Конспект занятия по обучению грамоте «Первый звук в слове» Для детей 5-6 лет


Конспект занятия по обучению грамоте «Первый звук в слове» Для детей 5-6 лет

Конспект занятия

«Первый звук в слове»

для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 до 6 лет

Дата:

Образовательная область

: Речевое развитие

Занятие:

Обучение грамоте

Приоритетное направление

: Речевое развитие, интегрируется с физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель:

Задачи:

Образовательные:

— Закреплять представление детей о слове.

— Закреплять умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

Развивающие:

— Развивать фонематический слух.

— Развивать память, внимание, речевое дыхание.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

— Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.

— Воспитывать активность на занятии.

Предварительная работа:

Формы работы:

Индивидуальная, совместная деятельность воспитателя с детьми.

Методы:

Словесные

: вопросы к детям, разминка с «язычком», игра «Скажи, как я», «Назови слово».

Наглядные

: игрушка – Незнайка, картинки с изображением предметов с твердыми и мягкими звуками (лимон, пирамидка, лампа, вишня, волк, пароход)

Практические

: физкультминутка.

Виды детской деятельности

: игровая, коммуникативная, двигательная.
Индивидуальная работа:
Произносить вместе с ребенком слова, заостряя внимание на звуке.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

игрушка — Незнайка, картинки с изображением предметов с твердыми и мягкими звуками (лимон, пирамидка, лампа, вишня, волк, пароход), мяч, фишки (фигурки от киндер – сюрприза).

Раздаточный материал: з

еркала, фишки (на каждого ребенка).

Мотивация:

помощь Незнайке.

Ход занятия:

I.Вводная часть

Мотивационный момент:

Воспитатель

: Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Мальвина задала ему задание определить, где же находятся звуки в словах, и просит вас помочь ему. Ну что поможем? (ответы детей) Но прежде чем мы начнем помогать Незнайке, давайте немного разомнем наш язычок, чтобы хорошо можно было выполнять задания, которые дала Мальвина Незнайке.

Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок, вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу

). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

Воспитатель

: Все молодцы! Ну а теперь пришла пора помочь Незнайке.

II. Основная часть.

Воспитатель

:
На столе у детей по 5-6 фишек.
Ребята, предлагаю вам «собрать» в коробку разные слова. Для этого нужно вспомнить какое-нибудь слово, например -цветок, и положить в коробку фишку. (
Дети называют свои слова и«кладут» их в коробку, с которой воспитатель ходит между рядами. Затем он выбирает наиболее яркие по звучанию(«звонкие» — звонок, зеркало, «тихие» — мышка, шишка, «громкие» -гром, помидор)
и предлагает вслушаться в их звучание.

Воспитатель

:
Игра «Скажи, как я».
Вы, ребята, встаёте в круг, а я в середину с мячом. Игра заключается в том, что я буду бросать мяч кому-либо из вас ,называя слово с интонационным выделением любого из согласных звуков
(ррука, саммолёт, трубба, нножик, домм и т. д.)
Вы должен повторить слово так, как его произнесла я, перебрасывая мяч обратно.

Воспитатель

: (
нафланелеграфе выставляются картинки с изображением лимона, вишни, пирамидки, лампы, волка, парохода
) предлагаю вам ребята сказать слово лимон так, чтобы все хорошо услышали первый звук — ллимон. Какой первый звук в слове ллимон?- «ль». Звук Ль — маленький братец, а какой у него большой братец? — «л». Какое слово начинается со звука Л? — Ллампа. (
Воспитатель снимает с фланелеграфа картинки с лимоном и лампой).
Предлагаю вам послушать, а затем сказать, с каких звуков начинаются слова на картинках. Посмотрите на эту картинку, что нарисовано на ней — пирамида, и скажите это слово так, чтобы был хорошо слышен первый звук. Ребёнок подчёркивает голосом звук «п». (
Далее проводится аналогичная работа с другими картинками).
Физкультминутка

Наш Незнайка потянулся.

Руки в боки, и нагнулся.

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал легонько.

И за стол тихонько сел. (дети выполняют движения в соответствии с текстом

).

Воспитатель

:
Игра «Назови слово«.Дети по заданию воспитателя называют слова со звуком«п». Когда названо 10-15 слов, задание меняется: дети называют слова с маленьким братцем«пь». За каждое правильное слово дети получают фишку. В конце игры определяется победитель.
III.Заключительная часть

Воспитатель:

Ребята, кому мы сегодня помогали? А для чего мы ему помогали?

Воспитатель

: Ну что, Незнайка теперь ты понял, как различать звуки в начале слова.

Ребята, а сейчас я приглашаю вас на улицу, поиграть в любимые игры.

⇡#Музыка небесных тел

Владельцы звукозаписывающих лейблов часто твердят о том, какой ущерб несет сегодня музыкальная индустрия. Все им не так — и формат MP3 практически погубил аудиодиски, и файлообменные сети лишают прибыли, и радиостанции не делают отчисления за использование музыкального контента. Доля правды в их словах есть, хотя вопрос этот очень и очень спорный. Композиции хорошего исполнителя поклонники будут покупать всегда и в любом формате. Более того, если запись на диске уникальная, то она может вызвать интерес даже у тех, кто вообще музыку не слушает.

И вот вам пример — Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) поспособствовала выпуску компакт-дисков с необычной музыкой — космическими мелодиями, которые исполнил сам космос и его небесные тела.

Чтобы получить «космическую музыку», ученые применили несколько приемов. Во-первых, использовались записи звуковых колебаний заряженных частиц, которые возникли в результате взаимодействия магнитосферы планеты с солнечным ветром. Кроме этого, записывался «голос» самой магнитосферы и шум электромагнитного поля в космосе. Электронные датчики также фиксировали реакцию радиоволн, попавших в «ловушку» и многократно отражающихся между нижнем слоем атмосферы и самой планетой. В основу «космической музыки» также легли записи процесса испускания заряженных частиц кольцами некоторых планет.

Большинство мелодий, которые были записаны на музыкальных CD, — это обработанные данные, полученные с легендарных Voyager-1 и Voyager-2. Эти космические аппараты, запущенные в 1977 году в рамках проекта по изучению дальних планет Солнечной системы, до сих пор продолжают удивлять человечество.

⇡#Spacesounds navigator — космическая музыка

В Солнечной системе, равно как и во всей Вселенной, звучит космическая музыка. Разговаривают планеты, кометы, звезды — чтобы их услышать, нужно просто знать, где, каким образом и что слушать. Иногда аудио выглядит как хаос, иногда напоминает творения известных экспериментаторов в электронной музыке, вроде Kraftwerk. Подобные космические звуки вдохновили авторов проекта spacesounds.com на создание Spacesounds navigator — интерактивной карты звуков в Солнечной системе. Вы можете посмотреть на нее в режиме онлайн или загрузить на диск в виде Flash-приложения. Достаточно выбрать на этой карте объект Солнечной системы, и вы тут же услышите воспроизводимые им звуки, записанные космическими аппаратами.

⇡#Солнечный акцент

Эта мелодия была записана космическим аппаратом SOHO, основной задачей которого было изучение Солнца. Его название расшифровывается как Solar and Heliospheric Observatory («солнечная и гелиосферическая обсерватория»). Помимо разного сложного оборудования, включая датчики потоков ультрафиолетового излучения, измерителя доплеровского смещения, широкоугольного спектрометрического коронографа, ультрафиолетового телескопа и прочих приборов, аппарат вооружен устройством для наблюдения низкочастотных глобальных колебаний Солнца. Именно с его помощью и удалось записать этот аудиофайл. На нем слышно, как атмосферная циркуляция внутри Солнца вызывает звук очень низкой частоты.

Целую серию подобных звуков опубликовал на своей университетской странице ученый Стенфордского университета Александр Косовичев.

Подведение итогов: как улучшить английское произношение самостоятельно

  1. Краткий / ɪ / шире, чем наш: язык отводится назад сильнее, спинка языка поднимается, но ниже; рот более расслаблен (почти как для нашего Э); звук короче. Немного напоминает русский звук ИЭ, как в слове че
    тыре.
  2. Долгий / i: / тоже шире, чем наш (но не настолько широкий, как краткий ɪ), и более долгий, чем наш. Рот в положении “улыбки”. Это звук дифтонгоид: спинка языка во время произнесения скользит вперед и вверх, поэтому слышен “призвук двух звуков”.
  3. Звук / e / более краткий и закрытый, чем наш: средняя спинка языка поднимается выше к нёбу и продвигается сильнее вперед, челюсти ставятся ближе друг к другу.
  4. Безударный нейтральный звук “шва” не нужно произносить, как русское / э /. Он произносится в совершенно расслабленном положении: язык в середине, рот не напряжен. Аналог в русском языке – заударный и 2-й предударный А, О или Э.

⇡#Флейта в космосе: первый космический дуэт

Небесные звуки пугают, завораживают и навевают задумчивость. Но музыкальная ценность такой компиляции, откровенно говоря, невелика. И тут мы полностью согласны с утверждением Марка Уиттла о том, что Вселенная — не самый красивый музыкальный инструмент. Куда более приятно слушать обычную земную музыку, придуманную человеком. А если ее проиграть в космосе, она тоже будет по-своему «космической».

Астронавт NASA Кэтрин Колман, находясь на орбите Земли, на борту Международной космической станции, вместе с известнейшим музыкантом Иэном Андерсоном, основателем рок-группы Jethro Tull, в 2011 году сыграла на флейте классическую композицию Bourree Иоганна Себастьяна Баха. Основатель легендарной группы в это время находился на Земле, на гастролях в Перми.

Свое выступление Иэн и Кэтрин посвятили Дню космонавтики и 50-летию первого полета человека в космос. Если не считать веселого экспромта древнейшей песенки The Fountain in the Park (I was strolling on the Moon one day), который выдали во время прогулки по Луне астронавты Harrison Schmitt и Eugene Cernan, дуэт Колман—Андерсон можно считать первым профессиональным космическим исполнением.

⇡#«Кассини-Гюйгенс»: ветра и молнии с других планет

Когда 15 октября 1997 года был запущен космический аппарат «Кассини-Гюйгенс» (включавший два модуля — станцию «Кассини» и зонд «Гюйгенс»), не все верили в то, что его миссия пройдет успешно. Подумать только — аппарат должен был преодолеть 1,4 млрд км, достичь Сатурна и осуществить мягкую посадку зонда на поверхность одного из его спутников — Титана. И вот 14 января 2005 года, спустя почти 17 лет с начала полета, зонд «Гюйгенс» успешно спустился на поверхность Титана и даже сумел передать ее изображение.

В момент спуска, а также после «прититанивания» на борту зонда «Гюйгенс» работали акустические датчики, которые смогли записать шум инопланетного ветра.

Была также сделана запись звуков самого Сатурна. Произвести аналогичную высадку аппарата на эту планету невозможно в принципе, поскольку она является газовым гигантом и не имеет твердой поверхности. Однако с помощью прослушивания радиочастот исследователи установили, что на этой планете во время бурь и штормов часто происходят разряды молний. Аппарат «Кассини» позволил зафиксировать их с помощью датчиков, в виде сигналов на частотах до 16 МГц. Уплотнив масштаб времени, ученые сделали аудиовизуальную презентацию этих явлений. Что из этого вышло, показано на видео ниже.

Вкрапления на графике — маркеры, которые отмечают всплеск излучения, вызванный грозами на шестой планете от Солнца.

⇡#Voyager-1: прощальные звуки

Среди любителей астрономии есть даже своего рода меломаны, которые коллекционируют записи звуков, пришедших к нам из глубины космоса. Один из них — Дональд Гарнетт (Donald Gurnett), профессор физики в Университете Айовы. Он собрал внушительную коллекцию подобных записей. Правда, слушает он их не только ради удовольствия. В 2013 году на пресс-конференции, проводимой NASA, он воспроизвел аудиозапись, которая, по словам профессора, является неопровержимым доказательством того, что Voyager-1 покинул Солнечную систему.

Оба космических аппарата были оборудованы приемниками плазменных волн, разработкой которых в свое время занимались специалисты того же университета. На видео ниже продемонстрирована спектрограмма волн (вертикальная ось — частота, горизонтальная — время). На ней видны два события, сопровождающиеся ростом частоты, что наталкивает на мысль об увеличении плотности электронов. Звуки на этой записи звуки говорят об изменении потока плазмы вокруг корабля, а это значит, что Voyager-1 все-таки оказался в межзвездном пространстве.

Желающие познакомиться с полной «фонотекой» Дональда Гарнетта могут это сделать, заглянув на страницу университета, где он работает.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]