Развитие мелкой моторики у детей 2-3, 4-5, 6-7 лет


Про необходимость развития мелкой моторики у детей известно практически всем родителям. Она стимулирует работу речевого центра, мышления и внимания, помогает ребенку подготовиться к обучению в школе, упрощает освоение письма.
Для того, чтобы помочь своему сыну или дочке, совсем не обязательно приобретать дорогие учебные пособия или тратить много времени на специальное обучение. Немного внимания, хорошее настроение — и маленькие пальчики постепенно станут умелыми и ловкими, улучшится развитие речи и появятся новые навыки.

Что такое мелкая моторика

На первый взгляд мелкая моторика рук — всего лишь ловкость пальцев и кистей, позволяющая выполнять действия разной степени сложности. На самом же деле это физиологический процесс, который координирует работу мышечной, нервной и зрительной систем организма, задействует наше мышление, воображение, пространственное восприятие и память.

Взрослому человеку не составляет труда выполнять простые, на первый взгляд, действия: письмо, застегивание пуговицы или переливание воды из кувшина в стакан. Для ребенка эти действия — высший пилотаж, который придется осваивать в течение длительного времени.

Однако, мелкая моторика — это не только навыки самообслуживания и быт. Наукой доказано, что кисти рук являются проекцией 2/3 частей коры головного мозга, которые располагаются вблизи речевого центра человеческого мозга. Это позволило выдвинуть гипотезу о том, что мелкомоторное развитие напрямую связано с развитием речи, а кисти рук — такие же речевые органы, как и артикуляционный аппарат.

Эти знания возвели мелкую моторику в настоящий культ, на котором спекулируют производители товаров для детей и развивающие детские курсы. На самом деле развитие моторики не требует глубоких академических знаний или дорогого реквизита — занятия можно проводить в домашних условиях с использованием бытовых вещей.

Задания на штриховку

Этот тип активности подойдет более усидчивым детям, но в то же время штриховка очень полезна для развития мышц кисти. Начать занятия нужно с более простых упражнений: например, подготовить карточки с изображениями зверей, на которых уже будет проведено несколько штрихов в качестве примера. Ребенку предлагается завершить штриховку под тем же углом и с таким же расстоянием между штрихами. Более продвинутые уровень — произвольная штриховка. Например, ребенок может заштриховать два одинаковых изображения по-разному в зависимости от истории, которую придумает.

В каком возрасте начанать занятия? Этапы развития мелкой моторики у детей

Специалисты по раннему детскому развитию рекомендуют начинать занятия с 8 месяцев. Фактически первые упражнения на развитие мелкой моторики мамы начинают делать малышам с первых дней жизни. В целях снижения мышечного тонуса у новорожденных неврологи советуют регулярно выполнять гимнастику, в которую входят несложные упражнения для рук и ног, поглаживания и вкладывание маминого пальца в ладошки малыша. Эти действия стимулируют кору головного мозга еще тогда, когда ребенок не может сделать их самостоятельно.

По мере взросления у малыша пробуждается интерес к игрушкам. Вначале — к большим и ярким. К 3 месяцам жизни он неосознанно к ним тянется, пытается схватить двумя руками пока еще на уровне рефлексов — так он познает окружающий мир.

В 5-6 месяцев развивается осознанность, ребенок тянется к конкретной игрушке, может схватить ее одной рукой, тянет в рот — так развивается координация и укрепляются мышцы.

И, наконец, к 8-12 месяцам, когда ребенок уже сидит, ползает, учится вставать и ходить, активно интересуется каждым окружающим его предметом, можно начинать полноценные занятия на развитие мелкой моторики.

К этому времени малыш научился не только брать игрушки, но и возвращать их взрослому, может перекладывать их из одной руки в другую, брать двумя пальцами, нарочно бросать их на пол. В этом возрасте практикуют пальчиковые игры, сортировку мелких предметов, игры с песком и т. д.

В 1-2 года ребенка уже можно увлечь «развивающими» игрушками:

  • большие кубики;
  • пирамидка (малыш легко собирает до 5 колец);
  • конструктор с крупными деталями;
  • кнопочные игрушки.

В это время формируется первый интерес к рисованию — пока только в виде хаотичных линий. Прогресс достигается в самообслуживании: ребенок учится самостоятельно есть ложкой, чистить зубы, расчесываться и т. д.

К 2-3 годам эти навыки закрепляются и совершенствуются. Малыш увлекается книгами с яркими картинками, легко листая страницу за страницей, уверенней держит ручку или карандаш (двумя пальцами, а не всей кистью), с удовольствием мнет пластилин, раскатывает его, отщипывает от него маленькие кусочки.

Уже пришло время знакомить малыша с ножницами и делать первые аппликации вместе со взрослым. А также это подходящее время, чтобы научить ребенка правильно держать ручку. Сделать это лучше заранее, когда малыш только начинает брать пишущий предмет в руку — в противном случае переучить будет труднее. Все эти навыки готовят его к освоению письма в будущем.

В 3-4 года ребенок уверенно соединяет штрихпунктирные линии, рисует по точкам. Увлекается лепкой – уже получаются шарики, змейки и гусеницы. Может самостоятельно надеть штаны, носки, обувь, шапку, застегнуть и расстегнуть молнию.

К 5 годам активно развиваются навыки письма, происходит освоение написания печатных букв и цифр. Ребенок активно учит буквы, может написать свое имя, вырезает по контуру фигурки из бумаги, раскрашивает, не выходя за границы. Одевается и приводит себя в порядок без помощи взрослого. В этот же период одна из рук окончательно становится доминирующей.

В 6-7 лет дошкольник уже уверенно владеет ручкой и карандашом, зашнуровывает обувь, собирает модели из конструктора. Моторика семилеток готова к освоению навыков каллиграфического письма, а к 8 годам у ребенка сформируется разборчивый почерк.

Архитектурное моделирование

Архитектурное моделирование — упражнение, которое задействует одновременно двигательную, зрительную и ассоциативную память. Оно развивает технику владения чертежными инструментами, графическую грамотность, прививает навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, помогает детям в решении конструкторских задач.

Для домашнего использования можно приобрести наборы с готовыми макетами и перечнем различных архитектурных деталей, которые дети превратят в модель здания.

Конструкторы бывают разных видов:

  • наборы с блоками-кубиками;
  • бумажные конструкторы;
  • дизайнерские конструкторы;
  • архитектурные конструкторы (для особо увлеченных).

Еще один способ познакомиться с архитектурным моделированием — это чертежные наборы, в которые обычно входят специальные листы, рейсшины, рапидографы и другие необходимые атрибуты будущего архитектора/дизайнера. Их чаще всего покупают в хобби-гипермаркетах и на арт-маркетах. Чтение книг, просмотр кино и тематических лекций также помогут вашему ребенку познакомиться с темой поближе.

Как организовать занятия по развитию мелкой моторике в домашних условиях?

К организации занятий с ребенком следует подходить с фантазией, отталкиваясь от четырех основных принципов:

  • соответствие возрасту ребенка;
  • предпочтения ребенка;
  • игровой формат занятий;
  • постоянная динамика.

Из предыдущего пункта вы узнали, что каждому возрасту соответствует свой уровень развития мелкой моторики, поэтому не стоит требовать от трехлетки написания прописных букв — вначале нужно отработать с ним элементы попроще.

Занятия с дошкольником не должны быть долгими и утомительными, если вы заметили, что ребенку скучно, меняйте вид деятельности, разбавляйте его физической активностью. Используйте в занятиях атрибуты его любимых героев сказок и мультфильмов, любимые игрушки.

Планируя занятия с ребенком, помните о том, что любой прогресс достигается только в динамике. Эффекта не будет, если изо дня в день повторять одни и те же упражнения, — их нужно усложнять, видоизменять, комбинировать. Это даст хороший толчок в развитии.

Помощь по дому развивает моторику не хуже игрушек и специальных упражнений. Протирание пыли, мытье и вытирание посуды, подметание только взрослому кажутся рутиной, для ребенка это — новый увлекательный мир, в котором он, как взрослый, делает важные дела.

Во время рисования, лепки или аппликации важно требовать аккуратности. Ведь в любой работе важен результат, ребенок должен им гордиться, чтобы иметь стимул развиваться дальше. Помогайте ему доводить работу до совершенства.

Хвалите за успехи, радуйтесь вместе маленьким победам и не позволяйте себе излишней критики. Поддержка и одобрение — важное условие гармоничного развития личности ребенка.

Рисование для детей

Практически все дети любят рисовать, так что такие упражнения придутся им по душе. Для детей дошкольного возраста отлично подойдут пальчиковые краски — такой вид творчества задействует сразу обе руки, что отлично сказывается на развитии головного мозга.

Школьникам уже можно предложить упражнения с карандашом. Для этого возраста отлично подойдут такие занятия, как обводка плоских фигур, рисование по опорным точкам, дорисовывание недостающей половины картинки или рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Главное — избегать монотонности и придумывать занимательные истории для каждого задания. К примеру, можно подготовить специальные карточки, где у изображений будет отсутствовать контур, а ребенок должен будет этот контур восстановить. Также отлично развивают моторику лабиринты, которые ребенок должен «пройти» одной линией, не залезая за контур.

Способы развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика и массаж рук

Самые первые упражнения на развитие мелкой моторики — это пальчиковая гимнастика. Несложные упражнения и массаж кистей рук и пальцев стимулируют мозговые центры, убирают мышечный тонус. Чтобы занятия проходили веселей, пойте песенки, читайте стихотворения и потешки, например:

  • массируйте каждый пальчик, а затем загибайте его в центр ладони, напевая: «Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут? Я — большой пальчик, а дом мой тут»;
  • игра «сорока-ворона»: описываем пальцем на ладони круг, приговаривая: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила», затем массируем подушечку каждого пальчика: «Этому дала, этому дала, и этому дала, и этому дала, а этому не дала — он дров не колол, воды не носил и в лес не ходил, вот и остался голодным»;
  • игра «ладушки»: хлопаем в ладоши вместе с ребенком: «Ладушки-ладушки, где были — у бабашки, что ели — кашку, что пили — бражку, сели-поели — полетели и на головушку сели»;

Для детей старше 3 лет игры можно усложнять, расширяя словарный запас и закрепляя полезные знания. К примеру, пальчиковая игра «дни недели» — изображаем руками действия или предметы из стихотворения:

В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала, В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила, Всех подружек в воскресенье Позвала на День рожденья.

Популярностью у детей пользуется игра «Театр теней», когда с помощью лампы, кистей рук и воображения на стене оживают животные: волк, жар-птица, гусь, зайчик и так далее.

Массажные мячи, валики и Су-Джок терапия

Детям нравятся «колючие» мячики с шипами, они не только похожи на ежиков или колючки, но и отлично справляются с функцией самомассажа. С ними можно придумать множество игр:

  • собрать «ежиков» в корзину;
  • прокатить «колючку» от кисти руки до плеча, от стопы до бедра;
  • положить мячик малышу за шиворот, чтобы он его достал;
  • кидать мячик друг другу;
  • наступить на ежа.

Такие игры глубоко воздействуют на акупунктурные центры, что является основой Су-Джок терапии. Если верить восточной медицине, массаж кистей рук и стоп не только способствует развитию мозга у детей, но и лечит множество заболеваний.

Игры с мелкими предметами

Выбирая в качестве реквизита для игр слишком маленькие предметы нельзя оставлять ребенка без присмотра, чтобы он случайно их не проглотил. Особенно нужно быть осторожным с магнитами!

Для малышей младше 3 лет прекрасно подходит обычная сортировка — можно сортировать фасоль, горох, мелкие игрушки, болты, гайки, бусины, пуговицы и так далее. Сортировать можно не только по форме, но и по цвету предмета. Усложнить игру можно раскладывая предметы в емкости с узким горлышком. Параллельно с сортировкой осваивайте счет, понятия «один-много».

Детям старшего дошкольного возраста предложите нанизывание бусин на леску, использование пайеток и страз для украшения рисунков, поделок и даже одежды.

Игры со шнуровками

Вы заметили, что у современной детской обуви все реже встречается шнуровка — на смену ей пришли липучки? Это удобно, безопасно и экономит массу времени, однако, дети лишились отличной регулярной тренировки мелкой моторики рук. Вручите ребенку папины кроссовки, или купите недорогие тренажеры для шнуровки.

Вышивание

Девочек 5-6 лет уже может увлечь вышивание. В наши дни оно стало безопасным, теперь для юных рукодельниц выпускают специальные наборы с пластиковой иглой и заготовками из картона. Работа с иглой не только развивает ловкость пальцев — она снижает тревожность и стресс.

Работа с бумагой

Бумагу для занятий можно использовать даже для малышей. Первую поделку вместе с мамой делают уже в год.

  1. Поделка «Снеговик» — мама рисует снеговика на картоне, ребенок рвет белый или голубой лист бумаги на мелкие кусочки, а затем лепит эти кусочки на тело снеговика, предварительно смазанное клеем.
  2. Аппликации — универсальное занятие для детей, поскольку развивает не только мелкую моторику, но и воображение. По мере взросления ребенок осваивает работу с ножницами, вырезание фигур по контуру, учится наносить и дозировать клей, чтобы работа выглядела аккуратной.
  3. Оригами — еще один интересный способ занять ребенка с пользой. Самолет, цветок или конверт может осилить даже дошкольник.

Лепка, игры с пластилином

Ассортимент материалов для лепки давно не ограничивается одним лишь пластилином: разные виды теста, полимерная глина, восковой пластилин и даже холодный фарфор. Все это можно использовать в домашних условиях для занятий с детьми.

Игры с песком

Для традиционных игр с песком не обязательно каждый раз отправляться в песочницу, можно использовать мелкие крупы и любую кухонную емкость. Варианты игр:

  • строительство замков;
  • игра в сокровища (зарывание в песок мелких игрушек и дальнейший их поиск);
  • рисование пальцем на песке;
  • секретики (сделать в песке углубление, в нем создать композицию из красивых оберток, бусин, фольги, мелких игрушек, накрыть ее стеклышком, а затем пальчиком разрывать и любоваться «секретиком»).

Нетрадиционные техники рисования

Создавать шедевры изобразительного искусства можно не только карандашами или красками. Существуют и другие способы:

  • руки (можно рисовать пальцами, делать отпечатки ладошек и пальцев, выкладывая их в форме животных, подобно театру теней);
  • нитки (окунуть нитки в краску и делать отпечатки на холсте);
  • ватные палочки (можно использовать вместо кисточки);
  • пластилин (из куска пластилина вылепить красивый узор, нанести на него краску и делать отпечатки);
  • выпуклые рисунки (например, на монетку положить чистый лист бумаги и заштриховать до проявления рисунка);
  • мыльные пузыри (в стакан налить мыльный раствор, добавить краску, с помощью соломинки в стакане надуть много пены и прислонить к ней бумагу, получив необычный узор);
  • соль (готовый рисунок красками обильно посыпать солью, дать высохнуть и стряхнуть остатки – соль придаст изображению необычную текстуру, объем и цвет).

Слайм

В последнее время набирают популярность слаймы (лизуны) — детям нравится трогать желеобразную массу, перекатывать ее из руки в руку, заполнять баночки, окунать в нее игрушки и счищать с рук.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]