Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук «Ч».


Логопедическое занятие Звук и буква Ч

Звук и буква -Ч-

Цели:

Личностные:

-сохранять мотивацию к учёбе;

-проявлять интерес к учебному материалу;

— развивать способность к самооценке, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Регулятивные

:

-принимать учебную задачу урока;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия;

— адекватно воспринимать оценку учителя, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Коммуникативные

:

-участвовать в разных формах работы в группе (индивидуальной, фронтальной, в парах);

-использовать в общении правила вежливости;

-формулировать собственное мнение и позицию;

— участвовать в учебном диалоге;

-использовать критерии оценивания своей деятельности.

Познавательные:

выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения;

-актуализировать знаний детей о звуке -ч- и букве Ч;

— учить детей вслушиваться в речевые звуки, анализировать звук Ч;

— учить детей выделять звук Ч из названий предметной картинки;

— развивать слуховое и зрительное внимание и память;

— развивать фонематические процессы: звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуком [ч’];

Оценка своих достижений на уроке.

Оборудование

: цветок, предметные картинки со звуком Ч, «Волшебный сундучок», «удочка», картинка-символ буквы Ч, карточки с индивидуальными заданиями, «Дерево» с «листочками»-словами с пропущенными буквами , И. «Рассели жильцов в домики», «Разложи вещи в чемоданы», «Сложи слово по первым звукам названий картинок», «Подобрать картинки, выделяя первые звуки, чтобы составить слово»

Ход занятия

1. Оргмомент. (Приветствие). Дети стоят в кругу вместе с логопедом, держась за руки.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Альбина Сергеевна. Я приехала к вам, чтобы поближе познакомиться и поиграть с вами.

Давайте поприветствуем друг друга. А поможет нам в этом цветок.

Мы, вдыхая нежный аромат цветка, будем передавать его по кругу, называя друг друга и произнося: «Маша, я так рада тебя видеть!»

Вот мы и поприветствовали друг друга. Садитесь, пожалуйста, за парты.

_____________________________________________________________________

2. Ребята, к нам в гости пришла девочка. Угадайте, как ее зовут ?

Бабушка девочку очень любила шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

Кр. Ш. предлагает нам вместе с ней совершить путешествие. По дороге ее ожидают встречи, приключения, препятствия, с которыми мы вместе, думаю, справимся. _______________________________________________________________________

3. Итак, мы отправляемся в путь. Ой, кто встретился у нас на пути? Посмотрите на него — у него что-то случилось. (ответы детей) Красная Шапочка про него сказала:

Ученик учил уроки, у него в чернилах щечки.

А у вас бывают в чернилах щеки?

Красная Шапочка хочет обратить ваше внимание на звук, который чаще других слышится в стихотворении. (звук -ч-)

Так — О каком звуке мы будем сегодня говорить? А в имени Кр. Ш. есть звук -ч-?

________________________________________________________________________

4. Характеристика звука -ч-

Давайте расскажем Ученику все, что мы знаем о звуке -ч-. Дайте характеристику звуку.

Произнесем звук -ч-. Его можно спеть? Докажите Значит — это какой звук?

Он звонкий или глухой? Докажите.

Как звучит звук -ч- твердо или мягко?

Значит: звук -ч- согласный, глухой, всегда мягкий.

Молодцы, теперь наш Ученик знает все о звуке -Ч-

5. Соотнесение звука с буквой.

-А как же звук -ч- обозначается на письме? (буквой Ч)

-На что похожа буква Ч? Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.

Анализируется написание письменной буквы Ч (большой и маленькой). Письмо в воздухе.

Заглавная буква- Наклонная линия с закруглениями вверху и внизу, удлинённая прямая с закруглением внизу вправо.

Строчная буква ч — фигурная линия и наклонная линия с закруглением внизу вправо.

Напишите пальчиком на парте.

Наш Ученик пробовал писать букву -ч-, но вот, что у него получилось. Зачеркните все неправильные буквы. А здесь недописаны элементы букв. Допишите их.

Молодцы. Теперь наш ученик будет знать, как правильно писать, и у него не будут в чернилах щеки.

6. Продолжаем наш путь. Шли мы, шли по дорожке, видим, стоит «Волшебный сундучок». Хотите узнать что в нем? А открыть сундучок не так просто. Нам необходимо сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок!» Что там? (картинка), назовите ее. Если в названии картинки есть звук -ч-, определите место звука в слове (начало, середина, конец)

Молодцы.

_________________________________________________________________________

7. Физминутка. Продолжаем наше путешествие. Какая хорошая музыка («Песенка про Красную Шапочку») Так и хочется потанцевать. Присоединяйтесь ко мне.

__________________________________________________________________________

8. На нашем пути встретились маленькие мальчик и девочка. Они собираются идти в школу и не могут разделить слова на слоги. Им самостоятельно нелегко это сделать. Поможем мальчику и девочке?

Вы — помогите справиться с заданием девочке «Расселить в домики» жильцов по количеству слогов (ЧАЙКА, БАБОЧКА, ЛАСТОЧКА, ГРАЧ), а вы — мальчику «Разложить вещи в чемоданы» (КЛЮЧ, РУЧКА, КИСТОЧКА, ПЕРЧАТКИ) (Работа в парах).

Молодцы. Хорошо все разложили.

_____________________________________________________________________________________

9. Что-то погода начала портиться. Что происходит? (пошел дождь) А дождь у нас необычный. Что это за капельки? (капельки — картинки). Давайте сложим слово по первым звукам названий картинок. Что получилось? (ТУЧА)

Дождик закончился. Выглянуло солнышко, которое дает нам свет, тепло и уверенность в наших силах. Сейчас мы работаем в парах. Назовите, что изображено на экране?

— вам — подобрать картинки, выделяя первые звуки, чтобы составить слово (очки); а вам — подобрать картинки, выделяя первые звуки, чтобы составить слово (врач) (Творческое задание)

Молодцы. Замечательно.

________________________________________________________________________

10. Продолжаем путешествие. Что же на нашем пути? (дерево). А с дерева упали листочки. Ой, на листочках, оказывается, что-то написано, но понять невозможно. Наверное, дождик смыл буквы. Давайте вернем буквы на место. (И. «Вставить пропущенные буквы») Взаимопроверка.

Ч___ЙН___К ___А___ ____А Т____ Ч К___ ____Ы____О____

Хорошо. Молодцы.

11. Зрительная гимнастика. Посмотрите, как весело играет Лучик солнца.

Моргаем глазками. Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.

Круговые движения глазами. Ну-ка лучик, повернись, на глаза мне покажись.

Отводят взгляд влево. Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.

Отводят взгляд вправо. Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.

Закрыть оба глаза. Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Глазами рисуем букву -о- Нарисуем букву -о-, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз

Вправо, влево повернем, путешествие продолжим.

_________________________________________________________________________

12. Шли мы, шли и повстречали кого? (Садовника). Не случайно мы увидели его в волшебном лесу. Он наблюдает за тем, как растут деревья, цветы. Гармония природы доставляет ему радость. А мы ведь в волшебном лесу. Волшебство может произойти с нами. Давайте представим себе, как из маленького зернышка мы можем превратиться в прекрасный цветок.

Присядем на корточки — мы маленькое зернышко. Сейчас вы чувствуете, как тепло согревает вас изнутри: и ноги, и тело и руки. Солнышко пригревает, и зернышко прорастает. Постепенно вы выпрямляетесь, к солнцу тянется росток. Он набирается сил и становится все сильнее и сильнее. Росток выпрямляет свои листочки и радуется солнышку. Потянитесь, встаньте на носочки, посмотрите вверх. Вот распустился бутон и стал цветком. А каким цветком вы стали? (Я превратилась в ромашку, ….) Какой вы цветок — опишите.

__________________________________________________________________________

13.(Упр. «Импульс».

Раз, два — повернись, снова в школе очутись и в кружок становись.

Возьмемся за руки и по очереди нажатием рукой — руки своего соседа передадим импульс хорошего настроения и благодарности Красной Шапочке за интересное путешествие. (3 раза, ускоряя темп)

_________________________________________________________________________

14. Итог. Сидя. Во время нашего путешествия мы встречали разных героев, преодолевали трудности, обращая внимание на какой звук? Какие слова с этим звуком запомнили? Спасибо.

15. Рефлексия. Посмотрите на экран. Что вы видите? Какое настроение у нас при виде солнышка? Какое настроение у нас, когда мы видим облачко? А какое настроение, когда появляется темная туча и закрывает солнышко?

А мы сейчас сложим картинку вашего настроение после нашего путешествия с Красной Шапочкой: вот это — небо, а вот СОЛНЫШКО, ОБЛАЧКО и ТУЧКА. Вы возьмите ту картинку, которая покажет наше настроение, и прикрепите на небо.

____________________________________________________________________________________

16. Спасибо вам, ребята за вашу работу на занятии. Предлагаю сделать групповой снимок на память о нашей сегодняшней встрече. До свидания!

Если вам было интересно и совсем нетрудно выполнять задания, вы возьмете и прикрепите на небо СОЛНЫШКО.

Если у вас были трудности, но вы легко с ними справились, вы возьмете и прикрепите на небо белое ОБЛАЧКО

А если у вас возникали трудности, и что-то осталось непонятным — вы возьмете ТУЧКУ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]