Типы певческих голосов: как определить тембр голоса


Все профессиональные певческие голоса имеют широкую классификацию, в то время как раньше, в пору становления и развития мастерства вокалиста она была довольно проста, и делилась всего на четыре типа голосов – контральто и сопрано в женских, и бас и тенор среди мужских. По большому счёту, та же система деления используется и сейчас, однако диапазон голосов значительно расширился, выделились промежуточные голоса.

Диапазоном называют то, сколько нот вы можете взять, от низких до высоких, не срываясь на фальцет и не фальшивя, пытаясь понизить голос больше, чем позволяют ваши возможности. Зная свой диапазон, можно подобрать удачный репертуар, выгодно подчёркивающий красоту вашего тембра.

Типы певческих женских голосов

Женские голоса делятся на две группы – сопрано и контральто. Высокие голоса (сопрано) делятся на:

  • Колоратурное, или лирико-колоратурное – самый высокий из женских певческих голосов;
  • Лирическое – голос мягкого, нежного тембра, часто встречающийся тип, некоторые называют его «основным» для группы сопрано;
  • Лирико-драматическое – голос, имеющий большую подвижность и вариативность в исполнении, обладательницы которого могут «вытягивать» как партии лирического, так и драматического сопрано;
  • Драматическое – редкий голос, имеющий диапазон от меццо-сопрано до колоратурного;
  • Меццо-сопрано – характеризуется насыщенным, глубоким звучанием, его порой путают с драматическим сопрано, тип голоса, вобравший в себя характерные особенности как контральто, так и сопрано.

Примеры звучания сопрано

  1. Оперное
  2. Эстрадное
  3. Меццо-сопрано
  4. Контральто – самый низкий их женских певческих голосов, насыщен глубоким звучанием на всём диапазоне.

Классификация голосов

Классифицировать типы певческих голосов можно по разным параметрам. Первые попытки осуществить это были сделаны в XII—XIII вв. Принятая в настоящее время характеристика певческих голосов сложилась в XIV в. с развитием многоголосного хорового пения. Именно тогда их разделили по полу исполнителя и диапазону. Вначале было 4 главных голоса, сопутствующих музыке, — по два мужских и женских (бас и тенор, сопрано и альт).

Усложнение репертуара привело к более подробной дифференциации голосов, впервые появившейся в итальянской оперной школе. В характеристике учитывались тональность, тембр, рабочий диапазон, тесситура (зона комфортного пения).

Типы певческих мужских голосов

Среди мужчин это теноровая, баритоновая и басовая группы. Среди теноров (высоких голосов) можно выделить:

  • Контратенор – редкий, очень высокий голос, его довольно легко спутать с женским сопрано, не видя исполнителя;
  • Тенор-альтино – наиболее высокий (за исключением контратенора) из мужских певческих голосов;
  • Лирический – аналог лирического сопрано, имеет такой же мягкий тембр и звучание; Характерный – своеобразный голос, использующийся, как правило, в операх и постановках, имеющий много характерных штрихов, создающих представление о личности представляемого персонажа;
  • Лирико-драматический – с одинаковой лёгкостью может исполнять партии как лирического, так и драматического тенора;
  • Драматический – голос, имеющий большую силу и драматическую окраску, нежели лирико-драматический тенор.

Пример звучания тенора

Баритоны (считающиеся промежуточным голосом между басом и тенором), делят на:

  • Лирический – близкий по звучанию к тенорам, но всё же имеющий уже баритональную окраску, голос;
  • Лирико-драматический – самый яркий по окраске и звучанию голос среди баритонов, обладатели которых могут исполнять партии и лирического, и драматического характера;

Драматический – наиболее сильный, глубокий из этого типа голосов, имеющий мрачноватую окраску.

Примеры звучания баритонов:

  • Оперный баритон
  • Эстрадный баритон

Басы (низкие голоса) делятся на:

  • Высокий бас, или кантанте (также называют «певучим») – имеет светлое звучание, легко спутать с баритоном;
  • Центральный – глубокий голос, ярко выраженного басового характера с большими возможностями, может быть несколько тускловат в верхнем регистре;
  • Низкий (профундо), или «бас-октавист» – редкий, очень низкий, грудной, глубокий голос.

Самый низкий бас в истории попал в Книгу Рекордов Гиннесса, выдав ноту, звучание которой было на восемь октав ниже самой низкой ноты на фортепиано! Этот звук могут услышать только крупные животные или человек, при условии использования специального оборудования.

Что такое диапазон

Диапазон – это звуковой объем. Это потенциальные возможности певца брать те или иные ноты. Все мы с рождения обладает определенным диапазоном. Его можно развивать на несколько тонов в случае необходимости. Очевидно, что частотный диапазон голоса мужчин и женщин различен. Это заметно даже при обычной беседе. У мужчин голос более грубый. Это связано с более толстыми голосовыми складками, которые даны им с рождения.

Регистр – определенный участок звукового объема. Он может быть верхним, средним или нижним. Используется как отдельная возможность измерения голосовых данных.

Женские и мужские певческие возможности делятся на несколько видов.

Для сильной половины человечества характерен бас, баритон и тенор. Соответственно – низкий, средний и наиболее высокий. Девушкам же свойственен контральто, меццо-сопрано, сопрано. Градация такая же, как у мужских голосов: от более низкого до самого высокого.

Как самому определить свой тембр голоса?

Самостоятельное определение типа собственного голоса – довольно трудная задача. Основная сложность заключается в том, что отличительные особенности каждого типа проявляются по мере развития голоса. Если же человек никогда ранее не занимался вокалом, то определить свой голос ему тяжело, его диапазон в этот момент слишком узок.

Исходя из этого, человеку сначала нужна распевка. Необходимо обращать внимание на ноты и на то, какие из них звучат лучше. Поможет также определение расширения диапазона, после чего можно сравнить его с диапазонами всех основных типов голоса.

Существуют и различные приложения для смартфонов, функция которых – определение типа голоса на основе прослушивания пользователя. Они могут помочь человеку чуть лучше разобраться с пониманием своего голоса, но даже близко не заменят занятие с профессиональным преподавателем.

Как узнать границы своего диапазона

Для начала следует понять основное различие между певческим и звуковым диапазоном. В обычной жизни мы способны издавать различные звуки: начиная от шепота и до громких возгласов радости и счастья. Такие высокие или напротив – низкие звуки, едва ли удастся воспроизвести в пении.

Самый низкий и свистковый регистр звукового диапазона не задействован в пении.

Чтобы узнать границы своих вокальных возможностей есть несколько способов. Это, безусловно, можно сделать дома. Нужно подойти к фортепиано и начать распеваться в соответствии с увеличением звука инструмента (или снижением звука). Когда вы уже не сможете спеть выше или ниже – это предел ваших возможностей на сегодняшний день. В


Но есть и другой, более надежный и достоверный способ – посещение фониатора. Он даст полноценную консультацию и расскажет, есть ли смысл развивать собственные возможности, и если да – то в сторону верхнего или нижнего регистра. Впрочем, вы можете несколько понизить звучание собственного голоса с помощью специальных упражнений.

Как преподаватель определяет тип вашего голоса?

Если же речь идёт о занятиях с преподавателем, то можно выдвинуть четыре критерия определения типа голоса:

  • Во-первых, это тембр, которым называют индивидуальную окраску голоса человека;
  • Во-вторых, это диапазон, о котором было сказано выше;
  • В третьих, это тональность, в которой человеку легче петь;
  • В четвёртых, это тесситура – звуковысотная нагрузка на голос.

Преподаватель в качестве теста может начать играть нижнюю, а затем верхнюю границу диапазона, а также его середину. Задача обучаемого – пытаться повторить ноты. К примеру, он может повторять их напевая звук «м».

Также определить голос можно и по длине голосовых связок. Голос более высокий, если связки короче. У сопрано, к примеру, длина связок находится в районе десяти – двенадцати миллиметров, а у баса – двадцать три – двадцать четыре миллиметра.

Эксклюзив на сцене

Иногда певцы настолько профессиональны, что способны исполнять партии с разным характером. Такие голоса принято называть «абсолютными».

Например, известной певице Марии Каллас были подвластны все сопрановые партии — от драматических до колоратурных. Ее появление на сцене в изысканных нарядах и мехах вызывало сенсацию. Но такие возможности открываются только перед уникальными голосами с тщательной отработкой техники звука.

Определить тип голоса у начинающего певца практически невозможно, поскольку в ходе обучения меняются степень диапазона и тембр.

Зачем нужно менять свой голос и стоит ли это делать

Низкий голос, если он идет изнутри, обладает особым магнетизмом и действительно завораживает.
Считается, что бархатный тембр добавляет образу его обладателя сексуальности. Такой человек подсознательно воспринимается более привлекательным, способным постоять за себя, вызывает к себе доверие и уважение.

Кстати, тема понижения тона очень актуальна для тех, кто заикается. Потому что говорить медленно, низко и одновременно заикаясь, — сложно: психологически человек ощущает себя более устойчивым, авторитетным и физиологически нет большого напряжения органов голосового аппарата.

Причины того, чтобы сделать низкий голос могут быть разные: от желания изменить свой слишком высокий, дрожащий, излишне напряженный, не соответствующий возрасту тон до желания произвести впечатление и стать увереннее в себе.

Меццо-сопрано

Обладательницы этого среднего регистра способны брать ноты от ля малой октавы до ля второй (2 октавы). Такой тембр является самым востребованным на мировой сцене, ведь высокие женские голоса встречаются в природе гораздо чаще. Меццо-сопрано звучит сильнее и богаче сопрано, и подходит для зрелых героинь с решительным, волевым характером, взять хотя бы всем известную Кармен. Густой и сочный звук этого тембра стоит использовать именно в нижнем регистре, так как на высоких частотах он теряет свою особенную глубину. Недаром с итальянского «меццо» переводится как «немного» — а значит, верхами лучше не злоупотреблять. Как и обыкновенное сопрано, по окраске звучания меццо-сопрано может быть лирическим

либо
драматическим
.

Советы и упражнения для низкого голоса

Сначала несколько советов:

  1. Следите за темпом своей речи. Чем быстрее вы говорите, тем выше становится ваше звучание. Так сказывается напряжение голосовых связок.
  2. Дышите через нос. Правильное дыхание способствует снятию психоэмоционального напряжения и понижению тона.
  3. Высыпайтесь. Хороший сон расслабляет голосовой аппарат и позволяет сделать голос более низким.
  4. Правильная осанка и ненапряженное состояние позвоночника помогут развить низкий голос. Прямая спина — признак уверенного в себе человека. А это качество личности оказывает большое влияние на силу голоса и на его звучание.
  5. Положение гортани непосредственно влияет на то, будете вы говорить низким голосом или нет: чем ниже гортань, тем реальнее сделать тембр ниже. Поэтому проявляйте упорство и настойчивость в тренировке мышц шеи, которые приводят в движение гортань, учитесь управлять ими.
  6. Бросайте курить. Зачастую, чтобы сделать голос ниже, девушки прибегают к такой уловке. Никотин действительно делает тембр грубее. Но грудного звучания и бархатистости тона с его помощью никогда не добиться.
  7. Иногда, чтобы сделать голос ниже мужчине, нужно посетить врача-эндокринолога и устранить гормональный сбой в организме. От уровня тестостерона напрямую зависит высота звучания.
  8. Можно достичь поставленной цели оперативным путем. Это для тех, кому желание поскорее измениться и сделать свое звучание другим, не дает покоя.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]