Что такое афония? Причины нарушения, способы лечения и профилактики

  • Главная
  • Нарушения речи

Потеря голоса, при которой человек может говорить шепотом, называется афонией: это состояние в МБК-10 шифруют кодом R49.1. Это заболевание иногда путают с дисфонией. В отличии от неё, афония — это то, что вызывает полную потерю голоса: нет никакой осиплости, хрипоты — для говорения доступен только шепот. Между этими двумя заболеваниями есть один общий фактор — нарушение функции говорения, а механизм его возникновения отличается.

Симптомы

Помимо отсутствия возможности говорить громко, возникают такие симптомы:

  • боль в области гортани;
  • затруднение при глотании;
  • спазмы в области голосовых связок.

При проявлении симптомов афонии задачей доктора становится поиск причин этой патологии, ведь это расстройство является следствием другого заболевания — неврологического, психического, функционального или органического.

Процесс голосообразования.

Голосообразование — это очень сложный процесс, контролируемый двумя отделами: центральным и периферическим. Центральный отдел — это головной мозг и нервы. Периферический — это «исполнители» команд головного мозга (лёгкие, трахея, гортань, губы, язык, челюсть, нёбо). Каждый из выше перечисленных органов играет важную роль в голосообразовании.

Зарождение звуков происходит в гортани в момент, когда поток воздуха, выходящий из лёгких, проходит через голосовые связки, расположенные непосредственно на гортани. Голосовые связки — это складки слизистой оболочки гортани. Во время дыхания, когда человек молчит, связки расслаблены, и между ними есть расстояние, называемое голосовой щелью. Для образования голоса нужно, чтобы в момент прохождения воздуха через голосовые связки, они были плотно сомкнуты. В этом случае поток воздуха вызывает колебания и вибрацию связок — так возникает звуковая волна.

Можно сделать логичный вывод: если случилась потеря голоса, значит причина кроется в несмыкании или неполном смыкании голосовых связок.

Формы афонии

Существует 4 разных формы афонии, которые разделены по 2 признакам — происхождение и механизм поражения.

  1. Истинная афония появляется, когда гортань поражается в результате разных форм инфекционных заболеваний, которые локализируются в области гортани. Например, при остром ларингите, дифтерийном крупе. Также причиной может быть паралич мышц гортани, возникающий в результате травм головы, инсульта. Ещё одна причина — новообразование, которое препятствует смыканию и вибрации связок.
  2. Паралитическая афония, которая становится результатом оперативных вмешательств на горле или следствием интокцикации, которая появилась на фоне инфекционного заболевания. Иногда паралитическая форма возникает из-за развития заболеваний нервной системы, например, сирингомиелии. Такое состояние наступает из-за того, что поражается нижний гортанный нерв.
  3. Спастическая форма в отличии от паралитической проявляется в виде спазма мышц гортани. Из-за такого сокращения щель между голосовыми связками становится узкой, а вибрация невозможной. Для этой формы характерно возникновение болей в области гортани, затруднения при глотании, потому что спазмированные мышцы не пропускают комок пищи.
  4. Афония, как функциональное нарушение — это результат нарушения рефлекторных механизмов, а также перенапряжения голосовых связок пением, криком. Также эту форму афонии называют психогенной, поскольку её причиной становится внутриличностный или социальный конфликт. Чаще всего такая форма возникает у женщин в результате стресса, истерии. Примерно так возникает истерический мутизм, при котором голос пропадает, а возможность смеяться, кашлять остаётся. Механизм возникновения при этом заключается в иррадиации сильного нервного импульса настолько, что в эту зону попадает отдел, отвечающий за контроль фонации.

Одна форма этого заболевания может со временем перетекать в другую.

Например, пациенту сделали операцию на щитовидной железе, что привело к потери голоса. Со временем функция восстановилась, а через время на фоне сильного эмоционального потрясения вновь пропал. Именно поэтому прежде, чем назначать схему лечения, нужно собрать анамнез, который поможет понять причины потери голоса.

Нарушения голоса. Дисфония, Афония, Фоностения.

После работы с психиатром начинается подготовка к работе над дыханием. Если гортанный нерв повреждён при параличе, то восстановить его двигательную функцию будет практически невозможно. В остальных случаях требуются функциональные тренировки. Занятия увеличат подвижность здоровой части гортани, а при параличе частично вернут подвижность голосовой складке.

Следующим шагом, является нормализация физиологичного дыхания и фонации. Занятия должны быть направлены на нормализацию дыхания и начинаться с «дутья в губную гармошку». Необходимо дуть медленно, делая вдох и выдох на одной ноте. Здоровым детям, следует начинать тренировку с 1 минуты 10 раз в день, постепенно увеличивая время до 2 минут и 15 повторений за день. При головокружении, стоит уменьшить время упражнения до 15-20 секунд.

Данное занятие удлиняет выдох, а равномерные движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха массируют гортань, за счет чего увеличивается подвижность здоровой части гортани и активизация парализованной. В комплекте с «дутьём в губную гармошку» рекомендуются дыхательные упражнения, которые тренируют удлинённый выдох:

Комплекс А. Сядьте на стул прямо или встаньте:

1) Сделайте быстрый неглубокий вдох, а затем продолжительный выдох;

2) Вдыхайте носом, а выдыхайте ртом;

3) Вдыхайте ртом, выдыхайте носом;

4) Вдыхайте и выдыхайте только одной половиной носа, затем второй;

5) Вдыхайте через одну половину носа, а выдыхайте через вторую;

6) Вдыхайте через нос, а затем медленно выдыхайте с усилением в конце;

7) Вдыхайте носом, выдыхайте через неплотно сжатые губы;

8) Вдыхайте носом, выдыхайте носом задерживая дыхание.

Не начинайте делать сразу дыхательные практики и упражнения, чтобы не перегружать пациента. Примерно неделю занимайтесь дыхательными тренировками, а после добавьте упражнения для мышц шеи и гортани.

Комплекс Б. Для выполнения нижеописанных упражнений необходимо сесть прямо:

1) Заложите руки в замок на затылке, отклоните голову назад и окажите небольшое сопротивление, с помощью рук;

2) Сожмите руки в кулак и упритесь кистями в подбородок, затем наклоняйте голову вперёд, оказывая руками сопротивление;

3) Прикройте ладонями уши, затем наклоняйте голову к плечам с сопротивлением рук;

4) Сжимайте челюсти, а затем двигайте нижней челюстью вниз, в стороны, вперёд;

5) Надуйте щёки;

6) Достаньте кончиком языка нёба;

7) Поднимайте нёбо при зевке.

Вышеописанные тренировки очень легки в исполнении. Их рекомендовано выполнять по 6 раз в течение дня, повторяя каждое примерно по 5 раз.

При сочетании упражнений с логопедом и занятиями для установления диафрагмального дыхания – исчезнет рефлекторный кашель, значительно удлинится выдох и появятся слабые колебательные движения парализованной части гортани. Следующим этапом идут упражнения для координации голоса. Суть данных упражнений в том, что бы вибрации звука воздействовали на механизм образования голоса. При регулярных занятиях добиваются правильного акустического эффекта, в чём и состоит постановка голоса.

Начинается коррекция с произношения буквы {м}, что позволяет установить правильную фонацию.

Упражнение 1. Произносите звук медленно и кратко, направляя его так, чтобы он «ударялся» в нёбо, тем самым вызывая резонацию. Спустя пару тренировок фонации станут более продолжительными, и голос будет звучать чётче. Когда упражнения перестанет вызывать затруднения, переходят к произношению открытых слогов.

Упражнение 2. Сначала проговорите один звук {м}, после чего чередуйте вместе с этим звуком – гласные, например: ма, мо, му, мэ, мы. При этом резко опускайте нижнюю челюсть. Для закрепления результата, спустя пару занятий, нужно произносить слоги, с ударением на второй склад.

Упражнение 3. Произнесите следующие слоги: — ма-ма на-на; — ма-мо на-но; — ма-му на-ну и так далее.

Упражнение 4. Произнесите следующие слоги: мама-мама-мамама; нана-нана-нанана и так далее.

Когда слоги звучат громко и полноценно, можно переходить к следующему заданию. Упражнение 5. Проговорите звук {й}в сочетании с гласными

Повторение гласных на твёрдой атаке положительно влияет на смыкание голосовых складок. Произносите гласные кратко и твёрдо, а звук {й} продолжительно: ай… яй…, ой… ей…, уй… юй…, эй… ей…

После вышеописанных занятий необходима координация дыхания и голосообразования. Чтобы этого достичь произносите гласные звуки на одном выдохе. Упражнение 6. Проговаривайте слоги с гласными, например: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т. д.

Ребёнок должен повторять слоги, сначала за логопедом, после самостоятельно.

Произнося сочетания легко и без жалоб, можно переходить к следующим этапам лечения – к проработке восстановленного голоса. Для проработки репетируют следующие слоги — ма, мо, му, мэ, мы. Постепенно приступая к фразовой речи и чтению.

В работе с речевым материалом рекомендуют заниматься вокалом. Занятия помогут закрепить голос и увеличат звучность. Можно пропеть трезвучия, мелодии без резких переходов или гаммы.

Когда голос восстановлен – он звучит громко, сопровождается организованным дыханием, при этом отсутствуют неприятные ощущения в горле. Во время обследования голосовые складки смыкаются, а на поражённой части гортани видны их колебания.

Продолжительность реабилитационной работы длится до 4 месяцев, длительность лечения зависит и от тяжести нарушения, и от времени начала занятий.

Причины

О том, что такое афония и чем она обусловлена, начали серьёзно заниматься уже в 50-хх годах. До Второй Мировой войны доктора останавливались только на том, что потеря голоса обусловлена психическими нарушениями, истероидными состояниями.

Развитие диагностического инструментария и расширение спектра оперативных вмешательств обусловило расширение диапазона причин возникновения полной потери голоса:

  • Инфекционные заболевания гортани, из-за чего мягкие ткани воспаляются и спазмируются. К этой категории относятся и болезни нижних дыхательных путей, которые обуславливают развитие воспалительного процесса по пути прохождения воздуха.
  • Перенапряжение голосовых связок из-за профессиональной деятельности. В таких случаях может сначала развиваться дисфония, которая при отсутствии лечения переходит в афонию. Эта причина обуславливает развитие истинной или спастической афонии.
  • Новообразования в гортани.
  • Травматические повреждение в результате несчастных случаев или после медицинских манипуляций. Например, после интубации наблюдается органическая форма.
  • Токсические воздействия табачного дыма, окружающей среды с высокой концентрацией газов, а также работа в условиях горячих цехов на промышленных предприятиях — всё это провоцирует развитие патологии гортани.
  • Длительное нахождение в условиях холодного и сухого воздуха, что характерно для горной местности.
  • Психогенная природа: испуг, приступ огромного страха, нервное потрясение, конфликт с высоким зарядом эмоций — всё это провоцирует выброс большой дозы адреналина и расширение зоны возбуждения в коре головного мозга. Эта группа факторов обуславливает функциональную афонию.
  • Нарушение иннервации нижнего гортанного нерва, что происходит в 4 случаях: болезни нервной системы, кровоизлияния в мозг, травмы и операции. В таких случаях говорят об паралитической форме афонии.

Что такое афония? Причины и методы лечения.

Сажин Александр Валерьевич — Фониатр

Руководитель отделения оториноларингологии

Специальность: фониатр, врач-оториноларинголог, лор-хирург, отоневролог.

Образование: 1991г. — окончание педиатрического факультета, Пермский государственный медицинский институт, г.Пермь. 1992г. — интернатура по педиатрии, Пермский государственный медицинский институт, г.Пермь. 1995г. – первичная специализация по оториноларингологии, Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей, г.Новокузнецк. 2003г. – тематическое усовершенствование по педиатрии, ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им.ак. Е.А.Вагнера (ПГМА), г.Пермь. 2003г. – тематическое усовершенствование по клинической лимфологии, ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им.ак. Е.А.Вагнера, г.Пермь. 2003, 2008, 2011, 2013гг. – тематические усовершенствования по оториноларингологии, ПГМА, г.Пермь. 2013 г. – практическое усовершенствование по теме «Функциональная эндоскопическая риносинусохирургия», Казанская государственная медицинская академия, г.Казань. 2012-2014г. – ординатура по специальности «Оториноларингология», ПГМА, г.Пермь. 2015 г., май — IV Российский мастер-класс «Современная функциональная ринохирургия», г.Москва, ФГБУ «Поликлиника №1» УД Президента РФ. 2016г., ноябрь – учебно-практический мастер-класс «Отоневрология. Современные методы диагностики головокружения с практическим курсом», кафедра оториноларингологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова (Российский научно-исследовательский медицинский институт им. Н.И.Пирогова), г.Москва. 2021 г., октябрь — тематическое усовершенствование по фониатрии в ФМБА России (Федеральное медико-биологическое агентство России), г.Москва. 2021г., ноябрь – мастер-класс «Отоневрология. Современные методики диагностики головокружений», кафедра оториноларингологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова, г.Москва. 2021г., май – VI Российский мастер-класс с международным участием «Современная функциональная Ринохирургия», г.Москва.

Основные услуги:

  • прием взрослых и детей с 0+;
  • диагностика, лечение и профилактика заболеваний голосового аппарата;
  • эндоскопические методы диагностики и лечения лор-органов;
  • оперативное лечение носа, околоносовых пазух, гортани, глотки;
  • восстановительная хирургия лор-органов;
  • радиоволновая хирургия, криотерапия.

Диагностика

Комплексная диагностика помогает выявить истинные причины развития афонии. Для этого используют такой перечень исследований:

  • Сбор анамнеза и его детальный анализ.
  • Осмотр гортани с забором мазка со слизистой для установления причин развития воспалительного процесса.
  • Ларингоскопия для детального осмотра состояния слизистой
  • Для исключения развития опухолевых процессов назначают такой комплекс исследований: УЗИ, рентгенограмма, компьютерная томограмма области шеи и груди.
  • При наличии новообразований — биопсия.

Также может возникнуть необходимость в консультациях невропатолога, эндокринолога, хирурга, психиатра, психолога.

Лечение

Терапия афонии предполагает комплексный подход. В одних случаях это антибактериальная и фитотерапия в сочетании с физиотерапевтическими процедурами, в других — комплекс психотерапии и дыхательной гимнастики. В любом из случаев нужно соблюдать голосовой режим, чтобы снизить нагрузку на голосовые связки.

Более радикальные меры — это иссечение рубцов на голосовых складках, удаление опухоли. При спастической афонии возможен массаж воротниковой зоны, который способствует расслаблению мышц гортани. При их парезе прямое терапевтическое воздействие на область гортани никакого эффекта, к сожалению, не принесёт. Необходимо устранять именно неврологическую причину, поскольку в таких случаях паралитическая афония — это симптом, часть проявления картины другого заболевания.

Профилактика

Для того, чтобы избежать заболевания, необходимо бережно относится к своему голосу: не кричать, не разговаривать долго на сильном морозе, регулировать громкость голоса при разговоре и пении. Очень важно регулярно посещать отоларинголога, своевременно проводя лечение заболеваний, не допуская возникновение хронических очагов инфекций. Курильщикам нужно отказаться от пагубной привычки, которая оказывает огромное влияние на голос. Не забывайте заниматься укреплением иммунитета, принимая витамины, овощи и фрукты. Придерживайтесь правильного сбалансированного питания и не забывайте про здоровый 8-часовой сон как минимум.

Записаться к врачу в Москве:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]