Проект «Мы красиво говорим»
Оглавление
Раздел I: Информационная часть проекта |
Раздел II: Содержательная часть проекта |
1. Аннотация проекта 2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект 3. Цели и задачи проекта 4. Возможные риски и пути их преодоления 5. Планирование работы по реализации проекта 6. Образ конечного результата, критерии его оценки 7. Ресурсное обеспечение проекта 8. Перспективы развития проекта |
Раздел III: Бюджет проекта |
Литература |
Приложения |
Раздел I: Информационная часть
Паспорт проекта
Название проекта: | «Мы красиво говорим» |
Тип проекта: | Долгосрочный, практико-ориентированный |
Название учреждения | МБДОУ «Детский сад № 317» г. Пермь |
Адрес учреждения | |
Телефон учреждения, факс | |
Электронный адрес ОУ | [email protected] |
ФИО руководителя ОУ | |
Руководитель проекта | |
Срок осуществления проекта | Август 2012 года – май 3013 года (промежуточный) |
Раздел II: Содержательная часть проекта
1. Аннотация проекта
Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей.
Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей от 3 до 5 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.
Проект «Мы красиво говорим» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей посещающих младшие и средние группы детского сада по результатам анкетирования, решено ввести и предложить заинтересованным родителям посещать логопедические занятия вместе с детьми, что окажет педагогическую помощь и повысит компетентность родителей. Таким образом, достигается индивидуализация оказываемой логопедической помощи по определенному запросу родителей и конкретного ребенка с речевым недоразвитием, разрабатывается индивидуальный маршрут, направленный на коррекцию речевой патологии.
Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:
1. Коллективная на базе ДОУ (родительские собрания, клуб)
2. Индивидуальная на базе ДОУ в кабинете коррекции, по предварительной записи).
Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный: сентябрь — октябрь 2012 года.
II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.
III этап – практический: 11.02.2013 – 30.05.2013 г.
IV этап – аналитический: сентябрь 2013 года.
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.
«Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р). Все это подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений.
Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми до 5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ.
Для оценки возможностей данной работы МБДОУ «Детский сад № 317» г. Перми были проведены различные исследования, обобщив результаты которых можно сделать следующие выводы:
1. Родители младших дошкольников заинтересованы в улучшении качества речи детей.
2. В ДОУ имеются достаточные ресурсы в виде кадрового потенциала (учитель-логопед (1,5 ставки)).
3. В среднем более 50 % семей, имеющих детей младшего и среднего дошкольного возраста нуждаются в оказании данной помощи.
В связи с чем, появилась необходимость в концептуально новой организации работы логопедического пункта ДОУ, которая была бы направлена на оказание логопедической коррекционно-развивающей помощи младшим дошкольникам и их родителям.
Отсюда вытекают следующие противоречия.
1. В ДОУ с общеразвивающими группами задача коррекционно-развивающей деятельности при реализации программы является дополнительной. В расписании НОД нет времени, специально отведенного для коррекционно-развивающей деятельности логопеда, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению образовательной программы и не нарушать СанПин.
2. В логопедический пункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, хотя статистические данные показывают необходимость оказания коррекционной помощи в более ранний период, когда недостатки не закрепились в активной речи ребёнка.
3. Повышается необходимость оказания ранней квалифицированной помощи постоянно возрастающему количеству детей в соответствии с социальным заказом родителей.
4. Наблюдается недостаточная морально-психологическая и профессиональная подготовленность воспитателей в оказании коррекционной помощи детям с ОВЗ.
5. Основными формами организации работы с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность. НОД кратковременная (15-20минут), краткосрочная (1-2 раза в неделю) и рассчитана на 6-ти или 12 месячный срок обучения, при необходимости сопровождения некоторых детей в течение 2-3 лет.
6. Учитель-логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.
7. Востребованность родителями услуг раннего развития детей, и отсутствие альтернативных моделей.
8. Желание семьи получить гарантированную и квалифицированную психолого-педагогическую поддержку в ДОУ которое посещает ребёнок.
Разрешение обозначенных противоречий мы видим в реализации новой модели предоставления логопедической КНОД в присутствии родителей для детей от 2.5 до 5 лет (с возможностью предоставления потребителю выбора времени услуги)на базе логопедического пункта ДОУ.
Анализ ситуации побудил нас к разработке данного проекта.
Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают младшие и средние группы ДОУ, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка.
3. Цели и задачи проекта.
Цельпроекта — создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе логопедического пункта МБДОУ «Детский сад № 317», обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.
Задачи проекта:
1. Разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД логопункта МБДОУ, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
2. Изучить потребительский спрос на КНОД среди семей, имеющих детей дошкольного возраста3-4х лет посещающих ДОУ.
3. Спроектировать модель логопункта ДОУ, направления и виды деятельности, формы предоставления услуги.
4. Обеспечить функционирование инновационных моделей работы логопункта МБДОУ (в первую, вторую половину дня).
5. Создать программно-методическое обеспечение предоставляемых логопунктом услуг.
6. Оценить возможности пространственной среды логопункта и материально-технического оснащения коррекционно-развивающего процесса и создать условия для организации коррекционной непосредственно организованной деятельности с детьми 3-5 лет, посещающих ДОУ, и оказания помощи при подготовке к обучению грамоте и поступлению в школу.
7. Совершенствовать материально–техническую базу логопункта МБДОУ.
Ценность проекта:
- Создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях логопедического пункта МБДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса МБДОУ.
- Оказание помощи родителям детей с ОВЗ в условиях дошкольного логопедического пункта.
- Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально – педагогического имиджа МБДОУ в районе.
Подготовительная (исследовательская) часть проекта.
Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.
Объектом проекта является логопедический пункт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения в условиях повышения качества и развития дополнительных форм дошкольного образования.
Предмет проекта — комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников.
Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Перми в сфере дошкольного образования.
Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:
- речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в д/с — 21 %;
- послужат причиной будущих проблем при обучении в школе — 35 % семей;
- помешают полноценному общению с людьми в будущем — 44 % опрошенных.
Для преодоления трудностей: 72 % — считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом д/с; 47 % — видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % — не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.
4. Возможные риски и пути их преодоления.
В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.
Факторы, представля-ющие воз-можности (благоприятные факторы) внешней среды: |
|
Факторы, представляющие угрозы для ОУ: |
|
Сильные стороны ОУ: |
|
Слабые стороны ОУ: |
|
Определение возможной стратегии реализации проекта:
Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:
- Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования речи детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
- Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
- Провести опрос родителей младших и средних групп МБДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.
Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:
- КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00, а также в летний оздоровительный период.
- Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
- Использовать библиотеку учреждения и Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.
Использование сильных сторон для смягчения угроз:
- Изучить опыт по данной работе в городе Перми и крае.
- Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения
I этап – подготовительный: сентябрь — октябрь 2012 года.
II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.
III этап – практический: 11.02.2013 – 30.08.2013 г.
IV этап – аналитический: сентябрь 2013 года.
5. Планирование работы по реализации проекта.
Поэтапный план – график реализации проекта
Проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный: октябрь 2012 года
II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.
(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы 2007-2012 гг.).
III этап – практический: 11.02.2013 г. – 30.08.2013 г.
IV этап – аналитический: сентябрь 2012 года.
Продолжительность проекта – 7 месяцев.
Направления | Действия по реализации задач | Ожидаемые результаты | Участники реализации |
I этап – подготовительный: сентябрь — октябрь 2011 года | |||
Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня | Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС | Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников 3-5 лет с речевой патологией в логопункте ДОУ» | Учитель-логопед |
Проведение маркетингового исследования потребительского спроса на образовательные услуги | Получить статистические данные по семьям | Информационный банк детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении | |
II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2011 года | |||
Нормативно-правовое обеспечение для создания |
| Учитель-логопед, педагог-психолог и педагоги работающие с детьми 3-5 лет | |
Проектирование модели логопункта ДОУ |
| Модель Логопункта ДОУ | |
Программно-методическое обеспечение |
| Пакет документов по каждому направлению: — индивидуальтые планы — перспективные планы — методическое обеспечение — диагностические материалы | |
Создание комфортных условий для оказания услуг |
| Комфортная предметно – развивающая среда по всем направлениям (готовность кабинета коррекции к осуществлению деятельности) | |
III этап – практический: 22.02.2012 г. – 31.08.2012 г. | |||
Организация информационной акции |
| Учитель-логопед , педагог-психолог и педагоги | |
Проведение логопедической КНОД в присутствии родителей |
| ||
IV этап – аналитический: сентябрь 2012 года | |||
Промежуточный мониторинг деятельности логопедической КНОД в присутствии родителей |
| Учитель-логопед |
6. Образ конечного результата, критерии его оценки.
Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми 3-5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ, через успешное функционирование логопедической КНОД в присутствии родителей.
Модель деятельности логопедического пункта МБДОУ «Детский сад № 317»
Условия | Вариативность пребывания | |
Логопедическая КНОД в присутствии родителей (в течение учебного года) | Летне-оздоровительный период | |
Продолжительность работы | Февраль – май 2013 г. | Июнь – август 2013 г. |
Режим дня | 1-ая половина дня / 2-ая половина дня | |
Время | 20 минутное индивидуальное | 20 минутное индивидуальное |
Недельная цикличность | 1-2 раза в неделю | 1-2 раза в неделю |
Специальные предложения | консультации педагога-психолога |
Ожидаемые результаты проекта:
Качественные
- Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту (механизм оценки – количественный анализ);
- Наличие апробированной модели логопедического пункта (критерий оценки – наличие пакета «Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность логопункта ДОУ по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей»)
- Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
- Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета коррекции и групп ДОУ.
- Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
- Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
- Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.
- Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).
Количественные
- Выполнение ФГТ по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
- Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 2,5 до 5 лет (критерий оценки — показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников).
- Охват разных категорий потребителей образовательных услуг (дети и родители).
- Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
- Обучено и проконсультировано не менее 80 родителей (законных представителей)
- Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.
- Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе
Эффективность проекта мы будем оценивать
- По увеличению количества запрашиваемых и предоставляемых дополнительных услуг: востребованность услуги: оказание услуг детям в возрасте 3-5 лет.
- По увеличению спроса на посещение логопедической КНОД в присутствии родителей: качество услуги; положительные отзывы родителей; по стабильной привлекательности учреждения для родительского контингента микрорайона города
- По интересу к опыту учреждения руководителей других ДОУ и желанию апробации в своих детских садах.
7. Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровые: в настоящий момент младшие и средние группы укомплектованы воспитателями и помощниками воспитателей, штате ДОУ -1 учитель-логопед (1,5 ставки), 1 педагог – психолог, 2 музыкальных руководителя, 1 инструктор по физическому воспитанию.
Информационные: кабинет коррекции оснащены большим количеством современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.
Временные: проект рассчитан на 7 месяцев, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.
Материально – технические: в ДОУ кабинет коррекции: логопеда и психолога; ИЗО студия, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.
Структура управления проектом
Руководитель проекта:
- осуществляет общее руководство.
- отслеживает выполнение плана реализации проекта.
- разрабатывает нормативно-правовую базу по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей.
- анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги.
- анализирует результаты выполнения проекта.
- организует работу специалистов и педагогов
- оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту,
- создает условия осуществления образовательного процесса,
- формирует индивидуальный заказ родителя.
- организует работу по проведению мероприятий с детьми.
- формирует банк методических материалов.
- анализирует результаты диагностики детей.
- координирует взаимосвязь между участниками проекта.
- разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).
8. Перспективы развития проекта
В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей оказания дополнительных услуг семьям ДОУ. Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволяет реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.
Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления дополнительных услуг детям.
Модель компетентности
Компетентность родителей в речевом развитии детей:
- ЗНАЮ о проблеме ребёнка
- УМЕЮ использовать знания
- ХОЧУ владеть знаниями
- МОГУ самостоятельно помочь
Результат проекта:
- Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи,согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
- Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 3-5 лет через организацию и проведение индивидуальной логопедической КНОД в присутствии родителей.
- Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
- Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.
Возможности дальнейшего развития проекта:
- На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Мы красиво говорим»: проводить логопедическую КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 7 лет.
- Публикации опыта работы, распространение его в городе и регионе.
- Выступления на семинарах, конференциях различного уровня (Презентация опыта на ГМО учителей-логопедов, на краевом семинаре в ПГГПУ).
Цель создания логопедической КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 5 лет — это повышение компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и коррекционно-развивающего потенциала, а также привлечение внимания специалистов и педагогов к ценности семьи, как важнейшему институту семейного воспитания.
Литература:
1. Закон Российской Федерации от .
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р
3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.
ПРОЕКТ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
I. этап
— дофонемный
II. этап
– фонемный
Дофонемный этап
На 3-й неделе у новорожденного появляется реакция на голос.
К 4-м месяцам реакция на голос и интонацию обращенной речи.
К 5 месяцам ребенок улавливает общую ритмическую, мелодическую структуру слова.
В 9-10 месяцев – реакция на интонацию и значение некоторых слов. С этого времени начинает работать механизм самообучения.
С 11 – ти месяцев ребенок различает контрастные по звучанию слова ба-ба, па-па, ма-ма.
С 11-12 месяцев начинает развиваться фонематический слух. В это время фонематический слух позволяет:
понимать речь окружающих;
подражать окружающим;
устанавливать связь слова – предмет.
Фонемный этап
К 2-м годам ребенок дифференцирует все звуки речи только на слух, хорошо понимает обращенную к нему речь взрослого.
К 5-6 годам дети дифференцируют уже все звуки и на слух и в произношении.
Исследования Н.Х. Швачкина подтверждают литературные источники и других авторов (М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, В.В. Ветрова и др.)
Параллельно с фонематическим слухом, который осуществляет операции различения и узнавания фонем, развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Фонематический и фонетический слух совместно составляют речевой слух,
который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения, которое может осуществляться только при слаженной работе между механизмами слухового контроля и приема с одной стороны и управления речевыми движениями с другой.
О функциональном единстве речевосприятия и речепроизводства упоминается в работах Н.И.Жинкина, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова, А.А. Леонтьева и др.
Еще в период зарождения фонологической теории крупнейший языковед Бодуэн де Куртене указывал, что структура фонемы определяется, как акустическими, так и двигательными компонентами.
Исследуя закономерности развития детской речи, А.Н. Гвоздев отмечает, что общий ход усвоения ребенком звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер: «Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию слуха ребенок на слух учится различать разнообразные фонетические элементы; их точные слуховые представления и становятся регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляционные навыки… Эти навыки вырабатываются позже, и с их выработкой звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную речь ребенка. С этой стороны развитие моторной сферы оказывается определяющим для всего хода усвоения фонетической стороны родного языка. А.Н. Гвоздев «Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка», Москва 1948 г.)