Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и сложной дислалии
Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и сложной дислалии
Бондаренко К.А.,
студентка группы ZМП-Инкл-2-1
научный руководитель Шевченко Л. Е.,
кандидат педагогических наук
Среди различных нарушений речи у детей дошкольного возраста большую трудность для дифференциальной диагностики и коррекционно-логопедической работы представляют сложная функциональная дислалия и стертая дизартрия. В логопедической практике достаточно сложно отграничить эти нарушения, так как они похожи по своим проявлениям, но при этом имеют совершенно различную природу речевого дефекта. [3] Как отмечает Е.Ф. Архипова, после проведения тщательного обследования у 10 % детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» была выявлена стертая дизартрия[1].
При выборе эффективной методики коррекции и для достижения наилучшего результата логопедической работы по преодолению нарушений речи вопросы дифференциальной диагностики артикуляторных расстройств, внешне сходным по проявлениям, являются актуальными. Проблема усугубляется еще тем, что данные вопросы недостаточно освещены в логопедической литературе, не в полном объеме разработан комплексный подход к коррекции стертой дизартрии.
По мнению Л.В. Лопатиной, стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга[2]. Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР — минимальные дизартрические расстройства) — одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи. Исследования Е.Ф. Архиповой показали, что до 35% детей в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют стертую дизартрию, а в группах для детей с общим недоразвитием речи ‑до 50%.[1]
Коррекционно-логопедическая работа при стертой дизартрии имеет свою специфику. Важен комплексный подход, который включает в себя не только помощь логопеда, но и психолого-педагогическую поддержку и медицинское воздействие. Работа по устранению нарушений звукопроизношения должна сочетаться с общим массажем и массажем артикуляционного аппарата, лечебной физкультурой, специальной артикуляционной гимнастикой.
Дислалия— нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Выделяют функциональную и механическую дислалии. В основе функциональной дислалии лежат функциональные нарушения в работе коры больших полушарий головного мозга. При механической дислалии чаще всего встречается аномальное развитие артикуляционного аппарата (открытый или закрытый прикус, укороченная уздечка языка и др.). По мнению М.Ф. Фомичевой, как функциональная, так и механическая дислалии, могут быть простыми (мономорфными)—когда у ребенка нарушена какая-то одна группа звуков, и сложными (полиморфными) — когда оказываются нарушенными несколько групп звуков.
Проблеме изучения дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и сложной дислалии посвятили свои труды Ф. Е. Архипова , Л. В. Лопатина., И. Б. Карелина, М. А. Поваляева , Р. И. Мартынова, Р. А. Белова-Давид и др.
Р. А. Белова-Давид выделяет в качестве основного критерия дифференциации нарушений звукопроизношения наличие или отсутствие симптомов органического ряда. При этом органическая симптоматика может быть выявлена только специальными приемами неврологического обследования. Л.В. Лопатина в первую очередь предлагает выяснить этиологию возникновения нарушений звукопроизношения, выявить неблагоприятные факторы пренатального, катального и раннего постнатального периодов развития ребенка [4]. Для этого, по мнению И.Б. Карелиной, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных [3].
При изучении анамнеза детей со стертой формой дизартрии было выявлено, что у матери имели место нарушения течения беременности: токсикоз, хронические заболевания (болезни почек, печени, сердечнососудистой системы и т. д.), перенесенные во время беременности заболевания (особенно в первой ее половине). В катальном периоде отмечались явления асфиксии новорожденных различной степени выраженности, стремительные или сухие затяжные роды, резус-конфликтная ситуация, слабость родовой деятельности[4]. И как следствие у детей- низкий бал по шкале Апгар.
По мнению И. Б. Карелиной, раннее развитие детей с дизартрическими нарушениями протекало благополучно. Они вовремя начинали держать голову, сидеть, ползать. Но более сложные локомоторные функции немного отставали в развитии (дети начинали ходить после года, были моторно неловки). Гуление и лепет появлялись своевременно, но затем лепет исчезал, и дети некоторое время молчали[3]. Л. В. Лопатина отмечает у детей с дизартрией чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный необъяснимый плач, стойкое нарушение сна. У новорожденных наблюдались отказ от груди, трудность удержания соска, слабость крика, вялость акта сосания, частые поперхивания, обильные срыгивания при кормлении. Позже могут выявляться трудности жевания и глотания[4].
В анамнезе у детей со сложной дислалией в течении беременности и родов, а также в раннем развитии отклонений не наблюдалось.
Но изучения анамнестических данных для выявления нарушения звукопроизношения недостаточно. Для более эффективного проведения дифференциальной диагностики стертой дизартрии и сложной дислалии Е.Ф.Архиповой были разработаны параметры, с помощью которых можно сравнить эти нарушения.
Таблица 1. Параметры сравнения стертой дизартрии и сложной дислалии
Параметр сравнения | Стертая дизартрия | Сложная дислалия |
Общая моторика | Отмечается общая моторная неловкость, недостаточность координации движений, двигательная недостаточность различных форм (плохо бегают, спотыкаются; плохо стоят и прыгают на одной ноге, при этом ищут поддержку). | Общая моторика в норме. |
Мелкая моторика | Мелкая моторика недостаточно развита. Поздно формируются навыки самообслуживания (дети с трудом застегивают пуговицы, не умеют завязывать шнурки, неправильно держат ложку). Дети не любят рисовать, лепить, делать аппликацию, не интересуются играми с конструктором, не собирают пазлы. Сильно напрягают мышцы руки при рисовании карандашом, или, наоборот, тонус рук мышц снижен. Выполнение пальчиковых упражнений (например, «Коза», «Замок», «Колечки») представляет трудность. У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.). | Мелкая моторика в норме или имеются небольшие проблемы. |
Артикуля-ционный аппарат | Выявляются: -паретичность и спастичность мышц органов артикуляции, -девиация (отклонения языка от средней линии), -гиперсаливация (повышенное слюноотделение). -гиперкинезы, проявляющиеся в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата. — апраксия, проявляющаяся в невозможности одновременного выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. Дети выполняют все артикуляционные пробы (например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы), но страдает качество выполнения движений: имеет место смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц. | Могут быть особенности строения, приводящие к механическим дислалиям (особенности прикуса, укороченные уздечка языка и др.) не наблюдается нарушений в функциях мышц артикуляционного аппарата. |
Звукопроизношение | Речь невнятна и невыразительна. Имеет место замена и отсутствие звуков, смешение, искажение звуков. Поставленные логопедом звуки долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Нарушено произношение шипящих и свистящих (межзубное произнесение, боковые призвуки). Дети допускают ошибки при произношении слов сложной слоговой структуры, опускают некоторые звуки при стечении согласных [3]. | Страдает артикуляция только согласных звуков. Звуки быстро автоматизируются и вводятся в речь. |
Просодика | Отмечается невнятная, неразборчивая речь — «каша во рту». Бедные интонации, тихий голос, иногда назальный оттенок речи. Чаще темп речи быстрый, ускоренный, ребенок не договаривает окончаний слов и очень сокращает произношение гласных звуков (редуцирует до минимума). У ребенка угасающий голос, начинает говорить громко, спадает по мере речевой нагрузки. Интонационная окраска ухудшается. Для детей с дизартрий характерно ухудшение качества речи с увеличением нагрузки. | Нарушения голоса не наблюдаются. Нет нарушений темпо – ритмической стороны речи. |
Общее речевое развитие | Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы: Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики, как при дислалии. Уровень речевого развития у этих детей-хороший, они имеют богатый словарь, у них развита связная речь. Но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов; в различении и использовании приставочных глаголов; при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, Вторая группа. Это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. У детей констатируются несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков. Словарь детей отстает от возрастной нормы, у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дефекты звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Третья группа. Это дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи. Они имеют бедный словарь, испытывают трудности при усвоении слов различной слоговой структуры. У них нарушен грамматический строй, не сформирована слуховая и произносительная дифференциации; плохо развита связная речь [1]. | Имеются нарушения звукопроизношения и просодики. |
Дыхание | Дыхание поверхностное, укорочен фонационный выдох.Наблюдается дискоординация дыхания, голосообразования и артикуляции. | Нарушений дыхания нет |
Т.о., изучение дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и сложной дислалии представляет интерес для логопедии и неврологии, и требует дальнейшей разработки методов комплексной диагностики.
Литература
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия. — М., 2006.
2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии» –– М.: Просвещение, 1989.
3.Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии// Дефектология.- 1996.- №5.- с.10-13.
4. Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С.-Пб., 2000. – с. 177-182.
Дислалия
Дислалия (дис – нарушение, лалия — речь) – есть нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислалия подразделяется на механическую ( связанная с повреждением или аномальным развитием органов артикуляции в результате травм или привычки сосания пальца) и функциональную (не связанная с подобными повреждениями).
Нарушениям строения артикуляционного аппарата относится неправильное строение челюстей, (неправильный прикус), зубов, неба (слишком высокое, слишком низкое, расщелина), языка (массивный, слишком маленький, укороченность подъязычной связки).
При своевременно оказанной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. У взрослых также, прогноз хороший.
ПРИМЕРы из ПРАКТИКИ
Николай, 26 лет. Обратился с нарушением звукопроизношения звука «Р, Рь» произносил правильно. Проведено 4 занятия. Мы не ожидали такого быстрого и стремительного результата, Контрольный сеанс через 3 месяца подтвердил полную автоматизацию звука. Занимался много самостоятельно.
Сергей, 22 года. Обратился по поводу нарушения звукопроизношения «Р,Рь». Причиной нарушения являлось: неправильный прикус, укороченная подъязычная связка. После операции по подрезанию уздечки и коррекции прикуса проведен курс логопедических занятий (10 занятий) в результате – полная автоматизация звуков в самостоятельной речи.