- Главная
- Нарушения речи
ОНР 2 уровень — это явное нарушение речевого развития у детей с нормальными показателями интеллекта, слуха, при котором наблюдаются заниженные способности к вербальному общению.
Аббревиатура ОНР расшифровывается как общее недоразвитие речи. Дошкольник говорит отдельными словами и короткими фразами, допуская массу грамматических ошибок. Распространенные предложения в речи не присутствуют, активный словарный запас крайне беден. Одновременно с нарушениями лексического строя наблюдаются расстройства фонематического слуха, артикуляции.
Вопросами ОНР занималась профессор НИИ Дефектологии Р. Е. Левина. На основании ее научных трудов сегодня проводится разработка коррекционных программ для детей с логопатологиями.
Причины
Характеристика ОНР 2 уровня указывает на полиэтиологическую природу речевого дефекта. То есть виновником развития нарушения становятся физические, биологические и социальные предпосылки. Основными провоцирующими факторами являются:
- гипоксия плода;
- резус-конфликт между матерью и ребенком;
- родовая асфиксия;
- травмы головы, полученные при рождении и на первом году жизни;
- инфекции с нейротоксикозом;
- перинатальная энцефалопатия;
- педагогическая запущенность;
- дефицит общения;
- наследственность
- отрыв от дома, или синдром госпитализма.
Зачастую ОНР является последствием комплекса причин. Это важно учитывать при диагностике и коррекции речевого дефекта.
Симптомы
Общее недоразвитие речи 2 уровня характеризуется следующими симптомами:
- У ребенка диагностируется ЗРР (возрастная задержка речевого развития).
Первые слова появляются к 2 годам, фраза после 3 лет. К 4 годам кроха строит предложение из 3-4 слов, в большинстве случаев, не согласовывая грамматические формы лексем друг с другом.
- Местоимения, предлоги, союзы используются редко.
- Ударения ставится ошибочно, чаще на последний слог.
- Дошкольнику проще перечислить названия предметов, явлений, чем составить из этих слов текст.
- Совершаются многочисленные ошибки в родовых окончаниях глагола, существительных, прилагательных. Средний род не воспринимается вовсе.
- Отвечая на вопросы, дошкольник использует начальные формы глаголов и существительные в именительном падеже.
- Есть смешения числовых категорий.
- До 4-5 лет ребенок с ОНР 2 уровня помогает себе жестами, аморфными словами.
- В сложных словах нарушается слоговая структура. Малыш переставляет слоги, опускает их. Навыки словообразования отсутствуют.
- Дефекты звукопроизношения в словах. При этом изолированная фонема произносится четко.
- В 70-80% случаев у детсадовцев со 2 уровнем ОНР есть сопутствующие заболевания: дизартрия, СДВГ, ЗПР, парезы артикуляционных мышц.
Многочисленные проблемы с развернутой речью приводят к сложностям понимания высказываний малыша. Это может стать причиной отчужденности, замкнутости, нежелания принимать участие в коллективных играх, выступать на утренниках в ДОУ со стихом. То есть нарушается вербальный, психо-эмоциональный контакт с обществом. Хотя дома проблем с общением не наблюдается, родители понимают речь ребенка, его жесты.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. ОНР II уровня, дизартрический компонент.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
2018 – 2021 учебный год
Фамилия, имя: ……………………..
Дата рождения: …………………
Л/З: ОНР
IIуровня у ребёнка с дизартрическим компонентом
I
год обучения.
План работы:
Неречевая деятельность.
1.Развитие психологической базы речи:
а) способствовать развитию восприятий: зрительного, слухового, тактильного;
б) способствовать развитию произвольного внимания, памяти, мышления;
в) способствовать развитию эмоционально-волевой сферы.
2. Способствовать развитию общей и мелкой моторики.
Речевая деятельность.
1. Развитие импрессивной речи:
а) формировать понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь, выделять названия предметов, действий, некоторых признаков;
б) формировать понимание обобщающего значения слова;
в) научить понимать простые и сложные инструкции;
г) научить понимать предложные отношения между предметами;
д) научить понимать морфологические признаки предметов;
е) научить понимать логико-грамматические отношения;
ж) научить понимать небольшие тексты.
2. Развитие экспрессивной речи (развитие и облегчение речевого общения, улучшение разборчивости речи):
а) создание мотивации для речевых коммуникаций;
б) развивать активную подражательную деятельность: называть одно-, двух-, трёхсложные слова;
в) формирование словаря: работа над количественным и качественным его показателями;
г) формирование слоговой структуры слов;
д) развитие просодики:
— развитие темпо-ритмической стороны речи,
— развитие интонационной выразительности речи;
е) формирование фразовой речи:
— учить строить простые предложения по модели: «Кто? Что делает? Что?» по демонстрации действий и по вопросам;
— учить распространять предложения однородными подлежащими и сказуемыми;
— учить сочетать слова по законам грамматики;
ж) коррекция фонетической стороны речи:
— подготовка артикуляционного аппарата к произнесению фонем, укрепление мышц органов артикуляции, выработка умения владеть ими;
— нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;
— проведение активной артикуляционной гимнастики для достижения полного объёма движений органов артикуляции, их точной координированной работы;
— устранение саливации (воспроизведение жевательных движений со слегка откинутой назад головой
);
— развитие фонематического слуха, формирование навыка звукового анализа и синтеза;
— коррекция фонем: [ы], [ц], [ч], [щ], [ш], [ж], [ль], [рь], [х], [д], [т]
— постановка фонем: [с], [сь], [з], [зь], [л], [р], [б], [н], [в]
— автоматизация фонем: [ы], [ц], [ч], [щ], [ш], [ж], [ль], [рь], [х], [д], [т], [с], [сь], [з], [зь], [л], [р], [б], [н], [в]
— дифференциация фонем по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости
з) формирование навыков ведения диалога;
и) формирование монологической речи:
— заучивание наизусть коротких стихотворений, рассказов, сказок;
— формировать навык составления простых рассказов из двух-трёх предложений (по демонстрации действий, по картинному и вопросному плану);
— пересказ коротких рассказов, сказок;
3. Формирование предпосылок к обучению грамоте.
Диагностика
Обследование дошкольника с нарушениями речи проводится комплексно. Потребуются заключения логопеда, невролога, детского психиатра. Маршрут диагностики ОНР состоит из нескольких этапов:
- Беседа с родителями для сбора анамнеза, выяснения возможной причины дефекта речи.
- Оценка уровня сформированности навыка говорения у ребенка.
- Исключение или подтверждение сопутствующих заболеваний, задержек в развитии.
- Изучение строения речевого аппарата для обнаружения органических нарушений.
Окончательный диагноз ставится на основание заключения консилиума. Для направления малыша в логопедический детский сад необходимо пройти ПМПК. На комиссию нужно представить характеристику на дошкольника из ДОУ или от психолога. С ребенком и родителями проведут беседу, дадут рекомендации о последующем обучении. Программу индивидуальной работы по требованиям ФГОС составит педагог образовательного учреждения.
Лечение ОНР — это трудоемкий процесс. Полагаться только на педагогов ДОУ нельзя, обязательно занимайтесь дополнительно дома, больше говорите с ребенком и слушайте его высказывания.
Коррекция
Составляя план коррекционной работы при ОНР 2 типа, логопед разбивает его на несколько блоков:
- Развитие навыка понимания чужой речи
- Расширение словарного запаса
- Составление слов
- Развитие фонематического слуха
- Формирование умения составлять простые и распространенные предложения
- Развитие навыка связного высказывания на свободные темы
Преодолеть речевые дефекты при ОНР 2 типа невозможно без медицинской помощи. В работу нужно включить узких специалистов: невролога, педиатра, реабилитолога, психолога. Воспитанник ДОУ должен получать медикаментозную помощь, эмоциональную поддержку.
Остановимся на каждом этапе педагогической работы отдельно. Приведенные примеры упражнений, заданий можно использовать с детьми от 3-4 лет и старше.
Понимание чужой речи и расширение словарного запаса
Два этапа коррекции речевого дефекта неразрывно связаны друг с другом. Чем больше малыш знает слов, понимает их значение, тем лучше осознает смысл сказанного собеседником.
Основная задача занятий по развития навыка общения — установление контакта между учеником и педагогом (дефектологом, логопедом), расширение пассивного словарного запаса дошкольника. Реализовать запланированные цели можно быстрее, если использовать наглядные образцы и доступные для понимания ребенком ситуации. Обязательно подключайте к словам мимику и жесты.
Развитию навыка понимания чужой речи не нужно отводить отдельное время. Используйте любые предлоги для обращения к ребенку с речью: просите помочь, принести что-то, комментируйте режимные моменты.
Приведем несколько примеров таких ситуаций:
- Дети собираются на прогулку
Воспитатель обращается к ним и командует: “Сначала надеваем колготки, потом кофточки…”. На первых порах можно показывать вещи, помогать с выбором предмета из ящика.
- Просьбы
“Принеси мячик”, “Подними кубик”. Постепенно просьбы становится более узкими: “Возьми на верхней полке синюю книгу”, “Покажи, где сидит кукла в красном платье”.
- Раскладываем игрушки по местам
Мишка сядет на диван, зайка ляжет в кроватку, кубики будут стоять на столе.
Для различения словоформ используйте парные картинки:
- Единственное и множественное число глаголов, существительных
Рыбки плывут – рыбка плывет.
- Времена глагола
Маша ест суп, Маша будет есть суп, Маша поела суп.
- Падежные формы существительных
Малыш надевает шубку. Шубка висит в шкафу.
- Притяжательные местоимения, прилагательные
Мой носок, папин носок. Здесь можно использовать просьбы: дай твой карандаш, дай Машин карандаш.
- Пространственные понятия
Помогают привлечь использование предлогов. Мяч лежит на столе, под столом, у стола. Используйте просьбы: положи книгу на колени, под стул, у кровати.
Словарный запас пополняйте с помощью логопедических лото на разные темы: “Животные”, “Времена года”, “Фрукты“, “Овощи“, “Транспорт”. Изучайте не только наименования предметов, но и глаголы, связанные с ними.
Например, при обсуждении темы о животных спрашивайте ребенка: дикое или домашнее животное, какого оно размера, какого цвета, чем питается и т.д.
Обучение составлению слов
Дошкольнику с ОНР 2 уровня тяжело сказать слова ласково, то есть прибавить к ним суффиксы – еньк-, -к-, -онок- и другие. Давайте такие задания:
- Большой – маленький.
Арбуз-арбузик, заяц-зайчонок.
- Прибавь приставку.
Ел-поел, сказал – рассказал. При этом важно обращать внимание на изменение лексического значения слова.
Для изучения состава слова эффективны игры парами. Например, дети должны “спорить”: у меня нос – а у меня носик, у меня дом – а у меня домик. Соревновательный момент добавляет в рабочий процесс нотку забавы.
Развитие фонематического слуха
Важный компонент логопедической работы для устранения дефекта постановки ударений и звукопроизношения. На начальном этапе нужно показать детям разнообразие звуков в природе: шуршите бумагой, скрипите, слушайте вой ветра, пение птиц, шум воды. Обращайтесь за помощью к музыкальным инструментам (барабаны, скрипка, металлофон). Ребенок должен различать и называть не только источник звука, но и ощущать их громкость, мелодичность. Раздавайте карточки с изображением инструментов, дети пробуют изобразить, как он звучит.
Следующие этап — это различение звуков речи:
- Чем отличаются существительные рот-кот, каша-Маша?
Дошкольник должен назвать звуки, которые не совпадают.
- Сходные формы слов.
Поколочу – дам по калачу.
- Неправильное эхо.
Ученик должен повторить за педагогом слово, изменив 1-2 звука. Например, я несу – я пеку, дочка Маша – дочка Глаша.
Составляем предложения
Практику начните с простых фраз из 2 слов: я пришел, надеваю шубку, люблю компот. Постепенно учите дошкольника составлять предложения из 3 членов. Можно использовать следующий вид заданий:
- Что он делает?
Распечатайте картинки, где дети занимаются спортом, гуляют или собирают урожай. Задача дошкольника рассказать, что он видит, но придумать несколько действий для одного персонажа. Например, Маша стоит на лестнице и собирает груши. Ваня, Катя, Вова гуляют. Важно подбирать однородные сказуемые или подлежащие.
- Что?
Подбираем по картинке дополнения к сказуемому. Например, Мальчик рисует (что?) дом, гриб, ежика.
- У меня есть.
Детям раздаются предметы (фрукты, игрушки, книжки) по 2-3 в руки. Каждый должен рассказать, что у него есть. “А у мены раскраска, карандаши, краски. А у меня мышонок, кукла и грибок”.
- Восстанови правильный порядок слов.
Логопед проговаривает набор слов: лепит, мышку, Маша. У воспитанников должно получиться: Маша лепит мышку.
- Развернутые ответы на вопросы.
Что ты делаешь? Чем любит заниматься мама? Что видишь за окном?
Я рисую солнышко, мама любит петь и танцевать, я вижу за окном лужи и деревья.
Обязательно уделяйте время развитию памяти и внимания. Используйте игры “Найди лишнее на картинке”, “Кто быстрее отыщет предмет” (спрятанный в группе или на картинке), “Найди ошибку”. Последнюю игру проводят так:
- Педагог говорит предложение и намеренно совершает в нем грамматическую ошибку.
Например, Маша и Ваня собирала груши с дерева.
- Дети должны повторить предложение, суметь найти и справить ошибку.
При составлении и произношении слов, фраз предложений следите за ударениями, артикуляцией подопечного. Не бойтесь остановить, поправить, попросить произнести правильный вариант.
Развиваем связную речь, умение составить собственное высказывание
Занятия по формированию навыка самостоятельной речи проводите в форме дружеской беседы. Предложите воспитанниками следующие задания:
- Опиши картинку.
- Что изменилось за окном?
- Кто что сегодня надел?
- Пересказ услышанного текста. Можно задавать наводящие вопросы, опираться на иллюстрации.
- Восстанови последовательность по картинкам.
- Сопряженное проговаривание.
Используйте рассказы в режимных моментах. Дети озвучивают процесс одевания на улицу: сначала я надену штанишки, потом ботинки, завяжу шапку. Параллельно задавайте вопросы: какого цвета у тебя носочки? Какая шапка у Лены (вязаная, меховая)? Красивые у тебя ботиночки?
Первые 3-4 месяца рекомендуется проводить индивидуальные занятия, потом дети группируются по 2-3 человека. Когда дошкольники выходят с логопедом и дефектологом на контакт, не стесняются говорить и отвечать на вопросы, можно переходить к массовым играм и фронтальному опросу. Подкрепляйте интерес к занятиям похвалой, сюрпризами, играми. Урок должен длиться не более 15 минут, поскольку дети с ОНР ослаблены, страдают низкой работоспособностью.
Включайте в занятия динамические паузы, чтобы снять физическое и эмоциональное напряжение. Это может быть пальчиковая гимнастика, разминка туловища.
Балашова О.П. Программа коррекции ОНР второго и третьего уровней
В настоящее время наблюдается тенденция к повышению качества образования и воспитания. В массовых учебных заведениях организуется медико-психолого-педагогическое обследование детей, посещающих дошкольные и школьные образовательные учреждения. своевременно выявляются причины дезадаптации отдельных школьников, а следовательно, происходит и выбор наиболее эффективных путей коррекции тех или иных нарушений.
Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой и многих других, можно с уверенностью сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
В связи с этим полноценное обследование и оказание помощи ребёнку, испытывающему речевые нарушения, требуют участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога), что становится возможным на базе специализированного психолого-медико-педагогического центра.
Цель программы: коррекция общего недоразвития речи и предпосылок к формированию нарушений письменной речи у дошкольников.
Задачи программы:
- Нормализация деятельности артикуляционного аппарата.
- Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
- Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь, дифференциация звуков)
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза
- Обогащение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Формирование познавательных процессов.
- Развитие мелкой моторики.
Адресат программы: дети с ОНР 5- 7 лет.
Концептуальность программы.
Программа опирается на следующие принципы:
- системности;
- комплексности;
- деятельностный;
- онтогенетический;
- общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Формы логопедического воздействия – групповые и индивидуальные формы работы.
Методы логопедического воздействия:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические.
Направления реализации программы
- Логопедическая диагностика.
- Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей.
- Работа с родителями.
Формы работы с родителями
- Индивидуальные консультации.
- Открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия.
- Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе медикаментозного лечения, логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.
Сложность коррекционной работы с детьми в рамках специализированного Центра состоит в том, что частота приемов в Центре 1-2 раза в неделю, в то время, как необходимы ежедневные групповые и индивидуальные занятия. Программа рассчитана на групповые занятия с детьми (2- 4 человека). Занятия проходит 1-2 раза в неделю.
Первый год обучения
Коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя развитие познавательных процессов, активизация пассивного словаря ребенка, и подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Продолжительность – 2-10 занятий. В этот же период проводится курс логопедического массажа языка детей с дизартрией. Проводятся индивидуальные и групповые занятия 1-2 раза в неделю.
Основной этап
Коррекция фонетико-фонематической стороны речи
Коррекция звукопроизношения (нормализация деятельности артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков) осуществляется согласно индивидуальному плану логопедической работы с ребенком.
Каждое занятие включает следующие разделы:
Раздел | Продолжительность |
Коррекция звукопроизношения | 15 минут |
Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза | 10 минут |
Развитие мелкой моторики | 5 минут |
Примерные планы занятий
№ п\п | Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза | Развитие мелкой моторики |
Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков | Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения прямых линий. | |
Развитие слухового внимания на материале речевых звуков (дифференциация слогов). | Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения кривых линий | |
Развитие слухового внимания на материале речевых звуков (дифференциация слогов). Понятие «слово», «звук». | Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения ломаных линий. | |
Звук У. Выделение первого гласного звука из слова. | Штриховка. | |
Звук А. Выделение первого гласного звука из слова. | Штриховка. | |
Звук И. Выделение первого гласного звука из слова. Звуковой анализ сочетаний из двух гласных звуков. | Штриховка. | |
Звук О. Звуковой анализ сочетаний из трех гласных звуков. | Штриховка. | |
Звуки А, О, У, И. | Штриховка. | |
Звук Ы. Определение последнего гласного звука в слове. | Графические упражнения. | |
Определение первого и последнего звука в слове. | Графические упражнения. | |
Определение наличия-отсутствия звука в слове. | Графические упражнения. | |
Звук М. Понятие «согласные звуки». Определение первого согласного звука в слове. | Графические упражнения. | |
Звуки М, М`. Понятие «твердые» и «мягкие» согласные звуки. | Графические упражнения. | |
Звуки В, В`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. | Графические упражнения. | |
Звуки В, В`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. | Графические упражнения. | |
Звуки Ф, Ф`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. | Графические упражнения. | |
Звуки В-Ф, В `-Ф `. Понятия «звонкий звук», «глухой звук». Определение гласного в середине слова. | Графические упражнения. | |
Звуки Б, Б`. Определение гласного в середине слова. | Графические упражнения. | |
Звуки П, П`. Звуковой анализ прямого слога. | Графические упражнения. | |
Звуки Б-П, Б `-П `. Определение позиции звука в слове. | Графические упражнения. | |
Звуки Б-П, Б`-П`. Определение позиции звука в слове. | Графические упражнения. | |
Звуки Д-Д `. Выделение двух гласных звуков в слове. | Графические упражнения. | |
Звуки Т-Т `. Звуковой анализ прямого слога. Определение позиции звука в слове. | Графические упражнения. | |
Звуки Д-Т, Д `-Т `. Определение позиции звука в слове. | Графические упражнения. | |
Звуки Д-Т, Д`-Т`. Определение позиции звука в слове. | Графические упражнения. | |
Звуки Г- Г `. Полный звуковой анализ слова. | Графические упражнения. | |
Звуки К-К `. Полный звуковой анализ слова. | Графические упражнения. | |
Звуки Г-К, Г`-К`. Полный звуковой анализ слова. | ||
Звуки Х-Х `. Полный звуковой анализ слова. | Графические упражнения. | |
Закрепление изученного материала. | Графические упражнения. | |
Закрепление изученного материала . | Графические упражнения. | |
Закрепление изученного материала . | Графические упражнения. |
Коррекция лексико-грамматической стороны речи и развитие связной речи
Каждое занятие включает следующие разделы:
Раздел | Продолжительность |
Коррекция звукопроизношения | 15 минут |
Формирование лексико-грамматического строя речи | 15 минут |
Примерные планы занятий
№ п\п | Лексическая тема | Грамматическая категория | Месяц |
«Осень» | Формирование понятий о предмете и действии | Октябрь | |
«Овощи» | Согласование существительного и прилагательного в роде. | ||
«Фрукты» | Понятие «предложение». Составление 3-словных предложений. | ||
«Грибы» | Согласование существительного и глагола в числе. | ||
«Одежда» | Винительный падеж сущ. в ед. ч. | Ноябрь | |
«Обувь» | Родительный падеж сущ. в ед. ч. без предлога | ||
«Перелетные птицы» | Родительный падеж сущ. в ед. ч. с предлогом У. | ||
«Дикие животные» | Согласование числительных «один», «одна» с существительными. | ||
«Домашние животные» | Согласование числительных «два», «две» с существительными. | Декабрь | |
«Зима» | Согласование числительных с существительными | ||
«Зимующие птицы» | Согласование числительных с существительными | ||
«Домашние птицы» | Приставочные глаголы | ||
«Мебель» | Предлог НА | Январь | |
«Рыбы» | Дательный падеж сущ. в ед. ч. | ||
«Посуда» | Творительный падеж сущ. в ед. ч. | ||
«Транспорт» | Согласование местоимений «мой», «моя», «мое» с сущ. | ||
«Растения луга и сада» | Предлог ПОД | Февраль | |
«Насекомые» | Предлоги НА, ПОД | ||
«Игрушки» | Предлог В | ||
«Военные профессии» | Относительные прилагательные | ||
«Профессии наши пап» | Относительные прилагательные | Март | |
«Профессии наших мам»» | Предлоги К, ОТ | ||
«Весна» | Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. | ||
Закрепление | Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин | ||
Закрепление | Составление рассказа по серии сюжетны картин | Апрель | |
Закрепление | Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картинку. | ||
Закрепление | Составление рассказа по сюжетной картинке | ||
Закрепление | Составление рассказа по сюжетной картинке |
На заключительном этапе проводится логопедическое обследование, по результатам которого даются рекомендации родителям.
Второй год обучения
На подготовительном этапе проводится нормализация деятельности артикуляционного аппарата. Он занимает 2-3 занятия.
Основной этап
Коррекция фонетико-фонематической стороны речи
Каждое занятие включает следующие разделы:
Раздел | Продолжительность |
Коррекция звукопроизношения | 15 минут |
Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза | 10 минут |
Развитие мелкой моторики | 5 минут |
Примерные планы занятий
№ п\п | Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза | Навыки чтения и письма |
Звук и буква А. Определение позиции звука в слове. | Печатанье буквы А. | |
Звук и буква У. Определение позиции звука в слове. Определение наличия-отсутствия звука в слове. | Печатанье букв. | |
Звук и буква О. Определение позиции звука в слове. Анализ и синтез сочетаний из 2-3-х гласных звуков. | Печатанье букв. | |
Звук и буква М. Анализ и синтез обратного слога. | Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. | |
Звук и буква С. Анализ и синтез обратного слога. | Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. | |
Звук и буква Х. Анализ и синтез прямого слога. | Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. | |
Звук и буква Ш. Анализ и синтез прямого и обратного слогов. | Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. | |
Дифференциация звуков и букв С-Ш. Анализ и синтез прямого и обратного слогов. | Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. | |
Звук и буква Ы. Полный звуковой анализ односложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Л. Полный звуковой анализ односложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Дифференциация звуков и букв Р-Л. Полный звуковой анализ односложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Н. Полный звуковой анализ односложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква К. Полный звуковой анализ односложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Т. Полный звуковой анализ односложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква З. Дифференциация звуков и букв С-З. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Й. Полный звуковой анализ двусложного слова. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Дифференциация звуков и букв Р-Й. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Дифференциация звуков и букв Л-Й. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Г. Дифференциация звуков и букв Г-К. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Д. Дифференциация звуков и букв Д-Т. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Б. Дифференциация звуков и букв Б-П. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Ж. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Е. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Буква Ь. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Буква Я. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Ю. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Ё. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Ч. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Дифференциация звуков и букв Ч-Т`. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Буква Э. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Ц. Дифференциация звуков и букв С-Ц. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Ф. Дифференциация звуков и букв В-Ф. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Звук и буква Щ. Дифференциация звуков и букв Ч-Щ. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. | |
Буква Ъ. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. | Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. |
Коррекция лексико-грамматической стороны речи и развитие связной речи
Каждое занятие включает следующие разделы:
Раздел | Продолжительность |
Коррекция звукопроизношения | 15 минут |
Формирование лексико-грамматического строя речи | 15 минут |
Примерные планы занятий
№ п\п | Лексическая тема | Грамматическая категория | Месяц |
«Осень» | Формирование понятий о предмете и действии. Согласование существительного и прилагательного в роде. | Октябрь | |
«Овощи» | Понятие «предложение». Составление 3-словных предложений. | ||
«Фрукты» | Предложные конструкции существительных в единственном числе | ||
«Грибы» | Предложные конструкции существительных в единственном числе | ||
«Одежда» | Предложные конструкции существительных в единственном числе | Ноябрь | |
«Обувь» | Согласование числительных «один», «одна», «два», «две» с существительными. | ||
«Перелетные птицы» | Согласование числительных с существительными. | ||
«Дикие животные» | Согласование числительных с существительными | ||
«Домашние животные» | Притяжательные прилагательные | Декабрь | |
«Зима» | Притяжательные прилагательные | ||
«Зимующие птицы» | Предлоги В, НА, ПОД, ИЗ. | ||
«Домашние птицы» | Дательный падеж мн. ч. сущ. | ||
«Мебель» | Относительные прилагательные | Январь | |
«Рыбы» | Творительный падеж мн. ч. сущ | ||
«Посуда» | Предложный падеж мн. ч. сущ. | ||
«Транспорт» | Предлоги К, ОТ | ||
«Растения луга и сада» | Родительный падеж мн. ч. сущ. | Февраль | |
«Насекомые» | Предлог С (СО) | ||
«Игрушки» | Составление предложения с союзом А | ||
«Военные профессии» | Предлог ПО | ||
«Профессии наши пап» | Составление предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО. | Март | |
«Профессии наших мам»» | Предлог ИЗ-ПОД | ||
«Весна» | Предлог ИЗ-ЗА | ||
Животные Жарких стран | Предлог НАД | ||
Животные Севера | Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин | Апрель | |
Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картинку. | Составление рассказа по серии сюжетны картин | ||
Закрепление | Составление рассказа по сюжетной картинке | ||
Закрепление | Составление рассказа по сюжетной картинке |
На заключительном этапе проводится повторная диагностика. По результатам логопедического обследования даются рекомендации родителям и определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка.
Список литературы:
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003.
- Жукова Н.С. Букварь. – М., 2005.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2003.
- Каше Г.А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей с недостатками произношения. -1965.
- Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. – 1961.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. – В кн.: Хрестоматия по логопедии. / Под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.С.-Пб., 2001.
- Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Под общей редакцией Т.В. Волосовец. – М., 2002.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М., 2001.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М., 2001.
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М., 2001.
- Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. – М., 2003.
- Филичева Т.Б. Общее недоразвитие речи у дошкольников. – В кн.: Основы логопедической работы с детьми. / Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. – М., 2002.