Тексты для четкости дикцииметодическая разработка по логопедии

Стихи для дикции

  1. К Чебурашке в чашку Шлепнулась букашка, Добрый Чебурашка Вытащил букашку, Положил букашку Сохнуть на бумажку. Высохла букашка, Поднялась с бумажки И снова чебурахнулась В чашку к Чебурашке.
  2. Лунный свет голубой Спать ослу не давал, Сел осёл на валун И зевал и зевал… И случайно осёл проглотил вдруг луну, Улыбнулся, вздохнул — И спокойно уснул.
  3. Злые крысы Грызли крышу, Но пришел котёнок рыжий, крысы в дыры убежали И от страха там дрожали. Хрюша — поросёнок Хрюкает спросонок: Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк! Подавайте мне урюк! Поросёнок Хрюша, До того, как покушать, Ты возьми-ка мыло, Да умой-ка рыло!
  4. Забрели к нам в детский сад Десять маленьких цыплят. Завела их с улицы Пёстренькая курица. Миленькая курица, ты ошиблась улицей, Это детский сад. Но не для цыплят!
  5. Сы — зы, сы — зы, стало скучно без козы. Се — зе, се — зе, я нарвал травы козе. Ри — ли, ри — ли, прилетели журавли. Ша — жа, ша — жа, мы нашли в траве ежа.Ще — че, ще — че, грязь у мишки на плече. Жи — ши, жи — ши, как конфетки хороши. Зу — су, зу — су, не пускают в дом лису. Ла — ра, ла — ра, на горе стоит гора.Пу — бу, пу — бу, сидит филин на дубу. Па — ба, па — ба, а под дубом есть изба. Пы — бы, пы — бы, курьи ножки у избы. Пе — бе, пе — бе, та изба идёт к тебе.Ты — ды, ты — ды, я нашёл твои следы. Те — де, те — де, только нет тебя нигде. Ту — ду, ту — ду, а я с дудочкой иду. Ти — ди, ти — ди, поскорее приходи.
  6. Не понять никак нам Дашу, Ведь во рту у Даши каша. Но не гречка и не плов — Эта каша-то из слов!
  7. Любит буква «Р» тигрёнка — С детства он её рычит. Любит буква «Р» рыбёшку — Лучше всех её… молчит.
  8. Букву «Р» наш поросёнок Громко хрюкает с пелёнок. Буду крепко с ним дружить — «Р» поможет мне учить.
  9. На уроки к логопеду Аж вприпрыжку я бегу: Ведь учительнице строгой Показать язык смогу!
  10. Должен каждый офицер Говорить отлично «Р»! Ведь иначе он солдат Не построит в ровный ряд.(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», «Рассчитаться по порядку!»)
  11. Депутату иль певцу Быть картавым не к лицу. Не давай хлеб пародистам, Говорить учись ты чисто.
  12. Мы расселись по порядку, Дружно делаем зарядку, Не ногами, не руками, А своими… язычками.
  13. Вчерашний град Повредил виноград.
  14. Редиску в окрошку Режет Серёжка.
  15. А в подарке у Марины Три огромных мандарина.
  16. Тигр и рысь — родня для киски, Репа, редька — для редиски.
  17. Артур на портрете В бордовом берете.
  18. У крысы в норке Сырные корки.
  19. Тридцать три огромных рака, Все в нарядных красных фраках.
  20. Рожь яровая — Культура зерновая.
  21. У принцессы у Арины На кровати три перины.
  22. Поздравили мы Иру По радиоэфиру.
  23. Папиросы, сигареты Для ребят всех под запретом.
  24. Прорубь в пруду — Рыбачить приду.
  25. Борька наш нырнул бобром, А вот Ромка — топором.
  26. Шофёр спозаранку Крутит «баранку».
  27. Кудрявый рыжий Юра Гордится шевелюрой.
  28. Радиоконструктор Придумал репродуктор.
  29. Горячий призыв к народу: Берегите родную природу!
  30. На праздник придём нарядными, Опрятными и аккуратными.
  31. Кроссворды и шарады Разгадывать мы рады.
  32. Корректировать я рад Речевой свой аппарат.
  33. Приобрёл Артур В Европу тур.
  34. Прохор и Варвара — Прекрасная пара.
  35. Гарантировал повар в трактире Макароны на гарнир Ире.
  36. А в руках у детворы Разноцветные шары.
  37. Стар ворон репертуар: Утром, вечером — всё КАРРР!
  38. В нашем озере Андрей Тридцать выловил угрей. Жарь, копти их и вари — Очень вкусные угри.
  39. Чтобы ядро из ореха добыть, Нужно его скорлупу раскусить.
  40. Берёзы бобр грызёт зубами, Как будто острыми резцами.
  41. Ананасы на сосне Света видела во сне.
  42. Просит Сашу киска: «Поделись сосиской!»
  43. Гусь искупался, Но сух остался.
  44. В саду средь ветвей Свистит соловей.
  45. Я старалась, я старалась — За посылку расписалась.
  46. С осины осенней Слетел лист последний.
  47. Соблюдается совой Распорядок часовой, Всё по расписанию, По согласованию. (По А. Усачёву)
  48. Больную Колькину коленку Зелёнкой колкой лечит Ленка.
  49. Пуделя Мальвины Слепила я из глины.
  50. Апельсин делю на дольки Для Алины и для Кольки.

Буря с берега

Перекидываемые, опрокидываемые Разозлились, разбесились белоусые угри. Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые, Расплетались и сплетались от зари и до зари. Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие, Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле? Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие, Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле. Тьмами всасывающими опоясываемые, Заметались, затерялись в океане корабли, С неудерживаемостью перебрасываемые, Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли. Чем обманываете вы? Не стремительностями ли Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел? И заласкиваете вы не медлительностями ли Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

Скороговорки. Что это?

Это небольшие шутливые фразы, в которой используются труднопроизносимые и сложносочетаемые слова, звуки.

Их еще также называются языколомалками. Если вы попытаетесь произнести какую-то из них без подготовки, то, как правило, все привычные слова превращаются в кашу из звуков и букв. Но после некоторой тренировки вы вполне справитесь с поставленной задачей.

Эти забавные сложно произносимые фразы придумали для улучшения дикции. А что же тогда такое дикция? Это ясное и четкое произношение. А хорошее произношение в вокале играет очень важную роль, ведь так исполнитель может передать эмоции и смысл песни.

Для развития хорошей и четкой дикции необходимо работать над развитием каждого органа артикуляции. Они делятся на две большие группы : активные и пассивные.

К первой категории можно отнести подвижные органы — голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, нижнюю челюсть и заднюю спинку зева. К пассивной группе относится все фиксированные органы: зубы, верхняя челюсть, альвеолы и твердое небо.

Многие ошибочно полагают, что скороговорки это детское развлечение. На самом деле, отработка дикции при помощи языколомалок очень широко распространена среди взрослых, чья деятельность связана с различного рода выступлениями. Сюда можно отнести:

  1. Певцов;
  2. Артистов;
  3. Политиков;
  4. Людей регулярно выступающих на конференциях;
  5. Ведущие;
  6. Педагоги т д

Скороговорки несут в себе 2 базовые задачи:

  • “Разогрев языка”
    . Многие ведущие и те, кому предстоит произносить речь на публике, сначала произносят 2 -3 сложные скороговорки. Так они разминаются, чтобы избежать заминок и запинок во время выступления.
  • Тренировка четкой речи
    , без которой невозможно выступление ни одного оратора.

Значение и роль стихотворений в развитии дикции

Для тренировки дикции существует немало упражнений и техник. Самым интересным среди них является чтение стихотворений – как специальных, так и классических вариантов.

Особенность такого «поэтического» метода заключается в его простоте: он подойдёт как детям, так и взрослым. Стихи имеют такую ритмику, которая помогает контролировать дыхание, расставлять акценты на определённых словах, учиться соблюдать интонационные паузы.

Стихотворение для улучшения дикции является своего рода скороговоркой, обрамлённой в рифмованную форму. Это позволяет уделить внимание тем звукам, что вызывают трудности при произношении («р», «ш», «с»).

Некая «певучая» форма стихотворений позволяет сделать акцент на гласных звуках, которые регулируют правильное произношение слов и интонации, что играет решающую роль в развитии дикции

Задача любой методики (и стихотворений, в частности) состоит в правильной постановке речи.

Благодаря этому человек сможет ясно излагать свои мысли, производить необходимое ему впечатление на собеседника, проявить себя в профессиях, где важны коммуникативные способности.

Жили были три китайца — скороговорка, полная версия

Попробуйте выучить и поговорить этот скороговорку про китайцев. Если у вас получится с дикцией значит, все в порядке.

Жили-были три китайца: Як, Як Цидрок и Як Цидрок Цидроне. Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лимпопоне. Вот они переженились: Як на Цыпе, Як Цидрок на Цыпе Дрыпе, Як Цидрок Цидроне на Цыпе Дрыпе Лимпопоне. Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як Цидрока с Цыпой Дрыпой — Шах Шарах, у Як Цидрока Цидроне с Цыпой Дрыпой Лимпопоне — Шах Шарах Шароне.

Технология отработки дикции с помощью стихотворений

Поскольку стихи — эффективная форма развития дикции, методик отработки произношения с их помощью существует немало. Как уже указывалось выше, тренировать произношение звуков можно с помощью классических произведений или специальных, «дикторских» стихотворений.

Первый вариант больше подходит подросткам, а также взрослым людям, готовящимся к выступлениям на публике. Логопеды рекомендуют читать стихотворения Гомера, В.Маяковского, А.Блока, поскольку у этих авторов есть чётко выраженная ритмика (либо плавно-напевная, либо резкая и чёткая).

Для детей и взрослых, имеющих речевые нарушения, подойдут специальные стихотворения, где внимание уделяется проблемным звукам. Примером таких произведений являются «Буря с берега» («Перекидываемые, опрокидываемые…»), «На радио прямой эфир», «Не выходи из комнаты» и другие.

Существует две основные методики прочтения стихотворений. Первая предполагает чтение на одном дыхании, что научит контролировать интонации, потоки воздуха, необходимые для проговаривания.

Вторая техника предполагает неспешное, но очень чёткое проговаривание. Фразы можно записывать на диктофон, после чего, прослушав, проводить «работу над ошибками», отмечая проблемные места в произношении. А ещё не стоит забывать, что трудолюбие и упорство непременно дадут свои плоды.

Итак, стихи для дикции являются самым эффективных средством. Благодаря рифмованным строкам артикуляционный аппарат легче справляется с произношением сложных звуков.

Похожие записи:

  1. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  2. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» — краткое содержание «Конек горбунок» П.П. Ершова — очень краткое содержание для читательского…
  3. И.С. Тургенев «Муму» «Муму» И.С. Тургенева: читать рассказ ОНЛАЙН без регистрации. Произведение полностью….
  4. Понятие «фанфики»: что скрывается за названием Фанфики — современное литературное творчество с интересной историей. Оказывается, что…

Упражнения и методики

Для взрослого человека важно красиво и связно говорить. И чтобы выработать это умение, улучшить свою речь, нужно постоянно работать над собой. В постижении навыка помогут следующие упражнения:

  1. Расширяем словарный запас. Выберите небольшой прозаический текст, который придется вам по душе. Вооружитесь словарем русского языка и словарем синонимов. Ваша задача – заменять слова в тексте синонимами. Можно вместо слов подбирать словосочетания, крылатые фразы. Сначала попробуйте заменять только прилагательные, со временем переходите и на другие части речи.
  2. Чтобы развить логику и сообразительность, поработайте с ключевыми словами. Для этого выберите небольшой текст и не глядя укажите пальцем на какое-то слово в нем. Это может быть абсолютно любая часть речи, которая несет смысловую нагрузку. Таким способом определите для себя 5 ключевых слов. Включите воображение и логику и придумайте историю или рассказ по ключевым словам. На более позднем сроке обучения можно выбирать больше ключевых слов.
  3. Чтобы развить уверенную речь и придать ей правильную эмоциональную окраску, поработайте с текстом из предыдущего упражнения. Встаньте перед зеркалом. Прочтите ваш текст без эмоций. Потом придайте ему эмоциональную окраску, какая кажется вам уместной. При этом наблюдайте за вашим выражением лица. Уместно ли оно, если бы вы рассказывали текст кому-то? Работайте с несколькими эмоциями. Прочтите историю с радостью, грустью, стеснением, разочарованием и другими чувствами, какие сможете вспомнить.
  4. Воспользуйтесь диктофоном. Вам нужно записать свой голос четырежды. Первые два раза вы должны прочитать стихотворение и прозаическое произведение с выражением. Третий и четвертый раз читать нельзя, нужно рассказывать те же произведения наизусть. Оцените свою речь по двум критериям: нравится ли она вам и понравилась ли бы окружающим. Вы должны рассказывать по памяти также уверенно и с тем же выражением, как и читая. Работайте с этим упражнением, пока речь не покажется вам идеальной. Если вы испытываете проблемы с запоминанием стихотворение, то читайте нашу статью — как выучить стих быстро и легко наизусть.
  5. Это упражнение эффективно поставит речь взрослому человеку. Но для его выполнения вам понадобится напарник. Как в одном из предыдущих упражнений, выберите из любимого текста 10 ключевых слов . По этим словам вам предстоит вести диалог с собеседником. Задание считается выполненным, если реплики взрослых людей не натянуты, разговор идет легко и непринужденно, у обоих партнеров получается связно и красиво говорить. Вы должны прочувствовать, что разговор вам интересен.

Это советы о том, как сделать речь красивой и научиться поддерживать любой разговор. Чтобы эти упражнения приносили еще больший эффект и легко выполнялись желательно перед ними предварительно произвести действия для разминки мышц языка, лица и постановки дыхания. В этом нам помогут упражнения на дикцию для сценической речи. Ниже также описаны очень эффективные занятия.

Скороговорки на несколько звуков

Также существуют скороговорки для развития речи и дикции, которые позволяют отрабатывать сразу несколько звуков одновременно. Именно им посвящен данный раздел.

Баркарола − песня гондольеров Венеции. (Звуки к, л, р)

Вор вора обворовал, по задворкам плутал, весь товар растерял. (Звуки в, р, т)

Брат Филипп, втравит тебя, брат Федот, в конфликт! (Звуки в, р, т)

Весь март кот поёт, второй кот вторит. (Звуки в, р, т)

Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь. (Звуки в, з, с)

Купили каракатице кружевное платьице, ходит каракатица хвастается платьицем. (Звуки к, р, т, ц)

Теоретизировали, теоретизировали и дотеоретизировались. (Звуки в, л, р, т)

Всех денег не перезаработать, не перевызаработать. (Звуки з, п, р)

Пятнадцать птиц подписали петицию, пятьдесят птиц не подписали петицию. (Звуки п, т, ц)

Брат! Брал бра? Брал, брат, бра. Бра, брат, брал. (Звуки б, л, р, т)

Всё может быть. Но, быть может, только то не может быть, что, быть может, быть не может – остальное может быть. (Звуки б, ж, м)

У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл. (Звуки л, м, р)

Жизнь жестока к жестоким, жестокостью ожесточённым. (Звуки ж, с, т)

Скороговорки со звуками «щ» и «ш»

Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке. В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи. Саша шапкой по ошибке шишку сшиб. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Не найду я ушки у нашей лягушки. Пыхтит как пышка пухлый Мишка. Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки. По ремешку, по брёвешку боком проведу кобылку. На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

Подводим итог

В работе над дикцией действует принцип – научитесь говорить медленно, чтобы говорить быстро. На первом этапе важна не скорость, а четкое и правильное произнесение каждого звука. Важно помнить, что ребенок часто подражает окружающим, в том числе, и в манере общаться. Поэтому дома его должна окружать правильная, «чистая» речь. Родители должны сами выговаривать все звуки и исправлять ошибки у ребенка.

При регулярных тренировках результат, конечно, будет. Однако для быстрой коррекции речи или при серьезных дефектах, как, например, заикание, требуется помощь логопеда. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту. Конечно лучше, если встреча с логопедом-дефектологом состоится до школы или в начальных классах, чтобы изучение родного языка не превратилось в испытание для всей семьи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]