Обучение чтению дошкольников – эффективные методики и упражнения

  • Ваш малыш совершенно не хочет рассматривать буквы в азбуке?
  • Ребенку скоро идти в первый класс, а заставить читать его можно только под страхом «отлучения» от компьютера?
  • Не знаете, как организовать занятия с дошкольником так, чтобы сохранить свои нервы и окончательно не отбить у него интерес к чтению?

Эти и другие проблемы в обучении дошкольников чтению можно решить, организуя занятия в игровой форме. Для детей дошкольного возраста игра является ведущей формой деятельности. Поэтому заниматься с дошкольником, играя в разные игры, – самый простой и эффективный способ научить его читать.
Прежде чем мы поговорим о том, в какие игры лучше играть с ребенком при обучении чтению, дадим несколько общих советов по организации занятий.

  1. Занимайтесь регулярно! Пусть занятия будут короткими (5-10 минут), но ежедневными. Это гораздо эффективнее для дошкольников, чем 45-минутные уроки раз в неделю.
  2. Занимайтесь везде. Чтобы учиться читать, вам совершенно необязательно усаживать ребенка за стол с книгами. Учить буквы можно в парке на прогулке, рисуя их мелом на асфальте или разглядывая вывески, помогая маме вылепить печенье в форме букв или изучая номера машин на парковке и т.д.
  3. Занимайтесь, когда ребенок чувствует себя хорошо: он выспался, активен и готов к новым играм и занятиям.
  4. Постоянно создавайте у ребенка ситуации успеха, чаще его хвалите, акцентируйте его внимание на том, что у него получилось, не зацикливайтесь на неудачах. Занятия должны быть ребенку в радость!

И еще, что обязательно нужно знать, приступая к обучению чтению — в статье по ссылке.

В какие же игры можно играть на разных этапах обучения дошкольников чтению?

Методики обучения чтению

Любая дисциплина может включать в себя сразу несколько методик преподавания, и обучение грамоте не является исключением. Когда родители только задумываются о том, чтобы начать обучать малыша чтению, они могут растеряться из-за разнообразия образовательных программ. К самым популярным из них можно отнести:

  • Классический подход (звуковой метод). Этот метод используется в современных образовательных школах. Сначала ребята изучают звуки, потом соответствующие им буквы. Позже они привыкают читать слова по буквам, по слогам, а затем и целиком.
  • Кубики Зайцева. Этот метод предполагает изучение грамоты по специальным кубикам, таблицам и аудиоматериалам, которые разработаны автором программы.
  • Методику Глена Домана. Программа основана на работе со специальными карточками, на которых написаны слова. Взрослые воспроизводят их малышу, а он постепенно учится читать, минуя побуквенный этап.
  • Методика Марии Монтессори. Занятия ведутся с использованием большого количества пособий и материалов. Методика направлена на то, чтобы ученики не только научились распознавать буквы, но и запомнили как они пишутся.

Выбирая методику обучения детей чтению, родители должны обращать внимание не только на ее эффективность, но и на то, насколько она подходит дошкольнику. Каждый малыш индивидуален, а потому одни приемы могут лучше влиять на развитие его навыков, чем другие.

Также стоит помнить о том, что каждая методика имеет не только различия, но и сходства с другими программами преподавания. К ним можно отнести упражнения, вариации которых используются почти во всех современных курсах. Рассмотрим их более подробно.

Читаем слова и предложения.

Обучение чтению слов (и затем предложений) предполагает уже активную работу дошкольников с книгами, но это не значит, что мы перестаем играть на занятиях. Напротив, «разбавляйте» обучение играми как можно чаще, переключайтесь с одного вида деятельности на другой, чтобы ребенок меньше уставал и обучение шло эффективнее. Помните: мало научить ребенка читать, важно привить ему любовь к чтению. Какие же игры можно предложить родителям дошкольников на этом этапе обучения чтению.

— Поиск загаданных слов.

Выложите перед ребенком дорожку из слов. Предложите ему выбрать только «съедобные» слова (или то, что бывает зеленого цвета / то, что имеет круглую форму / только «живые» слова и т.д). Если дорожка длинная, можете читать слова по очереди с ребенком.

— Следы со словами.

Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите ребенку пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав слово, на котором стоишь. Ребёнок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой.

— Игра «Аэропорт» или «Парковка».

В этой игре тренируем внимательность дошкольников. Подготовьте несколько карточек с очень похожими словами, чтобы ребенок не угадывал слова, а внимательно читал их до конца (например РОТ, РОГ, РОСТ, РОГА, РОЗА, РОТА, РОСА). Разложите карточки по комнате. Это будут разные аэропорты / парковочные места. Ребенок берет в руки самолетик (если вы играете в аэропорты) или машину (если у вас парковка), после чего вы громко и четко называете – куда именно ему нужно приземлиться / припарковаться.

Упражнения для обучения чтению

Способность воспроизводить и воспринимать текст предполагает определенный уровень развития навыков. Чтобы успешно справляться с этой задачей, нужно не только знать алфавит, но и иметь развитую речь, хорошую артикуляцию, должную концентрацию внимания и так далее. Именно на тренировку этих способностей направлены некоторые из упражнений для обучения детей чтению.

Регулярное выполнение артикуляционной и дыхательной гимнастики позволяет укрепить речевой аппарат и выровнять дыхание во время воспроизведения текста вслух. Благодаря этим упражнениям малыш научится читать не сбиваясь, не проглатывая окончания слов.

Помимо дыхания и артикуляции, следует отметить такие важные аспекты как тренировка памяти, концентрации внимания, воображения и способности воспринимать прочитанное. Для этих целей педагоги используют различные обучающие игры, каждая из которых направлена на тренировку определенных навыков:

  • «Продолжи историю». Ученику нужно ознакомиться с частью какого-либо текста, а затем придумать для него продолжение. Эта игра способствует лучшему восприятию прочитанного, а также тренирует фантазию и воображение, без которых будет сложно воспринимать смысл книг в дальнейшем.
  • «Какой транспорт едет». Педагог включает ребятам аудиозапись, на которой записаны звуки, издаваемые различными видами транспорта: грузовиками, легковыми автомобилями, мотоциклами. Ученики должны сопоставить предложенный звук с транспортом, которому он может принадлежать. Игра тренирует фонематический слух и способность воспринимать и анализировать звуковую информацию.
  • «Словесные пары». Учитель или родитель читает ребенку пары из слов, подобранные случайным образом, например: машина – кошка, каша – небо, игрушка – магазин. Через какое-то время нужно прочитать малышу только первые слова из этих пар. Его задача – безошибочно назвать пару к каждому перечисленному слову. Эта игра тренирует память и улучшает навыки обработки информации.

Эти и многие другие игры и упражнения нередко используются как в групповых, так и в индивидуальных занятиях с дошкольниками. Но перед тем, как взять какие-либо задания на вооружение, нужно определить, когда и с чего начинать обучение ребенка чтению. Что же должны знать родители?

Звуковой метод

На смену буквослагательному и слоговому методам обучения чтению в XIX веке пришло более прогрессивное звуковое обучение грамоте. Под словосочетанием «Звуковой метод» подразумевается система обучения чтению, которая предполагает на первом этапе обучения разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова.

Главный центр тяжести этой системы лежит в упражнениях над выделением отдельных звуков из слов и затем в слиянии их в слова, причем за звуки признаются отдельно как гласные, так и согласные. Изучение звуков начинается обыкновенно с какого-нибудь гласного, напр. у, к которому затем прибавляется какой-нибудь согласный, напр. с, сначала в так называемом обратном слоге ус (причем предписывается «тянуть первую букву, а потом, не бросая ее, не останавливаясь, прибавлять к ней вторую»), а затем уже в прямом слоге су.

Пример: На первом этапе дети учатся делить слово МАСКА на составляющие его буквы/фонемы М-А-С-К-А, а на втором этапе учатся соединять эти буквы/фонемы в слитнопроизносимые слоги МАС-КА.

Наиболее яркий начинатель и подвижник звукового метода обучения грамоте в России — Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870).

Препятствием к применению чисто звукового метода в обучении чтению служит общее несоответствие звуков с буквами. Число звуков в русской речи (как, впрочем, и во всякой другой) гораздо больше, чем письменных знаков для них, почему одна и та же буква часто имеет разные оттенки произношения, смотря по своему положению в слове.

Главным недостатком звукового метода является то, что согласные, произношение которых по самому их свойству немыслимо без гласных, заставляют тем не менее произносить отдельно, что нередко дает звуки, вовсе не соответствующие естественным звукам речи.

Со времен К. Д. Ушинского звуковой метод обучения грамоте прошел сложный путь развития и с большими доработками лег в основу современного, традиционного звукового аналитико-синтетического метод обучения чтению.

Учебники слогового метода

В 1864 К. Д. Ушинский выпустил «Родное слово», включающее «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу», составленные по звуковому методу. Вводя новую систему обучения грамоте, порвав со всеми традициями буквослагательного и слогового методов, Ушинский требует от детей не заучивания всех букв в алфавитном порядке, а усвоения их по степени трудности.

По методу Ушинского, дети выделяли звуки из простейших слов — а у, у а, у с, оса, учились писать буквы, обозначающие их, и читали написанное. Умело сочетая в своём методе анализ и синтез, Ушинский сделал процесс усвоения грамоты сознательным. Он подчёркивал, что задача школы не только в том, чтоб научить детей читать и писать, но ещё и в том, чтоб ознакомить детей с рус. яз., как основой образования и воспитания.

Главным в преподавании родного языка в начальной школе, по Ушинскому, являются беседа и сознательное чтение. «Родное слово» выдержало 147 изданий.

Родное слово (1864 г. Ушинский К.Д.)

Автор: Ушинский К.Д.
Год: 1915 (147-е издание)

Издательство: «ПЕТРОГРАДЪ», Петроград

Формат: PDF | Количество страниц: 110

«Родно слово» — классический учебник русской дореволюционной начальной школы. Первое издание вышло в 1864 году., и с тех пор книга непрерывно переиздавалась по нескольку раз в год. Употреблялась в русской народной школе вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

С чего начинать

«Во сколько лет можно учить малыша читать?» – именно этот вопрос часто тревожит родителей. Сомнений добавляет тот факт, что каждая отдельная методика предлагает свои возрастные рекомендации. Одни программы рекомендуют обучать дошкольников чуть ли не с рождения, другие советуют подождать до 3-4 лет, а третьи и вовсе настаивают, что учить грамоте до 5 лет – вредно. Чтобы не ошибиться с выбором, лучше положиться в этом вопросе на мнение психологов.

Большинство специалистов едино в своем мнении – до 5 лет мозг малыша больше настроен на творческое и эмоциональное развитие, а не на логическое и аналитическое. Из-за этого раннее изучение грамоты часто не только не приносит желаемого результата, но и может неблагоприятно влиять на мышление дошкольника.

Ребенок должен быть готов к занятиям, и возраст – это лишь один из значимых критериев. Чтобы ему удавалось продуктивно усваивать материал, он должен обладать сформированным словарным запасом, способностью ориентироваться во времени и пространстве, умением рассуждать и пересказывать увиденное.

Если ребенок уже обладает перечисленными навыками, то научить его читать вдумчиво и осознанно будет намного легче. Также на эффективность занятий будет влиять формат, в котором они ведутся.

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте (СССР)

Со времен К. Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению прошел сложный путь развития и используется в школе по сей день. Значительные усовершенствования внесены в него целым рядом видных советских ученых.

В основу методической системы звукового аналитико-синтетического метода легли компоненты ориентации на специфику фонетической системы русского языка.

Они, в конечном счете, определяли содержание и порядок изучения отобранного для ребенка учебного материала.

В 1937 г. вышли буквари А.В. Янковской и Н.М. Головина, составленные по звуковому аналитико-синтетическому методу. Эти буквари применялись до 1944 г. Затем создаются буквари под руководством С.П. Редозубова, А.В. Янковской («Букварь» АПН РСФСР); широко был распространён «Букварь» для сельской школы, составленный А.И. Воскресенской.

В этих букварях и руководствах к ним было внесено много нового: в соответствии с достижениями современной фонетики уточнён порядок изучения звуков и букв, их сочетаний, слогов; с учетом психологии выделены четыре ступени формирования навыка чтения; аналитико-синтетические упражнения согласованы с особенностями изучаемых звуков и слогов.

Советские буквари 40-50-х годов, составленные по звуковому аналитико-синтетическому методу, обеспечивали овладение детьми навыком чтения за три с небольшого месяца. Одновременно с обучением элементарному чтению идёт развитие их речи и мышления, обучение письму, дети получают пропедевтические сведения по грамматике и орфографии.

Обучение чтению дошкольников в игровой форме

В дошкольном возрасте малышам еще сложно сохранять внимание продолжительное время. Если урок их не увлекает, то они быстро теряют интерес к происходящему, начинают отвлекаться. Но этого можно избежать, если выстроить обучение в игровой форме. В таком случае игра станет не только развлечением, но и мощным инструментом познания, с помощью которого любой материал будет усваиваться намного эффективнее. Малыш будет учиться, узнавать и запоминать новую информацию, не переутомляясь, так как его удастся заинтересовать.

Именно такой подход используется в программах обучению чтению от академии развития интеллекта детей AMAKids. Курс Букварика рассчитан на ребят, которым только предстоит изучать буквы и звуки. Пройдя обучение, дошкольники смогут научиться читать побуквенно, производить звуко-буквенный анализ слов.

Программа Читарика подойдет для тех, кто уже знает основы грамоты. На занятиях малыши научатся читать слова по слогам, а затем и целиком. Постепенно они улучшат свои навыки и смогут добиться полного понимания текста при беглом чтении.

Курсы Букварика и Читарика подойдут для дошкольников от 5 лет и старше, а также для учеников младших классов. Они помогут улучшить качество и скорость восприятия текста, что очень пригодится в дальнейшем. Высокий уровень этих навыков сделает изучение школьной программы намного легче, а также поспособствует пробуждению у ребенка интереса к литературе.

Приложения для смартфона

Приложения Айфолика (IFOLICA)

Сайт: https://ifolica.ru Стоимость: пробная версия — бесплатно, далее — 85 р.

Интерактивный курс обучения чтению для детей с 3-х лет. Курс состоит из отдельных приложений, каждое из которых направлено на поэтапное обучение ребенка чтению: произношение звуков, запоминание букв, чтение слогов, чтение слов и чтение предложений.

Приложения доступны на мобильных устройствах с операционными системами iOS и Android.

«Читания»

Сайт: https://uzelki.com; скачать на IOS: https://apps.apple.com Стоимость: 1490 р.

Читания — последовательная обучающая игра для детей от 3 до 7 лет. Она просто и понятно нарисована, а также удобна в управлении. В игре есть история и звуковое сопровождение: буквы, склады и слова проговариваются.

  • Обучение чтению по методике Н. А. Зайцева
  • 40 Экранов волшебной страны
  • 35 Мини-игр, которые развивают навыки чтения
  • 500 Слов для прочтения с иллюстрациями и озвучиванием
  • 133 Поговорки и загадки для прочтения
  • 132 Графических шаблона прописи букв
  • 24 Показателя для отслеживания прогресса в обучении
  • Адаптивная сложность заданий

Постепенно проходя игру, ребенок научится читать за время в среднем от 1 месяца (в возрасте ~ 6 лет) до 12 месяцев (в 3-4 года).

«Читайка. Учимся читать!»

Скачать: Android https://play.google.com Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная версия — 249 р.

«Читайка» рассчитана на детей от 1 до 7 лет. Ребенок сможет научиться читать с нуля, даже если он еще не знает буквы. В разработке приложения учитывались методические идеи Зайцева, Домана, а также авторский многолетний опыт обучения чтению.

Приложение включает 10 уровней, из которых первые 4 — работа со слогами и отдельными буквами, а следующие 6 посвящены слову. Уровни выстроены по принципу возрастающей сложности. Чтобы ребенку было интереснее, обучающие задания перемежаются красочными мини-играми.

«Лунтик. Учимся читать!»

Скачать:

  • Android: https://play.google.com
  • IOS: https://apps.apple.com

Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная — 119 р.
Приложение рассчитано на детей от 1 до 7 лет. С помощью этого приложения ребенок научится читать с нуля, даже если он еще не знает букв. Чтобы ребенку было интереснее, обучающие задания перемежаются красочными мини-играми.

Бесплатная версия приложения включает 4 уровня, полная – 10 уровней, из которых первые 4 — работа со слогами и отдельными буквами, а следующие 6 посвящены слову. Уровни выстроены по принципу возрастающей сложности.

«Буковки: учимся читать по слогам для детей 5-6 лет»

Скачать:

  • IOS: https://apps.apple.com
  • Android: https://play.google.com

Стоимость: бесплатно, включает встроенные покупки
Детское приложение №1 по мнению Роскачества. “Буковки” — универсальный инструмент для составления любых слов с помощью удобной озвученной клавиатуры, с которым дети учатся читать.

В приложении:

  • Деление слов на склады и слоги
  • Профессиональное озвучивание звуков и складов
  • Опыт существующих методик обучения чтению (методика Зайцева, звуко-буквенный метод и другие)
  • Игровой стиль обучения
  • Интерактивные тематические панорамы со множеством озвученных объектов

«Читай сам по слогам»

Скачать:

  • IOS: https://apps.apple.com
  • Android: https://play.google.com

Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная версия — 159 р.
Ребенок учится читать сам буквы, слоги, слова. 3-4 летний ребенок научится читать с нуля, а 5-6 летний научится читать быстро, увеличив скорость чтения. В приложении используются слова из 3-7 букв, есть озвучка.

«Учимся Читать, спасаем зверей. Учим буквы, азбука»

Скачать: Android https://play.google.com Стоимость: демо-версия — бесплатно

Учим буквы, слоги и учимся читать в процессе увлекательной обучающей игры для детей — дошкольников от 3 до 7 лет. В приложении используется эффективный звуковой метод обучения чтению, схожий с методикой «кубики Зайцева» и принципами методики Монтессори.

В игре предусмотрено 2 режима обучения чтению:

  • Учимся читать по буквам — чтобы ребенок выучил буквы и понял основы чтения
  • Учимся читать по слогам (складам) — для детей, которые уже знают буквы

Интерфейс игры для детей построен в соответствии с принципом обучающей системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Он так прост, что малыш от 3 лет разберется с ним за минуту.

Бесплатная версия содержит 4 обучающих уровня. Полная версия содержит 16 обучающих уровней, расположенных по возрастанию сложности слов. Если на первом уровне слова состоят из 2-3 букв, то на последнем из 7-8 букв.

Оглавление

  • Аналитико-синтаксические слоговые методики Развивающая аналитико-синтексическая система Эльконина — Давыдова
  • Буквосослагательные методики
      Обучение чтению по методу Монтессори
  • Методика Ольги Соболевой
  • Смешанные слоговые методики
  • Складовое чтение с использованием кубиков Зайцева
  • Методики раннего развития и чтение целыми словами
  • Складовое чтение с использованием кубиков Зайцева

    В основе методики, предложенной Зайцевым, лежат склады. От привычных нам слогов их отличает то, что склад состоит всегда из одной или двух букв (звуков) — согласной и гласной, согласной и мягкого или твердого знака. Они проще для восприятия, нежели слоги.

    Поэтому и к обучению ребенка можно приступать раньше — в возрасте около 2-х лет. Кроме того, методика не предусматривает скучных занятий с азбукой или букварем. Склады располагаются на учебном материале (кубики).

    Кубики отличаются между собой по размерам (большие — твердые склады, маленькие — мягкие) и окраске, кроме того, внутрь часто вкладывается различный наполнитель (для звонких и глухих звуков, гласных). Также используется специальная таблица, в которой содержатся все изучаемые склады.

    Достоинства методики:

    • Ребенок без труда осваивает слияние звуков.
    • Учиться можно уже начиная с 1 года. При этом и в более старшем возрасте будет не поздно начать занятия. При этом сам автор отмечает, что даже в школьном возрасте методика может стать «волшебной палочкой», позволяющей наверстать сверстников.
    • На кубиках нет сочетаний букв, отсутствующие в русском языке. Малыш впоследствии никогда не напишет, например «жы» или «шы».
    • Кубики развивают цветовое и пространственное восприятие, музыкальный слух и память, чувство ритма, мелкую моторику.
    • Занятия не отнимают много времени, проходят в форме интересных игр.

    Недостатки методики:

    • Ребенку, выучившемуся читать по кубикам Зайцева, сложнее дается фонетика, как основной элемент учебной программы в первом классе. Он не понимает, как делить слово на составные части иначе, нежели по складам.
    • Пособия стоят довольно дорого и быстро приходят в негодность.

    Складовый метод используется и менее известными авторами. В продаже при желании можно найти карточки со складами, пазлы и иные игрушки.

    Когда начинать учить читать или правда ли, что после трех уже поздно?

    Человеческий мозг развивается постепенно, нет смысла — и даже опасно — стимулировать те его участки, которые просто не готовы пока к активному функционированию. Процесс чтения подразумевает звуковой анализ и синтез, который не под силу маленькому ребенку просто в силу физиологического развития.

    «Он давно знает все буквы, но читать никак не хочет!» — сетуют родители. «С трех лет бились, и вот в 5 наконец зачитал!» Так зачем «биться» два года, если можно спокойно научить читать за несколько месяцев?

    Признаки готовности ребенка к освоению чтения:

    • Активная речь состоит из полных предложений. Слишком раннее обучение чтению может привести даже к задержке речевого развития. Ведь в то время, когда мозг ребенка должен наиболее активно работать над формированием речи, ребенок складывает звуки и слоги.
    • У ребенка уже развит фонематический слух. Умение вычленить из звукового потока отдельные фонемы формируется приблизительно к 5 годам. Для того, чтобы читать, ребенок должен уметь определять каждый звук в слове. Предложите поиграть — определить, с какого звука начинается слово, или подобрать слова на придуманную букву.
    • Все звуки в речи произносятся правильно. Наличие проблем в звукопроизношении однозначно будет мешать ребенку воспринимать текст, а также мешает развитию фонематического слуха.
    • Ребенок хорошо ориентируется в пространстве. Понятия «право», «лево», «вверх» и «вниз» должны быть уяснены очень четко. В противном случае, дети путаются, с какой буквы начинать читать, или даже «зеркалят» слово, начиная с конца.
    • Еще один важный момент — ребенок должен любить чтение, с интересом слушать новую сказку, проявлять любовь к книжкам. Вот для развития этих качеств нужно начинать как можно раньше. Читайте ребенку с раннего возраста!
    • Бывает, что проблемы с чтением возникают из-за нарушений слуха у ребенка, в таком случае потребуется помощь сурдопедагога.

    Смешанные слоговые методики

    Довольно много смешанных методик. В них не делается такого акцента на фонетику, как при аналитико-синтексическом подходе, при этом после изучения букв кроха переходит к чтению по слогам (слоговое чтение).

    Отличие методик, приближенных к бувосослагательному методу заключается в том, что фонемы воспринимаются на слух и запоминаются как бы «сами собой». Звуковому анализу не уделяется столь пристального внимания, но схема: «буква (звук) — слог — слово — фраза — предложение» остается прежней.

    Те, кто придерживаются данного направления, рекомендуют начать изучение букв не с их полного названия, а с соответствующего звука (не «бэ», а «б», не «вэ», а «в»). Так крохе в последующем будет легче освоиться с составлением слогов. Автором первой отечественной смешанной методики можно назвать профессора Ушакова, который предложил таким образом преобразовать собственно буквосослагательный метод, принятый еще до революции.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]