Сказки о веселом язычкекартотека по логопедии на тему


Логопедическое пособие «Речевичок»

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

— развитие и совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация звуков в речи;

— развитие зрительного гнозиса;

— учить устанавливать логические связи между предметами;

— развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

— развитие навыков связной речи;

— развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

— развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

— развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя — логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Пособие «Речевичок», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

«Речевичок» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Ниже приводятся примеры использования пособия «Речевичок».

Игра «Приклей сам цветы и бабочки»

Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.

Сразу ребёнку можно предложить игры — задания: «Один — много», «Какая картинка лишняя?», «Кто-что?», «Составь предложение».


Игра «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?»


Piano for Playschool: приложение для музыкальных занятий

Piano for Playschool (apple, android) – мобильное приложение, которое поможет ребенку научиться играть самые простые песенки и мелодии на клавишных инструментах. Подключение двигательной памяти, развитие мелкой моторики рук дополнительно способствует развитию речи. Приложение подходит для детей в возрасте 3-6 лет и удобно для родителей без музыкального образования.

Вместе с Piano for Playschool вы можете разучивать логопедические песенки, оттачивать умение петь по нотам и развивать абсолютный слух. Такие музыкальные занятия способствуют комплексному психологическому и интеллектуальному развитию ребенка, готовят к обучению игре на настоящем инструменте.

Уникальная развивающая методика от российских педагогов

Железновы – дипломированные музыканты-педагоги, авторы уникальных развивающих занятий для дошкольников. Они сумели объединить богатый преподавательский опыт и тонкое понимание детской психологии в цикл аудиозанятий, которым пользуются родители и воспитатели в целом ряде стран. Сегодня вы можете познакомиться с уникальными наработками российских авторов, чтобы разнообразить уроки дома, в детском саду, развивающем центре.

Логопедические песенки – увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут использоваться для занятий с детьми, не испытывающими трудностей с разговорной речью. В этом случае подобные упражнения позволяют обогатить лексику, улучшить дикцию, стимулировать интеллектуальное развитие. Речевой материал тесно связан с движением и музыкой, поэтому методика Железновых предполагает развитие вокальных навыков, активные игры под музыкальное сопровождение. Разнообразие упражнений позволяет использовать их во время групповых или индивидуальных занятий.

    Преимущества логопедических музыкальных занятий:
  • увлекательное построение урока – задорные мелодии и тексты песен, подсказывающие движения, радуют малышей;
  • психологическое расслабление – в игровой атмосфере преодоление речевых недостатков и связанных с ними комплексов проходит легче;
  • удобная подача материала – стихотворная форма, плавная ритмика помогают детям развить правильное дыхание при произношении, учат управлять темпом разговора, понимать слоговую структуру слов;
  • эффективность – результативность при коррекционных занятиях и развитии музыкальных способностей доказана на практике;
  • универсальность – заниматься по таким аудиозаписям можно дома, у логопеда, в детском саду и т.д.

Сказка о Веселом Язычке

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение

5-6
секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.)
А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.

) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (
Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.
) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро,с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро,с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить
нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме
), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Причиной того, что Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки может быть также недостаточное развитие у него так называемого фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между с

и
ц
,
р
и
л
. Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка? Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо». — Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!

Па-пя-па.Ди-ди-ды… и т.п.Мама мыла Милу мылом. (Проверяется способность различать твёрдые и мягкие согласные)

Итак, Вы протестировали ребенка и определили причины нарушения звуков. Возможно даже, у него оказался своеобразный «букет» из всех трех. Что делать дальше? Если Вашему ребенку уже исполнилось пять лет, быстренько хватайте его под мышку и бегите к ближайшему логопеду. Если ему нет еще четырех – не торопитесь, скорее всего, с возрастом все придет в норму. А если Вашему чаду от четырех до пяти, ему помогут справиться с «неправильными» звуками специальные упражнения.
Если ребенок не может повторить правильно, из-за того, что не выговаривает какой-то звук, воспользуйтесь таким приемом: подберите соответствующие картинки, игрушки или предметы и попросите малыша показать Вам, где Мила, а где мыло, где лак, а где рак.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]