Игры и упражнения для развития фонематического слуха


Представьте счастливого первоклашку, который уже отлично читает и уверенно выводит буквы в прописи, а дома с удовольствием берется за уроки. Представили? Картинка похожа на рекламный ролик, не имеющий ничего общего с реальностью?

На первый взгляд, да. Но это реально, если еще до школы начать заниматься с ребенком развитием фонематического слуха. В этой статье поговорим о том, как помочь ребенку в овладении чтением и письмом через развитие фонематического слуха.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей 3- 4 лет

«Далеко и близко»

Суть игры:

Вы громко называете какое-нибудь слово и говорите, что это слово звучит громко, потому что я нахожусь рядом с тобой. Затем отходите и называете другое слово, только уже более тихо. Просите ребенка повторить это слово и говорите, что оно звучит тихо, потому что вы стоите далеко.

Затем вы поочередно называете слова то тихо, то громко и ребенок должен сказать, какие слова звучат «далеко», а какие «близко».

Эта игра учит ребенка распознавать и запоминать звуки в словах.

«Правильно – неправильно»

Вам понадобятся карточки с изображениями. Подойдут картинки для развития 0+, где нарисованы различные предметы, растения и животные.

Суть игры:

Возьмите карточку с любым изображением и поспросите ребенка хлопать в ладоши, если вы неправильно называете предмет на картинке. Для примера пусть будет карточка с яблоком. Вы показываете ее ребенку и говорите: «МЯБЛОКО». Ребенок хлопает, и вы просите его назвать слово правильно. Также вы можете намеренно пропускать звук в слове и ребенок должен вас поправлять.

Благодаря этому упражнению ребенок запоминает правильное звучание слов, что поможет ему меньше ошибаться при обучении чтению.

«Лишний слог»

Суть игры:

Вы монотонно повторяете ребенку один и тот же слог, а затем в этот одинаковый ряд добавляете другой слог. Ребенок должен в этот момент остановить вас хлопком и назвать лишний слог. К примеру, вы говорите: «ГА-ГА-ГА-ГА», а затем вставляете «ДА» и продолжаете «гакать» дальше. Ребенок слышит другой звук, хлопает в ладоши и называет лишний слог.

Эта игра хорошо развивает слух, тренирует внимание и учит различать звуки.

Как развивать фонематический слух у детей с ОНР. Консультации для родителей.

ГБДОУ д/с № 15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга. Учитель-логопед: Кузьменко Л.Н.
Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. « Словарь логопеда» под ред. В.И. Селиверстова.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать «Работу над ошибками»!

Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!

Приступим! Занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным. В игровой форме будут проходить и наши занятия, но носить обучающий характер. По сути, они являются «Работой над ошибками», предотвращая их появление. Такую « Работу над ошибками» делать весело, а придя в школу, малыш напишет диктант без ошибок.

Учеными доказано, что еще до рождения дети слышат и реагируют на звуки внешнего мира по-разному.

С появлением ребенка на свет, эти звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шелест листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Эта способность формируется у него постепенно. Со 2-4 недели от момента рождения малыш начинает реагировать на любые звуки. Мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения , улыбку, а резкие ( сердитый голос) – плач. В 7-10 месяцев ребенок уже откликается на слово. Только к концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая произносительные возможности ребенка. Уже на третьем году жизни малыши могут заметить неправильное произношение у своих сверстников и даже попытаться исправить их.

А к 5 годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но, и своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что проявляется в отказе от общения, от совместной деятельности. Кроме того , это обязательно сказывается на овладении чтением и письмом.

Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введения их в речь при одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи.

Но, если ребенок все звуки произносит верно, он часто не различает на слух некоторые из них, а это, в свою очередь, сильно затрудняет, а иногда и искажает понимание речи, а также проявляется в ошибках при письме.

Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие несложные задания: 1. Предложите повторить за вами слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши. 2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

  • Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.
  • Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».

3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.

  • Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.
  • Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак;жук-лук сук-тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  3. азличение слов, близких по звуковому составу;
  4. различение слогов;
  5. различение звуков;
  6. анализ звукового состава слова.

Давайте же приступим к занятиям по развитию фонематического слуха у Вашего малыша!

1 этап – узнавание неречевых звуков.

Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.

  1. Предложите малышу послушать звуки за окном: « Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».
  2. Используйте следующие игры:

Игра «Солнце или дождик?»

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!

Игра « Солнце и дождик » достаточно простая, однако, очень нравится детям и проходит всегда весело!

Игра «Большой или маленький».

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен узнать и показать, который из зайцев только что играл.

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже если малыши уже старше, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра «Далеко — близко».

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» — «близко».

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) — далеко — (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

Игра «Угадай, как надо делать».

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или даже стихи:

Капля раз, капля два, Капля медленно сперва – Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки) Стали капли поспевать. Капля каплю догонять – Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще). Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем (руки над головой).

Используйте драматизацию.

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш угадывает медведей.

Спросите, например: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?».

Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко ( до писка) и очень низко ( до хрипоты в голосе), т.е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.

С детьми постарше можно драматизировать эту сказку.

В игре с ребенком 2-4 лет взрослый руководит ходом игры, беря на себя роль ведущего. Дети 5-7 лет, выучив правила игры, могут играть самостоятельно.

3 этап – различение слов, близких по слоговому составу.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого малыша.

Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых пол звуковому составу, Постепенно переходя к более сложному.

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

— В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас). — Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

4 этап – различение слогов.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Игра «Кто как кричит?» Взрослый выставляет картинки и говорит: « Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».

— Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

5 этап – различение звуков

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»). Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.

— Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

Игра «Прогулка на велосипедах».

— Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…». — Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».

Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки С и Ж).

6 этап – анализ звукового состава слова.

Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места ( начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

  1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале слова: Назови первый звук в слове Улей, Аист, Ира, Оля.
  2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Игра « Пропустим мы во двор слов особенных набор».

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы поднять вверх:»Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком». Малыши открывают ворота, если слышат заданный звук. Если в слове нет указанного звука, то ворота захлопываются. По окончании, можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.

Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, Выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).

Игра «Мяч не трогать или поймать – постарайся отгадать»

Взрослый предлагает ребенку поймать мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если заданного звука нет.

Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это- определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение последовательности звуков в слове, их количества.

Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их обучение в школе. И Вам не пришлось устраивать некую школу на дому. Мы играли! А в игре и сложное становится доступным. Самое главное – верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!

Использованная литература: Куниченко О.А. «Развитие фонематического слуха», Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Борякова Н.Ю., Косицина М.А. «Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с ОНР». Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР под ред. Боряевой Л.Б. и Логиновой Е.А.

Игры для детей 4–5 лет

«Звук-потеряшка»

Суть игры:

Загадайте с ребенком звук, который он будет отыскивать в словах. Пусть выберет сам, какой ему больше нравится. Допустим «М». Затем начните называть различные слова с этим звуком и без него. Ребенок должен топнуть ногой или хлопнуть, когда услышит слово со звуком «М»: БАРАБАН, ЦВЕТОК, ЯБЛОНЯ, БАНАН, МАГАЗИН, СОВА, МОТОР.

В этом упражнении также тренируется внимание, слух и правильное восприятие звуков.

«Слово-потеряшка»

Суть игры:

Эта игра похожа на предыдущую. Только здесь нужно искать не звук, а слово, которое затерялось среди похожих по звучанию слов. Загадайте с ребенком слово, например «ТОЧКА». Затем называйте созвучные слова: ДОЧКА, ТАЧКА, МОЧКА, КОЧКА, ПОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА. Услышав потерянное слово, ребенок должен отреагировать хлопком или прыжком.

«Ты мое эхо»

Суть игры:

Предложите ребенку поиграть в эхо. Скажите: «Ты будешь моим эхом. Я буду говорить, а ты за мной повторяй». Затем идите в другую комнату и начинайте игру. Выбирайте слова и звуки, которые ребенок произносит с ошибками или с трудом. Повторяя за вами по несколько раз, ребенок отточит правильное произношение.

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

  • Пантогам

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

  • Глицин

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

  • Фенибут

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

  • Кортексин

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

Игры для детей 5–6 лет

«Поющее лото»

В этой игре должен быть ведущий и как минимум два участника. Она рассчитана на детей, которые уже полностью или частично знают алфавит.

Суть игры:

Возьмите карточки с картинками и пустые карточки. Раздайте детям по 5–7 карточек с рисунками и по столько же пустых. Затем пропойте любой звук и спросите, у кого есть картинки с изображением предмета, содержащего этот звук. Дети находят подходящую карточку, проговаривают слово и закрывают изображение пустой карточкой. Побеждает тот, у кого быстрее закроются все картинки.

Например, вы начинаете: «Ууууууу» и спрашиваете, у кого есть изображение с таким звуком. Ребенок поднимает руку и проговаривает: «Ууууу-тка» и закрывает пустой карточкой картинку.

Это упражнение помогает детям быстрее освоить чтение по слогам.

«Дострой недостающий слог или слово»

Для упражнения подойдут простые предложения из любимых сказок ребенка.

Суть игры:

Вы читаете ребенку предложение, но не произносите последний слог или слово. Ребенок должен достроить слово, и проговорить предложение целиком.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

Первый этап

Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

Другие упражнения для этого этапа:

• «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

• Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

• «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

• «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.

Как часто встречаются сочетание снижения слуха и аутизма

В практике встречаются случаи, когда ребенок страдает психическими заболеваниями и тугоухостью, но таких случаев совсем немного. Обычно, если ребенок сопротивляется обследованию, то слух у него может быть вполне нормальным, однако это не отменяет важности процедуры проверки слуха.

Можно привести несколько ярких примеров, которые наглядно показывают связь задержки психо-речевого развития и нарушения слуха. Один из случаев, когда 6-ти летний мальчик с ЗПР не был обследован на нарушение слуха, а родители не могли найти причину патологии. Как оказалось, он страдал сенсоневральной тугоухостью 3 степени, хоть и отвечал на вопросы врача, но это было невнятное бормотание. Родители лечили изначально не то заболевание, а нужно было начать с проверки слуха.

По наблюдениям специалистов, дети с нормальным развитием обычно идут на контакт с врачом и дают провести процедуру по проверке слуха. Меленькие пациенты, которые страдают различной степенью тугоухости позволяют проводить манипуляции, им это интересно. Это относится к детям старше одного года.

Выводом является один неоспоримый факт: если родители наблюдают у ребенка задержку психо-речевого развития, следует начинать как можно раньше с проверки слуха у такого ребенка, а уже затем идти к неврологам и психиатрам.

Статья имеет ознакомительный характер, самолечение не приемлемо. Обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

Зачем развивать фонематический слух

Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:

• ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков);

• ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.

Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.

Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.

Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.

Прогноз и профилактические меры

Если ребёнок путается в звуках, то важно своевременно обратиться к логопеду. При регулярных занятиях и помощи родителей речевое недоразвитие можно устранить в течение года. В зависимости от тяжести ФФН работа занимает от 1 до 12 месяцев.

Родители оказывают сильное влияние на формирование навыков устной речи. Очень часто проблемы с произношением звуков возникают из-за педагогической запущенности. Поэтому рекомендуется заниматься с малышом с момента его рождения. Особо внимательными стоит быть мамам, перенесшим тяжелые роды и беременность. Важно своевременно посещать специалистов, не пуская ситуацию на самотёк.

Второй этап

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

• «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.

• «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

• «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]