Надежда Привалова
Дидактические игры для обучения звуковому анализу слов
1 этап.
«Сколько звуков в слове»
Цель: развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка полного звукового анализа слова с опорой на вспомогательные средства в виде схем слов.
Ход игры.
Для этой игры необходимо иметь набор карточек, на которой изображена картинка и схема слова в виде квадратиков и набор желтых квадратов. Детям предлагается проговорить слово (картинка на карточке)
и определить количество
звуков в слово. Произнося слово, каждый найденный звук закрывается желтым квадратом.
2 этап.
«Найди гласный звук»
Цель: развитие фонематического слуха, учить детей проводить звуковой анализ слова, находить гласные звуки в слове.
Практикум : «Игровые приемы по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»
Практикум для родителей
Тема: «Игровые приемы по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»
Цель:
Оказать помощь родителям в организации работы над формированием звукового анализа и синтеза у детей.
Задачи:
— создать творческое пространство для сотрудничества детей и родителей;
— уточнить и расширить знания родителей о звуковом анализе и синтезе;
— привлечь их к проведению звукового анализа и синтеза совместно с детьми;
— привлечь родителей к коррекционному процессу;
— дать практические рекомендации по проведению занятий дома.
Участники:
родители с детьми, воспитатели, логопед и музыкальный работник.
Ход практикума:
Логопед:
Под звуковым анализом
понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове.
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т. к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез
– соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: — Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
Мы с педагогами нашей группы пригласили вас сегодня, чтобы помочь вам – показать, как можно в домашних условиях организовать работу над формированием звукового анализа и синтеза у детей. Мы научим вас делать играя!
Наш практикум мы хотим начать с небольшой разминки. Разминки для артикуляционного аппарата и кистей рук.
Звучит песня из мультика «Фиксики», логопед проводит артикуляционную гимнастику.
Сегодня мы хотим привлечь вас, родители, к проведению звукового анализа и синтеза совместно с детьми.
Ход игры.
Для этой игры необходимо иметь набор карточек, на которой изображена картинка и схема слова в виде квадратиков и набор желтых и красных квадратов. Детям предлагается проговорить слово, определить количество звуков в слово, каждый найденный звук закрыть желтым квадратом. А затем предлагается произнести еще раз слово и найти звуки, при произнесении которых нет преграды, это гласные звуки.
Далее предлагается заменить в нужных клетках желтые квадраты на красные.
3 этап.
«Какие звуки в слове»
Цель: развитие фонематического слуха, учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные звуки в слове.
Игры, развивающие пространственный анализ и синтез
КВАТРОПАЛИИ (КРЕСТИКИ-НОЛИКИ)
Наряду с развитием пространственных представлений игра тренирует внимание ребенка, формирует навыки логического мышления и комбинаторики. Игра взята с некоторыми модификациями из книги: А. Г. Бочарова, Т. М. Горева, В. Я. Окунь «500 замечательных игр», М. 1999.
Материал:
игровое поле 7 на 6 клеток.
Количество играющих: 2.
Возраст играющих:
от 6 до 15 лет.
Правила игры:
правила игры напоминают популярную игру в «крестики-нолики». Каждый игрок поочередно делает ход, ставя в клетке, соответственно, крестик или нолик. Необходимо расположить четыре крестика или нолика либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали. Выигрывает тот игрок, который сумел сделать это первым. Игра начинается с любой клетки самой нижней строчки и идет вверх. Нельзя ставить крестик или нолик, если под ними нет уже нарисованного знака (рис. 4). На рисунке показана выигрышная диагональ.
ёёё55
Рисунок 4. Пример игрового поля игры «Кватропалии».
Мы видим, что игра отличается от «крестиков-ноликов» тем, что первый знак ставится в самой нижней клеточке и дальнейшая игра идет снизу вверх, что позволяет ее проводить не только на листе бумаги, но и с помощью специального стенда с клеточками-ячейками, в которые каждый игрок может бросать кружки или квадратики с крестиками. Такой вариант игры доступен дошкольникам. Обязательным условием является то, что ход необходимо делать только там, где под выбранной клеточкой уже стоит либо крестик, либо нолик, что не только усложняет игру, но и требует достаточного уровня развития произвольного внимания.
«КРАСОЧНЫЕ КВАДРАТЫ»
Игра развивает пространственные представления, зрительно-пространственную память, логическое мышление (понятия части и целого), способность к конструированию, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и скорость движений.
Материал:
игровое поле состоит из 12 больших цветных квадратов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из различных геометрических фигур (рис. 5). Количество элементов, образующих квадрат, определяют сложность задания и позволяют ее варьировать для детей разного возраста.
Количество играющих:
от 2 до 6.
Возраст играющих:
от 5 до 12 лет.
Правила игры:
квадраты распределяются между участниками игры, каждому предлагается внимательно рассмотреть его в течение 2-х минут, затем все составные части вытаскиваются и в перемешенном виде раскладываются на столе. После этого ребенок должен как можно быстрее собрать свой квадрат. Выигрывает тот, кто первым правильно собрал квадрат своего цвета. Для более старших детей можно увеличить количество собираемых квадратов до двух-трех.
ёёё56
Рисунок 5. Фрагмент игрового поля игры «Красочные квадраты».
АРХИМЕДОВА ИГРА И ГЕКСАМИНО
Игра развивает пространственное, логическое и ассоциативное мышление, воображение ребенка, внимание, память, зрительно-моторную координацию, точность движений. Возможность постепенно уменьшать степень внешней опоры создает хорошие возможности для интериоризации этих способностей.
Материал:
набор геометрических фигурок (треугольников или n-угольников). Набор картинок с предметными изображениями
Количество играющих:
1-3.
Возраст играющих:
от 6 до 14 лет.
Правила игры:
ребенок должен из данных частей собрать различные картинки (собака, бегущий человек, лебедь, весы, верблюд и др.). Выигрывает тот, кто сделал это первым. В работе по составлению фигуры используются все детали игры. Поэтому, если соревнуются двое детей, то детали берутся сразу из двух игр: одна — «гексамино», другая — «архимедова игра». Если ребенок играет один, он получает очко за каждую собранную картинку, причем при переходе к более сложному заданию очки удваиваются. В конце игры очки подсчитываются, и ребенок как бы соревнуется сам с собой.
Игра предусматривает различный уровень сложности задания (количество деталей) и внешней помощи:
1. Ребенку предлагается собрать картинку, просто наложив детали на изображение объекта с соответствующими разметками (масштаб фигурок и их изображений на картинке совпадают).
2. Ребенку предлагается проделать ту же операцию, но уже на столе, глядя на картинку с необходимыми разметками (масштаб фигурок и их изображений на картинке совпадают).
3. Ребенку предлагается собрать изображение на картинке, на которой отсутствуют соответствующие разметки, а есть только общий контур изображения.
4. Задача усложняется тем, что предмет надо собрать на столе, имея перед собой только изображение с намеченным общим контуром предмета.
5. Выполнение заданий 2 и 4 с изображениями, размеры которых не совпадают с размерами деталей.
Переход к следующему уровню сложности происходит только, если ребенок собрал не менее двух картинок в условиях предыдущего уровня сложности, не прибегая к помощи старших. При затруднениях необходимо вернуться к выполнению менее сложных заданий.
БРИДЖ-ИТ
В переводе с английского название игры означает «перебрось мостик». Игра взята с некоторыми модификациями из книги: А. Т. Бочарова, Т. М. Горева, В. Я. Окунь «500 замечательных игр», М. 1999.
Игра формирует у ребенка понятия и зрительные представления о ломаной линии, горизонтали и вертикали, прямом угле, развивает ориентировку в пространстве, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию, логическое мышление.
Материал:
лист бумаги или доска с цветными краями, с нарисованными в определенном порядке точками двух цветов, соответствующих цветам границ поля (рис. 6), 2 цветных карандаша или фломастера.
Количество играющих:
2. .
Возраст играющих:
10-15 лет.
Правила игры:
двое участников по очереди проводят вертикальные и горизонтальные линии между двумя точками одинакового цвета. Соединять их диагоналями нельзя. Линии противников нигде не должны пересекаться. Один из противников соединяет черным карандашом черные точки, второй соединяет точки другого цвета, вооружившись такого же цвета карандашом.
ёёё58
Рисунок 6. Пример заполненного игрового поля в игре «Бридж-ит».
Выигрывает тот, кто первым построит ломаную линию «своего цвета», соединяющую две противоположные стороны доски «своего» цвета. Задача каждого партнера состоит в том, чтобы воспрепятствовать такому соединению, одновременно не забывая о главном — провести «свой цвет» к победе. «Лишних» линий, сделанных из тактических соображений, бояться не надо, бывают такие ситуации, когда они дают преимущество. На рисунке показан выигрышный путь, обозначенный жирной синей линией.
Для старших детей игру можно усложнить, увеличив размер игрового поля или ограничив максимальное количество ходов.
«ФУТБОЛ»
Игра формирует у ребенка понятия и зрительные представления о ломаной линии, горизонтали, вертикали и диагонали, развивает ориентировку в пространстве, зрительно-моторную координацию, способность к переключению внимания.
Материал:
лист бумаги в клетку, в двух концах которого нарисованы ворота размером в 10 клеток. Два цветных карандаша или фломастера.
Количество играющих: 2.
Возраст играющих:
7-12 лет.
Правила игры:
1. Игроки «бьют по воротам» противника, рисуя по очереди линии на бумаге. Длина одного «удара» 3 клеточки.
2. Бить можно по вертикали, по горизонтали, по диагонали, описывая ломаную линию.
3. Пересекать «удары» (линии противника) нельзя.
4. В случае отсутствия варианта удара у игрока, который должен ходить, (если предварительно другой игрок поставил своего соперника в тупик, зажав его своими линиями, которые нельзя пересекать по условию игры), его противник бьет штрафной длиной 10 клеток (по вертикали, по горизонтали или по диагонали) с правом пересечения любого хода.
5. Проигравшим является тот, в чьих воротах окажется мяч.
В этой игре нередко возникают споры детей, относительно правильности/неправильности «удара». Желательно, чтобы педагог не торопился бы их разрешать сам, давая возможность детям отрабатывать навыки эффективного взаимодействия и помогая рассматривать каждый спор с разных сторон.
Проигрыш в этой игре всегда вызывает очень сильные эмоциональные переживания ребенка, поэтому педагогу необходимо находить способы поддержать проигравшего: «Смотри, тебе остался только один удар до победы!» Или: «Зато тебе удалось 2 раза его «запереть» и т. д.
ЧЕТЫРЕ КРАСКИ
Игра формирует у ребенка понятие о сопряженных областях пространства, о различных геометрических формах, развивает воображение и зрительно-моторную координацию.
Материал:
лист бумаги и 4 цветных карандаша или фломастера.
Количество играющих: 2.
Возраст играющих:
11-13 лет.
Правила игры:
начинающий игру чертит какую-то область (очерченную замкнутой кривой произвольной формы) с тем, чтобы его соперник закрасил ее любым цветом. Закрасив, второй игрок подрисовывает к этой области новую и предлагает теперь закрашивать первому, и так ход за ходом, но с соблюдением правила: одноцветные области не должны иметь общие границы. Проигрывает тот, кто «запросит» пятый карандаш, т. е. не может соблюсти правила раскрасок из-за положения, в которое его поставил соперник.
2.3.3. Игры, формирующие зрительные представления геометрических фигур и математических символов
ТРЕУГОЛЬНИКИ
Игра формирует у ребенка понятие о треугольнике, его составных элементах, закрепляет зрительный образ треугольника, создает элементарные навыки черчения, развивает зрительно-моторную координацию.
Материал:
лист бумаги или доска, на которой нарисовано множество точек. Цветные фломастеры или мелки.
Количество играющих: 2.
Возраст играющих:
7-12 лет.
Правила игры:
каждый игрок по очереди соединяет по две точки так, чтобы в итоге получались треугольники. Тот, кто построил последний отрезок, в результате которого получился треугольник, помечает его своим знаком (первая буква имени или какая-нибудь цифра). При соединении точек отрезками нельзя, чтобы они пересекали уже имеющиеся на листе линии и выделенные области. Также, если какая-либо точка оказалась внутри выделенной области, то в дальнейшем для игры она использоваться не может. В конце игры выигрывает тот игрок, у которого оказалось больше выделенных областей (построенных треугольников).
ЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
Цель игры.
формирование понятий о геометрических фигурах, развитие ассоциативного мышления и восприятия различных оттенков цвета, общая активизация ребенка.
Материал:
маленькие карточки с изображением окрашенных предметов (лимон, юбка, паутинка, домик и др.), напоминающих различные геометрические фигуры и имеющих различные оттенки основного цвета, а также большие карточки, где в верхней горизонтальной строке изображены конкретные геометрические фигуры, в левом вертикальном столбце — указан основной цвет.
Количество играющих:
от 1 до 10.
Возраст играющих:
5-10 лет.
Правила игры:
на стол выкладываются лицевой стороной вверх большие карточки и стопка маленьких карточек лицевой стороной вниз. Каждый ребенок по очереди берет маленькую карточку, перевернув ее, определяет, на какую геометрическую фигуру похож данный предмет, называет его цвет и находит соответствующую ячейку на одной из выложенных больших карточек. На выполнение каждого задания отводится определенное время. Если ребенок выполняет задание раньше срока, он получает дополнительные очки, в случае затяжки с ответом или ошибки, ребенок либо получает меньшее количество баллов, либо не получает их вовсе, либо на его счет записываются штрафные очки. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков. При игре с одним ребенком происходит соревнование с результатом, ранее достигнутым им в этой игре.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
Цель игры:
формирование знаний о геометрических фигурах и их свойствах (форма, размер и др.). Игра также развивает точность и избирательность восприятия, креативные способности, навыки конструирования, способность к ускорению деятельности.
Материал:
набор геометрических фигур разных размеров, а также специальные карточки с изображением различных сюжетов, составленных из данных геометрических фигур, например: пейзаж, составленный из овала, треугольников, трапеции, прямоугольников и т. д. (рис. 7).
Количество играющих:
1-3.
Возраст играющих:
5-14 лет.
Правила игры:
существует несколько вариантов правил данной игры для детей разного возраста.
Вариант 1
(для детей 5-6 лет). Ребенок должен самостоятельно как можно быстрее выбрать из сюжетных картинок все треугольники, кружки, четырехугольники или другие фигуры по образцу. Выигрывает тот, кто первым правильно справился с заданием. Сложность игры увеличивает количество карточек, данных каждому ребенку.
ёёё62
Рисунок 7. Игровая карточка для игры «Геометрическая мозаика».
Вариант 2
(для детей 6-8 лет). Ребенок должен как можно быстрее составить картинку по образцу на карточке из предоставленного набора геометрических фигур. Выигрывает тот, кто первым правильно справился с заданием.
Вариант 3
(для детей 6-8 лет). Ребенок должен как можно быстрее проклассифицировать геометрические фигуры в соответствии с их размерами, или формой, или цветом, например: выбрать из сюжетных картинок все маленькие треугольники, все синие квадраты и т. п. Выигрывает тот, кто первым правильно справился с заданием.
Вариант 4
(для детей 9-14 лет). Ребенок должен выбрать только правильные фигуры (у которых все стороны равны, если речь идет о n-угольниках), например, равнобедренный треугольник, квадрат. Дети 9-10 лет выполняют это с опорой на образец, более старшие дети — только по наименованию геометрической фигуры. Выигрывает тот, кто первым правильно справился с заданием.
Вариант 5
(для детей 12-14 лет). Детям по очереди предлагается сообразить, какие теоремы можно доказать, манипулируя фигурами (например, все три теоремы равенства треугольников, теорему Пифагора (по Атанасяну), теорему о площади фигуры, составленной из других фигур и др.). Выигрывает тот, кто предложил последний вариант.
ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
Цель игры:
с помощью тактильного восприятия сформировать у ребенка такие понятия как форма и размер предмета.
Материал:
мешочек с различными объемными геометрическими фигурами, выполненными из дерева. Количество предметов от 5 до 12 (в зависимости от возраста ребенка).
Количество играющих:
1-5.
Возраст играющих:
5-12 лет.
Правила игры:
ребенку предлагается на ощупь определить, какой предмет находится в мешочке. Если ребенок затрудняется назвать предмет, то ему можно предложить просто описать его, а другие игроки помогают угадать название. Правильно опознанный предмет ребенок вытаскивает и берет себе. В конце игры каждый подсчитывает, сколько у него фигур, и определяется победитель.
2.3.4. Игры, формирующие знания последовательности чисел, математических терминов и понятий
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
Цель игры:
расширение и закрепление знаний математических терминов и понятий. Одновременно игра тренирует вербальную память, представления о звуковом составе слова и последовательности букв в слове, серийную организацию действий.
Материал:
игра не требует специального материала.
Количество играющих:
1-5.
Возраст играющих:
5-10 лет.
Правила игры:
игрокам предлагается в устной или письменной форме какое-либо слово, обозначающее математическое понятие, например, «треугольник». Участники должны составить новые слова, связанные с математикой, на каждую букву из данного слова.
Например:
Т — трапеция, траектория…
Р — равнобедренность, радиан, радиус…
Е — Евклид.
У — угол, уравнение… и т. д.
Каждый из участников по очереди называет придуманные слова в последовательности букв заданного слова. Называемые слова не должны повторяться. Ребенок, не находящий слова на нужную букву в течение минуты, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последним произносит новое придуманное слово на требуемую букву.
«БОРЬБА ЗА ЧИСЛА»
Цель игры:
формирование порядкового счета и знания чисел.
Материал:
к доске прикрепляется предварительно подготовленная таблица с записанными в колонках числами (рис. 8).
Таблица 1 | Таблица 2 | Таблица 3 |
Рисунок 8. Таблицы для игры «борьба за числа».
Количество играющих:
1-5.
Возраст играющих:
7-11 лет.
Правила игры:
по знаку ведущего к доске выходят один за другим дети, участвующие в игре. В течение определенного времени они должны найти в таблице и показать пять последовательных чисел. При этом время отсчитывается по секундомеру. За ответ получают очки: 0 очков, если ответ дан через 20 с; 1 очко — через 15 с; 2 очка — через 10 с. Побеждает тот, кто получит большее число очков.
Варианты игры:
кто быстрее всех и правильнее найдет и покажет:
а) последовательно числа с самого маленького до самого большого в таблицах 2 и 3;
б) числа, которые больше на 1 десяток, чем 50, 20, 90 и 10 в таблице 2;
в) найти в каждой таблице самое большое и самое маленькое число;
г) пропущенные числа в таблицах 2 и 3;
д) числа, которые повторяются в таблице 3;
е) числа в таблице 3, которые отличаются друг от друга на 1 десяток;
ж) числа в таблице 3, которые отличаются друг от друга 3 единицами.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОМИНО
Цель игры:
отработка и закрепление различных формул, правил. Игра развивает внимание и память.
Материал:
карточки, которые разделены на две части. В одной из частей может быть записан какой-то пример или формула, а в другой части дан ответ. Карточки можно составлять на отработку различных тем, соответствующих школьным программам и индивидуальным трудностям каждого ребенка, поступившего на коррекционные занятия: на выполнение алгебраических действий (+, –, • , :), отработку таблицы умножения, на преобразование выражений, на отработку формул сокращенного умножения, на работу с дробями, на действия со степенями, действия с корнями и т. д.
Количество играющих:
2-4
.
Возраст играющих:
9-14 лет.
Правила игры:
все карточки раздаются поровну игрокам, и одна выкладывается на стол. Ход к игрокам переходит поочередно. Задача каждого игрока состоит в том, чтобы найти и подставить те примеры или ответы, которые есть среди их карточек, к той, которая лежит на столе. Выигрывает тот, у кого остается наименьшее число карточек.
Ход игры.
Для этой игры необходимо иметь набор карточек, на которой изображена картинка и схема слова в виде квадратиков и набор желтых, красных и синих квадратов. Детям предлагается проговорить слово, определить количество звуков в слово, каждый найденный звук закрыть желтым квадратом. А затем предлагается заменить желтые квадраты на красные, где гласный звук, а на синие, где согласный звук.
4 этап.
«Составь звуковую дорожку»
Цель: развитие фонематического слуха, учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные звуки в слове, твёрдые и мягкие звуки.
Логопедические игры для подготовки детей к звуковому анализу слов
Логопедические игры для детей 4-7 лет
Игры для подготовки детей к звуковому анализу слов
Игры можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста. На логопедических занятиях изучаемое слово чаще всего оформляется материально в пространственно-временной последовательности звукового ряда. Однако наряду с этим слово может быть дано для восприятия и анализа только на слух, например выделение звука в начале и в конце слова. И дети, как показывает практика, допускают здесь многочисленные ошибки. В связи с этим необходимо усилить подготовку детей к звуковому анализу. Форма подготовки – разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда, упражнения по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной.
Игра «Матрёшки идут на день рождения». Цель: уточнение представлений детей о величине предметов. Ознакомление со словом – термином «величина».
Ход игры. Логопед сообщает детям, что у бычка сегодня день рождения /показывает фигурку бычка/. К нему в гости пришли матрешки: одна большая — Настасья, другая поменьше – Настя, третья маленькая – Настенька /логопед поочередно вводит в игру фигурки разных по величине матрешек/. «матрёшки принесли бычку подарки: цветы, капусту и сухари». Логопед выкладывает перед фигуркой бычка цветы разные по величине и спрашивает: «Угадаешь ли ты, бычок, кто какой цветок принёс тебе в подарок? Давайте, ребята, и мы подумаем вместе с бычком, кто какой цветок принёс ему в подарок». Логопед предлагает рассмотреть детям картинки: «Все цветы красивые, по цвету одинаковые – красные. Только один цветок большой. Другой поменьше. Он средний. Третий еще меньше. Он маленький. Все цветы одинаковые по цвету, но разные по величине. И матрешки тоже разные по величине: Настасья большая, Настя средняя, Настенька маленькая. Догадался бычок: большой цветок подарила Настасья. Она самая большая. А вы, ребята, догадались, кто подарил бычку маленький цветок, а кто – средний? Средний немного поменьше большого цветка и немного побольше маленького». Сравнение цветков по величине, соотнесение их с матрешками, тоже разными по величине, служат образцом для самостоятельных упражнений детей в узнавании и выборе предметов, разных по величине. Логопед ставит матрёшек в ряд по линии, а дети раскладывают около каждой из них предметы: большого размера – возле Настасьи, среднего – около Насти, маленького – около Настеньки. Таким образом, они определяют, кто какие подарки принес для бычка. Игра «Матрёшки в магазине». Цель: упражнение детей в узнавании и выборе предметов, различных по величине. Закрепление слов, обозначающих величину. Уточнение содержания слова «величина». Игра «Матрёшки и бычок». Цель: уточнение представлений детей о составе ряда. Ознакомление со словами: ряд, место, начало, середина, конец, слева, справа, впереди, позади, рядом, первый, последний.
Ход игры. Логопед рассказывает детям историю прогулки матрешек и бычка. Бычок попал в беду: упал в яму. Логопед предлагает помочь матрешкам спасти бычка. Слова истории сопровождаются действиями с игрушками. «Как-то раз, матрешки – Настасья, Настя и Настенька повели бычка на прогулку. Бычок бежал впереди по тропинке, смотрел по сторонам, ворон считал, под ноги не смотрел, и вдруг угодил в яму. Подбежала к нему Настасья, ухватила его за рожки, тянет из ямы, а вытащить не может. Позвала Настасья Настю /логопед ставит матрешку Настю с противоположной стороны бычка/. Настасья за рожки бычка, Настя – за хвост бычка. Тянут бычка из ямы, а вытянуть не могут. Бычок мычит, ему больно». С участием детей, логопед восстанавливает ряд по линии: бычок, Настасья, Настя. Затем продолжает: «Позвала Настя Настеньку. Настасья за рожки бычка, Настя за Настасью, Настенька за хвост бычка». И снова «ошибается»: ставит Настеньку не в ряд, а с другой стороны. «Тянут, а вытянуть не могут». Дети опять помогают поставить Настеньку на место в ряд. — Где ее место? – спрашивает логопед. – Позади Насти? — Да, позади Насти, за Настей. «Настенька нашла свое место, — говорит логопед. – Она встает последняя. За ней никого нет. Здесь конец ряда. Вот мы и помогли матрешкам вытащить бычка из ямы. Затем логопед убирает фигурки и просит детей вспомнить, в каком порядке они стояли за бычком. Жестом, указывая на обозначенное место, спрашивает: «Чье это место? Кто здесь стоял самый первый? Кто был последним? Кто стоял в начале ряда? Где начало ряда? Ближе к правой или левой руке?». И т.д. Дети могут реагировать на задание жестом, но одобрения заслуживают те, которые начинают сами использовать слова: «ряд», «в ряд», «в начале», «слева», «место», «первая», «последняя». Игра «Кто ушёл и кто пришёл?» Цель: наблюдение изменений в составе ряда. Уточнение и закрепление значений слов: место, ряд. Игра «Прятки с матрёшками» Цель: Уточнение и закрепление понятий: слева, справа, между, первый, последний, в середине. Научиться определять позицию звука в слове на слух, а тем более графически на схеме, для ребёнка долгое время данная задача является непосильной, так, например, называя «.. в начале слова…» кружок кладёт не слева направо, представляя расположение звуков, а наоборот, и подобные ошибки долго преследуют ребёнка, создавая дискомфорт в настроении малыша. В этом случае, как вспомогательное средство, можно использовать таблицы-рисунки, где голова изображённого объекта на этой таблице является началом слова, туловище – серединой слова, а хвост – концом слова. Игра «Лисичка и колобок». Цель: Определение позиции звука в слове. Уточнение понятий: первый, последний, в середине.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедические игры для дошкольников Настольные логопедические игры для детского сада своими руками Комплекс упражнений для дошкольников для выработки правильного произношения звука P Комплекс артикуляционной гимнастики для детей 5-7 лет
Похожие статьи:
Логопедические игры для дошкольников и младших школьников
Логопедические игры своими руками для дошкольников
Логопедические игры своими руками
Логопедическая игра для старших дошкольников
Логопедическая игра для детей 5 – 8 лет «Кто быстрее»
Ход игры.
Для этой игры необходимо иметь набор карточек, на которой изображена картинка и схема слова в виде квадратиков и набор желтых, красных, зеленых и синих квадратов. Детям предлагается проговорить слово, определить количество звуков в слово, каждый найденный звук закрыть желтым квадратом. А затем заменить желтые квадраты на красные, где гласный звук. Далее дети определяют согласные твердые и мягкие, заменяют их га синие и зеленые квадраты.