Постановка. Способ постановки свистящих и шипящих звуков будет зависеть от резервных возможностей каждого ребенка


Постановка звука Ш

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ш.
Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ш; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ш различными способами.

1. По подражанию: — ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами ( ветер шумит, змея шипит, воздух выходит из лопнувшего шарика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада: — ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука: — ребенку предлагается слегка приоткрыть рот, в медленном темпе 4- 6 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки (альвиолы) за верхними зубами; постепенно учим ребенка плавно удлинять выдыхаемую струю и не ударять кончиком языка в бугорки, а только поднимать к ним широкий кончик языка.

4. От опорного звука с механической помощью: — ребенку предлагается длительно произносить звук с (передние зубы все время видны) шпателем аккуратно поднимают широкий язык за верхние зубы и слегка отодвигают его назад – к альвеолам (края шпателя при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов); затем добиваются этого умения у логопата уже без механической помощи; — ребенку предлагаем приоткрыть рот, длительно, без голоса ребенок произносит звук р и кончиком шпателя, поднесенного к подъязычной уздечке, логопед останавливает вибрацию передней части языка – слышим шипение; после нескольких повторов можно вызвать шипение, едва поднеся шпатель к подъязычной уздечке; затем убрать его и, сближая зубы, добиться правильного звучания ш.

Постановка звука С (он базовый в группе свистящих звуков)

1. От сформированного с помощью артикуляционной гимнастики правильного беззвучного уклада С: губы в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка за нижними зубами… предлагаем при этом укладе подуть на нижнюю губу, контролируем артикуляцию в зеркале, так же контролируем тыльной стороной ладони холодную воздушную струю.

2. По слуховому и зрительному подражанию правильной артикуляции и звучанию звука С у взрослого (такой вариант можно попробовать, если звук вообще отсутствовал в речи).

3. Механическим способом при помощи зонда (см иллюстрацию) или при помощи других подручных средств, заменяющих зонд. Главное, чтобы подручные средства были не опасны и не могли травмировать органы артикуляции ребёнка. Обычно при помощи зонда создаётся желобок посредине языка. Лучше, если этим будет заниматься логопед.

4. Постановка от других правильно произносимых звуков.

— от звука Ф: произнося Ф, нижнюю губу, прижимать к резцам и чуть отодвинуть вниз;

— отзвука И: шёпотом произносим звук И и, не меняя артикуляции, дуем на кончик языка;

— от звука Ш: произнося Ш, опустить кончик языка за нижние зубы;

— от звука Т: подуть на язык, произнося Т, чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на ладони ощущалась холодная воздушная струя.

Можно предложить ребёнку «наступить» кончиком языка на палец взрослого (палец под подбородком) Это помогает удерживать язык внизу.

Есть некоторые особенности постановки и автоматизации свистящих при боковом сигматизме. Язык при этом в положении «горбатый мостик», кончик языка у нижней десны, губы в улыбке. Ребёнок выдыхает на язык, при этом важно следить, чтобы щёки не раздувались. Должен появиться звук, напоминающий С. В дальнейшем, постепенно уменьшаем утрированное выгорбливание языка, сближаем верхние и нижние зубы. Автоматизацию при боковом сигматизме стоит начать от стечения со звуком Т (ста, стэ…), затем в обратном слоге (ас, ыс…), и наконец в прямых слогах(СА, сэ…).

При шипящем произнесении С, когда язык отодвинут вглубь ротовой полости, используются упражнения на формирование широкого, распластанного языка, и сначала ставится межзубный С, который затем переводится за зубы.

Постановка звука Ж

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ж.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ж; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ж различными способами.

1. По подражанию: — ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (жужжание жука, пчелы, шмеля, вращение юлы и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада: — ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука: — основной способ: ребенку предлагается произнести звук ш и, добавив голос, получить звук ж; — ребенку предлагается открыть рот, в медленном темпе 4-6 раз произносить с придыханием звук д, ударяя кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами; постепенно учим удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только постепенно поднимать к ним кончик языка.

4. От опорного звука с механической помощью: — ребенку предлагается длительно произносить звук з (передние зубы все время видны ) логопед пателем поднимает широкий язык за верхние зубы и слегка отодвигают его назад – к альвеолам (края шпателя при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов); затем добиваемся такого умения уже без использования механической помощи;

— ребенку предлагается при открытом рте, длительно произносить звук р и кончиком шпателя, поднесенного к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка – будет слышно жужжание; после неоднократных повторений можно вызвать жужжание, едва поднеся шпатель к подъязычной уздечке; затем убрать его и, сближая зубы, добиться правильного звучания ж.



Постановка звука Ч

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ч различными способами.

1. По подражанию: — ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей аффрикаты ч: — ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т’, щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука: — ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

4. От опорного звука с механической помощью: — ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык; — ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

ВидыМетодика постановки
нарушенийсвистящих звуковшипяших звуков
/. Межзубный сигматизм1. Поподражанию. 2. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы 3. Пение [т’]1. По подражанию. 2. С механической помо­щью, используя зонд «рам­ка», поднять кончик языка к альвеолам. 3. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чаше­чку» в рот, не разлив чай. 4. От английского [t] с сомк­нутыми зубами и вытяну­тыми вперед губами. 5. От [р], остановив вибра­цию и вытянув губы впе­ред трубочкой
II. Боковой сигматизм1. Через межзубное произно­шение. Далее см.: 1.2; 1,31. Через межзубное произ­ношение. Далее см.: 1,3; 1.4; 1,5
Ш.Носовой сигматизм1. От [ф] с положением языка между нижней губой и верх­ними резцами. 2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа. 3. Через межзубное произно­шение1. Произнести [ш] при за­жатых крыльях носа. Через межзубное произно­шение
IV.Губно-зубной парасигматизм1. Выполнить артикуляцион­ное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придер­живая нижнюю губу. 2. Пение [т]Произнести звук [ш], вытя­нув губы вперед и придер­живая нижнюю губу
V. Призубный парасигматизм1. Через межзубное произно­шение. 2. С механической помощью (см. 1.2)1. Через межзубное произ­ношение. 2. С механической помо­щью
VI.а) Шипящий парасигматизм б) Свистящий парасигматизм1. С механической помощью (см. 2. 2.Через межзубное произноше­ние звука [ф] —— С механической помощью (см. 1.2)

Таблица 7.2
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ

Вид пароснгмат измаДифференциальные признаки звуков
[с] = [ш][с][ш]
1. Нижнее положение кончика языка. 2. Губы в улыбке. 3. Воздушная струя холодная1. Верхнее положение кончика языка. 2. Губы выдвинуты вперед. 3. Воздушная струя теплая
[с] = [Ф][cl[Ф]
1. Губы в улыбке. 2. Зубы сближены и расположены друг над другом1. Верхние резцы сближаются с нижней губой
[с] = [т][с]|т]
1. Щелевой. 2. Нижнее зазубное положение языка1. Смычно-взрывной. 2. Верхнее призубное положе­ние языка
[с] = |щ][с][ш]
1. Кончик языка расположен за нижними резцами. 2. Средняя линия языка не напряжена1. Кончик языка поднят к аль­веолам. 2.
Средняя линия языка напря­жена
[c]=[з][с][з]
1. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют («горлышко молчит»)1. Голосовые складки сомкнугы и вибрируют («горлышко гудит»)
[ж] = [ш]|ж]|ш1
1. Голосовые складки разомкнуты («горлышко молчит»)]. Голосовые складки сомкну­ты («горлышко молчит»)
[ж] = [3][ж|1з]
1. Кончик языка вверху. 2. Выдыхаемая воздушная струя теплая1. Копчик языка внизу. 2. Выдыхаемая воздушная струя холодная
[ш] = [ф][ш][ф]
1. Зубы сближены и располагаются друг над другом1. Верхние резцы сближены с нижней губой
[ш] = [т][ш|[т]
1. Щелевой. 2. Кончик языка поднят к твердому нёбу1. Смычно-взрывной. 2. Кончик языка касается верхних резцов
[ш] = [щ][ш1[щ]
1. Кончик языка образует щель с твердым нёбом. 2. Средняя линия языка не напря­жена1. Кончик языка образует щель с альвеолами. 2. Средняя линия языка напряжена
[ц] = [ч]|Ц]|ч|
1. Нижнее положение кончика языка. 2. Состоит из звуков [т] и [с]. 3. Средняя линия языка не напряжена1. Верхнее положение кончика языка. 2. Состоит из звуков [т’] и [щ]. 3. Средняя, линия языка напря­жена

Дополнительные вопросы

1. В какой последовательности ставятся звуки в группе сви­ стящих?

2. В какой последовательности ставятся звуки в группе ши­ пящих?

3. Какой из видов дифференциации звуков используют раньше: дифференциацию на слух или в произношении?

Практические задания

1. Подберите наглядный дидактический материал для про­ ведения занятия по дифференциации свистящих и шипящих звуков.

2. Составьте план логопедической работы с ребенком, име­ ющим нарушение всех шипящих и свистящих звуков.

3. Ответьте на вопросы карточек программированного кон­ троля.

Карточка 7.1.

В какой последовательности ставятся звуки в 1. [с] — [ц] — [з].

группе свистящих? 2. [ц] — [с’] — [с].

4. [с] -[з]- [с].

Карточка 7.2.

В какой последовательности ставятся звуки в

группе шипящих?

2. [щ] — [ш] — [ж] — [ч]. З.[ш]-[ж]-[ч]-[щ]. 4. [ш] — [ж] — [щ] — [ч].

Карточка 7.3.

Какой звук является базовым в группе свистящих?

2. [ц].

3. [с].

4. [з].

Карт очка 7.4.

1.-М. 2. [с]. 3. [ш]. 4. [ж].

Какой звук является базовым в группе шипящих?

4. Решите задачи практического характера.

Задача 7.1. У ребенка при обследовании произносительной стороны речи выявлено межзубное произношение звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц].

Сформулируйте логопедическое заключение. Составьте план логопедической работы с данным ребенком.

Задача 7.2. В результате логопедического обследования у ре­бенка обнаружено нарушение фонематического слуха и заме­ны звуков: [ш] Þ [с]; [ж] Þ [з]; [ч] Þ [т’].

Сформулируйте логопедическое заключение. Составьте план коррекционной работы с данным ребенком.

5. Составьте план-конспект занятия по устранению:

а) сигматизма свистящих звуков;

б) парасигматизма свистящих звуков;

в) сигматизма шипящих звуков;

г) парасигматизма шипящих звуков.

Рекомендуемый библиографический список

1. Карелина И.Б.

Учусь говорить правильно: Тетрадь для детей 5-7 лет с нарушениями прооизношения звуков речи. — М., 2000.

2. Каше ГЛ.

Исправление недостатков речи у дошкольни­ ков. — М., 1972.

3. Новоторцева Н.В.

Рабочая тетрадь по развитию речи. На звуки 3, ЗЬ, Ц. — Ярославль, 1999.

4. Основы

логопедии с практикумом по звукопроизноше- нию/ Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.

5. Правдина О.В.

Логопедия. — М., 1969.

6. Pay Ф.Ф.

Приемы исправления недостатков произноше­ ния фонем//
Основы
теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.

7. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В.

Основы лого­ педии. — М., 1989.

8. Фомичева М.Ф.

Воспитание у детей правильного произно­ шения. — М., 1989.

9. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова ГЛ.

Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1997.

Семинарское занятие № 8

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]