Артикуляция звуков
Артикуляция — это работа речевых органов при звукопроизношении. Правильное положение губ, языка, сила воздушной струи играют важную роль для формирования красивой, чистой речи. Если артикуляция звуков [С – Ш] нарушена, логопед обучает ребенка их произносить верно, а уже потом автоматизирует и добивается дифференциации.
Звук С
Эту фонему нужно научиться произносить твердо [С] и мягко [С’].
Положение речевых органов будет немного отличаться:
- Растяните губы, слегка прижмите их к зубам.
- Зубы на разжимайте сильно, максимум на 1 мм.
- Язык держите широким, прижмите кончик к нижним резцам.
- Выгните спинку языка так, чтобы посредине проходил желобок.
- Бока прижмите к коренным зубам, чтоб воздух не проходил мимо спинки языка.
- Воздух выдыхайте холодным, направляйте его вниз по желобку через зубы.
- Для артикуляции мягкого [С’] растяните губы чуть больше, выгните спинку языка и напрягите его мышцы. Воздух выдыхайте резко, коротко, кончик слегка на внутреннюю часть нижних зубов.
Звук Ш
Обратите внимание на положение губ, языка, силу и направление воздушной струи:
- Округлите губы, вытяните их вперед.
- Откройте рот так, чтобы между зубами было расстояние не больше 1 мм.
- Язык держите лопаткой, широкий. Приподнимите его к верхним альвеолам. Касаться зубов нельзя.
- Выдыхайте медленно, струя теплая, обильная.
Наглядный материал:
Дифференциация звуков «С» — «Ш» в слогах и словах с опорой на картинки пройдет у детей быстро и весело. Для это скачайте картинки со звуками, разрежьте их, желательно заламинируйте и занимайтесь с хорошим настроением!
Дифференциация звуков
Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [С – Ш] выполните с ребенком комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие и шипящие звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.
В прямых слогах
Тренировка верного произношения звуков [С] – [Ш] ведется одновременно. Дети с подобными нарушениями речи путают эти фонемы в свободных высказываниях, поэтому важно довести коррекцию до автоматизма.
Для дифференциации звуков [С] – [Ш] в прямых слогах:
СА – ША ША – СА СО – ШО ШО – СО СУ – ШУ ШУ – СУ СЫ – ШИ ШИ – СЫ СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ
Прямые слоги можно повторять за логопедом или считывать с листа, книги. Если работает с группой, распечатайте детям карточки, пусть проговаривают хором. Обязательно контролируйте четкость выполнения задания. Если ребенок затрудняется с артикуляцией мягкого [С’], готовьте упражнения индивидуально, включайте в ряд большое количество сочетаний с гласными [И], [Е].
В обратных слогах
А | О | У | И | Ы | Е | Э | |
С | АС | ОС | УС | ИС | ЫС | ЕС | ЭС |
Ш | АШ | ОШ | УШ | ИШ | ЫШ | ЕШ | ЭШ |
Группируйте буквосочетания парами в любой последовательности. Для индивидуальных занятий с дошкольником опирайтесь на особенности его речи, трудности с артикуляцией и различением.
АШ-АС УШ-УС ИШ-ИС ЕШ-ЕС ЫШ-ЫС ОШ-ОС ЭШ-ЭС АС-АШ УС-УШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ ЫС-ЫШ ОС-ОШ ЭС-ЭШ УШ-УС ИШ-УС АШ-УС ЕШ-УС ЫШ-УС ОШ-УС ЭШ-УС
Для старших дошкольников можно использовать сочетания со всеми йотированными гласными:
Е | Ё | Ю | Я | |
С | ЕС | ЁС | ЮС | ЯС |
Ш | ЕШ | ЁШ | ЮШ | ЯШ |
ЕШ – ЕС ЕС – ЕШ ЁШ – ЁС ЁС – ЁШ ЮШ – ЮС ЮС – ЮШ ЯШ – ЯС ЯС – ЯШ
ЯС-ЯШ ЯС-ЮШ ЯС-ЕШ ЯС-ЁШ ЯШ-ЯС ЯШ-ЮС ЯШ-ЕС ЯШ-ЁС ОШ-ОС УШ-УС ИШ-ИС ЯШ-АС ЮШ-УС
Важно! На первых занятиях со слогами не торопите детей. Доводите чтение и произношение до автоматизма 3-4 урока. На 5-6 занятии скорость увеличится самостоятельно без дополнительного подталкивания в 2-3 раза.
В интервокальных слогах
Это задания на чтение слогов с двумя гласными и нужной согласной между ними. Сначала составьте примеры с фонемами А, О, У, Э, И, Ы, потом с йотированными Е, Ё, Ю, Я. В результате получится более 100 вариантов карточек.
АСА-АША ОСА-ОША УСА-УША ЭСА-ЭША ИСА-ИША ЫСА-ЫША АСА-ЕША ЁСА-ЁША ЮСА-ЮША ЯСА-ЯША УСУ-УШУ АСА-АША ОСО-ОШО ЭСЭ-ЭШЕ ИСИ-ИШИ ЫСЫ-ЫШИ ЕСЕ-ЕШЕ ЁСЁ-ЁШО ЮСЮ-ЮШУ ЯСЯ-ЯША ЫШИ-ЫСИ АШИ-АСИ ОСИ-ОШИ ЭСИ-ЭШИ ЫСИ-ИШИ ИСИ-ИШИ ЁСИ-ЁШИ ЕСИ-ЕШИ ЮСИ-ЮШИ ЯСИ-ЯШИ
В закрытых слогах
Такие задания помогают ребенку дифференцировать фонемы [с], [ш] одновременно в конце и начале слогов, слов. Это сложно, от детей требуется повышенное внимание, поэтому применяется со второго – третьего коррекционного занятия. Логопедический материал демонстрируйте на отдельных карточках с одним слогом или давайте читать сразу все. Буквосочетаний в закрытых слогах получается немного:
А | О | У | И | Ы | Э | Е | Ё | Ю | Я |
САС | СОС | СУС | СИС | СЫС | СЭС | СЕС | СЁС | СЮС | СЯС |
САШ | СОШ | СУШ | СИШ | СЫШ | СЭШ | СЕШ | СЕШ | СЮШ | СЯШ |
ШАШ | ШОШ | ШУШ | ШИШ | ШЭШ | ШЕШ | ||||
ШАС | ШОС | ШУС | ШИ[ы]С | ШЭС | ШЕС |
Для работы в группе удобно использовать презентации со слогами, словами, предложениями. Можно читать логопедический материал хором или спрашивать индивидуально, остальные в это время проговаривают про себя.
В словах
В начале слова:
Предложите придумать слова на определенный слог.
ША – шарик, шапка, шарф. СА – санки, сам, сарай. СУ – сумка, сундук, сургуч. ШИ – шило, шифр, широта.
Буква в начале слова:
Саша, Сом, Сырок, Сирень, Софа, Соня, Сахар. Шрам, Шорты, Шлем, Шпик, Шифон.
В середине слова:
КаШалот, корШун, маШем, коШелек. ПеСок, неСу, труСы, раСшумелСя.
В конце слова:
МорС, ворС, торС уС. КамыШ, ландыШ, гуляШ, береШь.
В одном слове:
СуШки, СлуШать, труСиШка, уСпеШно, веСнуШки.
Дети должны произносить слова, звуки четко. Сначала в медленном темпе, потом в быстром. Значения неизвестных для дошкольников слов уточняйте заранее.
В словосочетаниях
Дифференциация звуков “С”- “Ш” в словосочетаниях:
Сильный шмель Послушный крошка Шапка лисья Душистый ландыш Прошлогодний снежок У солдата шинель Смешной шепот Шепот листьев Сушим сухари Крошечный сом Веселая пастушка Хорошая шутка Красивые волнушки Шумный шаг Пенистый шампунчик Широкий сарафан
Произносить слоги, слова парами:
Приготовьте карточки со словами. Материал лучше расположить столбиками:
ШО – СО ША – СА мешок-волосок салат – шалаш кусок-пушок шапка – сайка носок-шорох мешать – писать
ШУ – СУ ШИ – СИ шубка-сушка шить – сито пашу- несу сирень – широта вешу-сушу решил – спросил
ОШ – ОС АШ – АС пошла – росла шалаш – матрас грош – рос кашка – каска
Произносить слова со звуками [C] и [Ш]
Слова распечатывайте текстом или столбцами. Для групповых в средней группе занятий можно вывести материал на слайд и сопровождать слова картинками:
Шубка, сумка, шелест, сельд, шорох, сорта, Сашенька, сушки, успешно, спешить, душистый, смешинка, смешу, сушу, сынишка, шоссе, шесть, солнышко, стеклышко, стишок, смешок, кошу, свыше.
После прочтения попросите детей составить предложения с группой слов. Например, из 3 слов: солнышко, мышь, шесть:
- Шесть мышат на солнышке лежат.
- В шесть утра проснулись мышата, чтобы погреться на летнем солнышке.
В предложениях
Детям нужно прочитать, повторить предложения и проспрягать их устно:
- Я слышу шум – я слушаю шум – я слушал шум – мы слушаем шум – они слушают шум …
- Я вымыл миску с кашей – мы вымыли миску с кашей – они вымыли миску с кашей …
- Я сушу шубу – мы сушим шубу – ты сушишь шубу- вы сушите шубу – он сушит шубу – они сушат шубу…
В качестве речевого материала для чтения и говорения без изменений по временам и лицам используйте предложения из 3-5 слов:
- Лукошко повесили на окошко.
- У Саша есть шубка и шапка.
- Шесть щенят есть хотят.
- Широкое перед Соней шоссе.
- Петушок сел на шест.
- Каша с киселем на завтрак.
- Шура шила шубу.
- Сквозь зеленое стеклышко смотрим мы на солнышко.
- Шалаш построили на песке шустрые малыши.
- В болотной глуши шелестят камыши.
Скороговорки
Для дошкольников 4-5 лет подходят простые чистоговорки из 3-4 слов:
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Шишки растут на сосне.
- Сняла Саша шапку.
- Мыши в шалаше шуршат.
Добивайтесь внятного, быстрого произнесения всех звуков. Скороговорки можно использовать как разминку в начале и конце занятия по дифференциации звуков [с] и [ш], давать на дом для заучивания группами.
Дошкольникам от 5 лет подбирайте более сложные скороговорки из 5-10 слов:
- Клали Маше кашу с простоквашей, съела Маша только простоквашу.
- На опушке в избушке жили старушки – веселушки. У каждой по кошке.
- У Вани рубашка, на рубашки шесть кармашков.
- У Сани в кармашке шишки, сушки, сухари да шашки.
Пословицы и поговорки
Перед заучиванием пословиц и поговорок обсудите с детьми их значение, поясните незнакомые слова:
Шерсть стриги, но шкуру не дери. Шила в мешке не таи, все равно не утаишь. Шутка шуткой, а дело делай. Шьет, а нитки все наружу вышли. С богатым не тягайся кошельком, с сильным не борись кулаком. С бешеной собаки, хоть шерсти взять клок. С воза упало, считай, совсем пропало. Слушали старушки, как шуршат мыши и кукуют кукушки.
Тексты
Распечатанные тексты читает педагог, дети слушают и пересказывают.
Шиповник
Был у Маши садик. Там рос красивый шиповник. С одного бока — цветы красные. С другого — розовые. Шмели шуршали в его листьях, пчелки собирали вкусный нектар. Маша поливала шиповник каждое утро. Но прикасаться к листьям, веткам и цветам боялась, слишком колючие они. Стал шиповник расти, разрастаться. Широко раскинулся на садик, другим цветам и кустам места не стало. Пожурила Маша шиповник, кышь, говорит, к себе на место.
Если дети затрудняются с пересказом на основе услышанного, задавайте вопросы по содержанию истории. Например, где рос шиповник? Шиповник рос в саду. Кто поливал шиповник и когда? Маша поливала шиповник каждое утро.
Шустрый мышонок и собачка Сима
Жили-были два друга: мышонок и щенок Симка. Оба были веселые и шустрые. Очень любили они играть с камышами, шариками и шишками. Раз нашли друзья большие камыши. Распушили их, смешно летали пушинки вокруг будто снег. Спрашивает мама Мышонка: – Кто намусорил камышом? Вы? Отвечают мышонок и собачка Сима: – Не волнуйся, мама Мышь. Мы не боимся уборки. Унесем пушинки, соберем шустро камыши сами. Вот какие помощники растут!
На заметку! Дополнительным заданием к тексту может быть: рисование в тетради по сюжету истории, придумывание продолжения рассказа.
Стихотворения
Учите с детьми в группе или давайте в качестве домашнего задания:
*** Пушистый ушастик, Пушистый комок По опушке прыг да скок.
*** Мышки зернышки едят, Да усами шевелят.
*** Ах, какую кашу Вам сварила Маша! Нет сытнее каши, Чем у нашей Маши.
*** Мило поля, вдоль опушки Мимо шумных тополей Шли веселые старушки В гости к внученьке своей.
*** Мчатся по шоссе машины, громко шинами шурша. Смотрят дети из кабины, Эх, дорого, хороша!
*** Сладко спит в берлоге….(мишка) На сосне большая ….(шишка). Вот проснется наш…(медведь) Станет громко он ….(реветь).
*** Мы рубашку сшили мишке, И сошьем скорей штанишки. Где же нам карман пришить, Что б сухарик положить.
*** На плите сварилась каша, Где большая миска наша. Будем кашу уплетать И бабулю целовать.
Звуки [С – Ш] в середине слова:
- УСЫ – УШИ; МАСКА – МАШКА;
- ИРИСКА – ИРИШКА; УСАТ – УШАТ;
- МАССА – МАША; БАСЕНКА – БАШЕНКА;
- ПАСУ – ПАШУ; ПЕСКИ – ПЕШКИ;
- НОСИТЬ – НАШИТЬ; МИСКА – МИШКА;
- КАСКА – КАШКА; ПРОСИТЬ – ПРОШИТЬ;
- БАСНЯ – БАШНЯ; КИСКИ – КИШКИ;
- МИСКА – МИШКА; ПОСОЛ – ПОШЁЛ;
- ПАСЛИ – ПОШЛИ; ПРОСО – ПРОША;
- ПИСАТЬ – МЕШАТЬ; НЕСУ – ПИШУ;
- ПЛЯСУН – ПЛЯШУ; ПОСАДКА – ЛОШАДКА;
- ЛЕСОК – МЕШОК; ПЕСОК – ВЕРШОК;
- НОСОК – РЕМЕШОК; СПРОСОНОК – МЫШОНОК;
- КРЫСЫ – МЫШИ; ТЕСАТЬ – РЕШАТЬ;