Пальчиковая гимнастикакартотека (старшая группа) на тему

В дошкольных учреждениях, где серьезно относятся к вопросам развития ребенка, с малышами занимаются не только рисованием или танцами. Не менее важны игровые технологии, обеспечивающие разностороннее развитие детей. В частности, особое внимание в детском саду уделяется пальчиковой гимнастике, основная цель которой – лучше развить мелкую моторику рук.

Значение пальчиковой гимнастики в детском саду

Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для пальцев и кистей рук, который обычно преподносится детям в игровой форме. Пальцы – необыкновенно чувствительная часть нашего тела. Благодаря огромному количеству нервных окончаний, расположенных в их подушечках, стимуляция этих зон вызывает активную работу головного мозга. В первую очередь начинают функционировать участки, отвечающие за речь, письмо, осуществление целенаправленной деятельности, способность к восприятию, анализу, запоминанию информации.

Это интересно!

Согласно представлениям восточной медицины, на ладони человека сосредоточено большое количество энергетически активных зон, раздражение которых активирует работу внутренних органов и нормализует процессы обмена веществ в организме.

Кроме физиологического аспекта важна и психологическая составляющая процесса. Подобные игры и упражнения способны успокоить, отвлечь ребенка, помогают наладить взаимодействие между детьми в группе детского сада.

Цель пальчиковой гимнастики

Цели проведения зарядки для пальчиков отличаются для детей разных возрастных групп. Для малышей до 4-х лет:

  • Формирование навыка слежения за объектом;
  • Обучение повторению за действиями других людей;
  • Совершенствование координации движений;
  • Развитие чувства ритма.

Для средней группы дошкольников (4-5 лет):

  • Стимуляция внимательности, непроизвольного запоминания;
  • Совершенствование мелких движений пальцами;
  • Формирование образного мышления;
  • Снятие напряжения с мышц верхних конечностей.

Для старших дошкольников (5-6 лет):

  • Развитие творческих способностей;
  • Подготовка кисти к письму;
  • Совершенствование способности к целенаправленным действиям;
  • Стимуляция процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Ребёнок играет на коленях взрослого либо отдельно. Взрослый показывает движения на своих пальцах, затем на пальчиках малыша и после даёт возможность повторить их самостоятельно.

Пальчики

Первый пальчик ― дедушка,

Второй пальчик ― бабушка,

Средний этот ― папочка,

Этот ― ласковая мамочка,

Этот пальчик-крошка ― сыночек или дочка.

(Ребята по очереди загибают пальцы).

Веер

Светит солнце ярко-ярко,

Стало вдруг ребятам жарко.

Веер быстро мы достанем,

И прохладней сразу станет!

(Кулачки ― солнышко ребята разжимают и прямыми ладонями-веерами машут у лица).

Жук

Я весёлый майский жук

И летаю тут вокруг.

Над полянками кружу

И с букашками дружу.

(Дети загибают три средних пальца, мизинец и большой палец остаются прямыми. Прямыми пальцами ― усиками жука ребята шевелят).

Способы развития мелкой моторики

Не только пальчиковые игры развивают способность к тонким целенаправленным движениям. Для этого разработаны несколько методик:

  1. Пальчиковый массаж – это оптимальный вариант для детей первого года жизни, которые еще не умеют действовать целенаправленно.
  2. Пальчиковые игры – это гимнастические упражнения для пальцев и кистей.
  3. Игры с предметами мелкого размера – с кубиками, мячиком, песком, камешками, мозаикой, конструктором, небольшими игрушками.
  4. Пальчиковый театр – театральные представления, в которых каждый палец играет свою роль.
  5. Творческая мастерская – лепка из пластилина, рисование, аппликация.
  6. Бизиборды – доски для детей, к которым крепятся предметы, развивающие бытовые навыки, – шнурки, замки, ручки, краны, кнопки и т. п.
  7. Головоломки с элементами рисования – задания, в которых нужно соединить точки, дорисовать недостающие части, показать выход из лабиринта и т. д.

Пальчиковый массаж

Это метод, подходящий для раннего периода развития ребенка, он осуществляется пассивно, с помощью родителей. Можно начинать делать массаж деткам практически с самого рождения. Это ускорит процесс «раскрывания» ладошек и простимулирует интерес к изучению собственных рук.

Как осуществить это на практике? Нужно загибать, крутить, массировать пальчики ребенка, сопровождая это стишками и присказками про сороку-ворону, козу-дерезу или ладушки.

Массаж под песенку про сороку-ворону считается классическим вариантом:

  1. Сначала вы делаете мягкие круговые движения по ладошке малыша, рассказывая о том, как сорока варила кашу.
  2. Затем массируете подушечки и выполняете вращательные движения каждым пальчиком, начиная с пятого, перечисляя, кого мама-сорока накормила, а кому не повезло.
  3. И наконец, слегка щекочите внутреннюю поверхность запястья, локтевого сгиба, подмышки, показывая степень нагревания воды для каши.

Тщательно следите за своей речью. Она должна быть четкой, эмоционально окрашенной, направленной именно на ребенка (важно смотреть на него в процессе игры). Если вы не очень хорошо помните песенку про ворону с детства, то можете посмотреть видео пальчиковой игры (в конце статьи) и освежить в памяти технику ее выполнения.

С массажной целью можно применять разные подручные средства: шарики для су-джок терапии, мягкие мячики, ватные палочки. Их удобно катать по ладошке, малыш может их хватать, мять. Все это развивает тактильные ощущения и ловкость рук.

Использование наглядного материала во время пальчиковой гимнастики

Рассматривание картинок, плакатов, книжных иллюстраций является составляющей частью большинства занятий в детском саду. Во время проведения пальчиковой гимнастики также рекомендуется привлекать наглядные материалы. Яркие и понятные образы помогают дошкольникам в исполнении гимнастических движений, активизируют воображение. Дети легче включаются в игровую ситуацию.

Таблица: варианты наглядных материалов для пальчиковых игр

ТипВарианты материаловПримеры использования
Дидактический материал
  • Карточки;
  • таблицы — схематические изображения этапов игры/упражнения.
При изучении нового упражнения воспитатель показывает ребятам картинку с изображением пальчиковой «фигуры», рассказывает, что нужно сделать. Таблицы применяются на занятиях со старшими дошкольниками: воспитатель вывешивает схему знакомой игры, по которой дети вспоминают правила.
Иллюстративный материал
  • Картинки, фотографии;
  • иллюстрированные книги;
  • тематические плакаты.
Иллюстративный материал — художественные образы, о которых говорится в стихотворном/песенном содержании игры. Картинки животных и сказочных персонажей дарят детям позитивные эмоции и усиливают желание играть.
Материалы ИКТ
  • Презентации — слайды с описанием правил игры и изображением действий;
  • мультипликационные сказки с музыкальным/песенным сопровождением по содержанию пальчиковой игры.
Презентации используются в качестве вспомогательного материала на занятиях в старших группах. Совершенствуется способность детей соотносить зрительные образы с объяснениями педагога. Мультфильмы по играм просматривают в группах всех возрастов.

Воспитателям и родителям на заметку: подборка карточек с пальчиковыми играми развлечёт детей во время поездки. Наша воспитательница берёт с собой карточки в экскурсионный автобус: дети разбиваются по парам и разыгрывают карточки, меняются заданиями с одногруппниками.

Весёлые песенки-игры можно посоветовать родителям на консультации по пальчиковой гимнастике. Видеозанятия станут альтернативой просмотру развлекательных роликов. Ребёнок выучит песенку, разучит движения, у него улучшится настроение. Для старших дошкольников, которые приступили к изучению иностранного языка, рекомендуются к просмотру английские (французские, немецкие, испанские или др.) песенки-игры. Мои дети задорно поют и выполняют гимнастику под «Itsy Bitsy Spider», «The Wheels on the Bus» и «Brother Finger».

Фотогалерея: пальчиковые игры в картинках


В карточке содержатся правила игры «Шарики», текст стихотворения и изображение движений


В пальчиковой игре «Капуста» дети выполняют энергичные движения руками


Пальчиковую игру «Кораблик» можно провести на занятии, посвящённом морскому путешествию


Дошкольники будут с удовольствием отгадывать пальчиковые загадки


Игра «Птички» подойдёт для разучивания самыми маленькими воспитанниками


Игру «Зайчик» проводят в младших группах ДОУ


В пальчиковом театре теней можно устраивать настоящие спектакли


На каждую строчку стихотворения «Ах ты, совушка-сова» приводятся изображения пальчиковых движений


При выполнении упражнения педагог помогает затрудняющимся воспитанникам поставить пальцы в правильное положение


По мере освоения воспитанниками упражнений пальчиковой гимнастики можно усложнять задания


В игре «Вышли мышки» используются разнообразные пальчиковые движения

Видео: пальчиковая гимнастика «У окошка я сижу»

Видео: пальчиковая игра-песенка «Утро»

Видео: пальчиковая игра-песенка «Ворона и червячки»

Видео: пальчиковая игра-песенка «Паучок»

Видео: английская игра-песенка «Itsy Bitsy Spider»

Пальчиковые игры

Занятия в детском саду проходят в игровой форме. Малыши выполняют вслед за педагогом движения, которые постепенно будут усложняться. Одновременно можно читать короткие стихотворения, представляя, что пальчики – это его персонажи. Также можно рассказывать тематические сказки, иллюстрируя пальцами все происходящие события. Подобные игры бывают трех видов: разработка кистей рук, статические и динамические упражнения для пальчиков. Рассмотрим наиболее популярные варианты:

  1. “Ладушки”. С детьми до года играть нужно пассивно, взяв детские ручки в свои, выполняя все необходимые движения, сопровождающиеся присказкой. После года малыш уже способен самостоятельно подражать знакомым движениям.
  2. “Крышечки”. Обычно детям после года нравится открывать и закрывать банки, бутылочки, контейнеры. Поощряйте это детское увлечение. Постепенно малыш научится не только открывать и закрывать простые крышки, но также закручивать и раскручивать бутылки. Только не давайте ему без присмотра играть со стеклянными емкостями, которые могут разбиться.
  3. «Бусины». Разрешайте малышу перебирать свои бусы, браслеты с мелкими или более крупными бусинами. Если украшения цветные – это еще лучше, так будет вырабатываться правильное цветовосприятие.
  4. «Бумага». Играть с бумагой детям интересно уже после достижения ими 6-месячного возраста. Бумажки можно мять, рвать, скатывать в шарики.
  5. «Крупа». Высыпьте в миску любую крупу и покажите ребенку. Он может окунать в нее ручки, щупать, пересыпать из одной ладошки в другую. Внимание! Обязательно находитесь рядом во время подобных занятий. Следите, чтобы малыш не тащил крупу в рот. Мелкие частицы могут попасть в дыхательные пути.
  6. «Песочек». Насыпьте песок на поднос и продемонстрируйте ребенку, как на нем можно рисовать линии, точки, сеточки, простые картинки. Сначала возьмите его пальчик в свои руки и перемещайте его по песку. Со временем малыш научится действовать самостоятельно.
  7. «Читаем книжку». Даже если сын или дочка еще не знают ни одной буквы, все равно перелистывание страниц красочной книжки с картинками пойдет им только на пользу. Тактильный контакт с бумагой, рассматривание цветных изображений стимулируют работу головного мозга.
  8. «Все сам». Детей с 3 лет нужно приучать одеваться и обуваться самостоятельно. Они постепенно должны обучиться застегивать пуговицы, завязывать шнурки, справляться с крючками, завязками, застежкой-молнией. Это не только научит их самостоятельности, но также разовьет мелкую моторику.

Методическая разработка на тему«Пальчиковая гимнастика»

Методическая разработка «Пальчиковая гимнастика»

«Ум ребёнка находится

на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Цель:

Формировать и развивать речь детей , с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (
пальчиковые игры). Задачи:

  • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики рук;
  • снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
  • развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Адресная направленность опыта:

Разработанная педагогическая технология, основанная на использовании пальчиковых игр, влияющих на формирование речи детей, может представлять интерес для практических работников: педагогов дополнительного образования, воспитателей — работающих с детьми вДОУ, логопедов.

Актуальность:

Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Условия реализации:

На занятиях используются различные пальчиковые игры и упражнения, проводятся постановки спектаклей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи.

Создала с участием родителей для проведения самостоятельно – игровой деятельности игрушки пальчикового театра («Теремок», «Репка», и др.), побуждаю детей играть с куклами перчаточного театра. Пальчиковые игры — весёлое, увлекательное и полезное занятие. Такие игры предназначены для детей 5-6 лет, которые позволяют снять накопившуюся усталость, так же рекомендуется проводить с детьми среднего возраста. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание:

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Основная часть, в которой последовательно раскрывается содержание материала
Проанализировав свою работу с детьми 5-6лет, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей младшего возраста; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь.

В-первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и методической литературы Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастикаЛ.П. Савина «Пальчиковая гимнастика», А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь», Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии.

Поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:

-бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).

— бусы и пуговицы разной величины;

— разнообразные мелкие игрушки;

— резиновые игрушки разной плотности.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

  1. Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
  5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Приведённая ниже таблица позволяет чётко спланировать работу с детьми ОВЗ в обучении пальчиковым играм.

Технология

с 7лет

Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно.

Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.)

Обращать внимание на качество составления фигуры,

координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет(театральную куклу)

перечень пальчиковых игр:

1,2,3,4,5, червячки пошли гулять….

Шла ворона мимо рынка…..

Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём… Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…

Мы делили апельсин. Много нас, а он один…

Паучок.

Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.

Моторчик.

Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

Перетяжечки.

Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

Колечки.

Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

«Ухо – нос»

левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
Симметричные рисунки»
рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмёрка»
нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
«Согреем руки»
движения, как при растирании рук.
«Молоточек»
фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди
. «Гуси щиплют травку»
пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка»

сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка»
детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
«Осьминожки»
правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

«КАПИТАН»

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой По волнам с жемчужной пеной. Я — отважный капитан, Мне не страшен ураган. Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб. И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны, Путешественник-герой, К маме я вернусь домой.«ДОМИК»
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом — шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем — дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом — стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе — тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят — Угощенье для ребят.
« ГРОЗА»
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!« БАРАШКИ»
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано Пободаться два барана. Выставив рога свои, Бой затеяли они. Долго так они бодались, Друг за друга все цеплялись. Но к обеду, вдруг устав, Разошлись, рога подняв.« МОЯ СЕМЬЯ»
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это — мама, Это — я, Это — бабушка моя, Это — папа, Это — дед. И у нас разлада нет.
« КОШКА И МЫШКА»
Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает — Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает.
Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса у детей. Результативность

Пальчиковые игры помогали добиться активности и выразительности кистей рук при сжимании и разжимании, а затем при выполнении более сложных имитационных ритмических движений. Дети на занятиях научились изображать то, о чём рассказывается в стихотворении и согласовывать ритм движений со стихотворным ритмом.

Дети к концу учебного года могли назвать основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий); показывали любое упражнение из комплекса артикуляционной гимнастики; выразительно читали стихотворения; передавали образ героя характерными движениями; уверенно держались перед зрителями. Использование пальчиковых игр на занятиях повысило уровень речевого развития детей

Физкультминутки проводились по методике «Расскажи стихи руками». Движения сопровождались проговариванием стихов, потешек, соответствующих лексической теме занятия и содержащих автоматизируемые звуки. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, чёткой и эмоциональной.

Видя интерес детей к пальчиковым играм на занятиях, я сочла возможным подготовить с детьми спектакли.. , изучить стихи.

Были поставлены спектакли по сказкам «Любочка и ее помощница», «Репка». По итогам проведённых спектаклей дети выступили на празднике мам.

Стали победителем районного конкурса чтецов.

Собрана копилка пальчиковых игр, используемых на занятиях. Проведён семинар для педагогов дополнительного образования .

Заключение

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее. Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Вывод:

Опыт работы с детьми 5-6лет подтвердил, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Список использованной литературы

1.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М. АСТ: Астрель, 2007.-61с.

2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991.- 127с.

3. Бородич А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Профессиональное образование, 1981.- 255с.

4. Доронова Т.Н. Играем в театр.- М., 2005.-136с.

5. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.- СПб.: КАРО, 2008.-64с.

6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-104 с.

7.Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994.-344 с.

8. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.XXI век», 2007.-186с.

Влияние на развитие речи

Ученые давно доказали, что простые игровые технологии помогают детям быстрее научиться говорить и писать. Речевые и моторные центры, отвечающие за работу кисти, расположены в коре больших полушарий «по соседству». Поэтому раздражение одного ее участка стимулирует другой, помогая ребенку лучше понимать и воспроизводить звуки, слова, фразы.

Кроме того, повторение стереотипных фраз, потешек, стишков во время пальчиковой игры способствует их запоминанию. Малыш с течением времени начинает повторять за взрослыми знакомый текст.

Если ребенок занимается в детском саду, где дошколята активно взаимодействуют друг с другом, это также является дополнительным стимулом развития речи, чтобы продуктивно контактировать со сверстниками.

Важно!

Не переутомляйте малыша. Начинать игры нужно с 1 минуты, а наращивать их продолжительность постепенно. Подобные занятия не должны превращаться из веселого развлечения в утомительную обязанность.

Готовим руку к письму

Письмо – непростой навык для дошкольника, которым невозможно быстро овладеть без тренировки. Чтобы почерк впоследствии был ровным и красивым, нужна согласованная работа всех мышц кисти и предплечья. Важно то, как ребенок держит ручку, как ведет ею по бумаге, переходит от одной буквы к другой.

Поэтому учить дошкольника писать следует одновременно с выполнением простых разминочных упражнений. Это прекрасный способ развития письменных навыков.

  1. «Здороваемся». Малыш дотрагивается подушечкой большого пальца по очереди до всех остальных. Так пальчики «приветствуют» друг друга.
  2. «Крестики». Малыш скрещивает одновременно или по очереди 2 и 3, 4 и 5 пальцы.
  3. «Змейка». Подушечка каждого пальца дотягивается до его же основания.
  4. «Крылья». Ребенок плавно машет кистями рук, имитируя движения крыльев.
  5. «Брызги». Дети в течение нескольких секунд трясут расслабленными кистями рук, как бы стряхивая с них капли воды.
  6. «Ножницы». 2 и 3, 4 и 5 пальчики соединяются между собой и выполняются движения, имитирующие ножницы.
  7. «Пианино». Малыш делает вид, что играет на пианино, нажимая пальцами на столешницу.
  8. «Круги». Каждым пальцем поочередно выполняются круговые движения в воздухе.
  9. Эффективен также двухминутный массаж, который выполняют в начале, в середине и в конце занятия. Массировать пальчики следует мягкими растирающими круговыми движениями, начиная от периферии и постепенно двигаясь к их основанию.

Деятельность ребенка в ДОУ обычно насыщенна и разнообразна. Однако не стоит игнорировать и такие, казалось бы, простые занятия, как пальчиковые игры. Они самым благоприятным образом сказываются как на интеллектуальном, так и на физическом развитии и помогают малышу найти общий язык со сверстниками и педагогами.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик) Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик) Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик) Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик) Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик) Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак) Приходили прямо к дому: Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы) Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их) Друг без друга им нельзя.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки) Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заяньке усатому, Кому в зобок, Кому в платок, Кому в лапочку.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]