Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возрастастатья по логопедии на тему


Формирование лексики у детей дошкольного возраста

Надежда Мельникова

Формирование лексики у детей дошкольного возраста

А. Кони:
Слово – одно из величайших орудий человека

Современная жизнь диктует свои законы. Хорошее владение речью – это искусство, которому нужно учиться. От этого зависят и социальный статус человека и профессиональная карьера. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития, подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает хорошей речью, тем меньше у него проблем с обучением в школе, тем реже возникают трудности.

Задача взрослых — помочь малышу овладеть речью. Но для этого надо четко представлять весь путь последовательного речевого развития ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Развитие детского лексикона можно условно разделить на несколько этапов:

1 этап – довербальный. Длится с рождения ребенка до времени появления первых сознательных слов – примерно до 12 месяцев. Это период формирования понимания речи. Ребенок поворачивает голову, когда ему показывают хорошо знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (делает «ладушки», машет рукой «до свидания», хотя еще не может обозначить словом совершаемые им действия.

2 этап (от 1 года) – вербальный. Это этап активного усвоения лексики родного языка. В процессе формирования лексики происходит не только увеличение количества слов в речи ребенка, но и уточнение их значений. Вначале значение слова полисемантично, аморфно и расплывчато. Оно может иметь несколько значений и обозначать и предмет, и признак, и действие. Например, слово «би-би» может обозначать и машину, и велосипед, и все что едет. Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение.

3 этап (от 2 до 3 лет) – самый благоприятный этап развития речи ребенка – овладение правилами и нормами родного языка. Важным показателем речевого развития этого этапа является появление к двум годам фразовой речи. В активной речи ребенка появляются различные части речи: глаголы, существительные, прилагательные, числительные, наречия. Активное развитие лексики в этом периоде повышает коммуникативные способности ребенка. При овладении ребенком достаточным словарным запасом, начинает развиваться связная речь, грамматические строй речи, совершенствуются звуковая сторона речи.

4 этап (с 3-х лет)- усвоение морфологической системы русского языка. В этом возрасте происходит значительное увеличение словарного запаса, у ребенка появляются вопросы о значении слов, ребенок сам пытается объяснять слова на основе их значений. К четырём годам формируется правильное звукопроизношение, интонационная сторона речи, а также умение выражать интонацией вопрос, просьбу, восклицание. К этому моменту ребёнок накапливает определённый лексический запас, который содержит все части речи. В этот период происходит становление монологической речи. Ребёнок уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше.

К старшему дошкольному возрасту набирает силу уточнение смыслового значения слов. У детей появляется большой интерес к слову и его значению. Словарь старшего дошкольника активно обогащается и за счёт слов, придуманных самими детьми. Словотворчество становится одной из важных особенностей детской речи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают связной речью, которая является мощным резервом их умственного развития.

Учитывая вышесказанное, можно сказать, что к старшему дошкольному возрасту, ребенок усваивает все основные модели родного языка, а словарь дошкольника этого возраста может рассматриваться в качестве национальной языковой модели.

Нарушения лексики у детей дошкольного возраста

1. Преобладание объема пассивного словаря над активным;

2. Неточное употребление слов, наличие вербальных парафазий;

3. Трудности актуализации словаря;

4. Несформированность семантических полей (смысловые замены слов);

5. Трудности формирования словообразовательных моделей;

6. Трудности формирования антонимов, синонимов;

7. Трудности выделения существенных дифференциальных признаков слов;

8. Ограниченность объема словаря, что затрудняет процесс коммуникации

Основные направления работы по формированию лексики у дошкольников

• Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, внимания, представлений, памяти и др.);

• Уточнение значения слов;

• Формирование семантической структуры слова, организация семантических полей, лексической системы родного языка;

• Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слов из пассивного в активный словарь

• Формирование словообразования.

• Расширение запаса синонимов и антонимов

• Формирование правильного употребления слова в связной речи.

Пособия для скачивания для детского сада и начальных классов

Функция доступна для зарегистрированных пользователей. Регистрация Информация Как добавить свой материал

Совершенно бесплатно предлагается скачать для детей и всей семьи интересный и полезный материал: материалы для детского сада и школы, все для редактирования видео и фото, кулинарные рецепты, фильмы и мультфильмы для семейного просмотра, развлекательные и обучающие компьютерные игры. Материалы для скачивания размещаются на ресурсе detskieradosti.ru обычными посетителями сайта, которые хотят поделиться с вами совершенно бесплатно. К вашему сведению будет полезна информация (без отправления платных СМС)
Подборка материаловБуквы и цифры

Школьный клипартКартотеки прогулок — сентябрь, октябрь, ноябрьИгралочка. Математика для детейКлипарт — Хеллоуин
Папка передвижка к дню пожилых людейШпаргалки первоклассникуМистер СамоделкинДетская кулинарияОсенние и летние праздники
Музыка, песни из мультфильма «Школа монстров» Песни о спорте Песни про осень
Главная » Файлы »
В разделе материалов: 2168
Показано материалов:
1-15
Страницы: 1
2 3 … 144 145 »
Рассказы, стихиСалют, пионерия!
Сборник произведений советских писателей о жизни пионеров нашей страны.
Подробнее
Библиотека школьника | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: Вчера | Обновлен: | Комментарии (0) *
Сказаниео верном друге
Повесть о приключениях ребят из первобытного племени таж, которое могло жить в предгорьях Тянь-Шаня и в степях Средней Азии в далекие времена неолита.
Подробнее
Библиотека школьника | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: 15.10.2021 | Обновлен: | Комментарии (0)
Книга юного конструктора Том 1
В книге собраны описания различных моделей и приборов. Для книги отбирались описания конструкций, уже построеных, тщательно проверенных и хорошо работающих
Подробнее
Библиотека школьника | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: 14.10.2021 | Обновлен: | Комментарии (0) *
Осваиваемграмоту
Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста
Подробнее
Обучение письму | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: 13.10.2021 | Обновлен: | Комментарии (0) *
В Страненевыученных уроков
Книжка про горе-ученика, двоечника, который попадает в волшебную страну, полную приключений и опасностей, которые ему придётся преодолеть, чтобы снова вернуться домой.
Подробнее
Библиотека школьника | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: 13.10.2021 | Обновлен: | Комментарии (0) *
МышонокМыцик
Весёлые и грустные приключения серого мышонка, рассказанные им самим
Подробнее
Библиотека дошкольника | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: 08.10.2021 | Обновлен: | Комментарии (0) *
Заниматика
«Заниматика» — весёлая младшая сестра арифметики. Она поможет вашим детям не только быстро запомнить цифры и решать с ними несложные задачи, но и даст первые представления о теории относительности, пространстве, времени и, самое главное, научит творчески мыслить и находить правильные решения как в арифметике, так и в жизни.
Подробнее
Математические занятия | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: 06.10.2021 | Обновлен: | Комментарии (0) *
Каштанка
Каштанка – это собачка помесь таксы и дворняжки. Как-то раз, она потеряла своего хозяина. Поиски не дали результата, так что бедняжка уснула просто под незнакомым подъездом. Повесть показывает, как важно быть преданным. Новая жизнь у Каштанки была полной интересных событий, собака не испытывала голода, но она все же возвращается к хозяину, потому что любит его.
Подробнее
Библиотека школьника | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: 06.10.2021 | Обновлен: | Комментарии (0) *
Бесконечная сказка
Сборник «Бесконечная сказка» составлен по материалам дореволюционных журналов «Светлячок», «Хорошая И многих других, выходивших под редакцией замечательного детского писателя Александра Федорова-Давыдова. В книгу вошли также произведения писателей ХХ века: Михаила Пришвина, Леонида Бельского, Дмитрия Кайгородова, Ивана Белоусова и других; стихи, рассказы и очерки разных авторов о животных.
Подробнее
Библиотека школьника | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: 05.10.2021 | Обновлен: | Комментарии (0) *
Трагедия диких животных
Мы никогда не увидим многих зверей и птиц — 600 видов животных сейчас находятся на грани полного уничтожения. Чтобы этого не случилось нужно привить каждому человеку вкус к познанию природы и чувство личной ответственности за её сохранение.
Подробнее
Библиотека школьника | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: 05.10.2021 | Обновлен: | Комментарии (0) *
Недопесок
Повесть русского писателя Юрия Коваля о побеге со зверофермы молодого песца по кличке Наполеон Третий. Одно из наиболее известных произведений писателя. Журнальный вариант был опубликован в журнале «Костёр» в 1974 году, отдельным изданием повесть вышла в 1975 году.
Подробнее
Библиотека школьника | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: 05.10.2021 | Обновлен: | Комментарии (0) *
Занимательнаягеография
Пособие предлагает учащимся заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы получить много интересных и полезных сведений по географии. Ребят ждут удивительные и загадочные факты, занимательные вопросы и задания.викторины и кроссворды. Пособие можно использовать для работы на уроках географии и для внеклассного чтения, а также при подготовке к олимпиадам, викторинам, конкурсам. Оно поможет подготовить доклад, реферат, творческую работу.
Подробнее
Библиотека школьника | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: 04.10.2021 | Обновлен: | Комментарии (0) *
Учимся рисоватьХочу стать художником
Пособие посвящено развитию у детей школьного возраста творческих способностей к рисованию. Автор предлагает методику обучения рисованию в соответствии с программой обучения школьников, рекомендованной Министерством
Подробнее
Рисование, раскраски | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: 03.10.2021 | Обновлен: | Комментарии (0) *
Мир животныхПтицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся
В книге описываются представители шести классов животного царства. Вы узнаете, прочтя ее, о жизни разных птиц, миног и миксин, акул и скатов, электрических и других рыб, тритонов, саламандр, лягушек, черепах, крокодилов, змей и многих других земноводных и пресмыкающихся животных всех стран мира.
Подробнее
Природоведение | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: 02.10.2021 | Обновлен: | Комментарии (0) *
Иван царевич и серый волк
Прекрасно оформленная, с красочными иллюстрациями книга для чтения. Для учеников начальных классов.
Подробнее
Библиотека школьника | | Добавил: letitvlavasaf | Дата: 01.10.2021 | Обновлен: | Комментарии (0) *

1-15

16-30 31-45 … 2146-2160 2161-2168

Лексический словарь по развитию речи в средней группе

Татьяна Владимировна Горбатовская

Лексический словарь по развитию речи в средней группе

Дорогие коллеги, может кто-то посмеётся над моим материалом, а кому-то он будет необходим. Ведь часто бывает что в разговорной речи с детьми у нас появляются своеобразные клише, мы употребляем одни и те же слова и речь от этого не становится красочной. Поэтому предлагаю вашему вниманию этот своеобразный словарь. Я его использую при составлении рассказов по картине или при объяснении чего-либо.

Фрукты

Существительные. фрукт, яблоко, груша, слива, вишня, банан, мандарин, апельсин, лимон, дерево, куст, кожура, косточка, семена, сок, варенье, повидло.

Прилагательные Зелёный, красный, оранжевый, жёлтый, фиолетовый, большой-маленький, крупный-мелкий, сладкий, сочный, хрустящий, спелый, вкусный, твердый-мягкий, тяжелый, шершавый, гладкий. Наливное, румяное (яблоко, лимонный, вишневый, малиновый (сок, абрикосовое, яблочное, персиковое (варенье).

Глагол. Расти, цвести, спеть, плодоносить, собирать, срывать, мыть, хранить, варить, заготавливать, вырасти, созреть, дозреть, продавать.

Ягода

Существительные. Клубника, смородина, крыжовник, малина, брусника, земляника, компот, варенье, сок.

Прилагательные Вкусная, сладкая, кислая, вареный, сушеный, душистая (земляника, мягкая.

Глагол. Собирать мыть, варить, резать, сушить.

Овощи

Существительные. Морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, горох, огурец, укроп, кабачок, петрушка, тыква, перец, баклажан, чеснок, салат, урожай, семена, стручок.

Прилагательные Зелёный, желтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, гладкий, мягкий, овощной (салат, пузатая (тыква, пупырчатый, толстокожий, спелый, шершавый.

Глагол. Расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, выращивать, спеет, собирать, срывать, срезать, мыть, хранить, солить, варить, жарить, пересаживать, заготавливать.

Животные

Существительные. Дикие: лис, волк, медведь, заяц, белка, лиса, ёж, олень, детёныши, медвежонок, зайчонок, кабан, рысь, бобр, тюлень, морж, щетина, пасть. Домашние: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кролик, ягнята, названия детёнышей. Сарай, свинарник, голова, уши, рога, туловище, шерсть, ноги, щетина, копыта, лапы, вымя, борода, пёс, бык, конь, кабан, баран.

Прилагательные Дикие, лесные, злой, хитрая, трусливый, боязливый, осторожный, неуклюжий, косолапый, быстрый, большой, колючий, ловкий, трудолюбивый, маленький, белый, пушистый, голодный, шустрый, длинноухий, свирепый, пугливый, сердитый, мохнатый, неповоротливый, хищный, шустрая.

Пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, ловкий, шустрый, быстроногий, копытные, заботливый, охотничья, сторожевая, верная, кусачая.

Глагол. Охотиться, ходить, рычать, колоться, красться, бродить, запасать, рыть, строить, впадать (в спячку, ловить, линять, притаился, прячется, скачет, бегает, прыгать, собирать, засыпать, отдыхает, рыщет, грызёт.

Мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, резвиться, играть, доить, ухаживать, заботится, ласкаться, мурлыкать, пастись, отдыхает, облизывает, стричь.

Профессии

Существительные. Строитель, шофер, лётчик, пожарный, воспитатель, художник, повар, врач, парикмахер.

Глагол. Поднимать, класть, управлять, писать, поливать, лечить, стричь, причесывать, играть, рассказывать, побеждать, варить, жарить, готовить, перевозить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]