Физиологические основы речи: ее функции и механизмы


Строение речевого аппарата

Физиологической основой речи является тонкий механизм взаимодействия двух ее отделов — центрального и периферического.

Центральный отдел речевого аппарата располагается в нескольких структурах головного мозга:

  • В височной части левого полушария расположен центр Вернике, где происходит анализ и различение звуков, их количества и порядка звучания в словах.
  • Центр Брока (нижняя лобная извилина, ее задняя треть) — посредством нервных импульсов руководит работой речевых мышц, благодаря чему осуществляется плавный и последовательный характер их движений, а также контроль их положения.
  • Подкорковые ядра создают основу для образования врожденных голосовых рефлексов, на базе которых формируется произвольная речь. Подкорковые ядра экстрапирамидной системы регулируют работу речевых мышц. Плавность речи, ее темп и эмоциональность, высота голоса реализуются подкорково-мозжечковыми ядрами.
  • Координация движений и мышечный тонус голосового, дыхательного и артикуляционного отделов обеспечивается работой мозжечка.
  • Ствол головного мозга иннервирует органы периферического отдела речевого аппарата.

Периферический отдел включает в себя три отдела:

  • дыхательный (обеспечивает как физиологическое, так и специфическое речевое дыхание);
  • голосовой, или фонационный — образует голос;
  • артикуляционный — осуществляет произнесение речевых звуков.

Физиологическая основа методики развития речи полагает, что многие причины речевых дефектов являются следствием нарушений в строении и взаимодействии центрального и периферического отделов речевого аппарата.

Электронная библиотека

Науки о человеке и обществе / Физиология человека / 8.8. Речь, ее механизмы

Речь –

высшая функция ЦНС, важный механизм интеллектуальной деятельности, форма общения людей.

Виды речи:

1. видимая

(письменная) – связана с работой височной и теменной долей головного мозга;

2. слышимая

(устная) – связана с височной (понимание речи) долей левого полушария;

3. произносимая

(вслух или про себя) – связана с лобной (артикуляция) и височной долей левого полушария.

Речь связана с работой органов зрения, слуха и периферического речевого аппарата. Координация деятельности этих органов осуществляется нервными клетками различных зон коры. Особо важное значение имеют центр Вернике (расположен в левой височной доли мозга) и центр Брока (в нижней части левой лобной доли). Центр Брока – это двигательный центр речи, при его разрушении нарушается речевая артикуляция (человек понимает услышанное, но не в состоянии произнести ни одного слова), может только издавать отдельные звуки.

Центр Вернике называют также слуховым, его повреждение при­водит к нарушению восприятия слов — к словесной глухо­те.

Больной все слышит, но не понимает речь других и свою. В результате его речь бессмысленна. Нарушается пись­менная речь.

В состав речевого аппарата входят многие органы дыхания: нос, глотка, рот, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма. С их помощью осуществля­ется голосообразование — фонация

— и образование зву­ков речи
артикуляция.
Воздушная струя, необходимая для образования голоса, возникает в фазе выдоха. Выды­хаемый воздух, проходя через гортань, приводит в колеба­ние находящиеся там голосовые связки.

В результате их колебания воздух, проходящий через гортань, также начинает колебаться. Именно эти колеба­ния воздуха и воспринимаются затем слуховым аппаратом как звук голоса.

Сила голоса

зависит от амплитуды колебания голосовых связок, которая определяется силой выдоха. Важное значение как усилителя звука имеют также глотка, полость рта, носовая полость. Пространство или проход от голосовых связок до губ называют
речевым трактом.
Высота голоса

зависит от частоты колебания голосовых связок, которая определяется их структурой: длиной, тол­щиной и степенью натяжения. Изменение структуры голо­совых связок осуществляется в процессе речи благодаря деятельности мышечного аппарата гортани.

Образование элементов языка (звуковые фонемы) свя­зано с деятельностью активных органов произношения: нижняя челюсть, губы, язык и мягкое небо.

Благодаря их движению, которое и называется артикуляцией, осуще­ствляется усиление голоса и образование звуков речи. Эти движения связаны со сближением и разведени­ем стенок речевого тракта. Таким образом речеобразующий аппарат человека представляет собой сложную многокомпонен­тную функциональную систему, тонкое управление которой осуществляется различными зонами коры головного мозга.

Скорость произношения фонем в естественной речи достигает 25 — 30 фонем в секунду. Правильное восприятие речевых звуков зависит от их интенсивности и скорости произношения. Начиная со 160 слов/мин, точность восприятия начинает резко падать. Оптимальным считается темп 120 слов в минуту при уровне интенсивности, превышающем уровень шума на 6 дБ. При увеличении интенсивности шума и речи, несмотря на сохранение этого отношения, точность восприятия начи­нает падать.

Механизмы речи

Знание анатомо-физиологических основ речи помогает понять причины ее нарушений.

Каждый речевой акт обеспечивается не конкретной «специализированной» группой клеток мозга, а сложными, взаимосвязанными и многоуровневыми действиями нервной системы. Ее механизмы различаются по своему строению, по природе, по глубине в зависимости от самых тонких ее нюансов. То есть такая сложная функция мозга, как речевая, обеспечивается сложным взаимодействием различных его участков. При этом их перечень меняется существенно даже при решении очень похожих речевых задач. Понимание физиологических основ речи в психологии объясняет, почему, например, механизм произношения одного и того же слова будет значительно отличаться, если его произносить весело или с грустью, с предварительным обдумыванием или спонтанно.

Основными механизмами речи являются:

  • мотивация и прогнозирование;
  • программирование высказывания;
  • переход от плана высказывания к его реализации;
  • поиск нужного эпитета;
  • планирование моторики высказывания;
  • выбор нужных речевых звуков;
  • реализация речи.

Современные исследования речевой деятельности показывают, что физиологические основы речи и мышления тесно взаимосвязаны и обеспечиваются тонким взаимодействием многих их механизмов. Некоторые из них до сих пор не изучены.

Физиологические основы речи гораздо сложнее, чем это представлялось раньше.

Физиологические основы формирования речи

Ирина Мельникова

Физиологические основы формирования речи

Речь представляет собой сложнейшую совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных стволово-подкорковых и корковых участков головного мозга.

Для формированияречевой функции необходимы биологические предпосылки: сохранность слухового, зрительного, кинестетического анализаторов и определенный уровень зрелости нервной системы, своевременный поток информации от внешних объектов и от рецептов собственного организма в виде импульсов, идущих в центральную нервную систему по восходящим афферентным путям. Система афферентаций играет важную роль в становлении речевых, двигательных, эмоционально-волевых функций ребенка.

Восприятие речи основывается на анализе и синтезе элементов звукового потока и осуществляется совместной работой слухового и кинестетического анализаторов. Процесс произношения звуков речи является сложной системой координированных артикуляторных движений, сформированных в прежнем индивидуальном опыте имеющих в своей основе работу кинестетического и слухового анализаторов.

Сложные корковые системы осуществляют переработку, хранение поступающей информации и выработку программы ответного действия. Речевая функциональная система реализует передачу речевых сообщений. Для этого используются двигательные эфферентные системы мозга.

Все органы принимают участие в речи, иннервируются двенадцатью парами черепно-мозговых нервов (лицевым, языкоглоточным, блуждающим, подъязычным и др.)

. Двигательные центры в коре больших полушарий связаны с ядрами в стволовых отделах мозга кортико-нуклеарными путями. Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. Речевые рефлексы связаны с деятельностью всей коры больших полушарий и составляют вторую сигнальную систему.

Все движения губ, языка определяются работой двигательного анализатора. Его функцией является восприятие, анализ и синтез раздражений, идущих в кору от движения органов речи. В речедвигательной зоне происходит сложная и тонкая дифференциация речевых движений, организация их последовательности.

Корковым ядром двигательного анализатора является сенсомоторная кора, морфологически дефференцированная, но выступающая как функциональное единство. Передняя центральная извилина коры является областью двигательных проекций, постцентральная – сенсорных проекций. Эти системы находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи друг с другом.

Чтобы движение получило нужную организацию, необходимо, чтобы импульсы направлялись в соответствующие группы мышц и чтобы в направлении и в силе этих импульсов были учтены положения, в которых данные мышцы уже находятся, и те движения, которые к началу данного акта этими мышцами совершались. Для этого необходимо постоянное сохранение афферентных импульсов, которые сигнализировали бы о положении, о схеме органов тела в данный момент. Эти функции выполняются теменными «заднецентральными»

областями коры головного мозга. Стойкость двигательной задачи, выбор автоматизмов и
формирование «кинетической мелодии»
регулируются лобными долями.

Кинестетические импульсы, идущие от речевой мускулатуры в кору головного мозга, усиливаются действиями ретикуляторной формации ствола мозга и зрительного бугра и вызывают как общую (неспецефическую, так и избирательную (специфическую)

активацию речевых зон коры, что имеет ведущее значение в механизмах речевой деятельности, особенно в период становления детской
речи.
Как показали исследования физиологов, в основе образования речедвигательных навыков и, в частности, артикуляции лежит выработка динамического стереотипа – относительно устойчивой системы условных рефлексов, которые формируются в результате многократного воздействия условных сигналов, повторяющихся во времени и следующих в определенном порядке.

При произнесении элементов речи раздражаются рецепторы мышц языка, губ, мягкого неба, щек, гортани. Достигая коры, эти раздражения вызывают возбуждение в сенсорных и двигательных клетках коркового отдела речедвигательного анализатора. Это возбуждение совпадает по времени с раздражением от звучания произносимых слов, вызывающих возбуждение в слухоречевом анализаторе, и одновременно от непосредственного воздействия на кору предметов и явлений, обозначаемых воспринятыми словами. Вследствие одновременности двигательных и слуховых раздражений формируются временные межнейронные связи между эффекторными нейронами коры и сенсорными корковыми клетками анализаторов.

В результате многократного повторения вырабатываются довольно стойкие динамические стереотипы в виде сложных сочетаний движений мускулатуры губ, языка, гортани, дыхательного аппарата и издаваемых ими звуковых комплексов.

Для управления двигательным механизмом речи необходимо полноценное функционирование различных мозговых структур,к которым относятся:

— стволово-подкорковые ядра и их связи, осуществляющие управление врожденными безусловными реакциями;

— мозжечок, его ядра и проводящие системы, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса, координируют работу периферического речевого аппарата, способствуют выработке на сонове врожденных синергий условно-рефлекторных двигательных навыков;

— корковые структуры, формирующие моторные программы, навыки речевого праксиса;

— структуры лимбико-ретикулярной системы, обеспечивающие необходимый уровень активности перечисленных отделов мозга;

— проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов к нижележащим структурам мозга, в первую очередь, к ядрам черепно-мозговых нервов ствола мозга.

Таким образом, речевая артикуляция осуществляется в результате комплексной, интегрированной деятельности пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой систем с участием кинестетической афферентации.

Звуковая речь осуществляется благодаря воздействию трех физиологических функций: дыхания, голосообразования, артикуляции.Эти функции возникают в определенных органах нашего тела: легких, диафрагме, гортани с голосовыми складками и артикуляционном аппарате, к которому относятся полости рта и носа.В образовании звуков принимают участие активные органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, мягкое нёбо;голосовой аппарат: гортань с голосовыми складками и глотка;неподвижные органы артикуляции: твердое небо, зубы, верхняя челюсть.

Энергетический, или дыхательный отдел включает легкие, дыхательные пути, межреберные мышцы, груднобрюшную перегородку (диафрагму)

. Регуляцию энергетической системы обеспечивает мощный компонент в виде афферентных и центробежных импульсов. Речевое дыхание
формируется на основе обычного физиологического дыхания. Характер речевого дыхания меняется в зависимости от громкости, интонационной и ритмической структуры речи.
Голосообразующий отдел представлен гортанью с расположенными в ней голосовыми складками. Возникающие в гортани в результате иннервации и под действием дыхательной струи воздуха звуковые колебания воспринимаются слуховым органом как звук голоса,который обладает тремя качествами:

— высотой (зависит от высоты колебаний голосовых складок)

;

— силой (зависит от амплитуды колебаний)

;

— тембром (зависит от формы резонаторных полостей и особенностей строения гортани).

В образовании звуков речи большое значение имеют резонаторы – надгортанные полости (ротовая, носовая, полость глотки)

. Наличие двух звеньев резонанса обеспечивает набор постоянных элементов
(формант)
в звуковом спектре –
«статику речи»
, и одновременно –
«динами речи, слоговое квантование»(Н. И. Жинкин)
. Динамической единицей в процессе артикуляции является слог. Поэтому импульсы к сокращению мышц голосовых складок посылаются центральной нервной системой одновременно с импульсами к сокращению мышц артикуляционного аппарата. Качества ротовой полости как резонатора определяются
формой твердого неба и характером прикуса, величиной и формой ротового отверстия, положением языка и нёбной занавески, состоянием тонуса мышц мягкого нёба и задней стенки гортани. Кроме основных резонаторов, в усилении и модуляции голоса принимают участие полости трахеи, бронхов, грудной клетки в целом.
Деятельность активных органов в полости рта называется артикуляцией и обеспечивает образование звуков речи. Положение, которое принимают органы артикуляции при произнесении того или иного звука, называют артикуляционным укладом. Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различных артикуляционных и акустических признаков.

Общим признаком для всех гласных звуков является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. При образовании согласных звуков на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая их, воздушная струя производит шумы, являющиеся специфическим для каждой фонетической группы согласных. Так же, как различно место образования преграды, может быть различным и способ её образования. В соответствии с этим различают согласные смычные ([б], [б`], [п], [п`], [д], [д`], [т], [т`], [к], [к`], [г], [г`])

; щелевые ([ф], [ф`], [в], [в`], [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], [щ], [х], [х`], [й]); смычно-щелевые
([ц], [ч])
и смычно-проходные
([м], [м`], [н], [н`], [л], [л`], [р], [р`])
.

Характерной чертой согласных является различение в них твёрдых и мягких звуков. Смягчение звука достигается его палатализацией, то есть дополнительным сокращением мышц языка с подниманием его спинки кверху и продвижением всей артикуляции вперед.

В речевом потоке звуки речи почти никогда не произносятся изолированно. Они произносятся в составе более или менее автоматизированных звуковых последовательностей – слогов, слов (группы слогов, объединенных единым ударением, синтагм (цельных интонационно-смысловых тактов, фраз. В таких звуковых последовательностях звучание отдельных звуков приобретает различные позиционные особенности. С физиологической точки зрения эти особенности артикуляции являются результатом запаздывания предшествующей звукоустановки («прогрессивная ассимиляция»

) и более раннего включения артикуляторных движений, характерных для соседних звуков (
«регрессивная ассимиляция»
). В результате происходит взаимное приспособление артикуляционных укладов, облегчающих произношение. Проявлению позиционных особенностей произношения способствует ускоренный ритм
речи.
Таким образом, речевой аппарат человека сложен. Конечным суммарным эффектом его деятельности являются звуки речи. Управление этим аппаратом осуществляется нервной системой, которая иннервирует мышцы периферического речевого аппарата.

Виды речи

Внимательный анализ разговора двух или более человек поможет выявить следующие ее виды:

  • внешняя — служит для общения и передачи информации от говорящего к слушающему (или слушающим);
  • устная (монологическая, диалогическая) — осуществляется с помощью звуков;
  • внутренняя — человек обдумывает, формулирует и облекает свои мысли в слова;
  • письменная — возможна при умении человека обозначать звуки буквами, при владении грамотой;
  • жестовая или кинетическая.

В процессе речевого общения человек может занимать активную позицию говорящего или пассивную слушателя.

Устная форма речи

Большинство языков мира имеют две формы.

Устная форма: речь звучит, человек воспринимает ее на слух и произносит.

Устная речь, по сравнению с письменной, менее полная, поскольку много информации передается собеседнику с помощью междометий, пауз, эмоциональных возгласов и невербальных средств — жестами, мимикой, телодвижениями, позой. Предложения письменной («книжной») речи более сложные по структуре, в них включаются сложные обороты, так как на обдумывание содержание текста и выбор речевых средств тратится больше времени, чем в устной.

Органы артикуляции

Особенность надставной трубы голосового аппарата человека по сравнению с надставной трубой язычкового музыкального инструмента состоит в том, что она не только усиливает голос и придает ему индивидуальную окраску (тембр), но и служит местом образования звуков речи. Одни части надставной трубы (полость носа, твердое небо, задняя стенка глотки) неподвижны и называются пассивными органами произношения. Другие части (нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо) — подвижны и называются активными органами произношения. При движениях нижней челюсти происходит открывание или закрывание рта. Разнообразные движения языка и губ изменяют форму полости рта, образуют в разных местах ротовой полости смычки или щели. Мягкое небо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает вход в нос, опускаясь — открывает его. Деятельность активных органов произношения, которая называется артикуляцией, и обеспечивает образование звуков речи, т. е. фонем. Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции.

Система фонем русского языка состоит из 42 звуков, в том числе 6 гласных (а, и, о, у, ы, э) и 36 согласных (б, б’, в, в’, г, г’, д, д’, ж, з, 3′, j (йот), к, к’, л, л’, м, м’, н, н’, п, п’, р, р’, с, с’, т, т’, ф, ф’, х, х’, ц, ч, ш, щ).

Артикуляция гласных

Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Возникший в гортани звук в надставной трубе усиливается и воспринимается в виде чистого голоса без примеси шумов. Звук голоса, как было сказано, состоит из основного тона и целого ряда добавочных тонов — обертонов. В надставной трубе происходит усиление не только основного тона, но и обертонов, причем не все обертоны усиливаются одинаково: в зависимости от формы резонирующих полостей, главным образом полости рта и отчасти глотки, одни области частот усиливаются больше, другие — меньше, а некоторые частоты и вовсе не усиливаются. Эти усиленные области частот, или форманты, и характеризуют акустические особенности различных гласных. Таким образом, каждому гласному звуку соответствует особое расположение активных органов произношения — языка, губ, мягкого неба. Благодаря этому один и тот же звук, возникший в гортани, приобретает в надставной трубе, главным образом в полости рта, характерную для того или иного гласного окраску. В том, что особенности звучания гласных зависят не от звука, возникшего в гортани, а только от колебаний воздуха в соответственно установленной ротовой полости, можно убедиться путем простых опытов. Если придать полости рта ту форму, которую она принимает при произнесении того или иного гласного, например а, о или у, и в это время пропускать мимо рта струю воздуха из мехов или щелкать пальцем по щеке, то можно ясно услышать своеобразное звучание, вполне отчетливо напоминающее соответственный гласный звук. Форма полостей рта и глотки, характерная для каждого гласного, зависит в основном от положения языка и губ. Движения языка вперед и назад, большее или меньшее его поднятие к определенной части неба изменяют объем и форму резонирующей полости. Губы, вытягиваясь вперед и округляясь, образуют отверстие резонатора и удлиняют резонирующую полость. Артикуляционная классификация гласных строится с учетом: 1) участия или неучастия губ; 2) степени подъема языка и 3) места подъема языка. Эти подразделения различаются следующими признаками:

1. гласные о и у, при произнесении которых губы выпячиваются вперед и округляются, называют лабиализованными (от лат. labium — губа); в образовании остальных гласных губы активного участия не принимают, и эти гласные называют нелабиализованными;

2. при произнесении гласных язык может в большей или меньшей степени подниматься к небу; различают три степени подъема языка: верхний, средний и нижний. К гласным верхнего подъема относятся и, у, ы; при среднем подъеме языка образуются гласные э и о; к нижнему подъему относят лишь один гласный — а;

3. место подъема языка зависит от перемещений языка вперед и назад; при произнесении одних гласных язык продвигается вперед, так что за корнем языка остается большое пространство, кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу; гласные, образуемые при таком положении языка, называют гласными переднего ряда; к ним относят и и э.

При образовании других гласных язык отодвигается назад, так что за корнем языка остается лишь небольшое пространство, кончик языка отодвинут от нижних зубов, задняя часть спинки языка поднимается к мягкому небу; гласные, образуемые при таком положении языка, называются гласными заднего ряда; к ним относят о и у. Гласные а и ы по месту подъема языка занимают промежуточное положение, и их называют гласными среднего ряда; при произнесении гласного ы вся спинка языка высоко приподнята к твердому небу; гласный а произносится без подъема языка, поэтому его можно считать по отношению к месту подъема нелокализованным. Изложенная классификация гласных по степени и месту подъема языка может быть представлена в таблице.

Письменная форма

Осуществляется с помощью специальных букв-знаков, воспринимается зрительными органами или тактильно, наощупь. Носителей письменной речи много — человек пишет на бумаге, на стекле, на песке, на асфальте и т. д. Древние письмена доходят к нам на глиняных табличках, на камне, на ткани, на бересте.

Много читающий и привыкший к публичным выступлениям человек (например, учитель, лектор) обладает устной речью, более приближенной по своим характеристикам к письменной. Это объясняется тем, что при подготовке к общению с аудиторией он свое выступление сначала тщательно продумывает, записывает, а затем воспроизводит вслух по памяти письменный текст со всеми его особенностями.

Функции речи

Основная речевая функция — общение, в ходе которого осуществляется ряд других общих функций речи:

  • регулирующая — управление собственным и чужим индивидуальным или коллективным поведением посредством прямых или косвенных просьб, приказов, инструкций;
  • планирование — предварительное продумывание и логическое выстраивание во времени и пространстве своих действий в виде устного или письменного плана (домохозяйка планирует свои дела на завтра, учитель составляет план урока, организатор пишет план общественного мероприятия);
  • интеллектуальная или познавательная функция осуществляется на основе обобщения внешней информации, поступающей в мозг человека через органы чувств;
  • номинативная функция: слово как языковой знак выступает средством познания, осмысления, обобщения материальных и нематериальных явлений окружающей действительности. Называя и описывая свойства того или иного явления, предмета, слово как бы замещает в сознании индивида его реальное присутствие;
  • функция сохранения исторического общественного опыта и национальной культуры;
  • эмоциональная, выразительная функция характерна для устной речи, когда говорящий выражает свои чувства и эмоции, используя разнообразные, в том числе и неречевые, средства общения.

Функции речи используются чаще всего не изолированно, а в комплексе. Например, в общении (коммуникативная функция) человек что-то называет (номинативная), выражает свои чувства (эмоциональная), узнает (познавательная), выражает свои пожелания или требования (регулятивная).

Кроме названных общих речевых функций, психолингвистика выделяет большой ряд частных. Например, человек выражает собственное желание, волю (волюнтативная функция): «Хочу в кино!». Апеллятивная выражает обращение к кому-либо: «До встречи, друзья!». Употребляя названия чего-либо — улиц, географических объектов (города, моря, горы и др.) — человек пользуется функцией маркирования. Даже молчание (может быть продиктовано различными побуждениями — религиозными, эмоциональными, этическими) — является своеобразной коммуникативной функцией при отсутствии внешней речи.

Возникновение и распространение звука

Оглавление

Акустика голосового аппарата
Возникновение и распространение звука
Звуки тоновые и шумовые
Высота звука
Поведение волн при встрече с препятствиями
Сила звука
Тембр звука
Явление резонанса
Резонаторы и деки
Звук голосовой щели
Форманты
Роль носового резонатора
Вибрато
Излучение звука
Голосовой аппарат — своеобразный рупор
Направленность излучения
Взаимосвязанная система
Полетность певческого голоса

Под звуком в акустике понимается распространение колебаний, т. е. волн, в упругой среде. Поскольку мы будем говорить о пении и речи, а человек говорит и поет в воздушной среде, то можно сказать, что звук голоса — это колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде волн сгущения и разряжения. Иточником возникновения этих волн в музыкальных инструментах обычно являются какие-либо колеблющиеся упругие тела: струны, деки, напряженные губы. От них звуковые волны бегут во всех направлениях. Звук может распространяться по разным средам. Когда человек говорит, его голос не только проходит по воздушным путям в наружное пространство, но и распространяется по внутренним тканям организма, вызывая дрожание груди, головы. Звук проникает и через твердые среды: через стены и потолки, закрытые окна и двери и. т. п.
Рис. 1. Схема колебания струны и образования волн. Пунктирная линия — графическое изображение образующихся волн: а) струна оттянута, но воздушная среда еще спокойна; б) струна отпущена, появилась первая волна сгущения, на месте, где она была, образовалось разрежение; в) образование второй волны; идущей в обратном направлении, и второго разрежения; г) и д) образование последующих волн сгущения и разрежения. График дает периодическую кривую — синусоиду.

Источником певческого голоса являются голосовые связки человека, которые, будучи сближены и напряжены, начинают колебаться. Это и является причиной возникновения периодических сгущений и разряжений, проходящей между ними вследствие повышенного подсзязочного давления воздушной струи. Звуковые волны, родившись в гортани, распространяются во все стороны: и по тканям, окружающим гортань, и вниз и вверх по воздухоносным путям. Рис. 2. Таким образом, они лишь частично выходят в наружное пространство через ротовое отверстие. Значит, только часть звуковой энергии, возникшей в гортани, выходит через ротовое отверстие и, распространяясь в окружающей поющего «ли говорящего человека среде, достигает в конце концов уха слушателя. Говоря о распространении звука голоса, нам надо будет остановиться на двух моментах: на поведении звука в голосовой трубке певца, т. е. внутри организма, и на явлениях, связанных с поведением звука, вышедшим из ротового отверстия или, как говорят в акустике, со звуком, излучающимся из ротового отверстия в наружное пространство.

Рис. 2. Схема распространения звука, возникшего в гортани. Звук распространяется во все стороны по тканям и (воздушным полостям. Белыми линиями на черном силуэте изображены звуковые волны, распространяющиеся внутри организма и практически не достигающие наружного пространства. Черными сплошными линиями изображена та часть звуковой энергии, те волны, которые идут по воздушным путям и излучаются в наружную среду. Именно эти волны доходят до уха слушателя.

Как мы уже упомянули, волны сгущения и разряжения .распространяются в упругой среде, разбегаясь во все стороны от источника колебаний. Рис. 3. При этом частицы среды не бегут вместе’ с волной, а лишь колеблются, передавая колебание


Рис. 3. Схема образования волн на воде и их графическое изображение. Длина волны — расстояние между соседними волнами. Амплитуда —размах колебания от нейтрального положения (уровня). своим соседям. Когда звук, например, проникает через стену, ее частицы передают колебания, не сдвигаясь с места. Плавающий на воде лист, поднятый и опущенный проходящей волной, не бежит вместе с ней, а лишь колеблется. То же самое происходит и в воздухе —его частицы не бегут вместе с волной. Движение воздушной среды, если оно не чрезмерно быстрое и при небольших расстояниях, порядка 10—20 метров, не влияет существенным образом на распространение бегущих волн. Небольшой ветер, даже если он дует в направлении обратном к говорящему человеку, не помешает звуковым волнам достичь уха собеседника. Только очень сильный ветер относит звуки в сторону. Таким образом, воздух является лишь передатчиком звуковых колебаний и звук бежит по нему мало завися от направления его движения.

Рис. 4. Схема распределения звуковой энергии на площадь, вчетверо большую при удалении от источника звука в два раза

Мы коснулись этого вопроса потому, что в вокальной педагогике существует термин «озвученное дыхание», которое советуют «направлять» в тот или иной отдел ротовой полости, к губам, к носу и т. п. Следует всегда помнить, что звук распространяется в воздухе, заключенном в голосовой трубке по акустическим законам. Воздух же протекает по ней следуя другим, аэродинамическим законам, т. е. «озвученного дыхания» как некой особой единой субстанции в действительности не существует. В самом деле: ведь каждый может сказать несколько слов не на выдохе, как обычно, а на вдохе, в себя, и, несмотря на это, слова будут слышны. Звук, произведенный на вдохе, все равно распространится по надставной трубке и выйдет изо рта, несмотря на то, что воздух будет идти в обратном направлении, засасываясь легкими. Движение воздушной струи следует всегда рассматривать отдельно от движения звуковых волн. Распространяясь от источника колебаний во все стороны, звук сильно убывает в силе с увеличением расстояния. Убывание силы происходит обратно пропорционально квадрату расстояния. Эта закономерность очень невыгодна для поющего, так как он хочет быть хорошо Слышимым.

Качества устной речи

Высокие требования к ее качеству продиктованы прежде всего заботой о том, чтобы не нарушалась коммуникативная функция. Иначе непонимание или неправильное толкование непонятой информации приводит к неправильным выводам и нежелательным поступкам.

Обязательными качествами хорошей устной речи, речевой культуры, являются ее умеренная полнота и логичность, конкретность, точность подбора словаря и выразительных средств, стилистическое разнообразие, чистота.

Отрицательные качества, которые делают ее как малодоступной для понимания, так и неинтересной слушателю, непривлекательной для общения:

  • чрезмерная краткость или чрезмерная пространность;
  • нелогичность изложения ввиду использования противоречивых утверждений, словосочетаний, неправильного построения устного или письменного текста;
  • стилистическая монотонность;
  • использование «словесного мусора» — вульгаризмов, слов-паразитов, ненужных или непонятных слушателю терминов для придания речи наукообразности и солидности;
  • интонационная невыразительность, монотонность, неправильно выбранный темп речи.

Такие коммуникативные качества, как позитивное отношение к собеседнику, демонстрация уважительного и терпеливого отношения к его позиции и точкам зрения на обсуждаемые проблемы указывают на общий культурный уровень человека, вызывают желание общаться с ним.

Качества письменной речи

Письменная речь, как и устная, также должна быть понятной, логичной, интересной, грамотной, эмоциональной, достаточного объема, чтобы читатель понял главные мысли и выводы пишущего. Если автор приводит какие-то факты, то они должны быть обоснованными ссылками на первоисточники и доступными для понимания читателя.

Типичными недостатками письменной речи, воспринимаемыми как неграмотность автора, являются скудная лексика (недостаточный словарный запас), неточное словоупотребление вследствие чего мысли формулируются нечетко; тавтология, речевые штампы, канцеляризмы, стилистические, пунктуационные, грамматические ошибки, наличие нелитературных слов и выражений.

Конкретные требования к качествам устной и письменной речи, ее оценка во многом зависят от того, какую функцию в данный момент речь выполняет, в какой обстановке происходит речевой контакт (приватный разговор или публичное выступление), на какую аудиторию рассчитана (детскую или взрослую), от темы и цели общения, от физического, эмоционального состояния коммуникантов.

Голос и речь

Голос и устная речь осуществляются не только голосовым аппаратом, но и дыханием, а их развитие обусловлено развитием слуха.

Голосовой аппарат человека состоит из органов дыхания, гортани с голосовыми связками и воздушных резонаторных полостей (носовой, ротовой, носоглотки и глотки). Размеры резонаторов больше при низких голосах, чем при высоких.

Гортань образована тремя непарными хрящами: перстневидным, щитовидным (адамово яблоко) и надгортанником — и тремя парными: черпаловидным, санториниевым и вризберговым. Основной хрящ — перстневидный. Сзади на нем симметрично с правой и левой стороны расположены два черпаловидных хряща треугольной формы, подвижно сочлененные с задней его частью. При сокращении мышц, оттягивающих назад наружные концы черпаловидных хрящей, и расслаблении межхрящевых мышц происходит поворот черпаловидных хрящей вокруг оси и широкое раскрытие голосовой щели, необходимое для вдоха. При сокращении мышц, расположенных между черпаловидными хрящами, и натяжении голосовых связок голосовая щель приобретает форму двух туго натянутых параллельных мышечных валиков, что бывает при защите дыхательных путей от попадания инородных тел. У человека истинные голосовые связки расположены в сагиттальном направлении от внутреннего угла соединения пластинок щитовидного хряща к голосовым отросткам черпаловидных хрящей. В состав истинных голосовых связок входят внутренние щиточерпаловидные мышцы.

Длина голосовых связок у женщин меньше (15-18 мм), чем у мужчин (20-24 мм), поэтому голос у женщин выше. Область изменений основной частоты голоса у мужчин 80-150 Гц, а у женщин 120-400 Гц.

Удлинение связок происходит при сокращении мышц, расположенных спереди между щитовидным и перстневидным хрящами. При этом щитовидный хрящ, вращающийся на сочленениях, находящихся в задней части перстневидного хряща, наклоняется вперед; верхняя его часть, к которой прикреплены связки, отходит от задней стенки перстневидного и черпаловидного хрящей, что сопровождается увеличением длины связок. Между степенью натяжения голосовых связок и давлением воздуха, поступающего из легких, имеется определенное соотношение. Чем сильнее смыкаются связки, тем сильнее давит на них выходящий из легких воздух. Следовательно, основная роль в регулировании голоса принадлежит степени натяжения мышц голосовых связок и достаточной величине давления воздуха под ними, создаваемого дыхательной системой. Как правило, способности речи предшествует глубокий вдох.

Иннервация гортани

. У взрослого человека в слизистой оболочке гортани имеются многочисленные рецепторы, расположенные там, где слизистая оболочка непосредственно покрывает хрящи. Различают три рефлексогенные зоны: 1) вокруг входа в гортань, на задней поверхности надгортанника и по краям черпало-надгортанниковых складок. 2) на передней поверхности черпаловидных хрящей и в промежутке между их голосовыми отростками, 3) на внутренней поверхности перстневидного хряща, в полоске шириной 0,5 см под голосовыми связками. Первая и вторая зоны рецепторов отличаются разнообразием. У взрослого человека они соприкасаются только на вершинах черпаловидных хрящей. Поверхностные рецепторы обеих зон находятся на пути вдыхаемого воздуха и воспринимают тактильные, температурные, химические и болевые раздражения. Они участвуют в рефлекторной регуляции дыхания, голосообразовании и в защитном рефлексе закрытия голосовой щели. Глубоко расположенные рецепторы обеих зон находятся в надхрящнице, в местах прикрепления мышц, в заостренных частях голосовых отростков. Они раздражаются при голосообразовании, сигнализируя об изменениях положения хрящей и сокращениях мышц голосового аппарата. Однообразные рецепторы третьей зоны располагаются на пути выдыхаемого воздуха и раздражаются колебаниями давления воздуха при выдохе.

Так как в мышцах гортани человека в отличие от других скелетных мышц мышечные веретена не обнаружены, то функцию проприоцепторов выполняют глубокие рецепторы первой и второй зон.

Большая часть афферентных волокон гортани проходит в составе верхнего гортанного нерва, а меньшая — в составе нижнего гортанного нерва, который представляет собой продолжение гортанного возвратного нерва. Эфферентные волокна к перстнещитовидной мышце проходят в наружной ветви верхнего гортанного нерва, а к остальным мышцам гортани — в возвратном нерве.

Теория голосообразования

. Для образования голоса и произнесения звуков речи необходимо давление воздуха под голосовыми связками, которое создается выдыхательными мышцами. Однако звуки речи вызываются не пассивными вибрациями голосовых связок током воздуха из легких, колеблющим их края, а активным сокращением мышц голосовых связок. Из продолговатого мозга к внутренним щиточерпаловидным мышцам истинных голосовых связок по возвратным нервам поступают эфферентные импульсы с частотой 500 в 1 с (для среднего голоса). Благодаря передаче импульсов с разной частотой в отдельных группах волокон возвратного нерва количество эфферентных импульсов может возрасти вдвое, до 1000 в 1 с. Так как в голосовых связках человека все мышечные волокна вплетаются, как зубцы гребня, в эластическую ткань, изнутри покрывающую каждую голосовую связку, то на свободном крае связки очень точно воспроизводится залп импульсов возвратного нерва. Каждое мышечное волокно Сокращается с предельной быстротой. Продолжительность мышечного потенциала 0,8 мс. Латентный период мышц голосовых связок значительно короче, чем у других мышц. Эти мышцы отличаются исключительной неутомляемостью, устойчивостью к кислородному голоданию, свидетельствующему об очень высокой экономичности протекающих в них биохимических процессов, и чрезвычайной чувствительностью к действию гормонов.

Сокращения мышц голосовых связок прерывают проходящий через них поток воздуха из легких, что приводит к образованию звуковых колебаний — нейромоторная теория (Р. Юссон, 1960, 1962).

Сила сокращения мышц голосовых связок примерно в 10 раз больше максимального давления воздуха под ними. Давление под голосовыми связками в основном регулируется сокращением гладкой мускулатуры бронхов. При вдохе она несколько расслабляется, а при выдохе вдыхательная поперечнополосатая мускулатура расслабляется, а гладкая мускулатура бронхов сокращается. Частота основного тона голоса равна частоте эфферентных импульсов, поступающих в мышцы голосовых связок, которая зависит от эмоционального состояния. Чем выше голос, тем меньше хронаксия возвратного нерва и мышц голосовых связок.

Во время произнесения звуков речи (фонации) одновременно сокращаются все мышечные волокна голосовых связок в ритме, точно равном частоте голоса. Вибрация голосовых связок — результат быстрых ритмичных сокращений мышечных волокон голосовых связок, вызываемых залпами эфферентных импульсов возвратного нерва. При отсутствии тока воздуха из легких мышечные волокна голосовых связок сокращаются, но звуков нет. Следовательно, для произнесения звуков речи необходимы сокращение мышц голосовых связок и ток воздуха через голосовую щель.

Голосовые связки тонко реагируют на величину давления воздуха под ними. Сила и напряжение внутренних мышц гортани очень разнообразны и изменяются не только при усилении и повышении голоса, но и при разных его тембрах, даже при произнесении каждой гласной. Диапазон голоса может изменяться в пределах около двух октав (октава — частотный интервал, соответствующий увеличению частоты звуковых колебаний в 2 раза). Различают следующие голосовые регистры: бас — 80-341 колебаний в 1 с, тенор — 128-518, альт — 170-683, сопрано – 246-1024.

Голосовой регистр зависит от частоты сокращений мышечных волокон голосовых связок, следовательно, от частоты эфферентных импульсов возвратного нерва. Но имеет значение и длина голосовых связок. У мужчин в связи с большим размером гортани и голосовых связок голос ниже, чем у детей и женщин, приблизительно на октаву. У басов голосовые связки в 2,5 раза толще, чем у сопрано. Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок: чем чаще они колеблются, тем выше голос.

В период полового созревания у подростков мужского пола значительно увеличивается размер гортани. Наступающее при этом удлинение голосовых связок приводит к понижению регистра голоса.

Высота звука, производимого гортанью, не зависит от величины давления воздуха под голосовыми связками и не изменяется при его повышении или понижении. Давление воздуха под ними влияет только на интенсивность звука, формирующегося в гортани (на силу голоса), которая мала при малом давлении и параболически возрастает при линейном повышении давления. Интенсивность звука измеряется мощностью в ваттах или микроваттах на квадратный метр (вт/м2, мквт/м2). Мощность голоса при обычном разговоре примерно 10 мквт. Самые слабые звуки речи имеют мощность в 0,01 мквт. Уровень звукового давления при среднем разговорном голосе 70 дб (децибел).

В разговорной речи высота голоса поддерживается при наименьшем напряжении голосовых связок.

Диапазон голоса — не врожденное свойство голосового аппарата человека, а результат систематических упражнений. У новорожденного он равен 1-2 тонам, в 5 лет — 4-6 тонов, а в 12 лет — около 1,5 октав.

Сила голоса зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, следовательно, от давления воздуха под связками. Чем больше давление, тем сильнее звук. Тембр голоса характеризуется присутствием в звуке определенных частичных тонов, или обертонов. В голосе человека более 20 обертонов, из которых наибольшей громкостью обладают первые 5-6 с числом колебаний 256-1024 в 1 с. Тембр голоса зависит от формы резонаторных полостей.

При спокойном дыхании голосовая щель широко открыта, а при фонации голосовые связки напряжены и закрывают голосовую щель, открываясь на очень короткие промежутки времени.

Огромное влияние на акт речи оказывают резонаторные полости. так как произнесение гласных и согласных зависит не от гортани, которая определяет только высоту звука, а от формы ротовой полости и глотки и взаимного расположения находящихся в них органов. Форма и объем ротовой полости и глотки изменяются в широких пределах благодаря исключительной подвижности языка, движениям мягкого нёба и нижней челюсти, сокращениям глоточных сжимателей и движениям надгортанника. Стенки этих полостей мягки, поэтому вынужденные колебания возбуждаются в них звуками разной частоты и в довольно широком диапазоне. Кроме того, ротовая полость — резонатор с большим отверстием во внешнее пространство и поэтому излучает звук, или является звуковой антенной.

Полость носоглотки, лежащая сбоку от основного потока воздуха, может быть звуковым фильтром, поглощающим определенные тоны и не выпускающим их наружу. При поднимании мягкого нёба кверху до соприкосновения с задней стенкой глотки нос и носоглотка совершенно отделяются от ротовой полости и исключаются как резонаторы, при этом звуковые волны распространяются в пространство через открытый рот. При образовании всех без исключения гласных резонаторная полость разделена на две части, связанные между собой узким промежутком. В результате образуются две разные резонансные частоты. При произнесении «у», «о», «а» сужение образуется между корнем языка и нёбной заслонкой, а при фонации «е» и «и» — между поднятыми кверху языком и твердым нёбом. Таким образом получаются два резонатора: задний — большого объема (низкого тона) и передний — узкий, небольшой (высокого тона). Раскрытие рта увеличивает тон резонатора и его затухание. Большое влияние на качество звука и характер гласной имеют губы, зубы, твердое и мягкое нёбо, язык, надгортанник, стенки глотки и ложные связки. При образовании согласных звук вызывается не только голосовыми связками, но и трением струн воздуха между зубами (с), между языком и твердым нёбом (ж, з, ш, ч) или между языком и мягким нёбом (г, к), между губами (б, п), между языком и зубами (д, т), при прерывистом движении языка (р), при звучании носовой полости (м, н). При фонации гласных независимо от основного тона усиливаются обертоны. Эти усиливающиеся обертоны называются формантами.

Форманты — резонансные усиления, соответствующие частоте собственных колебаний речевого тракта. Максимальное число их зависит от его общей длины. У взрослого мужчины может быть 7 формант, но для различения звуков речи важны 2-3 форманты.

Каждая из пяти основных гласных характеризуется формантами разной высоты. Для «у» число колебаний в 1 с равно 260-315, «о» — 520-615, «а» — 650-775, «е» — 580-650, «и» 2500-2700. Кроме этих тонов, в каждой гласной есть еще более высокие форманты — до 2500-3500. Согласный звук — видоизмененный гласный, появляющийся при возникновении препятствий звуковой волне, поступающей из гортани, в ротовой и носовой полостях. При этом части волны набегают друг на друга и возникают шумы.

Основной элемент речи — фонема

. Фонемы не совпадают со звуком, они могут состоять не из одного звука. Набор фонем в разных языках различен. В русском языке 42 фонемы. Фонемы сохраняют неизменные отличительные признаки — спектр тонов определенной интенсивности и длительности. В фонеме может быть несколько формант, например «а» содержит 2 основные форманты — 900 и 1500 Гц, «и» — 300 и 3000 Гц. Наибольшую частоту имеют фонемы согласных («с» — 8000 Гц, «ф» — 12 000 Гц). В речи используются звуки от 100 до 12 000 Гц.

Разница между громкой речью и шепотом зависит от функции голосовых связок. При шепоте возникает шум трения воздуха о тупой край голосовой связки во время его прохождения через умеренно суженную голосовую щель. При громкой речи вследствие положения голосовых отростков к воздушной струе направлены острые края голосовых связок. Разнообразие звуков речи зависит от мышц голосового аппарата. Оно обусловлено главным образом сокращением мышц губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба, глотки и гортани.

Мышцы гортани выполняют три функции: 1) раскрытия голосовых связок при вдохе, 2) закрытия их при защите дыхательных путей и 3) голосообразования.

Следовательно, при устной речи происходит очень сложная и тонкая координация речевой мускулатуры, вызываемая большими полушариями и прежде всего находящимися в них анализаторами речи, которая происходит благодаря слуху и притоку афферентных кинестезических импульсов из органов речи и дыхания, которые сочетаются с импульсами из всех внешних и внутренних анализаторов. Эта сложная координация движений мышц гортани, голосовых связок, мягкого нёба, губ, языка, нижней челюсти и дыхательных, обеспечивающих устную речь, называется артикуляцией

. Она осуществляется сложной системой условных и безусловных рефлексов этих мышц.

В процессе образования речи моторная деятельность речевого аппарата переходит в аэродинамические явления и затем в акустические.

Под контролем слуховой обратной связи включается непрерывно действующая при произнесении слов обратная кинестезическая связь. Когда человек думает, но слова не произносит (внутренняя речь), кинестезические импульсы поступают залпами, с неодинаковой интенсивностью и разной длительностью интервалов между ними. При решении в уме новых и трудных задач в нервную систему поступают наиболее сильные кинестезические импульсы. При слушании речи с целью запоминания эти импульсы также велики.

Слух человека неодинаково чувствителен к звукам разной частоты. Человек не только слышит звуки речи, но и одновременно воспроизводит их своим голосовым аппаратом в очень уменьшенном виде. Следовательно, кроме слуха в восприятии речи участвуют проприоцепторы голосового аппарата, особенно вибрационные рецепторы, расположенные в слизистой оболочке под связками и в мягком нёбе. Раздражение вибрационных рецепторов увеличивает тонус симпатической нервной системы и тем самым изменяет функции дыхательного и голосового аппаратов.

Возможно, вас заинтересует:

Особенности органов дыхания у детей
Эволюция систем органов животных

Дыхание

Тип хордовые

Тип Членистоногие

Сферы применения речи

Речь как основное средство общения используется во всех сферах человеческой деятельности: в бытовой, научной, эстетической, производственной, политической, религиозной и др. Единые условия и правила общения в каждой из этих сфер специфичны, что накладывает особый отпечаток на содержание, качество, стиль речи.

С изменением сферы деятельности или условий жизни человека претерпевает изменения и его речь: обновляется словарь, грамматический строй, тематика, стиль.

Однако уже сформированные речевые стереотипы очень устойчивы, поскольку очень устойчивы механизмы речи. Так, бывшего сельского жителя по речи легко можно отличить от коренного горожанина, а представителя умственного труда — от рабочего.

Поскольку физиологической основой речи является сложный механизм взаимодействия ее центрального и периферического отделов, то расстройства в работе каждого из них может быть причиной нарушений речи. Это может наложить ограничения на выбор сферы деятельности человека. Например, тяжелые формы заикания недопустимы у педагога.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]