Фонематическое восприятие – это как дверь, открывающая в развитии ребенка речевой поток. Названный вид восприятия обеспечивает формирование способности понимать речь на слух. Он же отвечает за постепенное превращение детского лепета в осмысленные слова и предложения. Развитие фонематического восприятия у дошкольников зависит от особенностей других познавательных процессов. Так, дети с цепким вниманием быстрее начинают распознавать речевые звуки. Этот процесс у них сопровождается большей точностью, что способствует становлению фонематического слуха.
Фонематический слух и фонематическое восприятие
Под фонематическим восприятием понимают процесс распознавания звуков речи. Это самый высокий уровень слухового восприятия, позволяющий дифференцировать фонемы (звуковые сочетания в речи).
С чисто физиологической точки зрения, процесс, нацеленный на восприятие речи, производит анализ и синтез звуковой структуры слова. Специальные приборы фиксируют эти молниеносно сменяющие друг друга сенсорные и мыслительные операции. Но при обычном наблюдении без всяких приборов кажется, что понимание речи строится не на анализе ее фонематического состава, а на основе общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы.
Процесс опознавания слышимых звуковых сочетаний лежит и в основе фонематического слуха. Поэтому ученые достаточно долго и пристально уделяли внимание вопросу, различаются ли понятия «фонематическое восприятие» и «фонематический слух». В конце концов, в подавляющем большинстве согласились с тождественностью данных понятий.
Поскольку нет четкого различения этих двух терминов, мы также будем свободно использовать их в качестве взаимозаменяемых понятий. Определяющим является то, что и фонематический слух, и восприятие нацелены на распознавание фонем и выделение звуковой структуры слов.
Статья:
Частым нарушением речи у детей выступает фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Это целый комплекс фонетико-фонематических нарушений, включающий нарушения:
— фонематического слуха;
— фонематического анализа;
— фонематического синтеза;
— фонематического восприятия;
— фонематических представлений;
Фонетико-фонематическое недоразвитие является базой для возникновения дисграфии и дислексии – стойкого отставания в умении писать и читать.
Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слухпомогает отличать одни речевые звуки от других (ж-ш), (б-п), (з-с), различать на слух слоги и слова, отличающиеся только одним звуком (са-ся) (жи-ши), благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком-бочка-почка-удочка-уточка-крыса-крыша.
Развитие фонематического слуха происходит очень рано и опережает в своем развитии экспрессивную речь ребенка, т.е. вначале формируется фонематический слух, а на его базе формируется само говорение.
При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок «не слышит» окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да), сложно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком в названиях (мишка-мышка, бочка-почка).
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко при обучении письму и чтению.
Фонематический анализ и синтез — умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, четко представлять себе его звуковую структуру. Под фонематическим анализом понимаются умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.
Cамая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется у детей лишь в процессе специального обучения грамоте. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется:
При письмев искажениях структуры слова и предложения. Особенно распространенными при этом будут искажения звуко-буквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат», школа – «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановки букв (тропа – «торпа», окно – «коно»); добавление букв (таскали – «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – «кота», стакан – «катан»).
При чтениив специфических ошибках:
пропуски согласных звуков при стечении (марка – «мака», бочка – «бока»),
вставки гласных между согласными при их стечении (пасла –«пасала», девочка – «девочека»),
перестановки звуков (утка – «тука», крупа – «курпа»)
пропуски и вставки звуков при отсутствии стечения согласных в слове (молоко – «молко», малина – «маалина»).
Для правильного овладения процессами письма и чтения очень важна сформированностьфонематического анализа.
Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. Под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
Ребенок, владеющий синтезом звуков в слово, должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а?» (звуки произносятся по одному, с паузами между ними).
Пропуски и перестановки букв, добавление лишних букв при письме зачастую являются свидетельством несформированности фонематического синтеза. Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет на должном уровне овладеть письмом.
Фонематическое восприятие — специальные умственные действия пи дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.
Обычно дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже должен быть сформирован высокий уровень развития фонематического восприятия. У них должны правильно формироваться тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Дети с хорошим фонематическим восприятием говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. При этом, у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) — леса (мн. число слова «лес»).
В целом нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Применение специальных методик по развитию фонематических процессов приводит к тому, что дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Фонематические представления — это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших восприятий этих слов.
Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука. Во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мысленных представлений о звуках — ведь в это время он не имеет возможности воспринимать эти звуки на слух.
Недоразвитие фонематических представлений приводит к трудностям в овладении процессом чтения и письма, специфическим стойким ошибкам при чтении и письме, и, следовательно, к неуспеваемости в школе, ряду поведенческих и психологических проблем.
Сформировать соответствующие фонематические представления можно только с помощью специальных коррекционных методик.
Не только у детей с ФФН наблюдается недоразвитие фонематического слуха и восприятия, но и у детей с ОНР I-IV уровня, при дизартрии, дислалии, алалии, дисграфии, дислексии.
Следует отметить, что фонематическое восприятие в процессе онтогенеза происходит определенные стадии:
Полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая;
Становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребёнок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются;
Ребёнок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится искаженное, неправильно произнесённое слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового.
Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация ещё нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.
Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребёнка правильны. Признак перехода – различение правильного и неправильного произношения.
В своей работе с детьми я применяю специальные упражнения для формирования фонематического слуха и фонематического восприятия.
В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы:
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Примерные игры и упражнения, которые я использую в работе:
Например, при работе над узнаванием неречевых звуков я использую компьютерную методику «Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет (Акименко В.М.)» для развития слухового внимания, различения неречевых звуков (игра «Что звучит?»), также использую различные игрушки и предметы для игры «Отгадай, что звучит» (для игры используются предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, барабан, бумага, дудка, ключи и т.п.)
Игра «Какое слово отличается?»
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных: канава—канава—какао—канава, ком—ком—кот—ком, утёнок—утёнок—утёнок—котёнок, будка—буква—будка—будка, винт—винт—бинт—винт, минута—монета—минута—минута буфет—букет—буфет—буфет, билет—балет—балет—балет, дудка—будка—будка—будка.
Упражнение «Назови первый звук в словах» (А, О, И, У).
Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.
Упражнение «Назови последний звук в словах» (А, О, И, У, Ы).
Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.
Упражнение «Назови все звуки по порядку»
Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.
При автоматизации звуков я всегда включаю задания на определение положения звука в слове (в начале, в середине, в конце). Особенно дети любят игру с поездом (1 вагон — звук «спрятался» в начале слова, 2 вагон — в середине слова, 3 вагон — в конце слова).
На многих занятиях мы с детьми придумываем слова с заданными звуками: в начале, в середине, в конце слова.
Если ребенок безошибочно выполняет все задания на всех этапах, усваивает понятия «звук, слог, слово», то мы переходим к наиболее сложным заданиям, например, к составлению схем слов. Ребенок учится давать характеристику звукам (гласные, согласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие) и рисовать схемы слов.
Таким образом, мы видим, что фонематические процессы формируются у ребенка постепенно. Фонематический слух является базовым звеном речевой деятельности и его необходимо развивать.
Список литературы:
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2005.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.
Формирование фонематического восприятия у дошкольников
Фонематическое восприятие является основой сенсорной речи. Это значит, что ребенок устанавливает связь между предметом или действием и словом, их обозначающим. Как только малыш начинает по словесному побуждению взрослого выбирать нужный предмет или выполнять действие, это символизирует о первых этапах формирования фонематического слуха.
При своевременном развитии ребенка фонематический слух в 2 года уже сформирован. Малыш верно воспринимает все звуки родного языка, хотя мало какие из них произносит. Но это иное поле развития – для произношения важно развитие артикуляционного аппарата, что происходит позднее, к середине дошкольного возраста.
Младший дошкольник продолжает уточнять и тренировать артикуляцию и правильное произношение. Эти тренировки проходят в естественных условиях изо дня в день. В старшем дошкольном возрасте фонематическое развитие должно полностью завершиться, и еще до школы ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков.
Дошкольники интуитивно воспринимают и пытаются использовать сложные грамматические формы. Получается у них не всегда. Поэтому так часто из детских уст вылетают оригинальные слова: лепесин, питичка, камейка, посопеть (посмотреть)…
Рекомендуем ознакомиться:
- Как научить ребенка выговаривать букву р.
- Логопедические упражнения на звук л.
Признаки своевременного формирования фонематического слуха
Уже в 3 года ребенок четко демонстрирует сложный процесс слушания, который включает внимание к речи, умение сосредоточиться на звуковой стороне сообщения и понимание содержания того, что ему говорят.
Родители должны обеспокоиться, если их ребенок на 4-ом году жизни не воспринимает их словесные обращения ни с первого, ни со второго раза. Если так бывает иногда, то поводов для беспокойства нет. Но если каждый раз дошкольнику нужно несколько раз повторять одно и то же, возможно, он нуждается в коррекции фонематического восприятия.
Обратите внимание, как дети по-своему произносят сложное слово, а после того, как вы поправляете и произносите выразительно, стараются повторить вновь. К досаде ребенка, одна попытка редко меняет дело. Однако подобные ситуации свидетельствуют о развитии фонематического восприятия. Ребенок слышит от взрослых норму произношения, различает неточность своего воспроизведения, тренируется в извлечении трудных звуков и произношении коварных для него слов.
С развитием фонематического слуха проявляется избирательное отношение к звучанию речи. Дети начинают контролировать речь других. И очень не любят, когда взрослые коверкают слова, подстраиваясь под детский говор.
Фонематическое восприятие является фундаментом, на котором выстраивается звуковая культуры речи. В свою очередь, звуковая культура является важным элементом речевой готовности к обучению в школе и непременным условием развития человека в любом возрасте.
Что такое фонетический слух
Всем, кто хотя бы раз посещал логопеда или выполнял с ребенком логопедические задания, знакомо это понятие, специалисты постоянно его употребляют. Скорее всего, вы уже слышали о его важности для речевого развития. Что же оно означает и почему влияет на то, как именно говорит ваш малыш? Специалисты считают, что фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков. Это умение представляет собой навыки:
- узнавания;
- сравнения;
- повторения элементов, из которых состоят слова.
Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.
У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух — реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие окружающего мира звуков.
Следующей появляется способность не только выделять фонемы языка, но также воспроизводить их. Это явление можно сравнить с ручной настройкой радиоприемника или рации. В море шумов речевой слух помогает улавливать слова и постепенно понимать, слыша их отчетливо. Похожий процесс происходит у каждого ребенка, он постепенно «настраивается» на речь взрослых, улавливая ее все лучше и точнее. (Конечно, у слабослышащих детей этот процесс идет намного хуже.)
Если этого не происходит, то значит имеет место нарушенный фонематический слух и фонематической восприятие ребенка. Именно они влияют на то, насколько точно ваш сын или дочка способен повторить то или иное слово. Звуки по отдельности могут звучать идеально, а вот вместе – «не дружить». Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» – «зигизин», вместо «трамвай» – «транвай» и т. п.
Для малыша такое положение вещей — возрастная норма, но если подобные особенности сохраняются после двух лет, то следует обратиться за помощью к логопеду, поскорее начать занятия.
Ребенок с такими проблемами не только сам затрудняется в выражении своих мыслей, его сложно понять другим. Он существенно отстает от сверстников, речевое недоразвитие затрудняет его общение с ними. В более старшем возрасте, если не принять меры по исправлению нарушений речевого слуха, школьник будет допускать много ошибок при письме, хуже учиться.
Задача родителей состоит в том, чтобы как можно раньше заметить наличие подобных особенностей у своего ребенка, принять необходимые меры.
Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия. Эти два понятия часто встречаются в связке, поэтому стоит подробнее остановиться на второй составляющей этой пары.