Игры без использования наглядности
Словесные игры с самыми маленькими воспитанниками детсада бывают двух видов: с опорой только на речь и с частичным использованием наглядного материала или предметов. Среди игр первого вида различают:
- игры — «добавлялки»;
- обыгрывание литературных произведений и фольклора;
- пальчиковые игры.
Во всех трёх вариантах таких игр есть общее правило — они проводятся на основе хорошо знакомого детям текста. Малышам нужно выполнить несложные задания: добавить слово в стишок или загадку, показать озвучиваемые в произведении действия жестами, мимикой, движениями пальчиков или ладошек. Поскольку у детей младшего дошкольного возраста высоко развита подражательность, взрослый, который проводит игру, должен иметь правильную грамотную речь, быть позитивно настроен и уметь выразить нужные эмоции. От того, как воспитатели или родители подадут игру, зависит желание малышей и в дальнейшем заниматься этим видом деятельности.
Словесные игры в семье помогают установить тесный эмоциональный контакт между родителями и детьми
Таблица: примеры словесных игр с детьми младшей группы на основе текстов
Название и задачи игры | Содержание |
«Добавь словечко» Учить детей внимательно следить за ходом повествования, вслушиваться в звучание слов, добавлять слово, подходящее по смыслу. Развивать внимание, формировать первое представление о рифме. Воспитывать интерес к художественному слову, фольклору. | Берётся простое, понятное детям стихотворение, с которым они уже знакомы (но не учили наизусть). Воспитатель читает строку, делая паузу перед последним словом, дети должны произнести это слово. Для этой игры подходит фольклор («Водичка, водичка», «Ладушки», «Киска, брысь!»), а также стихи А. Барто из цикла «Игрушки», Корнея Чуковского «Закаляка», «Курица». |
«Отгадай загадку» Развивать логическое мышление и речь детей, вызвать интерес к отгадыванию загадок, воспитывать умение дослушать загадку до конца и только потом называть отгадку. | Взрослый читает загадку, отгадка в которой рифмуется с основным текстом, дети говорят отгадку. Со второй половины года можно вводить загадки, ответ на которые не рифмуется, его нужно найти, ориентируясь только на содержание текста. Загадки-рифмовки:
Загадки без рифм:
|
«Покажем кукле стихотворение» Учить детей произносить отдельные фразы стихотворного текста, сопровождая их соответствующими действиями. развивать связную речь, интонационную выразительность, внимание. Воспитывать любовь к литературе и фольклору, театрализованной деятельности. | Воспитатель: — Ребята, к нам в гости пришла кукла Оля. Она любит слушать стихи, а вы знаете много интересных стихотворений. Давайте их не только расскажем Оле, но и покажем. Педагог произносит стихотворение либо потешку, показывая нужные жесты, движения, а воспитанники повторяют за ним. Например:
Для обыгрывания подходят потешки «Гу-ту-ту», «Сорока-ворона», «Ладушки», стишки «У медведя дом большой», «Зайка серенький сидит», песенки «Я пеку, пеку», «Серенькая кошечка». |
Пальчиковые игры Развивать связную речь детей, совершенствовать мелкую моторику, скоординированность речи и движений пальцев руки, ладоней. Воспитывать организованность, любовь к совместным играм, усидчивость. | Эти игры схожи с обыгрыванием, но все действия в них изображают движениями пальцев рук и ладоней.
|
Обыгрывание стихотворных произведений — обожаемый младшими дошкольниками вид деятельности
Без наглядности в младшем дошкольном возрасте проводят и упражнения на развитие речевого дыхания, формирование правильного звукопроизношения и артикуляции «Песенка комара, пчёлки, паровозика», «Послушный язычок», «Скажи, как я». Воспитатель или родители чётко произносят звуки, указывают на правильное положение губ и языка при этом, ребёнок повторяет по их образцу.
Словесные игры для младшей группы с использованием наглядных пособий
Кроме обычных словесных игр, в работе с младшими дошкольниками используют дидактические игры с опорой на наглядность (предметы, предметные и сюжетные картинки). Малыши четвёртого года жизни должны воспринять большой объём информации, узнать много новых слов, усвоить различные их формы (уменьшительные, множественное число), поэтому помощь в виде наглядного пособия сделает игру и оживлённее, ярче и чуть доступнее для детского понимания.
Рассматривание предметных картинок поможет малышам составить представление о предметах, с которыми они встретятся в игре
Словесные игры служат не только для развития речи дошкольников. В них дети закрепляют знания об окружающем мире, предметах и живых существах, явлениях природы, профессиях, семье, общественных явлениях. Тематика игр должна быть разнообразной, охватывать весь предусмотренный программой объём знаний, который воспитанникам предстоит усвоить в течение учебного года. Соответственно, богатым будет и наглядный материал к играм.
Таблица: примеры словесных дидактических игр с опорой на наглядность
Название и задачи игры | Содержание |
«Большой — маленький» Формировать у детей умение различать и называть величину предметов, развивать логическое мышление, связную речь, внимание, воспитывать сосредоточенность, усидчивость, познавательную активность. | Для игры используют серию картинок, на которых изображены пары предметов разного размера (большая ель и маленький гриб, большой дом и маленькая будка и т. д.), воспитатель предлагает малышу рассмотреть изображение и рассказать, что здесь большое, что маленькое. Если ребёнок затрудняется, ему дают образец: «Кот большой, а мышка маленькая». Как вариант педагог может произносить первую часть предложения, а ребёнок вторую. |
«Какой, какая, какое?» Активизировать словарь прилагательных, учить определять и правильно называть свойства предметов, развивать речь, мышление, любознательность, память. | Детям дают предметные картинки, просят внимательно рассмотреть их и назвать, что за предмет изображён и какой он: «Это солнышко, оно жёлтое. Это помидор. Он круглый, красный». Воспитателю следует поощрять ребёнка к описанию тех свойств предметов, которые нельзя увидеть на картинке: «Солнышко тёплое, помидор вкусный, спелый, бубен звонкий и т. д.» Описание по памяти возможно лишь в случае, если в группе ведётся систематическая работа по обогащению словаря детей во время занятий, прогулок и других режимных моментов. |
«Мамы и детёныши» Закрепить знание детьми названий животных и их детёнышей, развивать умение строить простые предложения, воспитывать любовь к животным, желание о них заботиться. | Детям предлагают картинки (можно в виде пазлов) или фигурки животных и детёнышей, просят найти и привести каждого малыша к маме. Когда пары составлены, ребёнок и воспитатель их описывают: «У коровы — телёнок, у собаки — щенок, у кошки — котёнок». |
«Найди пару» Развивать логическое ассоциативное мышление детей, учить описывать свой выбор связными фразами, предложениями. Воспитывать сосредоточенность, умение выполнить задание полностью. | В этой игре необходим набор картинок, связанных в логические пары: ёлка и ёлочная игрушка, кот и миска молока, катушка ниток и иголка. Дошкольники составляют пары и рассказывают в произвольной форме, почему они соединили именно эти картинки. Учитывая возраст детей, воспитатель должен не полагаться на их опыт, а первые два-три раза самостоятельно составить пары картинок и описать, почему они схожи. |
«Позови игрушку ласково» Закрепить знание уменьшительных форм существительных, учить образовывать их, развивать грамматический слух, внимание. | Воспитатель выставляет на столе перед детьми коробку с игрушками, говорит: «Сегодня игрушки пришли поиграть с нами, но они грустят и прячутся. Они будут играть лишь тогда, когда мы ласково их позовём. Что это? (Машина). Как назвать её ласково? (Машинка). Юра, позови машину ласково. Дети, давайте вместе её позовём». После этого машину ставят на стол перед детьми. Аналогично действуют со всеми игрушками, после чего дети играют с ними. Можно предложить обратиться к игрушкам и с другими ласковыми словами: «Ты красивая, ты весёлая, иди к нам, мы с тобой поиграем». |
«Скажи наоборот» Активизировать употребление в речи детей слов-антонимов, развивать мышление, обогащать словарный запас, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность. | Эта игра сложна для младших дошкольников, потому что малое количество признаков основано на зрительном восприятии, многие свойства и качества ребёнку нужно уяснить и осмыслить на уровне эмоций, а с некоторыми он знакомится при непосредственном восприятии. Поэтому в качестве наглядных пособий применяют картинки с изображением эмоций (злой — добрый, весёлый — грустный), а также предметы, изготовленные из различных материалов. Обследуя их, сравнивая и называя свойства, дети запоминают и слова с противоположным значением: «Кубик деревянный, он твёрдый. Уточка резиновая, она мягкая. Мячик гладкий, а мишка пушистый». |
«Кто где спрятался?» Активизировать употребление в речи предлогов, закрепить названия мебели, развивать связную речь, умение высказать свои мысли. | Для игры нужен набор кукольной мебели (стол, стул, шкаф) и мелкие игрушки. Воспитатель расставляет игрушки в произвольном порядке, рассказывает, кто где спрятался, а потом просит повторить: «Неваляшка стоит на столе, зайчик спрятался под стул, мишка залез в шкаф и т. д.» |
«Кто что делает?» Учить детей правильно употреблять глаголы в предложении, развивать грамматический слух, внимание, связную речь. | В этой игре не обойтись без картинок с изображением действий. Дети рассматривают их, а после с помощью педагога описывают, что делают изображённые на картинках люди или зверята: «Девочка поливает цветы. Бабушка вяжет шарфик. Дети купаются в реке. Кот пьёт молоко. Кролик ест траву». |
«Да или нет?» Развивать логическое мышление, умение определять и правильно называть признаки предмета, воспитывать любовь к логическим играм. | Воспитатель показывает детям игрушку-лисичку и сообщает, что она хочет с ними поиграть, но нужно быть очень внимательными, потому что лисичка любит обманывать, хитрить. Далее демонстрирует картинки или предметы, описывая их от имени лисички с ошибками: «Что это? (Это яблоко). Яблоко зелёное? (Нет, оно красное). Кто это? (Это зайчик). У зайчика хвостик длинный? (Нет, короткий)». |
Представления о схожих и противоположных свойствах предметов ребёнок получает в процессе непосредственного обследования их
Фотогалерея: стимульный материал для игр в младшей группе
Предметы для сравнения размера лучше подбирать контастные, чтобы ребёнку было проще сориентироваться
Предметные картинки для игры «Какой, какая?» обладают ярко выраженными признаками и малым количеством дополнительных деталей, которые могут отвлекать малышей
Игра «Мамы и детёныши» также бывает оформлена в виде пазлов
Игру «Подбери пару» можно изготовить самим или купить в специализированных магазинах
Для описания действий летям младшей группы предлагают не фото, а рисунки
Большую пользу малышам приносят и подвижные игры с хоровым произнесением слов, такие как «Гуси-гуси», «Надувайся, пузырь», «Каравай». Поскольку их проводят на свежем воздухе, дети могут не только поупражняться в правильном выговаривании слов, но и произносить быстро и медленно, громко и тихо, что учит их управлять силой голоса и темпом речи. Воспитателю необходимо следить, чтобы малыши не кричали слишком громко,потому что это вредно для речевого аппарата.
Огромную ценность представляют народные подвижные игры: в них дети знакомятся с замечательными образцами фольклора, познают красоту родной речи
Словесные игры — прекрасное средство ознакомления детей не только с родной речью, но и с окружающим миром, явлениями социума и природы. Однако применение их в младшей группе требует от воспитателя и родителей хорошего знания детской физиологии и психологии. Необходимо подбирать такой материал для игр, чтобы малыши не переутомлялись, а получали всестороннее развитие, доступную их возрасту информацию и радость от общения со взрослым и сверстниками.
Картотека «Дидактические игры по развитию речи» младший возраст
Дидактические игры по развитию речи для детей младшего возраста.
1.
«Чудесный мешочек»
Цель:
ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
Материалы:
заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Содержание.
«К нам в детский сад пришел заяц. Зайка- побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».
2.
«Разноцветный мешочек»
Цель:
ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Материалы
: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей.
Содержание.
Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.
В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.
3.
«Такой листок – лети ко мне!»
Цель.
Упражнять в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (название деревьев: клен, дуб, рябина, береза), воспитывать слуховое внимание.
Содержание.
Воспитатель вместе с детьми на прогулке собирает листья деревьев (по количеству детей, каждому по одному). Дети стоят полукругом.
— Вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовем их и подойдем к ним. Посмотрите, какие листья у клена – большие с зубцами. Листья рябины – небольшие, сам лист похож на перышко (Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья).
— У меня в руках листья от разных деревьев(показывает). Повторим их названия. Я раздам вам всем по листику и у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне!» — вы побежите ко мне.
4.
«Кто скорее соберет?»
Цель.
Правильно собирать пирамидку, отбирая сначала большие кольца, затем все меньше и меньше; упражнять в названии величины кольца (большое, поменьше, еще меньше, самое маленькое).
Материалы:
пирамидки(по количеству детей), флажки.
Содержание.
Играют с небольшой группой детей. Раздав пирамидки каждому ребенку, воспитатель привлекает внимание детей:
— Посмотрите, какое кольцо внизу: большое или маленькое?(большое)
— А вот это какое?(поменьше)
А наверху какое кольцо?(самое маленькое)
Если дети самостоятельно не могут ответить, воспитатель помогает:
— Запомните, что внизу находиться самое большое кольцо, а наверху какое?(самое маленькое)
А теперь послушайте, как мы будем играть с пирамидками. Разберем сначала пирамидку(снимает кольца, кладет их на стол) и вы так же сделайте. А потом, когда я стукну колечком по столу, вы начнете быстро собирать пирамидку. Надо собирать ее правильно. Кто скорее соберет, тот и выиграет. Он получит флажок.
5.
«Что изменилось?»
Цель.
Упражнять в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек.
Материалы:
пять разных по размеру разноцветных матрешек.
Содержание.
Воспитатель показывает поочередно пять матрешек и вместе с детьми называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.
— Что вы видите на моем столе? (матрешек)
— Посмотрите, какие матрешки по росту (ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки). Одинаковые по росту или нет? (разные). А что у них разное?
Воспитатель помогает наводящими вопросами:
— Посмотрите на платочки. Какие они? (прикасается то к одной, то к другой матрешке). У одной матрешки красный платочек, у другой – зеленый, а у этой – синий. Как мы скажем про платочки одним словом?(платочки у матрешек разного цвета).
— А сарафаны, как можно сказать?(сарафаны тоже разного цвета).
— А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому тот, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.
Далее воспитатель обращает внимание детей на размер матрешек: прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.
При повторном проведении игры отвечает тот, на кого покажет матрешка.
6.
«Теремок»
Цель:
ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.
Материалы:
деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Содержание .
Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.
— Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку … кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.
Прискакала к теремку … лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:
— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала,
а зайка
прискакал;
лисичка
прибежала,
а волк
прибежал.
7.
«Чего не стало?»
Цель:
упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материалы:
пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.
Содержание.
Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.
— Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.
— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.
На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»
8.
«Где наши ручки?»
Цель:
упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Содержание.
Дети сидят на стульчиках.
— Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину, дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)
— Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.)
— Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! — Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши
ножки! Игра повторяется 2—3 раза.
9.
«Найди предмет по описанию»
Цель.
Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам, формировать умение описывать предмет, не называя его.
Материалы:
игрушка Буратино.
Содержание.
Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривают предметы, которые подобраны для игры (мяч, грузовая машина, собачка, кукла и т.д.). При этом необходимо обратить внимание детей на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться(прячет предметы по разным местам).
— Разбежались все наши игрушки, сейчас вы их будете искать. Сначала я расскажу о той игрушке, которую вы должны найти самой первой, — предлагает Буратино. Это круглый, резиновый предмет, который прыгает и катится по полу (это мяч).
— Сережа, найди мяч.
Буратино описывает другую игрушку:
— Пластмассовое, зеленое с ручкой, в нем носят воду, чтобы полить растения. Что это за предмет?(ведро)
— Лена, поищи ведро и принеси сюда.
Игра продолжается, пока дети все спрятанные предметы по описанию не найдут.
10.
«Лото»
Цель:
упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах).
Материалы:
картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).
Содержание.
Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:
— Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.
Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.
В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.
11.
«Подбери посуду для куклы»
Цель:
закреплять знания о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению.
Материалы.
Три куклы: одна – повар, другая – няня, третья – просто девочка. Игрушечная плита, игрушечная обеденная посуда, игрушечный стол и стул.
Содержание.
Игра проводится после беседы о работе повара и няни, какая посуда используется в их работе. Во время игры кукла-повар стоит около плиты, другая кукла-няня готовит посуду к обеду, кукла-девочка сидит за столом. Воспитатель просит рассмотреть кукол, идет беседа о том, кто это, что они делают, какая им нужна посуда.
На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, рассказывает, как этот предмет называется(кастрюля), она нужна повару.
— Коля, отнеси кастрюлю повару, поставь на плиту.
Далее воспитатель показывает хлебницу:
— Этот предмет как называется, кому нужен? (хлебница, ее нужно отнести няне).
Воспитатель показывает чайную ложку:
— Это что, для чего она нужна? (чайная ложка, чтобы положить сахар в чай, есть торт).
Поочередно воспитатель показывает всю посуду. Для поддержания интереса можно использовать следующие варианты:
— А эта посуда, наверное, никому не нужна? (показывает половник, дуршлаг или чайник),
— Нужна, нужна!
— Кому же нужен половник? (повару)
— А няне он нужен? (нужен)
— Значит сколько нужно половников? (два). Давайте поищем еще половник(дети находят еще половник и относят повару и няне).
12.
«Больше — меньше»
Цель:
упражнять в различении и сравнении величины предметов(больше, меньше, одинаковые)
Материалы.
Природный материал: шишки, желуди, листья, камушки, ракушки(разные по величине, так, чтобы каждого вида было одинаковое число).
Содержание.
Дети сидят за столом и рассматривают вместе с воспитателем предметы, называют их.
— Давайте рассмотрим шишки. Как вы думаете, они по величине одинаковые или разные?(разные) Витя, покажи, какая из них больше. Лена, значит, это какая шишка?(поменьше)
— Вот с этими шишками, камушками, листочками и ракушками мы сегодня поиграем. Мы будем раскладывать их по величине: сначала положим самый большой предмет, а потом все меньше и меньше(показывает действия на столе с желудями).
— Надо класть в ряд только одинаковые предметы. Кто взял шишки, тот и кладет в ряд только шишки. А кто возьмет листик, тот, что будет класть в ряд?(листики)
По команде воспитателя дети раскладывают предметы в ряд на столе. Дети выбирают предметы, раскладывают по величине(по 5-6 предметов каждого вида).
— Кто быстро и правильно положит все предметы в ряд, тот и выигрывает.
13.
«Сложи картинку»
Цель:
упражнять в составлении целого предмета из его частей.
Материалы.
В коробке лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке лежат такие же картинки, разрезанные на четыре равные части.
Содержание.
Воспитатель знакомит с картинками, дети называют, что на них изображено. Затем показывает части картинки:
— От какой картинки этот кусочек?(от яблока). Воспитатель накладывает часть картинки на целую.
— А теперь найдем другие части яблока.
Дети ищут картинки с изображением частей яблока, когда все кусочки найдены и положены рядом с целой картинкой:
— Получилось целое яблоко. Сейчас, я вам дам картинки. Свете – дам грушу, Вике – помидор, а Диме – морковь. Соберите целые картинки из их частей(разрезные картинки лежат на столе).
После правила меняются:
— Я дам вам не целую картинку, а кусочек. Вы по этому кусочку догадайтесь, какую картинку надо собирать(если ребенок догадался, какой предмет у него получится, то обязательно ему нужно дать сложить целую картинку, чтобы проверить верность предположения).
14.
«Прятки»
Цель:
правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением
(в, на, около, под, перед).
Материалы:
грузовик, мишка, мышка.
Содержание.
В гости к детям приходят мишка и мышка, они стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется.
— Давайте закроем глаза Мышонок спрятался.
Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?». Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался!
Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!
Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под
машиной,
около
машины,
перед
машиной.
15.
«Потерялись»
Цель:
соотносить название животного с названием детеныша.
Материалы:
игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.
Содержание.
Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши.
— Давайте посмотрим. Кря-кря-кря
— кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.
— А это чей голос — пи-пи-пи?
Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.
Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка
—
утенок, курица
—
цыпленок
и др.
16.
«Домики»
Цель:
употреблять названия детенышей животных.
Материалы:
поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.
Содержание.
Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)».
В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.
На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.
17.
«Кому что нужно для работы?»
Цель:
закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда.
Материалы:
большие карточки на которых изображены повар, врач, шофер, строитель и т.д., на маленьких карточках – предметы необходимые в работе.
Содержание.
Эту игру проводят после бесед и наблюдений за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляют картинки с изображением строителя, почтальона, продавца, доярки и орудий их труда. Игра проводится по типу «Лото». Проводится соревнование – кто быстрее закроет все клетки на больших карточках. Воспитатель уточняет знания детей о профессиях и орудиях их труда, затем напоминает правила игры «лото». Необходимо помогать вопросами:
— Что еще нужно врачу? Чем он измеряет температуру? Чем забинтовывает?
18.
Погремушки»
Цель:
двигаться по слову взрослого.
Материалы:
погремушки на ручке (по 2 на каждого ребенка); коробки (корзины) для складывания погремушек.
Содержание.
Дети стоят перед взрослым, который держит коробку с погремушками и говорит:
Все скорей ко мне бегите, Погремушки получите!
(Взрослый быстро раздает детям погремушки)
Погремушки дети взяли. С ними быстро зашагали!
(Взрослый идет впереди детей, помахивая погремушками)
Стали бегать и скакать. Погремушками играть!
(Дети бегают, звеня погремушками)
Надо в круг теперь всем встать, Погремушки показать!
(Дети встают в круг)
Погремушки поднимать. А потом их опускать. Поднимать и опускать! Поднимать и опускать!
(Дети поднимают и опускают погремушки)
Стали дети приседать, Погремушками стучать. Стук и прямо! Стук и прямо! Стук, стук, стук! И встали все.
(Дети приседают, стучат об пол погремушками, встают, повторяют эти движения дважды; на слова «стук, стук, стук» быстро трижды стучат об пол погремушками, затем поднимаются)
А теперь мы все бежим. Погремушками гремим.
(Дети бегут за взрослым, размахивая погремушками)
Тихо, тихо все пойдем. Погремушки уберем!
(Дети проходят мимо поставленной на их пути коробки и кладут туда свои погремушки)
19.
«Олины помошники»
Цель:
образовывать форму множественного числа глаголов.
Материалы:
кукла Оля.
Содержание.
— Дети, к нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я вам их покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать нашей Оле». Кукла идет по столу. Указываем на ее ноги: «Это что? Это ноги. Они Олины помощники. Что ноги делают? (Ходят, прыгают, бегают, скачут, танцуют и т. д.) Далее указываем на другие части тела, и задаем аналогичные вопросы (руки — берут, кладут , держат, моют, одевают, рисуют, вырезают, наклеивают; зубы — жуют, кусают, грызут; глаза — смотрят, закрываются, открываются, моргают, жмурятся; уши — слушают).
Далее читаем стихотворение, делая паузы, а дети подсказывают нужное слово:
Оля весело бежит к речке по дорожке, а для этого нужны Нашей Оле … ножки.
Оля ягодки берет по две, по три штучки. Л для этого нужны Нашей Оле … ручки.
Оля ядрышки грызет, падают скорлупки, а для этого нужны Нашей Оле … зубки.
Оля смотрит на кота. На картинки-сказки. А для этого нужны Нашей Оле … глазки.
20.
«Чей голос?»
Цель:
образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материалы.
Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.
Содержание.
Приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.
— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)
— Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка?
— Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка.) Как лает собачка?
— Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка?
— Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)
— Мяу, мяу! Чей это голос? (Кошки.) Что кошка делает? (Мяукает.)
— Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка? (Кудахчет.)
— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает.)