Упражнения «Речевой материал по дифференциации звуков С-Ш»


Артикуляция звуков

Артикуляция — это работа речевых органов при звукопроизношении. Правильное положение губ, языка, сила воздушной струи играют важную роль для формирования красивой, чистой речи. Если артикуляция звуков [С – Ш] нарушена, логопед обучает ребенка их произносить верно, а уже потом автоматизирует и добивается дифференциации.

Звук С

Эту фонему нужно научиться произносить твердо [С] и мягко [С’].

Положение речевых органов будет немного отличаться:

  1. Растяните губы, слегка прижмите их к зубам.
  2. Зубы на разжимайте сильно, максимум на 1 мм.
  3. Язык держите широким, прижмите кончик к нижним резцам.
  4. Выгните спинку языка так, чтобы посредине проходил желобок.
  5. Бока прижмите к коренным зубам, чтоб воздух не проходил мимо спинки языка.
  6. Воздух выдыхайте холодным, направляйте его вниз по желобку через зубы.
  7. Для артикуляции мягкого [С’] растяните губы чуть больше, выгните спинку языка и напрягите его мышцы. Воздух выдыхайте резко, коротко, кончик слегка на внутреннюю часть нижних зубов.

Звук Ш

Обратите внимание на положение губ, языка, силу и направление воздушной струи:

  1. Округлите губы, вытяните их вперед.
  2. Откройте рот так, чтобы между зубами было расстояние не больше 1 мм.
  3. Язык держите лопаткой, широкий. Приподнимите его к верхним альвеолам. Касаться зубов нельзя.
  4. Выдыхайте медленно, струя теплая, обильная.

Наглядный материал:


Дифференциация звуков «С» — «Ш» в слогах и словах с опорой на картинки пройдет у детей быстро и весело. Для это скачайте картинки со звуками, разрежьте их, желательно заламинируйте и занимайтесь с хорошим настроением!

Дифференциация звуков

Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [С – Ш] выполните с ребенком комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие и шипящие звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.

В прямых слогах

Тренировка верного произношения звуков [С] – [Ш] ведется одновременно. Дети с подобными нарушениями речи путают эти фонемы в свободных высказываниях, поэтому важно довести коррекцию до автоматизма.

Для дифференциации звуков [С] – [Ш] в прямых слогах:

СА – ША ША – СА СО – ШО ШО – СО СУ – ШУ ШУ – СУ СЫ – ШИ ШИ – СЫ СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ

Прямые слоги можно повторять за логопедом или считывать с листа, книги. Если работает с группой, распечатайте детям карточки, пусть проговаривают хором. Обязательно контролируйте четкость выполнения задания. Если ребенок затрудняется с артикуляцией мягкого [С’], готовьте упражнения индивидуально, включайте в ряд большое количество сочетаний с гласными [И], [Е].

В обратных слогах

АОУИЫЕЭ
САСОСУСИСЫСЕСЭС
ШАШОШУШИШЫШЕШЭШ

Группируйте буквосочетания парами в любой последовательности. Для индивидуальных занятий с дошкольником опирайтесь на особенности его речи, трудности с артикуляцией и различением.

АШ-АС УШ-УС ИШ-ИС ЕШ-ЕС ЫШ-ЫС ОШ-ОС ЭШ-ЭС АС-АШ УС-УШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ ЫС-ЫШ ОС-ОШ ЭС-ЭШ УШ-УС ИШ-УС АШ-УС ЕШ-УС ЫШ-УС ОШ-УС ЭШ-УС

Для старших дошкольников можно использовать сочетания со всеми йотированными гласными:

ЕЁЮЯ
СЕСЁСЮСЯС
ШЕШЁШЮШЯШ

ЕШ – ЕС ЕС – ЕШ ЁШ – ЁС ЁС – ЁШ ЮШ – ЮС ЮС – ЮШ ЯШ – ЯС ЯС – ЯШ

ЯС-ЯШ ЯС-ЮШ ЯС-ЕШ ЯС-ЁШ ЯШ-ЯС ЯШ-ЮС ЯШ-ЕС ЯШ-ЁС ОШ-ОС УШ-УС ИШ-ИС ЯШ-АС ЮШ-УС

Важно! На первых занятиях со слогами не торопите детей. Доводите чтение и произношение до автоматизма 3-4 урока. На 5-6 занятии скорость увеличится самостоятельно без дополнительного подталкивания в 2-3 раза.

В интервокальных слогах

Это задания на чтение слогов с двумя гласными и нужной согласной между ними. Сначала составьте примеры с фонемами А, О, У, Э, И, Ы, потом с йотированными Е, Ё, Ю, Я. В результате получится более 100 вариантов карточек.

АСА-АША ОСА-ОША УСА-УША ЭСА-ЭША ИСА-ИША ЫСА-ЫША АСА-ЕША ЁСА-ЁША ЮСА-ЮША ЯСА-ЯША УСУ-УШУ АСА-АША ОСО-ОШО ЭСЭ-ЭШЕ ИСИ-ИШИ ЫСЫ-ЫШИ ЕСЕ-ЕШЕ ЁСЁ-ЁШО ЮСЮ-ЮШУ ЯСЯ-ЯША ЫШИ-ЫСИ АШИ-АСИ ОСИ-ОШИ ЭСИ-ЭШИ ЫСИ-ИШИ ИСИ-ИШИ ЁСИ-ЁШИ ЕСИ-ЕШИ ЮСИ-ЮШИ ЯСИ-ЯШИ

В закрытых слогах

Такие задания помогают ребенку дифференцировать фонемы [с], [ш] одновременно в конце и начале слогов, слов. Это сложно, от детей требуется повышенное внимание, поэтому применяется со второго – третьего коррекционного занятия. Логопедический материал демонстрируйте на отдельных карточках с одним слогом или давайте читать сразу все. Буквосочетаний в закрытых слогах получается немного:

АОУИЫЭЕЁЮЯ
САССОССУССИССЫССЭССЕССЁССЮССЯС
САШСОШСУШСИШСЫШСЭШСЕШСЕШСЮШСЯШ
ШАШШОШШУШШИШШЭШШЕШ
ШАСШОСШУСШИ[ы]СШЭСШЕС

Для работы в группе удобно использовать презентации со слогами, словами, предложениями. Можно читать логопедический материал хором или спрашивать индивидуально, остальные в это время проговаривают про себя.

В словах

В начале слова:

Предложите придумать слова на определенный слог.

ША – шарик, шапка, шарф. СА – санки, сам, сарай. СУ – сумка, сундук, сургуч. ШИ – шило, шифр, широта.

Буква в начале слова:

Саша, Сом, Сырок, Сирень, Софа, Соня, Сахар. Шрам, Шорты, Шлем, Шпик, Шифон.

В середине слова:

КаШалот, корШун, маШем, коШелек. ПеСок, неСу, труСы, раСшумелСя.

В конце слова:

МорС, ворС, торС уС. КамыШ, ландыШ, гуляШ, береШь.

В одном слове:

СуШки, СлуШать, труСиШка, уСпеШно, веСнуШки.

Дети должны произносить слова, звуки четко. Сначала в медленном темпе, потом в быстром. Значения неизвестных для дошкольников слов уточняйте заранее.

В словосочетаниях

Дифференциация звуков “С”- “Ш” в словосочетаниях:

Сильный шмель Послушный крошка Шапка лисья Душистый ландыш Прошлогодний снежок У солдата шинель Смешной шепот Шепот листьев Сушим сухари Крошечный сом Веселая пастушка Хорошая шутка Красивые волнушки Шумный шаг Пенистый шампунчик Широкий сарафан

Произносить слоги, слова парами:

Приготовьте карточки со словами. Материал лучше расположить столбиками:

ШО – СО ША – СА мешок-волосок салат – шалаш кусок-пушок шапка – сайка носок-шорох мешать – писать

ШУ – СУ ШИ – СИ шубка-сушка шить – сито пашу- несу сирень – широта вешу-сушу решил – спросил

ОШ – ОС АШ – АС пошла – росла шалаш – матрас грош – рос кашка – каска

Произносить слова со звуками [C] и [Ш]

Слова распечатывайте текстом или столбцами. Для групповых в средней группе занятий можно вывести материал на слайд и сопровождать слова картинками:

Шубка, сумка, шелест, сельд, шорох, сорта, Сашенька, сушки, успешно, спешить, душистый, смешинка, смешу, сушу, сынишка, шоссе, шесть, солнышко, стеклышко, стишок, смешок, кошу, свыше.

После прочтения попросите детей составить предложения с группой слов. Например, из 3 слов: солнышко, мышь, шесть:

  • Шесть мышат на солнышке лежат.
  • В шесть утра проснулись мышата, чтобы погреться на летнем солнышке.

В предложениях

Детям нужно прочитать, повторить предложения и проспрягать их устно:

  1. Я слышу шум – я слушаю шум – я слушал шум – мы слушаем шум – они слушают шум …
  2. Я вымыл миску с кашей – мы вымыли миску с кашей – они вымыли миску с кашей …
  3. Я сушу шубу – мы сушим шубу – ты сушишь шубу- вы сушите шубу – он сушит шубу – они сушат шубу…

В качестве речевого материала для чтения и говорения без изменений по временам и лицам используйте предложения из 3-5 слов:

  • Лукошко повесили на окошко.
  • У Саша есть шубка и шапка.
  • Шесть щенят есть хотят.
  • Широкое перед Соней шоссе.
  • Петушок сел на шест.
  • Каша с киселем на завтрак.
  • Шура шила шубу.
  • Сквозь зеленое стеклышко смотрим мы на солнышко.
  • Шалаш построили на песке шустрые малыши.
  • В болотной глуши шелестят камыши.

Скороговорки

Для дошкольников 4-5 лет подходят простые чистоговорки из 3-4 слов:

  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Шишки растут на сосне.
  • Сняла Саша шапку.
  • Мыши в шалаше шуршат.

Добивайтесь внятного, быстрого произнесения всех звуков. Скороговорки можно использовать как разминку в начале и конце занятия по дифференциации звуков [с] и [ш], давать на дом для заучивания группами.

Дошкольникам от 5 лет подбирайте более сложные скороговорки из 5-10 слов:

  • Клали Маше кашу с простоквашей, съела Маша только простоквашу.
  • На опушке в избушке жили старушки – веселушки. У каждой по кошке.
  • У Вани рубашка, на рубашки шесть кармашков.
  • У Сани в кармашке шишки, сушки, сухари да шашки.

Пословицы и поговорки

Перед заучиванием пословиц и поговорок обсудите с детьми их значение, поясните незнакомые слова:

Шерсть стриги, но шкуру не дери. Шила в мешке не таи, все равно не утаишь. Шутка шуткой, а дело делай. Шьет, а нитки все наружу вышли. С богатым не тягайся кошельком, с сильным не борись кулаком. С бешеной собаки, хоть шерсти взять клок. С воза упало, считай, совсем пропало. Слушали старушки, как шуршат мыши и кукуют кукушки.

Тексты

Распечатанные тексты читает педагог, дети слушают и пересказывают.

Шиповник

Был у Маши садик. Там рос красивый шиповник. С одного бока — цветы красные. С другого — розовые. Шмели шуршали в его листьях, пчелки собирали вкусный нектар. Маша поливала шиповник каждое утро. Но прикасаться к листьям, веткам и цветам боялась, слишком колючие они. Стал шиповник расти, разрастаться. Широко раскинулся на садик, другим цветам и кустам места не стало. Пожурила Маша шиповник, кышь, говорит, к себе на место.

Если дети затрудняются с пересказом на основе услышанного, задавайте вопросы по содержанию истории. Например, где рос шиповник? Шиповник рос в саду. Кто поливал шиповник и когда? Маша поливала шиповник каждое утро.

Шустрый мышонок и собачка Сима

Жили-были два друга: мышонок и щенок Симка. Оба были веселые и шустрые. Очень любили они играть с камышами, шариками и шишками. Раз нашли друзья большие камыши. Распушили их, смешно летали пушинки вокруг будто снег. Спрашивает мама Мышонка: – Кто намусорил камышом? Вы? Отвечают мышонок и собачка Сима: – Не волнуйся, мама Мышь. Мы не боимся уборки. Унесем пушинки, соберем шустро камыши сами. Вот какие помощники растут!

На заметку! Дополнительным заданием к тексту может быть: рисование в тетради по сюжету истории, придумывание продолжения рассказа.

Стихотворения

Учите с детьми в группе или давайте в качестве домашнего задания:

*** Пушистый ушастик, Пушистый комок По опушке прыг да скок.

*** Мышки зернышки едят, Да усами шевелят.

*** Ах, какую кашу Вам сварила Маша! Нет сытнее каши, Чем у нашей Маши.

*** Мило поля, вдоль опушки Мимо шумных тополей Шли веселые старушки В гости к внученьке своей.

*** Мчатся по шоссе машины, громко шинами шурша. Смотрят дети из кабины, Эх, дорого, хороша!

*** Сладко спит в берлоге….(мишка) На сосне большая ….(шишка). Вот проснется наш…(медведь) Станет громко он ….(реветь).

*** Мы рубашку сшили мишке, И сошьем скорей штанишки. Где же нам карман пришить, Что б сухарик положить.

*** На плите сварилась каша, Где большая миска наша. Будем кашу уплетать И бабулю целовать.

Звуки [С – Ш] в середине слова:

  • УСЫ – УШИ; МАСКА – МАШКА;
  • ИРИСКА – ИРИШКА; УСАТ – УШАТ;
  • МАССА – МАША; БАСЕНКА – БАШЕНКА;
  • ПАСУ – ПАШУ; ПЕСКИ – ПЕШКИ;
  • НОСИТЬ – НАШИТЬ; МИСКА – МИШКА;
  • КАСКА – КАШКА; ПРОСИТЬ – ПРОШИТЬ;
  • БАСНЯ – БАШНЯ; КИСКИ – КИШКИ;
  • МИСКА – МИШКА; ПОСОЛ – ПОШЁЛ;
  • ПАСЛИ – ПОШЛИ; ПРОСО – ПРОША;
  • ПИСАТЬ – МЕШАТЬ; НЕСУ – ПИШУ;
  • ПЛЯСУН – ПЛЯШУ; ПОСАДКА – ЛОШАДКА;
  • ЛЕСОК – МЕШОК; ПЕСОК – ВЕРШОК;
  • НОСОК – РЕМЕШОК; СПРОСОНОК – МЫШОНОК;
  • КРЫСЫ – МЫШИ; ТЕСАТЬ – РЕШАТЬ;
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]