Логопедические занятия с детьми с ОНР 4-5 летплан-конспект занятия по логопедии на тему


Причины

Характеристика ОНР 2 уровня указывает на полиэтиологическую природу речевого дефекта. То есть виновником развития нарушения становятся физические, биологические и социальные предпосылки. Основными провоцирующими факторами являются:

  • гипоксия плода;
  • резус-конфликт между матерью и ребенком;
  • родовая асфиксия;
  • травмы головы, полученные при рождении и на первом году жизни;
  • инфекции с нейротоксикозом;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • педагогическая запущенность;
  • дефицит общения;
  • наследственность
  • отрыв от дома, или синдром госпитализма.

Зачастую ОНР является последствием комплекса причин. Это важно учитывать при диагностике и коррекции речевого дефекта.

Особенности развития речи

Для того чтобы понять степень тяжести дефекта необходимо проанализировать его возникновение. У ребенка с ОНР будут свои особенности развития. У него плохо формируются представления об окружающем мире, и он испытывает недостаток жизненного опыта.

Дошкольник испытывает сложности в общении и поэтому он избегает контактов со взрослыми и сверстниками. Взаимодействие с другими людьми важный инструмент познания. Без него мышление развивается слабо.

В своей работе логопед не только учит правильно произносить детей слова, но и обобщать предметы, исключать из них лишние. Он помогает формировать представления об окружающем мире.

При неправильном развитии речи необходимо начинать с работы над ее пониманием. Для этого детей учат названиям разных явлений, предметов, событий. В этом деле участвуют не только родители, но и воспитатели.

Со временем появляется связь между словом и предметом. Слуховое восприятие у детей плохо развито и поэтому необходимо его тренировать. Они должны хорошо на слух выделять звуки из общего шума.

Для успешного преодоления ОНР необходима работа над всеми компонентами речи. При своевременном начале работы прогноз благоприятный: больше 80% детей идут в обычную школу.

Занятие логопеда по постановке звука [Р]

Занятие логопеда по постановке звука [Р]

Некоторые родители, обращаясь к нам за помощью, ошибочно полагают, что ребенку необходимо исправить букву «р». На самом деле, речь идет о неправильном произношении звука [Р]. Многих родителей больше всего тревожит именно неправильное или искаженное произношение этого сонорного звука.

Недостатки звукопроизношения делятся на несколько групп. Нарушенное произношение звуков [Р],[Р‘] принято обозначать термином «ротацизм».

Виды нарушенного звукопроизношения:

  • искажения – это ненормированное, не встречающееся в речи произнесение звуков (например, горловое произнесение звука [Р]);
  • замены – использование вместо звука, отсутствующего в речи, другого звука того же языка – его заменителя (например, «лыба» вместо «рыба», «вакета» вметсто «ракета»);
  • пропуск – отсутствие звука вследствие несформированности артикуляционной позы или вследствие нарушений фонематического слуха (например, «каова» вместо «корова»)
  • смешение – недостаточная дифференциация двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при их произношении («лакета» вместо «ракета»)

Виды искаженного произношения звуков [Р], [Р‘]:

  • межзубное – язык выбрасывается изо рта, слышен один удар;
  • одноударное – при правильной артикуляции звука производится один удар об альвеолы кончиком языка;
  • проторный – правильная артикуляция звука без вибрации, слышится щелевой (фрикативный звук);
  • горловой – кончик и передняя часть спинки языка опущены вниз и оттянуты назад, задняя часть спинки круто выгнута. Сильная струя воздуха заставляет вибрировать либо мягкое нёбо (велярный ротацизм), либо увулю (увулярный ротацизм);
  • боковой – при правильной артикуляции звуков один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок. Она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук. Слышны 1 – 2 удара;
  • кучерской – губы выдвинуты вперед. Сильная струя воздуха заставляет губы вибрировать;
  • носовой – кончик и передняя часть спинки языка опущены и оттянуты назад, задняя часть спинки языка напряжена и поднята к мягкому нёбу, образуя щель или смычку. При смычке звучание приобретает носовой оттенок.

Виды замен звуков [Р], [Р‘]:

  • замены на любые гласные звуки: «ыак» вместо «рак», «иепа» вместо «репа»;
  • замены на сонорные звуки: «лак» вместо «рак», «нама» вместо «рама» «jука» вместо «рука», «Льома» — вместо «Рома»;
  • замена на губно-зубные: «кавова» вместо «корова»;
  • замена на переднеязычные: «дак» вместо «рак», «депа» вместо «репа»;
  • замена на заднеязычные: «гак» вместо «рак», «гепа» вместо «репа».

Работа по коррекции нарушений звукопроизношения начинается с развития подвижности органов артикуляционного аппарата. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

  • подбираются целенаправленно;
  • проводятся в начале занятия;
  • закрепляются в домашних условиях;
  • требуют 5-7 минут для выполнения.

Для постановки звуков [Р], [Р‘] необходимо выполнять следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

Базовый комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата:

  • «Окно» — рот широко открыт, язык спокойно лежит за на дне ротовой полости;
  • «Забор» — губы в улыбке, передние верхние и нижние резцы обнажены, стоят друг на друге;
  • «Трубочка» — вытягивание губ вперед трубочкой;
  • «Лопата» — рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии;
  • «Иголка» — рот открыт, удерживать узкий язык между резцами;
  • «Наказываем язычок» — разминать язык верхней губой, произнося при этом «пя-пя-пя»;
  • «Качели» — рот широко открыт, чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции;
  • «Часики» — рот приоткрыт, чередование движений языка вправо и влево с фиксацией в течение секунды в каждой позиции;

Комплекс упражнений для выработки движений и положений органов артикуляционного аппарата при произношении звуков [Р], [Р‘]:

  • «Грибок» — выработка подъема всей спинки языка вверх, присасывание всего языка к верхнему нёбу;
  • «Вкусное варенье» — выработка движения широкой передней части языка (широким передним краем языка облизать верхнюю губу);
  • «Почистим верхние зубы» — выработка подъема и движения языка влево-вправо по внутренней стороне зубов;
  • «Маляр» — отрабатывание движения языка вверх по твердому нёбу вперед-назад;
  • «Барабанщик» — укрепление мышц языка, отрабатывая подъем языка вверх, и умение делать кончик языка напряженным;
  • «Лошадка» — укрепление мышцы языка и выработка подъема языка вверх, производя цокание языком.

Существует несколько способов постановки звука [Р]. Приведем один из наиболее распространенных:

Постановка звука [Р] от звука [Д].

  • Ребенок звонко произносит звук [Д] прижимая кончик языка к бугоркам за верхними зубами (альвеолам); Звук нужно произносить максимально длительно, т.е. язык как можно дольше не должен отрываться от альвеол.
  • При произнесении звука [Д] язык должен как бы раздуваться от воздуха, выдыхаемого на него.
  • Далее необходимо тренировать ребенка таким образом, чтобы он как можно сильнее выдохнул на язык, а язык в этот момент оторвался от альвеол и затрепетал и завибрировал от «порыва ветра»;
  • В результате тренировки пунктов 1-3 должно получиться сочетание звуков д-р-р-р;
  • В дальнейшем необходимо тренировать звук [Р] в таких слогах как дра, дро, дру, дры, а позже в словах;
  • Чтобы отделить звук [Р] от звука [Д] предлагайте ребенку произносить звук [Д] про себя, а звук [Р] в полную силу;
  • Закрепите звук [Р] в слогах ра, ро, ру, ры.
  • Отработайте правильное произношение звука [Р] в различных словах, предложениях и текстах.

Если, проделав всю описанную выше работу, вам не удалось исправить у своего ребенка звук [Р], то это может явиться поводом обратиться за консультацией к логопедам Центра развития речи «Говорить легко».

Разграничение диагнозов

Правильная постановка заключения позволяет грамотно строить работу. ОНР легко спутать с другими нарушениями. Из-за ошибок в диагностике страдает выстраивание коррекционной работы.

Для точной оценки состояния конкретного дошкольника требуются консультации нескольких специалистов. Если выявлены проблемы с интеллектом (задержка психического развития или умственная отсталость), то первую помощь оказывает олигофренопедагог и только потом требуется логопед.

При проблемах с речью ставится диагноз СНР (системное недоразвитие речи). Такое заключение требует особого построения коррекционной работы.

Сегодня выделяется около тридцати разновидностей аутистического расстройства и сам аутизм. При данной проблеме можно решить, что ребенок отказывается общаться. Ключевое отличие от ОНР заключается в том, что при аутистической проблеме дошкольник может разговаривать, но не хочет. При данном нарушении ребенок не будет идти на контакт. При проблемах только с речью – пойдет.

В таком случае ему требуется помощь психолога и только потом логопеда. Заключение специалиста – СНР. При аутизме ребенок не будет идти на контакт.

Не всегда видна разница между двумя диагнозами. Необходимость уточнения структуры дефекта продиктована тем, что будет по-разному строиться работа.

При нарушениях слуха устная речь серьезно страдает, так как без обратной связи в виде «слышать свою и чужую речь» не формируется пассивный и активный словарь. Проблема необязательно носит серьезный характер (полная глухота), но даже небольшое снижение остроты слуха ухудшает восприятие звуков.

При проблемах со слухом требуется помощь сурдолога, сурдопедагога. При необходимости делают кохлеарную имплантацию либо подбирают слуховой аппарат. После чего сурдопедагог занимается развитием устной речи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]