Упражнения на ускорение и замедление темпа речи для публичных выступлений

У этого термина существуют и другие значения, см. Темп.

Темп речи

— скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)[1]. Относится к просодическим элементам[2], является одним из компонентов интонации. Следует, однако, заметить, что
абсолютный
темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к
изохронности
): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них [1].

Темп речи может измеряться[1]:

  • числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;
  • средней длительностью элемента.

Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных[3].

В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), — ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности[1], в чём проявляется синтаксическая[4] функция интонации.

Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном

темпе слова выступают в
полных
звуковых формах[5].

Примечания

  1. 1234
    Лингвистический энциклопедический словарь, статья «Темп речи»
  2. Просодические элементы
    — статья из Большой советской энциклопедии.
  3. Темп речи // Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  4. Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф.
    Общая фонетика. М.: РГГУ, 2001
  5. Ахманова О. С.
    Словарь лингвистических терминов. М.: КомКнига, 2007
  6. Галло, 2015, с. 81.

Потеря голоса и ее причины

Исчезновение голоса – одно из самых неприятных последствий при воспалении горла. Когда человек не может говорить, его повседневная жизнь превращается в самые настоящие муки. Даже обычная просьба или вопрос становятся проблемой в озвучивании. Когда пропадает голос, врачи не рекомендуют шептать, так как шепот требует еще больших усилий, нежели чем обычный разговор.
Чтобы выявить причину потери голоса (афонию) необходимо обращать внимание на дополнительные симптомы. Причин афонии множество, установить их может только врач после проведенного обследования. Выделяют основные, наиболее часто встречающиеся причины и редкие.

Причины потери голоса:

  • инфекционные заболевания ларингиты (острой и хронической формы) ларинготрахеиты.
  • вдыхание испарений вредных химических веществ (аммиак или другое не менее агрессивное вещество, которое встречается на вредных производствах.)
  • заболевания сердца, щитовидной железы,
  • аллергическая реакция (происходит стремительный отек, человек не может говорить или даже дышать),
  • хирургическое вмешательство (интубация, трахеотомия, оперирование щитовидной железы),
  • доброкачественные или злокачественные новообразования,
  • инсульт,
  • черепно-мозговой травмы,
  • туберкулез,
  • менингит,
  • сифилис,
  • ботулизм,
  • бешенство,
  • профессиональная деятельность -пение, чтение лекций – может стать причиной перенапряжения голосовых мышц и впоследствии потерей голоса,
  • истерия,
  • травматический невроз,
  • неврастения.

Литература

  • Галло, Кармин.
    Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений = Talk Like TED. The 9 Public-Speaking Secrets Of The World’s Top Minds. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 253 с. — ISBN 978-5-9614-4899-3.
Это заготовка статьи по фонетике или фонологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Фонология Фонема • Оппозиция • Позиция • Нейтрализация • Дифференциальный признак • Минимальная пара • Фонологизация • Аллофон • Вариант фонемы • Вариация фонемы • Архифонема • Гиперфонема • Чередование • Фонематическая транскрипция
Персоналии И. А. Бодуэн де Куртенэ • Н. С. Трубецкой • Л. В. Щерба • Л. Р. Зиндер • М. И. Матусевич • Л. В. Бондарко • В. Б. Касевич • Р. И. Аванесов • В. Н. Сидоров • А. А. Реформатский • М. В. Панов • Р. О. Якобсон • Н. Хомский • М. Халле • Г. ФантФонологические концепции Казанская лингвистическая школа • Фонологическая концепция Н. С. Трубецкого • Ленинградская фонологическая школа • Московская фонологическая школа • Фонологическая концепция Р. И. Аванесова • Фонологическая концепция М. В. Панова • Порождающая фонологияРазделы и дисциплины Артикуляционная фонетика • Акустическая фонетика • Перцептивная фонетика • Просодия • Акцентология • Орфоэпия • Экстранормальная фонетика Морфонология • Морфология • Синтаксис • Портал:Лингвистика

Как лечить афонию?

Существует целая наука – гигиена голоса – эта группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата.

Рекомендуется в период мутации:

  • Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.
  • Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; достижение техники нижнереберно-диафрагмального дыхания; выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.
  • Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.
  • Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.
  • Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа.
  • Запрещение выступлений вокальных коллективов и солистов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.
  • Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению напряжения, шепотной речи.
  • Отказ от курения, алкоголя.
  • Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.
  • Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов.
  • Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.
  • Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.
  • Правильная работа с микрофонами.
  • Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
  • Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем

Самый главный вывод из всего сказанного: нужно беречь голос. Если человек по роду своей деятельности постоянно напрягает голосовые связки, ему следует постоянно следить за горлом. Хотя бы раз в полгода рекомендуется посещать фониатра, особенно если ранее был перенес ларингит. Многие пытаются лечить простудные заболевания в домашних условиях без посещения врача. Такой легкомысленный подход к своему здоровью может плохо закончиться. Не занимайтесь самолечением и вовремя обращайтесь за помощью к специалистам. Не забывайте, что потеря голоса может сигнализировать об опасном заболевании.

Отрывок, характеризующий Темп речи

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно. Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку. Волшебница, скажи, какая сила Влечет меня к покинутым струнам; Какой огонь ты в сердце заронила, Какой восторг разлился по перстам! Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами. – Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая. «У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой. – А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему. – Папенька дома? – спросил он. – Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь? – Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня. – Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу. – Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас. Графиня оглянулась на молчаливого сына. – Что с тобой? – спросила мать у Николая. – Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос. – Папенька скоро приедет? – Я думаю. «У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды. Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.

Раскрытие резонаторов

Для начала напомним, что такое резонаторы, и расширим знания о резонаторах, полученные в уроке №1. Резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма. Они позволяют сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску нашего тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы сможете раскрыть свой голос по-новому и мгновенно менять многие из тех характеристик голоса, о которых вы узнали в первой части урока.

Итак, какие же существуют резонаторы? В разных источниках можно встретить разные варианты классификации резонаторов. Где-то к основным резонаторам относят глотку, трахею, ротовую и носовую полости. Кто-то считает, что существует грудной резонатор и группа головных резонаторов, к которым относятся полости выше голосовых связок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости, придаточные пазухи, теменные кости.

Понятие «грудной резонатор» с точки зрения анатомии несколько условно, однако оно очень удобно для описания локализации ощущений при тренировках голоса, поэтому целесообразно пользоваться именно таким условным термином. Ввиду того, что наш курс ориентирован на развитие практических навыков, мы воспользуемся наиболее внятной и удобной системой, которая делит все природные усилители голоса на четыре основных составляющих элемента, с которыми можно предметно работать.

Резонаторы, которыми можно управлять для звукоизвлечения:

  1. Грудной резонатор.
  2. Ротовой резонатор.
  3. Носовой резонатор.
  4. Головной резонатор.

Так или иначе, резонансные полости представляют собой замкнутые пространства, содержащие воздух, который способен резонировать, т.е. вибрировать при попадании звуковой волны. Другими словами, резонирует воздух, содержащийся в полостях, а не полости как таковые. Ввиду того, что мы можем изменять форму и объем полости, мы можем менять форму и объем резонатора и, соответственно, силу резонирования и звук, который получается при этом.

Что значит менять форму и объем полостей? Мы можем, к примеру, расширить нижнюю часть легких и увеличить объем грудного резонатора. Мы можем шире открыть рот (тренируемся с упражнением на 2 пальца во рту!) и увеличить объем ротового резонатора. Кроме того, сделав улыбку-оскал и изменив форму ротового резонатора, мы можем отправить более мощный поток воздуха вверх в голову и таким образом изменить звучание головного резонатора.

Все резонаторы взаимосвязаны, способны взаимодействовать и взаимно влиять друг на друга. Мало кто в повседневной жизни использует полностью возможности всех резонаторов. Обычно более всего работает какой-то один, максимум два резонатора.

Какой резонатор преимущественно работает у вас:

  1. Если у человека голос низкий и глухой, это значит, что у него задействован преимущественно грудной резонатор.
  2. Если у человека голос слишком высокий, писклявый и/или полудетский, это означает доминирование головного резонатора.
  3. Если у человека хорошо слышимый голос и внятная речь, у него активно задействован ротовой резонатор плюс головной или грудной и, возможно, носовой.
  4. Если голос гнусавый, человека обычно так и описывают, что он «говорит в нос». Это преобладание носового резонатора.

Кстати, гнусавый голос и избыток «носа» в голосе только для непросвещенного человека является проблемой и неудобством. Знающие люди в курсе, что развитый носовой резонатор – это путь к соединению всех резонаторов и, соответственно, яркому красивому голосу. Больше о носовом резонаторе вы узнаете, если прочитаете статью итальянского хирурга, отоларинголога и фониатра Франко Фусси La voce nel naso («Голос в носу») [F. Fussi, 2017]. А мы пока разберемся, зачем нам соединять резонаторы.

Что дает соединение резонаторов:

1объемное и мощное звучание голоса;
2отличную слышимость в аудитории любого размера;
3возможность перенастраивать голос по ходу выступления;
4возможность по желанию делать голос выше, ниже, звонче, интимнее, мягче, нежнее и т.д.;
5больше возможностей для интонирования и выразительности речи;
6больше возможностей для обогащения индивидуального тембра;
7возможность сгладить переходные ноты (для певцов).

Другими словами, соединение резонаторов дает возможность максимально использовать функционал каждого резонатора и добиться так называемого синергетического эффекта, когда взаимодействующие резонаторы усиливают действие друг друга. Но для начала нужно поработать над развитием каждого резонатора. Поэтому разберемся, для чего нужен каждый резонатор и как его развить.

Функции резонаторов:

  1. Грудной резонатор – его работа обеспечивает мощное звучание голоса, может помочь сделать голос бархатистым и интимным, он дает доступ к низким нотам и (внимание!) делает более выразительными высокие ноты и позволяет избавиться от писклявости в голосе, как если работает только головной резонатор.
  2. Головной резонатор – его работа придает голосу полетность, звонкость, легкость, он обеспечивает доступ к высоким нотам.
  3. Ротовой резонатор – обеспечивает более открытое, громкое звучание голоса, способствует снятию зажимов горла, помогает говорить более свободно.
  4. Носовой резонатор – соединяет все резонаторы, придает четкость и ясность звучанию каждого резонатора и голоса в целом.

Кроме того, носовой резонатор абсолютно необходим для тех, кто хотел бы освоить эстрадно-джазовый вокал или научиться петь рок. Забегая вперед, скажем, что именно с помощью носового резонатора идет работа над освоением вокальной техники микст, которая обеспечивает яркое и качественное совместное звучание грудного и головного резонаторов. Как же работать над развитием резонаторов? Специально для вас – самая элементарная диагностика, позволяющая ощутить работу каждого из резонаторов.

Как почувствовать и развить работу резонаторов:

  1. Чтобы почувствовать работу грудного резонатора, можно положить руку на грудь, поставить голос на опору и произнести нечто среднее между «гэ» и «хэ» (похоже на букву «г» в украинском языке). Именно таким образом и можно развить грудной резонатор: повторять этот звук ниже и ниже. Контролировать процесс можно с помощью Pano Tuner.
  2. Чтобы почувствовать работу головного резонатора, нужно издать звуки «и-и-и», «у-у-у», «и-й-у-у-у», «ву-у-у» (по очереди или на выбор). В этом случае ощутите вибрацию над и между бровями, в области лба и, возможно, затылка. Для полноты ощущений можно сдвинуть брови. На любом из этих звуков можно развить головной резонатор, если исполнять его связно, плавно, без пауз (легато) сверху вниз, т.е. от высоких нот к низким.
  3. Чтобы почувствовать работу ротового резонатора, нужно просто шире открыть рот и сказать «а-а» так, чтобы ощутить звук в районе зубов и твердого неба. Не забывайте про вдох и опору для голоса!
  4. Чтобы почувствовать работу носового резонатора, нужно произнести звук «н-н» или «м-м» так, будто мы хотим помычать или поныть. Рот должен быть чуть-чуть приоткрыт (можно добавить легкую улыбку), а вы должны ощутить вибрацию в районе носовых пазух и верхней губы. Возможно, вам захочется чихнуть.

Не пытайтесь произносить буквы громко, резко, не напрягайте голосовые связки. Не забывайте про вдох, контролируйте, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.

После того как вы ощутите работу каждого резонатора, поработаете над их развитием и уверенным звучанием с помощью предложенных упражнений, можно перейти к соединению резонаторов. Все необходимые для этого буквы мы уже отработали по отдельности, а сейчас нужно будет потренироваться произносить их вместе.

Например, научить красиво звучать вместе головной и носовой резонатор можно при помощи звука «ги-и-и». Произносим протяжно, без пауз, сверху вниз (от высоких нот к низким). Не забываем про вдох, контролируем, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.

Головной и ротовой резонатор можно соединить при помощи звука «и-йа-а», что-то вроде протяжного «я», только с более выраженным «и». Также произносим протяжно, без пауз, сверху вниз (от высоких нот к низким). И не забываем про вдох, контролируем, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.

А чтобы зазвучал головной, носовой и ротовой резонаторы, нужно соединить оба упражнения и произнести «ги-и-йа-а-а». Также произносим протяжно, без пауз, сверху вниз (от высоких нот к низким). И также не забываем про вдох, контролируем, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.

И, наконец, чтобы соединить грудной и ротовой резонаторы, вам нужно… просто посмеяться, но сделать это ярко и убедительно: «ха-ха-ха». Тут все логично: буква «х» нужна для грудного резонатора, буква «а» для ротового, следовательно, их соединение способствует соединению резонаторов.

Так вы последовательно отработаете все необходимые соединения (голова-нос, голова-нос-рот, рот-грудь) и улучшите звучание своего голоса по всему диапазону. И помните, что каждый последующий шаг в работе над основными свойствами и характеристиками голоса – это не повод забыть то, что вы выучили накануне на предыдущем этапе. Поставленное дыхание и опора для голоса должны быть всегда, четкая дикция и адекватная артикуляция – тоже.

К слову, если вы досмотрели урок №3 от Полины Гагариной до конца, вы уже знаете, что раскрытию резонаторов способствуют природные звуки – плач и стон. А если вы хотите поработать над резонаторами под музыку, посмотрите следующий урок. Там же будут более сложные упражнения на постановку дыхания:

В качестве дополнительной литературы можем рекомендовать книгу «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» [Е. Шестакова, 2013]. Там многие нюансы рассмотрены более подробно и, возможно, вы сможете почерпнуть для себя что-то полезное.

Подведем итоги урока. Сегодня вы подробно узнали об основных свойствах и характеристиках голоса: сила, высота, тембр, полетность, подвижность, тон, темп и благозвучность. А также о том, что улучшить эти характеристики можно, если поставить дыхание, найти опору для голоса, отработать дикцию, артикуляцию и научиться в полной мере пользоваться всеми резонаторами.

Мы желаем вам успехов в работе над курсом и предлагаем пройти тест на усвоение материала урока.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]