В настоящее время имеется множество классификаций певческих голосов. При некоторых определяют только силу голоса. Это означает, как громко певец может исполнять произведения. А другие — насколько его голосовые связки подвижны.
Но в большинстве случаев учитывается все-таки диапазон исполнителя и пол. Женские и мужские голоса делятся на свои определенные подразделения.
Женские голоса бывают: сопрано, то есть самый высокий, меццо-сопрано — средний, контральто — низкий. Мужские голоса: тенор — это самый высокий, баритон — средний, бас — низкий. Но есть и множество певцов мужчин, которые имеют женские диапазоны голоса. Каждый из них звучит по-особому удивительно.
Предлагаем вашему вниманию список из 10 самых высоких женских и мужских голосов в мире: неповторимый тембр и взятие любых нот.
Анна Нетребко
Известная всему миру Анна Нетребко — оперная певица, народная артистка Российской Федерации. Девушка много раз была удостоена получения премий.
Родилась Анна в Краснодаре в семье простых людей. Отец — геолог, а мать — инженер. С самого раннего возраста девочка начала заниматься музыкой и пением. Стоит отметить, что изначально она была солисткой хора «Кубанская пионерия».
После победы в конкурсе Глинки, ее пригласили в театр, где она стала активно заниматься. В начале своей карьеры, Анна имела лирико-колоратурное сопрано, но постепенно, ее голос эволюционировал, и девушка добилась лирико-драматического сопрано.
Началась карьера Анны Нетребко после одного прослушивания, где проходили пробы на музыкальный спектакль «Свадьба Фигаро». Сценарист был настолько поражен голосом девушки, что сразу же предложил ей роль. С 1994 года она активно выступала на сцене.
Известные певцы
Популярным американским тенором является Ричард Крофт. Он обладает лирическим, а точнее, моцартовским тенором. Немного уступает ему по голосовому диапазону итальянец Алессандро Сафина.
Но самыми известными обладателями высоких голосов считаются испанцы Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и итальянец Лучано Паваротти, которые составляли легендарное оперное трио «Три тенора». В таком составе певцы гастролировали по миру с концертами с 1990 по 2003 год.
Обладатели тенора встречаются и в эстрадном искусстве. Среди таких известные всем Честер Беннингтон из группы Linkin Park, Адам Левин из Maroon 5, Майкл Джексон, Адам Ламберт, Билли Оушен, Райан Теддер из One Republic и многие другие. Разумеется, их вокальный диапазон значительно уступает оперным певцам из трио «Три тенора». Разве что «золотой голос России» – Николай Басков – может сравниться с ними, так как певец пришел на эстраду из оперы, а потому имеет не просто шикарные вокальные данные, но и несколько лет совершенствования их для оперных партий за плечами.
Светлана Феодулова
Светлана Феодулова — одна из известных певиц и актрис нашего времени. Эта девушка довольно уникальна в своем роде. Она исполняет произведения в четвертой октаве. В природе такое встречается довольно редко.
Будучи подростком, голос сильно ломался, и многие педагоги посчитали девушку не пригодной для пения и занятия музыкой. Но Света не сдалась, а продолжала свой музыкальный путь. Она верила, что все получится. Именно так она стала обладательницей высокого голоса.
Стоит отметить, что в 2010 году, Светлана попала в Книгу рекордов Гиннесса. Слава к ней пришла после того, как она приняла участие в одном известном проекте «Голос 2».
Вокальные данные Светланы Феодуловой оценили не только у нас в России, но и за рубежом. В настоящее время она активно строит свою карьеру оперной певицы.
Женские певческие голоса
Самым высоким из женских голосов и голосов в общем является сопрано. Его вокальный диапазон — от первой до третьей октавы, от ноты С4 до А5 (в хоровом пении) или до С6 (в оперном пении). Согласно русской музыкальной традиции, сопрано подразделяется на:
— драматическое (мощный голос с богатым средним регистром); — лирико-драматическое (промежуточный вид голоса); — лирическое (голос с мягким тембром, лучше всего удаются ноты второй октавы); — лирико-колоратурное (выделяются ноты головного звучания); — колоратурное (самый высокий голос, способный исполнять скачки, арпеджио, гаммообразные пассажи и т. п.).
К классическим оперным партиям сопрано относятся партия Изольды в опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, Клеопатры из «Юлия Цезаря в Египте» Г. Ф. Генделя, Людмилы из «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, Татьяны из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского.
Статья по теме
Главное — практика. 5 шагов к красивому голосу Следующий по высоте женский голос — меццо-сопрано. Его рабочий диапазон находится в пределах А3—А5. Этот голос отличается насыщенностью и полнотой звучания в «середине», а также мягкостью и объемностью звучания грудных нот. В русской музыкальной традиции тембр меццо-сопрано ощутимо отличается от центральных и высоких сопрано, для него характерен насыщенный, глубокий звук, немного тяжеловесный. В свою очередь, меццо-сопрано также подразделяется на драматическое, лирическое и колоратурное. Классическими примерами партий меццо-сопрано являются партия Золушки из одноименной оперы
Дж. Россини, Кармен из одноименной оперы Ж. Бизе, Маргариты из «Осуждения Фауста» Г. Берлиоза, Марины Мнишек из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского.
Контральто — самый низкий из женских певческих голосов, обладающий широким диапазоном грудного регистра. Вокальный диапазон контральто — F3/G3—F5/G5. Этот голос отличается густыми, насыщенными нотами во второй октаве. В отличие от меццо-сопрано и сопрано, контральто может озвучивать все ноты малой октавы. Лучше всего обладательницам контральто удается исполнять низкие ноты. В опере для контральто композиторы часто писали партии молодых юношей. К оперным примерам контральто относят партию Вани из «Ивана Сусанина» М. И. Глинки, Ольги из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, Орфея из «Орфея и Эвридики» К. В. Глюка.
Анна Герман
Практически каждый человек знает Анну Герман. Певиц имела польские корни. Она спокойно могла исполнять произведения на разных языках. Много раз остановилась лауреатом международных фестивалей.
Впервые вокальная карьера девушки началась в 1960 году. Тогда она оказалась на сцене студенческого театра, куда ее пригласил руководитель данного проекта.
Для Анны многие композиторы писали свои песни. Такими известными личностями были Евгений Птичкин, Александра Пахмутова, Владимир Шаинский и многие другие.
Многие говорили, что у Анны — «ангельский» голос. От природы она имела сопрано, но с прозрачным, необычным тембром. Ее манера исполнять произведения производила впечатление, будто нет ограничения по голосовому регистру.
Классификация
Существует классификация данного голоса, которая подразумевает деление тенора по его тембру и диапазону. В этом отношении принято различать:
- лирический;
- драматический;
- баритональный тенор;
- контр-тенор;
- альтино-тенор.
Давайте разберемся с каждым типом названного мужского голоса отдельно.
Галина Вишневская
Галина Вишневская — это советская оперная певица, имеющая голос сопрано. Народная артистка СССР, а также педагог и режиссер театра.
Галина обладала одним из редчайших сочетаний голоса, красоты и прекрасного яркого характера. Вся ее жизнь — это поступки. Уже с самой юности, она активно трудилась на сцене. Людям Вишневская подарила много радости и невероятных эмоций. Ее голос узнавали повсюду. В ней прекрасно сочеталось все.
Очень долгое время Галина преподавала вокал. Она старалась вложить всю душу в своих учеников. До конца жизни ее благодарили за это.
Бас
Низкий, глубокий, сильный, завораживающий голос. Диапазон может колебаться от ми-фа большой октавы до фа-диез первой октавы. Басы различают как во высоте, так и по тембру. Есть высокий бас-кантанто, а самый низкий бас — профундо, его могут использовать в хорах даже до контроктавы. По тембру наряду с глубоким басом-профундо выделяют также комический бас, бас-буффо.
Статья по теме
Федор Шаляпин: малоизвестные факты и вехи творчества Самый знаменитый бас в мире —
Фёдор Шаляпин. Широко прославился и Евгений Нестеренко, который, к сожалению, сейчас не поёт на сцене.
Бас — голос крайне выразительный и богатый, к сожалению, певцов, как и партий, не так много. Для баса написаны партия Бартоло в «Севильском цирюльнике» Россини, Кочубей из «Мазепы» Чайковского, Руслан в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
Ария Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно в исполнении Фёдора Шаляпина
Иван Козловский
Уникальный тенор в мире имел Иван Семенович Козловский. Этот человек пользовался даже уважением у самого Сталина. Многие называли его «человеком-загадкой».
Он прожил довольно долгую жизнь. При своей жизни он увидел множество взлетов и падений. В свои 17 лет Иван пришел в музыкально-драматический институт, где сразу был уверен, что его обязательно возьмут. После прослушивания, много раз участвовал в различных постановках.
В Большом театра он стал одним из самых известных личностей. Мужчина с легкостью мог брать самые высокие ноты без каких-либо усилий. Сам Козловский говорил, что он очень бережно относится к своему голосу, он заботился о нем, как об отдельном существе.
Как управлять тембром и высотой голоса
Итак, как же управлять тембром и высотой голоса? Как вы поняли из вышеприведенных экспериментов и исследований, немного поднять или слегка снизить тональность голоса может практически каждый человек, даже не проходивший специальную подготовку по постановке голоса. Различные факторы психологического свойства тоже могут влиять таким образом, что человек начинает говорить тише или выше.
Коль скоро тональность и тембр голоса, в принципе, поддаются влиянию, почему бы не взять этот факт на вооружение и не пытаться влиять на голос осознанно и осмысленно? И не просто чуть-чуть, а столько, сколько нам нужно для достижения красивого тембра… Идея заманчивая и, что самое главное, полностью реальная для воплощения в разумных пределах!
Что значит «в разумных пределах»? Это значит, что не стоит пытаться загнать голос на ту высоту, на которой он не может звучать полноценно, с участием нужных резонаторов. Если вы захотите получить тонкий и звонкий тембр, но у вас от природы большие и не слишком подвижные голосовые связки, и при этом вы не работали над соединением резонаторов, то взять высокие ноты вы сможете разве что исключительно в головном резонаторе.
Голос, который формируется исключительно «в голове» без участия грудного резонатора, будет или слабым и писклявым, или бездыханным и неразборчивым, или визгливым, а то и просто сорвется.
Если вы захотите говорить низким бархатистым голосом, но у вас от природы металлический тенор, то и нижний диапазон без тренировки соединения резонаторов будет или скрипучим, или сиплым, или вы вообще посадите голос.
Кроме того, чтобы голос (любой!) звучал красиво и убедительно, вам всегда следует помнить о глубоком дыхании со вздохом в нижнюю часть легких. Такое дыхание еще называют диафрагменным или диафрагмальным.
Еще следует помнить о дикции и артикуляции, которые должны быть достаточными, но не должны быть избыточными. Так, если вы почти не открываете рот и не задействуете артикуляционные мышцы, звук будет застревать во рту и полноценного звучания не получится. Если артикуляция избыточна, а вы слишком широко открываете рот там, где это не нужно, звук получится грубым.
Все эти аспекты работы с голосом – постановка дыхания, опора для звука, дикция, артикуляция, соединение резонаторов – мы изучили в уроке 2. Это базовые знания для постановки глосса, которые нам уже неоднократно понадобились и понадобятся в следующих уроках тоже. Поэтому если что-то осталось непонятным, прочитайте и проработайте материал урока 2 еще раз.
В принципе, чтобы умело управлять звуковысотностью собственного голоса, вам нужно запомнить и применять на практике два важных момента:
- Для красивого высокого голоса нужен и головной, и грудной резонаторы. Головной резонатор обеспечивает доступ к высокому звучанию, а грудной резонатор делает высокие ноты более выразительными и позволяет избавиться от писклявости в голосе, как если работает только головной резонатор.
- Для красивого низкого голоса тоже нужна совместная работа всех резонаторов. Грудной резонатор дает доступ к низким нотам, обеспечивает мощное звучание голоса внизу, а резонанс в верхних резонаторах обеспечивает легкость и полетность голоса.
Кроме того, не забывайте, что ротовой резонатор обеспечивает более открытое, громкое звучание голоса, способствует снятию зажимов с горла, помогает говорить более свободно, а носовой резонатор выступает соединительным звеном для всех резонаторов, придает четкость и ясность звучанию каждого резонатора и голоса в целом.
Напомним еще раз, что резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма. Они позволяют сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы сможете раскрыть свой голос по-новому и мгновенно менять многие из тех характеристик голоса, о которых вы узнали в первой части урока.
Поэтому, если хотите расширить диапазон – работайте над резонаторами, и со временем вы сможете звучать выше или ниже, чем сейчас. Более того, при работе над той или иной частью диапазона часто можно наблюдать некоторую симметрию результатов. Если вы работаете над верхними нотами и расширением диапазона вверх, нижние ноты начинают звучать более уверенно и рабочий диапазон расширяется не только вверх, но и чуть-чуть вниз.
И еще один немаловажный аспект. Мы не зря начали практическую часть урока с темы осмысленности и осознанности в работе над тембром. Дело в том, что вы можете планировать не только содержание и структуру речи, паузы и логические ударения, но и все аспекты звукоизвлечения! Вкратце мы затронули этот момент в предыдущих уроках, а сейчас самое время продолжить.
В уме, а затем вслух можно репетировать не только текст будущего сообщения, но также его эмоциональную насыщенность, громкость, высоту, темп. Можно попытаться задать тот или иной тембр и репетировать речь с разными интонациями. Знания анатомии голоса, полученные на нашем курсе, и понимание, как те или иные движения и положения органов звукоизвлечения влияют на ваш голос и вашу речь, помогут вам в этом.
Интересный момент: словарь ассоциаций предлагает около 70 возможных определений к слову «тембр» [Словарь ассоциаций, 2020]. Поэтому если вы затрудняетесь с тем, как можно разнообразить вашу речь, такая подборка ассоциаций вполне может вам помочь.
Кроме того, наработать осмысленный подход к звуковедению, научиться управлять высотой и менять (в пределах разумного!) тембр голоса вам помогут специальные упражнения, котоорые предлагает профессор из Франции Филипп-Николя Мело, обучающий пению профессионалов и любителей.
Упражнения для контроля над тембром и высотой голоса:
1 | Сделайте из ладоней «наушник» и «микрофон»: одну ладошку поднесите к уху, вторую – ко рту, и начинайте читать текст (считать ворон, напевать песню). Так вы услышите свой голос в максимальном приближении к тому, как его слышат окружающие, при этом сохраните мобильность и возможность тут же что-то поменять и попытаться отрегулировать высоту или тембр голоса, если вам что-то не нравится. Это не вместо записи голоса на диктофон и контроля результата. Это в придачу, чтобы иметь возможность быстро уловить взаимосвязь между своими усилиями по голосоведению и результатом. |
2 | Делайте зарядку для лицевых мышц, чтобы снять нагрузку с горла и голосовых связок и максимально задействовать диафрагму и артикуляцию. Произнесите слоги «кью», «икс» один за одним, но на «кью» губы должны округляться, а на «икс» расходиться в широкой улыбке. Повторить 30 раз. Если вы попытаетесь рассказать что-то сразу после этого, то услышите, что речь стала более внятной и свободной. |
3 | Читайте вслух тексты (стихи, рассказы, песни), искусственно растягивая гласные. Можно даже просто пропускать согласные буквы, если это поможет сосредоточиться на гласных. Это поможет сделать речь более мелодичной. К слову, носителям французского языка Филипп-Николя Мело советует именно пропускать согласные и тянуть гласные (напомним, что Филипп-Николя Мело француз). Так что если вы репетируете речь или песню на французском, тяните гласные без согласных. Теперь тот же текст нужно прочитать, чеканя и артикулируя согласные. Так ваша речь станет более внятной. |
4 | Теперь читайте текст с резкой гневной интонацией. Представьте, что этот гнев идет будто бы у вас изнутри. Для контроля ощущений нужно положить руки на солнечное сплетение. Это добавит насыщенности вашему звучанию. Можно репетировать и с другими эмоциями. |
5 | Стоя на полу без обуви, спокойно дышите, надувая воздухом бока и живот. Затем начинайте медленно переносить вес тела с пятки на носок и обратно. Продолжайте раскачиваться уже с закрытыми глазами, сосредоточив внутреннее внимание на стопах. Это для того, чтобы не потерять равновесие. Контролируйте только ступни – так вы научитесь распределять энергию внутри себя, использовать энергию и мышцы тела для лучшего звучания речи. |
Посмотреть, как правильно делать эти упражнения, можно в специально подготовленном видео:
Задать голосу нужный тембр, научиться регулировать его высоту в зависимости от ситуации вам помогут советы Лиллиан Браун, профессора Северо-Восточного университета в Бостоне (США). Свои советы она адресовала англо-говорящим соотечественникам, однако в адаптированном для русскоязычной аудитории виде эти рекомендации полностью приемлемы. Она считает, что независимо от того, какой у человека глосс от рождения, он всегда может улучшить его практикой [L. Brown, 2020].
Советы для улучшения голоса от Лилиан Браун:
- Вдыхать глубоко, задействуя диафрагму.
- Держать ровную осанку, чтобы не сжимать внутренние органы и позволять организму полноценно насыщаться кислородом.
- Равномерно распределять вес на ноги, выпрямляться в полный рост, чуть отведя голову назад. В таком положении можно контролировать речевой аппарат наилучшим образом.
- Понизить свой голос можно, если говорить «прямо из носков», т.е. плотно упираясь пятками в пол. Если при этом держать ровную осанку, диафрагма прогибается сама по себе, давая воздушному потоку больше места.
- Охватывать голосом минимум октаву, т.е. 4 ноты выше и 4 ноты ниже вашей самой удобной средней ноты.
- Представлять визуально то, о чем рассказываете. Это сделает речь более живой и эмоциональной.
- Читать вслух хотя бы 10 минут в день.
- Читать вслух свой текст, с которым вам предстоит выступить публично, и дообрабатывать фрагменты, которые звучат не очень хорошо.
- Артикуляция должна быть четкой, однако стоит избегать манерной артикуляции.
- Говорить спокойно и размеренно, не торопясь. Замедлить речь можно с помощью четкой артикуляции слов.
- Избегать слов-паразитов, длинных необоснованных пауз и междометий в речи.
- Обязательно репетировать произношение сложных и незнакомых вам слов прежде, чем произнести их на публике.
И, конечно, огромное значение тембр голоса и способность петь выше и ниже имеет для вокалистов. В нашем курсе вокалу посвящен отдельный урок, однако начать тренироваться вы можете уже сейчас. Вы помните, что за доступ к высоким нотам отвечает головной резонатор, а низкие ноты мы поем с помощью грудного резонатора. Поэтому стоит дополнительно поработать над грудным и головным резонаторами.
Советы новичкам, как справиться с высокими нотами:
- Пробуйте шире открывать рот. Для новичков это обычно большая проблема ввиду либо отсутствия навыка, либо забывчивости. Поэтому контролируйте ширину открытия рта уже на подходе к высоким нотам. При необходимости еще раз проработайте упражнение из урока 2 на открытие рта на 2 пальца.
- Попробуйте слегка присесть или немного наклониться вперед, когда подходите к высоким нотам, как это делают многие эстрадные исполнители. В уроке, посвященном вокалу, мы остановимся на таком понятии как анкеровка (от английского anchor – якорь), т.е. использование мышц тела для поддержания (якорения) звукового потока. Пока просто запомните, что телом вы можете помочь себе достичь высоких нот.
- Подключите воображение и представьте, что вы поете как бы «в себя», сохраняя опору для голоса и не отдавая воздух наружу. Развейте свой успех и попробуйте как бы «вдохнуть» голос в себя.
- Представьте, что перед вами пламя свечи, и вам нужно спеть так, чтобы не задуть свечу.
- Добавьте в голос мяукающую или плаксивую интонацию. Если вы внимательно и до конца посмотрели видеоурок №3, который дала российская певица Полина Гагарина в рамках благотворительного проекта «Поколение М», вы уже знаете, что раскрытию резонаторов способствуют природные звуки – плач и стон.
Более мужественный плач, а также другие упражнения продемонстрировал в своем видео певец, музыкант, автор блога, посвященного вокалу, Иван Радьков:
К слову, обратите внимание, что, когда вам на видео показывают, как открывать рот, язык у певца лежит ровно, а кончик языка находится у нижних зубов. Не забывайте повторять (и применять!) материал предыдущих уроков на практике. И помните, что каждая новая тема – это совсем не повод забыть то, что вы выучили ранее. Если у вас получились упражнения из предыдущего видео, можете попробовать выполнить более сложные упражнения:
Похожие мысли и, в придачу к этому, советы, как снять зажимы с голоса, можно найти у певицы, блогера и вокального коуча Александры Стройцевой. Обратите внимание, что к своему голосу нужно относиться адекватно и не требовать от него тех высоких нот и тех оттенков тембра, которых в нем пока что нет. И ноты, и оттенки звучания достигаются упорными тренировками и осознанным контролем за своим голосом:
Давно известно, что обладатели низких голосов мечтают заполучить в свое распоряжение высокие ноты, а обладатели высоких голосов почти всегда хотят освоить нижний диапазон. На самом деле, помочь можно и тем, и другим.
Советы новичкам, как справиться с низкими нотами:
- Слегка опустить гортань. Чтобы почувствовать правильное положение, следует положить руку на шею спереди и зевнуть со звуком «а-а». Ладонь почувствует, как гортань уходит вниз. Это и есть искомое положение гортани.
- Сохранять резонанс в носовом и головном резонаторах, что ощущается как резонанс в лицевой части. В уроке, посвященном вокалу, мы расскажем, что такое вокальная маска. Пока запомните, что на низких нотах верхние резонаторы тоже работают, хотя и не так интенсивно, как на высоких.
- Тренироваться петь со слегка опущенной гортанью и карандашом, удерживаемым между зубами. Челюсть не напрягать! Это позволит наработать правильную координацию между гортанью, мышцами лица и челюстью.
- Тренировать работу грудного резонатора, положив руку на грудь и поставив голос на опору. Нужно произносить нечто среднее между «гэ» и «хэ» (похоже на букву «г» в украинском языке). Можно тренироваться на слоге «гэм-ма» или «хэм-ма».
И, конечно, видео на эту тему:
Итак, в этом уроке мы разобрались с такими характеристиками голоса как высота и тембр, и поняли, как влиять на эти характеристики своего голоса. Если формированию красивого голоса и тембра мешает гнусавость, персонально для вас видео, как избавиться от гнусавости в голосе:
Нам остается только закрепить полученные знания с помощью проверочного теста и продолжить работу над прочими характеристиками голоса в следующем уроке.
Има Сумак
Има Сумак — это певица, чей голос поднимался до 4 октав. Родилась девушка в небольшой деревушке. Стоит отметить, что Сумак вовсе не имела никакого музыкального образования, голос был дан ей от природы.
Однажды после одного из выступлений, она очаровала своим голосом всех слушателей. Успех пришел к ней довольно быстро, она с успехом гастролировала во многих городах. Сама Има говорила, что старалась подражать звукам природы, пению птиц в лесу. Ей спокойно удавалось переходить от низких тонов к более высоким.
Баритон
Средний мужской голос, диапазон от ля большой октавы до середины первой октавы. Этот голос сильный, насыщенный, бархатный, может быть более мягким и подвижным, может быть близок к тенору, в таком случае его называют тенор-баритон. Если же баритон более силён на низких нотах, но имеет достаточно свободные верхние ноты, то тогда это скорее бас-баритон. Как и у других голосов, существуют также лирическая и драматическая разновидности этого голоса.
Пожалуй, самый известный баритон мира — Дмитрий Хворостовский, в Москве имеет смысл послушать Василия Ладюка из Новой оперы.
Партий для баритона очень много, композиторы часто доверяют им самых важных героев в произведении. Например, для баритона написаны Дон Жуан Моцарта, Мизгирь в «Снегурочке», Мазепа у Чайковского.
Ария Жоржа Жермона из оперы Дж. Верди «Травиата» в исполнении Василия Ладюка
Лучано Паваротти
Лучано Паваротти мог брать ноты второй октавы. На самом деле, это предельная нота для грудного звучания. Он прекрасно исполнял партии с оригинальными нотами «до» во многих произведениях, при этом делал это блестяще.
На его сольные концерты приходили сотни тысяч людей. Однажды зрители были настолько поражены и покорены голосом Лучано, что занавес пришлось поднимать около 165 раз.
Тенор
Мужской высокий певческий голос. Его диапазон составляет от начала малой до начала второй октавы. Особенно ценится умение исполнять верхние ноты. Если верхи слабые — то вряд ли такой тенор станет знаменитым солистом. Как и женские голоса, как и сопрано, тенора разделяют на лирические и драматические голоса. Есть также тенор альтино, его отличают особенно высокие и звонкие ноты.
Знаменитых и прекрасных теноров очень много. Например, Лучано Паваротти (лирический тенор) или Пласидо Доминго (лирико-драматический тенор).
Партий для теноров написано очень много. Часто главный герой в итальянских операх поёт именно тенором. Герцог в опере Верди «Риголетто», Фауст в одноимённой опере Гуно, из русских: Ленский в «Евгении Онегине», Дон Жуан в «Каменном госте» Даргомыжского.
Песенка Герцога из оперы Дж. Верди «Риголетто». Исполняет Александр Богданов
Рене Флеминг
Рене Флеминг — известная певица из Индианы. Родилась девушка в музыкальной семье. После, отучившись в школе, она брала партии солистки в различных операх и спектаклях. Ее карьера началась еще в 1996 году, после того, как она записала диск с оперой Моцарта. Множество раз принимала участие в фестивалях.
Ее голос — лирическое, нежное сопрано. Зрители поражались столь невероятным звучанием. Стоит отметить, что многие треки из фильма «Властелин Колец» исполняла она лично.
Контратенор
Очень редкий голос. Самый высокий из мужских оперных голосов, диапазоном от начала малой октавы до (иногда) конца второй. Искусство подобного пения возродили в середине XX века. И как правило, певцы-контратеноры исполняют партии, написанные для певцов-кастратов в эпоху барокко (мальчиков подвергали операции кастрации до ломки голоса и полового созревания, в силу чего их голос так и оставался высоким, и они исполняли женские партии в операх, а первоначально в духовных произведениях, в хорах).
Примеры подобных партий можно привести как из барочной оперы, так и из современной, сейчас контратенор становится всё популярнее, хотя ещё и не утрачивает свою экзотичность, потрясающую зрителей. Можно послушать оперу Генделя «Юлий Цезарь», где заглавная партия написана для контратенора, а можно — оперу «Цюрих 1916» Кристофера Баттерфилда, где контратенором поёт В. И. Ленин.
Джорджия Браун
Джорджия Браун — знаменитая певица из Бразилии, которая попала в Книгу Рекордов Гиннеса сразу по двум номинациям. Одну из них она получила — за самую высокую ноту, которую только возможно взять человеческим голосом, а другую — за широкий диапазон. Девушка способна охватить сразу 8 октав, когда обычный человек способен только на 1-2 октавы.
Изначально Джорджия начинала с простых утренников в школе и небольших фестивалей. В 17 лет девушка стала записывать свои собственные песни. В настоящее время, ей 32 года и она имеет 7 альбомов и 17 синглов со своими лучшими произведениями.
Многие отмечают, что голос певицы — это уникальная природная аномалия, которая встречается довольно редко.
Как преподаватель определяет тип вашего голоса?
Если же речь идёт о занятиях с преподавателем, то можно выдвинуть четыре критерия определения типа голоса:
- Во-первых, это тембр, которым называют индивидуальную окраску голоса человека;
- Во-вторых, это диапазон, о котором было сказано выше;
- В третьих, это тональность, в которой человеку легче петь;
- В четвёртых, это тесситура – звуковысотная нагрузка на голос.
Преподаватель в качестве теста может начать играть нижнюю, а затем верхнюю границу диапазона, а также его середину. Задача обучаемого – пытаться повторить ноты. К примеру, он может повторять их напевая звук «м».
Также определить голос можно и по длине голосовых связок. Голос более высокий, если связки короче. У сопрано, к примеру, длина связок находится в районе десяти – двенадцати миллиметров, а у баса – двадцать три – двадцать четыре миллиметра.
Что может повлиять на тембр
Существует несколько факторов, которые могут поменять тембр голоса у человека самопроизвольно. К ним относят:
- пубертатный период (у человека вследствие взросления меняется тон, становясь более сильным, грубым; остановить этот процесс невозможно, звук больше не будет такой, какой бывает он в раннем возрасте);
- простуда, переохлаждение (так при простуде может заболеть горло и появиться кашель, тон в этот период меняется, становится более хриплым, глухим, преобладают при простуде низкие голоса);
- хронический недосып, эмоциональное перенапряжение;
- курение (при длительном курении тембр голоса постепенно становится ниже, грубее);
- хроническое употребление алкоголя (алкоголь раздражает голосовые связки и трансформирует голос в низкий и осипший).
Почти все факторы можно устранить. Именно поэтому лучше отказаться от вредных привычек, стараться избегать стресса и не курить, чтобы сохранить тон речи таким чистым, каким бывает он изначально.
Что такое тембр, от чего он зависит
Чтобы определить эту характеристику голоса у себя, нужно для начала понять в целом, что такое тембр. Под этим термином понимают то, как и насколько окрашен голос в процессе речи или пения, его индивидуальные характеристики, а также теплоту произносимого звука.
Ведущий тон и обертон (конкретный оттенок ведущего тона) определяет звучание голоса в целом. Если обертоны насыщенные (яркие), произносимый звук будет обладать такими же качествами. Взаимодействие тона и соответствующего обертона – исключительно индивидуальная голосовая характеристика, поэтому встретить двух людей с одинаковыми тональностями очень сложно.
Тон вокала или голоса в обычной речи определяется следующими качествами:
- анатомической формой трахеи;
- размером трахеи;
- объемом резонатора (резонатор – полости в организме человека, отвечающие за усиление звука – ротовая и носовая полости, а также горло);
- плотностью смыкания голосовых связок.
Психологическое состояние, как и все эти анатомические характеристики, определяет то, какой голос звучит в данный момент времени. Именно поэтому по тембру можно судить о состоянии человека, а также его самочувствии. Эта характеристика непостоянная – человек может менять свой тон произвольно.
Повлиять на тембр голоса могут также следующие факторы:
- осанка человека;
- скорость произношения слов;
- усталость.
Тональность становится менее четкой, если говорящий устал или проговаривает все слова очень быстро. При искривленной осанке человек также неправильно дышит. От дыхания зависит то, как будет звучать речь, поэтому на тембр голоса осанка не может не повлиять.