Дизартрией у детей называют тяжелое нарушение произносительной стороны речи вследствие поражения речедвигательного аппарата. Подобный дефект грозит ребенку расстройством слухового восприятия. Как результат – неспособность воспринимать информацию в полном объеме, проблемы с пониманием окружающего мира, дезадаптация.
В данном случае большая ответственность ложится на близких маленького пациента. Вовремя предпринятое лечение поможет восстановить работу органов речи, позволит правильно поставить произношение, скорректировать все стороны речевой функции.
Дизартрия у детей.
Дизартрия у детей является одним из разновидностей речевого нарушения, которое возникает из-за поражения центральной нервной системы. Самыми явными нарушениями этого заболевания являются изменение интонации, темпа и ритма речи, а также нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков.
Детям, которые страдают дизартрией, очень сложно жевать и глотать. Им иногда сложно застегивать одежду на пуговицы, попрыгать на одной ноге или вырезать ножницами. Также сложно им дается письменная речь, поэтому обучаются они в специализированных школах. Очень часто возникают противоречия между неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог не видит явных нарушений в функции черепно-мозговых нервов, он не может назвать нарушение речи дизартрией. Данный вопрос является, чуть ли не камнем преткновения между неврологами и логопедами. Это связано с тем, что невролог после постановки диагноза «дизартрия» обязан проводить серьезную терапию по лечению стволовых нарушений, хотя таких нарушений (исключая дизартрию) вроде и не заметно. Продолговатый мозг ствола, так же, как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах гипоксию. Это приводит к резкому уменьшению двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных за артикуляцию. При неврологическом обследовании ребенок адекватно выполняет все пробы, но не может справиться должным образом с артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые движения, которые не под силу ослабленным мышцам.
Последовательность лечебных мероприятий
Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.
Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.
Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.
Логопедический массаж делят на несколько видов:
- ручной;
- механический;
- аппаратный.
Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.
Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.
Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.
Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:
- оскаливание зубов;
- вытягивание губ;
- открыть – закрыть рот;
- ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.
Массаж позволяет:
- восстановить нормальный мышечный тонус;
- устранить патологические движения речевых мышц;
- увеличить амплитуду артикуляционных действий;
- заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
- координирует движение речевых органов.
Причины возникновения дизартрии
1. Органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным. 2. Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору. 3. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65-85% случаев. Классификация клинических форм дизартрии Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.
Формы дизартрии
Структура речевого дефекта при дизартрии
Структура дефекта при дизартрии – это нарушение звукопроизношения в результате изменения тонуса мышц, участвующих в артикуляции, гиперкинезов губ и языка, нарушения дыхания, различных синкинезий. Речь больного невнятная и смазанная. Технология формирования голоса при дизартрии проходит в несколько этапов:
- Подготовительный этап.
- Постановка точных движений артикуляционных органов.
- Формирование воздушной струи.
- Развитие мелкой моторики.
- Работа с фонематическими процессами.
- Постановка опорных звуков.
- Этап формирования умений и навыков речи.
- Формирование коммуникативных навыков у ребенка.
Формирование движения артикуляционных органов проводится с помощью артикуляционной гимнастики, логопедического массажа. Развитие мелкой моторики проводится с помощью массажа рук, пальчиковой гимнастики, ребенка обучают самомассажу пальцев рук. Ребенок играет с конструктором, нанизывает на нитку бусы, завязывает шнурки, выполняет другие упражнения. На этапе формирования навыков и умения правильно говорить проводится постановка звука, отработка артикуляции, создание воздушной струи и постановка голоса для произношения звонких и сонорных звуков. А также постановка изолированного звука, автоматизация и дифференциация звуков. Дифференциация звуков проходит с использованием нескольких приемов:
- Демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков.
- Фонематический анализ, синтез, фонематические представления звука.
- Связь буквы и звука.
Постановка звука проходит тремя способами:
- По подражанию.
- Механическим способом.
- Смешанным способом.
Стертая дизартрия наиболее распространенная форма нарушения, сложно поддается коррекции. Механизмы невнятной речи при стертой дизартрии связаны с нарушением организации деятельности мозга, нарушением иннервации артикуляторных органов. Стертая дизартрия характеризуется нечеткой артикуляцией звуков сразу нескольких фонетических групп, у ребенка возникают сложности с автоматизацией звуков, речь становится маловыразительной. Наиболее трудным считается добиться нормализации просодики и автоматизации звуков. Ребенок со стертой дизартрией проходит одновременное лечение у логопеда и невролога. Причиной развития стертой дизартрии является неполноценность иннервации органов артикуляции – языка, губ, мягкого нёба. Органическое поражение нервной системы происходит во время внутриутробного развития, во время родов или в раннем постнатальном периоде.
Характер поражения мозга – кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. Причины постцентральной корковой дизартрии – это поражение нижних отделов постцентральных полей коры мозга, в большинстве случаев левого полушария. При таком типе нарушения голос, тембр речи не нарушен, ребенок хорошо слышит ошибки в произношении звуков, старается исправить – это отражается на плавности речи и приводит к ее замедлению. Характер поражения мозга – кинетическая премоторная корковая дизартрия. Развивается в результате поражения премоторных полей коры мозга, чаще всего левого полушария. У больного не нарушен тембр голоса, голос звучный, ребенок заменяет щелевые звуки смычными.
Напряженность артикуляции вызывает усиление громкости голоса, оглушению некоторых смычных и редко щелевых согласных. Подкорковая дизартрия относится к экстрапирамидным дизартриям. Расстройства речи разнообразные: голос переходит от резкого и хриплого к шепоту, колеблется в громкости и тембре. Часто артикуляция гласных нарушается больше, чем согласных звуков. Больной слышит нарушение артикуляции, отдельные звуки произносит четко и правильно. При возникновении патологических непроизвольных движений речь становится невнятной, звуки искажаются.
Псевдобульбарная дизартрия развивается при двустороннем поражении центральных двигательных кортикобульбарных нервов. Она характеризуется повышенным тонусом мышц, пирамидными спастическими параличами артикуляционных мышц. Нарушены произвольные движения, тонкие движения языка. Смычные звуки, вибрант «р» ребенок заменяет щелевыми звуками, сложно щелевые заменяет плоскощелевыми звуками, больше нарушена артикуляция твердых согласных. Ребенок хорошо слышит нарушения речи и пытается их исправлять – это чаще всего приводит к повышению тонуса парализованных групп мышц, усилению нарушения артикуляции.
Псевдобульбарная дизартрия обусловлена спастическим параличом артикуляционных мышц, высоким тонусом мышц. Характеризуются паретический и спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Мозжечковая дизартрия связана с поражением мозжечка и других структур мозга. Характеризуется нарушением дыхания, артикуляции и фонации. Речь ребенка скандированная, замедленная, больной с трудом артикулирует из-за гипотонии мышц.
Нарушены переднеязычные, смычные звуки, аффрикаты. Выражены просодические нарушения, речь гнусавая. Бульбарная дизартрия развивается при одностороннем или двустороннем поражении двигательных периферических нервов. Характеризуется сниженными или полностью отсутствующими нижнечелюстными и глоточными рефлексами, расстройствами произвольных и непроизвольных движений, вялыми параличами артикуляционных мышц, атрофией мышц артикуляционного аппарата. Речь больного замедлена, в речи преобладают глухие плоскощелевые звуки, гласные и звонкие согласные звучат глухо. Тембр речи изменен, речь гнусавая, голос слабый.
Бульбарная дизартрия
Бульбарная дизартрия (от лат. bulbus — луковица, форму которой имеет продолговатый мозг) проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого). Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок. У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.
Можно ли самостоятельно «назначать» ноотропы и другие препараты?
Нет, ни в коем случае. Назначать любые медикаменты ребенку может только его лечащий врач – педиатр, невропатолог или психиатр, и то на основе результатов анализов и исследований, например, ЭЭГ или компьютерной томографии. Если какой-то препарат рекомендует логопед, сначала проконсультируйтесь с педиатром. Никогда не давайте малышу лекарств, которые прописаны ребенку Ваших знакомых, они могут навредить. Строго придерживайтесь рекомендаций доктора относительно дозировки и схемы приема.
Дата публикации: 15.03.2018. Последнее изменение: 16.08.2018.
Подкорковая дизартрия
Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза. Гиперкинез — насильственные непроизвольные движения (в данном случае в области артикуляционной и мимической мускулатуры), не контролируемые ребенком. Эти движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте. Меняющийся характер мышечного тонуса (от нормального к повышенному) и наличие гиперкинеза обусловливают своеобразные нарушения фонации и артикуляции. Ребенок может правильно произносить отдельные звуки, слова, короткие фразы (особенно в игре, в беседе с близкими или в состоянии эмоционального комфорта) и через мгновение он же оказывается не в состоянии произнести ни звука. Возникает артикуляторный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается. Иногда наблюдаются непроизвольные выкрики, «прорываются» гортанные (фарингеальные) звуки. Дети могут произносить слова и фразы чрезмерно быстро или, наоборот, монотонно, с большими паузами между словами. Внятность речи страдает из-за неплавного переключения артикуляционных движений при произнесении звуков, а также из-за нарушения тембра и силы голоса. Характерным признаком подкорковой дизартрии является нарушение просодической стороны речи — темпа, ритма и интонации. Сочетание нарушения артикуляционной моторики с нарушениями голосообразования, речевого дыхания приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи, проявляющимся изменчиво в зависимости от состояния ребенка, и отражается главным образом на коммуникативной функции речи. Иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха, осложняющее речевой дефект.
Развитие мелкой моторики
Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.
Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.
Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.
Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:
- мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
- расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
- согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
- на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
- использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
- использование эспандеров;
- бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.
Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.
Корковая дизартрия
Корковая дизартрия представляет большие трудности для выделения и распознавания. При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как, прежде всего, нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются, возникают замены. Особенно трудны сочетания согласных звуков. При убыстренном темпе появляются запинки, напоминающие заикание. Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Корковую дизартрию следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому. При коррекции обращает на себя внимание тот факт, что дефектные звуки быстро исправляются в изолированном произнесений, но с трудом автоматизируются в речи.
Пробы по Мастюковой
Наряду с обследованием подвижности артикуляционного аппарата в изолированных пробах используются функциональные пробы Мастюковой на дизартрию. Проба № 1 выполняется следующим образом. Пациенту предлагают открыть рот, высунуть язык вперёд и удерживать его неподвижно по средней линии. Одновременно он должен следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом (карандашом, пальцем). С помощью этой пробы оценивается возможность удерживать язык по средней линии, наличие синкинезий (дополнительных движений, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях).
При проведении второй пробы пациенту предлагают выполнять движения языком вверх и вниз. При этом руки исследователя лежат на шее пациента. Отмечается наличие или отсутствие напряжения шейной мускулатуры и синкинезий при движении языка.
Врач проверяет изолированное произнесение гласных и согласных звуков. Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразах. Применяются задания, которые состоят в многократном повторении одного звука. При этом создаются условия, которые уменьшают артикуляционное переключение с одного звука на другой. Это позволяет неврологу обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стёртой» дизартрии.
При исследовании просодической стороны речи логопед обращает внимание на следующие характеристики:
- Темп (нормальный, медленный, быстрый);
- Ритм (нормальный, аритмичный);
- Сохранность пауз в потоке речи (скандированность, деление слов на слоги);
- Силу голоса (громкий, громкий, немодулированный);
- Высоту голоса (низкий, высокий);
- Тембр голоса (нормальный, гнусавый, сиплый, хриплый);
- Внятность речи (отчётливая, смазанная).
Врач проверяет состояние словарного запаса и грамматического строя речи. Трудные случаи дизартрии обсуждаются на заседании Экспертного Совета с участием ведущих специалистов в области неврологии, психологии, логопедии. Делается заключение, в котором указывается форма дизартрии, характер нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи. Наряду с клиническим диагнозом, который ставит невролог, делается логопедическое заключение.
Псевдобульбарная дизартрия
Псевдобульбарная дизартрия — наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше. В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица. Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую. 1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных» движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу. Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.). Нарушение структуры слова почти не наблюдается: то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи. Дети с подобным нарушением, имеющие нормальный слух и хорошее умственное развитие, посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте — логопедический пункт при общеобразовательной школе. Существенную роль в устранении этого дефекта могут оказать родители. 2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки » a» и «у» недостаточно четкие, звуки «и» и «ы» обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно, как носовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько непонятной, что они предпочитают отмалчиваться. Наряду с обычно поздним развитием речи (в возрасте 5-6 лет) данное обстоятельство резко ограничивает для ребенка опыт речевого общения. Дети с подобным нарушением не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее благоприятные условия для их обучения и воспитания созданы в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход. 3. Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии — анартрия — характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки. Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где благодаря специальным логопедическим методам успешно овладевают навыками письма и программой по общеобразовательным предметам. Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют ритмический контур слова, т. е. число слогов и ударность. Как правило, они владеют произношением двусложных, трехсложных слов; четырехсложные слова нередко воспроизводятся отраженно. Сложным для ребенка является произнесение стечений согласных: в этом случае выпадает один согласный (белка — «бека») или оба (змея — «ия»). Вследствие моторной трудности переключения от одного слога к другому встречаются случаи уподобления слогов (посуда — «посюся», ножницы — «носисы»). Нарушение моторики артикуляционного аппарата приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствие четкого кинестетического образа звука приводят к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. В зависимости от степени речедвигательного нарушения наблюдаются различно выраженные затруднения в звуковом анализе. Большинство специальных проб, выявляющих уровень звукового анализа, детям-дизартрикам недоступно. Они не могут правильно отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук, придумать слово, содержащее определенный звук, проанализировать звуковой состав слова. Например, двенадцатилетний ребенок, три года проучившийся в массовой школе, отвечая на вопрос, какие звуки в словах полка, кот, называет п, а, к, а; к, а, т, а. При выполнении задания отобрать картинки, названия которых содержат звук б, мальчик откладывает банку, барабан, подушку, платок, пилу, белку. Дети с более сохранившимся произношением допускают меньше ошибок, например отбирают на звук «с» следующие картинки: сумку, осу, самолет, шар. Детям, страдающим анартрией, такие формы звукового анализа недоступны.
Понять проблему
В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.
Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме. В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда.
При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.
Среди причин расстройства выделяют:
- тяжелый токсикоз беременных;
- резус-конфликт;
- внутриутробная инфекция;
- недоношенность;
- преждевременные роды;
- внутриутробная гипоксия плода;
- асфиксия новорожденных;
- родовые травмы;
- наследственные заболевания;
- черепно-мозговая травма;
- гидроцефалия;
- инфекционное поражение мозга;
- интоксикации различного генеза;
- гнойные отиты.
Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития.
Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:
- слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
- спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
- позднее появление речи;
- проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
- повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
- малыш без причины разговаривает «в нос»;
- речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
- искажение, пропуск отдельных звуков;
- нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
- плохой музыкальный слух;
- нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
- возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.
В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.
Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.
Лечение дизартрии
В связи с тем, что заболевание дизартрия — не самостоятельное и может наблюдаться при различных проявлениях расстройств нервной системы, содержание и очередность всех лечебных мер будут установлены после постановки врачом клинического диагноза, учитывая возраст и состояние ребенка. Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. В зависимости от того, в какой стадии находится болезнь, применяются следующие мероприятия: логопедическая коррекция; лечение медикаментозное; массаж; дыхательная гимнастика; ЛФК. Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. Как таковых лекарственных препаратов от заболевания не существует. Врачом назначаются лекарства, которые лишь убирают симптоматику болезни и облегчают общее состояние больного.
Помогут ли одни лекарства?
Как видите, лекарства значительно облегчают малышу путь к развитой речи. Ему проще сосредоточиться на занятии, запомнить новый материал, произнести тот или иной звук, соединить слова в целую фразу. Многие родители детей-«молчунов» отмечают, что значительные сдвиги в развитии речи произошли именно после курса того или иного препарата. Однако без регулярных занятий с логопедом и дефектологом в приеме лекарств нет смысла. Никакие медикаменты не научат ребенка правильно произносить звуки, говорить новые слова и строить предложения. Это могут сделать только специалисты.
О заболевании
Дизартрия – это нарушение речевых навыков вследствие поражения речедвигательного аппарата. Локализация патологического процесса, приводящая к проблеме, может развиваться на разных уровнях нервной системы, ответственных за формирование звуков, логическую стройность рассказа:
- ядра черепных нервов, отвечающих за нервный контроль языка, губ, мягкого неба и т.д.;
- проводящие пути между корой и церебральными ядрами;
- подкорковые центры;
- мозжечок и пути, проводниковые пути от него и к нему;
- церебральная кора.
Диагностику проводит одновременно невролог (выясняет уровень топического поражения нервной системы и характер патологического процесса) и логопед (определяет степень речевых нарушений, чтобы составить прогноз коррекции).
Лечение направлено на устранение или стабилизацию фоновой патологии, которая привела к речевым расстройствам, а также артикуляционную коррекцию.