Игрушки – нарисованные картинки и раскраски для занятий в детском саду

  • Главная
  • Развитие речи

Тема «Игрушки» обязательно должна быть использована в ходе логопедических занятий с дошкольниками 2-7 лет. Конечно, для детей в детском саду лучше всего подходят картинки Игрушки, которые специально отобраны для развивающих занятий.
В лексическом материале по этой теме можно выделить несколько важных «ступеней», элементов, которые должны быть усвоены дошкольниками:

  1. Само обобщающее понятие «игрушки».
  2. Различные названия предметов, используемых для игр разного типа (сюжетных, подвижных и т.д).
  3. Общие признаки и свойства игрушек, а также их отличия от других предметов.
  4. Способы использования тех или иных игрушек.
  5. Особенности их устройства.
  6. Представление о материале, из которого изготовлены предметы для игр.

Вот минимальный перечень слов по теме Игрушки для детей, которые должны быть введены в активный словарь детей дошкольного возраста:

  • Названия игрушек и их частей (существительные):

мишка, зайка, собачка, кукла, машинка, мяч, волчок, конструктор, матрешка, пирамидка, голова, туловище, рука, нога, мордочка, лапка, хвостик.

  • Характеристики предметов для игр (прилагательные):

* их полезно учить с детьми по парам, сравнивая свойства разных игрушек.

Большой – маленький, круглый — квадратный, мягкий — твердый, гладкий — шершавый, меховой — пластмассовый, железный — деревянный, новый — старый.

  • Различные действия, которые можно совершать с данными предметами (глаголы):

Катать, возить, строить, качать, одевать, купать, кормить, носить, покупать, терять, находить, шить, играть, собирать.

Нарисованные картинки

Для формирования пассивного словаря огромное значение имеют картинки для детей, изображающие различные игрушки. Очень хорошо, если они представлены в большом разнообразии, это позволяет предлагать ребенку множество различных речевых упражнений и занятий.

Для логопедических игр намного удобнее использовать именно карточки, а не реальные предметы. Сортировка и описание изображений способствует не только речевому развитию детей, но также совершенствует их:

  • наглядно-образное мышление;
  • оперативную память;
  • внимание.

Конечно, нарисовать такие картинки самому очень сложно, лучше найти готовые, отобранные профессиональными логопедами.

Занятие

Тема. Развитие связной речи

Цель: обучение пересказу; расширение и активизация словарного запаса; формирование внутреннего плана пересказа; развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование:

магнитная доска(наборное полотно); сюжетная картинка «Лето» и предметные картинки: Маша, дом, клумба, куры, петух, корова, котенок; карточка с восклицательным знаком.

Примечание. Педагоги должны дополнить комплект карти­нок карточкой с восклицательным знаком, которая будет обо­значать предложения, отражающие оценку событий, отноше­ние к происходящему. Например: Маше нравится отдыхать у бабушки. «Какая красивая рыбка.» — подумала Маша. До свидания! и т.п.

Ход занятия

Педагог, прикреплял к магнитной доске (наборному полотну) картинки сверху вниз одну под другой, читает текст:

— Вот и пришло долгожданное лето. Маша поехала к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами — клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце ма­ленький серый котенок. Маше нравится отдыхать у бабушки.

Поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предло­жении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа, педагог переворачивает картинки че­рез одну тыльной стороной и предлагает одному из детей вос­произвести содержание рассказа.

Такое расположение картинок объясняется тем, что на последующих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений.

Примечание. При возникновении затруднений, ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восста­новить содержание предложения.

После успешного пересказа можно перевернуть все кар­тинки. Количество карточек на доске будет соответствовать количеству предложений в тексте.

Примечание. Обратите внимание — в текстах будут встречать­ся предложения с однородными членами. В этом случае в од­ном ряду могут располагаться две картинки. А количеству предложений в тексте будет соответствовать количество ря­дов картинок. В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить кар­тинки в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания. После чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.

Раскраски

Для проведения занятий по теме «Игрушки» также очень полезно использовать тематические раскраски. Они помогают ребенку не только изучить и запомнить всевозможные названия предметов для игр, но соазу же потренироваться в использовании большого числа описательных прилагательных (в описаниях различных цветов и материалов). Правильно подобранная раскраска — настоящий помощник для логопедов и родителей!

Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей

Земцова Екатерина

Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей

«Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»

Первые три года жизни – это период интенсивного физического и психологического развития детей. Руководствуясь программой воспитания в детском саду, мы формируем у детей правильные элементарные представления и понятия об окружающей действительности, развиваем речь, способствуем формированию положительных черт характера и развитию моральных и эстетических чувств.

Ознакомление малышей с окружающей жизнью осуществляется главным образом в процессе непосредственного общения со взрослыми, наблюдения за предметами, разнообразной деятельности в быту, в играх и на занятии. Для формирования у детей правильных представлений об окружающей действительности большое значение имеют и картинки. Мы считаем, что они помогают уточнять и закреплять знания, полученные в процессе непосредственного ознакомления с окружающей жизнью, развивают язык и мышление детей. Рассматривание картинок вызывает у ребенка определенные чувства и эмоции, способствует формированию любви к близким – матери, отцу, бабушке, уважение к труду взрослых. На занятиях показываем предметные картинки – это изображение животных, растений, игрушек и различных предметов быта. На картинках изображены предметы разного размера (зайчик большой, маленький, цвета (башня красная, синяя,в разнообразных действиях: спит, ест, сидит (кошка, поет, клюет (петух, ревет, пасется (корова)

и т. д. Чтобы научить
детей произносить доступные звукосочетания и слова, мы показываем картинки и изображения животных (собака лает, корова ревет, утка крякает и т. д.)
. В серию
сюжетных картинок, входят картинки с простым и более сложным содержанием.
Картинки с простым содержанием – это изображение людей, которые действуют (девочка умывается, играет с куклой, моет посуду, бабушка шьет, мама стирает, мама одевает дочку).

На картинках с более сложным сюжетом изображены несколько предметов в различных взаимодействиях, взаимосвязях (мать и дочь на прогулке, дети поздравляют дедушку с праздником, дети в лесу). К этой серии относятся и те картинки, на которых изображен труд детей и взрослых (дети сажают, поливают цветы, папа ведет комбайн)

.

В работе с детьми нашего возраста (раннего возраста, мы используем предметные картинки и сюжетные. Часть из них показываем на занятиях, другие даем для рассматривания в свободное время. Подбираем их в зависимости от программных задач, возраста и уровня развития детей

Игры

С картинками «Игрушки» можно проводить множество простых и эффективных логопедических занятий, направленных на развитие речи детей-дошкольников. Вот несколько примеров подобных игр:

Назови картинки

Развитию речи малышей способствует называние различных игрушек, изображенных на карточках. Важно подобрать максимально реалистичные рисунки, это помогает ребенку быстрее узнать тот или иной предмет. Такие картинки игрушек для детей непременно должны быть яркими, привлекательными внешне.

Что здесь лишнее?

Популярную логическую игру «Четвертый лишний» можно использовать и на логопедических занятиях. В ходе нее детям предлагается четыре изображения, три из которых можно назвать одним словом («игрушки»), а одно — нет, эта карточка подбирается из других категорий (овощи, растения, животные, транспорт и т.д). Такая игра способствует обогащению и активизации пассивного словаря, а также отлично тренирует внимание и мышление дошкольников.

Какая? Какой? Какие?

Показывайте ребенку по одной картинке из набора карточек «Игрушки» и просите перечислить свойства того предмета, который изображен на ней. Например: кукла — новая, нарядная, пластмассовая, кудрявая, синеглазая, большая, новая и т. п. Если у вас есть картинки из серии Игрушки для детей на прозрачном фоне, то лучше использовать именно их в этой игре.

Назови ласково

Эта игра отлично подходит для формирования навыка использования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных. Взрослый показывает детям 4 лет и старше игрушки (на картинках или реальные) и просит назвать их ласково. Примеры:

– кукла — куколка; – мяч — мячик; – медведь — мишка; – слон — слоник; – заяц — зайчик; – машина — машинка; – скакалка — скакалочка.

Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет можно провести усложненное занятие: попросить вспомнить названия игрушек, которые используются только в «ласковой» форме. (волчок, пирамидка) или не имеют ее совсем (юла, обруч, поезд, клоун и др).

Один-много

Научите малыша не только называть игрушки по одной, но и находить ту или иную из них в группе похожих/одинаковых изображений, Пример:

мяч – мячик кукла — куклы кубик — кубики шарик — шарики.

Сыщики

Еще одна простая и увлекательная игра, которая поможет ребенку быстро выучить названия большого количества игрушек. В качестве наглядного материала для нее можно использовать:

  • картинки;
  • реальные предметы для игр;
  • видео-материалы.

Сначала нужно показать четыре различные картинки с изображениями игрушек, а потом одну из карточек спрятать (закрыть). Малыш должен вспомнить и назвать то, что пропало.

Угадай какого цвета

Предложите ребенку назвать цвет той игрушки, какую вы покажите ему. Начинать нужно с основных цветов, затем можно добавить более сложные варианты, с оттенками (ярко-красный, алый, темно-зеленый, светло-розовый). В ходе этой игры можно также закрепить понятия

– яркий; – разноцветный; – прозрачный; – многоцветный.

Это чья игрушка?

Такое упражнение позволяет научить ребенка-дошкольника согласованию существительных (названий игрушек) с личными местоимениями. Вы показываете малышу картинку с изображением и спрашиваете: «Чье это?». Варианты ответов:

моя (собачка, юла, пирамидка) мой (мячик, слоник, зайка, клоун) мое (лото, домино) мои (кубики, шарики)

Кто что делает?

Эта игра позволяет тренировать навык согласования существительного с глаголом. Показывайте ребенку картинки с изображением игрушек (в единственном и множественном числе, парные) по одной и задавайте вопрос: «Что это? Что он делает?». Варианты ответов:

кукла спит — куклы спят петрушка сидит — петрушки сидят зайка упал с полки — зайки упали с полки волчок крутится — волчки крутятся шарик укатился — шарики укатились машинка сломалась — машинки сломались медведь спит — медведи спят

Большая картинка «Игрушки для детей» может быть использована для подобного занятия с несколькими малышами сразу, группового или подгруппового.

Какая игрушка?

Эта увлекательная игра помогает детям освоить правила согласования существительного с прилагательным быстро и легко. Попросите малыша придумать как можно больше характеристик для той игрушки, изображение которой окажется у вас в руках. Лучше всего проводить эту игру среди нескольких детей или в паре взрослый-ребенок. Старайтесь избегать повторов прилагательных, важно назвать как можно больше разных слов.

Пример:

Лошадка — деревянная, новая, любимая, удобная, твердая, гладкая, коричневая. Слоник — фиолетовый, мягкий, большой, грустный, ушастый.

Магазин

Привычную игру «в магазин» можно немного видоизменить и эффективно использовать для развития речи детей старшей и подготовительной группы детского сада. Предложите ребятам выбрать карточку из набора «Игрушки», т. е. «сделать покупку». Затем мальчик или девочка подходит к витрине и выбирает «покупку». Свои действия ребенок должен сопровождать правильно построенным полным предложением, в котором он должен назвать выбранный предмет и несколько его характеристик (цвет, материал, величину и другие особенности). Это упражнение способствует обогащению детского активного словаря и развитию воображения.

Пример:

1. Я хочу купить большой желтый шарик. 2. Я хочу купить яркий красный кубик. 3. Я хочу купить нарядную маленькую куклу. 4. Я хочу купить набор деревянных кубиков в коробке.

Для этой игры очень хорошо подходят картинка Игрушки для детей на прозрачном фоне, хотя можно использовать и обычные картонные карточки.

Предметно-развивающая среда по звуковой и интонационной культуры речи

Предметно-развивающая среда по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха в соответствии с ФГОС ДО

(сообщение воспитателя Д.С. Ибадовой)

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к предметно-развивающей среде важно создать в дошкольном образовательном учреждении такие условия, которые вызывают у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Для этого важны: качество речи педагога дошкольного образовательного учреждения, качество языкового оформления речи, ценностно-личностные установки педагога, коммуникативная компетентность, четкий отбор информации для создания высказывания, ориентация на процесс непосредственной коммуникации ипредметно-развивающая среда, в которойосуществляется речевое развитие.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Целью построения речевой развивающей среды является: насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка.

Задачи:

— обеспечить возможность исследования и экспериментирования в языковой системе;

— обеспечить возможность восприятия и наблюдения за правильной речью;

— обеспечить возможностьсамостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

— обеспечить комфортное состояние ребенка в проявлении речевых реакций.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

Речевое развитие включает несколько направлений:

-воспитание звуковой культуры — формирование правильного произношения звуков путем развития восприятия звуков родной речи и произношения;

-развитие связной речи – развитие диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание) речи у дошкольников;

-формирование элементарного осознания явлений языка и речи – формирование творческого характера речи, раскрытие перед детьми различных явлений и отношений в области лексики для подготовки к обучению грамоте;

-формирование грамматического строя. В процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников закладывается умение оперировать лексическими единицами, обеспечивая выбор языковых средств для общения;

-воспитание любви и интереса к художественному слову. Основой данного направления являются привитие навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности, формирование умения видения образа за текстом и речевая передача в беседе;

-развитие словаря. Данное направление работы связано с освоением значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение.

Для реализации цели, задач и направлений речевого развития дошкольников в каждой группе необходимо создать речевой уголок в соответствии с возрастной категорией детей.

А что же должен содержать речевой уголок?

— оборудование и наполнение речевой зоны необходимое для закрепление правильного речевого выдоха:«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки-карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.;

— для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для произношения звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки:Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.;

— для развития артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой; схема для характеристики звука в соответствии с возрастом воспитанников;

— для закрепления навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема слова; зеркала; лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Веселая гимнастика»;

— для закрепления навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте: магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звукобуквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т.д.; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки; «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы;

— для активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий: предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.;

— дляразвития связной речи: серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; стихи; потешки; скороговорки и др.;

— дляразвития мелкой моторики:массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв); игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

Требования, предъявляемые к речевому уголку:

— дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям;

— наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме;

— речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком;

— оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремлениек самостоятельной деятельности;

— игровой материал должен быть доступным для ребенка;

— не следует перегружать уголок оборудованием.

В завершении своего выступления предлагаю вашему вниманию памятки, которые помогут Вам в вашей работе с воспитанниками.

1 младшая группа

— оборудование и наполнение речевой зоны необходимое длязакрепление правильного речевого выдоха:«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки-карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.;

— для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для произношения звуков и их автоматизации; игры» «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»;

— для развития артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой; схема для характеристики звука в соответствии с возрастом воспитанников;

— дляактивизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий: предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.;

— для развития связной речи: серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; стихи; потешки; скороговорки и др.;

— для развития мелкой моторики:массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.

2 младшая группа

— оборудование и наполнение речевой зоны необходимое длязакрепление правильного речевого выдоха:«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки-карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.;

— для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для произношения звуков и их автоматизации;

игры» «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»;

— для развития артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой; схема для характеристики звука в соответствии с возрастом воспитанников;

— дляактивизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий: предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.;

— для развития связной речи: серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; стихи; потешки; скороговорки и др.;

— для развития мелкой моторики:массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.

Средняя группа

— оборудование и наполнение речевой зоны необходимое длязакрепление правильного речевого выдоха:«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки-карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.;

— для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для произношения звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки:Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); альбомы по слоговой структуре слова; игры «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.;

— для развития артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой; схема для характеристики звука в соответствии с возрастом воспитанников;

— для закрепления навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема слова; зеркала; лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Веселая гимнастика»;

— дляактивизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий: предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.;

— для развития связной речи: серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; стихи; потешки; скороговорки и др.;

— для развития мелкой моторики:массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; игры на штриховку; мозаики; игры-шнуровки и др.

Старшая группа

— оборудование и наполнение речевой зоны необходимое длязакрепление правильного речевого выдоха:«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки-карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.; игры на развитие силы и направление воздушной струи;

— для формирования фонематического восприятия и слуха:звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для произношения звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки:Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.;

— для развития артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой; схема для характеристики звука в соответствии с возрастом воспитанников;

— для закрепления навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема слова; зеркала; лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Веселая гимнастика»;

— для закрепления навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте: магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звукобуквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т.д.; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»;«Тексты с хвостами»; книжки-малышки; «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы;

— дляактивизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий: предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.;

— для развития связной речи: серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; стихи; потешки; скороговорки и др.;

— для развития мелкой моторики:массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв); игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

Подготовительная к школе группа

— оборудование и наполнение речевой зоны необходимое длязакрепление правильного речевого выдоха:«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки-карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.;игры на развитие силы и направление воздушной струи;

— для формирования фонематического восприятия и слуха:звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для произношения звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки:Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.;

— для развития артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой; схема для характеристики звука в соответствии с возрастом воспитанников;

— для закрепления навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема слова; зеркала; лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Веселая гимнастика»;

— для закрепления навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте: магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звукобуквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т.д.; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»;«Тексты с хвостами»; книжки-малышки; «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы;

— дляактивизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий: предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.;

— для развития связной речи: серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; стихи; потешки; скороговорки и др.;

— для развития мелкой моторики:массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв); игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

Наглядно-дидактические пособия для развития лексико-грамматического строя речи

Рита Шибаева

Наглядно-дидактические пособия для развития лексико-грамматического строя речи

1. Дидактическая игра для дошкольников «Мама и её детёныш»

Дидактическая игра «Мама и её детёныш»

предназначена для проведения педагогами образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет по теме
«Домашние животные»
,
«Дикие животные»
,
«Домашние птицы»
.

Цель. Уточнять, расширять и систематизировать знания и представления детей о животных и их детёнышах.

Задачи. Расширять представления о животных и их детёнышах, внешнем виде, особенностями их поведения и питания, повадках, пользе для человека. Обогащать речь детей существительными и прилагательными. Совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различие.

Форма проведения игры — подгрупповая или индивидуальная работа.

В комплект игры входит.

1. Мама кит (с кармашком)

и детёныш китёнок
(с кармашком)
.

2. Предметные картинки с изображением мам и детёнышей.

2. Дидактическая игра для дошкольников «Наоборот»

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, которая поможет им научиться правильно, употреблять в речи слова с противоположными значениями.

Цель. Учить подбирать антонимы к словам.

Задачи. Активизация словарного запаса, быстрота мышления.

Ход игры. Взрослый называет слово, ребёнок подбирает картинку к слову, затем противоположную картинку к подобранному слову и называет её. (Чашка целая – чашка пустая, веселый – грустный, худой – толстый, длинный – короткий и т. д.)

Форма проведения игры — подгрупповая или индивидуальная работа.

В комплект игры входит.

1. Большой мухомор (с липучкой, маленький мухомор (с липучкой)

.

2. Дидактические карточки.

3. Дидактическая игра для дошкольников «Где, что лежит?»

Игра предназначена для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи.

Цель. Закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

Задачи. Формировать грамматический строй речи через использование дидактической игры, активизировать словарь, развивать мыслительные процессы.

Ход игры. Дети подбирают к картинке нужный предлог и составляют с ним предложение.

В комплект игры входит.

1. Дерево с двумя кармашками.

2. Дидактические карточки.

4. Дидактическая игра для дошкольников «Весёлый клоун»

Игра предназначена для развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении.

Цель. Закрепить знания и умение ориентироваться в пространстве.

Задачи. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»

: слева, справа, вверху, внизу. Формирование пространственных представлений с точки отсчета
«от предмета»
. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. Формирование умений ориентироваться на плоскости.

Ход игры. Дети следуют инструкции педагога и раскладывают картинки в заданный кармашек.

В комплект игры входит.

1. Игровое поле «Весёлый клоун»

.

2. Дидактические карточки.

5. Дидактическая игра для дошкольников «Цветная гусеница»

Игра предназначена для детей дошкольного возраста. Охватывает сенсорное развитие, активизирует речь ребёнка, стимулирует зрительные ощущения.

Цель. Развитие зрительного восприятия, цветоразличение.

Задачи. Учить детей различать и ориентироваться в цвете. Учить группировать предметы по цвету. Развивать мыслительные процессы понимать речь взрослого. Развивать координацию действий обеих рук, и эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Ход игры. На ковролине ребёнок составляет гусеницу по цветовой инструкции взрослого. Можно усложнить игру, использовать предлоги «за»

,
«перед»
,
«между»
. После того как гусеница собрана, подбираем по цвету картинки.

В комплект игры входит.

1. Игровая цветная гусеница.

2. Дидактические карточки.

6. Дидактическая игра для дошкольников «Звери едут в зоопарк»

Дидактическая игра «Чья голова? Чей хвост? » по теме «Притяжательные прилагательные». Предназначается для детей 5-6 лет.

Цель. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом – (ей, -ий, -ья, -ье, -ьи)

.

Задачи. Упражнение в словообразовании. Закрепление представлений о диких и домашних животных. Развивать способность анализировать.

Ход игры. Необходимо найти по заданию голову и хвост животного, поставить в окошки кузова в нужной позиции.

Младший возраст. Педагог раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё»

животное и подобрать для него подходящий хвост. Средний возраст. Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найди хозяина. Старший возраст. Дети самостоятельно ищут, где, чей хвост и проговаривают слова.

В комплект игры входит.

1. Грузовик.

2. Дидактические карточки.

Беседы по картинкам, правила работы

Работать по картинке можно интересно и весело. Не стоит сразу представлять перед собой ситуацию, где бедный ребенок сидит и слушает монотонный монолог взрослого. Нет! Речевая работа с картинками может проходить очень даже увлекательно!

Разнообразие

Пополняйте домашнюю картотеку не только стандартными предметными и сюжетными картинками. Обратите внимание на вывешиваемые календари, плакаты, открытки, вырезки из журналов и газет, книг, настольно-печатных лото. Обязательно классифицируйте их, разложите по темам, назначению, периодичности использования. Организуйте грамотную систему хранения. Для ознакомления с одним объектом (предметом) используйте разные картинки, чтобы ребенок мог осознать и увидеть все многообразие нашего мира.

Все дети любят собственные фотки или фото своей жизни, ситуаций и событий из нее. Используйте по мере возможности личные фотографии: игрушек, животных, близких людей и т.д.

Постепенность

При работе с картинками учитывайте принцип постепенности – не вводите сюжетные картинки раньше предметных. Сначала мы поэтапно знакомим малыша с тем, что он видит, слышит, с тем, что часто присутствует в его жизни. Содержание картинок усложняется с взрослением ребенка и его способностью охватить больший поток информации. Если он уже знаком с домашними животными по отдельности, то вы можете брать сюжеты с событиями, происходящими на ферме, в деревне, дома с ручными зверьками. Предлагайте предметы в логическом соотношении относительно друг друга после 3-4 лет, не раньше.

Закрепление и связь с реальностью

Всегда повторяйте пройденный материл и применяйте его в повседневной жизни, реализуйте по возможности на практике. Создавайте обучающую ситуацию в рядовом ее течении, в любой подходящий момент. Имейте связь с реальностью для придания значимости изучаемому.

Творческий подход

Окрашивайте беседы по картинкам своими эмоциями, чтобы ребенок лучше запомнил, понял, применил материал. Чем лучше получится увлечь его, тем прочнее будут результаты. Подходите к обучению творчески. Взрослый должен избрать яркий и индивидуальный стиль подачи информации – тот стиль, который затянет малыша!

Интересы ребенка

Используйте в качестве основы главные интересы ребенка, а менее привлекательный материал выдавайте меньшими порциями, ненавязчиво и аккуратно. Не забывайте про его возможности и не требуйте больше, чем он способен. Не привязывайтесь к возрастным критериям в данном вопросе: кто-то в 2 года отлично говорит предложениями (моя старшая дочь), а кто-то только учится правильно использовать мимику и жесты для ответа (младшая особенная – Анютка).

Количество картинок

Начинаем всегда с одной предметной картинки, затем уже рассматриваем и обговариваем две, три и более. Сначала учим его узнавать по названию, показывать пальчиком, после просим назвать самостоятельно (по мере возможности). Когда ребенок узнает, показывает, называет более 3-4 картинок, можно учить его классифицировать их, опираясь на поиск общего признака (признаков). Сюжетные картинки вводят также постепенно, начиная с одной и увеличивая количество до 3-4 (иногда до 6).

Запомните! Не давайте просто так играть ребенку с наглядным материалом в свободное время. Он может пресытиться образами и потерять интерес, что усложнит процесс вашего взаимодействия на домашних уроках.

Я делала исключение и использовала интересные для Анюты картинки только в самых сложных ситуациях, например, при прохождении процедур на реабилитации, когда надо было отвлечь ее внимание от болевых ощущений. Иногда брали их с собой на тот случай, когда я знала, что ей придется провести много времени в ожидании, то есть скучать и сходить с ума. Дабы избежать нецелевого поведения и негативных эмоциональных реакций, я «жертвовала» ценным наглядным материалом, но это было вне стен дома.

Беседы по предметным картинкам

Предметная картинка учит ребенка связывать слова с предметами и называть их, а позже переходить к их словесному описанию. Чтобы добиться этого, действуем по плану.

  • Знакомим с предметной картинкой. Даем ребенку рассмотреть, что изображено. Называем предмет и проводим своим, а затем и его пальчиком по контуру – это действие включает несколько анализаторов, обрабатывающих информацию извне.
  • Определяем внимание на основных моментах. Обязательно оречевляем их. Можно выстраивать беседу в форме утвердительных предложение, не запрещается задавать вопрос и самостоятельно отвечать на него, эмоционально и интонационно окрашивая сей процесс.
  • Желательно иметь под рукой предмет, который изображен на картинке – это поможет лучше усвоить полученные знания.

Так мы работаем с ребенком в возрасте от 0 до 1-1,5 лет. При особенностях развития возрастных ограничений нет.

Пример. Берем картинку с изображением пирамидки. Ребенок сидит у вас на коленях (малыши любят телесный контакт). Если он предпочитает отстраненную позицию, не настаивайте не тесном взаимодействии – пусть займет удобное ему место. Показываем картинку и говорим: «Вот пирамидка. Это игрушка. У нее много колечек. Давай собирать пирамидку!» Можно перечислить цвета, но тогда на картинке должна быть игрушка с 3-4 кольцами, не больше. Берем настоящую пирамидку и рассматриваем ее вместе. Проговариваем все вышесказанное. Можно разобрать и собрать ее.

Возможный набор фраз в игре. Смотри, какая пирамидка! У нее есть кольца. Кольцо круглое. Давай снимем кольца. Мы разобрали пирамидку. А теперь давай соберем. Это синее кольцо, а это – красное, это – желтое, а это – зеленое. Мы собрали пирамидку! Молодец!

Обязательно дайте малышу поиграть в нее: постучать ею о разные поверхности, раскидать кольца и попробовать собрать, понюхать, пощупать, облизнуть. Не запрещайте ему исследовать игрушку с разных сторон. Затем вернитесь к картинке и скажите: «На картинке тоже пирамидка!»

После 1-1,5 лет ребенок учится рассматривать больше одной картинки, а также прослушивать информацию о ней. Мы продолжаем знакомить его с изображенными предметами, по возможности приводим реальный аналог из бытового обихода, заодно учим показывать пальчиком, называть их (сначала звукоподражания, затем облегченные слова из одного или нескольких слогов). Когда малыш уже может назвать предмет, пробуем составить короткие фразы: это пирамидка, это яркая пирамидка, это платье, это синее платье, это машинка, машинка едет (би-би) и т.д.

К 2 годам можно учить ребенка не только узнавать предмет и кратко рассказывать о нем, но и выполнять простые действия с ними (дай машинку, возьми красное яблоко, покажи желтого мишку). В данном варианте картинки раскладываются перед малышом (не более 4 шт.).

К этому возрасту постепенно вводим классификации, в которые включены разные предметы обихода, животные, люди, транспорт, природные явления, растения и другие объекты, встречающиеся в жизни. Дошкольник учится вычленять похожие/разные по цвету, величине и форме изображения, искать обобщающие признаки, вводятся обобщающие слова. Вместо упрощенных слов отрабатываются правильные названия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]