повторять с убыстрением.
За один урок мы делаем несколько таких танцев, запоминаем самые интересные и также выносим их на открытый урок.
Иногда используем в подобных упражнениях известные танцевальные движения, совмещая произнесение скороговорок с предметом «танец». Студенты, говоря текст, танцуют вальс, танго, польку и т.д. Такого рода совмещения полезны для развития и речи и пластики. Но что важней всего – они развивают координацию мышления. А это является первоочередной задачей актерской школы.
Возникает новая проблема. Как совместить актерские задачи с чистотой речи. Как сделать так, чтобы при четком произнесении текста не допустить избыточной артикуляции. Ведь в естественной жизни человек говорит без активного движения речевого аппарата. Во-первых, нужно доказать студенту, что на первом этапе освоения речи необходимо много и активно заниматься артикуляцией. Нужно до такой степени натренировать весь речевой аппарат, чтобы звуки формировались микродвижениями, едва уловимым глазом. Во-вторых, мы изобрели целый ряд упражнений, направленных на смещение акцента с губ. Основой этих упражнений является переключение внимания на другие группы мышц. В первую очередь – на мышцы языка.
Например, после артикуляционной гимнастики мы предлагаем студентам расслабить нижнюю челюсть, успокоить мышцы губ. Затем следует проговорить заданный текст только языком, позволяя легко сомкнуться губам только при произнесении «губных» согласных. При этом просим студентов следить за движением языка. Это сложное в выполнении, но увлекательное и результативное упражнение.
Также мы используем следующий прием: выполнив любое текстовое упражнение с активной и четкой артикуляцией, мы обязательно повторяем его с расслабленными мышцами лица.
Любое дикционное упражнение целесообразно совмещать либо с физическим действием (массаж кистей рук, стоп, ушных раковин, головы и т.д.), либо с упражнениями «на память физических действий» (печатная машинка, дровосек, маляр и т.п.), либо с психофизическим действием (поспорить, позвать, прогнать и т.д.).
Таким образом, уже на стадии технических упражнений мы стремимся сделать действенным любой звук, любой выдох. Тем более, что даже дыхание может точно отображать малейшее движение души. Л.Д.Алферова так описывает свои ощущения от «действенного» дыхания: «Мы увидели, как реагирует, меняется и эмоционально откликается дыхание актера на все смысловые повороты в содержании текста. Мы увидели, услышали и почувствовали дыхание уставшее, взволнованное, игривое, перехватывающееся, задыхающееся, затаенное, предсмертное, судорожное, эротично-возбужденное, ленивое, сонное. Это было дыхание живых людей, по живому реагирующее на события».
Мы уверены, что в основе профессии актера лежит умение действовать словом. О том, как сделать слово действенным, размышляли все крупные деятели театра и кино, начиная от К.С.Станиславского до П.Н.Фоменко. Именно поэтому в тренинге на, казалось бы, самых элементарных текстах, мы уже приучаем их к действию. И к пониманию действия как такового. И к практическому его применению. И к уверенности в том, что действие необходимо в любом, даже самом крохотном участке роли.
Переходя к упражнениям, основой которых являются скороговорки и чистоговорки, мы продолжаем работать над действенным произнесением текста. Студенты произносят скороговорки и чистоговорки, точно выдерживая предлагаемое педагогом действие. Преподаватель предлагает данной скороговоркой удивить партнера, или посплетничать, или поспорить, или признаться в любви, или спровоцировать на ответное действие, или заинтриговать и т. д.
На следующем этапе работы студенты сами выбирают себе действие, не открывая остальным ребятам, какое действие они выбрали. Задача курса угадать, что делает данный студент.
Для правильного выполнения этого упражнения, педагог должен уточнить, что смысл выполняемого действия нужно объяснить одним словом. И это слово должно обязательно быть глаголом (приказываю, прошу, унижаю, пугаю, спрашиваю, уточняю и т. д.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Упражнения на улучшение осанки, укрепление и выравнивание позвоночника и подготовку тела к звукоизвлечению
«Пол – потолок»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки над головой и представить, что вас активно сжимает пол и потолок. Вы же представляете из себя пружину, которая стремиться разжаться.
«Веревочка»
Встать прямо, пятки вместе, носки врозь, руки сцеплены в замок над головой. Представить, что вы – веревочка, которую растягивают с двух сторон.
«Руки – копчик»
Сделать наклон таким образом, чтобы корпус, с вытянутыми вперед руками, оказался расположенным параллельно полу. Представить, что вас активно тянут за руки вперед и за копчик – назад.
«Крест»
Встать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Представить, что вас растягивают вертикально (за ноги – вниз, за макушку – вверх), и одновременно – горизонтально (за левую руку – влево, за правую – вправо).
Каждое из этих упражнений нужно делать минимум – по четыре, максимум – по восемь раз перед каждым уроком. Кроме того, что мы работаем над позвоночником, мы еще и разогреваем абсолютно все группы мышц и после этого блока совершенно готовы к физическим нагрузкам, которые предполагает речеголосовой тренинг.
Примеры свистящих языков
По состоянию на 2021 год в мире было зафиксировано около 70 свистящих языков. Самым известным и изученным местом обитания свистящей общины стал Ла Гомера — один из нетуристических Канарских островов. Сильбо Гомеро первым из свистящих языков получил статус живого наследия ЮНЕСКО, он имеет и наибольшее число носителей — около 20 тысяч.
Сейчас язык сильбо гомеро играет важную роль в повседневной жизни острова. Его преподают в школах, он используется для привлечения внимания туристов — в некоторых ресторанах официанты передают детали заказа именно свистом.
Подростки иногда подрабатывают и устраивают для приезжих целое шоу, умудряясь адаптировать свист для других языков. Однако с момента начала пандемии коронавируса, от подобных практик пришлось отказаться — класть пальцы в рот стало небезопасно. Теперь школьники не практикуются в свисте сами, а слушают записи.
Старшее поколение отмечает, что им труднее понимать молодежь, которая обучается свисту в школе, а не на пастбищах. Для них такой свист слишком изящен и выверен, а словарный запас богаче и разнообразнее. Пожилые жители острова Ла Гомера вспоминают, как использовали сильбо, чтобы предупредить местных о прибытии полиции. В недавнем румынском триллере «Свистуны» Корнелиу Порумбою сильбо используется гангстерами в качестве секретного кодового языка.
На греческом острове Эвбея в деревне Антия говорят на сфирийском, звучание которого напоминает птичьи звуки. Сфирия — один из самых исчезающих и редких языков в мире. Большинство носителей языка — фермеры и пастухи.
Сейчас население деревни составляет 37 человек, но большинство из них потеряли зубы, поэтому не могут свистеть. В 2021 году на сфирийском свободно говорили только 6 человек. Местные жители всеми силами стараются сохранить свой язык — организуют занятия, пишут в местную администрацию с просьбой открыть школу и приглашают ученых для записи звучания языка. О сфирийском языке ученые узнали только в 1969 году, когда в горах недалеко от Антии разбился самолет. Члены поискового отряда услышали, как пастухи разговаривали на свистящем языке. Дальность общения на сфирийском может достигать 4 километров.
В Мексике для свиста используют Сочиапанский чинантекский и масатекский. Теоретический диапазон свиста может достигать двух километров, однако жители предпочитают общаться на коротких расстояниях и для них это скорее способ социализации, а не вынужденный инструмент.
Жители мексиканских общин используют свист для разговора на рынке — эта ситуация уникальна для свистящих языков. Другой удивительный факт — в Мексике свистом общаются исключительно мужчины, хотя женщины обычно понимают, о чем идет речь.
На севере Турции в деревне Кушкёй говорят на «языке птиц». Он используется в этой местности на протяжении многих веков и насчитывает около 10 000 носителей. В 2021 году он наравне с сильбо гомеро был включен в список устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в охране. Каждый год в деревне проводится фестиваль, посвященный традициям, истории и культуре птичьего языка. С недавнего времени его начали изучать в начальной школе и турецком университете Гиресуна на факультете туризма.
У народа хмонг, проживающего в предгорьях Гималаев во Вьетнаме, есть своя версия свистящего языка, который используется охотниками и фермерами. Однако у него есть и другое популярное применение — язык ухаживания. Хотя сегодня это редко практикуется, молодые люди использовали свистящий язык хмонгов в качестве языка флирта. Парни бродили по деревням, насвистывая стихи, чтобы привлечь внимание девушек. Если девушки отвечали взаимностью, это могло стать началом отношений.
***
Стремительное развитие технологий значительно снизило потребность в свисте, однако в высокогорных территориях покрытие сети всё еще дает сбои. Пожилые обитатели «свистящих» общин стараются передать свои знания молодежи, участвуют в фестивалях, посвященных языковым традициям и часто игнорируют мобильные телефоны, предпочитая общаться проверенным методом. Подростки прибегают к свисту значительно реже, но всё же периодически тренируются и интересуются древним навыком. Для них это способ сблизиться с историей и понять истоки местных традиций. Время от времени пригождается еще одна важная особенность свиста — так можно быстро передать информацию, которая не предназначена для чужих ушей. Так или иначе, свистящие языки остаются уникальным явлением, многие загадки которого еще предстоит раскрыть.
Постановка звука Ц
Произнесение звука Т в нижней артикуляции, кончик языка у нижней десны, при этом надо одновременно отодвигать язык назад: Т-С.
2. Быстрое произнесение сочетания звуков (АТС)
Автоматизируют Ц обычно с обратных слогов (АЦ, ЫЦ…)
Логопедам!
Добавляйте свои способы постановки свистящих звуков в комментариях или напишите, какие способы постановки свистящих Вы обычно используете.
Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если есть вопросы по теме, пишите в комментариях. Ваш логопед онлайн, Перфилова Наталья Владимировна.
Механическая помощь
Если язык не удерживается за зубами, а выпрыгивает, то нужна механическая поддержка. Удерживать язык ребенка в позе горки можно с помощью:
- пальца (предварительно помытого)
- зонда массажного либо специального постановочного
- зубочистки (отломив острый край)
- спички (не серной головкой)
- ватной палочки
параллельно отрабатывая гимнастику:
- трубочку языком
- блинчик
- чистим нижние зубы
- расчесываем язык
- катаем катушку
- заборчик — трубочка губами
дыхательные упражнения:
- сдуть ватку с языка между губ
- между зубов
- с горки
- спичку с горки
голосовые
- тянуть звуки И, А, Э в положении горки
массаж языка и губ
Затем все эти отработанные по отдельности навыки соединяются, держать ребенку язык и сдувать ватку. Он держит горку, тянет “иииии”, затем добавляет “ссссс” — иногда свистящие лучше ставятся в обратных слогах — АС, ИС, ЭС, ЫС, можно и УС и ОС, но при этом надо четко делать губами “трубочку-заборчик”. Если сначала “сссс”, а потом “ииии”, то будет СЬ, что тоже не страшно, от него потом не сложно поставить и твердый звук, прижимая зондом спинку языка.