Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

У некоторых детей наблюдаются отклонения в речевом развитии. Если малыш с трудом произносит слова или совсем не разговаривает, то необходимо с ним заниматься и обучать общению с людьми. В этом поможет использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек Pecs. С их помощью ребенок может стать замечательным коммуникатором, даже если он молчит.

Главное предназначение карточек Пекс – предоставить малышу возможность попросить или выразить то, чего он желает, когда он не может этого сказать словами, часто используются при работе с аутистами.

Особенности методологии

Карточки Пекс придуманы в конце 1980-х годов доктором Эндрю Бонди и его помощником. Они работали над программой по исправлению аутизма. Задачей проекта стало побуждение ребенка спонтанно начать общаться и взаимодействовать.
В основе методологии заложен принцип того, что мотив для коммуникации должен предшествовать наступлению речи. Начало программы – определить потенциальные стимулы для ребенка, то есть то, что он любит и желает.

Чтобы освоить Пекс, потребуются базисные умения:

  • отработать хороший зрительный контакт, слова, жестовые символы «да», «нет»;
  • стабильный навык обучаемости;
  • повторение действий «сделай как я».

Малыша нужно научить повторять цикл из трех действий, когда они не произносятся. Обычно эта система предназначена для деток младше пяти лет. Обучение проводится в форме упражнений. Можно использовать как в домашних условиях, так и в специальных учреждениях.

Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться?

Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!

Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.

Методика работы с Пекс

Для первых упражнений лучше всего использовать изображения чего-то любимого и родного. Это может быть дорогая игрушка, еда, хобби, мультики, сказочный персонаж. Эта картинка должна вызвать у ребенка желание заполучить то, чего нет в постоянном доступе.

Этапы обучения:

  1. Сначала ребенка необходимо научить брать картинку.
  2. На втором шаге малыша обучают отдавать карточку.
  3. Третий этап включает в себя обучение тому, чтобы ребенок начал распознавать предметы, которые нарисованы на пластинках. Ошибки, наступающие на этом шаге, заключены в неумении определить изображение.
  4. Затем ребенку нужно объяснить, как формировать предложения по типу «Я хочу игрушку (или что-то еще)», «Дай мне…».
  5. На пятом шаге малыша учат отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?».
  6. Заключительный этап подразумевает обучение ребенка различать предметы на пластинках, самостоятельно их называть и отвечать, когда его спрашивают.

С какого числа карточек PECS стоит начать?

У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера.

Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д.

Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.

Разновидности Pecs

Можно самостоятельно изготовить карточки, тогда родители разместят на них подобранные фотографии или картинки, чтобы малышу было удобнее распознавать изображения. Картинки нужно периодически обновлять, делать или покупать новые.
Разновидностей существует много. Для начала лучше приобретать систематизированные карточки по той или иной тематике. Это могут быть:

  • дикие или домашние животные;
  • зимняя одежда – варежки, шарф, шапка, рукавицы, штаны, куртка;
  • кухонные предметы – вилки, ложки, тарелки, чашки;
  • еда – фрукты, овощи;
  • игрушки – машинка, пирамидка, кукла;
  • напитки – чай, кофе, вода, газировка, компот;
  • ягоды – малина, клубника, ежевика, вишня;
  • погода – снег, гроза, солнце, дождь, град;
  • птицы – снегирь, орел, попугай, ворона;
  • действия – поход в магазин, плавание в бассейне, умывание;
  • запрещающие картинки – то, что нельзя поднимать на улице мусор, разговаривать с незнакомыми;
  • для высказывания желаний.


Карточки Пекс еда
Также можно заказать индивидуальные карточки, на которых разместят любое фото по просьбе заказчика. Часто просят изобразить любимого домашнего питомца, снимки отца, бабушки, тети.

Самодельные карточки: как сделать, где скачать и купить

Следует ознакомиться с практическими рекомендациями по созданию карточек в домашних условиях. Какие предметы понадобятся:

  • ножницы;
  • линейка;
  • дырокол;
  • клей;
  • липучки – контактные ленты;
  • офисная бумага, на которой будут распечатывать картинки;
  • папка с кольцами;
  • несколько пластиковых или картонных папок, из них нужно сделать листы.

Последовательность создания карточек для альтернативной коммуникации:

  1. Изображения отыскивают самостоятельно в интернете – их там бесчисленное множество. В поисковой строке нужно набрать «карточки pecs скачать бесплатно». Главное – выбрать нужное разрешение, чтобы при увеличении на рисунке не было зернистости.
  2. Затем открывают программу Фотошоп. Если ее нет, можно воспользоваться стандартным графическим редактором в Виндовс. Чтобы его найти, последовательно нажимают «пуск», «стандартные», «paint».
  3. Затем карточки распечатывают на цветном принтере.
  4. Листок приклеивают на картон и разрезают на карты. Их лучше ламинировать – так дольше прослужат. Дешевый способ – вручную нанести ламинацию скотчем.
  5. Завершающий шаг – отрезают полоски липкой ленты и приклеивают их с оборотной стороны карточки.

На официальном сайте можно карточки Pecs следующих категорий:

Там же можно визуальное расписание для аутистов:

Где купить

Карточки Пекс можно купить в уже завершенном виде. В зависимости от производителя они могут различаться, но смысл одинаков. Приобрести можно не только картинки, но и папки для их хранения, пособия для родителей.

Помимо картинок можно приобрести визуальное расписание для аутистов в карточках. Оно поможет снизить тревогу, развивает самостоятельность ребенка. Также нередко родители покупают поощрительные листы, которые выдают малышу за его старания и успехи.

Вопросы и ответы

Каких размеров делать карточки в домашних условиях?

Лучше взять размер 4*4 или 5*5, не стоит вырезать картинки больших размеров.

С каких изображений стоит начать обучение?

Распечатывать лучше всего то, что ребенок любит, что для него значимо и интересно. Или начинайте с простых картинок – фруктов, игрушек.

Какую бумагу использовать при создании картинок?

Лучше брать плотнее и толще, чтобы малышу было легче держать. К тому же, обязательно следует ламинировать, чтобы картинки не портились долгое время.

Как часто нужно проводить занятия?

Один урок длится в течение получаса. Не существует четкого плана, сколько раз в неделю заниматься. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его навыков обучаемости.

Что такое социальные истории для аутистов в картинках?

Это часть визуальной программы, которая способствует взаимодействию аутиста с окружающим миром и людьми.

Это короткие истории, показанные на картинках. Они описывают разные ситуации, реакции людей, желательные действия, которые должен совершить ребенок.

Пример социальной истории «подогреваю еду»:

«Карточки PEKS как средство «запуска» речи неговорящего ребенка.статья по коррекционной педагогике

«Карточки PEKS как средство «запуска» речи неговорящего ребенка.

СЧАСТЬЕ ЭТО КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ! Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни? Насколько оно важно для вас и ребёнка? Так что же такое общение? На ум сразу приходит следующая картина: два человека сидят рядом и беседуют. Однако общение это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ребёнок не разговаривает, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить?

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могут говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как – то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей неговорящих возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию.

Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?

Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.

Система пекс. Это система, которая позволяет ребенку с нарушениями речи общаться при помощи обмена карточек. Именно в обмене карточек, а не просто в их использовании.

Аббревиатура PECS расшифровывается как – коммуникационная система обмена изображениями (карточками) Система была разработана в Америке 1985 году. Изначально создавалась для детей с расстройствами аутистического спектра. Энди Бонди и Лори Фрост. И это очень выстроена система, которая преподается в американских вузах. Она является у них официальная. Используется очень широко для различных людей страдающих нарушениями речи. Есть книга, она переведена на русский язык, которой можно пользоваться для обучения этой системы.

Изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Эти материалы помогают достичь успеха в развитии невербальных детей, у которых аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д. и зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Карточки значительно облегчают понимание речи детям, у детей с рас значительно снижается уровень тревожности, дети становятся более самостоятельными. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS, решает приоритетную проблему «запуска» речи неговорящего ребенка.

Детям с ОВЗ трудно инициировать различные действия, даже собственные сообщения и просьбы. Из-за этого большинство предпочтет ждать, что кто-то рано или поздно поинтересуется «чего ты хочешь?» или использует какую-либо альтернативную систему общения. Задача PECS – научить начинать общение, по собственной инициативе озвучивать свое мнение, потребность или желание.

Развитие любых коммуникативных навыков значительно повышает вероятность того, что ребенок с ОВЗ начнет пользоваться устной речью. Если же ребенок все еще недостаточно владеет ею, то система PECS поможет ему научиться использовать альтернативный способ общения в ситуациях, когда «не хватает слов».

За годы использования PECS было установлено, что применение этой системы альтернативной коммуникации может со временем существенно развить устную речь. Достаточно часто дети с ОВЗ в определенный момент перестают использовать карточки, поскольку у них развивается обычная речь – более простой и эффективный способ общения по сравнению с обменом изображениями. В процессе занятий по PECS дети работают: учатся, познают, размышляют. PECS – это голос ребенка.

В покупном варианте они представлены в достаточно обширном объеме. Если вам хочется сделать карточки PECS самостоятельно, то можно скачать готовые наборы картинок, представленные на различных интернет-ресурсах.

Кроме того, сделать свой уникальный набор можно, подобрав любые понравившиеся Вам картинки из имеющихся дома материалов (старые печатные издания, упаковки от детских вещей и т.д.).

Итак, карточки PECS представляют собой картинки, изображающие как предметы (вплоть до самых обыденных бытовых предметов: посуда, еда, игрушка др.), так и действия: чистка зубов, одевание на улицу, время для обучения. Кроме того, карточки могут служить для напоминания о запрете каких-либо действий. Например, запрет на то, чтобы подбирать что-то на улице. Актуальными являются также карточки для высказывания желаний. Ребенок начинает пользоваться ими не сразу и, как правило, если уже умеет читать, так как зачастую они сопровождаются надписью «Я хочу» и др. У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера. Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д.

Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться

Обязательным условием для начала обучения ребенка по системе пекс является формирование у него желание что – то получить или сделать. Для того чтобы ребенок проявлял инициативу в общении, он должен хотеть общаться. Ребенок должен, захотеть какой – либо предмет и выполнить какое – то действие.

В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).

Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS: отработка сравнительно устойчивого зрительного контакта, слов или жестовых обозначений «да», «нет», «дай»; устойчивый учебный навык; имитация действий «сделай, как я». Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются.

Как правило, с этой системой начинают знакомить детей младше пяти лет. С целью успешного овладения альтернативной коммуникативной системой обмена изображениями последовательно проводятся следующие шесть этапов обучения.

СУЩЕСТВУЕТ 6 ЭТАПОВ обучения PECS, А ТАКЖЕ ПОДЭТАП, СВЯЗАННЫЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ.

Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ребенка и может занимать от одного ознакомительного занятия до нескольких тренировочных занятий.

Основной целью первого этапа обучения РЕСS — научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить тот предмет, который он хочет. То есть, когда ребенок видит мотивационный стимул, он берет картинку, протягивает ее взрослому, и оставляет картинку в руке педагога. На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых.

Один из взрослых — «коммуникативный партнер» сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить. Второй взрослый — «фея» — сидит позади ребенка, и физически направляет руку ребенка к картинке, помогает ему взять картинку и протянуть ее «коммуникативному партнеру». Важно что бы оба взрослых молчали. «Коммуникативный партнер» может приблизить желаемый предмет к ребенку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрослый («фея») должен внимательно следить за движениями ребенка, и как только ребенок начинает тянуть руку к предмету — направить его руку к карточке, и помочь ему взять карточку, и протянуть — и все это тоже молча. Когда ребенок кладет карточку в руку «коммуникативного партнера» — только тогда «коммуникативный партнер» произносит наименование данного предмета, и сразу же дает его ребенку. Данным действием «коммуникативный партнер» озвучивает просьбу ребенка, и в дальнейшем, если ребенок научится имитировать слова — он сможет сопровождать просьбу словами.

Ко второму этапу можно перейти, если ребенок научился подавать от 10 до 24 карточек, и делает это самостоятельно и без физической подсказки «феи». На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. То есть перед ребенком всего одна карточка, и всего один предмет. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки. Но, если на первом этапе от ребенка требовалось всего лишь подать карточку, то на втором этапе от ребенка требуется более сложная реакция. Например, взять карточку, встать из-за стола, и подойдя к взрослому, положить ему в руку карточку. Или, ребенок находится в пространстве, а не за столом. Он увидел, что взрослый держит в руках желаемый предмет — ребенок идет к столу, берет карточку и вместе с карточкой подходит к взрослому. Задачи «феи» здесь — физически направлять ребенка к карточке, или партнеру, если ребенок теряет сосредоточенность, и не может сделать это самостоятельно.

Второй этап обучения РЕСS не прекращается никогда. То есть, для любой нововведенной карточки нужно отработать все варианты, и удостоверится в том, что ребенок может принести эту карточку в любой ситуации.

З этап – называется различение карточек. Именно этот этап поможет понять, различает ли ребенок изображения на карточке. У нас появляется сразу несколько карточек, а желаемый предмет только один. И ребенок должен выбрать именно то, что он хочет. Например: бананы очень вкусные, он должен отдать карточку и взамен получить банан. Ребенок выучил, что использование карточек имеет влияние на окружающих, и что с помощью карточек он может получить то, что он хочет — пришло время научить ребенка различать те символы, которые он использует для коммуникации.

Обучение различия карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге, ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге. Во время обучения, важно постоянно менять карточки местами, для того, что бы ребенок был более внимательным, и не привык подавать только левую или только правую карточку.

Основной целью четвертого этапа является усложнение реакции. Если раньше ребенок подавал только одну карточку, чтобы попросить желаемое действие или предмет, то теперь ребенок учится складывать несколько карточек в предложение. То есть, прикреплять в нужном порядке несколько карточек на полоску со скотчем, и подавать эту полоску.

Конечный результат, ожидаемый от ребенка, следующий — ребенок просит предметы, которые находятся либо не находятся в поле зрения, с помощью фразы, состоящей из нескольких слов. Он открывает книгу, находит символ «Я хочу», наклеивает его на полоску, находит изображение предмета, наклеивает на полоску, отрывает полоску от книги, подходит к коммуникативному партнеру, и подает эту полоску. К концу данного этапа ребенок должен уметь использовать 20 или более различных карточек, и обращаться к различным партнерам.

Таким образом, ребенок должен научиться просить предметы и действия, которые находятся в поле его зрения, а также отсутствующие предметы.

Для того, что бы обучить данный навык, необходимо проверить, какие именно характеристики любимых предметов выделяются для ребенка. Если ребенок предпочитает только красные конфеты, а синие и зеленые его не интересуют, значит можно начать работать над прилагательным «красный». Если ребенка не интересуют цвета, то можно поискать другие характеристики — размеры, формы, предлоги или части тела.

На пятом этапе основной целью является обучить ребенка реагировать на вопрос «Что ты хочешь?» То есть, только на пятом этапе, после того, как инициатива ребенка закрепилась, можно обучить ребенка реагировать на вопрос. Почему только сейчас? Для того, чтобы научить ребенка прислушиваться к собственным желаниям, а не только реагировать и быть ведомым окружающими. Многие дети с ОВЗ затрудняются именно в проявлении инициативы и обращении к окружающим, и если изначально приучить ребенка только реагировать на вопрос «Что ты хочешь?» — это может существенно подавить инициативу, а, следовательно, и дальнейшее развитие социальных навыков и общения.

Ну и последний 6 этап – называется комментирование, когда ребенок у нас уже самостоятельно, спонтанно, вместе с взрослым комментирует окружающий мир, происходящее с ним. Можно отвечать на различные вопросы, вступать в диалог, то есть, например: у нас мы можем слушать какую — то музыку и ребенок нам может сообщить о том, что он слушает скрипку или барабан, мы можем работать как логопед, дефектолог или психолог. Опять же не произнося ни слова, если ребенок не может делать, но при этом нам будет рассказывать о том, что он видит, что он слышит, отвечать на вопросы, а что это там, каково это цвета или сколько этого и все это у нас будет происходить на 6 этапе комментирования. Если к тому времени речь у ребенка не начала формироваться и мы понимаем, что ее не будет, либо она будет очень ограниченно. PECS станет его единственным видом коммуникации альтернативной коммуникации мы будем работать именно с этим видом коммуникации.

Мнение родителей

Первые карточки для аутистов я заказала через «Планик». Изображения на них первоклассные, размытости нет, все четкое, и нет мелких деталей. Это важно для особенных деток. Я купила карты на тему «Домашние животные». Очень довольна качеством – они плотные, не рвутся. Ну а результат потрясающий, успехи сына нас радуют. Будем брать еще, отличная методика. У кого нет возможности, карточки можно скачать бесплатно через интернет.
Елена, 27 лет, г. Калуга

Здравствуйте! Хочу поделиться с вами нашей небольшой радостью. Покупаем карточки уже не первый год. Дочь успешно запоминает слова, постепенно учится составлять предложения, фразы. Даже придумывает маленькие рассказы. А еще качество очень хорошее, все картинки заламинированы, они не расклеиваются, даже не гнутся. Мое уважение и поклон создателям такой методики.

Алина, 36 лет, г. Москва

Каких результатов можно достичь

Использование Пекс позволяет достичь следующих результатов:

  1. Эта программа поможет за короткое время быстро наработать умения коммуникации.
  2. Метод способствует развитию у малыша инициативности, ее выражения, спонтанного произношения слов и фраз.
  3. Общение и контакт с окружающими людьми станут более доступными. Впоследствии малышу можно помочь обобщить приобретенные вербальные средства коммуникации.
  4. Применение карточек Pecs не препятствует разговорной речи, а напротив – ускоряет ее появление и развитие. Это достигается за счет парирования словесного и визуального стимула в обменном процессе.

Значительных минусов не замечено, эффективность системы подтверждена Национальным центром профессионального развития.

Аутисты не ленятся говорить, они хотят общаться с родными, знакомыми, но не умеют этого делать. Поэтому альтернативная программа, помогающая развить речь, доступна для многих родителей и их детей.

Что такое PECS

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?
Статья в тему: Основные правила для обучения аутичного ребенка

Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.

PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]