Надежда Матвеева
Упражнения для развития фонематического восприятия
Упражнения для развития фонематического восприятия.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Профессор Р. Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН)
. К ним относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый —
фонематический слух.
Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонематический слух- это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Он являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.
Понятие «фонематический слух»
следует отличать от понятия
«фонематическое восприятие»
.
Нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок сталкивается с различными звучаниями фонем родного языка: одни и те же звуки по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.
По мнению Н. И. Жинкина, к признакам звука относятся и сами процессы кодирования, которые происходят при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру.
Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, но он способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в слове звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Работа над формированием фонематического восприятияпредполагает следующую последовательность:
• На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау — 1ый а; 2ой — у)
.
• Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак)
. Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных
(дом, там)
.
• Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.
• Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак)
и двусложных
(коза)
слов и составляют соответствующие схемы.
• Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол, трёхсложных (канава)
.Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.
• Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.
Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти.
«Услышишь — хлопни»
.
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Кто больше?»
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Внимательный слушатель»
(или
«Где звук?»
).
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово»
.
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Чудесный художник»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
«Запоминайка»
.
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.,например:
сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
«Бусы»
Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Играя, развиваем! Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет с помощью игр
Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям. В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.
Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.
Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.
Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:
- узнавать наличие данного звука в слове;
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
- различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.
Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.
Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.
Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
- различение близких по звуковому составу слов;
- различение слогов;
- различение фонем.
В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.
I. Узнавание неречевых звуков.
Игра «Что звучало?»
На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).
Игра «Угадай, что я делаю?»
Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.
II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.
Игра «Узнай по голосу».
В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
Игра «Эхо».
Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
Игра «Скажи, как я».
Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.
III. Различение близких по звуковому составу слов.
Игра «Светофорик».
У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, , и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.
Игра «Хлопни – топни».
Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:
дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка
Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка
Игра «Исправь ошибку».
Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.
Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла По дороге вдоль села.
Пёс Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).
Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.
Упражнение «Какое слово не подходит?»
Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:
Шар – жар – веник – пар Каток – моток – поток – дым Каша — гном – Маша – Даша
Игра «Доскажи словечко».
Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую… (ЛИСУ).
Двор в снегу, белы дома. В гости к нам пришла… (ЗИМА).
Би – би – би – гудит машина — Не поеду без… (БЕНЗИНА)!
IV. Различение слогов.
Игра «Повторюшки».
Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:
- со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
- с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
- с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
- с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
- с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
- с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.
Игра «Сигнальщик».
Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.
Упражнение «Простукай слово».
Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.
Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.
V. Различение фонем.
Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.
Игра «Поймай звук».
Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).
Игра «Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.
Упражнение «Повторялки».
Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.
Играть в предлагаемые игры можно с детьми с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и полного отсутствия фонематического слуха до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
Гладышева Инна Валерьевна, уучитель-логопед высшей кв. категории, МБДОУ д/с № 17 комбинированного вида, г. Лысково Нижегородской области
- Применение дидактических игр, как средства развития фонематического слуха и восприятия дошкольников
- Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста
- Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха
- Знакомство со звуками [М] — [МЬ] — фронтальное занятие по развитию фонематического слуха
- Развиваем речь, играя
(6 понравилось, средний балл: 4,83 из 5)
Loading …
LiveInternetLiveInternet
Без сомнения всем хорошо известно, что речь является средством общения. От того насколько качественно овладеет ребенок дошкольного возраста речью, будет зависеть его адаптация к школе и социальное взаимодействие со взрослыми и другими детьми.
Становление речевого развития происходит через три основных этапа. Первый этап носит название «довербальный». Он длится примерно от рождения до года и характеризуется такими периодами как гуление и лепет. Второй этап – это переход к активной речи, который, как правило, начинается на втором году жизни ребенка и знаменуется появлением первых самостоятельных слов и фраз. И только на третьем этапе, начинающегося с третьего года жизни, происходит овладение малышом речью как средством общения. С этого периода активно обогащается и расширяется пассивный и активный словарь, усложняются грамматические конструкции, осуществляется становление правильного звукопроизношения.
Что же такое правильное звукопроизношение?
Правильное звукопроизношение – это не только чистое выговаривание ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах.
Овладение этим сложным процессом происходит двумя путями: информальным – на основе подражания речи окружающих людей и формальным – в результате специальных тренировок.
Одним из видов работы по закреплению правильного произнесения каждого звука речи, овладения ребенком звуко-буквенным составом слов и подготовкой к обучению грамоте являются фонетические игры, задания и упражнения. Приведем несколько вариантов таких игр.
Примеры фонетических игр для детей старшего дошкольного возраста
Игра «Найди картинку» направлена на нахождение графических изображений, в названии которых присутствует изучаемый звук. Наглядным материалом могут быть любые предметные картинки: изображения предметов мебели, игрушек, овощей, фруктов и т.д. Ребенку предлагается найти картинку, в названии которой есть отрабатываемый звук. Например, вы выложили перед ребенком изображения стола, стула, кровати, шкафа. После чего предлагаете ему найти звук С в названии предметов мебели.
Игра «Будь внимателен!» направлена на вычленение слов, в которых есть звук, требуемый отработки. Ребенку предлагается подавать сигнальный знак, например, хлопать в ладоши, нанизывать кольца пирамидки или бусинки, когда он услышит в слове звук, над которым ведется логопедическая работа.
Игра «Какого слога не хватает?» способствует формированию у ребенка умения образовывать новые слова. Ребенку дается задание добавить слог, чтобы получилось слово. Например, на карточке записываются начальные слоги слов – «ли», «ко», «ро». Ребенку предлагается их дополнить. Новыми словами могут быть «лиса», «коса» и «роса».
Игра «Где спрятался звук?» создает условия для определения локализации звука в слове (в начале, середине и в конце). Ребенку предлагается послушать слова и определить, где находится изучаемый звук. На первоначальных этапах обучения можно давать слова, в которых искомый звук расположен только в начале. Затем добавить слова с данным звуком в конце и, наконец, в середине. Примерные слова со звуком С: сок, сук, сушка, сахар, маска, каска, коса, роса, рисунок, колос, голос. Если малыш без ошибок определяет три основные позиции, можно предложить слова, в которых есть изучаемый звук в разных положениях, например, пылесос.
Игра «Подбери пару» направлена на определение слов, отличающихся друг от друга только одним звуком. Ребенку предлагается основное слово, например, «сук» и два слова для сравнения – «сок» и «бусы». Нужно определить, какое слово подходит, а какое – лишнее.
Все перечисленные варианты игр, конечно же, не исчерпывают всего многообразия фонетических упражнений и заданий. Немного фантазии и ваш ребенок будет развиваться играя.
Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия
Боцулко Оксана
Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия
Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произношение. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Параллельно с самых первых занятий в нашем детском саду проводится работа по развитию слухового внимания и памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных результатов. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Как развить фонематическое восприятие ребёнка? В какие игры можно поиграть дома?
На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Игры могут быть такие:
* Спрячьте в комнате какую-нибудь игрушку и предложите ребёнку найти её, ориентируясь на силу ударов в барабан или в бубен. Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьёт громко, если удаляется – тихо.
* Расставьте на столе несколько игрушек или предметов. Манипулируя с предметами (стучать карандашом о стакан, греметь погремушкой, предложите ребёнку внимательно слушать и запоминать, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикройте предметы, а малыш отгадает, что звенит или гремит.
На II этапе дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки.
Учите различать, где гудит пароход «У-у»
– далеко
(тихо)
или близко (громко, кто плачет – мальчик
«А-а»
(низким голосом)
или девочка
(высоким голосом)
.
На III этапе дети должны различать слова, близкие по звуковому составу. Поиграйте в такую игру. Покажите ребёнку картинку и чётко назовите изображение — «На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Предлагаем следующие игры.
* Дайте ребёнку картинки с изображением поезда, девочки,птички и объясните: «Поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поёт и-и-и. Далее произносите каждый звук длительно, а малыш показывает соответствующую картинку.
* Игры на различение близких по артикуляции звуков. Объясните ребёнку: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши».Далее произносите: «Вагон – вакон – фагон – вагон – вагом»
.Покажите лист бумаги и называйте:
«Бумага – пумага – тумага – пумака»
. Услышав неверно сказанное слово, ребёнок хлопает в ладоши.
На следующем этапе детей учат различать слоги. Произнесите несколько слогов, например, на-на-на-па. Ребёнок определяет, что здесь лишнее (па)
.Затем слоговые ряды можно усложнить: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па, ба-па-па-ба-та-па.
— Звук С – песенка водички. Ребёнок имитирует движением руки умывание, не касаясь рукой лица.
— Звук З – песенка комара. Руку на локоть, движение кистью, «отгоняем комара»
.
— Звук Ш – движение рукой –«ползёт уж»
.
— Звук Ж – обе руки на локоть, движения пальцев, имитирующие, как жук шевелит лапками.
Дети уже знают, что звуки А, О, У, И – гласные звуки, так как они тянутся и поются, мы их обозначаем квадратом красного цвета. А звуки Т, М, П, Н – согласные, их обозначаем квадратом синего цвета.
Задачей заключительного этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Предлагаем следующие игры и упражнения.
* Определение гласных звуков по их беззвучной артикуляции.
*По беззвучной артикуляции определить последний звук : АУ, ИО, АО.
* «Определи место звука в слове»
. В начале или в конце слова стоит звук Т – тапки, тарелка, торт? А звук М – ком, дом, гном?
* «Если я произнесу сначала звук А, а потом звук У, что получится?»
.
* Игра «Помоги Зайке»
. Положите перед ребёнком картинки со словами сахар, сметана, санки, заяц, зонт, змея, сушка. Предложите в сумку положить слова со звуком С, а в корзинку слова со звуком З.
* Показывайте картинки и называйте их, пропуская последний звук, например, «Тан., пау., вени). Ребёнок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который был пропущен.
* Вы произносите слог, например, МА, а малыш выкладывает из квадратов синего и красного цвета его схему.
Сформированность полноценных представлений о звуковом составе слова, чёткое различение звуков и правильное их произношение помогут предупредить и преодолеть нарушения чтения и письма.
Произношение сложных звуков
Артикуляция развивается постепенно, произношением сложных звуков дети обычно овладевают в последнюю очередь. Часто в речи ребенок заменяет их на более простые или не проговаривает вовсе.
Звук «Р»
Эксперты советуют заниматься постановкой этого трудного звука у ребенка в 5 лет. Если малыш произносит «р», но некорректно, то еще раньше – потом переучивать сложнее.
В помощь:
- Скороговорки с «р» («Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
- Подражание (просто произносите «р» в своей речи при ребенке как можно четче и чище).
- Постановка от других звуков, которые ребенок произносит правильно. Например, когда ребенок произносит «ж», осторожно отодвиньте палочкой язык вглубь рта – образуется «р». Закрепите звук, повторив упражнение несколько раз. Или малыш говорит «з», слегка касаясь языком альвеол, и сильно дует на язык. Слышен звук «р».
- Трехэтапное упражнение: язык «присасывается» к твердому небу, ребенок делает глубокий вдох через нос и короткий выдох через рот с подключением голоса.
- Постановка механическим способом (осуществляется только логопедом – с молоточком, шпателем).
Звук «Ш»
Постановка этого звука происходит в 3–5 лет.
Наиболее употребляемый способ – через «с». Ребенок поднимает язык к небу, произносит «с» и плавно выдыхает воздух, чтобы получилась «ш». Перед непосредственно постановкой «ш» специалисты рекомендуют развить артикуляцию губ и языка с помощью упражнений:
- Широкая улыбка, обнажающая оба ряда зубов, на 5-7 секунд.
- Облизывание губ «широким языком» сверху вниз.
- Загибание широкого кончика языка по направлению к носу.
- Ребенок вытягивает губы трубочкой и долго дует на ватный шарик, загоняя его, например, в угол стола.
- Малыш дует сквозь сближенные губы на полоску бумаги – сильнее, слабее, снова сильнее.