Звуки [Н] [Н`]. Буквы Н, Нметодическая разработка по логопедии (старшая группа)


II этап: Автоматизация звука в словах

Рассмотрим данный этап работы на примере звука Л. Логопед рисует картинку и задаёт вопросы ребёнку. Возможен вариант, когда ребёнок сам рисует или раскрашивает картинку.

Примерные вопросы: «Что я рисую?», «Что закрашиваю?», «Что получилось?», «Какое слово напишу под картинкой?» и т.д.

Таким образом, ребёнок проговаривает одно слово несколько раз, происходит автоматизация звука в слове.

На странице в тетради ребёнка располагается 6 картинок вот таким способом:

Картинки логопеда в тетради ребенка

Если логопед или родитель не имеют художественных навыков, (а они здесь не главные), то можно заменить рисунки готовыми картинками.

Таким способом набираются слова-картинки до тех пор,пока специалист не убедиться,что звук введён в речь на уровне слова. Как правило, подбираются сначала слова со звуком в начале слова (лампа, лупа, лодка, лыжи…,затем в середине слова c прямыми слогами (голуби, малыш, пила…) и в середине слова cо стечением согласных ( платок, клубок, флаг…), лишь потом c отрабатываемым звуком в конце слова ( стол, дятел, футбол…).

I этап. Автоматизация звука в прямых и обратных слогах

Ребёнка знакомят со звуковыми символами М.Ф.Фомичёвой.

Звуковые символы Фомичевой

Самолёт гудит Л-Л-Л Аня плачет А-А-А Оля охает О-О-О Поезд гудит У-У-У Медведь рычит Ы-Ы-Ы

Далее предлагают поселить картинки-символы в окошки.

поселить картинки-символы в окошки

Двигая картинки по линиям-дорожкам,ребёнок одновременно произносит слоги прямые.

Например:

«Самолёт летит к Ане Л-Л-Л- ЛА» «Самолёт летит к Оле Л-Л-Л- ЛО» «Самолёт летит к поезду Л-Л-Л- ЛУ» «Самолёт летит к медвежонку Л-Л-Л- ЛЫ» Затем отрабатывают обратные слоги: «Аня едет к самолёту А-А-А-АЛ» «Оля едет к самолёту О-О-О-ОЛ» «Поезд едет к самолёту У-У-У-УЛ» «Медведь едет к самолёту Ы-Ы-Ы-ЫЛ»

Статья:

Звуки [н], [н’ — нь] в норме у ребенка появляется в возрасте от 1 до 2 года.
Если у ребёнка в 2 года отсутствуют звуки [н], [н’] обязательно проконсультируйтесь у логопеда.

Если в речи ребенка звуки [н], [н’] появились в гнусавом варианте (может быть даже раньше 2 лет), обратитесь к логопеду сразу, как вы это заметили. Искажённые звуки сами по себе никогда не восстанавливаются.

Как правильно произносится звук [н].

Норма, правильное произношение звуков Н, Нь

  • Звук носовой;
  • Мягкое нёбо опущено, воздух проходи через нос;
  • Губы и зубы разомкнуты;
  • Язык широкий, распластанный, передняя часть языка смыкается с верхними зубами или альвеолами.
  • Голосовые связки сомкнуты;
  1. Артикуляционные признаки звука [н].

[н] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду;

[н] – носовой звук. Мягкое нёбо опущено, через нос проходит часть воздуха;

[н] – звонкий звук. При произнесении звука [н] голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос образуется;

[н] – смычно-проходной звук по способу образования. Передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

[н] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда образуется передней частью спинки языка.

  1. Акустические признаки звука [н].

[н] – сонорный (звучный) звук. Шум участвует в минимальной степени;

[н] – твёрдый звук — средняя часть спинки языка не принимает активного участия.

  1. Нарушения звука [н].

Произношение звука [н] нарушается крайне редко:

— отсутствие звука [н];

— «закрытая гнусавость», замены [н] на [т], [н] на [д], на сочетания [нта], [нда];

— смешение звука [н].

Как правильно произносится звук [н’].

Норма, правильное произношение звуков Н, Нь

  • Звук носовой;
  • Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука;
  • Мягкое нёбо опущено, воздух проходи через нос;
  • При произнесении звука [н’] кончик языка опущен за нижние резцы;
  • Голосовые связки сомкнуты;

1). Артикуляционные признаки звука [н’].

[н’] – носовой звук. Мягкое нёбо опущено, часть воздуха проходит через нос;

[н’] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду;

[н’] – звонкий звук. При произнесении звука [н] голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос образуется;

[н’] – смычно-проходной звук по способу образования. Передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

[н’] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда образуется передней частью спинки языка.

2). Акустические признаки звука [н’].

[н’] – сонорный (звучный) звук. Шум участвует в минимальной степени;

[н’] – мягкий звук. Средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу.

3). Нарушения звука [н’].

Произношение звука [н’] нарушается крайне редко:

— отсутствие звука [н’];

— «закрытая гнусавость», замены [н’] на [т’], [н’] на [д’], на сочетания [н’т’а], [н’д’а];

— смешение звука [н’].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: pleshakof@cp9.ru