Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возрастакартотека (старшая группа) на тему


Ход игры.

Педагог показывает детям картинки и говорит: «Ребята, внимательно рассмотрите картинки. На первой из них автомобиль подъезжает к гаражу, на второй выезжает из гаража, на третьей — объезжает гараж, на четвёртой — проезжает между двумя гаражами, на пятой — переезжает через мост, на шестой — съезжает с моста.А теперь ответите на вопросы:

— На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который

выезжает? (На второй картинке автомобиль выезжает из гаража)

.

— На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который подъезжает? (Ответы детей)

.

— На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который проезжает?

— На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который переезжает?

— На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который объезжает?

— На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который съезжает?

— А теперь вспомните и назовите слова-действия, которые образованы от слова ехать. (Ответы детей)

«.

Приложение 2

Игра «Весёлые гонки»

Цель: активизировать употребление глаголов с приставками, простых предлогов.

Материал: игровое поле и модели машинок.

Игровые действия. Прокомментировать свои действия.

Ход игры.

Педагог называет первую часть предложения, а ребёнок заканчивает его.

— На перекрёстке случилась авария, потому что.

— Автомобиль буксовал и не мог тронуться с места, потому что.

— На остановке собралось много народу, потому что.

— Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что.

— У светофора все автомобили затормозили, потому что.

— Инспектор дорожного движения остановил автомобиль, потому что.

— Дети долго не могли перейти дорогу, потому что.

— Водитель сигналил мальчику, потому что.

Игра «Семейка слов«

Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова.

Материал: мячик.

Игровые действия. Образовать однокоренные слова сначала к слову дорога, а затем к слову автомобиль.

Ход игры.

Педагог предлагает детям сесть на ковёр и кладёт перед ними игровое поле — большой круг, на котором изображена трасса, раздаёт детям по одной модели легковых автомобилей разных цветов.После чего педагог говорит: «А теперь вы будете двигать свои автомобили по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши автомобили совершают совсем разные действия, двигаются по разному маршруту».

Дети выполняют действия и комментируют их: «Мой красный автомобиль выехала из гаража и поехала по дороге. Мой синий автомобиль поехал по дороге и подъехал к магазину. Мой зеленый автомобиль подъехал к мосту, въехал на мост, проехал по мосту, съехал с моста. Мой желтый автомобиль объехал вокруг дома, переехал через дорогу и заехала в гараж».

Педагог говорит после всех ответов детей: «Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах? (Выехать, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала)

. Все эти
слова образованы от слова ехать«.
Примечание. Если дети затрудняются, педагог может задавать наводящие вопросы.

Игровое упражнение «Подбери маленькое слово«

Цель: активизировать употребление простых предлогов.

Игровые действия. Подобрать нужный предлог.

Ход игры.

Педагог: Путешественники или туристы пользуются разными видами транспорта. Так как туристов много, то и транспортных средств тоже много. Сейчас я буду называть одно транспортное средство, а вы должны назвать, на каких транспортных средствах передвигаются туристы.

Например: Я скажу – турист поедет на велосипеде, а вы должны сказать – а туристы поедут на велосипедах.

Примечание: Дети должны выделять окончания в словах-ответах.

Машина, поезд, самолет, пароход, мотоцикл, автобус, аэробус, луноход, вездеход, джип, сани, ракета, теплоход, электричка, автомобиль и т. д.

Игровое упражнение «Весёлое путешествие»

Цель: активизировать употребление приставочных глаголов.

Материал: сюжетная картинка (смотреть приложение 1)

.

Игровые действия. Составить рассказ по сюжетной картинке.

Ход игры.

Игра проводится несколько раз.

В первый раз взрослый зачитывает текст маршрута, делая короткую паузу после каждого глагола, а ребёнок показывает маршрут на картинке.Педагог: «Веди указательным пальцем по дороге так, как должен ехать автомобиль. Будь внимательным шофёром — проведи автомобиль точно по её маршруту. Начинаем наше путешествие. Автомобиль ехал, ехал, до горы доехал; в гору въехал, с горы съехал, дальше поехал. Яму объехал, до речки доехал; по мосту проехал, рельсы переехал и домой приехал».

В следующий раз взрослый молчит, а ребёнок и «ведёт» автомобиль, и комментирует еёпередвижение: «А теперь сам расскажи, какой у автомобиля был маршрут». Затем можно предложить ребёнку совершить путешествие в обратном направлении.

Приложение 1.

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Цель. Усвоение глаголов с разными приставками. Развитие ловкости, координации движений.

Игровые действия. Подбор антонимов.

Материал. Мяч.

Ход игры.

Педагог: «Ребята, сейчас мы поиграем со словами. Я назову слово, а вы подберёте к нему как можно больше слов-действий; ответите на вопрос «что делает?». Автомобиль что делает? (Едет, сигналит, тормозит, мчится, останавливается)

. Шофёр что делает? Светофор что делает? Регулировщик что делает? Пешеход что делает?»

Дети подбирают слова-действия и получают фишку за каждый правильный ответ. В конце игры дети подсчитывают свои фишки и называют победителя.

Игровое упражнение «Туристы»

Цель. Развитие лексико-грамматического строя речи. Усвоение творительного падежа множественного числа существительных.

Ход игры.

Игра с мячом. Дети становятся в круг, педагог в центре. Педагог бросает мяч ребёнку и произносит глагол, ребёнок должен назвать слово-антоним и вернуть мяч.

Подъехал – отъехал, въехал – съехал,

заехал – выехал,

укатил – прикатил, уехал – приехал,

подошёл – отошёл, пришёл – ушёл, зашёл — вышел и т. д.

Игровое упражнение «Назови картинку»

Цель: закрепить умение понимать приставочные глаголы; активизировать их употребление в речи.

Материал: сюжетные картинки (смотреть приложение 2)

.

Игровые действия. Назвать то, что видишь на картинке полным предложением.

Ход игры.

Педагог: «Я предлагаю поиграть в игру «Есть — нет». Первый игрок назовёт, что есть у него на картинке.Например: «У меня есть два жезла». Следующий игрок продолжит: «А у меня нет двух жезлов, но есть пять светофоров». И так далее по кругу».

Подвижная игра «Автомобили»

Цель: совершенствовать умение координировать речь с движениями; развивать творческое воображение.

Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.

Ход игры.

Педагог приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч:

«Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка)

. Как можно ласково назвать дорогу?
(Дороженька)
. Как называют растение, которое растёт рядом с дорогой?
(Подорожник)
. А как называют движение по дороге? Какое оно?
(Дорожное)
. Хорошо! Вы подобрали много
слов из одной семейки. А теперь, давайте, соберём другую семейку слов к слову автомобиль. Как можно назвать маленький автомобиль? (Автомобильчик)
. А очень большой автомобиль?
(Автомобилище)
. А как назвать человека, который водит поезд?
(Машинист)
. А как называется масло для двигателя автомобиля?
(Автомобильное масло)
. Молодцы, всё правильно. Все
слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова «автомобиль»
.

Игровое упражнение «Подбери действие»

Цель: активизировать глагольный словарь по теме «Правила дорожного движения»

Материал (по необходимости)

: сюжетные картинки по теме

Игровые действия. Подобрать к существительному как можно больше глаголов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]