Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.
Как развивать речь ребенка
Мы продолжаем разговор о развитии речи ребенка, начатый в первой части статьи, посвященной этой проблеме.
Движения организма и органов, участвующих в воспроизведении речи, имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно по этой причине пальчиковая гимнастика для развития речи малышей должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.
Тренировка движений пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых 5 месяцев.
А теперь давайте посмотрим, как можно помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.
Помните: занятия должны проходить в максимально легкой, веселой и игровой форме. Тогда они и принесут реальную пользу, и доставят настоящее удовольствие вам обоим.
Комплекс мер по развитию речи (для проведения в домашних условиях):
- Развитие мелкой моторики
- Речевая гимнастика
- Логоритмика
Мы не упоминаем здесь такие направления работы по развитию речи, как логопедический массаж, специальные упражнения на отработку различных звуков, на развитие фонематического слуха и некоторые другие. Они являются областью применения исключительно профессиональных знаний и умений. Здесь лучше довериться специалисту, а не пытаться справиться с этой задачей самостоятельно.
Пособия для развития мелкой моторики:
- Матрешки
- Бархатная бумага
- Пластилин
- Мозаика
- Шнуровки
- Фасоль, горох
- Манная крупа
- Соленое тесто
- Счетные палочки
- Разноцветные прищепки
- Бусины
- Тряпочки с пришитыми пуговицами
- Трафареты
- Массажный мячик
- Деревянные конструкторы
Мелкая моторика:
- Пассивная гимнастика — массаж для развития мелкой моторики.
- Активная гимнастика — игры для развития мелкой моторики: стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.
Создание развивающей среды
Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен «купаться» в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.
Например, умывание: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал».
Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит «чувство баланса»: говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.
Пассивная гимнастика (массаж)
Лучше, если технику массажа вам покажет опытный профессионал, однако самые простые приемы вы можете освоить сами.
Массаж выполняется одной рукой, другая придерживает массируемую кисть. Продолжительность сеанса — 3 – 5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж включает в себя следующие типы движений:
- Поглаживание — совершается в разных направлениях;
- Растирание — отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
- Вибрация — нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;
- Массаж с помощью специального мячика — мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик нужно использовать твердый, то есть он не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
- Сгибание-разгибание пальцев — пальцы изначально сжаты в кулак, каждый по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Что делать, если ребенок так и не начал говорить?
В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.
Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.
Причина | Решение | |
1. | Наследственность | Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время. |
2. | Особенность характера и темперамента | Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников. |
3. | Отсутствие необходимости в речи | Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого». |
4. | Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты | Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации. |
5. | Чрезмерный напор родителей | Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку. |
6. | Отсутствие интереса | Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие. |
7. | Отсутствие социума | Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке. |
Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики
Пособия для игр:
- Бабочки из цветной бумаги
- Листочки из цветной бумаги
- Вертушка
- Ватные шарики
- Бумажный кораблик
Игры для детей от 2 месяцев:
- Вот какие разные. Ребенку вкладывают в руку различные по фактуре и форме предметы. Малыш должен схватить предмет и удержать его некоторое время. Такое упражнение развивает не только моторику, но и тактильные ощущения. Хорошо, если вы будете при этом комментировать происходящее: «Этот шарик гладкий», «Этот ежик колючий» и т. д.
Игры для детей от 9 месяцев
- Сборные матрешки. Сначала нужно собирать одну куколку, затем постепенно усложнять игру; после 2 лет это должна быть уже тройная матрешка.
- Пирамидки. Для начала нужно использовать классическую пирамидку, размер колец которой уменьшается к вершине.
- Обведи по контуру. Нужно сделать карточки с изображениями известных малышу предметов, например домика, дерева, машинки, и обклеить их контуры бархатной бумагой. Суть игры: взрослый ведет пальчик малыша по контуру и называет предмет. Потом контур обклеивают бусинами или горошинами и повторяют игру.
- Чашки-ложки. Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую. Можно также перекладывать рукой фасоль, горох или орехи.
- Лепка из пластилина. Начинать надо с цилиндра, а со временем усложнять задания: шарик, морковка, змейка.
Во время проведения игр не забывайте комментировать свои действия и объясняйте ребенку все, что вы делаете.
Игры для детей от 1 года:
- Сильные ладошки. Ребенок сжимает резиновые игрушки. Самое лучшее — резиновый ежик: иголки воздействуют как массажер.
- Мозаика. Сначала нужно выкладывать простые фигуры: дорожки, цветочки, квадратики, — а затем переходить к более сложным: домики, машинки, елочки.
- Конструктор. Величина деталей и сложность конструкции зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций, например с построения башенки.
- Бусины. Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем размер деталей нужно постепенно уменьшать, переходя к настоящим бусинам. Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель — научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов. Например, можно выложить круг, квадрат, сердечко, спираль и т. д.
- Шнуровки. Так как шнуровки бывают разными по содержанию, имеет смысл обыграть процесс шнурования — например, попросить ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать обувь (шнуровка-ботинок).
- Волшебный поднос. На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем малышу показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 – 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
- Разноцветные прищепки. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки, а чтобы игра была интересной, можно делать это по тематическому принципу: лучики — к солнцу, иголки — к ежику, дождик — к тучке, травку — к земле. Конечно, для этого вам сначала предстоит сделать заготовки. Это довольно сложное задание для ребенка. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала возьмите руки крохи в свои и выполните упражнение вместе с ним.
- Золушка. Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
- Забавные картинки. По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
- Счетные палочки. Покажите малышу, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые: это служит дополнительным массажем для пальчиков.
- Маленький скульптор. Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1/2 стакана соли, немного воды). Преимущество теста перед пластилином в данном случае заключается в том, что поделки впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
- Застегни пуговку. Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра, во втором прорежьте соответствующие по размеру петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя свои действия: «Большую пуговицу мы вставляем в большую петельку, среднюю пуговку — в среднюю, а маленькую — в маленькую». Затем возьмите руки ребенка в свои и повторите упражнение. После этого можно предложить малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если кроха не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение, и для его успешного выполнения требуется тренировка.
- Трафареты. Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеет маленькую толщину, и ребенку неудобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно объемными. Хороший выход — вырезать их из куска линолеума или обувной коробки.
Как развивается речь у детей до 2 лет?
Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае, независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.
- Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
- Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».
ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.
- Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
- Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
- Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.
Пальчиковый театр
Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая:
- Стимулирует развитие мелкой моторики;
- Знакомит ребенка с такими понятиями формы, цвета, размера;
- Помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т. д.);
- Развивает воображение, память, мышление и внимание;
- Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- Формирует творческие способности и артистические умения;
- Знакомит с элементарными математическими понятиями.
Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):
- Сначала познакомьте ребенка с персонажами сказки. Предложите малышу рассмотреть и потрогать фигурки. Затем наденьте по очереди каждый персонаж себе на палец и опишите его.
- Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит Колобок».
- Затем разыграйте перед малышом сказку. Наденьте персонажи себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начинайте рассказывать сказку, поднимая пальцы с действующими лицами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом. Поднимите вверх палец с персонажем «бабка». Скажите малышу о том, что сегодня этот герой будет выпекать Колобка. Ритмично постукивайте друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. При этом говорите: «Бабушка тесто замешивает». По такому же принципу обыграйте появление каждого персонажа.
Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):
- Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
- Затем попросите малыша выставить персонажей на столе в порядке их появления в сказке. При этом попросите дать характеристику каждому из них по принципу: «Бабка — старая, добрая заботливая; Колобок — круглый румяный, озорной» и т. д.
- Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?»
- Затем разыграйте перед маленьким зрителем сказку с помощью пальчикового театра.
- В конце попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.
Веселое азбуковедение
Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Зима – лето. Жара – холод. Правда – ложь. Богач – бедняк. Горький – сладкий. Полезный – вредный…
«Волшебная палочка феи Словарины»
Для игры необходима «волшебная» палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.
Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.
Дом – домик – домище. Мост – мостик – мостище. Дождь – дождик – дождище. Кот – котик – котище…
Автор: Круговых Маргарита Александровна
Старший воспитатель МАДОУ д/с №7 г.Ишима
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции, — осуществления газообмена, — дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание (диафрагмальное) — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Механизм этого типа дыхания заложен в нас природой изначально. Это древнейший тип дыхания, присущий всем теплокровным и на 90% всей потребности в дыхании осуществляется за счет него.
Основная мышца, которая приводит этот тип дыхания в действие – диафрагма. Она разделяет брюшную и грудную полости. При вдохе диафрагма расслабляется и, опускаясь, давит на брюшные органы, которые в свою очередь прижимаются в брюшной стенке, заставляя ее выпячиваться и округляться. На выдохе диафрагма сокращается, поджимает легкие, а брюшная стенка втягивается. При этом верхняя часть грудной клетки остаются без движения. Внешне это выглядит как дыхание животом.
При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока.
Пальчиковые игры для развития речи
Суть занятия на пальчиковую моторику состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху», «снизу», «правый», «левый» и т. д. После того как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и вашим маленьким актером (например, встреча ежика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений.
- Пальчиковая игра “Зайчик”. Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Человечек. «Бегаем» указательным и средним пальцами по столу. Пальчиковая игра “Ежик”. Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой выпрямить. Кошка. Соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. Коза рогатая. Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем. Бабочка. Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые; ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.
Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений для ребенка для развития речи.
Виды речи
Речь бывает активной и пассивной:
- Активная — та, которую малыш использует. Ребёнок знает выученные слова, может уверенно их произносить, строить с их помощью предложения.
- Пассивная — та, которую чадо понимает, но по определённым причинам не произносит. Например, он может знать слово «телевизор», однако не говорить его, так как оно для него сложное.
Очень важно развивать и активную, и пассивную речь ребёнка.