Дефект смягчения. Специфика работы.методическая разработка по логопедии по теме


Классификация

Дефекты твердости и мягкости могут охватывать любые пары звуков, различающиеся по данному признаку. Недостаток звукопроизношения может затрагивать все речевые фонемы (тотальный) или только некоторые (частичный). По своему механизму расстройства твердости/мягкости бывают фонетико-фонематическими (при нарушенной артикуляции и слуховом восприятии) или чисто фонематическими (при нарушении слуховой дифференциации):

  • Замена мягких согласных твердыми.
    Встречается при недостаточном изгибе и сближении спинки языка с небом, а также при тугоухости и несформированном фонематическом слухе (фонетико-фонематический дефект).
  • Замена твердых согласных мягкими.
    Палатализация возникает по причине излишнего напряжения и избыточного подъема средней части спинки языка (фонетико-фонематический дефект).
  • Смешение твердых и мягких фонем между собой.
    Подразумевает, как правильное, так и неправильное употребление пар звуков в зависимости от их положения в слове. Встречается у детей со сниженным слухом и неразвитой слуховой дифференцировкой (фонематический дефект).

К развитию дефекта смягчения предрасполагает несформированность у ребенка фонематических процессов и речевых кинестезий, снижение физического слуха, нарушения строения органов артикуляции, изменение тонуса артикуляционных мышц. По своей психолого-педагогической характеристике такие дети относятся к группе ФФН или ОНР.

Познавательная страничка

В произношении согласных, имеющих твердую (мягкую) пару, наблюдаются дефекты смягчения

Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки. Исключением будут звуки Ш, Ж, Ц, не имеющие мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й, не имеющие твердых пар. Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к’г’х’) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.

Спастичность артикуляторных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен.

Причины

Возрастные несовершенства речи

Смягчение (палатализация) согласных или замена мягких фонем на твердые считается нормальным явлением при физиологической дислалии. Все дети в своем речевом развитии проходят этап возрастного косноязычия, обусловленный недостаточной сформированностью движений органов артикуляции и фонематического слуха. Чаще встречается смягченное произношение, но возможен и дефект твердости. Примерно к 4,5-5 годам по мере совершенствования фонетико-фонематических процессов дефекты звукопроизношения исчезают.

Дислалия

Дефекты смягчения и твердости характерны для функциональной (акустико-фонематической, артикуляторно-фонематической) и механической дислалии. Непосредственными производящими факторами выступают:

  • несформированность акустической дифференциации;
  • слабость язычных мышц;
  • готическое небо.

При неоправданной палатализации согласных детская речь становится «сюсюкающей»: «тяпки» вместо «тапки», «дёмик» вместо «домик». При отсутствии смягчения речь теряет свою плавность, протяжность, мелодичность. Ребенок говорит «тота» вместо «тётя», «лублу» вместо «люблю». При дислалии нередко встречаются полиморфные комбинированные нарушения звукопроизношения, например, сигматизм + ротацизм + дефект смягчения.

Дизартрия

При дизартрии дефект мягкости или твердости может быть обусловлен повышенным тонусом (спастичностью) или парезом языка, гиперкинезами. При этом высокий тонус мышц средней трети спинки языка обусловливает смягчение твердых согласных (псевдобульбарная дизартрия), а паретичность и вялость – исчезновение палатализации (бульбарная дизартрия). Подобные нарушения наблюдаются также при стертой, мозжечковой дизартрии.

Тугоухость

Снижение биологического слуха – врожденная или рано развившаяся тугоухость у детей ‒ затрудняет восприятие речи окружающих и слуховой контроль за собственным звукоизвлечением. У слабослышащих детей дефект смягчения нередко сочетается с дефектом озвончения, сигматизмом, ротацизмом, парасигматизмом. Отмечается монотонность и гнусавость голоса.

Артикуляционная гимнастика

Мама будет Логопедом

Чтобы знать, с какого звука следует начать работу, нужно учитывать:

  1. Произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука;
  2. Уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков.

Согласные звуки Т, Д, Н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука Т к ТЬ, Д к ДЬ, Н к НЬ. Таким образом, выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.

Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно.

В трудных случаях можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т, то есть слоги АТЬ, ТЯ.По аналогии можно получить слоги АНЬ, НЯ, ДЯ.

Во время работы со звуками Т, Д, Н должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее, но все же необходимо проверить правильность произношения твердой и мягкой пары всех согласных.

Диагностика

Логопедическая диагностика должна решать следующие задачи: выяснение причины дефекта смягчения и определение круга сопутствующих речевых нарушений, нуждающихся в исправлении. С учетом предполагаемых этиофакторов ребенку может потребоваться консультация детского невролога, ортодонта, отоларинголога. План обследования включает:

  • Исследование состояния слуха.
    Первичную диагностическую информацию получают при камертональном исследовании слуха и регистрации аудиограммы. Для установления причин тугоухости может быть информативна КТ височных костей.
  • Неврологическое обследование.
    С целью определения формы и выраженности неврологических расстройство назначается электрофизиологическая диагностика: ЭЭГ, электронейромиография. Для выявления очаговых поражений используется нейровизуализационная диагностика ‒ МРТ головного мозга.
  • Диагностика устной речи.
    Во время консультативного приема логопед-дефектолог исследует строение артикуляционного аппарата, подвижность губ и языка, умение удерживать и переключать артикуляционные уклады. Обследуется звукопроизношение, умение различать фонемы на слух. Выявляются все имеющиеся речевые недостатки, составляется план коррекционно-логопедической работы.

Начальная школа «Здоровое детство» как полноценное и дополнительное образование

Успейте записаться! Запись открыта!

Дорогие мамочки! Мы рады сообщить вам, что вы можете посещать Начальную школу «Здоровое детство» не только как полноценное образование, но и в качестве дополнительного образования!!!

Если вы понимаете, что ваш ребенок не справляется с обучением в школе, то Центр Речи готов придти вам на помощь! Вы можете посещать Начальную школу «Здоровое детство» в своем режиме в качестве дополнительного образования (помощь с трудностями в обучении, репетиторы, оздоровление).

Коррекция

Дефекты твердости и мягкости неизбежно отражаются на письме. В процессе школьного обучения у детей с подобными нескорректированными проблемами диагностируется акустическая дисграфия. Поэтому логопедические занятия необходимо начинать в старшем дошкольном возрасте. Индивидуальный маршрут зависит от вида нарушения.

Подготовка органов артикуляции

Если палатализация согласных обусловлена высоким мышечным тонусом спинки языка, работу необходимо начинать со снятия напряжения его мышц. На первом этапе проводится расслабляющий массаж языка с акцентом на среднюю часть, артикуляционная гимнастика (упражнения «Лопаточка», «Наказать непослушный язычок», «Пожуем грушу» − «жевание» медицинской спринцовки №1, поглаживание языка губами).

При смягчении и слабости мышц языка, напротив, усилия логопеда должны быть направлены на активизацию язычной мускулатуры. Прибегают к активизирующему логопедическому массажу и упражнениям («Горка», «Катушка», покусывание языка зубами). В обоих случаях уделяется внимание развитию мягкой моторики и речевого дыхания.

Коррекция фонематических процессов

Ребенку объясняются отличия между твердыми и мягкими согласными, обыгрываются основные отличительные признаки звуков. Используются упражнения на различение квазиомонимов, показ артикуляционных профилей, работа с парными картинками на смешиваемые звуки. На данном этапе важно выработать у ребенка зрительный и кинестетический контроль.

Выработка правильных артикуляционных укладов

Для постановки звуков используются приемы по подражанию и объяснению, механический способ. Разные авторы предлагают различную последовательность отработки звуков при дефекте смягчения. Наиболее распространенная схема: переднеязычные, губно-зубные, губные, свистящие, соноры. Параллельно проводится дифференциация непалатализованных и палатализованных согласных, как на слух, так и в произношении.

Дефект смягчения. Специфика работы.методическая разработка по логопедии по теме

Слайд 1

Выступление подготовила : Шаяхметова Н.С. , учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 6» г. Саратов Дефект смягчения. Специфика работы .

Слайд 2

Дефект смягчения. В наше время в практике всё чаще встречаются дети с дефектом смягчения, который проявляется в нарушении произношения согласных, имеющих твердую (мягкую) пару. Дефект может быть частичным или тотальным, т.е . охватывать все согласные. Исключением будут звуки Ш, Ж, Ц, не имеющие мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й, не имеющие твердых пар . Если у ребенка выявился дефект смягчения, то свою работу начинаем именно с него, предварительно отработав с гласными звуками . Полное устранение дефекта на раннем этапе в устной речи предотвратит появление акустической дисграфии в письменной речи . Коррекция дефекта смягчения проводится на индивидуальных занятиях.

Слайд 3

Факторы предрасполагающие к возникновению дефекта: Снижение физического слуха Несформированность фонематических процессов Нарушение в строении артикуляционного аппарата Нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры

Слайд 4

Виды Среди дефектов смягчения наблюдаются : 1. Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи , то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п .). Ф онетико-фонематический дефект ; 2. Излишнее смягчение (Собака идет домой – Сябякя идёть дямёй ).В практике встречается чаще, ещё его называют дефектом твёрдости. Фонетико-фонематический дефект ; 3. Смешение мягких и твердых звуков в речи ( паралалии ), то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону . Фонематический дефект.

Слайд 5

Особенности артикуляции При произношении мягких звуков особенностью артикуляции является палатализация -( от лат. смягчение ) дополнительный к основной артикуляции согласных подьём средней части языка к твёрдому нёбу ( или йотовая артикуляция) Наиболее просты по артикуляционному укладу переднеязычные звуки Т-ТЬ, Д-ДЬ, Н-НЬ, они и похожи по артикуляции (редко бывают нарушены ). твёрдый мягкий На профилях видно — переход твёрдого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу . Рассмотрим в таблице что происходит при дефектном произношении парных согласных звуков.

Слайд 6

Таблица При дефектном произношении согласных : Твердых Мягких в произношении мягкие твердые дефект твердости смягчения язык напряжен спастичный изогнут (палатализация) расслаблен мягкий плоский средняя часть спинки языка не опускается выгибается не поднимается не выгибается кончик языка не выражен выражен тонус повышен гипертонус понижен гипотонус

Слайд 7

Специфика работы Нарушения произношения твердых и мягких согласных, как правило, возникают при недостатках акустической дифференциации, а также при нарушениях иннервации артикуляционной мускулатуры. Таким образом, работа по исправлению дефектов смягчения ведется в двух направления х: 1 ) коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия ; 2 ) выработка правильного артикуляционного уклада при произнесении парных согласных. При коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия важно достигнуть понимания ребенком принципа различения твердых и мягких звуков . Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что от неправильного произнесения звуков может меняться смысл всего слова. Для облегчения данной задачи можно пользоваться графическим материалом, тематическими картинками, сопровождать упражнения определенными движениями. Все это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля.

Слайд 8

Этапы работы (классика) 1. Полное отсутствие мягких согласных звуков 2. Излишнее смягчение звуков 3. Смешение мягких и твердых звуков в речи 1. Подготовительный этап 2. Этап постановки звука 3. Этап автоматизации звука 4. Этап дифференциации звуков 5. Этап выработки навыков самоконтроля (по Архиповой) 4. Этап дифференциации звуков 5. Этап выработки навыков самоконтроля (по Архиповой) На этапе дифференциации звуков важно проводить работу более тщательно и не только на слух, но и в произношении !

Слайд 9

Подготовительный этап На 1 этапе первоначально формируем у ребёнка понятие о мягкости и твёрдости. Можно показать: мячики — пластмассовый и резиновый или кубики — деревянный и тряпичный. Здесь проводиться весь комплекс логопедической работы – это и нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (статика, динамика), работа над дыханием и развитием мелкой моторики и т.д. При подборе артикуляционных упражнений учитываем структуру нарушения в произношении: 1. Нет мягких 2. Излишнее смягчение Нужно укрепить мышцы языка и выработать подъём средней части спинки языка. Нужно расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка и выпрямлять. Научить язык двигаться вперёд-назад: в напряжении в расслабленном виде Положение языка Изогнут «Горка» Прямой «Лопатка»

Слайд 10

Артикуляционные упражнения Нет мягких Излишнее смягчение Домик открывается Любопытный язык Улыбка — Хоботок Оскал Тянем язык к подбородку Обезьянка Тянем язык к носу Бульдог Хомяк Кружок Толстячки-худышки Шарики нижние Чистим зубки (снаружи) верхние Самовар Горка Ветерок дует с горки Катушка Жуём блинчик Змейка Накажем язык Лопатка Дуем на лопатку Покусаем язык Маятник Иголочка Качели Упражнения для постановки необходимого звука

Слайд 11

Нормализация мышечного тонуса Основная задача при дефекте смягчения –научить ребёнка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата . Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением и противодействием, т.к. они и укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки в работе как на картинке, или язык в положении «Горка», а палочка под языком. В более упорных случаях (без динамики) можно использовать элементы логопедического массажа с приёмами классического : в первом случае, когда нет мягких — активирующий (укрепляющий), во втором – расслабляющий . Его можно выполнять только после консультации невропатолога, если нет противопоказаний, лучше иметь справочку. В нашей работе не всегда находится время для этого, поэтому рекомендуем родителям . Ещё один из видов логопедического массажа – самомассаж, его вполне можем проводить, как индивидуально, так и с группой. (в памятке описание). Более подробно про всё это описано в книге О.И. Крупенчук «Исправляем произношение». Изотонические упражнения и самомассаж там в стихотворной форме. Про массаж также множество книг различных авторов: Е.Ф. Архиповой, Е.А. Дьяковой, И.В. Блыскиной и т.д. Также много информации в интернете.

Слайд 12

Последующие этапы На последующих этапах работаем по известным методикам. На этапе дифференциации не забываем про дифференциацию в произношении ! Можно показывать профили или на бегемотике . Чтобы отдифференцировать твердые свистящие [ с ] , [ з ] от мягких звуков, передняя часть спинки языка максимально приближается к резцам и язык сильнее выгибается и поднимается к небу. При произношении звуков [ к ] , [ г ] , [ х ] их мягкие пары отличаются тем, что кончик языка прижимается к нижним зубам. При переходе от [ м ] в [ м ] ‘ – кончик языка прижимается к нижним зубам и спинка выгибается, также меняется напряжение губ. Работая над вибрантом [ р ] , следует обратить внимание на то, что при переходе от [ р ] к [ р ] ‘ язык заметно перемещается вперед по направлению к верхним резцам. При [ л ] к [ л ] ‘ наоборот – назад.

Слайд 13

Рекомендации учёных. Татьяна Борисовна Филичева рекомендует проводить коррекцию дефекта смягчения при помощи гласных [ Ы ] и [ И ] . Закреплять понятие твёрдости и мягкости на базе сохранных согласных звуков [ К ] , [ В ] , [ П ] , [ Б ] и др. (Эта методика неэффективна при работе с переднеязычными [ Т ] , [ Д ] , [ Н ] ) Марина Анатольевна Полякова рекомендует постановку мягких и твёрдых звуков с опорой на мышечные ощущения твёрдости – мягкости. Где отталкиваться следует от губных и губно-зубных. Ставить в паре в такой последовательности [ М ] , [ Б ] , [ П ] , [ В ] , [ Ф ] , [ Н ] , [ Д ] , [ Т ] . Ольга Владимировна Правдина рекомендует постановку звуков проводить с учетом : 1. Уже правильно поставленных, опираясь на готовый артикуляционный уклад. 2. На противопоставлении каких звуков более наглядно будет видна разница между парными мягкими и твердыми звуками. Согласные [ Т ] , [ Д ] , [ Н ] удовлетворяют обоим поставленным условиям. Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно. Во время работы с этими звуками должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее Фёдор Андреевич Рау , учитывая сложность артикуляции, рекомендует коррекцию дефекта проводить в следующей последовательности : [ Т] — [Т’], [Д] — [Д’], [Н] — [Н’] , [ Ф] — [Ф’], [В] — [В’], [П] — [П’], [Б] — [Б’], [М] — [М’], [ С] — [С’], [З] — [З’], [Л — [Л’], [Р] — [Р’] .

Слайд 14

Литература …

Слайд 15

Дополнения… В комплекс самомассажа включаются упражнения для губ, щёк, языка, нижней челюсти и мышц шеи. Расслабление шейной мускулатуры рефлекторно вызывает расслабление мышц корня языка. Это проводится в положении сидя: 1. Уронили голову – «уснули». 2. Запрокинули – покачали вправо-влево. 3. Опустили и тоже покачали . В самомассаже дети не могут самостоятельно погладить заднюю поверхность шеи, что тоже очень важно, поэтому я дополняю это своими руками, а также использую массажёр . Ещё в памятке описано упражнение на распластывание языка «Пожуём грушу» — не очень эстетично, но эффективно ! Для этого можно использовать и заменитель зонда — «Ракетку», деревянный одноразовый шпатль . Из точечного массажа можно использовать массирование точек в области подчелюстной ямки, двумя указательными пальцами 5-15 секунд: при непрерывной вибрации-расслабляем мышцы языка, при прерывистой вибрации – укрепляем. Для мелкой моторики мячики – ёжики. Можно обыграть синий и зелёный на этапе дифференциации . Также раскрывающийся мяч. Для формирования правильной воздушной струи карандаш с вертушкой и т.д . Зонд Томилиной «Клювик» для постановки С СЬ, зонд «Ёжик».

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Слайд 17

Литература 1 . Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям). 2. Архипова Е.Ф . Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель ; Владимир: ВКТ, 2008. 3. Блыскина И. В . Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2008. 4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. 4-е изд. — М.: Академия, 2012 . 5. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. 6. Краузе Е.Н . «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» — СПб.: КОРОНА принт ; М.: Бином Пресс, 2005 г. 7 . Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. — М.: Айрис-пресс, 2010. — (Популярная логопедия ). 8. Новиковская О.А « Весёлая зарядка для язычка» — М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г. 9. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» — М.: АСТ: Астрель : Полиграфиздат , 2010 г. 10 . Полякова М.А. самоучитель 11. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. + Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге «Логопедическая азбука» -М.: 2000. + сайты по массажу, обучение

Слайд 19

Этап постановки звуков Используем приёмы: по подражанию и показу артикуляции ; в слоге с помощью гласных [ И ] – [ Ы ] ; с механической помощью; с использованием временного варианта (для звуков [ Л ] , [ ЛЬ ] ) Приём, основанный на подражании , предполагает слуховое восприятие мягких (твердых) звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем. Следует пояснить ребёнку, что при произнесении твердых звуков язык имеет плоскую форму (показать), при произнесении мягких – кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому небу. В случае с губными тоже самое, только за закрытыми губами. В слоге с помощью гласных [ И ] – [ Ы ] , более подробно описано в методике Т.Б. Филичевой. Некоторые нюансы в постановке с механической помощью…

Слайд 20

Механический способ Постановка задненебных [ к ] , [ г ] , [ х ] производиться от базовых слогов: [ к ] от -» та -» тя -» кя -» ка [ г ] от -» да -» дя -» гя -» га [ х ] от -» са -» ся -» хя -» ха. В момент произнесения слога логопед постепенно отодвигает язык назад, в глубину рта, нажимая на переднюю часть спинки языка указательным пальцем ребенка до второй фаланги. При дефекте смягчения коррекцию следует проводить по методике Филичевой. Постановку переднеязычных [ т ‘ ] , [ д ‘ ] , [ н ‘ ] О.В. Правдина предлагает следующим образом: произносить многократно слоги АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т , то есть слоги АТЬ, ТЯ. По аналогии можно получить слоги АНЬ, НЯ, ДЯ . С механической помощью на начальном этапе можно получить [ л‘ ] с сильно выгнутой к твердому небу спинкой языка, при постановке временного нижнего варианта артикуляции этого звука . Следует удерживать кончик языка внизу при помощи шпателя. При этом заостряем внимание на том, что кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки образует смычку с альвеолами. Твердый звук [ л ] ставим от межзубных гласных [ а ] или [ ы ] , предварительно уточнив их артикуляцию: а—л , мал, дал; ы—л , мыл. После четкой дифференциации твердого и мягкого звука сможем перейти от нижней артикуляции [ л ] к более удобной верхней с сохранением необходимого подъема спинки языка и значительной площадью ее соприкосновения с небом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]