Постановка «С» и «3»: этапы, эффективные способы, упражнения

Автоматизация звука С в словах при помощи презентаций проходит в игровой форме.

Звук «С» в норме формируется у детей к 4 годам. Причины отсутствия или искаженного произношения звука «С» разные. Но если у вашего малыша к пяти годам нет в речи данного звука, то следует задуматься.

Помочь правильно произносить данный звук может выполнение специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Если это не исправит ситуацию, тогда рекомендуем обратиться за помощью к специалисту.

Далее мы приступаем к автоматизации поставленного звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи. Весь этот материал вы сможете найти по ссылке.

Так как процесс автоматизации обычно занимает длительное время то и материала необходимо огромное количество. Все это для того, чтоб у ребенка не угас интерес и он не отказывался заниматься.

Именно для этих целей была разработана ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «С» В НАЧАЛЕ СЛОВ.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

1. Упражнения для губ.

  • «Улыбка» — максимально растянуть губы в улыбку. Зубы должны быть сомкнуты. Удер­живать губы в таком положении несколько секунд. Повторить несколько раз.
  • «Трубочка» — зубы сомкнуты, губы вытягива­ются вперед.

2. Упражнение для развития воздушной струи — уметь с силой выдувать воздух через губы, сложенные тру­бочкой. Воздушная струя должна быть резкой и хо­лодной. Повторять несколько раз.

  • «Футбол» — нужно взять маленький кусочек ватки. Это будет мяч. Поставить импровизи­рованные ворота. Ребенок должен с силой дуть на ватку и пытаться забить гол. Следить за направлением воздушной струи. Она долж­на быть сильной, холодной, губы «трубочкой».

3. Упражнения для языка.

  • «Почистим нижние зубы» — улыбнуться, рот приоткрыть, кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, двигая язык из стороны в сторону.

Это игры и упражнения:

  • «Назови и повтори»;
  • «Большой — маленький»;
  • «Один — много»;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Посчитаем».

Данные игры помогут не только автоматизировать звук «С» в словах, но и разовьют грамматический строй речи. Дети очень часто допускают ошибки в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, ошибки в образовании существительных множественного числа, в согласовании существительных с числительными и т.д.

Данные презентации помогут вам справиться и с этой проблемой, а также разовьет внимания, мышление и память.

Автоматизация звука «С» в словах при помощи презентаций — это увлекательное занятие. Оно обязательно понравится детям.

Это не скучное повторении слов и фраз, а игровое компьютерное пособие.

Речевые упражнения для закрепления произношения звука «С»

Произнесение твердого звука «С» в прямых слогах

1. Произнесите или прочитайте слоги, протягивая звук «с»:

  • «са-са-са»; «сы-сы-сы-сы»; «су-су-су-су»; «со-со-со-со».
  • «са-сы-со-су»; «сы-со-су-са»; «со-су-са-сы»; «су-са-сы-со».

2. Игра «Запомни и повтори»:

  • «са-са-со»; «со-са-со»; «со-са-еа»; «сы-са-сы»; «са-сы-сы»; «са-сы-са»; «са-са-сы»; «сы-со-су»; «су-еы-су».

3. Повтори потешку и запомни ее:

  • Са-са-са — вот бежит лиса.
  • Со-со-со — она катит колесо.
  • Сы-сы-сы — рыжий хвостик у лисы.
  • Су-су-су — не боимся мы лису.

Произнесение слогов

  • «Со»: сок, сом, сон, Соня, сода, сокол, сор, соп­ка, босой, косой, песок, носок, лесок, поясок, колосок, колесо, фасоль, высокий, осока.
  • «Са»: сам, сад, сало, сани, Саша, сахар, сайка, санки, оса, лиса, коса, роса, кусать, писать, краса, колбаса, полоса, самбо, посадка, уса­тый, садик, написать.
  • «Су»: суп, сук, суд, сумка, судно, посуда, несу, рисую, несут, сосуд.
  • «Сы»: сыр, сын, сыч, сыт, весы, усы, носы, ко­сынка, посылка, сыпь, насыпь.

Произнесение слов

1.С безударными слогами:

  • Салат, сады, сапог, салют, касса, масса, само­лет, сарафан, Лариса, крыса, суметь, сундук, сувенир, сырок, сынок, сырой, осы, бусы, рельсы, волосы, русые, посылать.

На данном этапе рекомендуется использовать наглядный материал, картотеки предметных картинок, игровые приемы работы.

2. Произнесите правильно слоги:

  • «ска-ско-ску-скы»; «сла-сло-слу-слы»; «сма-смо-сму-смы»;
  • «сва-сво-сву-свы»; «спа-спо-спу-спы»; «ста-сто-сту-сты».

3. Прочитайте или произнесите «трудные» слова — со стечением согласных:

  • Свая, свалить, свалишь, свой, небосвод; скал­ка, скатить, скатерть, скамья, скорый, Слава, сладкий, слон, слово, слух; смог, сможем, смыть, сметь, сноп, снова, сны; спать, спор, спорт, спутник, спутать, стан, сталь, ставить, поставить, старик, стакан, достать, привстать; сто, стол, столько, стойка; настойка; стул, стук, ступеньки, проступок, поступок.

Польза презентаций:

  1. Все дети любят играть в компьютерах и всевозможных гаджетах. Поэтому этот вид игровой деятельности их заинтересует точно.
  2. Весь материал и картинки доступны для понимания малышей.
  3. В презентации ребенок сможет сам переключать файлы, а это дополнительный игровой момент.
  4. Презентация очень доступный учебный материал, который не потребует никаких затрат. Нужен только компьютер, ноутбук или планшет.

Также в данном игровом пособии представлены артикуляционные упражнения для звука «С». Их необходимо проводить перед началом занятия, чтобы подготовить речевой аппарат ребенка к произношению звука «С» правильно.

Более полную информацию по проведению артикуляционной гимнастики вы найдете по выделенной ссылке.

Презентация: «Автоматизация звука «С» в словах» разработана в нескольких вариантах и разбита на части. Это сделано для того, чтобы не утомить ребенка длительным занятием. А главное соблюдено основное правило — автоматизация звука «С» происходит поэтапно.

Именно для этих целей были разработаны презентации в 4-ех вариантах:

  1. Автоматизация звука «С» в начале слов
  2. Автоматизация звука «С» в середине слов
  3. Автоматизация звука «С» в конце слов»
  4. Полная версия презентации (содержит все три этапа по автоматизации звука «С»)

На сайте представлена только одна презентация: «Автоматизация звука С в начале слов». Данная версия содержит 22 страницы на автоматизацию звука «С» в начале слов.

Вашему вниманию также могут быть представлены презентации на автоматизацию звука «С» в середине слов, на автоматизацию звука «С» в конце слов, полная версия презентации. Они содержат 20, 17 и 61 страницу соответственно.

Данные презентации вы сможете получить, написав на электронную почту

Написать также можно на электронную почту обратной связи. Ее вы сможете найти в конце каждой страницы.

Кроме этого, в презентации на автоматизацию звука «С» Вы сможете поиграть с малышом в дидактические игры и упражнения.

Звук [С].

  • Коррекционно-образовательные задачи. Развитие фонематических процессов. Совершенствование лексико-грамматического строя речи (усвоение согласования). Развитие функции словообразования.

    Коррекционно-развивающие задачи. Автоматизация звука в словах, фразах, тексте. Развитие координации движения и речи. Развитие общей мелкой и артикуляционной моторики. Развитие связной речи.

    Коррекционно-воспитательные задачи. Содействие развитию коммуникативной компетентности. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности. Формирование мотивации, интереса к процессу обучения.

    Слоненок – путешественник.

    Жил-был Слоненок, который очень любил читать книжки. Однажды он прочитал, что где то далеко есть Страна Улыбок и Света. Слоненок решил узнать, где она находится. И стал готовиться к путешествию.

    Собрал Слоненок две дорожные сумки. В первую Слоненок положил стол, скатерть, салфетки, стакан, самовар, сахар, сухарики, сосиски. А во вторую подарки для друзей, которые у него обязательно появятся в пути.

    Путешественник начал свой путь с севера. На севере было холодно и совсем не было солнышка. Слоненок увидел Снежного Барса, который сидел и грустил. “Это не Страна Света и Улыбок…”- подумал Слоненок. Захотелось Слоненку подарить Снежному Барсу немножко тепла и хорошее настроение, он открыл свою сумку и достал теплые носки и свечку. Снежный Барс сразу повеселел и решил пойти вместе со Слоненком. Скоро путешественники очутились в пустыне, где их встретил Смелый Суслик. Суслик расспросил друзей, куда они направляются. А потом завел свой самолет и все вместе путешественники полетели дальше. Вот впереди показался густой лес. Посадив самолет, Слоненок, Снежный барс и Смелый Суслик вышли на поляну. Под сосной сидела Лиса. Она обрадовалась, когда узнала, куда направляются друзья. Лиса предложила всем немного отдохнуть. Слоненок достал из сумки стол, Снежный Барс расстелил скатерть и разложил салфетки, Смелый суслик вскипятил самовар, разлил чай в стаканы и разложил на столе сахар, сухарики и сосиски. Слоненок узнал, что Лиса очень любит рисовать, и подарил ей кисточки и краски.

    Путешественники сидели за столом и размышляли, куда же идти дальше, как добраться в Страну Улыбок и Света? И вдруг с высокой сосны к ним слетела Мудрая Сова. Она посмотрела на всех и сказала: “Ваше путешествие закончилось. Я рада приветствовать вас в Стране Улыбок и Света. Друзья очень удивились, а Мудрая Сова продолжала: “Ваша дружба подарила вам свет и радость!” “Ура!”- закричал Слоненок. И все вместе они запели:

    Если друг не смеется,

    Ты включи ему солнце.

    Ты включи ему солнце,

    Это просто!

    Вопросы к сказке

    1. Как называется страна, которую искал Слоненок?
    2. Что взял Слоненок в путешествие? Разложи картинки по сумкам.

  • Что положил Слоненок в первую сумку?
  • Для чего Слоненку нужна вторая сумка и что в ней лежало?
  • Кого встретил Слоненок на севере?
  • Почему грустил Снежный Барс?
  • Кого встретил Слоненок в пустыне?
  • Как друзья очутились в лесу?
  • Кто встретил путешественников в лесу?
  • Что делали друзья на лесной поляне?
  • Почему Мудрая Сова сказала, что путешествие подошло к концу?
  • Как ты понимаешь слова песенки, которую пели друзья?
  • Желаем успехов!

    Постановка звука С в словах, слогах и словосочетаниях

    Для начала ребенок должен научиться произносить звук [С] изолированно. Существует несколько способов постановки звуков:

    1. По подражанию.

    Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».

    2. По подражанию с введением игровых приемов:

    • насосом накачиваем колесо (с-с-с);
    • дует холодный ветер (с-с-с);
    • сдувается шарик (с-с-с);
    • подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).

    3. От опорных звуков.

    Для звука [С] это звуки [И] и [Ф]. Звук [И] одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка. Звук [Ф] – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук [И], сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук [С].

    4. Механический способ.

    Взять узкую палочку (каминную спичку), палочку от чупа-чупс, положить посередине на распластанный язык, упирающийся в нижние резцы. Губы в улыбке, попросить ребенка зубами прикусить палочку, затем с силой плавно выдуть воздух. Тыльной стороной ладони ребенок должен ощутить выдыхаемую струю воздуха. Слышится звук [С]. Далее, когда этот прием отработан, делаем то же, но без палочки. Звук [С] поставлен.

    Рассмотрим разные виды парасигматизма.

    1. Звук [С] заменяется на [Ф]:

    Губно-зубной парасигматизм. Ребенок говорит так: «фанки» – вместо «санки», «пефок» – вместо «песок» и т.д.

    Для того, чтобы начинать работу по постановке звука [С] в этом случае, необходимо сделать следующее:

    • развивать фонематический слух (подобрать упражнения для развития умения различать данные звуки [Ф] и [С]);
    • выполнять комплекс артикуляционной гимнастики.

    При постановке звука нужно учитывать, что ребенок уже произносит этот звук и произносит неправильно. При этом типе замен в произнесении звука принимают участие губы.

    Движения губ надо тормозить, можно придержать пальцем. Ребенку можно даже объяснить, в чем причина неправильного произношения звука. Показать правильную артикуляцию звука [С] и только после этого приступить к постановке звука.

    Поэтому лучше начать с постановки по опорным звукам, в данном случае со звука [И]. Когда правильное положение языка будет отработано, попросите ребенка пустить ветерок по языку, если при этом движения губ сохраняются, придержите их пальцем. Если и в этом случае трудности сохраняются, воспользуйтесь спичкой.

    2. Звук [С] заменяется на звук [Т]:

    Призубный сигматизм. Ребенок говорит так: «толдат» – вместо «солдат», «нотки» – вместо «носки» и т.д.

    Работа строится по следующим направлениям:

    • Развитие фонематического слуха.
    • Артикуляционная гимнастика.
    • Упражнения для выработки воздушной струи.

    Звук [С] при призубном парасигматизме можно начинать ставить с применением опорных звуков [И] и [Ф] и попросить пустить «ветерок» по языку. Слышится звук [С]. Можно проводить постановку звука [С] от звука [Т], меняя способ образования звука. Просим ребенка медленнее и медленнее произносить звук [Т], при этом кончик языка ребенок переводит в положение звука [С], т.е. заводит за нижние резцы.

    3. Звук [С] заменяется на звук [Ш]:

    Шипящий парасигматизм. Ребенок говорит так: «шадик» – вместо «садик», «лашточка» – вместо «ласточка» и т.д. Работать следует также над развитием фонематического слуха, научить ребенка на слух различать, где произносится [Ш], а где [С]. Следует подобрать ряд упражнений для развития умения различать эти звуки.

    Далее занимаемся артикуляционной гимнастикой.

    При исправлении шипящего парасигматизма следует уделить внимание на:

    • Разницу в месте артикуляции. При произношении звука «С» кончик языка находится у нижних резцов. А при произношении звука «Ш» язык поднят кверху.
    • Различие выходящей воздушной струи. При произношении звука «С» воздушная струя сильная, узкая, холодная. При произнесении звука «Ш» воздушная струя сильная, широкая, теплая. Держа руку ребенка у рта взрослого, обратить внимание на разницу выдыхаемой воздушной струи. Ребенок должен чувствовать эту разницу тепловых ощущений.

    4. Звук [С] заменяется на звук [Щ]:

    Шипящий парасигматизм. Ребенок говорит так: «щанки» – вместо «санки», «лища» – вместо «лиса» и т.д.

    При исправлении шипящего парасигматизма следует объяснить правильную артикуляцию звука [С] и воспользоваться спичкой. Это не дает возможность языку подниматься, что приведет к правильному звучанию звука [С].

    После постановки звука и отработки изолированного произношения, нужно переходить к автоматизации звука [С] в слогах, словах, словосочетаниях и т.д. Начинать всегда нужно со слогов, постепенно усложняя задачу.

    Полезно выполнять следующие дыхательные упражнения для постановки звука [С].

    Для примера приведем некоторые из них:

    «Трубач».

    • Положение – сидя.
    • Кисти рук сжаты в трубочку, их нужно поднять вверх.
    • Медленный выдох с громким пронзительным звуком Ф-Ф-Ф.
    • Количество повторений – 4-5 раз.

    «Каша кипит».

    • Положение – сидя.
    • Одна рука лежит на животе, вторая – на груди.
    • Нужно втягивать живот и набирать воздух в грудь, выпячивая после этого живот.
    • При выдохе громко произносить Ф-Ф-Ф.
    • Количество повторений – 3-4 раза.

    Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация губ):

    • Трубочка. Губы сложить в трубочку, как будто при произношении звука У. Беззвучно.
    • Шлепки губами. Беззвучно шлепать губами, как будто при произношении звуков П-Б.
    • Зевок. Широко открыть рот (беззвучно) как при зевке и произношении звука А.

    Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация языка):

    • Маятник. Языком нужно попеременно дотрагиваться до уголков рта, как будто качается маятник.
    • Винтик. Нужно делать кругообразные движения языком.
    • Трубочка. Высунуть язык и сложить его в трубочку.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]