Организация логопедической работы в ДОУконсультация по логопедии на тему


Логопедическая служба в ДОУстатья по логопедии по теме

Логопедическая служба в ДОУ.

Прекрасна речь, когда она как ручеек

Бежит среди камней, чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: О! Как же ты красива!

Е.Щукина.

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой даже не в деловой обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение речью — это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависят и социальный статус человека, и профессиональная карьера.

По мнению В. П. Вахтерова, «Человеческая сознательная речь – это синтез разрозненных умений, из которых состоит речь:

-тут и те умения, из которых состоит произнесение звуков, слогов, слов;

-умение поймать ухом каждый звук и каждое слово другого;

-память слов как моторная, так и слуховая;

-понимание того, что говорят другие, и наконец, понимание того, что ребенок говорит сам».(2)

Легко понять какие трудности испытывает ребенок в дальнейшем, если хотя бы одно из умений у него не сформировано.

К сожалению, в последние годы значительно возросло количество детей с нарушениями речи. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, 25% четырехлетних детей страдают серьезными речевыми нарушениями. В середине 70х годов дефект речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз (6.) В целом дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу — до 80% от всех детей.

И происходит это не только из-за ухудшения экологической обстановки, дефицита фтора и йода, патологии беременности, родовых травм, ослабленного здоровья детей, но и за счет педагогической некомпетентности окружающих взрослых.

Речевые нарушения вызывают в дальнейшем различные сбои: в эмоционально — волевой сфере, коммуникативных и психических функциях, навыках общения, соматическом здоровье. Таким детям трудно овладеть учебной программой в школе. Они заранее обречены на неуспеваемость, поскольку несовершенства устной речи имеют свойства закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма. По данным Л.Г.Парамоновой, это 55,5% детей старшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка. Чем раньше начать исправление речи, тем быстрее будет достигнут успех и тем он будет прочнее, так как чем моложе организм, тем легче нервные пути могут быть переведены, переключены. Поэтому борьба с дефектами речи должна начинаться в дошкольном учреждении.

Уже много лет на базе нашего МДОУ функционируют 5 логопедических групп. Сегодня мы оказываем помощь 106 детям при нормативной нагрузке 60 человек. Но количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, на сегодняшний день гораздо больше.

Цель нашего дошкольно-образовательного учреждения:

— обеспечение помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи, в коррекции психо-речевого развития (консультирование, профилактическая и просветительская работа, открытые занятия, совместные занятия);

-охрана и укрепление физического и психического здоровья;

-развитие индивидуальных способностей на основе реализации комплекса мер коррекционно-оздоровительного характера с учетом особенностей психофизического развития и возможностей каждого воспитанника.

Система работы по коррекции и развитию речи детей, посещающих логопедические группы, строится на основе учета индивидуальных психологических особенностей ребенка, а коррекция воздействия направлена, прежде всего, на источники и причины отклонений в развитии. Деятельность логопедической группы предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного. Такая работа проводится поэтапно и начинается с подготовительного этапа, который включает в себя развитие психической базы речи: слухового, зрительного, тактильного восприятия, зрительной и слуховой памяти, мышления, мелкой моторики. В этот же период проводится курс массажа языка и лица.

Основной этап включает 5 разделов: фонетический, фонематический, лексический, грамматический, связной речи.

На заключительном этапе проводится повторная диагностика.

Такая последовательная систематическая работа создает благоприятные условия для нормального речевого развития.

Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию, не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса.

Ключевые позиции в коррекционной работе принадлежат логопеду, который выполняет диагностическую, профилактическую, коррекционно-педагогическую, организационно-методическую, консультативную, координирующую, контрольно-оценочную функции. Но на протяжении всего дня пребывания ребенка-логопата в детском саду работают над коррекцией и развитием речи совместно все педагоги и специалисты. Центральная фигура единого коррекционного процесса — ребенок.

В ДОУ установлен «Единый логопедический режим» — строго очерченный круг требований к общей речевой культуре, устной речи детей и взрослых.

Требования логопедического режима:

-правильная, выразительная речь всех членов педагогического коллектива;

-знание педагогом речевых возможностей ребенка в конкретный период;

-всем педагогам необходимо добиваться от детей правильного произношения новых слов и терминов;

-каждый педагог обязан всегда и везде обязательно исправлять ошибки в речи детей;

-в присутствии детей не высказывать сомнения по поводу реальности исправления его речи. Внушать веру в успех;

-требовать от детей, чтобы они говорили так, как учит учитель-логопед;

-каждый сдвиг в улучшении речи ребенка поощрять;

-следить за посещением занятий;

-добиваться полных развернутых ответов на вопросы.

Выполнение речевого режима, на наш взгляд, способствует эффективности коррекционной работы, предотвращает возникновение некоторых речевых недостатков.

Взаимосвязь в работе всех педагогов позволяет значительно быстрее исправить речевые недостатки: автоматизировать звуки, формировать лексико-грамматические конструкции, накапливать словарный запас и помогать развитию связной речи.

Основными формами организации логопедического воздействия являются:

-образовательные занятия с воспитателями, преподавателями ИЗО и экологии, физкультуры в форме групповых занятий;

-коррекционные занятия с учителем-логопедом в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий;

— индивидуальные занятия по коррекции интеллектуального и психического развития детей с педагогом-психологом.

Система коррекционно-педагогической деятельности насыщена мероприятиями, способствующими выработке единых требований к ребенку медицинского, педагогического характера, с целью своевременной коррекции сенсомоторных, моторных, речевых отклонений, профилактики школьной неуспешности (предупреждение дисграфии и дислексии), социальной дезадаптации и представляет триединство приоритетных направлений: здоровьесберегающего, коррекционного, интеллектуально-познавательного.

Важную роль в развитии ребенка с речевым нарушением играет окружающее пространство. Л.С.Выгодский писал: «Следя за больными детьми, в конечном счете, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…(3 с. 320)

Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребенка, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.

При построении развивающей среды в логопедических группах детского сада мы опирались на ряд принципов организации пространства в группе. Это, прежде всего сочетание привычных и неординарных элементов; открытость-закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности-динамичности, которые позволяют сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии с желаниями и настроением.

Для выполнения доступных по сложности и объему заданий детям предлагается достаточно большое и разнообразное количество наглядного материала, который служит «строительным» материалом для их умственного роста.

Организованная таким образом коррекционно-развивающая среда позволяет нам вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями, а так же поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии.

Практическая значимость такой работы состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

Одним из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта является работа с родителями. В своей работе мы используем разнообразные формы взаимодействия логопеда и родителей:

1.

2.

3.

Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему школьному обучению.

Педагоги МДОУ работают, так же, в тесном сотрудничестве с районным методическим кабинетом, районной медико-психолого-педагогической комиссией, районным методическим объединением логопедов, учителями начального звена МОУ СОШ №1, МОУ СОШ №2.

Совершенствовать коррекционно-педагогический процесс и распространять передовой педагогический опыт помогает многолетняя совместная работа МДОУ и кафедры специальной психологии и педагогики института развития образования Сахалинской области.

Организованный таким образом педагогический процесс позволяет нам сформировать у выпускников ДОУ:

-коммуникативные речевые функции, навыки анализа проблемных ситуаций;

-обогащенный чувственный опыт; развитые социально значимые мотивы поведения;

-приемы и навыки, значимые для его безопасной жизнедеятельности;

-высокий уровень культурного поведения;

-все предпосылки для начала систематического школьного обучения;

-интеллектуально-волевые качества;

-психические процессы;

-личностные качества: креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Используемая и рекомендуемая литература:

1.Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ.

Ж.-Логопед.-2004-№6

2.Вахтеров. В.П. Расстройства речи у детей и подростков под общей редакцией С.С.Ляпидевского Москва, 1969г.

3.Выгодский Л.С. Педагогическая психология Москва,1991г (с.320)

4.Кочергина О.В. Планирование логопедической работы в ДОУ. Ж.-Логопед.-2004-№6.

5.Овчинникова Т.В. Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей.

Ж.-Логопед.-2008-№3.

6.Самойлова И.М. Организация работы логопеда с детьми 1-3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта. Ж.-Логопед.-2005-№2.

7.Соколова Е.В., Балашова Н.Ф. Построение развивающего пространства в специализированных группах детского сада. Ж.-Логопед.-2008-№6.

8.Стяпина Л.Н., Рогова Е.А. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей. Ж.-Логопед-2009-№1.

Особенности работы учителя-логопеда в ДОО комбинированного вида.

Анна Власова

Особенности работы учителя-логопеда в ДОО комбинированного вида.

По данным разных исследователей, количество дошкольников с нарушениями речи растет и, тем значительнее и актуальнее становится роль логопеда в дошкольном учреждении.

Я работаю учителем-логопедом с детьми общеразвивающих групп с 2010 г. За это время мной накоплен положительный опыт по коррекции речевых нарушений. Для коррекционных занятий с дошкольниками в ДОУ имеется логопедический кабинет, в котором провожу коррекционные занятия, индивидуальную работу по постановке звуков, консультирую родителей.В течение года дополняю и оформляю необходимый наглядный материал: картинки, карточки, схемы, дидактические игры, пособия для развития мышления, мелкой моторики, мнемотаблицы, коллажи и др.

В своей работе я опираюсь на нормативно-правовую документацию и программы, регламентирующие деятельность учителя-логопедалогопедического пункта в ДОО:

Использую программы:

• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Коррекция нарушения речи»

. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи (2008)
;

• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида» (2003)

.

• Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Кроме того, руководствуюсь Сан ПиН 2.4.1.2660-10, должностной инструкцией учителя-логопеда, инструкцией по охране труда.

Основными задачами моей работы являются:

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей)

обучающихся.

Мной составлена рабочая программа «Коррекция речевых нарушений у детей в общеразвивающих группах»

. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи.

Итогом реализации программы считаю формирование у детей с речевой патологией коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития, что является основой дальнейшего успешного обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Коррекционно-воспитательная работа с ФН, ФФН и ОНР IV (у. р. р.)

строится с учетом
особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей на (с ФН, ФФН и ОНР IV (у. р. р., обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Мной выделены основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми:

1. формирование полноценных произносительных навыков;

2. развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза

3. развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

4. обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

5. воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

6. развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

7. формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Эффективность коррекционной работы в детском саду определяется рациональным и правильным планированием и организацией работы с детьми, родителями, педагогами, специалистами ДОУ. Поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности уделяю оформлению и ведению документации.

В первую очередь логопедическая помощь оказывается детям подготовительной и старшей групп детского сада. В сентябре мною проводится мониторинг речевого развития, оформляется необходимая документация, составляется список детей, нуждающихся в логопедической помощи.

По результатам обследования заполняю речевые карты и составляю индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на каждого ребёнка, с учётом характера речевой патологии и сохранных звеньев, так как дети имеют разные стартовые возможности; оформляю «экран звукопроизношения»

, с результатами обследования знакомлю воспитателей групп. После этого формирую группы по однородным нарушениям и составляю сетку подгрупповых и индивидуальных занятий. С учетом темы недели в свои коррекционные занятия включаю дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, а также дидактические игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя, связной речи. Эти игры и упражнения рекомендую использовать педагогам в группах и записываю их в индивидуальные тетради детей.

Два раза в год совместно с логопедом детской поликлиники провожу обследование детей всех возрастных групп с целью уточнения речевых диагнозов, своевременного выявления детей с тяжёлыми нарушениями речи и направления их в логопедические группы и группы с ЗПР, оформляю необходимую документацию на ПМПК, беседую с родителями. Стараюсь организовать свою работу таким образом, чтобы все дошкольники с тяжелыми речевыми диагнозами были направлены в коррекционные группы.

Для подгрупповых занятий объединяю детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5-6 человек, периодичность занятий — 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.

Частоту проведения индивидуальных занятий определяю характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий –10-15 минут, с микрогруппами — в зависимости от коррекционных целей.

с 2012учебного года в подготовительной к школе группе веду кружок «АБВГДейка»

, цель которого — заложить основы грамоты у детей старшего дошкольного возраста
(первоначальное чтение и подготовка к обучению письму)
.

Программа кружка «АБВГДейка»

включает
разработанную систему коррекционного обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в сентябре мною и воспитателями группы составляется совместный план работы.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю в подготовительной к школе группе. Образовательная деятельность включает разнообразный наглядный и практический материал, игровые задания разной степени сложности.

На всех этапах обучения уделяется внимание составлению предложений различных конструкций, звуковому анализу слова, формированию фонематического восприятия и навыку чтения слогов, знакомству с буквой, развитию психических процессов.

С педагогами ДОУ я провожу тренинги, мастер-классы, консультации, беседы и другие формы работы, выдаю памятки.Консультации для воспитателей общеразвивающих групп я представляю в двух формах: устной и письменной, тематика которых актуальна для ДОУ, контингента детей, а материал понятен для педагогов. Вся деятельность в этом направлении находит отражение в годовом планировании.

В связи с этим, одним из направлений моей работы в условиях логопедического пункта является вовлечение в коррекционный процесс родителей детей, имеющих различные речевые нарушения. После проведения логопедического обследования я предоставляю родителям (или лицам, их заменяющим)

полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка, подробно разъясняю индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делаю акцент на необходимости совместной, согласованной
работы педагогов детского сада и родителей. Мною налажен тесный контакт с родителями детей, имеющих речевые нарушения.
Если у ребенка выявлено сложное речевое нарушение, я беседую об этом с родителями и советую им обратиться к логопеду поликлиники с целью подтверждения речевого диагноза. Подтверждение диагноза является основанием для перевода ребенка в специализированную логопедическую группу.

На всех этапах обучения уделяется внимание составлению предложений различных конструкций, звуковому анализу слова, формированию фонематического восприятия и навыку чтения слогов, знакомству с буквой, развитию психических процессов.

С педагогами ДОУ я провожу тренинги, мастер-классы, консультации, беседы и другие формы работы, выдаю памятки.Консультации для воспитателей общеразвивающих групп я представляю в двух формах: устной и письменной, тематика которых актуальна для ДОУ, контингента детей, а материал понятен для педагогов. Вся деятельность в этом направлении находит отражение в годовом планировании.

В связи с этим, одним из направлений моей работы в условиях логопедического пункта является вовлечение в коррекционный процесс родителей детей, имеющих различные речевые нарушения. После проведения логопедического обследования я предоставляю родителям (или лицам, их заменяющим)

полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка, подробно разъясняю индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делаю акцент на необходимости совместной, согласованной
работы педагогов детского сада и родителей. Мною налажен тесный контакт с родителями детей, имеющих речевые нарушения.
Если у ребенка выявлено сложное речевое нарушение, я беседую об этом с родителями и советую им обратиться к логопеду поликлиники с целью подтверждения речевого диагноза. Подтверждение диагноза является основанием для перевода ребенка в специализированную логопедическую группу.

Независимый сайт о заикании

В нашей стране помощь заикающимся детям

оказывается в специализированных кабинетах или учреждениях в системах здравоохранения и народного образования.

В первом случае эту работу проводят логопедические кабинеты

при детских поликлиниках, специализированные стационары при психоневрологических диспансерах, полустационары, ясли, сезонные и постоянно действующие санатории. В системе народного образования помощь заикающимся детям оказывается в специальных детских садах или спецгруппах при массовых детских садах, на логопедических пунктах при массовых школах и в специальных речевых школах.

В вышеназванные учреждения заикающийся ребенок

или регулярно ходит на специальные занятия 2—3 раза в неделю (амбулаторные условия), или поступает на определенный срок под постоянное наблюдение специалистов, которые и оказывают на него необходимое лечебно-педагогическое воздействие (стационарные условия).

Достоинством амбулаторных условий является то, что заикающиеся дети на время лечения не отрываются от привычного социального окружения. Отсюда у них появляется возможность переносить навыки, приобретенные в кабинете, в свою повседневную жизнь. Кроме того (а это важно), дети-учащиеся продолжают обучение в школе. Регулярные занятия со специалистом позволяют планомерно и правильно работать по коррекции речи

и поведения заикающегося ребенка. Задачами каждого занятия в кабинете являются: контроль за состоянием речи ребенка в данное время, выбор и отработка определенных новых упражнений для его речи и поведения, задания для самостоятельной работы.

Родители, присутствующие на занятиях, непосредственные участники этих занятий. Здесь они учатся правильному подходу к своему ребенку, овладевают приемами исправления его речи, получают необходимые консультации. Все это способствует выработке единого и правильного подхода к ребенку и в кабинете, и в семье.

Наряду с этим амбулаторные условия для лечения заикания имеют и целый ряд недостатков, отрицательно влияющих на эффективность лечения. Особенно это относится к детям-учащимся. Ребенок посещает логопедические занятия

во внеучебное время, за счет своего отдыха. Из практики известно, что эти дети нередко посещают еще или музыкальную,, или спортивную школу. К тому же они должны найти время для участия во внеклассной работе и для выполнения дома школьных заданий.

Логопед Л.Г.Парамонова, специально изучавшая эффективность комплексного метода лечения заикающихся детей в условиях школьного логопедического пункта, сделала ряд наблюдений, касающихся недостатков амбулаторных условий. К ним относятся: недостаточный контакт с врачами, занятость родителей ребенка, неспособных поэтому обеспечить должный режим его дня, питания, занятий, контроль за его речью. В ряде случаев автор отмечала неблагоприятную семейную обстановку, недостатки жилищных условий.

Сделанные наблюдения позволили Л.Г.Парамоновой заключить, что в амбулаторных условиях дети-школьники часто не дают заметных улучшений речи. Таким образом, эти занятия приносят им только лишнюю травму или неуверенность в возможности излечения от заикания

.

Наблюдения последних лет, полученные в результате изучения эффективности лечения заикания в амбулаторных и стационарных условиях, позволяют говорить о значительном преимуществе последних.

По нашим наблюдениям, лучшим результатом лечения заикающихся детей

в стационарных условиях является, с одной стороны, изоляция детей в стационаре от бытовых, нередко неблагоприятных условий , возможность спокойного и ровного поведения, целенаправленность всех действий, твердый режим дня. С другой стороны, постоянное наблюдение медицинского и педагогического персонала за детьми позволяет усилить комплексное воздействие на каждого из них. В стационаре оказывается возможным создание для детей речевого режима, расширение рамок психотерапии, медикаментозного и физиолечения, снотерапии.

Стационарные условия в лечении заикающихся детей

и подростков по-разному выражены в системах народного образования и здравоохранения. В первом случае делаются попытки оказания помощи детям в специальных речевых детских садах, школах-интернатах. Здесь они совмещают обучение по программе массового детсада или школы с логопедическими занятиями.

В речевые детские сады принимаются заикающиеся дети

с двух лет. Логопед проводит с ними ежедневные занятия, результаты которых должны закрепляться воспитателями в процессе воспитания и обучения их по программе дошкольных учреждений общего типа.

В речевой школе полагается специальное отделение для заикающихся детей

. Программа начальных классов здесь должна быть пройдена за 5 лет (один год на коррекцию речи), а в последующие четыре — год в год. От массовой школы это отделение отличает также частичное изменение учебного плана (введены логопедические занятия, ритмика, увеличено количество часов на русский язык и пр.), изменение продолжительности урока в 1 классе (30 минут вместо 45), меньшее число учеников в классе, наличие в штате медицинского персонала: психоневролога, педиатра, инструктора по ЛФК, медицинской сестры.

Большое распространение в настоящее время имеет организация помощи заикающимся детям в условиях медицинских стационаров, открываемых специальных отделений при детских больницах или диспансерах. Основным привлекающим свойством этой формы помощи является возможность максимально использовать лечебное воздействие на заикающегося ребенка

в целом. Всестороннее изучение его, широкий выбор медицинских средств в сочетании с логопедическими приемами позволяют создавать на практике необходимый для преодоления заикания лечебно-педагогический комплекс.

Лечение детей в логопедическом стационаре в среднем 3—4 месяца. В течение этого времени они ежедневно получают соответствующее лечение и под наблюдением логопеда и персонала проводят речевые занятия. Кроме того, во время лечения дети школьного возраста самостоятельно и с помощью логопеда и воспитателей занимаются в соответствии со школьной программой. Безусловно, объем и качество пройденного таким образом учебного материала не отвечают в достаточной степени требованиям этой программы. Но тем не менее учебные занятия в стационаре (помимо того, что помогают проводить закрепление правильной речи и поведения детей на близком им материале) в известной мере позволяют сократить лечащимся детям разрыв в знаниях по сравнению со сверстниками.

Сравнивая два типа стационарных условий для заикающихся детей

(школы-интерната и медицинского стационара), мы видим существенные различия не только в самой форме этих учреждений, но и в принципиальном подходе к решению основной задачи — избавления ребенка от заикания. В школе-интернате эту задачу пытаются решить, несколько видоизменив школьную программу обучения. В медицинском стационаре основным является лечебно-педагогический комплекс мероприятий, направленный на оздоровление и лечение организма заикающегося ребенка, его нервной системы, психики и, в частности, речевой функции. Использование школьной программы также имеет место, но она не имеет при этом основного значения.

В последние годы в нашей стране развернулась сравнительно широкая организация сезонных (летних) логопедических санаториев и пионерских лагерей санаторного типа для заикающихся детей. Их достоинством является сравнительная простота организации (в нашей стране организуются летом тысячи оздоровительных лагерей для детей) и то обстоятельство, что заикающиеся школьники во время лечения не отрываются от обучения в школах и совмещают свое лечение с отдыхом. Здесь имеется возможность широко использовать в лечении нервно и соматически ослабленных детей климатические и природные факторы.

Знакомство с работой летних специализированных санаториев и оздоровительных лагерей санаторного типа показывает, что в первом случае делаются попытки организовать комплексное лечение детей с любыми формами заикания

. Во втором случае в силу особенностей структуры оздоровительного лагеря (отсутствие необходимого числа специалистов и медицинской оснащенности) нет достаточных возможностей для комплексного лечения выраженных случаев заикания. Поэтому перед персоналом этих лагерей стоят задачи общего оздоровления детей, укрепления их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.

Если показанием для лечения в сезонных санаториях служит наличие у детей заикания в различной степени, вплоть до самой сложной, а также заикания

в совокупности с другими нетяжелыми дефектами речи, то в оздоровительные лагеря направляются дети: 1) после проведенного курса лечения заикания в специализированных кабинетах или стационарах; 2) с легкими формами заикания; 3) с другими формами расстройств плавности и темпа речи (задержавшиеся физиологические запинки, баттаризм, тахилалия, брадилалия) и с другими нарушениями речи.

Противопоказаниями для направления в оздоровительные лагеря для заикающихся детей служат: 1) заикание средней и выраженной степени, а также осложненное другими дефектами речи, 2) резкие расстройства слуха; 3) расстройства речи центрального происхождения (алалии, афазии, сложные формы дезартрии; 4) противопоказания для обычных детских оздоровительных учреждений (кожные инфекционные заболевания, органические поражения нервной системы, недержание мочи и др.).

Из сказанного выше видно, что, несмотря на схожесть двух форм организации летней работы с заикающимися детьми

, они имеют некоторое различие как в самой форме организации, так и в основных задачах, стоящих перед ними. Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заикающихся детей не только не исключают, а скорее дополняют друг друга.

Таким образом, в нашей стране для заикающихся детей

организована разнообразная система специализированных кабинетов и учреждений. (Конкретные адреса таких кабинетов и учреждений имеются в каждом областном или городском отделах здравоохранения и народного образования.)

Какой тип специализированного учреждения выбрать для лечения заикающегося ребенка, специалист решает, исходя в каждом конкретном случае из сложности заикания, возраста ребенка, условий, в которых он живет, отдаленности его места жительства и, наконец, из специфики самого логопедического учреждения. Опыт убеждает, что нет необходимости в каждом случае стремиться только в медицинский стационар, речевой детский сад или школу-интернат. Нередко амбулаторные условия оказываются достаточными для устранения заикания у детей, особенно младшего возраста.

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Это интересно:

Психологические особенности заикающихся

По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту. Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

читать дальше

Проявления заикания

По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Наивно полагать, что оно касается только речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся , их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое. Поэтому при устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания.

читать дальше

Модель фиксированности на своем дефекте

Опираясь на общие принципы системного подхода в психологии (Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, П.Я.Гальперин, В.Д.Небылицын, Д.Б.Эльконин и др.) и наши собственные наблюдения, мы делаем попытку рассмотреть модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Правомерность такого подхода, в частности, подтверждается результатами сравнительного исследования подростков, проведенного под нашим руководством Г.И.Ангушевым. Проведенное исследование позволило ему сделать вывод, что различие между заикающимися и свободно говорящими выражается у первых не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. Эта специфика проявляется не в какой-либо одной отдельной функции, а во всей совокупности психических процессов.

читать дальше >>

Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным. Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

читать дальше >>

Тренируем речевые мышцы

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

читать дальше >>

Мышечное расслабление

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

читать дальше >>

Самомассаж в устранении заикания

Расслабление мышц шеи Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка. Упражнение 1 Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки. Упражнение 2 Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

читать дальше >>

‹ Организация логопедических занятий Вверх Организация самостоятельной работы ребенка ›

Подготовила учитель — логопед Старостина Марина Александровна

МБДОУ Детский сад № 30 «Берёзка» город Чусовой

Формы работы учителя-логопеда Старостиной М.А. в МБДОУ «Детский сад №30 «Берёзка»

С родителями

С детьми С педагогами
Заключения соглашения на логопункт и анкетирование родителей Обследование речи детей ДОУ, комплектование логопункта, заполнение речевых карт Анкетирование педагогов на различные темы
Информация на сайте ДОУ на страничке учителя-логопеда Индивидуальные коррекционные (логопедические) занятия Индивидуальные и коллективные консультации по интересующим вопросам по развитию речи
Индивидуальные консультации (сообщение результатов речевого обследование ребёнка…) Фронтальные занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Семинары-практикумы (практикумы, мастер-классы)
Индивидуальные мини-практикумы специальная артикуляционная гимнастика, особенности коррекционной работы над звукопроизношением развитие фонематического слуха, секреты автоматизации звуков, подготовка руки к письму, как научить ребёнка правильно выговаривать сложные слова, обогащаем словарный запас детей через речевые игры как правильно научить ребёнка читать грамотно Подгрупповые логопедические занятия по специальной артикуляционной гимнастке, развитию фонематического слуха Ведение тетради взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями разных возрастных группах (изготовление памяток, шпаргалок по возрастным особенностям речи детей, рекомендации по развитию речи детей данного возраста, индивидуальная коррекционная работа по развитию речи и коррекции звукопроизношения, а так же подготовке детей к школе, и активизации речи детей младшего возраста)
Семинары-практикумы на различные темы: «Особенности работы логопедического пункта в ДОУ»; «Развитие ЗКР у детей», «Речевое дыхание-основа речи», «Значение фонематического слуха в речевом развитии ребёнка», «Роль семьи в развитии речи ребёнка» Реализация авторских познавательных, творческих проектов по развитию речи, участие в реализации проектов других педагогов. Помощь в оформлении речевых уголков ДОУ (консультации, практические советы и рекомендации по оснащению речевых центров в каждой возрастной группе)
Информационные уголки учителя-логопеда в группах, изготовление папок -передвижек по речевому развитию в группах Просмотр презентаций по различным тематикам (в рамках проекта, лексических неделях, посвящённые праздничным тематикам) Практикумы для воспитателей и специалистов ДОУ
Информационный уголок «Речецветик» в ДОУ Встречи с интересными людьми (в рамках проектов, лексических неделях, по праздничным тематикам) Изготовление картотек, различных речевых игр и пособий
Практические пособия для родителей «Логокуб артикуляционной гимнастики», Мини-стенд «Специальная артикуляционная гимнастика» Посещение с детьми различных мероприятий в библиотеках, музеев, парков нашего города Помощь в подготовке к занятиям (подбор литературы, пособий, тематических картинок, иллюстративного материала)
Оформление фотостенда «Выпускники логопункта» Подготовка и участие детей в различных творческих конкурсах сада, города, района, -изо, декоративно-прикладного искусства, художественного чтения, театральных постановок Помощь в подборе стихов по разным тематикам
Устные сообщения и консультации на родительских собраниях Участие детей в различных интегрированных занятиях ДОУ (физкультурно-речевых, музыкально-речевых, познавательно-речевых) Изготовление мнемотаблиц по заучиванию стихов, составлению описательных рассказов,
Привлечение родителей к подготовке и и участию детей в различных конкурсах и мероприятиях Изготовление альбомов, лепбуков, картотек, дидактических игр и пособий для детей Ведение проблемной группы для воспитателей и специалистов ДОУ по речевому развитию
Реализация авторских детско-родительских проектов :»Мастерская букв», «Мудрые сказы Бажова» Ведение тетради индивидуальных логопедических занятий для домашних заданий с детьми: (оформление, игровые задания, подготовка руки к письму, речевые игры)
Участие родителей в развлечениях и мероприятиях для детей в ДОУ
Привлечение родителей к участию вместе с детьми в творческих конкурсах группы, детского сада, города, района, края
Привлечение родителей к посещению вместе с детьми музеев, выставок, библиотек, ..
Привлечение родителей к проведению мероприятий, досугов, НОД, совместной деятельности в рамках недели «Дней открытых дверей»

Задачи учителя-логопеда Старостиной М.А.в коррекционной работу МБДОУ «Детский сад №30 «Берёзка»

Цели:

1. Создание единого коррекционно-развивающего пространства для детей, имеющих нарушения речи;

2. Пропаганда и разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся.

С родителями (законными представителями) С детьми С педагогами
— Повысить речевую культуру родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к коррекции речевых недостатков у детей; — Диагностика речевых нарушений С воспитателем: создание единого речевого режима в НОД, во время режимных моментов, развитие мелкой моторики, индивидуальная работа с детьми имеющих нарушения речи:
— Повысить компетенцию родителей к коррекции речи детей с учётом их возраста; — Коррекция звукопроизношения детей дошкольного возраста; С музыкальным руководителем: развитие чувства ритма, работа над речевым дыханием, работа над голосом, автоматизация звуков, работа над интонационной выразительностью речи;
-. Через анкетирование и беседы с родителями выявить ранние отклонения в речевом развитие ребёнка, отношения к недостаткам речи своего малыша, потребность к логопедической помощи; — Создание благоприятных условий для речевой коммуникаций; С инструктором по физической культуре: занятия по мышечной релаксации движений, работа над дыханием
— Привлекать родителей в организации занятий с детьми дома, обучению коррекционным приёмам с учётом их возрастных особенностей; — Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; С педагогом -психологом: Коррекция основных психических процессов, снятия состояния тревожности, дыхательная гимнастика
-. Привлекать к изучению родителями закономерностей развития ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей; — Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития (профилактика дисграфии и дислексии); С медицинским работником: Изучение анамнестических данных, учёт состояния здоровья
— Знакомить родителей с нетрадиционными и современными технологиями по речевому развитию, развитию мелкой моторики и подготовки детей к школе; — Воспитания стремления детей к преодолению недостатков речи;
— Реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитие речи через выходы учителя-логопеда в группы по циклограмме с учётом тематической недели;
— Развитие произвольного внимания к звуковой стороне речи;
— Коррекция нарушений слоговой структуры слова ;
— Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы;
— Комплексное развитие речи детей на базе правильно произносимых звуков, направленное на 1.Формирование связной речи 2.Развитие грамматического строя 3. обогащения и развитие словаря;

Организация логопедической помощи детям с нарушениями речи в системе образования.

15

Содержание

стр.

Введение……………………………………………………………………………3

1.Организация логопедической помощи в России………………………………4

2. Дошкольное образование детей с нарушениями речи……………………….6

3.Специальные учреждения для детей школьного возраста………………….10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

Введение

Современные социально-экономические условия в России определяют необходимость усовершенствования содержания специального образования с учетом требований общества, направленного не только на всестороннее развитие личности лиц с особыми нуждами, но и более широкую их адаптацию. Научными исследованиями в области дефектологии доказано важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции.

При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-воспитательная работа с детьми приводит к значительной компенсации дефекта. Основные задачи логопедического обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специальных дошкольных учреждений включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой. Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферах во всех возрастных группах лиц с нарушениями речи зависят от своевременного и адекватного применения комплекса медицинских и психолого-педагогических воздействий.Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований [3].

Проблемами изучения логопедической помощи детям с нарушениями речи занимались такие ученые как Приходько О.Г, Артемова Е.А, Шипицына О.С, Левина Е.Р.

Цель работы: Изучить организацию логопедической помощи детям с нарушениями речи в системе образования.

Задачи:

1.Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2..Изучить организацию логопедической помощи в России.

3.Проанализировать дошкольное образование детей с нарушениями речи.

4.Рассмотреть специальные учреждения для детей школьного возраста с нарушениями речи.

1.Организация логопедической помощи в России

Логопедическая помощь (греч. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение) — вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения. Своевременные лечебно-коррекционные мероприятия позволяют ускорить развитие речи у детей или устранить ее приобретенные нарушения у взрослых, предупредить вторичные изменения интеллекта, обусловленные расстройствами речи.

В настоящее время в нашей стране создана и постоянно совершенствуется система помощи детям и взрослым с речевой патологией. Логопедическая помощь детям осуществляется по линии образования, здравоохранения и социального обеспечения.

В системе образования оказывается помощь детям с нарушениями речи ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах, специальные группы в детских садах общего типа, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (школы V вида), логопедические пункты при общеобразовательных школах [6].

Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции.

В значительном ряде случаев специальное дошкольное обучение и воспитание корригируют нарушения в развитии и тем самым предупреждают затруднения детей при обучении в школе. При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-воспитательная работа с детьми приводит к значительной компенсации дефекта.

Каждый тип дошкольного и школьного учреждения для детей с нарушениями в развитии руководствуется своей программой и методикой и осуществляет компенсацию и коррекцию определенного дефекта развития.

В специальные дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями речи с трехлетнего возраста при первично сохранном интеллекте и слухом.

Основная цель работы дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи — всестороннее воспитание детей, развитие у них правильной разговорной речи, правильного произношения и подготовка детей к школе.

По инициативе отделов образования на местах, администрации учреждений и инициативе родителей в настоящее время создаются дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах и специальные группы в детских садах общего типа.

В этих группах оказывается логопедическая помощь детям с нарушениями произношения в целях подготовки их к школе.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

Логопедические пункты при общеобразовательных школах предназначены для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста.

На логопедические пункты зачисляются учащиеся, имеющие нарушения звукопроизношения, общее недоразвитие речи, заикание, нарушения чтения и письма [9].

В системе здравоохранения помощь детям с речевой патологией оказывается в логопедических кабинетах детских поликлиник, в специализированных яслях для детей с нарушениями речи, в специализированных домах ребенка, в детских психоневрологических больницах и санаториях, полустационарах и летних лагерях-санаториях.

В условиях медицинских учреждений детям оказывается комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, что предполагает коррекционно- воспитательную работу логопеда, воспитателя и психолога, медицинское воздействие (медикаментозное лечение, физиотерапию, рефлексотерапию, лечебную физкультуру, психотерапию, массаж, лечебно-охранительный режим, рациональное питание и т.п.).

2. Дошкольное образование детей с нарушениями речи

В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых и строится система специального дошкольного образования и в настоящее время. Были заложены организационные принципы построения специального дошкольного образования. Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии.

Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специалистов-дефектологов, как логопедов и медицинских работников [2].

Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.

Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами.

Организация специальных видов занятий, таких, как развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др.

Известно, что родители вносят некоторую плату за пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с отклонениями в развитии сделано исключение — с их родителей не взимается никакой платы.

Вся работа в специальных дошкольных учреждениях подчинена единой цели — помочь семьям в воспитании «проблемных детей, максимально реализовав их потенциальные возможности. Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляется для детей:

-с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и 10 человек;

-с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет — до 12 человек;

Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: фронтальных (подгрупповых) занятий; индивидуальных занятий; занятий подвижными микрогруппами [4].

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы:

1. Занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи.

2. Занятия по формированию и развитию связной речи.

3. Занятия лексические с элементами грамматики.

4. Занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

Основными задачами занятий по формированию фонетико – фонематической стороны речи являются: развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками [7].

Задачей занятий по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание.

На лексическом занятии с элементами грамматики используется “лексический” подход. При таком подходе происходит пополнение знаний и сведений детей, их словарного запаса. Логопедом выбираются игры, с помощью которых можно закрепить какую – то грамматическую форму, уже имеющуюся в речи детей.

На занятиях по формированию лексико–грамматических категорий используется лексико – грамматический подход. При таком подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка.

У дошкольников с нарушениями речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников.

Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия [5].

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.

Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.

К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов.

По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжении коррекционного обучения, повторно обследуются и при необходимости могут быть направлены в лечебно-оздоровительные учреждения или психолого-педагогические центры [8].

3.Специальные учреждения для детей школьного возраста

В зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают разного вида логопедическую помощь. Слабо выраженные, частичные (парциальные) нарушения преодолеваются на занятиях в логопедическом кабинете.

Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно-развивающие занятия [1].

В задачи логопедического пункта при общеобразовательной школе входит исправление нарушений устной и письменной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющимся нарушением речи.

Наряду с восполнением в развитии речи на логопедических занятиях у ребенка формируются полноценные знания, умения и навыки в области языка. В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях проводится работа, направленная на стимулирование развития познавательной активности детей, на формирование приемов умственной работы, необходимых для овладения грамматикой [6].

Важным является развитие речевой активности школьников. Дети даже с незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим на логопедических занятиях создаются разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников.

Ведется работа над всеми звеньями процесса порождения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется предвосхищение его конечного результата, их учат планировать, отбирать лексику, знакомят с грамматическим структурированием, операциями контроля. Детей учат рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функций речи.

Коррекционная работа с учащимися на логопедическом пункте проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным составом групп, в которые объединяются школьники, имеющие примерно одинаковые нарушения речи). На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью, ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуацией стойкой неуспеваемости [9].

В случаях, когда нарушение речи носит более выраженный характер и не может быть преодолено в условиях школьного логопункта, а ребенок в силу имеющегося дефекта не может наравне со сверстниками учиться в общеобразовательной школе, обучение проводится в специальных школах

для детей с тяжелыми нарушениями речи. Обычно в таких школах функционируют два отделения: для детей с грубыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи различного характера: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия) и для детей с тяжелой степенью заикания (невротического или неврозоподобного). В этих школах обучение ведется в более растянутые сроки, по специальным программам с выраженной коррекционной направленностью, с использованием специфических приемов, методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия [5].

У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью.

При комплектовании классов первого отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи учитываются в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта ребенка. Срок обучения таких учащихся 12 лет. Выпускники специальной школы получают документ о неполном среднем образовании. В учебных планах предусмотрено значительное количество часов на производственно-трудовое обучение. Труд при этом рассматривается как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, как средство подготовки учащихся к самостоятельной жизни, социально-бытовой и трудовой интеграции в общество [7].

Преодоление речевых нарушений обеспечивается рациональным сочетанием фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с учащимися. Индивидуальные занятия проводятся учителем 2-3 раза в неделю. Как правило, учителя имеют логопедическое образование. Кроме того, коррекция нарушений развития речи проводится и на уроках родного языка. Для этого в программе предусмотрены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика и правописание, развитие речи. Развитие речи проводится и на материале всех других изучаемых предметов.

В отделении для заикающихся дети за 10 лет обучения получают знания в объеме 9 лет обучения в общеобразовательной школе.

Дополнительный год предусмотрен для углубления коррекционной работы в младших классах [3].

Основная задача уроков развития речи заключается в том, чтобы помочь детям устранить недостатки их речи, повысить уровень владения ими языком, научить школьников пользоваться речью как средством общения и обобщения.

Формирование навыков и умений владения речью у детей происходит только на основе речевой практики, поэтому большое внимание в период обучения в специальной школе уделяется специально организованной речевой практике.

Благодаря речевой практике у детей увеличиваются возможности для самостоятельного накопления словарного запаса в условиях непосредственного речевого общения.

В специальной школе дети с речевыми нарушениями получают всестороннее развитие в процессе коррекции недостаточности речевой деятельности. Необходимым условием коррекции является сочетание лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы с учащимися.

В большинстве случаев и на логопедических пунктах при общеобразовательных школах и в специальных школах в ходе работы выявляется положительная динамика развития.

Ко 2-3 классу удается преодолеть или сгладить недостатки, которые в 1 классе проявляются наиболее ярко. Своеобразие проявлений речевого недоразвития, низкий уровень знаний по русскому языку, недостаточность речевой коммуникации, особенности эмоционально-волевой сферы и учебной деятельности детей требуют особых коррекционных средств воздействия, направленного одновременно на неречевую и речевую функции.

В работе учитывается единство коррекции речи, психических процессов и деятельности [1].

Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания.

Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребенок учится отбирать языковые средства для построения высказывания.

Лексическая работа, проводимая со школьниками, тесно связана, с одной стороны, с работой по формированию и коррекции грамматического строя, а с другой — с уточнением звукопроизношения и исправлением его нарушений [4].

Заключение

В результате работы по теме исследования изучена организация логопедической помощи детям с нарушениями речи в системе образования.

1.Проанализирована логопедическая литература по проблеме исследования.

2..Изучены вопросы организации логопедической помощи в России.

3.Проанализировано дошкольное образование детей с нарушениями речи.

4.Рассмотрены специальные учреждения для детей школьного возраста с нарушениями речи.

В последние годы существует тенденция увеличения числа детей с различными нарушениями речи. Язык является основным фактором общения между людьми. Основная задача полноценного развития детей является развитие речи. Чем лучше и правильнее ребенок будет говорить, тем легче ему будет общаться с окружающими. Нарушения речи: дизартрия, дислалия, дислексия, задержка речевого развития, алалия, заикание, общее недоразвитие речи и др. отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.

Дефекты речи ведут к речевому негативизму, к неуверенности в себе, к замкнутости, к мнительности, к оборонительно-агрессивному стилю поведения. Причем разнообразные нарушения речи и психики нередко сочетаются с педагогической запущенностью ребенка.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Список литературы

1. Алмазова Е.С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса. В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», вып. 2. М., Учпедгиз, 1963. С.121

2.Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард. — М.: Просвещение, 2012. -143с.

3.Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. — Л., 2011. С.90

4.Гриншпун Б.М. Нарушения речи у детей / Б.М.Гриншпун. – М.: Просвещение, 2009. С.92

5.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 2014. С.67

6. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М., 2007. – 178с.

7.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 680 с.

8.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. — М.: Издательский , 2012. -200 с.

9.Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1984. -112 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]