Гнозис и праксис — что это? Нарушение гнозиса. Гнозис — это…


Гнозис и его расстройство

«Гнозис» — это термин, который переводится с греческого языка как «узнавание». Следовательно, нарушения его являются нарушениями узнавания, которое осуществляется по чувственным восприятиям. Ориентировка человека в окружающем мире непосредственно связана с определением пространственной соотнесенности, величины, формы предметов, а также с пониманием значения, заключенного в названии каждого из них. Запас сведений о мире формируется из анализа и синтеза различных потоков сенсорных импульсов, а затем откладывается в нашей памяти. Если высшие гностические механизмы поражены, рецепторный аппарат, а также передача сенсорных импульсов сохраняются. Однако интерпретация их, сверка полученных данных с хранящимися в памяти образами нарушаются, что приводит к агнозии, при которой расстраивается гнозис. Это приводит к тому, что восприятие предметов сохраняется, но при этом ощущение их «знакоместа» теряется. В результате окружающий мир, который ранее был знаком человеку в деталях, делается чуждым, лишенным значения, непонятным.

Гнозис — это то, что следует представлять себе не просто как распознавание, сопоставление образа. Это процесс его непрерывного уточнения, обновления, конкретизации. Образ хранится в матрице памяти. Обновление его происходит из-за повторного сопоставления с полученной информацией.

Понятия «гнозис», «мнезис», «праксис»

Общие положения теории системной динамической локализации ВПФ. Основные понятия в нейропсихологии

В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить два класса понятий. Первый — это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии; второй — это собственно нейропсихологические понятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования.

К первому классу понятий относятся такие, как «высшая психическая функция», «психическая деятельность», «психологическая система», «психический процесс», «речевое опосредование», «значение», «личностный смысл», «психологическое орудие», «образ», «знак», «действие», «операция», «интериоризация» и многие другие. Содержание этих понятий излагается в ряде руководств и монографий, посвященных общепсихологическим проблемам (Л.С.Выготский, 1960, А.Н.Леонтьев, 1972, 1977; А.Р.Лурия, 1973, 1979; Б.Ф.Ломов, 1984; А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, 1996 и др.).

Второй класс понятий составляют собственно нейропсихологические понятия, в которых нашло отражение применение общепсихологической теории к нейропсихологии – конкретной области знания, предметом которой является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга. Все вместе эти понятия составляют определенную систему знаний или теорию, с единых позиций объясняющую закономерности нарушений и восстановления высших психических функций при локальных поражениях мозга и обосновывающую представления об их мозговой организации. Данная теория, с одной стороны, способна объяснить разнообразную клиническую феноменологию нарушений психических функций, а с другой – удовлетворительно предсказывать новые факты и закономерности.

Понятия «гнозис», «мнезис», «праксис»

Гнозис— собирательное понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности.

Предметный зрительный гнозис

— наиболее важный для ори­ентации в окружающей действительности. Благодаря ему чело­век различает предметы.Формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений.

Цветовой гнозис

также развивается постепенно. Вначале ос­ваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый), затем — менее яркие — белый, черный, коричневый, оранже­вый.

Лицевой гнозис

— особый вид зрительного гнозиса. Он фор­мируется относительно изолированно от остальных видов зри­тельно-гностической деятельности. Первым, что усваивает ребе­нок зрительно — это лицо матери или близкого ему человека. За­тем приобретается способность различать и запоминать другие лица. Излишне говорить, что память на лица необходима для об­щения с окружающими людьми в течение всей жизни.

Симультанный гнозис

— это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выде­ляя существенные и второстепенные признаки.

Слуховой гнозис

характеризуется необходимостью восприя­тия
последовательности
стимулов, реализующихся
во времени.
Тактильный гнозис

— это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы.

Мнезис–в переводе с латинского означает память.Указания А.Р. Лурия на то, что зрительная память (мнемическая деятельность, мнезис) является необходимым условием формирования навыка письма и чтения мнезис (память, зрительный анализ и синтез)Мнезис-это зрительная память !

Праксис — практическое (пред­метное) действие.

Нарушение способ­ности воспроизводить эти действия носит название апраксии

Принципиально важно, что больные с апраксией теряют способ­ность выполнять движения и действия именно произвольно.Не­произвольно эти же действия могут быть ими легко выполнены

Он разделил все праксические действия на кинестетические (чувствительные) и кинетические (двигательные), постулируя таким образом нали­чиедвух видов праксиса

— кинестетического и кинетического.

Кинестетический праксис А.Р. Лурия обозначил как афферент­ный,

а кинетический — как
эфферентный.
Это уточнило понима­ние праксиса — как одной из высших психических функций, и апраксии — как его патологии.

Термин афферентныйозначает «центро­стремительный»,подразумевающий направление нервных им­пульсов от периферии к центру».

Термин эфферентныйознача­ет «центробежный»,подразумевающий направление нервных

Способность совершать смысловые предметные действия без предметов (по имитации) носит название символического праксиса.

Особое место занимает пальцевыйпраксис.Он свидетельству­ет о значительной степени дифференцированности кистевых действий.

Еще более сложным, чем пальцевый, является оральный прак­сис.

Он формируется на основе менее предметных, а следова­тельно, более абстрактных действий. К движениям орального праксиса относится умение по заданию подуть, поцокать, по­щелкать языком, надуть щеки и прочее.

Наиболее сложный из всех видов праксисаартикуляцион­ный,

т.е. способность произносить звуки речи и их серии (слова).

Афферентный артикуляционный праксис — это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляцион­ные уклады (позы), которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.

Эфферентный артикуляционный праксис — это способность произносить серии

звуков речи.

7. Основные направления решения проблемы «мозга и психики» Первое направление-«узкий» локализационизм или теории центров (конкретная область, ответственна за ПФ).( Представ-ли Ф. Галль, К.Клейст,П.Брока,К.Вернике и др.) рассматривали кору г/м, которая является субстратом ПФ, как совокупность множества центров неразложимых психических способностей. Каждый из них отвечает за определенную ПФ. Например, за речь, за письмо, за чтение, за мышление, за память и т.д. Второе направление
, противоположные точки зрения -это антилокализационизм. Теоретические построения представителей данного направления (К.Гольдштейн,Ф.Гольц,К.Лешли) основывались на клинических фактах спонтанного восстановления нарушенных функций; на фактах, когда не видно яркой симптоматики при наличии очагов поражения мозга.Они рассматривали мозг как единое недифференцированное целое, с которым в равной степени связаны все ПФ, которые рассматривались как неделимые психические способности(так же, как и в теориях локализационистов). Высказывалось предположение о том, что все участки мозга равны по отношению к ПФ. Из этого следовало, что важна не локализация поражения мозга, а объем поражения -чем он больше, тем больше функций нарушено.
Третье направление
-эклектическое. Оно попыталось объединить оба. Гипотезы представителей (К. Монаков, Г. Хэд)подтверждали клинические данные о том, что в коре г/м существуют участки, при поражении которых находят нарушения совершенно опред-х функций. Предполагалось, что элементарные ПФ(движения и чувствительность) могут быть локализованы, а сложные, связанные с переработкой символической информации (например, мышление, воображение и т.д.) должны соотноситься со всем мозгом.
8. Мозг как субстрат психических процессов. Мозг как субстрат психических процессов представляет собой единую систему, единое целое, состоящее из различных участков и зон, выполняющих различную роль в реализации психических функций. Все данные (анатомические, физиологические, клинические) свидетельствуют о ведущей роли коры больших полушарий в мозговой организации психических процессов. В нейропсихологии (на основе изучения различных локальных поражений головного мозга) была разработана структурно-функциональная модель мозга. Эта модель была предложена Александром Романовичем Лурия, который создал её на основе изучения большого количества больных с черепно-мозговыми ранениями. Согласно этой модели, весь головной мозг условно может быть поделён на три блока: I блок ЭНЕРГИТИЧЕСКИЙ или блок регуляции уровней активности мозга; II блок ПРИЁМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ; III блок ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗА ПРОТЕКАНИЕМ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
9. Поля коры и их функция. Различают три основные группы полей в коре: первичные, вторичные и третичные поля. -Первичные поля связаны с органами чувств и органами движения на периферии, они раньше других созревают в онтогенезе, имеют наиболее крупные клетки. Каждая зона отвечает за определенный анализатор. Эти поля осуществляют анализ отдельных раздражений, поступающих в кору от соответствующих рецепторов. При разрушении первичных полей возникают так называемая корковая слепота, корковая глухота и т. п. Поля построены топическим принципом, в котором каждый участок рецепторной поверхности соответствует определенному участку в первичной коре (проекционное поле). Представительство рецепторного участка зависит от его функциональной значимости. Первичные поля максимально анализируют различные параметры стимула определенной модальности при чем, признаки стимула запоминаются. Первичные поля однородны по клеточному составу, поэтому они обозначаются как модально-специфические (обонятельные поля содержат только обонятельные клетки). Несмотря на универсальность физиологических и биохимических механизмов, обеспечивающих работу мозга, его различные отделы имеют различную функциональную специализацию, представляя разные модальности. -Рядом расположены вторичные поля, или периферические зоны анализаторов, которые связаны с отдельными органами только через первичные поля. Они служат для обобщения и дальнейшей обработки поступающей информации. Отдельные ощущения синтезируются, обусловливают процессы восприятия. (гностическое поле) При поражении вторичных полей сохраняется способность видеть предметы, слышать звуки, но человек их не узнает, не помнит их значения. Первичные и вторичные поля имеются и у человека, и у животных. -Наиболее далеки от непосредственных связей с периферией третичные поля, или зоны перекрытия анализаторов. Эти поля есть только у человека. Поля находятся вне ядерных зон анализаторов, расположенных на границе затылочного, височного и теменного отделов коры и не имеют выхода на периферию. Нейроны этих зон мультимодальны, что обеспечивает их реагирование на обобщенные признаки внешних стимулов (ассоциативное поле). Третичные поля коры многофункциональны, здесь происходят процессы высшего анализа и синтеза, на основе синтеза афферентных раздражений вырабатываются цели и задачи, происходит программирование двигательной деятельности. Также объединение информации в третичных полях способствуют формированию мышления (внутренняя речь). При врожденном недоразвитии третичных полей человек не в состоянии овладеть речью и даже простейшими двигательными навыками. -Особой областью является область ТПО, она включает в себя височную, теменную и затылочную зоны. Она отвечает за интеграцию сложных психических функций. Различия в функциональной специфике первичных, вторичных и третичных полей обусловливают и различия в их способности заменять друг друга (компенсировать) в случае патологии. Разрушение первичных полей не восполнимо, т.е. утерянные физический слух, зрение, обоняние и прочее не восстанавливаются. Функции поврежденных вторичных полей подлежат компенсации, осуществляемой за счет подключения других, «здоровых» систем мозга и перестройки способа их деятельности. Функции пострадавших третичных полей компенсируются относительно легко за счет разнообразной модальности, позволяющей опираться на мощную систему ассоциаций, хранящихся в каждом из них и между ними. Необходимо, однако, помнить, что и в этом случае важное значение имеют возрастные пороги и время, когда начаты восстановительные мероприятия. 10. Функциональная асимметрия – фундаментальная закономерность работы мозга. Функциональная асимметрия – это свойство нервной ткани, характеризующееся распределением психических функций между полушариями конечного мозга. Одним из главных свойств является не только специализация правого или левого полушария, а их тщательное и точное взаимодействие. Это явление рассматривается как фундаментальная закономерность работы высшей нервной системы. Латерализацияприсуща не только человеку, но и животному. Явление асимметрии объясняется одной генетической моделью, которая утверждает, что присутствует некий ген, являющийся фактором «правого сдвига». Если данный ген находится в доминантном положении, то, скорее всего человек родится праворуким, и наоборот: рецессивное положение белка определяет леворукость индивида. Взаимодействие полушарий при функциональной асимметрии. Специализация существует благодаря двум полушариями. Они соединены между собой мозолистым телом – именно оно обеспечивает обмен информацией между левым и правым полушарием. Однако за «проводку» ответственны и другие нейронные спайки. Они служат в роли каналов, благодаря которым гемисферы синхронизируются между собой. Исследователями было показано, что каждая структура занимается обменом конкретной информации: — Передняя область мозолистого тела отвечает за обмен соматосенсорной информации. — Задняя часть мозолистого тела переносит зрительную информацию.
11. Этапы, положения и направления в теории функциональной асимметрии мозга. Теория функциональнойассиметрии ГМ. 1 этап: концепция левополушарной доминантности была основана на абсолютной противоположности левого и правого полушария. 2 этап: представления об относительной доминантности левого полушария (у правшей), по отношению к речевым функциям и опосредованным речью психическим процессам.А также относительной доминантностью правого полушария в реализации гностических функций. 3 этап: проблема доминантной специфичности полушария, т.е. в рамках развития нейропсихологии существует определенная функциональная специфичность полушария, т.е. каждое полушарие вносит определенный вклад в развитие любой психической функции. Т. о. в настоящее время можно считать установленным несколько основных положений касающихся межполушарной ассиметрии ГМ. 1) Межполушарнаяассиметрия ГМ, понимаемая как различия по характеру и не равная по значимости участия левого или правого полушарий в осуществлении различных психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер, именно поэтому выделяют: — моторные ассиметрии (это неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга. разновидности- ручная или мануальная, кожная и др.) — сенсорные ассиметрии (это неравнозначность восприятия каждым из полушарий, объектов расположенных справа и слева от средней плоскости тела: зрительная, слуховая, тактильная, обон-ая) — психическаяассиметрия (ассиметрия мозговой организации речевых и др. ВПФ: перцептивных, мнистических, интеллектуальных) — морфологическая ассиметрия (неравномерность строения ГМ, в связи с этим выделяют: «чистые правши» с ведущей правой рукой, ухом.., праворукие или переученный при ведущем ухе или глазом будет левая сторона, левши с ведущей левой рукой, амбидекстры — и левой и правой) 2) Каждая конкретная форма межполушарной ассиметрии характеризуется определенной степенью или мерой, учитывая количественные показателя, можно говорить о сильной или слабой ассиметрии. Пользуясь коэффициентом ассиметрии можно выделить слабость той или иной стороны ГМ. 3) Межполушарнаяассиметрия мозга у взрослого человека, это продукт биосоциальных механизмов. Основы функциональной специализации полушарий являются врожденные механизмы, однако в процессе развития ребенка происходит межполушарного взаимодействия и межполушарной ассиметрии. Т. о. под функциональной ассиметрией понимается различное по характеру и не равное по значимости участие левого и правого полушария мозга в осуществлении психических функций. Направления в изучении проблем межполушарнойассиметрии мозга. 1) Экспериментальное изучение специфических нарушений (вербальных и невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. 2) Сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично- расположенных структур левого и правого полушария. Основные нейропсихологические синдромы, описанные А. Р. Лурия, это преимущественно синдромы поражения левого полушария. Изучение синдромов поражения левого полушария началось сравнительно недавно.

Зрительные агнозии

Зрительный гнозис нарушается, когда пораженными оказываются затылочные отделы коры. В результате больной видит некоторый предмет, но не может его узнать. При этом может быть несколько вариантов. В некоторых случаях зрительный гнозис работает следующим образом: человек способен верно определить внешние свойства данного предмета (величина, форма, цвет), но не может его узнать. К примеру, больной описывает яблоко как «нечто розовое, круглое». Если дать человеку этот предмет в руки, он узнает его при ощупывании. Таким образом, нарушен предметный гнозис. В других случаях больной не способен различить знакомые лица. Тогда некоторые больные с этим расстройством запоминают людей по таким признакам, как родинка, одежда и т. д. Существуют и другие случаи агнозии, когда человек узнает предмет, может назвать его функцию и свойства, однако не способен вспомнить его название. Их относят к речевым расстройствам.

В некоторых случаях, когда нарушен зрительно-пространственный гнозис, может страдать зрительная память, пространственная ориентировка. Фактически можно говорить о том, что механизмы памяти нарушены уже при неузнавании человеком предмета. Ведь в этом случае его нельзя сличить с образом, находящимся в гностической матрице. Имеются и случаи, при которых при повторном осмотре предмета человек понимает, что уже его видел, но все еще не может его узнать. Больной, пространственная ориентировка которого нарушена, не просто не узнает дома, лица и т. д., ранее ему знакомые, а может ходить много раз по одному и тому же месту, не догадываясь об этом. При зрительных агнозиях часто теряется возможность определения цифр, букв. Утрачивается в некоторых случаях и способность к чтению. Бывают и другие варианты того, как проявляется нарушение зрительного гнозиса. Больные при этих расстройствах часто сами говорят: «Не вижу», «Не знаю». Однако они видят предметы, поскольку не натыкаются на них, обходят их.

ГНОЗИС И ПРАКСИС И ИХ НАРУШЕНИЯ

Другие нарушения психической деятельности рассмотрены в соответствующих главах. В частности, нарушения речи — см. раз- дел 6.15.5; нарушения мышления — см. раздел 6.15.1; нарушения памяти — см. раздел 6.6.

А. Гнозис и его расстройства.Гнозис в буквальном смысле сло­ва означает «узнавание». Наша ориентировка в окружающем ми­ре связана с узнаванием формы, величины, пространственной со­отнесенности предметов и, наконец, с пониманием их значения, которое заключено в названии предмета. Этот запас сведений об окружающем мире складывается из анализа и синтеза потоков сенсорных импульсов и откладывается в системах памяти. Рецепторный аппарат и передача сенсорных импульсов при поражениях высших гностических механизмов сохраняются, но интерпретация этих импульсов, сличение получаемых данных с образами, храня­щимися в памяти, нарушаются. В результате возникает расстрой­ство гнозиса — агнозия, суть которой в том, что при сохранности восприятия предметов теряется ощущение их «знакомости» и ок­ружающий мир, ранее такой знакомый в деталях, становится чуж­дым, непонятным, лишенным значения.

Гнозис нельзя себе представить как простое сопоставление, распознавание образа. Гнозис — это процесс непрерывного обнов­ления, уточнения, конкретизации образа, хранимого в матрице памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимае­мой информацией.

Тотальная агнозия,при которой наблюдается полная дезориен­тировка, встречается нечасто. Значительно чаще нарушается гнозис в какой-либо одной анализаторной системе, причем в зависимости от степени поражения выраженность агнозии различна.

Зрительные агнозиивозникают при поражении затылочных от­делов коры. Больной видит предмет, но не узнает его. Здесь могут быть различные варианты. В одних случаях больной правильно описывает внешние свойства предмета (цвет, форма, величина), однако узнать предмет не может. Например, яблоко больной опи­сывает как «что-то круглое, розовое», не узнавая в яблоке яблоко. Если дать этот предмет больному в руки, то он при ощупывании узнает его. Бывают случаи, когда больной не узнает знакомые ли­ца. Некоторые больные с подобным расстройством вынуждены запоминать людей по каким-то другим признакам (одежда, ро­динка и т.д.). В других случаях агнозий больной узнает предмет, называет его свойства и функцию, но не может вспомнить, как он называется. Эти случаи относятся к группе речевых расстройств.

При некоторых формах зрительных агнозий нарушаются про­странственная ориентировка, зрительная память. Практически уже при неузнавании предмета можно говорить о нарушениях механиз­мов памяти, поскольку воспринимаемый предмет не может быть сличен с его образом в гностической матрице. Однако бывают случаи, когда при повторном предъявлении предмета больной гово­рит, что уже видел его, хотя узнать по-прежнему не может. При на­рушениях пространственной ориентировки больной не только не узнает знакомых ему ранее лиц, дома и т.д., но и может много раз ходить по одному и тому же месту, не подозревая об этом.

Нередко при зрительных агнозиях страдает и узнавание букв, цифр, возникает потеря способности к чтению.

Слуховые агнозиивозникают при поражении височной доли в области извилины Гешля. Больной не может узнать знакомые ранее звуки: тиканье часов, звон колокольчика, шум льющейся воды. Возможны нарушения узнавания музыкальных мелодий — амузия.

В ряде случаев нарушается определение направления звука. При не­которых видах слуховой агнозии больной не в состоянии различать частоту звуков, например ударов метронома.

Сенситивные агнозииобусловлены нарушением узнавания так­тильных, болевых, температурных, проприоцептивных образов или их сочетаний. Они возникают при поражении теменной об­ласти. Сюда относятся астереогноз, расстройства схемы тела. При некоторых вариантах астереогноза больной не только не может определить предмет на ощупь, но и не в состоянии определить форму предмета, особенность его поверхности. К сенситивным агнозиям относится также анозогнозия,

при которой больной не осознает своего дефекта, например паралича. Фантомные ощуще­ния можно отнести к нарушениям сенситивного гнозиса.

При обследовании детейследует иметь в виду, что маленький ребенок не всегда может правильно показать части своего тела; это же относится и к больным, страдающим слабоумием. В по­добных случаях говорить о расстройстве схемы тела, конечно, не приходится.

Вкусовые и обонятельные агнозиивстречаются редко. Кроме того, узнавание запахов очень индивидуально, во многом связано с личным опытом человека.

Б. Праксис и его расстройства.Под праксисом понимают целе­направленное действие. Человек усваивает в процессе жизни мас­су специальных двигательных актов. Многие из этих навыков, формируясь при участии высших корковых механизмов, автома­тизируются и становятся такой же неотъемлемой способностью человека, как и простые движения. Однако при’поражении корко­вых механизмов, участвующих в осуществлении этих актов, воз­никают своеобразные двигательные расстройства — апраксии,при которых нет ни параличей, ни нарушений тонуса или координа­ции и даже возможны простые произвольные движения, но более сложные, чисто человеческие двигательные акты нарушаются. Больной вдруг оказывается не в состоянии выполнять такие, ка- залось бы, простые действия, как рукопожатие, застегивание пу­говиц, причесывание, зажигание спички и т.д. Апраксия возника­ет прежде всего при поражении теменно-височно-затылочной об­ласти доминантного полушария, при этом страдают обе полови­ны тела. Может возникнуть апраксия также при поражении субдоминантного правого полушария (у правшей) и мозолистого тела, связывающего оба полушария. В этом случае апраксия оп­ределяется только слева. При апраксии страдает план действия, т.е. составление непрерывной цепочки двигательных автоматиз­мов. Вследствие нарушения плана действия при попытках выпол­нить задание больной совершает много ненужных движений.

В отдельных случаях наблюдается парапраксия,когда выпол­няется действие, лишь отдаленно напоминающее данное задание. Иногда наблюдаются также персеверации,т.е. застревание на ка­ких-либо действиях. Например, больного просят произвести ма­нящее движение рукой. После выполнения этого задания предла­гают погрозить пальцем, но больной по-прежнему выполняет первое действие.

В некоторых случаях при апраксии обычные, бытовые дей­ствия сохраняются, но утрачиваются профессиональные навыки (например, умение пользоваться рубанком, отверткой и т.д.).

По клиническим проявлениям различают несколько видов ап­раксии: моторную, идеаторную и конструктивную.

Моторная апраксия.

Больной не может выполнять действий по заданию и даже по подражанию. Его просят разрезать бумагу ножницами, зашнуровать ботинок, разлиновать бумагу при по­мощи карандаша и линейки и т.д., но больной, хотя и понимает задание, не может его выполнить, проявляя полную беспомощ­ность. Даже если показать, как это делается, больной все равно не может повторить движение. В отдельных случаях оказывается невозможным выполнение таких простых действий, как присе­дание, повороты, хлопание в ладоши. Разновидностью мотор­ной апраксии является моторная афазия (афазия Брока, речевая апраксия).

Идеаторная апраксия.

Больной не может выполнять действия по заданию с реальными и воображаемыми предметами (напри­мер, показать, как причесываются, размешивают сахар в стакане и т.д.), в то же время действия по подражанию сохранены. В неко­торых случаях больной может автоматически, не задумываясь, выполнять определенные действия. Например, целенаправленно он не может застегнуть пуговицу, но выполняет это действие ав­томатически.

Конструктивная апраксия.

Больной может выполнять различ­ные действия по подражанию и по устному приказу, но оказывается не в состоянии создать качественно новый двигательный акт, сложить целое из частей, например, составить из спичек опреде­ленную фигуру, сложить пирамиду и т.д.

Некоторые варианты апраксии связаны с нарушением гнозиса. Больной не узнает предмет или у него нарушена схема тела, по­этому он не в состоянии выполнять задания или выполняет их не­уверенно и не совсем правильно.

Важно помнить, что праксис формируется по мере созревания ребенка,дети младшего возраста не могут выполнять еще таких простых действий, как причесывание, застегивание пуговиц и т.д.

Слуховые агнозии

Они возникают тогда, когда височная доля поражена в районе извилины Гешля. Человек при этом не может узнать звуки, знакомые ему ранее: шум воды, звон колокольчика, тиканье часов и др. Слуховой гнозис в этом случае нарушен. Амузия наблюдается тогда, когда больной не способен определять музыкальные мелодии. Направления звуков нельзя различить также при слуховой агнозии. При некоторых ее видах больной не может определить и их частоту.

Сенситивные агнозии

Бывают и сенситивные агнозии, которые возникают в результате нарушения узнавания температурных, болевых, тактильных, проприоцептивных образов, а также их сочетаний. Эти расстройства появляются в случае поражения теменной области. К ним относится, например, расстройство схемы тела, или астереогноз. В некоторых случаях человек не просто не способен определить на ощупь некоторый предмет, но и составить представление о его форме, особенности поверхности. Анозогнозия также относится к сенситивным агнозиям. При ней человек не осознает своего дефекта, к примеру, паралича. К сенситивной агнозии можно отнести фантомные нарушения.

Когда появляются апраксии

Когда корковые механизмы, которые участвуют в осуществлении данных процессов, поражаются, появляются апраксии – особые двигательные расстройства. При этом нет ни нарушений координации или тонуса, ни параличей, возможно даже осуществлять простые произвольные движения. Однако более сложные двигательные акты, чисто человеческие, нарушаются. В результате этого больной не может выполнять такие простые действия, как зажигание спички, причесывание, застегивание пуговиц, рукопожатие и др. Апраксия появляется главным образом тогда, когда поражено доминантное полушарие (теменно-височно-затылочная область). Тем не менее обе половины тела человека страдают при этом.

Апраксия может появиться также в случае нарушений в работе субдоминантного правого полушария (если речь идет о правшах) и связывающего оба полушария человека мозолистого тела. В данном случае она определяется лишь слева. В результате апраксии страдает план действия. Другими словами, оказывается нарушенной непрерывная цепочка, в которую складываются двигательные автоматизмы. Из-за этого больной, пытаясь выполнить то или иное задание, совершает множество лишних движений.

Что такое праксис?

Праксис представляет собой ряд функций и действий, которые совершаются организмом в автоматическом порядке. Например, человек с рождения дышит, потом учиться ходить, говорить, в дальнейшем эти действия совершаются уже автоматически, то есть бездумно и не требуют заранее определять суть данного действия.
Автоматическое выполнение определенных действий выполняется за счет сигналов, которые проходят в коре головного мозга.

Если у человека нарушаются подобные сигналы, то в данном случае можно говорить об апраксии, то есть о расстройствах праксиса.

Определение 1

Итак, праксис – это нормальное функционирование организма по совершению определенных действий, а, апраксис, наоборот, дефекты в реализации праксиса.

Замечание 1

В логопедии и других науках изучается апраксис, как явление обратное праксису, так как именно он представляет особый интерес для ученых, а, главное, людей необходимо избавлять именно от него.

Принято считать, что когда у человека наблюдается апраксис, то, скорее всего, идет нарушение доминантного полушария (височная, теменная или затылочная область).

Также надо отметить, что данное заболевание проявляется в том, что человек не имеет возможности выполнять самые простые действия, например такие как: расчесываться, чистить зубы, самостоятельно идти или застегнуть пуговицу и т.д. При этом выполнение сложных действий иногда вполне под силу больному.

Общее состояние здоровья при таком заболевании тоже вполне нормальное, то есть тонус, активность – все в норме.

Так, люди, которые страдают апраксией, не могут трудиться и вести нормальный образ жизни, что затрудняет их общее положение в обществе.

Логопедия также занимается рассмотрением больных с апраксией, пытается использовать различные методики, направленные на улучшение состояния больного.

Чаще всего в логопедии используются следующие методы лечения больных апраксией:

  • Специальные физические упражнения. Специально разработанные методики физических упражнений направлены на укрепление мышц и запоминание действий больным апраксией. Это помогает «обманывать» мозг и дает возможность выполнять иногда элементарные действия без помощи посторонних;
  • Психологическое укрепление здоровья. Люди, страдающие таким заболеванием, имеют побочно и психические расстройства, так как им нелегко адаптироваться в обществе, а, главное, принять самих себя в таком положении. Логопеды при помощи разных психологических методик пытаются не только восстановить физическое здоровье пациентов и создать здоровую психологическую атмосферу, которая также способствует восстановлению больных.

Парапраксия

В некоторых случаях выявляется парапраксия. При ней выполняется действие, которое только отдаленно напоминает задание. Наблюдаются также разновидности персеверации. В этом случае человек застревает на определенных действиях. К примеру, больному предлагают осуществить манящее движение рукой. Затем его просят погрозить пальцем, однако человек вновь выполняет первое движение.

В отдельных случаях апраксии сохраняются обычные, бытовые действия, однако профессиональные навыки утрачиваются. К примеру, теряется умение пользоваться отверткой, рубанком и т. д.

Моторная апраксия

В этом случае человек не способен выполнять необходимые действия по заданию, а возможно, и по подражанию. Например, его просят зашнуровать ботинок, разрезать ножницами бумагу или разлиновать ее с помощью линейки и карандаша и т.д. Больной понимает задание, однако не способен его выполнить. Он не в состоянии даже повторить движение, если ему показать наглядно, как это делается. В некоторых случаях человек не может осуществить даже самое простое действие, такое как хлопание в ладоши, поворот или приседание. Моторная афазия, которую называют также речевой апраксией, или афазией Брока, является одной из разновидностей этого нарушения.

VI. Праксис. Исследованию праксиса предшествует тщательное знакомство с данными клинического анализа двигательных функций: силы и точности движений, состояния мышечного тонуса, наличия гиперкииезов и т. д. не только в конечностях (руках), но и артикуляторного аппарата.

35. Идеаторный и идеомоторный праксис исследуют да­лее, предлагая больному выполнять действия с реальными предметами, например: зажечь спичку, причесаться, расстег­нуть и застегнуть пуговицу и т. д.; действия с воображаемыми предметами, например: показать, как пилят дрова, забивают гвозди, размешивают сахар в чашке; символические действия: попрощаться, поманить пальцем, отдать воинское приветствие и др.

36. Конструктивный праксис. Складывание из палочек по образцу простых и более сложных геометрических фигур: квад­рата, ромба, сложной ломаной линии из 10 линейных отрез­ков (комплексная фигура Рея). Рисование (без образца) по заданию: домик, человечек, звезда, куб, ромашка, циферблат. Рисование геометрических фигур с перевертыванием их на 180°, например треугольника с заштрихованным углом, тра­пеции с треугольником внутри и т. д.

37. Динамический праксис (по А. Р. Лурия). Проба «ку­лак— ладонь — ребро» выполняется по зрительному показу одной (здоровой) рукой; при этом больному предлагается по­следовательно ударять по столу кистью руки, сжатой в кулак, плашмя и ребром: кулак — ладонь — ребро; ребро — кулак — ладонь; ладонь — ребро — кулак и т. д. Проба на реципрокную координацию движений (по Н. И. Озерецкому), при которой больному предлагается одновременно сжимать в кулак одну руку и распрямлять другую; эти движения чередуются не­сколько раз. Проба проводится при отсутствии у больных явлений пареза. Проба па усвоение заданной последовательно­сти движений пальцев рук (постукивание по столу) по зри­тельному показу, например: II—III—IV пальцы; I—V—I паль­цы и другие варианты. Проба на усвоение заданной последо­вательности движений пальцев по пропрпоцептивпому показу (глаза испытуемого закрыты, порядок движений демонстри­руется с помощью пассивных движений пальцев эксперимен­татором), например: I — III — II пальцы; II — I — IV пальцы и т. д. Воспроизведение заданного графического стереотипа, на­пример: заполнить строчку как можно быстрее следующей се­рией: XX000XX000XX. . . или 6660066600. .. Могут быть и дру­гие варианты проб на динамический праксис, при выполнении которых обращается особое внимание на дезавтоматизацию двигательного акта, персеверации, эхопраксии.

38. Оральный праксис. Простые движения губ и языка: вы­сунуть язык, надуть щеки, поместить язык между зубами и нижней губой. Сложные движения губ и языка: посвистеть, «задуть» горящую свечу, сплюнуть, поцеловать и т. д.

При оценке результатов выполнения проб по разделу «прак­сис» необходимо выяснить, какие нарушения могут быть обус­ловлены речевыми расстройствами (неудержанис ряда, отчуж­дение смысла слов и т. д.). Следует также охарактеризовать особенности двигательных операций (дискоординаторные на­рушения, персеверакои, эхопраксии, истощасмость и т. д.), их адекватность в отношении заданной экспериментатором ситу­ации (например, в ответ на предложение поманить пальцем, грозить им и т. п.). Учитывается способность испытуемого пра­вильно opi ептировать одежду по отношению к собственному телу (аир ксия одевания), а также ошибки в левом (чаще) или правом (реже) поле зрения и другие особенности тонких целенаправленных движений и действий.

VII. Неречевой слуховой гнозис. Пробы на узнавание не­речевых звуков, включая музыкальные мелодии и ритмы, про­водят чаще всего в процессе исследования речевой функции, но выделяются в самостоятельный раздел. При этом, так же как и при исследовании различных сторон речи, предвари­тельно знакомятся с состоянием более элементарных сторон слуха п слуховым вниманием.

39. Узнавание знакомых звуков и их последовательностей: шелест бумаги, звон монет, хлопание в ладоши и др.

40. Узнавание (идентификация) ритмов. Экспериментатор задает ритм постукиванием по столу — испытуемый должен найти идентичный среди других на схеме.

41. Узнавание мелодий известных песен, пропеваемых экс­периментатором.

42. Воспроизведение предъявленных на слух ритмических последовательностей. В одном из вариантов опыта больному может быть предложено при этом зажать язык между зубами.

43. Воспроизведение любых, знакомых испытуемому мело­дий.

VIII. Схема тела.

44. Право-левая ориентировка. Испытуемого просят показать: свою левую руку, правую руку экспериментатора (сидит рядом с испытуемым), левую руку экспериментатора (сидит напротив испытуемого со скрещенными на груди руками).

45. Пальцевой гнозис. Испытуемого просят показать паль­цы по вербальной инструкции: указательный палец, мизинец, средний, большой, мизинец, безымянный. По подражанию: по­казывают III палец, V палец, II палец, III палец, IV палец, I палец. При этом экспериментатор показывает пальцы попе­ременно то левой, то правой руки, изменяя каждый раз поло­жение кисти в пространстве. Нередко также используется проба, когда больному предлагается узнать при закрытых глазах, какие пальцы двигаются пассивно врачом.

46. Воспроизведение позы пальцев по подражанию. Экспе­риментатор при этом сидит напротив испытуемого.

47. Воспроизведение соотносительного положения кистей двух рук. Экспериментатор при этом также сидит напротив испытуемого. Последние две пробы в равной степени имеют отношение и к исследованию праксиса, в частности зрительно-пространственной организации движений. При анализе ошибок следует учитывать данные исследования праксиса, в частно­сти рисунки «лица», «ромашки» и др., в которых могут отме­чаться ошибки в левом поле зрения. Учитываются также данные клинико-психологического наблюдения за больным (не-осознание им паралича и других дефектов — анозогнозии, на­рушений чувствительности и других расстройств). Необходимо также отмечать нарушения называния пальцев рук в исследо­ваниях пальцевого гнозиса.

чтение и счет – предыдущая | следующая – гнозис

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

Конструктивная апраксия

Переходим к следующей разновидности апраксии, конструктивной. В этом случае больной способен выполнять как по устному приказу, так и по подражанию различные действия. Однако он не может осуществить новый двигательный акт, составить целое из частей. К примеру, он не способен составить определенную фигуру из спичек, сложить пирамиду и т. д.

Особенности обследования

Заметим, что некоторые виды апраксии наблюдаются при расстройствах гнозиса. У человека нарушена схема тела, или он не узнает предмет, поэтому не может выполнять задания или же не совсем правильно либо неуверенно их выполняет.

Необходимо учитывать, что праксис всегда формируется на протяжении развития ребенка. Поэтому то, что дети младшего возраста не могут выполнять простых действий (застегивание пуговиц, причесывание и т. д.), — естественное явление.

Теперь вы знаете, что подразумевается под такими терминами, как «гнозис» и «праксис», что это особые механизмы, нарушения в работе которых приводят к соответствующим расстройствам. Умение правильно определить причину нарушений является залогом успешной работы психиатра.

Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией

Библиографическое описание:

Матвиенко, Е. Н. Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией / Е. Н. Матвиенко, О. Д. Минаева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12847/ (дата обращения: 18.10.2021).


Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.

В основу системы диагностики можно выделить следующие принципы [2]:

  1. Принцип комплексного подхода. При обследовании необходимо взаимодействие всех специалистов. Направление: медицинское, педагогическое и психологическое.
  2. Принцип системного подходаопирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение коммуникативных компонентов предполагает выявление всех нарушенных сторон речевой функциональной системы: (фонетики, фонематики, лексики, грамматики, синтаксиса).
  3. Онтогенетический принцип предполагает разработку обследования с учетом последовательности появления форм коммуникации и функций речи, а также видов деятельности в онтогенезе.
  4. Принцип учета ведущего вида деятельности. При проведении обследования детей с алалией, необходимо отталкиваться от эмоциональной включенности ребенка, соответственно все задания должны предъявляться в интересной игровой форме.
  5. Принцип этиопатогенетический предполагает структуру нарушения, причины, что первично, а что вторично?
  6. Принцип динамичности предусматривает изучение ребёнка.

Моторная алалия системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [2].

Изучение праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией проводится по нейропсихологической методике Л. С. Цветковой [3].

Под неречевыми методами обследования подразумевается исследование двигательных функций: гнозиса и праксиса. Исследования неречевые методы можно выявить нарушения теменной доли, премоторных и заднелобных отделов, затылочных отделов.

Гнозис (gnosis) — (греч. происх.) узнавание [1]. При помощи чувственного (обоняние, зрение, вкус, осязание, слух) восприятия, человек способен к узнаванию окружающих предметов.

Термин праксис (praxis) — (греч. происх.) способность к выполнению целенаправленных произвольных движений и действий [1]. Следует обратить внимание на то, что в данном случае говорится о целенаправленном движении (нервные тики и другие неврологические заболевания, проявляющиеся подёргиванием мышц, в эту группу не входят).

Изучение гнозиса у дошкольников с моторной алалией проходит по следующим направлениям:

Диагностическая система представлена в таблице.

Таблица 1

Система обследования гнозиса удошкольников смоторной алалией

Содержание методик
I Изучение гнозиса
1 Восприятие предметных, реалистических изображений

Инструкция «Что здесь нарисовано?».

Важно отметить на этом этапе, ребёнок следит глазами снизу вверх и/или справа налево (вектора восприятия).

Далее к методике открывается рисунок и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные два, потом три изображения. Нами представлены несколько вариантов картинок, при исследовании используется вариант 1, 2, 3.

2 Перечеркнутые изображения

Инструкция «Что здесь нарисовано?»

3 Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).

Инструкция: «Что здесь нарисовано?».

Вариант 1. Ребёнку представлены несколько вариантов картинок, используется вариант 1, 2,

4 Незавершенные изображения

Инструкция: «Что здесь нарисовано?»

5 Химерные изображения

Инструкция: «Что здесь нарисовано?»

Если ребенок не сразу замечает «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?»

Ребёнку представлены несколько вариантов картинок, используется вариант 1, 2, 3.

6 Лицевой гнозис

Испытуемому предъявляется картинка, на которой изображены лица людей.

Инструкция: «Кто здесь изображен?»

Экспериментатор после перечисления задает более трудные вопросы: экспериментатор показывает «Чем отличаются эти люди?»; экспериментатор просит ребенка указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т. д.

Вывод: 0 баллов — самостоятельно выполняет задание без помощи эксперементатора; 1 балл — отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; 2 балла — выполняет задание после стимулирующей помощи, подсказок и наводящих вопросов;

3 балла — невыполнение задания.

Изучение праксиса у дошкольников с моторной алалией проходит по следующим направлениям:

Диагностическая система представлена в таблице.

Таблица 2

Система обследования праксиса удошкольников смоторной алалией

Содержание методик
I Изучение кинестетического праксиса.
1 Праксис поз по зрительному образцу

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор последовательно демонстрирует ребенку ряд мануальных поз:

— указательный и большой (безымянный, средний) пальцы сложены в колечко;

— рука сжата в кулак, но мизинец выставлен вперед;

— рука сжата, но указательный палец и мизинец выставлены вперед и т. п.

Обследуя правую и левую руку.

2 Праксис поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Экспериментатор складывает пальцы ребенка в мануальные позы. Затем распрямляет кисть ребенка и просит его воспроизвести заданную позу.

3 Перенос поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».

Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

4 Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор выполняет следующие действия:

— улыбается, вытягивает губы в трубочку;

— надувает щеки;

— высовывает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам;

— хмурится, поднимает брови и т. п.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Дотянись языком до носа» или «Нахмурься». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недопонимания и т. п.

II Изучение кинетического (динамического) праксиса
1 «Кулак— ребро— ладонь».

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор выполняет ряд движений:

— кулак, поставленный на ребро, вытянутая ладонь, поставленная на ребро, ладонь лежащая на столе;

— меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения.

Два раза экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком медленно и молча, потом экспериментатор предлагает ребёнку выполнить упражнение в более быстром темпе.

Затем с зафиксированным языком и с закрытыми глазами.

Поочередно обследуются обе руки.

2 Графическая проба «Заборчик»

Инструкция: Экспериментатор рисует ребенку образец:

Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги».

3 Реципрокная координация рук.

Инструкция: «Положи руки на стол. Делай, как я».

Руки кладутся рядом: одна вытянута, другая сложена в кулак, затем одновременно первая рука сжимается в кулак, а вторая распрямляется, при этом руки остаются на одном месте. Экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком, потом самостоятельно без помощи взрослого.

4 Оральный кинетический праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор, например:

— улыбается и хмурится;

— несколько раз щелкает языком, дважды свистит и щелкает языком;

— дотрагивается языком до левого, затем — правого угла рта, потом надувает щеки.

Вывод: 0 баллов — самостоятельно выполняет задание без помощи экспериментатора; 1 балл — отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; 2 балла — задание выполняет после стимулирующей помощи;

3 балла — невыполнение задания.

Обобщая результаты обследования, мы пишем заключение.

Литература:

  1. Лалаева, Р.И., Парамонова, Л.Г., Шаховская, С. Н. Логопедия в таблицах и схемах — М.: Парадигма, 2017–216 с.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 680 с.
  3. Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей — М.: Когито-центр, 2008. — 128с.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: инструкция, моторная алалия, экспериментатор, балл, вариант картинок, ребенок, рука, диагностическая система, кинестетический образец, сам ребенок.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]