Диагностика Стребелевой: описание метода, применение, особенности, отзывы

Автор популярных книг по психолого-педагогической диагностике детей Стребелева Е.А. окончила МГПИ им. Ленина. Получив специальность на дефектологическом факультете, она много лет проработала воспитателем и методистом специализированного детского сада, затем преподавала на кафедре олигофренопедагогики в МГПИ.

Она внесла бесценный вклад в развитие методики по работе с умственно отсталыми детьми, по диагностике отклонений в развитии дошкольников.

В 1999 году ей вручили Президентскую премию за вклад в области образования. По психолого-педагогической диагностике Е. А. Стребелева написала более 50 трудов, многие из которых пользуются большой популярностью, являются настольными книгами логопедов, психологов и врачей.

Диагностика по тестам

Простые упражнения и тесты разработаны на основе многолетних исследований и наблюдений, которые позволили создать метод Е.А. Стребелевой по психолого-педагогической диагностике развития детей, не имеющей аналогов. Именно ввиду его результативности данный способ работы с детьми получил такое одобрение в отзывах многих родителей о результатах работы по принципам этой методики.

Упражнения включают разнообразные тесты, объяснения о том, как их проводить, таблицы, в которые заносятся результаты для анализа. Эти таблицы впоследствии исследуются. На их основании делается вывод, есть ли у ребенка отклонения в развитии. Ранняя диагностика по Стребелевой Е.А. помогает вовремя выявить отставание, заняться обследованием, скорректировать состояние малыша с помощью лечения и дополнительных занятий.

В книге «Дети-сироты» по психолого-педагогической диагностике учителя, дефектологи, невропатологи, воспитатели учреждений найдут методику, которой можно воспользоваться для определения уровня развития детей, оставшихся без родителей.

Диагностика по Стребелевой Е.А. маленьких детей особенно актуальна: чем меньше ребенок, тем быстрее можно поправить проблемы развития, предупредить появление отклонений или уменьшить их. Ни в каком другом возрасте нельзя так эффективно скорректировать проблемы развития.

Данным вопросом также занимались выдающиеся дефектологи Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная и другие.

Влияние взрослых на развитие детей

За основу принято положение о том, что ребенок развивается в процессе деятельности, усваивая общественный опыт. В дошкольном возрасте это игры, они способствуют развитию моторики, речи, мышления и восприятия, подражанию действиям взрослых.

Способность перенимать навыки и опыт от взрослых является критерием успешного развития, и может учитываться при диагностике Стребелевой Е.А. с целью выявления задержки психического развития. Поэтому так важна обстановка, в которой развивается ребенок, когда формируется его личность и отношения к миру, социальное поведение.

Говоря о психотерапии, автор отмечает, что повышенная конфликтность, невротическая агрессивность часто связаны с неблагополучной обстановкой, в которой растет малыш. Групповая и индивидуальная работа с родителями имеет важное значение для корректировки развития детей. Психолого-педагогическая диагностика по Е.А. Стребелевой помогает разобраться не только с проблемами в развитии ребенка, но и с тем, что нужно изменить взрослым, которые его окружают, в своей жизни. Только комплексный подход поможет максимально развить ребенка с учетом его здоровья и потенциала.

Достань тележку!

задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, в частности, ребенок должен найти способ использования вспомогательного средства (тесемки).

Оборудование. Тележка с кольцом, через которое продета тесьма.

Проведение обследования. Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, достать рукой он ее не может. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесьмы, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесьмы, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесьмы и подтянуть тележку.

Обучение. Проводится на уровне практических проб самого ребенка: когда он тянет за один конец тесьмы, то надо дать ему возможность попробовать еще раз. Педагог за экраном снова продевает тесьму через кольцо тележки и предлагает ее достать.

Показатели оценки действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца тесьмы сразу (или двумя руками за оба конца, или соединяет концы), это рассматривается как высокий уровень выполнения задания. В тех случаях, когда ребенок тянет вначале за одну тесьму и справляется с заданием после повторной пробы, отмечается положительное использование практических проб. Если же ребенок не догадывается использовать тесьму (или пытается дотянуться рукой, или же пытается подняться со стула и подойти к тележке), это оценивается как невыполнение задания. Отмечается также отношение к результату.

Задачи диагностики

Психолого-педагогическая диагностика Стребелевой Е.А. ставит целью выявление отклонений, своевременную профилактику и корректировку. Она помогает выявить причины их появления и степень тяжести нарушений, сделать прогноз, определить индивидуальную программу работы, давать рекомендации по изменению условий воспитания родителям.

При этом учитываются биологические и социальные факторы становления личности, а также то, что в каждом возрасте их баланс различается. То есть важно здоровье ребенка, полноценная деятельность нейро-анатомических и физиологических структур, обеспечивающих работу мозга и его развитие с помощью социальных взаимодействий, активного развития в процессе игр, обучения, подражания взрослым, особенностями характера и нервной системы.

На первом этапе для малышей важнее взаимодействие со взрослыми. А уже по мере роста — способность к подражанию, она является одним из важных критериев, который учитывается при диагностике по Стребелевой в раннем возрасте. На смену подражанию и в его процессе проявляются возможности в реализации самостоятельных идей в творчестве. Поэтому в самом раннем возрасте так важен эмоционально-физический контакт для малыша, вызывающий «комплекс оживления», который постепенно заменяется предметным и речевым общением. Но каждый шаг организовать невозможно.

Другим важным фактором развития является стихийное восприятие окружающего мира, событий, людей, которые влияют на его представления и выводы, формирование психики. Важно помнить, что в дошкольном возрасте развиваются все психические функции, закладывается фундамент познавательных способностей, элементы воли, самооценка, складываются устойчивые схемы личного реагирования на различные ситуации, формируется система ценностей. В процессе становления их можно корректировать, а с возрастом это сделать значительно труднее, и часто — невозможно.

Принципы диагностики

Диагностика детей раннего возраста по Стребелевой Е.А. основана на ряде принципов, которые позволяют получить объективную оценку состояния ребенка и дать правильные рекомендации для его развития.

  • Принцип комплексного подхода означает, что ребенок должен быть всесторонне обследован для выяснения особенностей развития и поведения, состояния эмоциональной сферы, интереса к познавательному процессу. То есть диагностика развития должна являться частью комплексного обследования. Если есть основания предполагать, что проявляются нарушения в психическом развитии, должны быть применены также методы изучения истории развития ребенка, наблюдения за его поведением, играми, а также делается упор на патопсихологическое, нейрофизиологическое исследование и другие.
  • Принцип целостно-системного обучения предполагает исследование связей между психическими нарушениями и причинами, их вызывающими, установление самых главных и менее значимых.
  • Принцип динамического изучения предполагает рассмотрение состояния ребенка в настоящем, а также в динамике, с учетом влияния развития при использовании специальной корректирующей программы.

  • Принцип качественного анализа особенно важен. Все полученные данные должны учитываться во взаимодействии психического развития ребенка и особенностей его личности. В нем отмечается его личное отношение к заданиям, к результатам выполненных работ, характеру ошибок. Чтобы получить объективную картину, в диагностике важно сочетать количественный и качественный подходы.

Для оценки принятия задания учитывают согласие ребенка его выполнять, а также интерес малыша к самому тесту и общение со взрослыми во время его выполнения. Притом ребенок может пытаться сделать его самостоятельно, путем проб и ошибок, с помощью зрительной ориентировки, подражания или бессистемных действий, не отвечающих свойствам предметов. Если он может действовать по инструкции, учитывать свойства материалов, соизмерять свои усилия с учетом их хрупкости можно говорить об адекватных действиях.

При выполнении задания можно учесть обучаемость ребенка, если он выполняет его по подражанию с помощью вспомогательных жестов взрослого или речевых советов.

Однако и здесь для получения объективной оценки нужно соблюсти ряд условий. Показывать для повторения, как выполнять задание, можно не более трех раз, а речью можно оценивать ход событий и обозначать цели.

Если ребенок переходит в результате обучения от неадекватных действий к адекватным, можно говорить о его развитии, в то время как отсутствие способности выполнения задания говорит о нарушении эмоционально-волевой сферы, сниженном интеллекте. Нормальный ребенок заинтересован в результатах, он расстраивается, если ничего не получается, радуется успехам.

Для того чтобы сделать правильный вывод о его состоянии, нужно учесть, были ли у него возможности для развития, соответствовал ли микроклимат в семье и были ли нормальными условия жизни. На основе ранней диагностики Стребелевой можно составить индивидуальную коррекционную программу развития ребенка, дать родителям советы по воспитанию, сделать педагогический прогноз.

Лови шарик!

задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым, на оценку понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет.

Оборудование. Желобок, шарик.

Проведение обследования. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!». Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: «Кати!». Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза.

Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2), как это надо делать.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату.

Оценка выполнения задания

Если после выполнения заданий ребенок набирает 34-40 баллов, считается, что у него нет отклонений.

Четыре балла ставится за тест, который ребенок сразу начинает выполнять самостоятельно или сотрудничая со взрослыми.

Три балла ребенок получает, если он контактирует со взрослым, выполняет задание только после обучения, действует адекватно.

Два балла ставят, когда ребенок стремится достичь цели, действует адекватно, но самостоятельно справиться не может и после обучения.

Один балл ребенок получает за неадекватные действия, непонимание цели задания.

Разбор и складывание матрешки (двухсоставной)

задание направлено на выявление уровня развития ориентировки ребенка на величину предметов, а также на выявление наличия у него соотносящих действий.

Оборудование. Двухсоставная матрешка.

Проведение обследования. Педагог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит раскрыть ее. Если ребенок не начинает действовать, то раскрывает матрешку взрослый. Затем предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, то проводится обучение.

Обучение. Педагог берет еще одну матрешку и раскрывает ее, обращая внимание ребенка на маленькую матрешку, просит сделать так же со своей матрешкой: «Раскрой матрешку». Далее взрослый просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую, используя при этом указательный жест и инструкцию: «Делай как я». Затем ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, отношение к результату.

Особенности развития до 3 лет

Жизнь малыша полна приключений и удивительных открытий. Как только он начинает ходить, зависимость от взрослого уменьшается, он принимается рьяно осваивать окружающее пространств, изучать предметы. Он получает с каждым днем все больше навыков, с помощью которых учится пользоваться вещами, и уже на третьем году жизни у него определяется ведущая рука и согласованность действий обеих рук. Видя новый предмет, он интересуется, что с ним можно сделать. Занимаясь разными игрушками, он узнает цвета, формы, вес, развивает тактильные ощущения.

Если ему предложить выбор по образцу, то вначале он учитывает форму, величину, а затем цвет. На втором-третьем году жизни интенсивно развивается речь в процессе общения и специальных занятий. В раннем возрасте ребенок интенсивно учится общаться и проявлять эмоции, говорить, воспринимать информацию, делать выводы, двигаться.

Как проявляется отставание

Если у ребенка есть проблемы и отставание в развитии, то это проявляется в движениях и играх. Действия такого малыша часто нецеленаправленны, отсутствует интерес к игрушкам. Вместо того, чтобы поинтересоваться, что это и для чего это, он может взять игрушку, чтобы бросить ее, не исследуя. Походка и движения часто не скоординированы. Также наблюдается отсутствие интереса к результатам, которое может проявиться на уроках рисования, в играх.

Иногда наблюдается слабое развитие навыков опрятности и самостоятельности, плохо работает артикуляция, различение звуков. Начинают разговаривать такие дети только в три года, зачастую это происходит по той причине, что нет интереса к окружающему миру, отсутствует достаточная эмоциональность, что заметно даже по лицу.

Разрезные картинки

задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование. 2 предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.

Проведение обследования. Педагог показывает ребенку две части картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение. В тех случаях, когда ребенок не может это сделать, взрослый показывает целую картинку и просит из частей собрать такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит добавить другую часть. После обучения ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату и результат.

Оценка с помощью таблиц

Именно для выявления реальной картины была разработана система упражнений для диагностики раннего развития по Стребелевой Е.А. у детей в возрасте 2-3 лет. По этой системе предусматривается заполнение таблицы, в которой есть колонки 2-2,5 и 2,5-3 года. Также в ней предлагаются различные простые задания. Например, собрать и разобрать матрешку из 2-3 куколок, сложить пирамидку из трех колец, сложить пазлы из 2-3 деталей, выбрать кубики по цвету. Некоторые занятия дублируются по типу, чтобы исключить влияние субъективных факторов

Предлагается найти парные картинки, нарисовать дорожку или домик. Ребенок может нарисовать каракули, черкать что-то с определенной целью, нарисовать линии, напоминающие картинку, или выполнить задание.

Для каждого задания есть инструкция, помогающая поставить оценку. Например, ребенок может разобрать и сложить матрешку, сделать это, подражая взрослому, пытаться самостоятельно справиться, но не может сопоставить размеры, тянет матрешку в рот или использует для стучания и бросания. Это считается относительной нормой.

Отзывы многих родителей убеждают в том, что проведение по методике Е.А. Стребелевой диагностики развития детей поможет вовремя обнаружить недостатки в формировании конкретных навыков, оценить их, дать им характеристики, а далее выбрать или составить правильно программы для корректировки состояния, дать рекомендации по обращению к специалистам. Задания даются по принципу от простого к сложному, поэтому проводить их надо именно в том порядке, в каком они указаны в таблицах.

Набравшие по итогам выполнения заданий 10-12 баллов относятся к первой группе, 13-23 — ко второй, 23-33 — к третьей, 34-40 — к четвертой.

Цветные кубики (восприятие цвета)

задание направлено на выявление сформированности зрительного восприятия цвета.

Оборудование. Цветные кубики (8 штук) основных цветов — 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих.

Проведение обследования. Четыре кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках педагога: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый, зеленый, синий». Затем взрослый просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик?» и т.д.

Обучение. Если ребенок не сличает цвета, то педагог обучает сличать сначала 2 цвета. В тех случаях, когда ребенок сличает цвета, но не выделяет по названию, педагог учит его выделять по названию два цвета, повторив при этом каждое 2-3 раза.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, уровень восприятия цвета — сличает ли ребенок цвета, выделяет ли по слову название цвета, называет ли основные цвета, отношение к результату, результат.

Рекомендации по развитию по итогам тестирования

Детям первой и второй группы рекомендуется увеличить физические нагрузки, включающие разнообразные движения для общего развития, укрепления мышц спины, координации и равновесия. Им требуется большее количество занятий со взрослыми, эмоциональное общение и контакт. Также им нужно научится работать по образцу и словесной инструкции, больше заниматься упражнениями и играми, развивающими моторику, ведущую руку, согласованность движений, стимуляцию речи.

Другие таблицы и задания по ранней диагностике Стребелевой Е.А. предлагаются для детей в возрасте от 3 до 5 лет. В это время ребенок получает новый толчок в развитии, буквально перегружен открывающейся ему информацией, знаниями, желанием поделиться ею с окружающим миром, но испытывает при этом еще определенные трудности, связанные с ограничениями со стороны родителей, недостаточно развитыми движениями и речью. Дошкольники в возрасте от трех до пяти постепенно осваивают способность мыслить, сопоставлять события, поступки, обдумывать действия в уме, а не только наглядно-предметным образом.

Именно в этом возрасте предметы и связанные с ними действия меньше интересуют ребенка, чем предметы и связанные ними человеческие взаимоотношения. Появляются соответствующие игры, которые требуют несколько участников.

Это время для развития наглядно-образного мышления, памяти, формирования социальных установок. Ребенок может действовать не по образцу, а по словесной инструкции, речь становится из сопровождающей события в планирующую.

Для диагностики по Стребелевой Е.А. предлагаются соответствующие таблицы для детей 3-4 лет, 4-5 лет, многие тесты похожи на те, которые были рассмотрены выше, но предложены в более сложном варианте. Их выполнение поможет дать правильные советы по развитию ребенка и вовремя принять меры по его корректировке.

Использование тестов позволяет не упустить бесценное время, когда даже детей, отстающих в развитии по разным причинам, можно с помощью упражнений и создания теплой атмосферы доверия подтянуть, и других таких периодов в жизни человека нет. Диагностика Стребелевой Е.А. вызывает положительные отзывы воспитателей, врачей, педагогов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]