Искусство публичных выступлений или анализ речи Стива Джобса


Искусство публичных выступлений или анализ речи Стива Джобса

Вы всегда восхищались умением Стива Джобса представлять новые продукты Apple? С интересом смотрели доклад Стива Балмера в Москве? Удивлялись тому факту, что Фидель Кастро представил речь продолжительностью 27 часов? И, самое главное, хотите научиться делать такие-же удивительные презентации и произносить не менее пламенные речи? Полгода назад, изучая биографию Стива Джобса, я прочитал и посмотрел знаменитые «Три истории», рассказанные выпускникам Стэндфортского университета. Несомненно, это одна из наиболее известных, интересных и поучительных речей Джобса. Покопавшись в сети, я обнаружил хороший разбор речи. Вот примерный перевод этого анализа (найдете неточности и ошибки — отписывайтесь в комментариях).

Анализ речи Стива Джобса «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными»

Стив Джобс написал и представил актовую речь «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными» перед выпускниками Стэндфордского университета 12 июня 2005 года. Стиль и содержание речи сильно отличались от его презентаций продуктов Apple, но не менее достойны рассмотрения.
Важные элементы этой замечательной речи включают: открытость, простую классическую структуру, Правило Трех, богатые речевые обороты и повторяющуюся тему рождения\смерти\возрождения.

Мое предложение состоит в том, чтобы: 1. Посмотреть видео; 2. Прочитать анализ, приведенный ниже; 3. Если желаете, прочитать полную расшифровку речи (рус) (англ), чтобы лучше ее уяснить; 4. Поделитесь своим мнением об этой презентации. Что вам понравилось? Что бы вы сделали лучше?

Открытость. Восхваление аудитории, смирение.

Джобс начинает свою речь с комплимента для аудитории: «Для меня большая честь быть с вами сегодня на вручении дипломов одного из самых лучших университетов мира»
. Далее, он показывает смирение, признав то, что он не заканчивал колледж. Всего в нескольких предложениях он создает положительный настрой аудитории к себе и повышает ее восприимчивость к своему сообщению.

Разговорный стиль

Сравните «Стивен Возняк и я основали Apple
» с
«Воз и я основали Apple»
1. Первая часть формальная и создает представление об двух предпринимателях, основавших Apple; 2. Вторая часть неформальная и создает представление о двух близких друзьях. Джобс выбрал разговорный стиль и это мудрый выбор. Его аудитория состоит из выпускников, чье завершение учебы часто означает разные дальнейшие жизненные пути близких друзей.

Простая структура и предложения.

Джобс придерживается простой и традиционной структуры: вступление, затем три истории и заключение. Он ведет аудиторию на протяжении 14 с половиной минут, используя простые предложения: «Сегодня я хочу рассказать вам три истории» «Первая история – о соединении точек» «Моя вторая история – о любви и потере» «Моя третья история – про смерть»

Паузы и согласование во времени

Джобс использует эффектные паузы после и, особенно, после ключевых точек, позволяя аудитории их осмыслить. Для примера он завершает свою первую историю, явно ссылаясь на стихотворение «The road not taken» Роберта Фроста «even when it leads you off the well-worn path… and that will make all the difference.»
Это сопровождается шестью секундами молчания. Эти слова полны юмора, но я чувствовал, что комедийная составляющая как-бы отсуствует. Возможно, это было его преднамеренной целью имитировать академического оратора? Несмотря на это, согласование времени отсутствовало в некоторых кульминационных моментах.

Например, рассмотрим его фразу «Я даже не знал, что такое поджелудочная железа»

. (10:07) Тут есть лишь небольшой намек на акцент, и никакого намека на паузу, до или после. Я хотел бы больше. Это особый, напряженный момент в речи, и аудитория будет пытаться его облегчить смехом. А полторы минутя спустя он совершает еще более прекрасный трюк, впрыскивая дозу юмора в суть такого серьезного пункта:
«Никто не хочет умирать. Даже люди, которые хотят попасть на небеса не хотят умирать»
. (11:40) Согласование времени проявляется тут очень хорошо.

Правило Трех

Джобс строит свою речь вокруг трех главных тезисах, и он применяет правило трех во многих предложениях и абзацах. «Я узнал [1] о
serif и sans serif, [2]
о
разных отступах между комбинациями букв, [3]
о
том, что делает прекрасную типографику прекрасной» (3:39) «Она была [1] красивой, [2] историчной, [3] мастерски утонченной…» (3:47) «основал компанию NeXT, другую компанию, названную, Pixar и влюбился в удивительную женщину»… (7:16)
— Джобс следует принципу о трех предложениях, тем самым подчеркиваня, как важна каждая их часть «Чужое мнение, вся эта
гордость,
вся эта
боязнь смущения или провала» «
Это значит
попытаться сказать своим детям то, что бы ты сказал за следующие 10 лет.
Это значит
убедиться в том, что всё благополучно устроено, так, чтобы твоей семье было насколько можно легко.
Это значит
попрощаться.» (10:28) «
Не
тратьте его (время) на жизнь чей-то чужой жизнью.
Не
попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей.
Не
позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос» (12:18)

Некоторые из примеров (выделенные жирным шрифтом) являются примерами приема анафоры — повторения слова или фразы в начале предложения или положения.

Изобилие речевых оборотов

Джобс использует большое количество речевых оборотов в своей речи:
Антитезы

— фигура речи, используемая как сопоставление контрастных слов часто в параллельной структуре. Джобс использует несколько очень мощных примеров.
«Если бы я не отчислился, я бы никогда не записался» (4:34) «Вы не можете соединить точки, смотря вперёд; вы можете соединить их только оглядываясь в прошлое» (4:40) «Смерть, наверное, самое лучше изобретение Жизни» (11:55)
Синтаксический параллелизм

(и другие примеры анафоры)
«моя приёмная мать – не выпускница колледжа, а мой отец никогда не был выпускником школы» (10:38)
Анадиплосис

(повторение фразы с конца одного предложения и с начала другого)
«единственный способ быть полностью довольным –делать то, что по-вашему является великим делом. И единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете.»
Этот пример хорош, но он немного потерял от повторения «единственный способ»

Ассонанс (повторение гласных звуков) — «And whenever the answer has been “No”

for too many days in a
row
,
I know
I need to change something.» ( И как только ответом было “Нет” на протяжении нескольких дней подряд, я понимал, что надо что-то менять).

Повторение

Помимо многочисленных примеров, подчеркнутых ранее, Джобс завершает свою речь, повторив “Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными” три раза. Повторение добавляет силы ключевому аргументу, в особенности в заключении.

Повторяющиеся темы выступления «Рождение, смерть, возрождение»

В буквальном смысле рассказ Джобса об его рождении — это первый рассказ, о близости смерти — третий рассказ. Тем не менее, эта речь содержит многочисленные другие метафорические ссылки на концепцию «Круг жизни»:

  • В добавок к его физическому рождению, Джобс рассказывает как изначально пара решила, что они хотят девочку (символическая смерть, поскольку его жизнь «обрывается» в связи с «переменой пола»). Потом он говорит об удачном опыте «перерождения» с его родителями.
  • Его обучение в колледже имело короткую жизнь. «Смерть» его официального учебного процесса дала жизнь его неформальному учебному процессу.
  • Его отношения с Apple таковы «в (20 лет) родился, вырос, а затем умер». «Позже, когда NeXT был приобретен Apple, его карьера в Apple возрождается».
  • Он использует слово «Возрождение» для описания нынешнего состояния Apple.
  • Он получает диагноз рака (один «смертный приговор»), но затем переносит удачную операцию (возрождения).
  • Стюарт Брэнд, создатель «Whole Earth Catalog» «сделали несколько выпусков», и «в конце концов, издали финальный номер

Рассыпаясь такими историями, Джобс неоднократно связывает их для аудитории. Это особенно ясно в заключении, когда он касается этой метафоры относительно аудитории в последний раз: «И теперь, когда вы заканчиваете институт и начинаете заново…»

Ваши мысли?

Понравилась ли вам эта речь? Чего вы хотите от публичных выступлений? Как могла бы улучшена эта презентация?
Оригинал на английском.

Пример Кони

Так, например, один из основателей русской адвокатуры, А.Ф. Кони, однажды защищал в суде инвалида-горбуна, который нанес тяжкое телесное повреждение своему соседу, который изо дня в день в течение многих лет обзывал его уродцем, когда инвалид проходил мимо его дома. Подсудимый, никогда не отвечавший на обиду, однажды вдруг не выдержал, схватил камень и кинул в своего обидчика, проломив ему голову. И вот на суде А.Ф. Кони продумал оригинальное публичное выступление. Он встал и обратился к присяжным: «Господа присяжные заседатели!» — и замолчал. Выждав паузу, он повторил свою реплику и снова замолчал. Потом еще раз также. Заседатели нервно зашептались, а после четвертого такого обращения закричали на А.Ф. Кони: «Вы что, издеваетесь над нами?» Тогда Кони сказал: «Я обратился к вам вежливо всего 4 раза, и вы уже занервничали. А что должен был чувствовать мой подзащитный, изо дня в день многие годы выслушивающий оскорбления?» Инвалида оправдали. Публичное выступление А.Ф. Кони достигло своей цели.

Именно поэтому на первом – докоммуникативном – этапе выступления надо продумать его цель и четко понять его тему. А.Ф. Кони знал, чего он хочет добиться, так как далее алгоритм его подготовки был очевиден: оценить характер аудитории и обстановку, а потом уже приступать к самому тексту.

Текст, как и в случае с Кони, должен быть лаконичным и ярким. Это невозможно сделать без ясного понимания оратором того, какой цели он хочет добиться. Так, незадолго до нашествия Наполеона Александр I принимал у себя французских дипломатов, уже понимая, что войны не избежать. Император четко понимал цель своей речи: надо донести до французов бессмысленность затеи Наполеона, ее обреченность. Его речь была великолепна по своей краткости и яркости воздействия: «Вот маленькая Европа, — сказал он, подходя к висевшей на стене карте, — а вот большая Россия, — он сделал пару шагов, чтобы рука коснулась Дальнего Востока. – Вам в случае неудачи можно отступать только до Парижа, а я могу отступать хоть до Камчатки! И при этом каждая пядь этой земли будет вам враждебна, ни одна баба борьбы не прекратит. Россия может проиграть отдельные сражения, но побежденной России никогда не бывать». Послы и дипломаты ушли потрясенные.

Чем точнее и выразительнее речь, тем большей подготовки она требует. И дело не только в речевом ее оформлении: надо оценить состав аудитории, суметь поставить себя на место будущих слушателей. И даже если аудитория неоднородна, надо продумать речь так, чтобы никто не скучал, чтобы цель выступления была достигнута по отношению ко всем.

Павел Власов

Публичное выступление, грамотно выстроенное, тщательно подготовленное, может сильно повлиять на общественное мировоззрение и дать результаты, о которых сам автор-оратор и не предполагал. Так, например, в романе А.М. Горького «Мать» Павел Власов, арестованный по политической статье, отказался совершить побег, подготовленный его товарищами, чтобы на суде сказать речь! И он ее мучительно продумывал. Ему было все равно, какой приговор ему вынесут, но была цель – донести свою веру до большого числа людей. Если проанализировать его речь, то по ней можно учить ораторскому искусству.

Павел понимал, что речь будет в суде, поэтому он начал таким зачином: «Человек партии, я признаю только суд моей партии…», — и одной этой фразой он сразу поставил себя выше обстоятельств и выше той власти, которая его судит. Он словно стал выше ростом – и зал замер. Его речь делится на четкие части, каждая из которых начинается словно рефреном: «Мы – социалисты…», «Мы – рабочие…», «Мы – революционеры…», и этот «рефрен» настолько усиливал эмоциональное напряжение, что «каждый чувствовал странную, увлекающую силу его веры», — пишет Горький.

В романе, незаслуженно забытом, дан прекрасный образец внутренней драматургии речи героя: Павел продумал не только зачин, но и завязку («Нас арестовали как бунтовщиков…»), и кульминацию («Как можно уничтожить рабочих – тех, кто вас, товарищи судьи, кормит?…»), и развязку: речь Павла закончилась жизнеутверждающим «И это — будет!» — ничего не добавишь, все сказано, все понятно, все исчерпывающе. Построить такую речь – дорогого стоит.

Резюме

В публичном выступлении нет мелочей. Образовалась даже наука проксемика – наука о временной и пространственной организации общения. Даже постановка мебели (столы и стулья) играет большую роль, ведь можно встать так, что будешь себя чувствовать отделенным от аудитории; можно поставить стол и рассадить за него слушателей так, что создашь словно бы две конфронтационные стороны; можно создать с помощью мебели атмосферу конференции и т.д. Это недопустимо: современные тенденции развития публичных выступлений предполагают диалогичность.

Мы наблюдаем в СМИ публичные выступления, основанные на споре, включающие части интервью, дискуссии, полемику… Это вполне в духе античных традиций! Диалогичность выступления очень важна для адвокатов, торговых представителей, менеджеров среднего звена. Однако не надо думать, что это своеобразное ноу-хау!

В романе Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» сын мелкого купца просил у отца помощи в открытии своей лавки. Отец сказал, что если сын сможет убедить его товарища, очень скупого торговца, купить у них давно никому не нужную арфу, то тогда сын может рассчитывать на его помощь. И сын продумал свое «выступление», расположившись с арфой прямо на крыльце дома скупого торговца. Он заплатил найденной красивой девушке, умевшей играть на арфе, и когда торговец приехал к своему дому, это публичное выступление возымело успех: девушка так нежно играла, что «организатору» выступления не пришлось ничего говорить: сработал эффект неожиданности! — Арфа была куплена, а «продавцы» были приглашены в дом торговца. Так начался самостоятельный путь юноши…

Итак, организация публичного выступления – это дело, которому можно посвятить жизнь, постоянно совершенствуясь в таком сложном и нужном искусстве.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]