Постановка звука Ш
Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ш.
Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ш; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.
Постановка звука ш различными способами.
1. По подражанию: — ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами ( ветер шумит, змея шипит, воздух выходит из лопнувшего шарика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
2. От артикуляционного уклада: — ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.
3. От опорного звука: — ребенку предлагается слегка приоткрыть рот, в медленном темпе 4- 6 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки (альвиолы) за верхними зубами; постепенно учим ребенка плавно удлинять выдыхаемую струю и не ударять кончиком языка в бугорки, а только поднимать к ним широкий кончик языка.
4. От опорного звука с механической помощью: — ребенку предлагается длительно произносить звук с (передние зубы все время видны) шпателем аккуратно поднимают широкий язык за верхние зубы и слегка отодвигают его назад – к альвеолам (края шпателя при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов); затем добиваются этого умения у логопата уже без механической помощи; — ребенку предлагаем приоткрыть рот, длительно, без голоса ребенок произносит звук р и кончиком шпателя, поднесенного к подъязычной уздечке, логопед останавливает вибрацию передней части языка – слышим шипение; после нескольких повторов можно вызвать шипение, едва поднеся шпатель к подъязычной уздечке; затем убрать его и, сближая зубы, добиться правильного звучания ш.
Постановка звука С (он базовый в группе свистящих звуков)
1. От сформированного с помощью артикуляционной гимнастики правильного беззвучного уклада С: губы в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка за нижними зубами… предлагаем при этом укладе подуть на нижнюю губу, контролируем артикуляцию в зеркале, так же контролируем тыльной стороной ладони холодную воздушную струю.
2. По слуховому и зрительному подражанию правильной артикуляции и звучанию звука С у взрослого (такой вариант можно попробовать, если звук вообще отсутствовал в речи).
3. Механическим способом при помощи зонда (см иллюстрацию) или при помощи других подручных средств, заменяющих зонд. Главное, чтобы подручные средства были не опасны и не могли травмировать органы артикуляции ребёнка. Обычно при помощи зонда создаётся желобок посредине языка. Лучше, если этим будет заниматься логопед.
4. Постановка от других правильно произносимых звуков.
— от звука Ф: произнося Ф, нижнюю губу, прижимать к резцам и чуть отодвинуть вниз;
— отзвука И: шёпотом произносим звук И и, не меняя артикуляции, дуем на кончик языка;
— от звука Ш: произнося Ш, опустить кончик языка за нижние зубы;
— от звука Т: подуть на язык, произнося Т, чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на ладони ощущалась холодная воздушная струя.
Можно предложить ребёнку «наступить» кончиком языка на палец взрослого (палец под подбородком) Это помогает удерживать язык внизу.
Есть некоторые особенности постановки и автоматизации свистящих при боковом сигматизме. Язык при этом в положении «горбатый мостик», кончик языка у нижней десны, губы в улыбке. Ребёнок выдыхает на язык, при этом важно следить, чтобы щёки не раздувались. Должен появиться звук, напоминающий С. В дальнейшем, постепенно уменьшаем утрированное выгорбливание языка, сближаем верхние и нижние зубы. Автоматизацию при боковом сигматизме стоит начать от стечения со звуком Т (ста, стэ…), затем в обратном слоге (ас, ыс…), и наконец в прямых слогах(СА, сэ…).
При шипящем произнесении С, когда язык отодвинут вглубь ротовой полости, используются упражнения на формирование широкого, распластанного языка, и сначала ставится межзубный С, который затем переводится за зубы.
Постановка звука Ж
Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ж.
Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ж; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.
Постановка звука ж различными способами.
1. По подражанию: — ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (жужжание жука, пчелы, шмеля, вращение юлы и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
2. От артикуляционного уклада: — ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.
3. От опорного звука: — основной способ: ребенку предлагается произнести звук ш и, добавив голос, получить звук ж; — ребенку предлагается открыть рот, в медленном темпе 4-6 раз произносить с придыханием звук д, ударяя кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами; постепенно учим удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только постепенно поднимать к ним кончик языка.
4. От опорного звука с механической помощью: — ребенку предлагается длительно произносить звук з (передние зубы все время видны ) логопед пателем поднимает широкий язык за верхние зубы и слегка отодвигают его назад – к альвеолам (края шпателя при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов); затем добиваемся такого умения уже без использования механической помощи;
— ребенку предлагается при открытом рте, длительно произносить звук р и кончиком шпателя, поднесенного к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка – будет слышно жужжание; после неоднократных повторений можно вызвать жужжание, едва поднеся шпатель к подъязычной уздечке; затем убрать его и, сближая зубы, добиться правильного звучания ж.
Постановка звука Ч
Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч.
Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.
Постановка звука ч различными способами.
1. По подражанию: — ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
2. От слияния составных частей аффрикаты ч: — ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т’, щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).
3. От опорного звука: — ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.
4. От опорного звука с механической помощью: — ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык; — ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ
Виды | Методика постановки | |
нарушений | свистящих звуков | шипяших звуков |
/. Межзубный сигматизм | 1. Поподражанию. 2. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы 3. Пение [т’] | 1. По подражанию. 2. С механической помощью, используя зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам. 3. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай. 4. От английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами. 5. От [р], остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой |
II. Боковой сигматизм | 1. Через межзубное произношение. Далее см.: 1.2; 1,3 | 1. Через межзубное произношение. Далее см.: 1,3; 1.4; 1,5 |
Ш.Носовой сигматизм | 1. От [ф] с положением языка между нижней губой и верхними резцами. 2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа. 3. Через межзубное произношение | 1. Произнести [ш] при зажатых крыльях носа. Через межзубное произношение |
IV.Губно-зубной парасигматизм | 1. Выполнить артикуляционное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придерживая нижнюю губу. 2. Пение [т] | Произнести звук [ш], вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу |
V. Призубный парасигматизм | 1. Через межзубное произношение. 2. С механической помощью (см. 1.2) | 1. Через межзубное произношение. 2. С механической помощью |
VI.а) Шипящий парасигматизм б) Свистящий парасигматизм | 1. С механической помощью (см. 2. 2.Через межзубное произношение звука [ф] — | — С механической помощью (см. 1.2) |
Таблица 7.2
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ
Вид пароснгмат изма | Дифференциальные признаки звуков | |
[с] = [ш] | [с] | [ш] |
1. Нижнее положение кончика языка. 2. Губы в улыбке. 3. Воздушная струя холодная | 1. Верхнее положение кончика языка. 2. Губы выдвинуты вперед. 3. Воздушная струя теплая | |
[с] = [Ф] | [cl | [Ф] |
1. Губы в улыбке. 2. Зубы сближены и расположены друг над другом | 1. Верхние резцы сближаются с нижней губой | |
[с] = [т] | [с] | |т] |
1. Щелевой. 2. Нижнее зазубное положение языка | 1. Смычно-взрывной. 2. Верхнее призубное положение языка | |
[с] = |щ] | [с] | [ш] |
1. Кончик языка расположен за нижними резцами. 2. Средняя линия языка не напряжена | 1. Кончик языка поднят к альвеолам. 2. Средняя линия языка напряжена | |
[c]=[з] | [с] | [з] |
1. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют («горлышко молчит») | 1. Голосовые складки сомкнугы и вибрируют («горлышко гудит») | |
[ж] = [ш] | |ж] | |ш1 |
1. Голосовые складки разомкнуты («горлышко молчит») | ]. Голосовые складки сомкнуты («горлышко молчит») | |
[ж] = [3] | [ж| | 1з] |
1. Кончик языка вверху. 2. Выдыхаемая воздушная струя теплая | 1. Копчик языка внизу. 2. Выдыхаемая воздушная струя холодная | |
[ш] = [ф] | [ш] | [ф] |
1. Зубы сближены и располагаются друг над другом | 1. Верхние резцы сближены с нижней губой | |
[ш] = [т] | [ш| | [т] |
1. Щелевой. 2. Кончик языка поднят к твердому нёбу | 1. Смычно-взрывной. 2. Кончик языка касается верхних резцов | |
[ш] = [щ] | [ш1 | [щ] |
1. Кончик языка образует щель с твердым нёбом. 2. Средняя линия языка не напряжена | 1. Кончик языка образует щель с альвеолами. 2. Средняя линия языка напряжена | |
[ц] = [ч] | |Ц] | |ч| |
1. Нижнее положение кончика языка. 2. Состоит из звуков [т] и [с]. 3. Средняя линия языка не напряжена | 1. Верхнее положение кончика языка. 2. Состоит из звуков [т’] и [щ]. 3. Средняя, линия языка напряжена |
Дополнительные вопросы
1. В какой последовательности ставятся звуки в группе сви стящих?
2. В какой последовательности ставятся звуки в группе ши пящих?
3. Какой из видов дифференциации звуков используют раньше: дифференциацию на слух или в произношении?
Практические задания
1. Подберите наглядный дидактический материал для про ведения занятия по дифференциации свистящих и шипящих звуков.
2. Составьте план логопедической работы с ребенком, име ющим нарушение всех шипящих и свистящих звуков.
3. Ответьте на вопросы карточек программированного кон троля.
Карточка 7.1.
В какой последовательности ставятся звуки в 1. [с] — [ц] — [з].
группе свистящих? 2. [ц] — [с’] — [с].
4. [с] -[з]- [с].
Карточка 7.2.
В какой последовательности ставятся звуки в
группе шипящих?
2. [щ] — [ш] — [ж] — [ч]. З.[ш]-[ж]-[ч]-[щ]. 4. [ш] — [ж] — [щ] — [ч].
Карточка 7.3.
Какой звук является базовым в группе свистящих?
2. [ц].
3. [с].
4. [з].
Карт очка 7.4.
1.-М. 2. [с]. 3. [ш]. 4. [ж]. |
Какой звук является базовым в группе шипящих?
4. Решите задачи практического характера.
Задача 7.1. У ребенка при обследовании произносительной стороны речи выявлено межзубное произношение звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц].
Сформулируйте логопедическое заключение. Составьте план логопедической работы с данным ребенком.
Задача 7.2. В результате логопедического обследования у ребенка обнаружено нарушение фонематического слуха и замены звуков: [ш] Þ [с]; [ж] Þ [з]; [ч] Þ [т’].
Сформулируйте логопедическое заключение. Составьте план коррекционной работы с данным ребенком.
5. Составьте план-конспект занятия по устранению:
а) сигматизма свистящих звуков;
б) парасигматизма свистящих звуков;
в) сигматизма шипящих звуков;
г) парасигматизма шипящих звуков.
Рекомендуемый библиографический список
1. Карелина И.Б.
Учусь говорить правильно: Тетрадь для детей 5-7 лет с нарушениями прооизношения звуков речи. — М., 2000.
2. Каше ГЛ.
Исправление недостатков речи у дошкольни ков. — М., 1972.
3. Новоторцева Н.В.
Рабочая тетрадь по развитию речи. На звуки 3, ЗЬ, Ц. — Ярославль, 1999.
4. Основы
логопедии с практикумом по звукопроизноше- нию/ Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.
5. Правдина О.В.
Логопедия. — М., 1969.
6. Pay Ф.Ф.
Приемы исправления недостатков произноше ния фонем//
Основы
теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.
7. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В.
Основы лого педии. — М., 1989.
8. Фомичева М.Ф.
Воспитание у детей правильного произно шения. — М., 1989.
9. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова ГЛ.
Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1997.
Семинарское занятие № 8