Основные направления логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста.


Основные направления логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

Для 1 — 4 классов общеобразовательный «Коррекционно- лингвистический курс» специальной (коррекционной) школы включает в себя специальные предметы («Произношение», «Развитие речи» (окружающий мир), а также общеобразовательные, адаптированные для учащихся с речевой патологией («Обучение грамоте», «Фонетика, грамматика, правописание», «Чтение»). Целью курса является: формирование полноценной речевой деятельности как одной из важнейших предпосылок успешного обучения и средства адаптации личности в обществе.

В соответствии с этой целью ставятся задачи коррекционно– лингвистического курса в начальной школе: • восполнение пробелов речевого недоразвития детей и обусловленного им нарушения речемыслительных процессов; • развитие и обогащение представлений об окружающем мире как базы для расширения лексико-грамматической стороны речи, связного устного и письменного высказывания; • формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы говорить, осмысленно читать, слушать и включаться в речевую деятельность на уровне письменной речи; • получение сведений по фонетике, грамматике, правописанию и начальных представлений о литературе. Предмет «Развитие речи» (окружающий мир) является интегрированным и включает в себя элементы основ безопасности жизнедеятельности. «Развитие речи» (окружающий мир) направлен на расширение представлений об окружающем мире, т. е. имеет социальную направленность, поэтому учебная программа «Окружающий мир» является составной частью программы «Развитие речи». Содержание общего образования предполагает: • уточнение и наполнение конкретных представлений об окружающем мире, знакомство с природными и общественными явлениями; • совершенствование и формирование навыка понимания связной речи; создание базы для освоения письменной формы связной речи: литературной, научно-популярной, публицистической и др.; • развитие понимания разговорной речи, описательно- повествовательной речи, грамматического строя языка. Предмет «Произношение» имеет целью воспитание у учащихся чёткой, правильной речи на основе развития фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Задачей работы по произношению является воспитание чёткой, плавной, выразительной речи, сопровождающейся коррекцией просодической стороны речи, а также работой по развитию подвижности и чёткости движений артикуляционного аппарата. Предмет «Обучение грамоте» является продолжением предмета «Произношение». Предмет «Обучение грамоте» предполагает следующее содержание: • восполнение пробелов дошкольного речевого развития; • подготовку к усвоению звукового состава слова; • умение ориентироваться на листе бумаги; • подготовку и обучение технике письма; • овладение учащимися сознательным плавным слоговым чтением, правильной интонацией при чтении и рассказывании. Коррекционная направленность предмета способствует развитию слухового внимания, развитию и коррекции моторики мелких мышц руки. Предмет «Фонетика, грамматика, правописание» направлен на закрепление практически усвоенных обучающимися грамматических закономерностей родного языка, на формирование навыков фонетически правильной разговорной речи, на расширение лексического запаса учащихся с учётом особенностей детей с тяжёлыми нарушениями речи и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Программа предмета «Фонетика, грамматика, правописание» способствует формированию у выпускников начальной школы основ для включения в речевую деятельность на уровне письменной речи. Родной язык выступает не только как предмет обучения, но и как средство обучения другим дисциплинам. Содержание программы направлено на умение анализировать прочитанное, устанавливать причинно- следственные связи, умение составлять план, текст, передавать его содержание, т. е. владеть устной и письменной речью. В программе отображены знания из области фонетики, грамматики, морфологии, которые наиболее часто используются детьми 7 – 10 лет в процессе речевого общения, возрастные особенности познавательной деятельности. Большое внимание уделяется чистописанию, работе по усвоению правил произношения. Специальные уроки по связной речи входят в количество часов изучаемых тем. Звуко– буквенный анализ проводится систематически в целях формирования навыков безошибочного написания слов и развития орфографических умений.

Предмет «Чтение» является продолжением курса «Обучение грамоте». Чтение предусматривает кроме решения образовательных, коррекционно-воспитательных задач, использование чтения как коррекционного средства развития речи. Предмет «Чтение» используется как эффективное средство закрепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой структуры, накопления и обогащения словарного запаса. Важнейшими задачами являются: • формирование и совершенствование навыка чтения (как одного из видов речевой деятельности), его беглости, осознанности, выразительности; воспитание осмысленного восприятия произведения, умения ориентироваться в прочитанном тексте; • формирование умений и навыков работы с книгой и текстами различными по стилистике и жанровой принадлежности; • развитие умения пересказать прочитанное, выделить основную мысль и составить план пересказа; • формирование интереса к самостоятельному чтению и умения выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Чем занимается логопед

Считается, что специалисты работают только над звукопроизношением, то есть учат детей правильно выговаривать звуки, не «шепелявить» и не «картавить». На самом деле, сфера компетенций логопеда значительно шире, как и понятие речевых нарушений. Это и проблемы с говорением, чтением и письмом, нарушения голоса, заикание, задержка развития речи или ее полное отсутствие.

У каждого из этих нарушений есть причина, и задача логопеда — ее выявить. Речь — как лакмусовая бумага здоровья человека, не только физического, но и психического. Ее нарушения могут быть связаны с проблемами со слухом или речевым аппаратом, а могут стать следствием более серьезных болезней: психических, неврологических. Чтобы оценить, что именно повлекло речевой дефект, специалист должен обладать огромной базой знаний в области анатомии, физиологии, неврологии, психологии. Поэтому не случайно логопедию называют наукой на стыке медицины и педагогики.

«Логопед помогает развивать грамотную речь, — уточняет учитель-логопед Вита Билуха, — это образование и изменение слов, создание грамматических конструкций. Помогает развитию связной речи: умению грамотно высказывать свои мысли, составлять рассказы по картинкам, пересказывать тексты. Специалист работает над мелкой моторикой подопечного, выполняя для этого пальчиковый массаж или предлагая ребенку поиграть в пальчиковые игры. Обучает чтению и грамоте, дикции и интонации, мелодике и темпу говорения. Помогает развить слух и восприятие речи».

Чаще всего специалисты работают с детьми — в детских садах, школах, интернатах, поликлиниках. Но считать логопеда исключительно детским специалистом ошибочно. Обратиться к профессионалу, чтобы устранить дефекты речи, может и взрослый человек. И ему тоже помогут: сделать речь красивой, четкой и связной можно в любом возрасте.

Отдельная категория подопечных логопедов — люди после инсультов. Восстановление речи становится одним из этапов реабилитации и способом возвращения к полноценной жизни.

Работа логопеда в детском саду и школе

«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».

В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.

В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.

Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.

Специальность «учитель-логопед»

В школах с детьми, у которых не все хорошо с речью, работают учителя-логопеды. Их задача не меняется, но становится более важной. Если ребенок неправильно воспринимает звуки, у него, как правило, возникают проблемы с грамотностью и письмом. Ему сложнее учиться, запоминать материал, сосредоточиваться на словах учителя. Без коррекционного сопровождения школьная программа становится для него непреодолимой преградой, поэтому исправлять нарушения с помощью специалиста нужно обязательно.

«Задачи учителя-логопеда в школе — своевременно выявлять и корректировать нарушения речи у учащихся, — уточняет Вита Билуха. — Это помогает преодолевать трудности, которые могут возникать у ребенка в процессе обучения».

pixabay.com /

Специальность «дефектолог-логопед»

Среди логопедов есть отдельная группа профессионалов, которые работают с «особенными» детьми: малышами и школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития. Таких специалистов называют дефектологами: их квалификация позволяет корректировать дефекты речи, письма, навыков общения у детей с отклонениями физического и психического развития.

К таким специалистам обращаются родители малышей, у которых есть проблемы со слухом и зрением, задержка развития, нарушения памяти и внимания, аутизм и ДЦП, умственная отсталость. Дефектолог, безусловно, не способен избавить ребенка от причины заболевания, однако благодаря коррекционной помощи можно улучшить навыки говорения и произношения у «особых» детей, помочь им общаться с близкими и сверстниками.

В работе специалист дефектолог тесно взаимодействует с врачами, которые «ведут» ребенка: педиатром, психоневрологом. В специализированных учреждениях с детьми одновременно работают дефектолог, психолог, социальный педагог. Задачи специалистов различаются, но цель они преследуют одну — улучшить качество жизни подопечного.

Европейские страны

В Европе логопедов называют речевыми терапевтами. Для работы нужно получить среднее медицинское образование. Специалисты работают как в государственных учреждениях, так и частным образом (последнее не везде разрешено, в Дании такая деятельность под запретом).

Создаются реабилитационные центры, отделения в больницах. В детских садах и школах работают логопеды. Они проводят мониторинг, выявляют группу риска. В отличие от России, в Европе сфера больше смещена в сторону медицины, чем педагогики.

Самый высокий уровень подготовки в Бельгии, Португалии, Голландии.

В Германии обучение разделено на две ступени. Во времена разделения на две части существовала система переподготовки кадров – воспитатели, учителя начального звена имели право пройти дополнительное обучение в течение двух лет. После чего они считались логопедами.

В современном мире сначала человек получает степень бакалавра и его навыки ориентированы на практическую деятельность. После он может стать магистром, и это больше нужно тем, кто собирается развивать науку.

Различаются взгляды на коррекцию. При заикании основную работу выполняет психолог. Внимание уделяется интеграции детей с ОВЗ в среду обычных детей.

Способы коррекции аутизма, расстройства аутистического спектра (РАС), детского церебрального паралича (ДЦП) были разработаны в Европе и после перешли в Россию. В обучении широко используются методы бихевиоризма.

Плюсы и минусы профессии

Заниматься с детьми не так легко. Логопаты (лица с патологиями речи) отличаются проблемами личностного характера. Придется потратить усилия для установления контакта. Еще один минус специальности — результат приходится ждать долго. При тяжелых нарушениях человеку придется трудиться 3-4 года для улучшения ситуации.

Для устранения алалии, заикания, афазии нужно около трех−пяти лет. В некоторых случаях удается добиться незначительного улучшения.

В детских садах и школах специалисты вынуждены заполнять большой объем документации. Это не входит в рабочее время.

Существенный минус — низкая зарплата. В регионах средняя ставка — 10 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге ситуация лучше, там она около 44 тысяч.

К плюсам можно отнести короткий рабочий день — в государственных учреждениях он 4 часа. Делается надбавка за особые условия труда — отпуск длится 56 дней, а не 28. Специалисты всегда будут востребованы, потому что у детей все чаще появляются проблемы с развитием.

Всегда есть возможность вести частную практику. В таком случае цена за занятие устанавливается самостоятельно.

Преимущество работы — отдельный кабинет. Вопрос с его наполнением решается по-разному. Где-то руководство образовательного учреждения его предоставляет, в других ситуациях логопед сам все покупает.

Мотивация логопеда — это возможность сделать людей лучше. Исправление дефектов речи приносит удовольствие. Особенно приятно видеть успехи в случае тяжелых нарушений.

Качества специалиста

Перед окончанием школы сложно делать выбор. Перед выпускником открыто множество вузов и колледжей. Для логопеда важны такие качества, как терпеливость, тактичность, нравственность. Нужно уметь находить подход к родителям, убеждать их в необходимости коррекционной помощи.

Для того чтобы логопед пользовался востребованностью, у него должна быть высокая квалификация. Он должен грамотно выбирать средства коррекции, уметь проводить диагностику, планировать работу, использовать основные принципы обучения.

В этой профессии имеет большое значение этика. Родители больного ребенка находятся в шоковом состоянии. Некоторым из них тяжело признать дефект сына или дочери. Они будут отказываться начинать работать над исправлением.

Логопед обязан держать себя в руках. Не допускается пренебрежение, отвращение. Нужно уметь соблюдать дистанцию и не осуждать родителей.

Еще одно главное качество логопеда — чистая и грамотная речь. Не должно быть картавости, шепелявости, других дефектов. Не допускается обилие просторечных выражений, орфоэпических ошибок и т. п.

Речь учителя — образец для ребенка. Поэтому он стремится к идеалу. Нужно хотеть работать с детьми, помогать им справляться с трудностями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]