Статья:
Звук р — согласный, твердый, дрожащий.
Звук рь — согласный, мягкий, дрожащий.
Правильная атикуляция звука р заключается в следующем:
- губы — полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
- зубы — разомкнуты;
- язык — широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
- голосовые связки — вибрируют, давая голос;
- воздушная струя — очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.
Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.
Постановка звука.
Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным
Характеристика звуков Л, Ль и правильное положение органов речи при их произнесении.
Звук л — согласный, звонкий, твердый.
Звук ль — согласный, звонкий, мягкий.
Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:
- губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;
- зубы незначительно разомкнуты;
- язык — узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;
- между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
- голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.
Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим:
- губы растянуты в стороны, как при улыбке;
- язык — кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы («бугорки») за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.
Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.
К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.
Звук Ш.
Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:
- губы несколько выдвинуты вперед;
- кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
- голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
- воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.
Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.
Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.
Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.
Постановка звука.
После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, взрослый предлагает ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует щум, напинающий щипящий звук).
Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка, как бы произнося звук с, но язык при этом держи наверху».
Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит змея, выходит воздух из лопнувшего шарика и т.п.). Игровая форма в сочетании с объяснением быстро сосредотачивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем взрослого он начинает выполнять требуемые движения (округлять губы и слегка выдвигать их вперед) и правильно произносить звук ш.
Нужно помнить, что ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.
Как произносится звук Ж в норме?
К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.
Звук ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ж в норме органы речи принимают следующее положение:
- губы несколько выдвинуты вперед;
- кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
- голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;
- воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.
Постановка звука [Ж].
После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Дайте ребенку возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Приложите тыльную сторону руки малыша к своей шее спереди. Далее произнесите вместе с ребенком звук ш и добавьте голос. Одной рукой ребенок должен ощутить вибрацию голосовых связок у Вас, другой — у себя.
Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.)
После того, как ребенок научится проиизносить изолированный звук правильно, можно приступать к его автоматизации и введению в обычную речь.
Как произносится звук Ч в норме.
Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.
В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение:
- губы слегка выдвинуты вперед и округлены;
- зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель;
- широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка;
- мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;
- голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
- Постановка звука Ч.
- Звук Ч можно поставить двумя способами.
- Способ 1. В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.
- Способ 2. Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться. Это важно!
- Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» — «Ч-ч-ч».
Как произносится звук [с] в норме.
Звук [с] — согласный, глухой, твердый. Парный ему по твердости-мягкости — звук [c’] («сь»). Парный по звонкости-глухости — звук [з].
При произнесении звука [с] органы аритикуляции занимают следующее положение:
- — губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
- — зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
- — кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- — боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
- — спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
- — воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
- — мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
- — голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Постановка звука [с].
Способ 1. «Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.
Способ 2. Если первым способом поставить звук не получилось, можно воспользоваться механической помощью. Делаем широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук [с]. Внимание! Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту тыльную сторону ладони.
Механическую помощь можно использовать на этапе произношения изолированного звука (звукоподражания) и слогов. Затем палочку постепенно убираем. Когда ребенок научится самостоятельно, без механической помощи, произносить правильный звук [c], можно переходить к автоматизации этого звука в словах и предложениях.
Как произносится звук [з] в норме.
Звук [з] — согласный, звонкий, твердый. Парный ему по мягкости — звук [з’] («зь»), Парный по глухости — звук [с].
При произнесении звука [з] органы артикуляции занимают следующее положение:
- — губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
- — зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
- — кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- — боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
- — спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
- — воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
- — мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
- — голосовые связки сомкнуты и дрожат, образуя голос.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Как произносится мягкий звук [з’] в норме.
Звук [з’](«зь») — согласный, звонкий, мягкий. Парный ему по твердости — звук [з]. Парный по глухости — звук [с’](«сь»).
При произнесении звука [з’] органы артикуляции занимают следующее положение:
- — губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
- — зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
- — кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- — боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
- — спинка языка в своей средней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
- — воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
- — мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
- — голосовые связки сомкнуты и дрожат, образуя голос.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Постановка звука [з].
Звук [з] легко ставится от звука [c], так как эти звуки имеют одинаковый артикуляционый уклад, то есть при произнесении этих звуков органы артикуляции занимают одинаковое положение. Разница между звуками состоит в том, что [с] — глухой, произносится без голоса, а [з] — звонкий, произносится с голосом. Таким образом, чтобы вызвать звук [з], достаточно при произнесении звука с добавить, «включить» голос.
Наличие-отсутствие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильно-вибрационного контроля. Для этого прикладываем тыльную сторону ладони к передней поверхности шеи в области гортани. При «включении» в работу голоса, рука ощущает легкую вибрацию, передающуюся от голосовых складок. При «выключении» голоса вибрация пропадает.
Детям можно объяснить, что когда голосок в горлышке «спит», мы его не чувствуем, но когда он просыпается, мы можем почувствовать, как он прыгает и веселится в своем домике — горлышке.
Получив правильный звук [з], следует некоторое время потренироваться произносить его изолированно от других звуков: з-з-з. Детям можно предложить позвенеть как комарик или звоночек.
После этого можно переходить к автоматизации звука сначала в слогах, затем в словах, предложениях и связных текстах.
Как произносится звук Ц в норме.
Звук Ц (в русской транскрипции [тс]) — согласный, глухой, твердый. Образуется путем слияния звуков [т] и [с] в единый звук. Звуков, парных ему по звонкости и мягкости в русском языке нет.
При произнесении звука [тс] органы артикуляции занимают следующее положение:
- — губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
- — зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
- — кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- — боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
- — спинка языка в своей передней части на долю секунды плотно смыкается с верхними альвеолами, как при произношении [т], после чего образует с ними (в. альвеолами) узкую щель для выхода струи воздуха, как при произношении [с];
- — воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
- — мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
- — голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Как произносится звук [к] в норме.
Звук [к] — согласный, глухой, твердый. Парный ему по твердости-мягкости — звук [к’] («кь»). Парный по звонкости-глухости — звук [г].
При произнесении звука [к] органы артикуляции занимают следующее положение:
- губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
- зубы разомкнуты:
- кончик языка лежит у основания нижних резцов,
- передняя и средняя части спинки языка опущены,
- задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
- боковые края языка прижаты к вехним боковым зубам;
- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
- голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
- воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Постановка звука [к]
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов.
Произносим слоги ТА-ТА-ТА…
Во время признесения слогов чисто вымытым пальцем или кончиком ватной палочки слегка нажимаем на переднюю часть спинки. языка, постепенно отодвигая его назад, в глубину рта. По мере того, как язык отодвигается, слышим: ТА-ТА-ТА-ТЯ-ТЯ-ТЯ-КЯ-КЯ-КЯ-КА-КА-КА.
Постепенно ослабляем механическую помощь, сводя ее «на нет». Теперь язык может сам удерживать правильную позицию.
Постановка звука [з]
—
Я к вам на урок хотела прийти не одна, на занятие мы шли с зайцем. Но к сожалению, он не смог прейти, ему нужно было срочно уехать, но он передал мне конверт, правда я не знаю, что в нем. Давай посмотрим?
(открывает конверт и достаёт смайлики).
— Ребята, посмотрите, каких друзей прислал нам заяц (достаёт из конверта смайлики).
— Чтобы они не скучали, давайте с ними немного поиграем. Покажем те же эмоции, которые изображают смайлики.
— Какие упражнения мы сейчас выполняли?
— Для чего мы выполняли эти упражнения?
— Я думаю, наши смайлики устали и мы дадим им отдохнуть.
Следующее упражнение, которое мы выполним это упражнение на дыхание. Будем учиться правильно дышать.
Берем в руки вертушки, делаем вдох через нос и выдох через рот. Направляем воздушную струю на вертушку так, чтобы она начала крутиться.
— Дышим правильно: щёки не надуваем, плечи не поднимаем, вдох делаем через нос, выдох через рот.
— Что мы сейчас с тобой делали?
— Зачем мы его выполняли?
Наши смайлики отдохнули и теперь они хотят отправиться погулять в лес и приглашает нас вместе с ними.
— Мы идём по лесной тропинке. Дует лёгкий ветерок, деревья в лесу стоят спокойно (показывает картинку, где изображено дерево).
Ветер дует тихо, вот так: «
у-у-у
»
(тихо и длительно произносит звук [у]).
— Давайте вместе покажем, как дует лёгкий ветерок.
— Вот мы подошли к лесной полянке. И вдруг подул сильный ветер, деревья начали качаться (показывает картинку с изображением склонённого от ветра дерева
). Ветер громко загудел: «
у-у-у
…»
(громко и длительно произносит этот звук).
— Давайте вместе покажем, как дует сильный ветер.
— А теперь я буду показывать тебе картинки. Когда я буду показывать 1 картинку, ты будешь изображать лёгкий ветерок, а когда 2 – сильный ветер.
— Что мы сейчас выполняли?
— Чему учились, выполняя это упражнение?
— Мы с вами хорошо погуляли по лесу и теперь отправляемся домой.
Когда я шла на занятие, я очень хотела тебе показать необычные бусы, которые я сделала собственными руками, но к сожалению, они рассыпались. Помоги пожалуйста мне собрать их. (самомассаж)
— Что мы сейчас делали?
— Для чего вы её выполняли?
— Наши эмоции что-то заскучали. Они предлагают нам сделать артикуляционную гимнастику:
- «Улыбка-трубочка».
- «Покрасим нижний заборчик».
- «Блинчик».
- «Иголочка»
- «Вкусное варенье»
Что мы с вами сейчас выполняли?
— Верно, вы молодцы. Эмоциям очень понравилось, как вы выполняли артикуляционную гимнастику.