Автоматизация звука «З» в словах проводится после автоматизации в слогах. Для того, чтоб ребенку было интересно произносить слоги, их рекомендуется обыграть с помощью Бродилок. Бродилки можно найти в интернете, сделать своими руками, а можно скачать у нас на сайте.
При произношении звука [З] следите за артикуляцией (положение губ, щек, зубов).
Артикуляция звука [З]:
- губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
- между резцами небольшая щель;
- кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
- передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
- язык находится в положении «горка»;
- боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
- передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
- мягкое нёбо поднято (З — ротовой звук);
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют ( З – глухой звук).
Игры и упражнения на автоматизацию звука [З] в слогах:
- Упражнение «Повтори слоговые цепочки»:
Просите ребенка произносить ЗА-ЗА-ЗА и при этом шагайте пальчиками по
, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.
ЗА — ЗО — ЗУ ; ЗА — ЗУ — ЗО ЗА — ЗО — ЗА — ЗУ; ЗА — ЗУ — ЗЫ
2. Автоматизация звука [З] в прямых слогах:
ЗА – ЗА – ЗА – ЗА – ЗА ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ ЗО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ
3. Автоматизация звука [З] в обратных слогах:
АЗЗ – ОЗЗ – УЗЗ – ИЗЗ ЕЗЗ – ЁЗЗ – ЮЗЗ – ЯЗЗ
4. Звук [З] в интервокальных слогах:
АЗА – АЗО – АЗУ – АЗЫ УЗА – УЗО – УЗУ – УЗЫ ОЗА – ОЗО – ОЗУ – ОЗЫ ЫЗА – ЫЗО – ЫЗУ – ЫЗЫ
5. Автоматизация звука [З] в слогах со стечением согласных:
ЗНА – ЗНО – ЗНУ – ЗНЫ ЗМА – ЗМО – ЗМУ – ЗМЫ ЗВА – ЗВО – ЗВУ – ЗВЫ ЗДА – ЗДО – ЗДУ – ЗДЫ
Полезные советы:
- В начале каждого занятия по автоматизации звука [З] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
- Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [З] (см. артикуляционную гимнастику).
- Слова произносим медленно, четко выделяя звук [З]. Слова повторять 2-3 раза.
- Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
- При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
- Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
Для большей эффективности звук [З] в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине , в стечении согласных.
На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.
Задание: печатная буква З для дошкольников
Рассмотри букву З. Нашили букву З в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Распечатать
Автоматизация звука [З] в начале слов:
ЗА: за-то, за-пад, за-мок, за-вод, за-кон, за-кат, за-пах, за-гон, за-бег, за-пев, за-выть, за-быть, зай-ти, зай-ка, заг-нать, за-бо-та, за-ба-ва, за-те-я, за-ви-ток, за-ку-ток, за-га-дать, за-ду-мать, за-ко-пать, за-ки-дать, за-хо-теть, за-ки-нуть, за-ки-петь, за-тя-нуть, за-о-хать, за-е-хать, за-бе-гать, за-бо-дать, за-инь-ка, за-пон-ка, за-гад-ка, за-вет-ный, за-да-ни-е, за-да-ва-ка, за-би-я-ка, за-го-то-вить, за-го-тов-ка; ЗО: Зо-я, зонт, зон-тик; ЗУ: зу-бы, зуб, зу-бок, зуб-ной, зу-бат-ка; ЗЫ: зыб-кий.
Сказка про букву З
Нелетающий зонт
Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит — прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.
— 3-з-западня,— затрясся заяц,— убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.
Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит… И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо. Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.
— Давай, давай! Нажимай! — кричит заяц. — Зарядкой надо заниматься — быстрее бы бегал!
Плюнул волк. Видит — не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!
— Ах, козел! — рычит. — Нелетающий зонт продал!
И весь зонт зубами разорвал.
(Г. Юдин)
Автоматизация звука [З] в середине слов:
ЗА: ва-за, ба-за, ко-за, на-зад, фа-зан, ка-зак, ма-зать, е-го-за, ме-ду-за, ми-мо-за, у-ка-зать, на-ка-зать, по-ка-зать, мо-за-и-ка, не-за-буд-ки, у-ка-за-ни-е. АЗ: наз-вать, аз-бу-ка, наз-ва-ни-е; ЗО: би-зон, во-зок; ОЗ: воз-дух; ЗУ: ве-зу, ма-зут, вни-зу; ЗЫ: во-зы, та-зы, ко-зы, ва-зы, я-зык, му-зы-ка, му-зы-кант, на-зы-вать; ИЗ: из-ба, из-гиб, из-мять, из-бы-ток, из-нан-ка, из-да-ни-е.
Продолжи фразу
Мчится без оглядки. Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу. Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это? … (Зайка.)
Ясными ночками гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: — Спать ложитесь, поздно! Потому что мать — луна, А дочурки … (звезды).
Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку. Быстро делаю … (зарядку).
Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка. Как зверек зовется? … (Зайка.)
Я сижу, едва не плача, Очень трудная … (задача).
Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой. Двор в снегу, белы дома. Ночью к нам пришла… (зима).
В коридоре топот ног, То зовет всех в класс … (звонок).
Веселые стихи про букву З для детей
Сегодняшний завтрак «Завтра,— думал я вчера, — Сяду завтракать с утра. Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак. (В. Берестов)
Зайка, заинька-дружок! Посиди со мной часок. — Ни минуты не могу — В гости к ежику бегу. Он вчера меня встречал. Есть морошку приглашал. (Ф. Бобылев)
Зайке холодно в лесочке — Свяжем серому носочки. (А. Пудваль)
Зайка Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает: «Если я купил билет, Кто я: заяц или нет». (А. Шибаев)
Зачем у маленькой хозяйки Зеленый зонтик взяли зайки? Затем, чтоб прятаться от волка Под этим зонтиком из шелка. (Г. Сатир)
Заяц зайцу говорит: — Мне бы волчий аппетит! — В аппетите мало толку, Мне бы зубы как у волка. (В. Викторов)
Занят заклинатель змей Звонкой музыкой своей. А под музыку, друзья, Затанцует и змея. (В. Берестов)
Резиновую Зину Купили в магазине, Резиновую Зину В корзине принесли. Она была разиней. Резиновая Зина, Упала из корзины — Измазалась в грязи. (А. Барто)
Рано солнышко встает И спешит на огород: — Все ли, овощи, в порядке? Как дела на вашей грядке? Одолела вас дремота? Шевельнуться неохота? Всем командую: подъем! Физзарядку проведем. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, Потянись, Окончательно проснись. Сбрось с себя ночную лень — Впереди рабочий день. Надо к вечеру успеть Помидорам — покраснеть. Баклажанам — посинеть, Дыне с тыквой — пожелтеть. Надо к ужину поспеть. (Т. Полякова)
Зебу не знает ни снега, ни вьюги. Он и родился, и вырос на юге. К пальмам и к южному небу привык. Хотя он всего только бык… (Б. Заходер)
Земляничка Земляничка Возле пня всем сказала: — Нет меня! — Оглянулась и потом Притаилась под листом. Солнца луч ее нашел. Закричал: — Нехорошо! Обманула! Ай-ай-ай! Земляничка, вылезай! — Покраснела ягода и сказала: — Ябеда… (Л. Фадеева)
Знать бы, зачем Залилась спозаранку В замерзших зарослях Крошка-зарянка? Знать бы, зачем, Заглядевшись в зенит, Звонко и весело зяблик звенит? Знать бы, зачем Зашуршала змея? Знать бы, зачем Зеленеет земля? (В. Лунин)
Хотят ко дню рождения Мне подарить щенка, Но я сказал: «Не надо! Я не готов пока!» (С. Михалков)
Правильная артикуляция звука З
Звук «З» — звонкий свистящий, для его произношения важна сформированность органов речевого аппарата. Артикуляция свистящих зависит от положения языка в ротовой полости и формы, которую язык принимает во время говорения.
Логопед всегда поможет найти причину неправильного произношения.
Особенности артикуляции «З»:
- Губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, видны зубы.
- Челюсть не сомкнута, между зубами есть щель.
- Широкий кончик языка плотно упирается в нижние передние зубы.
- Боковые края языка прижаты к коренным зубам, образуя посередине ложбинку.
- Между верхним небом и центром языка образуется узкая щель, сквозь которую проходит воздушная струя.
- Мягкое небо приподнято и прижато к задней стенке глотки, тем самым закрывается проход в носовую полость. Воздух при говорении проходит через рот.
- Голосовые связки напрягаются и вибрируют, образуя голос. Выдыхаемый воздух при присоединении голоса превращается в звонкий звук «З».
Проблемы с артикуляцией «З» возникают, если у ребенка плоский язык, с трудом образуется ложбинка, присутствуют затруднения речевого дыхания. Дефекты шипящих портят речь ребенка и требуют профессиональной коррекции.
Загадки для детей на букву З
Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра И меня прогонят со двора. (Зима)
По полю скачет — Ушки прячет. Встанет столбом — Ушки торчком. (Заяц)
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима)
Хоть сама — и снег, и лед, А уходит — слезы льет. (Зима)
Когда все укрыто седыми снегами И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)
Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. (Змея)
Лежит веревка, Шипит плутовка. Брать ее опасно — Укусит. Ясно? (Змея)
По земле ползает, А к себе не подпускает. (Змея)
Свернешь — клин, Развернешь — блин. (Зонт)
Гуляю я и в дождь, и в зной: Характер у меня такой. (Зонт)
Тридцать два молотят, Один поворачивает. (Зубы и язык)
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода — кора. (Заяц)
Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы? (Заяц)
Длинное ухо. Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц)
Кто любит морковку И прыгает ловко. Портит в огороде грядки, Удирает без оглядки? (Заяц)
Не барашек и не кот. Носит шубу круглый год. Шуба серая — для лета, Шуба для зимы — другого цвета. (Заяц)
На черный платок Просыпано просо. Пришел петушок, А склевать-то не просто. (Звезды)
Белые цветочки Вечером расцветают, А утром увядают. (Звезды)
За бесчисленной отарой Ночью шел пастух усталый, А когда пропел петух — Скрылись овцы и пастух. (Звезды и месяц)
В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду, В нем таких, как я, Будет целая семья! (Зерно)
Что видно только ночью? (Звезды)
так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс Казахстан
Тема: «Звуки [з], [з’] и буквы З з».
24.09.2014 6712 0
Цель урока:
познакомить детей с новой буквой, совершенствовать навыки чтения двух-трехсложных слов, письма буквы, слогов, слов с буквой З.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Фонетическая разминка
— Сделаем звуковую разминку. — Что просит сказать врач, когда осматривает горло? А-а-а — Как воет волк? У-у-у — Как плачет младенец? Уа-уа-уа — Что говорит бабушка, когда устанет? Ох-ох-ох — А мама, когда огорчена? Эх-эх-эх — А папа, когда ругает? Ай-ай-ай — Как звенит комар? З-з-з
3. Проверка изученного.
Даны буквы: А, О, У, И, К, Ы. — Найдите — лишнюю, почему?. Докажите.
Игра «Спрятавшееся слово»
В каждом из слов: уточка, столб, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк спряталось ещё одно слово. Какие это слова?
4. Сообщение темы урока.
Сегодня ребята мы познакомимся с новыми буквами
Проблемная ситуация Отгадайте загадки.
Ребята, послушайте загадки. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром, нет ничего. (Звёзды) — Сколько гласных в слове? (2) — Сколько слогов? (2) — Разделите на слоги. — Поставьте ударение. — Сделайте звуковую схему.
Зимой белый, летом серый. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) — Сколько гласных в слове? (2) — Сколько слогов? (2) — Разделите на слоги. — Поставьте ударение. — Сделайте звуковую схему 5. Постановка учебной задачи
— Я произнесу слова, послушайте их внимательно и найдите одинаковый звук в словах: коза, глаза, роза, заяц, зонт, гнездо. (Звук [ з]). — Кто запомнил слова, которые я произносила? Где в слове спрятался звук? — Найдите одинаковый звук в словах: Зина, резина, мазила. — Вы догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня на уроке?(О звуке [з], [з’]). — Кто знает, как называется буква, которой мы запишем эти звуки? (Буква «зэ”). — Кто скажет тему нашего урока?
Характеристика звуков [з’] и [з] —
Вывод. Звуки {З }, {З ´} – согласные. Показ букв З и з печатными и письменными. 6. Игра упражнение в распознавании звуков [з’] и [з] в словах:
Если услышишь звук з – хлопни в ладоши: картина, корзина, картонка, звезда, лиса, замок, зебра.
7. Физминутка.
Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два – нагнулся Три – нагнулся Руки в сторону развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
8. Работа с Букварём.
Рассматривание буквы в «Букваре» Чем похожи и в чём разница? Название буквы – зэ Рассмотреть сине – зелёную карточку с буквой з. Почему ребята одна синяя, а вторая зелёная? На что похожа буква з ?
На эту букву посмотри, Она совсем как цифра 3. Извиваюсь словно змейка, Срисовать меня сумей- ка!9. Чтение слогов и слов с новой буквой.
Прочитать слог – назвать слово с данным слогом : Зу – зубы, за – коза, зи – корзина, зы – морозы, зо – зорька.
Чтение слов в столбиках.
За-ра зо-ла зуб Ко-за зонт зу-бы Гро-за зонтик зубр
Чтение слов по стрелке:
коза, гроза, забор, замок, коса, лиса, сани, садик.
Вставить в слова буквы и прочитать
: слон, лиса, зубр, коза, страус.
10. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше.
11. Письмо. Работа в прописи.
Сравнение печатной и письменной букв Зз. Знакомство с письменными буквами: Безотрывное письмо строчной буквы з. Безотрывное письмо заглавной буквы З.обводка буквы, письмо по образцу.
12. Подведение итогов урока.
-Что новое вы узнали на уроке? — Что было интересно? — Что было трудно? Вы – молодцы! Хорошо потрудились!